Предмет интеллектика что это в школе
Интеллектика и экономика
Ребята особенно любят кружок экономики и интеллектики, ведь там они строят свои города, торгуют, развивают инфраструктуру и учатся первым экономическим отношениям. Заместитель директора Ермаков Николай Юрьевич – неподкупный и непредвзятый судья всегда может подвести итог, чей город стал мегаполисом, а чей опустел.
Образовательная программа данного кружка ориентирована на достижение результатов определенного уровня по конкретным видам внеурочной деятельности младших школьников и учащихся 5-6 классов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю и включают в себя игры на развитие внимания, упражнения на развитие логики, знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Задания для занятий подобраны из разных областей знаний: математика, языкознание, окружающий мир(в том числе, на доступном возрастном уровне включены некоторые задания по географии, астрономии, химии физике ), литература.
Все ближе становится день начала нового учебного года. В преддверии его мы проводим родительские собрания, на которых Вы…
Уважаемые родители! В связи со сложившейся во всем мире ситуацией вокруг эпидемии коронавируса, в случае продления режима повышенной…
Уважаемые родители! На дополнительных каникулах с 24 февраля 2020 года по 1 марта 2020 года предлагаем Вашим детям…
Начат набор группы (от 10 до 17 лет) в летний языковой лагерь Oxford International Education Group с 16.07.2019…
Что такое «интеллектика», или Знания нужны всегда!
Как развивать способность ребенка к познанию?
Детские психологи все больше говорят о том, что надо не учить ребенка предметам, а учить учиться, развивать интеллект. Интеллектом называют именно общую способность к познанию, пониманию и разрешению проблем. Наша задача — не вырастить гения, а в том, чтобы дать ребенку знания и умения, которые помогут ему вырасти успешным человеком, способным постоянно учиться новому. Поэтому многие школы уже ввели новый предмет — интеллектику. Задача этого предмета — помочь в развитии познавательных процессов у младшеклассников.
Первый класс — сложный период в жизни ребёнка. Он адаптируется к школе, знакомится с новыми людьми. У малыша еще слабая волевая регуляция, то есть «хочу» важнее чем «надо». Такие важные показатели работы мозга как память и внимание находятся в стадии формирования. А если ребенок не посещал дошкольные учреждения, то еще и слабые навыки общения.
И здесь на помощь приходят уроки интеллектики. Основное отличие этих уроков в том, что их в игровой форме ведет психолог, который преподает не предмет (письмо, счет), а учит использовать свои знания. Уметь сравнивать, обобщать, находить закономерности, классифицировать, давать определения, рассуждать, делать выводы и учиться конструктивному общению со взрослыми и одноклассниками.
Это может быть «урок-путешествие», «урок загадок и пословиц», урок-игра. Первоклассники не знают, что тем самым развивается их индивидуальность, эмоциональный интеллект, развивается умение думать, выражать мысли и отстаивать свое мнение. Даже те ошибки, которые малыш исправит сами, добавят ему уверенности. У него получилось, значит, что он не будет бояться выйти к доске.
Прелесть интеллектики в том, что вы можете заниматься с ребенком и сами, приняв на вооружение ее общие принципы:
Занимаейтесь с ребенком регулярно и в хорошем настроении. В интеллектике нет неправильных ответов, есть возможности поискать решения еще раз и посмеяться над разными ситуациями. Например, если рыбу по ошибке назвали зверем, то можно вспомнить ту первую рыбу, которая вышла на берег, и нарисовать ее. Или представить рыбину на страусиных ногах, или на гусеничном ходу, как у танка. Так любая казалось бы ошибка превратится в новую возможностью развития.
Итак, выбираем время, говорим самые лучшие для детей слова «Давай с тобой поиграем!» и приступаем.
1. Развиваем внимание и слуховую память.
Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши 1 раз, если фрукты — 2 раза.
Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
Кто запомнил, какие я называла фрукты?
2. Развиваем зрительную память. Учимся обобщать и исключать.
Даны картинки, их надо запомнить.
Банан, груша, яблоко, арбуз, ананас, персик.
Какая картинка лишняя и почему? Как остальные картинки можно назвать одним словом?
3. Развиваем гибкость мышления. Групповая работа.
На что похожи эти рисунки?
Можно посоревноваться друг с другом, а если удастся привлечь и других членов семьи, то проверьте, чтобы в команде были слабый и сильный (то есть дети против родителей будет неправильно).
В следующий раз поиграть можно так:
А давай мы сегодня отправимся в страну «Почемучек!»
1. Разминка.
2. Развитие воображения.
Подумайте и скажите, на что похожи эти картинки?
3.Обобщение и исключение. Развитие мышления и кругозора.
Посмотрите на картинки и скажите, какая лишняя и почему?
4. Развитие внимания:
5. Физминутка.
Раз-мы встали
Раз-мы встали, распрямились.
Два-согнулись, наклонились.
Три-руками три хлопка.
А четыре-под бока.
Пять-руками помахать.
Шесть-на место сесть опять.
Еще уроки.
1. Развитие пространственных представлений.
Умение слушать и выполнять инструкции взрослого.
Раскрась правильно бантики у девочек в самом нижнем ряду:
2. Загадка.
Круглое и гладкое,
Душистое и сладкое,
На дереве соком наливалось,
Созрело и на земле оказалось?
Где и как мы можем использовать этот фрукт?
(Сделать яблочный сок, компот, варенье, джем, начинку для пирога, запечь, засушить, натереть, съесть, поделиться).
3. Развитие мышления.
Обобщение, исключение предметов. Поисковое задание.
На доске картинки с растениями.
Колокольчик, гвоздика, тюльпан, роза, нарцисс, ель, берёза, дуб, одуванчик, василёк, ромашка, ландыш.
Что общего на картинках? (на картинках изображены растения).
Как же нам запомнить все картинки?
Какие растения лишни и почему?
На какие множества можно разделить растения?
4. Развитие зрительной памяти.
Ребята! А кто запомнил, какие были изображены на картинках растения?
5. А теперь игра на внимание. Развитие пространственных представлений.
А сколько всего у вас палочек?
Попробуйте из палочек сделать модель ёлочки.
Или вот так:
1. Развитие мышления.
Сходство и отличие предметов. Групповая работа.
У вас получилась замечательная ёлочка. Пока мы из палочек составляли ёлочку, Буратино пригласил к себе в гости ёжика (картинка ежа и ёлки).
А в чём сходство и отличие ежа и ёлки?
Что общего у ёжика и молока? (сворачиваются).
2. Подарок ёжику. «Дорисуй».
На что похожи эти предметы? Развитие гибкости мышления, оригинальности.
3. Найти лишнее слово (умение исключать, обобщать)
1. В первом столбике прочитайте слова. Как вы думаете, какое из этих слов лишнее и почему?
Лишнее слово «размышлять». А как мы можем назвать одним словом оставшиеся слова?
«Чувства человека». А эти чувства положительные или отрицательные? (отрицательные).
2. Во втором столбике прочитайте слова и найдите лишнее слово.
Лишнее слово «рассуждать», так как оставшиеся слова обозначают «действия людей и животных».
Слово «рассуждать» вешается отдельно на доску.
3. В третьем столбике прочитайте слова и найдите лишнее слово.
Лишнее слово «думать». Оставшиеся слова обозначают «положительные чувства».
Для нас главными на сегодняшний урок стали слова: размышлять, рассуждать, думать. А какое вы можете предложить общее слово для этих понятий?
Учитель выслушивает все версии детей:
Значит, сегодня на уроке интеллектики мы будем: размышлять, рассуждать, думать, мыслить, соображать, раздумывать, понимать, разбираться.
Обязательный курс интеллектики проводится в нашей школе второй год., Это позволяет сделать первые выводы: дети стали более уверены в себе, научились защищать свою точку зрения, не боятся собственного поражения. У многих ребят повысилась самооценка, так как на этих уроках они чувствуют себя более успешными. Благодаря коллективным формам работы ребята стали внимательнее относиться друг к другу.
Рабочая программа по курсу «Интеллектика» школа 21 века.
Раздел «Пояснительная записка»
Программа курса «Интеллектика» является модифицированной программой дополнительного образования и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы курса развития мыслительных способностей учащихся начальной школы А.З. Зака «Интеллектика» (Москва: Интеллект-Центр, 2007). И обеспечивается учебно-методическим комплексом на основе следующих
(основных) нормативно-правовых документов:
— закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
— приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
— приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
— приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
приказ Минобрнауки России от 19.12.20 l 2 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
— Основной образовательной программы
Смысл курса интеллектика состоит в том, чтобы организовать в начальных классах занятия, на которых любые дети – с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные – могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Это весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-нибудь учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается не на школьные знания, а на поисковую активность и сообразительность ребенка.
Предмет интеллектика построен на материале 24 видов задач неучебного материала и включает 32 занятия для каждого
класса четырехлетней начальной школы. Принципиальной задачей предмета выступает развитие мыслительных способностей, не усвоение именно каких-то конкретных знаний и умений. Систематический курс, построенный на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – неучебном материале создает благоприятные возможности для развития личности ребенка. Основное время на уроке занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.
Цель учебного курса:
обеспечить более высокий уровень интеллектуальной подготовки обучающихся начальных классов;
более широкие, чем обычно возможности произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения и, главное, абстрактно-логического и творческого мышления.
способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счет гармоничного сочетания учебной деятельности, с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы обучающихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных способностей.
Раздел «Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Занятия данной программы включают в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, развитие способности анализировать.
В играх «Одинаковое, разное у двух – 1», «Одинаковое, разное у двух – 2», «Одинаковое, разное у двух – 3», первоклассники решают задачи первой степени сложности, варьируются 2 признака. Учащиеся решают несколько вариантов основных задач. Для детей, которые в состоянии легко и быстро справиться с разными вариантами основных задач, в тетради помещены более сложные задачи.
Игра «Одинаковое, разное у трёх – 1», «Одинаковое, разное у трёх – 2», «Одинаковое, разное у трёх – 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности, варьируются 2 признака. Учащиеся решают несколько вариантов основных задач. Для детей, которые в состоянии легко и быстро справиться с разными вариантами основных задач, в тетради помещены более сложные задачи.
Развитие способности комбинировать:
В играх «Перестановки – 1», «Перестановки – 2», «Перестановки – 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности с одной перестановкой. Первый вариант основных задач немного легче, чем второй (меньше фигурок в четырёх клетках). Более сложные задачи помещены в конце занятия. Для детей, которые в состоянии легко и быстро справиться с разными вариантами основных задач, в тетради помещены более сложные задачи.
В играх «Передвижения – 1», «Передвижения – 2», «Передвижения –3» первоклассники решают задачи первой степени сложности, т.е. сопоставляются типы лишь одного перемещения. Первый вариант основных задач немного легче, чем второй.
Развитие способности планировать:
В играх «Шаги – 1», «Шаги – 1», «Шаги – 1» первоклассники решают задачи первой степени сложности, когда утка делает 2 – 3 шага.
В играх «Шаги, прыжки – 1», «Шаги, прыжки – 2», «Шаги, прыжки – 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности, когда кошка делает 2 разных перемещения.
Развитие способности рассуждать:
Игра «Что подходит?». Используются знания об основных классах явлений природы и предметах культуры.
«У кого что?». В основе рассуждений задач этого типа лежит логическое вычитание.
«Раньше, позже». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о скорости действий представленных в условиях персонажей с суждениями о времени начала или окончания их деятельности или с суждениями о количестве полученного в результате этих действий продукта.
«Соседний через один». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о характере взаимного расположения предметов, упоминаемых в условии.
Задачи сюжетно – логического типа четырёх уровней сложности. В первом классе представлены задачи первого уровня сложности.
«Ближе, левее». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о пространственном расположении предметов.
«Родственники». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений родства, упоминаемых в условии.
«Ближе, чем…». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о степени выраженности свойств персонажей.
«Сходство, отличие». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о сходстве и различии свойств персонажей
Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектика » в 1-4 классах
Выбранный для просмотра документ 1 кл. ИНТЕЛЛЕКТИКА. ГОТОВО.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Заместитель директора по УВР
Директор МБОУ C ОШ
по общеинтеллектуальному направлению
Учитель: Шапиро Вера Ивановна
Количество часов в классе: 1 ч._в неделю,33 часа в год
Руководитель МО ____________________ Шапиро В. И.
Современное начальное образование ставит своей главной целью: развитие личности ребёнка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится развитию творческих качеств личности ребёнка: «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение…»
Введение во внеурочную деятельность младших школьников регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Интеллектика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Первый класс — сложный период в жизни ребёнка. Он адаптируется к школе, знакомится с новыми людьми. Такие важные показатели работы мозга как память и внимание находятся в стадии формирования. А если ребенок не посещал дошкольные учреждения, то еще и слабые навыки общения.
И здесь на помощь приходят занятия «»Интеллектики». Основное отличие этих занятий в том, что проходят они в игровой форме и учат детей использовать свои знания, уметь сравнивать, обобщать, находить закономерности, классифицировать, давать определения, рассуждать, делать выводы и учиться конструктивному общению со взрослыми и одноклассниками.
Программа курса «Интеллектика» по формированию универсальных учебных действий в начальной школе составлена на основе:
основных требований «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
методического руководства А.З. Зака «Интеллектика. Систематический курс формирования универсальных учебных действий в 1-4 классах».- Москва: Издательство «Интеллект – центр», 2013.
2. Цели и задачи изучения курса
Цель : развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения и мышления) и совершенствование волевой регуляции поведения.
сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
развивать образное мышление;
развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
развивать творческие способности;
увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
3. Содержание программы
Основная задача развития первоклассников состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.
Общие принципы занятий «Интеллектика»:
всегда давать ребенку объяснить свою позицию;
не указывать на ошибки, а подводить к правильному решению;
это не оценочный, а развивающий курс, здесь учат успеху;
все задания здесь требуют творческого подхода. («Подбери картинки», «Расставь слова», «Загадочные контуры» и др.)
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Система занятий по курсу «Инетеллектика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствование развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью занятий является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Интеллектика»
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Основные виды учебной деятельности учащихся
Развитие способности анализировать
Использовать графические средства помощи в решении задач. Составлять свои задачи.
Развитие способности комбинировать
Создавать разные сочетания предметов или их элементов.
Искать варианты пространственного расположения предметов при изменении их местоположения по определенным правилам. Соотносить начальное и конечное расположение фигурок, чтобы определить характер изменений. Решать задачи первой степени сложности, где сопоставляются типы одной перестановки, одного передвижения, одного обмена. Использовать графические средства помощи в решении задач. Составлять свои задачи.
Развитие способности планировать
Определять этапы получения результата. Разрабатывать последовательность действий для достижения поставленной цели. Определять маршрут перемещений воображаемого персонажа по игровому клеточному полю на основе определенных правил. Решать задачи первой степени сложности, где нужно сделать 1-2 перемещения.
Использовать графические средства помощи в решении задач. Составлять свои задачи.
Развитие способности рассуждать
6. Формы проведения занятий
7. Оценка эффективности и результативности занятий по программе «Интеллектика»
Для оценки эффективности занятий «Интеллектика» используются следующие показатели:
прямыми показателями являются показатели развития познавательной сферы школьников
(степень расчлененности восприятия,
сформированность мыслительных операций сравнения,
внутреннего плана действия,
вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления);
в качестве косвенных показателей выступают показатели изменений в мотивационно-личностной сфере учащихся
(формирование положительного отношения к школе и учению,
нарастание уверенности в себе,
повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы,
стремление отстаивать свое мнение,
формирование адекватной самооценки,
повышение интереса ко всем школьным урокам,
исчезновение боязни отвечать на уроках,
рост школьной успеваемости).
8. Календарно- тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности
«Интеллектика» в 1 А классе ( 1 час в неделю, 33 часа в год)
Развитие способности комбинировать.
Игра «Перестановки –1».
Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое, разное у двух –1»
Освоить выполнение заданий игры «Одинаковое, разное у двух – 1». Определять сходство и различие предметов по двум конкретным признакам с утвердительными суждениями, отрицательными суждениями. Самостоятельно выполнять задание. Коллективно обсуждать варианты решения
Развитие способности комбинировать.
Развитие способности планировать.
Развитие способности комбинировать.
Игра «Перестановки – 2»
Решать задачи первой степени сложности (с одной перестановкой), в которых начальное расположение фигур и характер перестановок известны, а конечное расположение фигур нужно выбрать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором из двух расположений при трех фигурах в четырех клетках; задачи с выбором из трех расположений при двух фигурах в четырех клетках. Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения
Развитие способности анализировать.
Игра «Одинаковое, разное у двух – 2»
При решении задач первой степени сложности оперировать не только конкретными признаками предметов, а количествами одинаковых или разных признаков у сопоставляемых предметов (по двум признакам). Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности комбинировать.
Игра «Передвижения –2»
Освоить выполнение заданий первого уровня сложности (сопоставляются типы одного передвижения): узнать, какое было передвижение, если начальное расположение фигур и характер передвижений известны, а конечное расположение фигур нужно выбрать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором из двух расположений при двух фигурах в четырех клетках; с выбором из трех расположений при двух фигурках в четырех клетках. 1Самостоятельно выполнять задание. Коллективно обсуждать варианты решения
Развитие способности планировать.
Развитие способности комбинировать.
Игра «Перестановки – 3»
Решать задачи первой степени сложности (с одной перестановкой), в которых конечное расположение фигур и характер перестановок известны, а начальное их расположение нужно выбрать их предложенных вариантов. Даются задачи с выбором из двух расположений при трех фигурах в четырех клетках; из трех расположений при двух фигурах в четырех клетках. Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности анализировать.
Игра «Одинаковое, разное у двух – 3»
При решении задач первой степени сложности оперировать не только конкретными признаками предметов и количествами одинаковых или разных признаков у сопоставляемых предметов, а отношениями количеств одинаковых и разных признаков (по двум признакам). Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения –3»
Освоить выполнение заданий первой степени сложности (сопоставляются типы одного передвижения): узнать, какое было передвижение, если конечное расположение фигур и характер передвижений известны, а начальное расположение фигур нужно выбирать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором из двух расположений при двух фигурах в четырех клетках;
с выбором из трех расположений при двух фигурках в четырех клетках. Самостоятельно выполнять задание. Коллективно обсуждать варианты решения
Развитие способности планировать.
Развитие способности комбинировать.
Освоить решение задач первой степени сложности
(с одним обменом): узнать, какой был обмен, если известно, как размещались фигуры в клетках до обмена и после. Даются задачи, где нужно выбрать из двух типов обмена при трех фигурах; из трех типов обмена при трех фигурах. Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности анализировать.
Игра «Одинаковое, разное у трех – 1»
При решении задач первой степени сложности оперировать конкретными признаками предметов (по двум признакам). Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности комбинировать.
Освоить решение задач первой степени сложности
(с одним обменом): узнать, какой был обмен, если начальное расположение фигурок и характер обменов известны, а конечное расположение фигур нужно выбрать из предложенных вариантов. Даются задачи с выбором из двух расположений при трех фигурах; с выбором из трех расположений при трех фигурах. Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности планировать.
Развитие способности комбинировать.
Освоить решение задач первой степени сложности
Развитие способности анализировать.
Игра «Одинаковое, разное у трех – 2»
При решении задач первой степени сложности оперировать не конкретными признаками предметов, а количествами одинаковых или разных признаков у сопоставляемых предметов (по двум признакам). Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности рассуждать.
В основе рассуждения лежат обобщение и конкретизация указанных в их содержании предметов.
В задачах 1 варианта требуется найти предмет, относящихся к тому же классу, что и другие (классифицировать предметы по их признакам).
Во втором варианте вводится отрицательное суждение – требуется найти предмет, который не относится к тому же классу, что и другие, представленные в задаче.
В четвертом варианте неизвестным становится один из компонентов условия: требуется определить, какой информации недостает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.
Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности планировать.
Развитие способности рассуждать.
В основе рассуждения задач лежит логическое вычитание, т.е. соотнесение общего суждения с одним из частных для выведения другого частного суждения.
Даются задачи, в которых нужно найти связь одного персонажа и одного предмета на основе информации о связи другого персонажа с другим предметом.
Во втором варианте задачи вводится отрицательное суждение – требуется найти связь одного персонажа и одного предмета на основе информации об отсутствии связи другого персонажа с другим предметом.
В четвертом варианте неизвестным становится один из компонентов условия: требуется определить, какой информации недостает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.
Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое, разное у трех– 3»
При решении задач первой степени сложности оперировать не конкретными признаками предметов и не количествами одинаковых или разных признаков у сопоставляемых предметов, а отношениями количеств одинаковых и разных признаков (по двум признакам). Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности рассуждать.
В основе рассуждения задач лежит соотнесение суждений о скорости действий персонажей с суждениями о времени начала и окончания их деятельности или с суждениями о количестве полученного в результате этих действий продукта.
В первом варианте задач требуется установить время окончания или начала деятельности персонажей.
Во втором варианте задачи требуется установить отношение количества продуктов деятельности персонажей или отношение скорости их действий.
В четвертом варианте неизвестным становится один из компонентов условия: требуется определить, какой информации недостает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.
Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности планировать.
Развитие способности рассуждать.
В основе рассуждения в задачах первого уровня лежит соотнесение суждений об одном пространственном отношении предметов.
В первом варианте используется пространственное отношение «выше – ниже».
Во втором варианте используется пространственное отношение «левее – правее».
В третьем варианте используется пространственное отношение «ближе – дальше».
В пятом варианте неизвестным становится один из компонентов условия: требуется определить, какой информации недостает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.
Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности планировать.
Игра «Шаги, прыжки – 1»
Решать задачи первой степени сложности (кошка делает два разных перемещения), в которых нужно узнать, какие перемещения сделала кошка, если известны начальная и конечная точка ее пути. Даются задачи, где нужно выбрать между двумя парами перемещений, которые начинаются с шага; более сложные задачи связаны с выбором из двух пар перемещений, где первое – прыжок. Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности рассуждать.
В основе рассуждений задач первого уровня сложности содержатся сведения об одном родственном отношении.
В первом варианте используются утвердительные суждения в условии задачи и ее вопросе.
Во втором варианте используется отрицательное суждение, а в ее вопросе утвердительное суждение.
В пятом варианте неизвестным становится один из компонентов условия: требуется определить, какой информации недостает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.
Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности планировать.
Игра «Шаги, прыжки – 2»
Решать задачи первой степени сложности (кошка делает два разных перемещения), в которых нужно узнать, какие перемещения сделала кошка, если известны начальная клетка прыжков и их характер, а конечную клетку нужно выбрать. Даются задачи с выбором конечной клетки после шага и прыжка кошки; более сложные задачи связаны с выбором клетки после прыжка и шага кошки. Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности рассуждать.
В основе рассуждений задач первой степени сложности содержатся сведения об одном отношении свойств персонажей.
В первом варианте используются утвердительные суждения в условии задачи и ее вопросе.
Во втором варианте в условии задачи используется отрицательное суждение, а в ее вопросе утвердительное.
В третьем варианте в условии задачи используется утвердительное суждение, а в вопросе отрицательное.
В пятом варианте неизвестным становится один из компонентов условия: требуется определить, какой информации недостает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.
Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Развитие способности планировать.
Игра «Шаги, прыжки – 3»
Развитие способности рассуждать.
Игра «Сходство, отличие»
В основе рассуждений задач первой степени сложности лежит соотнесение суждений о сходстве и отличии свойств персонажей (одно суждение).
В первом варианте используются утвердительные суждения в условии задачи и ее вопросе.
Во втором варианте используется отрицательное суждение в условии задачи, а в вопросе – утвердительное.
В третьем варианте в условии задачи используется утвердительное суждение, а в вопросе –отрицательное.
Развитие способности рассуждать.
Игра «Соседний, через один»
В основе рассуждения задач лежит соотнесение суждений о характере взаимного расположения предметов. Первые два вида задач связаны с суждениями о характере взаимного расположения предметов, а два других – с изменением структуры задач.
Задачи решаются с опорой на рисунок с восемью предметами (цветами), имеющими два признака в четырех вариантах:
В первом варианте взаимное расположение предметов характеризуется как «быть соседним»;
Во втором варианте взаимное расположение предметов характеризуется как «находится через один»;
В четвертом варианте неизвестным становится один из компонентов условия: требуется определить, какой информации недостает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.
Самостоятельно выполнять задание по правилу. Коллективно обсуждать варианты решения.
Итоговое занятие. Диагностика.
Определение уровня развития мыслительных способностей: анализировать, комбинировать, планировать, рассуждать.
Выявить степень изменения уровня развития указанных способностей.
Использование методик «Фигурка в контуре», «Ладья», «Белка», «Выводы».
9. Учебно-методические пособия к программе
10. Материально-техническое обеспечение
Выбранный для просмотра документ 2 кл. ИНТЕЛЛЕКТИКА. ГОТОВО.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 80
Заместитель директора по УВР
Директор МБОУ C ОШ № 80
по общеинтеллектуальному направлению
Учитель: Шапиро Вера Ивановна
Количество часов в классе: 1 ч. в неделю, 35 часов в год
Руководитель МО ____________________ Шапиро В. И.
Современное начальное образование ставит своей главной целью: развитие личности ребёнка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится развитию творческих качеств личности ребёнка: «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение…»
Введение во внеурочную деятельность младших школьников регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Интеллектика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, основанный на деятельностном подходе, как основном способе получения знаний, определил важнейшие задачи образования в начальной школе:
становление личности выпускника как любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
Курс «Интеллектика» призван помочь младшему школьнику в освоении нового вида деятельности – учебной. Это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
Но на уроках мало уделяется внимания решению поисковых задач. С каждой последующей задачей одного и того же типа поисковая деятельность постепенной свертывается, т.к. происходит овладение навыком решения задач определенного типа. Ребенок уже не ищет способ решения задачи, а применяет его.
Поэтому, введение интеллектуально и личностно развивающих занятий может осуществляться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях, поскольку на этих занятиях появляется возможность осуществления творческой деятельности ребенка. Данный вид деятельности не нацелен на освоение уже известных знаний, а способствует формированию самодеятельности ребенка, реализации его собственных идей, направленных на созидание нового.
Рабочая программа внеурочной деятельности имеет интеллектуальную направленность, является продолжением учебных программ начального общего образования и направлена на реализацию технологии по формированию универсальных учебных действий.
Смысл программы – учить детей с разной интеллектуальной подготовкой решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом.
Актуальность программы основывается на требованиях нового стандарта обучения, интересе, потребностях обучающихся и их родителей, обусловлена тем, что формируемые универсальные учебные действия в будущем станут основой для успешного продолжения обучения в среднем и старшем звене школы.
Программа курса «Интеллектика» по формированию универсальных учебных действий в начальной школе составлена на основе:
основных требований «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
методического руководства А.З. Зака «Интеллектика. Систематический курс формирования универсальных учебных действий в 1-4 классах».- Москва: Издательство «Интеллект – центр», 2013.
2. Цели и задачи изучения курса
Цель : развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения и мышления) и совершенствование волевой регуляции поведения.
сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
развивать образное мышление;
развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
развивать творческие способности;
увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
3 Содержание программы
Основная задача развития первоклассников состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.
Общие принципы занятий «Интеллектика»:
всегда давать ребенку объяснить свою позицию;
не указывать на ошибки, а подводить к правильному решению;
это не оценочный, а развивающий курс, здесь учат успеху;
все задания здесь требуют творческого подхода. («Подбери картинки», «Расставь слова», «Загадочные контуры» и др.)
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Система занятий по курсу «Инетеллектика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствование развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью занятий является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Интеллектика»
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
Основные виды учебной деятельности учащихся
Развитие способности анализировать
Использовать графические средства помощи в решении задач. Составлять свои задачи.
Развитие способности комбинировать
Создавать разные сочетания предметов или их элементов.
Искать варианты пространственного расположения предметов при изменении их местоположения по определенным правилам. Соотносить начальное и конечное расположение фигурок, чтобы определить характер изменений. Решать задачи второй степени сложности, где сопоставляются сочетания двух перестановок, двух передвижений, двух обменов.
Использовать графические средства помощи в решении задач. Составлять свои задачи.
Развитие способности планировать
Определять этапы получения результата. Разрабатывать последовательность действий для достижения поставленной цели. Определять маршрут перемещений воображаемого персонажа по игровому клеточному полю на основе определенных правил. Решать задачи второй степени сложности, где нужно сделать 2-3 перемещения.
Использовать графические средства помощи в решении задач. Составлять свои зад ачи.
Развитие способности рассуждать
6. Формы проведения занятий
7. Оценка эффективности и результативности занятий по программе «Интеллектика»
Для оценки эффективности занятий «Интеллектика» используются следующие показатели:
прямыми показателями являются показатели развития познавательной сферы школьников
(степень расчлененности восприятия,
сформированность мыслительных операций сравнения,
внутреннего плана действия,
вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления);
в качестве косвенных показателей выступают показатели изменений в мотивационно-личностной сфере учащихся
(формирование положительного отношения к школе и учению,
нарастание уверенности в себе,
повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы,
стремление отстаивать свое мнение,
формирование адекватной самооценки,
повышение интереса ко всем школьным урокам,
исчезновение боязни отвечать на уроках,
рост школьной успеваемости).
8. Календарно- тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности
«Интеллектика» во 2 А классе ( 1 час в неделю, 35 часов в год)