Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут?

О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Зачем нужны уроки финансовой грамотности?

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.

Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Реализация проекта

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:

На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.

Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Ожидаемые результаты

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Источник

Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе

Основы финансовой грамотности в школе

Курс финансовой грамотности, представленный корпорацией «Российский учебник», универсален. Его можно внедрять как отдельным предметом, так и в других организационных формах. Материалы курса подходят для внеурочной деятельности (например, «Клуб знатоков финансовой грамотности»), для уроков по обществознанию и прочих занятий. Некоторые элементы курса целесообразно использовать в 6-7 классах, в 8 классе модули особенно актуальны при изучении экономической системы. Подробно просвещать детей в сфере финансовой грамотности лучше в 9-11 классах, когда ученики становятся активными участниками товарно-денежных отношений и могут применить полученные знания сразу после уроков.

Новые пособия «Сборники специальных модулей по финансовой грамотности» содержат методические рекомендации, программы для интеграции в традиционные курсы и во внеурочную деятельность, сценарии уроков-практикумов, задания на знание финансовых структур и на грамотность в других сферах. Используя эти материалы, педагог формирует необходимые в современной жизни компетенции, что соответствует новым образовательным стандартам.

Финансовая грамотность как элемент новой грамотности

Создание курса финансовой грамотности имело серьезные предпосылки, такие как переход к компетентностному подходу в обучении, введение личностных и метапредметных результатов, формирование представлений о новой грамотности.

В наше время смысл знаменитого выражения философа Фрэнсиса Бэкона «Знание — это сила» видоизменяется: знание становится средством достижения целей, способом саморазвития. Конечно, традиционный набор знаний остается ядром образовательного процесса, однако передача информации перестает быть главной задачей педагогов. В век высоких технологий, когда человек может получить любую информацию из цифровых источников, школа обретает новую роль в жизни общества. Главной целью обучения становится подготовка ученика к взрослению: воспитание думающего, мыслящего человека, в своем поведении ориентирующегося на определенные ценностные установки. Снова в моду вошло понятие «грамотность», но значение его расширилось.

Базовая грамотность. Когнитивная (использование знаковых систем как инструментов коммуникации) и некогнитивная (понимание себя: управление эмоциями, управление телом).

Отраслевая грамотность. Знание важных сфер повседневности, привязка к предмету или определенной области: например, финансы, здоровье, экология.

На занятиях по финансовой грамотности сокращается разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни, реализуется модель: «Школа, которая готовит к завтрашнему дню». Полностью спрогнозировать будущее невозможно, однако современные методисты активно работают над тем, чтобы дети получили навыки, которые им точно пригодятся.

Что нужно объяснить детям о мошенничестве

Одна из актуальнейших тем, включенных в курс финансовой грамотности — мошенничество. С развитием цифровых ресурсов оно получило широчайшее распространение и дети могут столкнуться с ним повсеместно. Авторы пособий представляют информацию, которую необходимо донести ученикам, чтобы те могли противостоять киберпреступности и не стали жертвами финансовых махинаций.

Законодательная база (Статья 159 УК РФ).

Виды кибермошенничества (скимминг, фишинг, вишинг, смишинг, фарминг, «нигерийские письма», кликфрод, кликджекинг).

Виды нецифрового финансового мошенничества (брачные аферы, махинации с арендой и покупкой недвижимости или автомобилей, раздолжнители, использование чужих паспортов для сомнительных сделок, нелегальные азартные игры).

Негативные поведенческие стереотипы (нарушение регламента пользования финансовыми инструментами, нежелание погружаться в детали сделки, потеря бдительности при взаимодействии с незнакомыми или малознакомыми контрагентами, высокая готовность к риску и др.)

Способы социального манипулирования.

Обсуждение таких тем как финансовые махинации раскрывает перед учеником разные грани жизни современного общества, дает ценные умения для обеспечения собственной безопасности. Подростки сразу начинают проявлять свою финансовую грамотность на практике.

Приглашаем вас пройти бесплатный онлайн-курс повышения квалификации «Финансовая грамотность».

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по экономике 10–11 классов
Предмет финансовая грамотность в школе что это такое
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 7 класса

В модуле рассматриваются функции спроса и предложения, при решении систем линейных уравнений разбираются задачи, связанные с понятиями рыночного равновесия и равновесной цены, торгового дефицита и избыточного предложения.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 6 класса
Предмет финансовая грамотность в школе что это такое
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию 9 класса

Источник

Российских школьников в обязательном порядке начнут учить финграмотности

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

С 1 сентября 2022 года учащимся первых и пятых классов российских школ в обязательном порядке начнут преподавать «элементы финансовой грамотности»; по согласованию с родителями это может произойти уже в нынешнем году, говорится в сообщении Банка России.

В ЦБ пояснили, что обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс закреплено в разработанных при участии регулятора новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования.

При этом речь идет об изучении «элементов финансовой грамотности» на уроках математики, географии и обществознания.

«Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия», — говорится в сообщении ЦБ.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

В Банке России пояснили, что детям с первого класса будут прививать навыки безопасного совершения финансовых операций через интернет, а также учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. Школьникам постарше расскажут, как оценивать риски предпринимательской деятельности и избегать разных видов финансового мошенничества. Кроме того, их научат самостоятельно составлять и заполнять некоторые документы — заявления, обращения, декларации, доверенности.

«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом», — сказал первый зампред Банка России Сергей Швецов.

По словам первого замглавы Центробанка, благодаря сотрудничеству Минпросвещения с ЦБ и Минфином азы финансовой грамотности уже сейчас проходят в 86% российских школ. В 2019 году Минпросвещения сообщало, что уроки финансовой грамотности входят в программу около 30 тыс. российских школ (более 70% от общего числа), а в 35% учебных заведений элементы финансовой грамотности присутствуют уже в программах начальных классов.

Источник

Эксперт рассказал, нужны ли уроки финансовой грамотности

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Должна ли финансовая грамотность стать обязательным школьным предметом? И не будет ли он в таком случае вызывать отторжение? Обсудим тему с кандидатом педагогических наук, научным руководителем Института проблем образовательной политики Александром Адамским.

«Катафалк не резиновый»

Вместо того, чтобы учиться рационально распоряжаться карманными деньгами, наши дети слушают сказки, герои которых не зарабатывают деньги, а чудесным образом их находят. «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла». Имущество и еда в сказках, как правило, появляются сами по себе, в силу волшебных причин. Можно согласиться с тем, что до определенного возраста школьникам не обязательно знать, откуда дети берутся, но знать, откуда берутся деньги, им надо или нет?

Вы считаете, преподавание финансовой грамотности школьникам в качестве обязательного предмета натолкнется на сопротивление с их стороны?

Александр Адамский: Да.

Почему вы так думаете?

Мои внуки играют в «Монополию»

Значит, это вопрос методики?

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Почему Лопахину выгодно купить «Вишневый сад»

Александр Адамский: Категорически против.

Почему?

Не контрольная работа по финансовой грамотности, а какой-то финансовый проект

Какой вывод мы сделаем из нашей беседы?

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Член рабочей группы «Образование» Госсовета РФ, член Объединенного экспертного совета Фонда президентских грантов (направление «Наука и просвещение»), член Координационного органа инновационной инфраструктуры Минпросвещения России. Входит в экспертную группу «Инициатива ФГОС4.0», ведущий клуба «Норма и деятельность».

Источник

Вкус денег: умение правильно тратить станет обязательным

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Уроки финансовой грамотности для 1–9 классов войдут в обязательную школьную программу через год — с 1 сентября 2022 года. Это будет сделано в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, которые были утверждены этим летом. Однако по согласованию с родителями программу можно изменить уже с 1 сентября нынешнего года, сообщает Банк России. В отдельный предмет финансовую грамотность не выделят, она будет интегрирована в некоторые общешкольные предметы. Но многие школы уже и ранее обучали — и продолжают обучать — финансовой грамотности, подчеркивают эксперты.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Через год, но можно и сейчас

В наступивший 1 сентября новый 2021–2022 учебный год российская школа вошла с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального и основного общего образования, которые были утверждены летом. Правда, вступят они в силу только через год, 1 сентября 2022-го.

Тем не менее уже сейчас в обучении подрастающего поколения на основе этих ФГОС могут произойти изменения. Так, в частности, согласно новым стандартам в школах России с 1-го по 9-й класс будет обязательное преподавание финансовой грамотности. Но по согласованию с родителями ту же финграмотность можно ввести уже с этого учебного года. Об этом сообщил Банк России, участвовавший в разработке новых ФГОС.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Финансовая грамотность, согласно ФГОС, не будет выделена в отдельный предмет. В начальной школе элементы знаний по этой тематике будут интегрированы в такие предметы, как «Математика» и «Окружающий мир», а в 5–9 классах финграмотность будет составной частью математики, обществознания и географии.

— Элементы финансовой грамотности также добавлены в состав универсальных учебных действий (УУД), — рассказал «Известиям» директор Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) Вениамин Каганов.

Если финансовая грамотность прописана в требованиях к результатам освоения какого-либо предмета, то это означает, что в рамках предмета должна присутствовать такая тема и по ней учителю нужно провести контроль — устный опрос или письменную работу, пояснила редакционный директор группы «Актион Образование» Анна Рыжкова.

Она уточнила, что ранее требования об изучении основ финансовой грамотности были разрозненны, а теперь они наконец включены во ФГОС — главный документ, который регулирует качество образования.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Уже обучают

Революции не случится, уверен Вениамин Каганов: включение элементов финансовой грамотности в школьное образование — процесс не одного дня, и большинству педагогов не придется в срочном порядке составлять учебные планы. А часть школ осваивают новую дисциплину уже несколько лет.

— В некоторых школах существуют отдельные курсы, но чаще эту тему интегрируют в другие предметы или же преподают внеурочно, — пояснил Вениамин Каганов.

Банк России подтверждает, что финансовая грамотность уже активно изучается. Согласно данным мониторинга, проведенного по его заказу в 2020 году, по итогам 2019–2020 учебного года 85% школ уже изучали финансовую грамотность в том или ином формате, а каждая пятая школа — в обязательном режиме.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

— В большинстве это практические занятия, деловые игры, проектная деятельность и онлайн-уроки, — рассказали «Известиям» в Банке России.

По данным регулятора, за два последние года число образовательных организаций, где в программы уже включена финансовая грамотность, выросло с 29 561 до 32 110. Количество школ, где финграмотность преподается как отдельный предмет, увеличилось почти вдвое — с 4472 до 7946. Онлайн-уроками для старшеклассников, разработанными Банком, в 2020–2021 учебном году, воспользовались 15 927 школ.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Вениамин Каганов рассказал «Известиям», что для преподавателей и организаторов финансового просвещения в 2021–2022 учебном году будут проведены методические семинары, на которых эксперты из разных регионов поделятся своими лучшими практиками и покажут конкретные примеры, как можно интегрировать тему финансовой грамотности для разных уровней образования.

— На конкурс программно-методических комплексов, проводимый в этом году при поддержке Банка России, Минпросвещения и Всероссийского центра художественного творчества, было подано более 2 тыс. заявок. Это значит, что педагоги готовы делиться своими наработками с коллегами по всей стране, — подчеркнул директор Ассоциации развития финансовой грамотности.

Оценить и рассчитать

В начальной школе на уроках по математике и окружающему миру учащимся будут прививать «навыки безопасного поведения в интернете, в том числе при совершении финансовых операций», а также научат «анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план». Затем в 5–9 классах ученики перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Кроме того, часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия, разъяснили в Банке России.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Встраивание обучения финграмотности в другие курсы, а не вынесение этой дисциплины в качестве отдельного предмета — правильное решение, считает директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Олег Шибанов.

— Так школьники будут получать прикладные знания вместе с теоретическими. К примеру, на уроках математики обучают сложным процентам. Но не все школьники способны эти знания потом применить к кредитам и заработку на депозитах, — отметил эксперт.

Директор по развитию общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация» Марианна Шевченко согласна с Олегом Шибановым.

— Наши дети страдают от большого количества учебников, от тяжести в рюкзаках. Еще одну книгу носить нежелательно, — пояснила она.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Один из недостатков нашей системы образования — ее некоторая оторванность от жизни, указала Марианна Шевченко. Собеседница «Известий» убеждена, что для преподавания достаточно пособий, распечаток или материалов в электронном формате.

Учитель математики из Оренбурга Елена Щукина напоминает, что у школьников — 37 часов занятий в неделю, и нагружать их отдельным предметом «Финансовая грамотность» не стоит.

— Добавляя новый предмет — пусть это будет даже самым блестящим начинанием, — надо подумать о том, что неделя не бесконечна, у детей есть интересы помимо школы, — убеждена Елена Щукина.

Она также отметила, что, по ее мнению, вообще давать азы финансовой грамотности с первого класса — слишком рано.

— Мой ребенок пойдет во второй класс. Да, он ходит в магазин за хлебом, но обучать его управлять финансами еще рано. Пусть хотя бы научится хорошо считать, освоит дроби, проценты. Такие уроки нужно вводить хотя бы с четвертого класса, — рассуждает учитель математики. По ее мнению, в 6–9 лет объяснять детям, как распоряжаться карманными деньгами, должны родители и классные руководители.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Научить учителя

В 2020 году Банк России подготовил для преподавания новой дисциплины 2674 педагога, а за первую половину 2021 года — 3046 человек.

— Наши педагоги не всегда сами грамотны с точки зрения финансов, у многих нет своего жилья, невысокие зарплаты. Предмет должны вести специалисты, продвинутые в этой сфере, — отметила учитель истории и обществознания одной из школ в Свердловской области Марина Шарапова. Ей самой предстоит преподавать финансовую грамотность в курсе обществознания в 10 и 11 классах.

Финансовая грамотность — очень важный курс, так как отвечает запросам времени и развивает функциональную компетентность детей, подчеркнула Марина Шарапова.

По ее мнению, финграмотность нужно выделить в отдельный предмет.

— Ребята изучают семейный бюджет, страхование, кредитование. Вне уроков мы проводим встречи со специалистами банков. Они раскрывают такие темы: «Как узнать полную стоимость кредита?», «Как сравнить кредитное предложение?», «Низкий процент по кредиту: обман или удача?» — говорит учитель.

Марина Шарапова призналась, что многое из того, о чем узнала от специалистов, она сама применяет в жизни.

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

Предмет финансовая грамотность в школе что это такое

— Важно, чтобы учителя знали, как обращаться со своими финансами, имели навыки финансово безопасного поведения. Не секрет, что личные, в том числе финансовые, проблемы могут негативно сказаться и на рабочих процессах, — сказал директор АРФГ Вениамин Каганов.

Однако обладание знаниями о финансах не всегда приводит к правильному финансовому поведению как детей, так и взрослых, предупредил Олег Шибанов.

— Опыт показал, что детей нужно ловить за руку, когда они принимают финансовое решение. Когда у них появляется выбор, куда потратить деньги — на депозит положить или пойти купить смартфон, именно в момент принятия решения нужно помочь советом, как приумножить состояние, а не спустить его. Но именно такое обучение невозможно включить в школьную программу. Поэтому школьный курс всё же не сделает из детей экспертов в области личных финансов, — отметил Олег Шибанов.

При этом появление новой дисциплины, по его мнению, — все-таки эффективный способ дать детям базовые знания о финансовой грамотности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *