Правовая информация что это

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Смотреть что такое «ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ» в других словарях:

Правовая информация — Под термином правовая информация в настоящей Концепции понимается массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно технических, научных и справочных материалов,… … Официальная терминология

правовая информация — в широком смысле означает содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению. В научной литературе и практике юридической деятельности термин П.и. начал активно… … Большой юридический словарь

Правовая информация — совокупность документированных или публично провозглашенных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними, их профилактике и др. Источники правовой… … Теория государства и права в схемах и определениях

Правовая идеология — система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания… … Элементарные начала общей теории права

Правовая коммуникация — Правовая коммуникация это проходящий в правовой сфере общественной жизни процесс передачи правовой информации от правотворческого органа к правоприменителю. Содержание 1 Структура акта правовой коммуникации 2 Упорядоченность … Википедия

Информация, содержащаяся в государственном реестре — в государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Информация (право) — Право интеллектуальной собственности Первичные права Авторское право · … Википедия

Инсайдерская информация — (Insider information) Инсайдерская информация это существенная публично не раскрытая служебная информация компании Использование инсайдерской информации зачастую неправомерно, нарушение порядка доступа к бесплатной инсайдерской информации… … Энциклопедия инвестора

управленческая информация — Информация, которая используется для поддержки принятия решений руководителями. Управленческая информация часто автоматически создается системами, поддерживающими различные Процессы управления ИТ услугами. Управленческая информация часто включает … Справочник технического переводчика

Гражданско-правовая ответственность — возникающая на основании гражданского правонарушения обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие (возместить убытки, уплатить неустойку), удовлетворяющее законный интерес лица, чье право нарушено, к исполнению… … Википедия

Источник

Правовая информация что это

Тонкости нашего дела

Хороший юрист, это не только обладатель глубоких знаний, но также хороший психолог и оратор, который может воздействовать как на противоположную сторону, так и на судий. Он знает как доказать несостоятельность позиции оппонентов.

В семейных спорах очень важно не только выиграть процесс, но и постараться сохранить хорошие отношения между родителями и детьми. Если это не учитывать, то отношения могут стать невыносимыми.

Ошибки в выборе первоначальной позиции, при подаче искового заявления или отзыва на иск могут привести к проигрышу дела в суде, несмотря на то, что первоначально были все основания выиграть дело.

Иногда достаточно представить суду лишь один документ, который может полностью перевернуть дело и об этом документе наш доверитель не подозревает. Только квалифицированный юрист может понять, что это и есть «ключ» к победе в суде.

Квалифицированный юрист примет правильное решение в какой момент судебного процесса необходимо потребовать проведение судебной экспертизы, для доказательства своей позиции. Либо как опровергнуть экспертизу.

В юридических вопросах многое решают сроки подачи документов, зная это наши юристы готовы оперативно приступить к работе и начать защиту доверителя в суде на следующий день после его обращения.

Начнем с самого начала. Что такое правовая информация?

Правовая информация — сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащихся как в нормах права, так и в других источниках, и используемая при решении правовых задач. Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер. Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы называется нормативной. Законодательство — наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы — официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России

Иная правовая информация называется ненормативной.

Наиболее известны следующие виды ненормативной правовой информации:

экономическая правовая информация — информация, определяющая или затрагивающая вопросы экономической деятельности и статуса субъектов в этой области. В частности, сюда входят консультационные материалы по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, необходимые формы финансовых документов, бланки для составления договоров, проводки, комментарии и консультации, материалы судебной практики, учредительные, организационные документы, типовые контракты и договоры, формы отчетности предприятий и др.;

криминологическая правовая информация — данные о типах и количестве правонарушений, количестве их пресечений. Эта информация может содержать также сведения о преступности, её причинах, об условиях, способствующих совершению преступлений, об отдельных видах преступности, выделяемых по содержательному (преступность насильственная, корыстная, экономическая, связанная с наркотиками и т. п. ) или иному критерию (например, по социально-демографическим характеристикам субъектов преступлений: преступность женщин, несовершеннолетних, должностных лиц); о личности преступников, мерах предупреждения преступности, процессах и явлениях, с которыми связано существование преступности, разработке мер общесоциального и специального предупреждения преступности, путей устранения преступлений.

криминалистическая правовая информация — информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление. Криминалистическая характеристика преступления представляет собой совокупность таких данных о нем, которые способствуют раскрытию преступлений, имеют познавательно-поисковое значение. Она включает сведения об особенностях подготовки, совершения и сокрытия преступлений, используя которые можно более успешно, полно и быстро их раскрывать. Криминалистическая характеристика преступления складывается на основе изучения и научного обобщения криминальной практики, материалов о совершенных преступлениях и выражает типичные особенности различных видов (групп) преступлений, совершенных в определенный период времени в пределах данного региона или в стране в целом;

статистическая правовая информация (правовая статистика) — информация о социально значимых юридических фактах, событиях и процессах, а также об их значимых аспектах или характеристиках. Правовая или юридическая статистика отражает своими показателями, как охраняется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией права и интересы отдельных граждан и юридических лиц. Основная цель правовой статистики — учёт нарушений законности рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и арбитражного суда, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями. Правовая статистика учитывает работу всех государственных органов (прокуратуры, милиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, арбитражного суда, нотариата и др.), осуществляющих уголовно-правовую, административную и гражданско-правовую охрану общественного и государственного строя, всех форм собственности, прав и интересов граждан и организаций. Её предметом является количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов (во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, и наконец, в-третьих, административных нарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов). Следовательно, правовая статистика имеет своей целью учесть все нарушения законности, рассматриваемые соответствующими органами государства, и мероприятия по борьбе с этими нарушениями. Правовая статистика анализирует лишь те преступления, административные и гражданские правонарушения, которые стали предметом рассмотрения в уголовном, административном и гражданском процессе. Таким образом, она учитывает не все совершённые преступления, а лишь те из них, которые были обнаружены и по поводу которых велось расследование и судопроизводство, а также те, по которым применялись меры административного воздействия. Правовая статистика изучает также не все возникшие гражданские правонарушения (жилищные, трудовые, семейные и др.), а лишь те из них, которые послужили основанием для обращения в суд или арбитражный суд с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права, о защите охраняемого законном интереса или о признании права.

оперативно — розыскная правовая информация — сведения о находящихся в розыске людях или материальных объектах. Извлечение из документальных носителей новых знаний о лицах, осведомленных о преступной деятельности, о фактах и событиях, имеющих отношение к сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды, предполагает:

во-первых, поиск данных, имеющих отношение к контрольному перечню потребностей в информации оперативно-розыскного характера;

во-вторых, определение круга источников, ее содержащих;

в-третьих, специфическую интеллектуальную работу по изучению добытой информации в целях установления признаков и направлений преступных деяний, лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, формулировки результатов этой работы для выработки адекватных оперативно-розыскных и профилактических мер;

правовая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах — текстовая, табличная и графическая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах;

судебная и иная правоприменительная практика состоит из: решений судебных органов и сопутствующих им документов (исковые заявления, отзывы на исковые заявления, прилагаемые к решению материалы); административных актов органов государственной власти и должностных лиц;

индивидуально-правовые акты, т.е. документы, обязательные только для конкретных юридических и физических лиц, в отношении которых и принимаются данные решения. В частности, к индивидуально-правовым актам относятся документы о правах граждан на недвижимое имущество и сделках с этим имуществом, водительские права, авторские свидетельства граждан на полезные модели и патенты на изобретение, протокол учредителей о создании акционерного общества.

нормативы и стандарты — этот вид информации состоит из нормативно-технических документов, например, государственных стандартов, строительных норм и правил и т.д.

информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

информация о состоянии законности и правопорядка, эффективности прокурорского надзора, содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в периодических изданиях правоохранительных и правоприменительных органов, о формах и способах защиты прав граждан;

научно-юридическая правовая информация — сведения, содержащиеся в юридических монографиях, учебниках, статьях, справочниках, докладах, обзорах и других материалах, не являющихся официальными изданиями законодательных актов.

Ресурсы ненормативной правовой информации формируются путем:

создания и документирования информации при осуществлении правоприменительной и правоохранительной деятельности;

поступления информации от граждан, государственных органов, органов общественного самоуправления и других субъектов;

производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы.

Нормативный правовой акт — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Юридическая сила нормативного правового акта — свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов.

К официальным источникам правовой информации относятся правовые акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов. Официальные документы — документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. Эта информация создается в ходе правотворческой, правоприменительной или иной правовой деятельности. Официально документированная информация создается органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями в соответствии с их статусом и в порядке реализации возложенных на них функций. Отметим, что в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» официальные документы, а также их официальные переводы не являются предметом авторского права.

Под неофициальными источниками правовой информации следует понимать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения; акты нотариальных органов; акты, фиксирующие результаты научной и практической юридической деятельности (например, протоколы допросов, осмотров мест преступлений и другие источники, содержащие данные, используемые при решении правовых задач).

Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную. К документальной информации относятся данные, закрепленные любым способом и на любом носителе. Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет документ как письменное свидетельство о каких-нибудь исторических событиях и фактах. Определение документа, данное в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», приведено в теме 1. На основании этих определений правовым документом можно считать любой материальный объект, в котором фиксируются знания (данные) самого разнообразного вида о праве и юридической деятельности, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

Обязательно представляемая информация — контрольные экземпляры документов, информации в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством.

К недокументальной правовой информации относится та, которая материально не выражена (например, устные показания свидетеля преступления).

К правовой информации (независимо от того, из какого источника она получена) предъявляются определенные требования:

а) она должна быть достоверной, т.е. соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов;

б) она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования;

в) она должна быть актуальной, так как полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий (организаций, граждан).

Источник

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ принимаются в виде:

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Общие черты этих актов:

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Источник

Что такое правовая информация

Правовая информация что это

Начнем с самого начала. Что такое правовая информация?

Иная правовая информация называется ненормативной.

Наиболее известны следующие виды ненормативной правовой информации:

во-первых, поиск данных, имеющих отношение к контрольному перечню потребностей в информации оперативно-розыскного характера;

во-вторых, определение круга источников, ее содержащих;

в-третьих, специфическую интеллектуальную работу по изучению добытой информации в целях установления признаков и направлений преступных деяний, лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, формулировки результатов этой работы для выработки адекватных оперативно-розыскных и профилактических мер;

судебная и иная правоприменительная практика состоит из: решений судебных органов и сопутствующих им документов (исковые заявления, отзывы на исковые заявления, прилагаемые к решению материалы); административных актов органов государственной власти и должностных лиц;

индивидуально-правовые акты, т.е. документы, обязательные только для конкретных юридических и физических лиц, в отношении которых и принимаются данные решения. В частности, к индивидуально-правовым актам относятся документы о правах граждан на недвижимое имущество и сделках с этим имуществом, водительские права, авторские свидетельства граждан на полезные модели и патенты на изобретение, протокол учредителей о создании акционерного общества.

информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

информация о состоянии законности и правопорядка, эффективности прокурорского надзора, содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в периодических изданиях правоохранительных и правоприменительных органов, о формах и способах защиты прав граждан;

Ресурсы ненормативной правовой информации формируются путем:

создания и документирования информации при осуществлении правоприменительной и правоохранительной деятельности;

поступления информации от граждан, государственных органов, органов общественного самоуправления и других субъектов;

производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы.

Под неофициальными источниками правовой информации следует понимать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения; акты нотариальных органов; акты, фиксирующие результаты научной и практической юридической деятельности (например, протоколы допросов, осмотров мест преступлений и другие источники, содержащие данные, используемые при решении правовых задач).

Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную. К документальной информации относятся данные, закрепленные любым способом и на любом носителе. Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет документ как письменное свидетельство о каких-нибудь исторических событиях и фактах. Определение документа, данное в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», приведено в теме 1. На основании этих определений правовым документом можно считать любой материальный объект, в котором фиксируются знания (данные) самого разнообразного вида о праве и юридической деятельности, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

К недокументальной правовой информации относится та, которая материально не выражена (например, устные показания свидетеля преступления).

К правовой информации (независимо от того, из какого источника она получена) предъявляются определенные требования:

а) она должна быть достоверной, т.е. соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов;

б) она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования;

в) она должна быть актуальной, так как полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий (организаций, граждан).

Правовую информацию индивидуально-правового характера можно подразделить на:

уведомления (например, объявление «в течение месяца подача горячей воды осуществляться не будет»);

жалобы, порождающие юридические последствия.

Неофициальная правовая информация представляет собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения. Она отличается от официальной правовой информации прежде всего тем, что не влечет правовых последствий.

Неофициальная правовая информация подразделяется на:

научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства;

образцы деловых бумаг;

материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях, о раскрываемости преступлений и т.д.);

материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных актов;

материалы учета и систематизации законодательства.

Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:

субъектов информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: специалистов различных областей знания, обеспечивающих функционирование информационной системы, субъектов информационно-правового воздействия;

социально-правовую информацию, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;

информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации. Такой широкий подход к определению информационной системы невозможен для юридической науки. При анализе информационной системы как объекта права необходимо четко разграничить субъектный и объектный состав правоотношений. В статье 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационная система определяется как «организационно-упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы».

Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 996 «О Концепции правовой информатизации России» была утверждена «Концепция правовой информатизации России». В «Концепции» сформулированы задачи: а) информатизации правовой сферы; б) развитие законодательства, регулирующего отношения в сфере информатизации.

В «Концепции» дано следующее определение: «Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий для максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий».

«Главными целями правовой информатизации являются:

информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности государства;

информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;

сохранение и структурирование информационно-правового поля».

Правовая информатизация России содействует повышению уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных актах.

«Общенациональная система правовой информации должна строиться на основе информационно-логической модели, учитывающей различный уровень теоретической и практической оснащенности всех потенциальных абонентов системы».

«Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации».

Информатизация правовой сферы осуществляется в нескольких направлениях.

Информатизация правотворчества направлена на оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в сфере правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической, экологической и иной информацией, на выявление связей разрабатываемых правовых норм с действующим законодательством, на установление совокупности правовых актов и их структурных единиц, которые должны быть изменены или отменены в связи с принятием нового акта, содержащего разрабатываемые нормы, на внедрение современных информационных технологий для решения различных практических задач, возникающих в процессе правотворчества.

Информатизация правоприменительной деятельности ставит своей целью обеспечение правовой информацией или иными информационно-правовыми ресурсами всех участников правоотношений, исполняющих законы и иные нормы права.

Информатизация правового образования и воспитания ориентирована на создание локальных сетей, обучающих и вопросно-ответных систем, учебников и учебных пособий для дистанционного обучения, ориентированных на школьников, студентов, лиц, занимающихся самообразованием.

В «Концепции правовой информатизации России» отмечается, что стремительное качественное обновление общества, задачи становления рыночной экономики, построения демократического правового государства выдвигают на первый план решение проблемы формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. «Концепция…» утверждает необходимость использования правовой информации для удовлетворения социальных потребностей, так как необходимый уровень информационно-правового обеспечения граждан и организаций России должен давать им уверенность в реальной способности влиять на общественные процессы. Отсутствие развитой информационной системы в правовой сфере лишает граждан и организации участвовать с помощью демократических институтов в принятии решений из-за недоступности релевантной информации.

Правовая информатизация России направлена на создание географически децентрализованного ресурса, используемого в общероссийском информационном пространстве и представляющего собой совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

«Большинство норм права основывается на применении специальных организационных структур, а также информационных и иных технологий, обеспечивающих реализацию этих норм. Другими словами, каждая норма как бы «стоит» на определенном фундаменте, создающем условия ее исполнения.

Под официальным опубликованием правового акта следует понимать помещение полного текста этого документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Данный порядок официального опубликования названных видов актов установлен статьей 4 Федерального закона № 5-ФЗ от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и пунктами 5 и 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Всю совокупность периодических изданий неофициального характера в зависимости от их целевого и читательского назначения можно разделить на две группы:

— научно-теоретические и научно-практические издания, ориентированные на историков права, политологов, работников правоохранительных органов и прокуратуры;

— информационно-аналитические издания практического значения, ори­ентированные на потребности юристов-практиков, руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, профессионалов в различных областях деятельности.

К первой группе изданий относятся, например, следующие: «Государство и право» — старейший в России (с 1927 г.) научно-теоретический правовой журнал, издаваемый Институтом государства и права РАН; «Право» (Вестник МГУ. Сер.II); «Правоведение» (Известия высших учебных заведений СПбГУ). На страницах этих журналов публикуются научные статьи по проблемам законодательства, укрепления законности, повышения правовой культуры общества, труды по истории отечественного и зарубежного права.

Правовой научно-практический журнал «Законность» представляет материалы по темам — новое законодательство: комментарии и разъяснения; прокурорская, следственная, судебная, арбитражная практика; дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.

Издания второй группы достаточно многочисленны, разнообразны, в массе своей носят коммерческий характер и ориентированы на актуальные проблемы российского законодательства. Например: Закон и армия; Земельное Право; Адвокат; Патенты и лицензии; Право и экономика; Трудовое право; финансовые известия; Банковское право и т. д.

Спектр источников правовой информации не исчерпывается лишь периодическими изданиями. Объем и формат газет и журналов не позволяют пуб­ликовать на страницах этих изданий полные кодексы, своды законов, научно-исследовательские труды, учебную литературу, обширные материалы справочного и практического характера. Поэтому подобная информация выходит в виде отдельных книжных изданий

Число издательств, публикующих юридическую литературу, приближается к 200. Наиболее активны издательства: «Инфра-М-Норма», «Юристъ», «Финансы и статистика», «Приор», «Дело», «Филин», «Юридическая литература».

Существуют классификации автоматизированных систем правовой информации (АСПИ) по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации. Кроме того, АСПИ можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей).

Опыт практического применения АСПИ показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АСПИ следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АСПИ и соответствующие информационные технологии и выделить следующие виды АСПИ:

· автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

· автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

· автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

· автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

· автоматизированные рабочие места (АРМ);

· автоматизированные системы управления (АСУ); автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО); экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.

С проблемами правовой информатизации связана разработка правового обеспечения информационных процессов и информатизации, представляющего собой совокупность нормативных актов, принимаемых на разных уровнях власти и управления и регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и применениями современных информационных технологий.

Информационные отношения представляют собой обособленную однородную группу общественных отношений, возникающих при обороте информации в результате осуществления информационных процессов.

Правовое обеспечение информационных процессов и информатизации России должно предусматривать обоснование целей, состава, содержания системы законодательства, регулирующего отношения в области формирования информационных ресурсов России и пользования ими, создания систем обработки информационных ресурсов, установление места и роли этой отрасли законодательства в общей системе законодательства России, создание механизмов реализации нормативных правовых актов.

Основополагающим законом, на котором базируется регулирование информационных правоотношений, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», закладывающий основы правового регулирования во всех предметных областях информатизации и информационных отношений, рассмотренный в основном в теме 1. Среди других вопросов, рассмотренных в этом Федеральном законе, отметим, что в нем закрепляется равное право на информацию, на разработку и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения юридических лиц и государства, устанавливаются критерии отнесения информации к открытой, к государственной тайне и другим видам конфиденциальной информации. Статья 6 Федерального закона определяет, что «информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений». Пункт 5 статьи 6 определяет, что информационные ресурсы могут быть товаром.

Правовая информация входит, как правило, в состав государственных информационных ресурсов. При создании и развитии государственного информационного ресурса решение о форме хранения информации в таком ресурсе, формах предоставления информации для формирования такого ресурса и предоставления информации из данного ресурса принимается с учетом требований совместимости форм хранения и предоставления информации с формами хранения и предоставления информации других государственных информационных ресурсов. Государственные органы, должностные лица, работники государственных органов (организаций) обязаны принимать меры по обеспечению защиты информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, от неправомерного доступа к ней третьих лиц. Указанные меры должны обеспечивать необходимый для данного вида государственного информационного ресурса уровень защиты информации.). Все используемые правовые, организационные и технические меры защиты информации в государственном органе (организации) должны быть основаны на положении об обеспечении информационной безопасности, утверждаемом руководителем данного органа (организации).

В состав правовой культуры включаются: а) правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение норм права; б) политическая оценка права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку; в) уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов) г) государственно-правовую идеологию; д) права и свободы граждан.

Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и ее деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.

В состав правовой культуры включаются: а) правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение норм права; б) политическая оценка права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку; в) уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов) г) государственно-правовую идеологию; д) права и свободы граждан.

Правопорядок и его действие оказывают специфическое и, в целом, положительное воздействие на реализацию норм поведения. Дело в том, что поддержание правового порядка и поведения не сводится лишь к общей и специальной превенции и касается не только правонарушителей или потенциальных нарушителей. Оно играет более значительную роль, ибо влияет как на состояние правосознания, так и реализацию других социальных норм, например, нравственных.

Вместе с тем, эффективность правопорядка в любой общественной системе, уровень развития правосознания в ней и степень реализации правовых норм в значительной мере обусловлены социальной ролью юридической организации. Под ней принято понимать государственное учреждение или общественную организацию, специально созданные для профессионального выполнения юридической функции, т.е. для установления фактов юридического характера и разрешения противоречий (конфликтов) на основе права. Исходя из такого понимания, к юридическим организациям необходимо отнести суд, прокуратуру, следственный аппарат, государственный арбитраж, адвокатуру, нотариат, милицию, административные учреждения и т.д. Не входят в понятие юридической организации органы государственного управления, товарищеские суды, исправительно-трудовые и воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Дело в том, что последние хотя и имеют дело с лицами, которые вовлечены в юридическую систему, однако сами не способны принимать правовых решений.

Юридическая организация, как и любая другая, например, политическая или религиозная, имеет характерные черты.

Одной из них выступает специфика деятельности. Для юридической организации любого уровня свойственна правовая деятельность. Она характеризует внутреннюю и внешние области применения. Внутренняя правомерная деятельность конкретной организации (определенного

Хотите разместить информацию и прайс Вашего предприятия на нашем сайте?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *