Предложение в котором о чем то сообщают называется
Виды предложения по цели высказывания
По цели высказывания предложения делятся на:
Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.
В конце повествовательного предложения может стоять точка ( . ), восклицательный знак ( ! ) или многоточие ( . ).
Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер.
В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.
Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?
Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!
Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.
Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?
Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.
Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
Позанимайся дополнительно. (совет)
Не отставай! (приказ, требование)
Берегите природу! (призыв)
В конце побудительного предложения ставится точка ( . ) или восклицательный знак ( ! ).
Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.
В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.
Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!
Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.
Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Русский язык «Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
3 класс Давыдова Е.Г. « Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.»
Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью. Общаясь друг с другом, люди о чём-то спрашивают, что-то сообщают, что-то советуют сделать. Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. Предложение, в котором о чём-то спрашивают, называется вопросительным. Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.
1. Как называется предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию? 1)Повествовательное. 2)Вопросительное. 3)Побудительное.
2. Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают? 1)Повествовательное. 2)Вопросительное. 3)Побудительное.
3. Вопросительное предложение — это предложение, в котором. 1)о чем-либо сообщают. 2)о чем-либо спрашивают. 3)советуют что-либо сделать.
4. Какой знак может стоять в конце побудительного предложения? 1)Восклицательный знак. 2)Вопросительный знак. 3)Запятая. 4)Точка.
6. Прочитай текст. Сколько в нём предложений? Дуб — отличный санитар леса вековые деревья могучей преградой стоят на пути различных бактерий нет им жизни в дубравах 1)2 2)3 3)4
7. Прочитай текст. В конце какого предложения необходимо поставить восклицательный знак? Мама принесла в клюве капельку дождя. 2) Какая это была вкусная капля. 3) Скрип проглотил ее и пожалел, что капля такая маленькая. (В. Астафьев)
8. Определи вид предложения по цели высказывания А) Повествовательное. Б) Вопросительное. В) Побудительное. Младшим надо помогать… Младшим помогай, старших уважай… Пиши, но не спеши… Разве можно обижать младших… Под корой дерева поселились мелкие насекомые… Кто – кто в теремочке живёт… Где растут лесные ягоды… Земляника созревает на солнечном пригорке… Черника зреет у корней лохматой ели…
9. Определи вид предложения по цели высказывания А) Повествовательное. Б) Вопросительное. В) Побудительное. Иволга своё гнездо прячет среди летней зелени… Гнездо сороки висит в колючем кустарнике Пеночка вьёт гнездо на опушке леса… Учись наблюдать за пернатыми друзьями… На чём писали в древности… 6. До изобретения бумаги люди писали на пергаменте… 7. Мороз, мороз, не бей наш овёс… 8. Любишь ли ты осень… 9. Оглянись вокруг…
10. Отметь знаком (+) побудительные предложения. 1. Каждый человек должен соблюдать правила дорожного движения. Соблюдайте правила дорожного движения! Не играйте на мостовой! Нельзя играть на мостовой! Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом! Не перебегайте улицу перед близко идущим транспортом! Юные читатели, берегите книги, аккуратно обращайтесь с ними! Пусть новый день обгонит день вчерашний своим весёлым, радостным трудом. Природу надо беречь!
11. Отметь знаком (+) побудительные предложения. Правила дорожного движения позволяют поддерживать порядок на дорогах. Находясь на экскалаторе, держитесь за поручень. Переходи улицу только в тех местах, где имеются линии перехода или указатели. Нельзя ездить на подножках трамвая, автобуса. Школьники, охраняйте зелёные насаждения! Не оставляйте после себя мусор в лесу! Надо сажать деревья и цветы. Хорошенько подумай об этом, малыш! С праздником, дорогие друзья!
12. Прочитай. Напиши, как называются предложения, которые ты прочитал? Почему? 1. Какие животные носят название того месяца, в котором появляются? 2. Кто трижды родился, прежде чем стать взрослым? 3. Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
Литература: 1.Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил. 2. Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа», 2007 3.Ракитина, М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы/ М.Г. Ракитина. – 4-е изд. – м.: Айрис – пресс, 2006. – 144 с. – (Экспресс – проверка знаний). 4. Фролова, Л. А. Русский язык : тесты : 3 – й кл.: учеб. – метод. пособие / Л. А. Фролова. – Тула: Родничок; М.: АСТ: Астрель, 2007. – 62, [2] с. – ( Библиотека учителя начальной школы).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1187423
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Послушайте эпиграф к нашему уроку – слова писателя Михаила Александровича Шолохова:
«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.»
Мы знаем свой язык с рождения. Зачем же нам изучать его?
Учитель напоминает о многозначности слова «язык».
(Одним и тем же словом язык называют и орган вкуса, находящийся во рту, и способность человека говорить и понимать собеседника.)
2. Актуализация знаний.
Человеческий язык — самое удивительное, что есть на свете.
При помощи языка люди
общаются друг с другом,
выражают мысли, чувства, желания,
при помощи языка изучают науки, получают знания.
На Земле существуют тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков.
Русский язык красив и богат.
Известный русский писатель Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив,
ловок и вместителен.»
Запишите это высказывание о русском языке.
Какие качества, черты, характерные для русского языка, подчеркивает писатель?
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком! Знать язык – значит свободно говорить на нём,
правильно писать. Это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе.
Открываем рубрику: «Вспоминаем,
А помогать нам будет Катя Напоминалкина.
Язык состоит из множества слов, каждое из которых мы употребляем в речи.
– Какая бывает речь?
– Какую речь мы называем устной?
– Какую речь мы называем письменной?
– А какую речь называют внутренней?
Речь бывает устная и письменная. Устная речь та,
которую мы произносим и слышим.
Речь, которую мы пишем и читаем,
называют письменной.
Когда мы обдумываем что-то, то пользуемся внутренней речью.
Рассмотрите рисунки.
Какой речью пользуются ребята и учитель, изображённые на картинках?
Пропишите заглавную и строчную букву А.
Найдите закономерность и продолжите ряд букв.
Словарные слова здравствуйте и спасибо напоминают нам, что речь человека должна быть вежливой,
Какие ещё волшебные слова вы знаете?
Запишите эти словарные слова. Подчеркните изученные орфограммы.
В народе говорят: «Видна птица по перьям, а человек
по речам».
Запишите эту пословицу, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Как вы понимаете её значение?
4. Повторение пройденного материала.
При помощи устной и письменной речи мы общаемся, то есть передаём и получаем разные сообщения. Чтобы наши сообщения были понятнее, интереснее и грамотнее,
свою речь нужно развивать.
Когда произносят словосочетание хорошая речь, имеется в виду правильная,
выразительная речь.
Послушайте отрывок из стихотворения Владимира Алексеевича Солоухина под названием «Слово о словах»:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
— Какой поучительный урок преподносит нам автор этого стихотворения?
Вспомните!
В своей речи мы используем слова,
Текст – это письменное или устное высказывание.
Интересно знать: слово текст в переводе с латинского языка означает «ткань, сплетение, соединение».
Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу.
Предложения в тексте объединяет общая тема.
Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
На тему или главную мысль текста может указывать заглавие.
Послушайте текст.
Определите его тему.
Найдите предложение, в котором заключена главная мысль.
Это было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях паутины. Лес прощался с солнцем. Светлые зайчики играли на опавших листьях.
Сколько в этом тексте предложений?
Придумайте к тексту заголовок. Запишите.
Вспомните!
Текст обычно состоит из начала,
В первой части текста – начале – мы готовим собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В основной части говорится о самом главном.
Заканчивается текст концовкой. Становится понятно, что сказано всё, что мы хотели сказать.
Чтобы текст было удобно читать, каждая новая мысль в тексте записывается с красной строки.
Запомните! Каждая такая часть текста, называется абзацем.
Работа с толковым словарём. Ребята ищут толкование слова «абзац».
Послушайте рассказ одного мальчика.
Я разбил чашку. Я сказал: «Чашку разбил Бобик». Бобика выгнали во двор. Во дворе шёл холодный дождь. Бобик заплакал. Я тоже заплакал…
Докажите, что даны не отдельные предложения, а текст.
Как на письме одна часть отделяется от другой?
Почему выделены три части текста?
Какова тема каждой части?
Какую из частей следует считать
заключительной и почему?
Подберите заголовок ко всему тексту.
Запишите текст.
Обратите внимание! Каждая часть текста пишется с красной строки.
Если опустить какую-то часть, текст станет неполным.
А для чего создаются тексты?
Тексты создаются для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль. Тексты бывают разные.
Жили-были кот и петух. Жили они дружно. Кот ходил на промысел. А петуху он наказывал дома сидеть и в окошко не выглядывать.
Это текст-повествование. В нём рассказывается, как жили кот и петух.
А вот текст-описание:
Попугай – очень яркая птица. Перья у попугаев зелёные, красные, жёлтые. У птицы крепкий клюв и сильные крылья.
В этом тексте описывается живое существо – попугай.
Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений.
В таких текстах между частями рассуждения имеются мостики:
значит и другие слова.
рассуждение – это типы текстов.
К тексту-повествованию можно поставить вопрос:
Что произошло?
К тексту-описанию – вопрос:
Текст-рассуждение отвечает на вопрос:
Почему?
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
Встали. Другу улыбнулись.
На носочки приподнялись,
Подрасти все постарались.
И ладошкой помахали
И серьёзными вдруг стали.
Урок надо продолжать,
В тетради будем мы писать.
Изучение нового материала
Известнейший писатель и поэт, Незнайка, прислал нам письмо с заданием.
Я – Незнайка, великий поэт!
Меня знает весь белый свет.
От меня вам всем – привет!
Помогите мне, пожалуйста, выполнить очень трудное задание.
Разделите запись на предложения, чтобы получился текст.
Определите тип текста. Озаглавьте его и запишите вместе с заглавием.
Вставляйте пропущенные буквы.
У птиц и звер..ков в л..су есть свои этаж.. мыш.. ж..вут в к..рнях д..рев..ев с..л..вей в..ёт гн..здо прямо на з..мле дрозд строит свой дом в кустарнике дятел и синич..ки – в ств..ле дер..ва
Подчеркните одной чертой слова, которые отвечают на вопрос кто?
(Ученики комментируют написание букв на месте изученных орфограмм).
Наша речь состоит из предложений.
Какие признаки имеет предложение?
Вспомните!
Предложение выражает законченную мысль.
Оно может состоять из одного или нескольких слов, связанных по смыслу.
В конце предложения ставится точка,
вопросительный или
восклицательный знак.
Когда прибывает поезд?
Как красиво цветут сады!
Обратите внимание, как различаются предложения в устной речи.
5. Изучение нового материала (2)
Предложения бывают разные.
Общаясь друг с другом, люди о чём-то спрашивают,
что-то сообщают,
что-то советуют сделать.
Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.
По цели высказывания предложения бывают
повествовательные,
вопросительные и
побудительные.
Предложение, в котором о чём-то сообщают, повествуют, называется
повествовательным.
Грибы нужно срезать осторожно, с умом.
Если в предложении о чём-либо спрашивают, то такое предложение называется
вопросительным.
Предложение, в котором советуют или просят что-либо сделать, побуждают к действию,
называется побудительным.
Павлуша, не срезай маленький грибок! Оставь его расти.
Составьте рассказ про Таню и её младшего братика Павлушу под названием «Как надо собирать грибы».
Используйте примеры повествовательного, вопросительного и побудительного предложений.
В каких же случаях в конце предложения ставится восклицательный знак?
Если повествовательное, вопросительное или побудительное предложение произносится с особо сильным чувством (радости,
содержит призыв,
оно становится восклицательным.
В конце такого предложения ставится восклицательный знак.
Предложение по интонации может быть
невосклицательное и
восклицательное.
Определим их вид по цели высказывания и
по интонации.
Как хорошо в лесу осенью!
По цели высказывания – это повествовательное предложение,
по интонации – восклицательное.
Второе предложение:
Кто это так громко кричит?!
Это вопросительное
восклицательное предложение.
Не обижайте братьев наших меньших!
является побудительным
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Игра «Выбери меня».
Послушайте текст:
В нашей стране любят спорт. Спорт делает людей сильными и смелыми. Он укрепляет здоровье, учит быть хорошими друзьями. Занимайтесь спортом! Бегайте, плавайте, ходите на лыжах, катайтесь на коньках!
Спишите текст. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания: точку,
Определите вид каждого предложения по цели высказывания и по интонации.
Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и по интонации.
Образец:
Когда вы ходили на экскурсию?
Используйте указанные сокращения.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
Проверьте себя!
1. Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
2. Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
3. Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
4. Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
Конкурс чтецов.
Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.
Вы читали чудесные сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского? Малыши заучивают эти стихи наизусть, как только начинают говорить.
Знаете, какое любимое слово было у поэта? Слово РАДОСТЬ! Чуковский очень любил детей и писал для них радостные стихи. Читайте книги Чуковского!
Объясните постановку знаков препинания в конце предложений.
Какие виды предложений по цели высказывания и по интонации встречаются в тексте?
Спишите два последних предложения,
подчеркните в них буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
Представьте, что вы в библиотеке.
Вам нужна книга Корнея Чуковского «Айболит».
С какими словами Вы обратитесь к библиотекарю?
Составьте небольшой рассказ « В библиотеке».
Используйте в своём тексте повествовательные,
Не забудьте употреблять вежливые слова и выражения:
7. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
Тест-опросник:
предложений.
Предложения в тексте связаны
по смыслу.
тему или основную мысль текста.
В тексте есть три части:
начало, основная часть, концовка.
Часть текста от одной красной строки до другой называется
В речевом общении люди используют три вида текстов:
текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Предложения по цели высказывания бывают
повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации предложения могут быть
восклицательными и невосклицательными.
Молодцы!
Вы были очень активны, старались.
Относитесь к родному слову как к «дару бесценному»,
как к сокровищу.
Пусть о вас всегда говорят:
«Это культурный человек». Владеющий культурой чувств,
культурой общения,
умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
Запомните этот наказ:
Наша речь дана в наследство,
Как бесценный чистый дар.
Сохранять её богатство
Каждый должен – стар и мал
Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!
Подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам
Подготовиться к поступлению в любой ВУЗ страны