Предложение в котором о чем либо сообщается
Предложение в котором о чем либо сообщается
Предложения с точки зрения выраженного в них содержания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
Повествовательные предложения
1. Предложение, в котором что-либо сообщается или что-либо утверждается или отрицается, называется повествовательным предложением.
В произношении в конце повествовательного предложения голос понижается. На письме в конце повествовательного предложения ставится точка:
Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. (П.) Кит — млекопитающее. Кит — не рыба.
Вопросительные предложения
2. Предложение, в котором заключается вопрос, называется вопросительным предложением.
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак:
Что же ты не едешь?
Вопросительное предложение может содержать вопросительное местоимение или наречие:
А почему ехать мне направо? Где ты видишь дорогу? Что там такое чернеется?
Иногда вопрос выражается вопросительной частицей ли, ль:
Знаешь ли ты эту сторону? Не прикажешь ли воротиться? Тебе ль с слоном возиться?
Наконец, вопрос может выражаться только вопросительной интонацией (голос повышается при произнесении главного по смыслу слова в предложении):
Как! Так это о тебе мне сейчас докладывали? (Смысловое ударение на слове тебе, на нём повышается голос.)
Вы просите за Гринёва? (Повышение голоса на последнем слове.)
Восклицательные предложения
3. Предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством, называется восклицательным предложением.
Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак:
Что за уха! Да как жирна!
Примечание. Кроме предложений, в которых содержится сообщение, вопрос или восклицание, существуют ещё такие предложения, в которых содержится повеление, просьба или запрещение; они называются повели тельными предложениями. В конце повелительного предложения, в зависимости от того, произносится ли оно спокойным или повышенным тоном, ставится точка или восклицательный знак:
Ну, не сердись, помиримся. Отворяй!’ — сказал Пугачёв.
Упражнения
Упражнение 1.
Прочтите выразительно это стихотворение. Определите каждое предложение по его типу.
«Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!» —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?» —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. » —
«Так вон оно что! А как звать тебя?» — «Власом». —
«А кой тебе годик?» — «Шестой миновал.
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал. (Н. Некрасов)
Упражнение 2.
Прочтите выразительно эту басню. Спишите и поставьте в конце каждого предложения требуемый знак препинания.
— Приятель дорогой, здорово Где ты был
— В кунсткамере, мой друг Часа там три ходил;
Всё видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил
Уж подлинно, что там чудес палата
Куда на выдумки природа торовата
Каких зверей, каких там птиц я не видал
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки
Одни как изумруд, другие как коралл
Какие крохотны коровки
Есть, право, менее булавочной головки
— А видел ли слона Каков собой на взгляд Я чай, подумал ты, что гору встретил
— Да разве там он—Там—Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил (Крылов)
Упражнение 3.
Спишите текст и поставьте знаки препинания.
Петя, ты был в Парке культуры и отдыха Неужели ещё не был Почему же ты не побывал ни разу Там же очень интересно С начала зимы там устроены огромные ледяные горы Есть трамплины для лыжников Есть каток А про ледяные фигуры не слыхал Там есть целая аллея ледяных фигур А какие там карусели Послушай, Петя, завтра выходной день Пойдём со мною Согласен Ну вот и хорошо.
Упражнение 4.
Напишите сценку-разговор из жизни вашего класса, вашей школы, используя повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Речь другого лица каждый раз начинайте с новой строки и впереди ставьте тире.
Виды предложения по цели высказывания
По цели высказывания предложения делятся на:
Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.
В конце повествовательного предложения может стоять точка ( . ), восклицательный знак ( ! ) или многоточие ( . ).
Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер.
В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.
Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?
Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!
Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.
Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?
Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.
Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
Позанимайся дополнительно. (совет)
Не отставай! (приказ, требование)
Берегите природу! (призыв)
В конце побудительного предложения ставится точка ( . ) или восклицательный знак ( ! ).
Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.
В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.
Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!
Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.
Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Что такое предложение?
Узнаем, что такое предложение в русском языке. С понятием «предложение» учеников знакомят в 1 классе. Во 2 и 3 классе первоначальные знания о предложении расширяются и углубляются. Ученики узнают, какие бывают предложения по цели высказывания и силе выраженного чувства, какие члены предложения являются главными и второстепенными.
Как слова образуют предложение?
Наша речь состоит из слов. В 1 классе ученики узнают, что некоторые слова называют предметы. Слова, обозначающие живые существа, отвечают на вопрос кто? К неживым предметам зададим вопрос что?
Другие слова обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делает? что сделает?
Эти слова не просто называют предметы и их действия, а, находясь рядом, оформляют сообщение, из которого можно узнать, что происходит с тем или иным предметом. Значит, в высказывании слова связаны между собой по смыслу. Эти слова находятся в определенном порядке и организуют связное по содержанию высказывание, которое называется предложением.
Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка.
Ветер дует. Птичка сидит на ветке. Воробей чирикает.
Какие бывают предложения?
Предложения отличаются друг от друга не только своим содержанием, тем, о чем в них говорится. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами и пожеланиями. Каждое предложение сообщает о чем-то с определенной целью. Цель сообщения указывает, для чего, зачем оно произносится, с какой интонацией, с повышением или понижением голоса.
Повествовательное предложение
Если в предложении без выражения особых чувств только сообщаются какие-то сведения о ком-либо или о событиях и явлениях, реально происходящих, оно является повествовательным.
Плещется волна. По реке плывет лодка. Рыбак ловит рыбу.
Интонация, с которой эти предложения произносятся, спокойная, повествовательная, а в конце их голос несколько понижается.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак точка.
Вопросительное предложение
Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы задаем вопросы:
Кто поет на дереве? Какая это птица?
Эти предложения произносятся с особой вопросительной интонацией. Голос повышается в конце предложения. Вопросительное предложение завершает вопросительный знак.
Побудительное предложение
С помощью предложений мы можем побуждать кого-то к действию, а также выразить свою просьбу, пожелание.
Восклицательные и невосклицательные предложения
Предложения отличаются не только по цели высказывания, но и по интонации. Одни предложения произносятся спокойно, без проявления особых эмоций. Это невосклицательные предложения.
А некоторые предложения выражают сильное чувство и произносятся с особой интонацией.
В конце такого предложения ставится восклицательный знак.
Главные члены предложения
В предложении имеются главные члены, которые составляют его основу. В каждом предложении сообщается, о ком или о чём идет речь.
Слово, обозначающее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, является главным членом предложения. Это подлежащее.
В предложении обязательно имеется второй главный член, который обозначает, какое действие выполняет подлежащее. Это сказуемое.
Распространенное и нераспространенное предложение
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения, которые являются грамматическим и смысловым центром предложения. Другие члены предложения являются второстепенными.
Подлежащее и сказуемое могут выражать законченную мысль самостоятельно.
Зима пришла. Выпал снег. Дети рады.
В этих предложениях содержатся только главные члены предложения. Такое предложение является нераспространенным.
В предложении, кроме главных членов, могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее или сказуемое или другой второстепенный член.
Сравните:
Наконец пришла снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Все дети рады зиме.
Примеры
Что ты знаешь об обитателях моря?
Видеоурок
Предложение?
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения По цели высказывания предложения бывают : 1.
Берегите родную природу!
Подчеркни предложения, в которых содержится вопрос.
Как называются эти предложения?
Сколько их в четверостишии?
Садик бедный, Где цветов твоих краса?
Где твоих деревьев кудри?
Что ж так мрачны небеса?
Составьте предложения которые побуждают кого либо?
Составьте предложения которые побуждают кого либо.
Составьте предложения которые побуждают кого либо?
Составьте предложения которые побуждают кого либо.
Распространенными называются предложения, в которых?
Распространенными называются предложения, в которых.
1. Чем отличаются члены предложения от слов, грамматически с ними не связанных?
1. Чем отличаются члены предложения от слов, грамматически с ними не связанных?
2. Как называются слова, обозначающие того, к кому обращена речь?
3. Как называются слова, которые выражают чувства но не называют их?
4. Как называются слова(словосочетания, предложения), при помощи которых говорящий или пишущий выражает своё отношение к тому, о чем сообщает?
Составить шесть предложений с союзами : или, либо, зато, однако, да, которое = но?
Составить шесть предложений с союзами : или, либо, зато, однако, да, которое = но.
ПРИДУМАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СХЕМАМО, а ОО, но ОО или(либо) Ои О, и Оили(либо) О, или(либо)?
ПРИДУМАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СХЕМАМ
Помогите пожалуйста?
1)Без сомнения, слышно, верно, надеюсь, естественно
2)Очевидно, может, сообщают, видимо, известно.
Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщается?
а) Вопросительное; б) побудительное; в) повествовательное.
2.Какое это предложение?
Береги свой город, улицу, дом.
а) Вопросительное; б) побудительное; в) повествовательное.
а) восклицательные; б) невосклицательные; в) повествовательные; г) вопросительные;
а) восклицательные; б) невосклицательные; в) повествовательные; г) вопросительные;
Задача № 19
На кондитерской фабрике разложили в коробки 840 шоколадных конфет с орехами, по 24 конфеты в каждую коробку, и 927 конфет с вареньем, по 18 конфет в каждую коробку. Сколько получилось всего коробок с конфетами?
Почему огурец зелёный, клубника красная, лимон жёлтый, а василёк синий? Дело в том, что цвет, который мы видим – это частички единого солнечного света. После дождя на небе видна радуга. Это солнечный свет попадает в капли воды и распадается на отдельные части. Этих частей семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый предмет какие–то цвета поглощает, а какие-то отражает. Огурец отражает зелёный, а вишня – красный. Таким образом, образуется цветной мир, который нас окружает. (73 слова)
Какое предложение соответствует схеме?
а) Октябрь был на редкость холодный, ненастный.
б) Тесовые крыши почернели.
в) Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
г) Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи.
Задача № 20
Каковы площадь и периметр прямоугольного участка со сторонами 8 м и 6 м?
Солнце, которое мы видим на небе, очень большое. Оно во много раз больше Земли. Это как сравнивать арбуз и маковое зёрнышко. Маленьким Солнце кажется из- за огромного расстояния, которое отделяет его от Земли. Земля движется вокруг Солнца (хотя нам кажется, что наоборот). Происходит смена дня и ночи. А ещё ты, наверное, заметил, что зимой дни короче, а летом – длиннее. Дважды в году длительность дня и ночи одинакова. Это дни весеннего и осеннего равноденствия. Попадают они на 21 марта и на 23 сентября. А есть ещё дни солнцестояния. Ночь 22 июня самая короткая, а 22 декабря – самая длинная. (96 слов)
Каким должно быть слово для проверки написания парных согласных в корне?
а) После парного согласного в проверочном слове должен идти гласный.
б) После парного согласного в проверочном слове должен идти звонкий согласный [н].
в) После парного согласного в проверочном слове должен идти согласный.
а) Кле. ка, моне. ка, сосе. ; б) горо. яго. ка, прово. ;
в) салю. верблю. гу. ки; г) ве. ка, парашю. дож. ь.
Задача № 21
В 19 одинаковых коробках поместилось 95 кг зефира. Сколько коробок потребуется, чтобы разложить 90 кг пастилы, если в каждой коробке помещается пастилы на 4 кг больше, чем зефира?
Первое стекло в Европе сделали в Венеции. Во всём мире славились мастера с острова Мурано. Делали они и стеклянные копии драгоценных камней. Всеми цветами радуги переливались они, а стоили в десятки раз меньше, чем настоящие. Успех венецианцев не давал покоя мастерам из Чехии. Два брата решили раскрыть секрет чудесного стекла. Братья потратили пять лет и много денег, а цели так и не достигли. Венецианцы свято берегли тайны. Вернулись домой братья ни с чем. Пришлось браться за опыты самим. Кусок свинца, случайно упавший в расплавленную массу, придал стеклу необычный блеск. Так родился известный богемский хрусталь. (95 слов) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а) Гребе. ки, речу. ка, пе. ком; б) эта. муравьи. ки, бабу. ка;
в) ло. ка, подру. ка, мы. ка; г) кни. ка, малы. бука. ка.
а) Оши. ка, хру. кий, полушу. ки;
б) тру. ка, поги. ры. ка;
в) мясору. ка, коро. кре. кий;
г) ре. ка, прору. ь, про. ка.
Задача № 22
В 17 одинаковых пакетах поместилось 85 кг винограда. Сколько пакетов потребуется, чтобы разложить 76 кг персиков, если в каждом пакете персиков помещается на 1 кг меньше, чем винограда?
Почему белый медведь – белый? Потому что живёт среди вечных снегов и льдов. Белого на белом трудно заметить. И заяц на зиму шубку меняет: был серенький, а стал беленький. Но год на год не приходится. Если опоздает зима, зайцу приходится туго. Он уже белый, а снегу всё нет и нет. Но белые животные встречаются и среди тех, кто снега никогда не видел. Бывают белые обезьяны, тигры, жирафы. Называются они альбиносы. В дикой природе животные – альбиносы не выживают. Трудно им спрятаться от врагов. Да и родственники обходят их стороной. Недаром «белая ворона» вошла в поговорку. (92 слова)
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.