Предложение с предлогом так что
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Обособление обстоятельств
Обособление обстоятельств
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди.
Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:
Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд.
Второй и третий случаи
По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы:
Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.
Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми:
Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.
Это правило имеет несколько важных примечаний:
От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.
Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе.
Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.
Приложение 1. Непервообразные предлоги
Приложение 1. Непервообразные предлоги
ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОБОРОТАХ С НЕПЕРВООБРАЗНЫМИ 1 ПРЕДЛОГАМИ
Общие правила
Обстоятельственные обороты могут вводиться в предложение при помощи непервообразных (производных) предлогов – простых (благодаря, вопреки, вследствие, наперекор, согласно и др.) и составных (в зависимости от, во избежание, в связи с, за отсутствием и др.). Такие конструкции могут обособляться, однако пунктуационная трудность состоит в том, что их обособление не всегда уместно, а иногда даже ошибочно.
Оборот обособляется, если требуется обозначить его границы (чтобы предложение не выглядело двусмысленным):
Во избежание неверного понимания фразы директором, были внесены изменения в документ. – Во избежание неверного понимания фразы, директором были внесены изменения в документ.
Оборот не обособляется, если он входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу. (Как правило, в таких случаях оборот нельзя изъять из состава предложения, не исказив при этом смысл фразы.) Например:
. Казбич вообразил, будто Азамат с согласия отца украл у него лошадь. М. Лермонтов, Герой нашего времени. (смысл у Лермонтова: Казбич вообразил, будто отец Азамата дал согласие на кражу.) Ср. изменение смысла при обособлении оборота: . Казбич вообразил, будто Азамат, с согласия отца, украл у него лошадь. (=Казбич вообразил, будто Азамат украл лошадь.)
Ср. также: Сыны ветра разделили людей вопреки их желанию. И. Ефремов, На краю Ойкумены. С высоко поднятой головой она идет по жизни наравне с мужчиной, ибо свобода невозможна без полной ответственности за свою судьбу. И. Ефремов, Лезвие бритвы. В комнате Коли вечер наступал согласно законам природы, поскольку свет там давно не горел. Л. Петрушевская, Козел Ваня.
В остальных случаях можно говорить о факультативности обособления оборота (в зависимости от степени его распространенности, близости к основной части предложения, порядка слов в предложении, авторского замысла и других факторов). При этом можно выделить ряд факторов, влияющих на постановку знаков препинания.
Однако возможны и иные варианты пунктуационного оформления, обусловленные замыслом автора. Например: И всё же, выбрав удобный момент, Хижняк в нарушение всех правил пошел на обгон с правой стороны и поравнялся с «виллисом». (В. Богомолов, Момент истины) – невыделение оборота, находящегося между подлежащим и сказуемым; На следующее утро благодаря многочисленным пришельцам в четверть часа остов новой землянки был закончен (В. Обручев, Земля Санникова) – невыделение оборота, находящегося не в начале и не в конце предложения.
В спорных случаях окончательное решение о постановке знаков препинания принимает автор текста.
Некоторые закономерности
Обороты со следующими предлогами могут обособляться или не обособляться в зависимости от приведенных выше условий: благодаря, ввиду, в зависимости от, в нарушение, во избежание, во исполнение, в отличие от, вплоть до, в противовес, в противоположность, в связи с, в силу, вследствие, в случае, в соответствии с, за вычетом, за недостаточностью, за неимением, за отсутствием, назло, на основании, наперекор, наравне с, наряду с, на случай, под видом, подобно, под предлогом, по истечении, по мере, по меркам, по праву, по причине, по случаю, по условиям, при наличии, при условии, против (в знач. «вопреки»), сверх (в знач. «кроме, помимо») согласно, соответственно.
Обычно обособляются (за исключением тех случаев, когда оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу) обороты с отглагольными предлогами включая, исключая, исходя из, начиная с, невзирая на, несмотря на, смотря по, судя по, а также ограничительно-выделительные обороты с предлогами вопреки, за исключением, кроме, независимо от, помимо.
Обычно не обособляются обороты с предлогами вместо, в ответ на, в результате, вроде, за счет, наподобие, напротив, не доходя, по поводу, ради, спустя.
1 Все предлоги делятся на первообразные и непервообразные (производные). Первообразные предлоги – это небольшая замкнутая группа слов, не связанных живыми словообразовательными отношениями с какими-либо знаменательными словами. К ним относятся такие предлоги, как в, за, к, от, под и др.
Непервообразные предлоги – предлоги, имеющие живые словообразовательные отношения и лексико-семантические связи с знаменательными словами – существительными, наречиями и глаголами (деепричастиями). Непервообразные предлоги гораздо более многочисленны, чем предлоги первообразные. Все они делятся на три группы: предлоги отыменные (ввиду, вследствие, за исключением, наподобие, насчет, под видом и др.), наречные (напротив, подобно, согласно и др.) и отглагольные (включая, исключая, не считая, спустя и др.).
Некоторые составные отыменные предлоги, сохранившие живые и тесные связи с соответствующим существительным (например: в противоположность, на основании, под предлогом и др.), называют предложными сочетаниями.
Поиск ответа
Вопрос № 292709 |
Ответ справочной службы русского языка
М.б. в окно врывался ветер, не в стекло?
Верно: настоЯнный (от настоять).
Сочетание «настоянный на аромате» вызывает вопросы фактологического характера (как это?).
Здравствуйте! Есть предложение: «Говорит(об/о)их сексуальной близости». Меня в данном предложении немного терзают сомнения, а именно: какой правильно использовать предлог «об» или «о»? По правилам русской орфографии верно «об», но почему-то напрашивается «о». Объясните мне, пожалуйста, как будет верно.
Ответ справочной службы русского языка
Выбор предлога зависит от того, с какого звука (гласного или согласного) начинается последующее слово и в какой падежной форме оно употребляется:
1) в винительном падеже перед словами, начинающимися согласными (кроме форм местоименных слов всё, всю, все, всех, что), употребляются предлоги о и об: споткнулся о порог и об порог; ударился о камень и об камень;
2) в винительном падеже перед словами, начинающимися гласными, употребляется только предлог об: споткнулся об острый камень;
3) в винительном падеже перед формами местоименных слов все, всё, всех, всю, что, а также что-либо, что-нибудь, что-то употребляется предлог обо: споткнулся обо все камни; Обо что ты споткнулся?
4) в предложном падеже перед словами, начинающимися согласными (кроме форм местоименных слов мне, всём, всей, всех), употребляется предлог о: узнал о родственниках, вспомнил о невесте;
5) в предложном падеже перед словами, начинающимися гласными, употребляется предлог об: вспоминать об отце; задуматься об учебе;
6) в предложном падеже перед формами местоименных слов мне, всём, всей, всех употребляется предлог обо: узнал обо всех родственниках, вспомнил обо мне. Однако в художественной литературе возможно: о всем, о всей, о всех (Девушка пела в церковном хоре // О всех усталых в чужом краю. А. Блок).
Что значат предлоги в конструкциях: ланкийский (к Шри-Ланка) и шри-ланкийский (от Шри-Ланка)?
Ответ справочной службы русского языка
Это значит, что прилагательное ланкийский имеет отношение к слову Шри-Ланка, а прилагательное шри-ланкийский образовано от Шри-Ланка.
Ответ справочной службы русского языка
Предлоги про и о синонимичны, но варианты с про носят более разговорный характер. Варианты о беге, о футболе, о картинге стилистически нейтральны.
Ответ справочной службы русского языка
Членом предложения является предложно-падежная форма целиком (в лесу), так что подчеркивать нужно и предлоги (хотя это и не принципиально). Возможно, учителя хотят подчеркнуть, что служебные части речи ( предлоги ) не являются членами предложения сами по себе.
Он был в Москве, в Париже, в Рио. Нужно ли убирать последние два предлога «в»? Или такой вариант корректен? И поясните, пожалуйста, почему, а то редактор всё время убирает. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В таких случаях предлоги не повторяются: Он был в Москве, Париже, Рио.
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, как можно быстрее. Я переводчик. Вышел спор с заказчиком. Я написала «исследование жизнеспособности организации», заказчик исправил на «опрос о жизнеспособности организации». Второй вариант правомерен? Мне режет ухо, но не могу обосновать. Какие вообще предлоги можно употреблять со словом «опрос»? Может ли быть «опрос о чем-то»?
Ответ справочной службы русского языка
как подчеркиваются производные предлоги в предложении, например: В продолжение этого времени их полноводность увеличивается в несколько раз?
Ответ справочной службы русского языка
В школе при синтаксическом разборе предложения для выделения предлогов используются разные приемы. Предлог может подчеркиваться так же, как член предложения, к которому он относится. Например, в приведенном Вами предложении сочетание в продолжение времени является обстоятельством, его можно подчеркнуть тире с точками. Другой распространенный вариант – заключение предлогов в треугольник. Конечно, треугольник в данном случае получается весьма кривой.
Я приехал на конюшню. В конюшне есть лошади и верблюды. Правильно ли в двух предложениях употреблены предлоги НА и В?
Ответ справочной службы русского языка
Мы рекомендуем использовать предлог на в обоих предложениях.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, каково значение союза «а также», позволяет ли его использование выбрать один из однородных членов, которые он объединяет.
Ответ справочной службы русского языка
1. Соединительная. Употребляется для присоединения последнего слова или словосочетания в ряду двух и более единиц, обозначающих однородные в определенном отношении предметы, признаки, действия и т. п., и, указывая на полную завершенность перечисления, акцентирует, выделяет, придает добавочный характер последнему члену ряда.
Примеры: Купи сыра, а также колбасы. Она знает немецкий, французский, а также итальянский языки. Она танцует, играет на пианино, а также сочиняет музыку.
2. Присоединительная. Употребляется для присоединения слова или словосочетания в ряду двух единиц, обозначающих однородные в определенном отношении предметы, признаки, действия и т. п., и указывает на то, что присоединяемая единица имеет характер добавления по отношению к первой и/или усиливает, подчеркивает, обобщает значение всего ряда в целом.
Пример: Для меня, а также и для всех нас, это событие имеет огромное значение.
3. Присоединительная. Употребляется для присоединения второй части сложносочиненного предложения и указывает на то, что она содержит какую-л. новую добавочную, дополнительную информацию, обычно продолжая мысль, высказанную в предшествующей части.
Примеры: Беседа была посвящена двусторонним отношениям, а также была затронута тема региональных конфликтов. Сходи в магазин, погуляй с собакой, а также тебе надо встретить бабушку на вокзале.
Здравствуйте, коллеги! Спасибо за ответ на вопрос (285547). Однако вышел конфуз, в четвертый раз набирая вопрос, написала не то первое предложение. В Архангельском порту. В комиссии при порте. Здесь разные предлоги и разные окончания. Верно ли? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Да, верно: в Архангельском порту; в комиссии при порте.
Ответ справочной службы русского языка
В обоих случаях следует писать при порте: п ри Архангельском порте; в таможенной комиссии при Архангельском порте.
При синтаксическом разборе предложения нужно ли подчеркивать предлог так же, как и существитльное, к которому он относится?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Если речь идет о вопросе 284861, то в приведенном примере начиная с — предлог.
Предлоги: В, НА, ПОД, ЗА
Разделы: Логопедия
ЦЕЛИ:
Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.
Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед обращается к детям:
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые изображены на схемах на доске.
2. Сообщение цели занятия. (Игровая мотивация)
Логопед: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну, где живут маленькие слова. Давайте послушаем звуковое письмо, которое нам Фея».
Игра «Письмо Феи». Дети слушают письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Фея. Я хочу рассказать о своем городе. (Под) нашем городе красивые дома. (За) улицах ходят модные жители. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) новых автомобилях. (На) городом протекает узкая река. (Под) реке водится вкусная рыба. Наш город лучше всех!»
Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить ошибки Феи.
3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под
Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:
«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри;
НА – когда предмет находится сверху;
ПОД – когда предмет находится внизу;
ЗА – когда предмет находится сзади.
Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».
4. Составление предложений с предлогами (по картинке)
Логопед: «У Феи есть друг – мальчик Федя. (Выставляется плоскостное изображение героя). У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Федя любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)
Дидактическое упражнение «Составь предложение».
Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с лёгким мячом)
Мяч лови, и мяч бросай,
предложение составляй!
Дети составляют предложения.
Какой полоской обозначаем предложение?
Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок?
Почему на первом месте находится полоска с высокой палочкой?
Что поставим в конце предложения?
Сколько слов в предложении?
Назови 1-е слово в предложении (третье, четвертое).
Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?
(Дети по очереди работают у стола со схемами)
Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.
5. Динамическая пауза
В комнате сижу и слышу (присесть, руки возле ушек)
Дождик капает на крышу (движение рук над головой сверху вниз)
А под стол залез котёнок (присесть)
И уснул там как котёнок (сложить руки под ушком)
6. Выделение предлогов из стихотворных текстов
7. Работа с индивидуальным наглядным материалом
Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Фея же во всем любит порядок. Помогите ей, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)
Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.
8. Итог занятия, оценка деятельности детей
— На этом наше занятие окончено. Вы все очень хорошо поработали.
Предлоги «К», «ОТ»
Разделы: Логопедия
Тип занятия: фронтальное.
Вид занятия: лексико-грамматическое.
Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих 3 уровень ОНР.
Первый-второй год обучения, первый период обучения.
Открытое занятие проведено для педагогов ДОУ 18.11.2014 г.
Цель: обучение детей различению и правильному употреблению предлогов «К» и «ОТ» в предложениях.
Предполагаемый результат: дети научатся различать и правильно употреблять предлоги «К», «ОТ» в предложениях.
Общая продолжительность занятия: 30 минут.
Ресурсы: картинка: гномики у домиков, схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки по количеству детей, игрушка «Колобок», мяч, разноцветные геометрические фигуры со сложным узором и смайлики – по количеству детей, магнитофон, запись песни «Маленькая страна», демонстрационная доска.
I. Вводный этап
1. Организационный момент (в кругу)
Логопед:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!
– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки согреют всех теплом. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя теплоту и доброту сегодняшнего утра. Плавно и длительно выдохните через рот все свои тревоги и печаль.
(Дети делают вдох и выдох три раза).
– А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям.
2. Игровая мотивация
Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с Вами отправимся в Волшебную страну, где живут маленькие слова – предлоги, познакомимся и подружимся с некоторыми из них. Хотите?
Звучит музыка из песни «Маленькая страна».
– Тогда закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова.
«Вокруг себя повернитесь, в волшебной стране окажитесь».
Откройте глазки, мы с вами оказались в маленькой волшебной стране – стране Предлогов. Прогуляемся по ней.
Дети под песню «Маленькая страна» (1 куплет) идут змейкой по группе и возвращаются в круг.
Логопед:Жители волшебной страны такие же маленькие, как и наши пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика (в кругу)
Самомассаж фаланг пальцев).
Вот волшебная страна, И чудес она полна. За горами, к озерцу, через море, по мосту, на проселочной дороге. От полянки, под кустом, прямо в речке, над цветком, возле леса у берлоги. Здесь живут слова предлоги. | Энергичное сжимание и разжимание кулачков. На каждый предлог сжимание указательным и большим пальцами одной руки верхней фаланги пальцев другой руки поочередно, начиная с мизинца. На существительное – разминание фаланги пальца – от ногтя к основанию – правой рукой. То же – левой рукой. Пальцы обеих рук скрещены в замок, большие пальцы – сверху. |
II. Основной этап
Логопед: Ребята, посмотрите, какие маленькие домики на полянке. Подойдем к ним поближе и посмотрим, кто там живет (картинка: гномики у домиков).
1. Знакомство с предлогами «К», «ОТ», их схемами
Логопед: Рассмотрите двух гномиков. Одного зовут «К», а другого «ОТ». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Послушайте сказку про них.
«В волшебной стране маленьких слов жил-был предлог «К». Он был очень дружелюбный и не любил оставаться один. Поэтому предлог «К» часто ходил в гости: К своим друзьям, К знакомым. Если он не ходил в гости, то всё равно двигался: К дереву, К речке, К дому… (Показ схемы предлога).
Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается, мы говорим маленькое слово «К». Посмотрите на схему. Стрелка направлена к палочке.
Это схема предлога «К».
А рядом с предлогом «К» жил-был его братец – предлог «ОТ». Он ни с кем не дружил, был очень упрямый и всегда делал всё наоборот. Предлоги его звали: «Иди к нам, будем играть!» Упрямец вставал и отходил ОТ предлогов. Летним жарким днём его звали купаться: «Пойдём к озеру купаться!». Предлог «ОТ» сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ озера. Такой он был упрямый.(Показ схемы предлога).
Это схема предлога «ОТ».
Предлог «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется. Посмотрите на схему, стрелка идёт от палочки.
2. Тренировочные упражнения
Упражнение 1. «Представлялки»
Логопед: Закройте глаза и представьте, к чему можно подойти в волшебной стране? (К замку, к речке, к другу и т.д.)
– Какой предлог вы произносили? (Предлог «К»)
– Когда произносится предлог «К»? (Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается).
Упражнение 2
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, кто от кого убегает.(Мышка убегает от кошки, кошка убегает от собаки, собака убегает от волка, волк убегает от тигра, тигр убегает от слона, слон убегает от мышки).
– Какой предлог вы произносили? (Предлог «ОТ»).
– Когда произносится предлог «ОТ»?(Когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется).
– Ребята, послушайте, можно ли так говорить: Мама подошлаотдерева.
– Почему так говорить неправильно? (Предложение непонятное людям).
– Как нужно сказать правильно? (Мама подошла к дереву.)
Петя отбежалк дома.(Петя отбежал от дома.)
Заяц ускакал лисы. (Заяц ускакал от лисы.)
– Почему нужно правильно употреблять предлоги в предложениях? (Ответы детей)
– Почему нельзя предлоги путать или пропускать в речи? (Предлоги меняют смысл предложения)
3. Появление сказочного персонажа
Логопед: Ребята, послушайте, кажется, к нам кто-то идет. Вспомните, кто в своей сказке от всех ушел, а от одного не ушел?
Если дети затруднятся ответить, загадать загадку: «Круглый бок, румяный бок…
– К нам пришел…» (Появляется игрушка колобка, колобок поет песенку)
– Какой предлог вы слышали в песенке колобка? (Предлог «ОТ»).
– Скажите, от кого ушел колобок? (Колобок ушел от бабушки. Колобок ушел от дедушки… и т.д.)
4. Физминутка
5. Дифференциация предлогов «К» и «ОТ» на слух
Логопед: В Волшебной стране каждый становится чуть– чуть волшебником. Сейчас вы будете превращать одно предложение в другое. Я назову предложение, а вы скажете его наоборот.
Упражнение «Превращалки» (с мячом)
6. Составление предложений с предлогами «К», «ОТ» по сюжетным картинкам.
Логопед: Ребята, а вы любите дарить подарки? Посмотрите, колобок принес нам картинки. Подарите их нашим предлогам.
Игра «Подарки» (закрепление дифференциации предлогов «К» и «ОТ»)
Логопед: Рассмотрите картинки (по количеству детей) внимательно и подарите предлогу «К» только те картинки, по которым можно составить предложение с предлогом «К». А предлогу «ОТ» подарите те картинки, по которым можно составить предложение с предлогом «ОТ».
Дети составляют предложения по картинкам и расставляют картинки под схемами предлогов.
– Подарки предлогам будем дарить по очереди, по одному.
Объяснить, почему подарили ту или иную картинку предлогу. За правильный ответ дети получают геометрическую фигуру.
Логопед: Какие вы молодцы, сколько подарков подарили. Но колобок почему-то загрустил. Он никак не может составить предложение по двум предметным картинкам. Поможем ему? У вас в руках геометрическая фигура. Найдите такую же фигуру на столе и займите свое место.
7. Самостоятельная работа детей.
Составление предложений по двум опорным картинкам и схемам. На столах – разноцветные геометрические фигуры, предметные картинки, схемы предлогов, схемы слов-действий.
Логопед: Сейчас каждый из вас будет самостоятельно составлять 2 предложения с предлогами «К», «ОТ» по схеме и предметным картинкам.
Но сначала вспомним:
– Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
– Какие слова мы знаем? (Слова-предметы, слова-действия, слова-предлоги).
– Вспомним схемы предлогов. Поднимите схему предлога «От».
– Когда произносится предлог «ОТ»? Поднимите схему предлога «К».
– Когда произносится предлог «К»?
На доске – две предметные картинки: теленок, волк.
Логопед: Ребята, помогите мне составить предложение по картинкам. (Теленок убежал от волка).
Схема предложения выкладывается у доски.
Разбор предложения:
– Сколько слов в предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово. Назовите третье слово. Назовите четвертое слово.
– Как пишутся слова в предложении? (Раздельно).
– Теперь вы самостоятельно составьте 2 предложения с предлогами «К», «ОТ» и выложите схемы ваших предложений на столах. (Составление предложений по схеме и предметным картинкам).
Машина отъехала от дома. Машина подъехала к гаражу. И т.д.
Выполнение задания проверяется у всех детей, проводится разбор каждого предложения.
Индивидуальная работа: Влад, Богдан, Костя, Настя, Катя – предметные картинки – существительные множественного числа.
Логопед: Ребята, все вы молодцы! Колобок благодарит вас за помощь и дарит вам в подарок свою улыбочку.
Детям раздаются смайлики.
– Эти улыбочки вы сегодня принесете домой, поделитесь теплотой и радостью с родителями и расскажите им о волшебной стране Предлогов и её жителях.
III. Заключительный этап
Логопед: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите все ко мне. Закройте глазки, вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.
– С какими предлогами мы сегодня познакомились?
– Когда произносится предлог «К»?
– Когда произносится предлог «ОТ»?
Литература:
1. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. – М. Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
2. Ресурсы сети Интернет.