Раздел науки о языке, изучающий речь, называется синтаксис. Одной из основных синтаксических единиц, участвующих в построении речи, является предложение.
Предложение — единица синтаксиса, признаки которой:
Состав предложения
Члены предложения подразделяются на:
Главные члены — грамматическая основа предложения, его фундамент. Это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает:
Сказуемое обозначает:
Второстепенные члены предложения поясняют основное значение главных членов, уточняют информацию. Эти слова грамматически связаны с подлежащим и сказуемым, связь выражается в форме вопроса. К второстепенным относятся:
Дополнение
— отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме Именительного):
— отвечает на вопросы Какой? Чей? и их варианты.
— отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? и др.
Типы предложений
Типы предложений дифференцируются в зависимости от принципа классификации:
Определения типа предложения
Для определения типа предложения необходимо ответить на ряд вопросов. Это позволит сделать правильные выводы относительно его характеристики. Алгоритм или план анализа следующий, какое предложение:
Пример письменного анализа предложения при определении его типа.
Простое предложение (подл. – мальчик, сказ. – спал, вздрагивал); повествовательное; невосклицательное; двусоставное; распространённое; полное; осложнено причастным оборотом (устав от беготни) и однородными сказуемыми (спал и вздрагивал).
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Предложение»
Ольга Гребцова Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Предложение»
Программное содержание: Создать положительный фон для самовыражения, активности, повышения коммуникабельности детей, снятия эмоционального и физического напряжения. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах; ознакомить с предложением; учить выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; упражнять детей делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие (гласные звуки); закрепить соотношение звук-буква.
Письмо от Тетушки-Совы.
Место проведения: групповая комната.
Длительность: 30 – 35 минут.
Ход занятия
Дети заходят в групповую комнату, здороваются с гостями.
Для начала давайте посмотрим, с каким настроением вы готовы выполнить все задания. А помогут нам в этом разноцветные лепестки. Выберите лепесток того цвета, который соответствует вашему настроению. Составив цветок, мы сможем понять наше настроение. (Дети выполняют задание «Цветное настроение»).
Воспитатель подводит итог, что у всех самое разное настроение. Накрывает цветок салфеткой,обращается к детям:
Уточняют, что все названные звуки – гласные. Дети дают характеристику гласных звуков (при их произнесении воздушная струя не встречает преград).
Как вы знаете, сова – мудрая птица. Она учит мудрости и грамоте других.
А) выбрать картинку, в названии которой слышится один гласный звук. Произнести слово, выделяя (протягивая) гласный звук, и назвать его. Например, в слове лу-у-у-к – гласный [у];
Б) взять оставшиеся картинки, произнести слово, найти гласные звуки и назвать их. Например, в слове лу-у-у-ужа-а-а-а- два гласных звука [у] и [а].
Тётушка – Сова вам, что-то хочет сообщить в письме, но перед этим немножко отдохнём.
Игровое упражнение «Веселая гимнастика» на закрепление пространственной ориентировки.
— Поднять руки вверх. Правую руку опустить вниз. Левую руку поставить на пояс. Руки опустить вниз. Повернуться направо. Посмотреть налево.
Воспитатель: А теперь самое главное, пишет Тётушка – Сова. Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не рассказывают.Например: слово дом. Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый); где он стоит (в городе или деревне, в лесу или на берегу реки); кто в нем живет и т. д.
Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем- то, они должны подружиться друг с другом.Например: Рабочие построили новый дом. Из дружных слов получилось предложение. Только с помощью предложений мы можем сообщить другим различные сведения.
— Предложение мы будем обозначать длинным прямоугольником (на доске) или длинной полоской бумаги (показ бумажный полоски).
Упражнение «Составь предложение». Воспитатель предлагает детям составить предложение, взять за основу слова лужа, кот. Всем, кто составил предложения, педагог дает длинные полоски бумаги.
Упражнения на выделение предложений из высказываний на слух.
А) – Предложения тоже умеют дружить. Так получаются рассказы. В рассказах одно предложение от другого отделяются паузой (короткой остановкой). Послушайте рассказ из трех предложений.
Маша и Петя живут в большом городе. (Пауза) Они ходят в детский сад. (Пауза) В детском саду они играют и занимаются.
— Повторите первое предложение. О чем оно вам рассказало?
Далее проводится аналогичная работа с другими предложениями.
Б) – Послушайте другой рассказ; выложите столько полосок бумаги, сколько в нем предложений.
Петя пошел гулять. (Пауза) Во дворе он нашел котенка. (Пауза) Мальчик взял котенка домой.
— Повторите первое предложение(второе, третье).
Выделение слов из предложений.
Воспитатель: Тётушка – Сова хочет вам сообщить о том, что предложения состоят из слов. Слова в предложении условно обозначают короткими линиями.
Воспитатель:Мудрая Сова в своем письме написала вам задание: выложите столько счетных палочек, сколько слов в предложении. Примерный набор предложений для разбора: Девочка смеется. Мальчик надувает шар. Дети рисуют. Собака громка лает. (Дети выполняют задание за столами).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием Тетушки-Совы, на этом все задания подошли к концу. Мудрая Сова прощается с вами и надеется, что вы будите помнить все то, что она вам поведала в письме.
Воспитатель: Скажите, понравилось ли вам занятие, и чем оно вам запомнилось? Что нового вы узнали на занятии? Какое задание вам показалось наиболее трудным? Какое наиболее интересным? (Выслушивает ответы детей).
А в заключение давайте посмотрим, изменилось ли ваше настроение. Возьмите в руку лепесток такого цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент.
Воспитатель подводит итог, благодарит детей за занятие.
Воспитатель: Предложение мы будем обозначать длинным прямоугольником или длинной полоской бумаги (показ бумажный полоски). Я предлагаю сыграть в игру«Живые слова». В роли слов выступаете вы. Сейчас я выберу детей,которые будут словами: шарик, мальчик, надувает. А остальные составляют из них предложения. «Живые слова» выстраиваются в том порядке, в каком было построено предложение, и произносят свои слова, и берутся за руки.
Воспитатель: Слова в предложении условно обозначают короткими линиями. Но мы слова обозначим счетной палочкой. Я буду говорить предложения, а вы определять количество слов в нем, выкладывая палочки на полоски. Примерный набор предложений для разбора: Девочка смеется. Дети рисуют. Собака громка лает. (Дети выполняют задание за столами).
Воспитатель: На этом игры от Тетушки-Совы закончились, но она обязательно пришлет еще много игр, в которые мы с вами поиграем. Скажите, понравилось ли вам занятие, и чем оно вам запомнилось? Что нового вы узнали на занятии? (Выслушивает ответы детей).
Воспитатель подводит итог, благодарит детей за занятие.
Календарно-тематическое планирование по программе «Радуга». Обучение грамоте (первое полугодие) СЕНТЯБРЬ «Звук вокруг нас» Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи;.
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.
Предложение — это коммуникативная единица, выражающая законченную мысль, имеющая грамматическую основу и интонационную законченность.
Предложение — основная единица синтаксиса. Это самое распространенное средство человеческого общения. Используя данную синтаксическую единицу в речи, человек может передать свою мысль, задать вопрос и получить ответ.
Модальность — это выражение отношения к существующей действительности или отношение говорящего к высказанной мысли, его оценка происходящего.
Лексически модальность в русском языке выражается большим количеством модальных частиц, модальных слов, междометиями, интонацией и порядком слов в предложении.
Он хорошо играет на гитаре.
Категория времени глагола в данном предложении указывает на настоящее время. Категория лица говорит о том, что действие относится к 3 лицу ед.ч. Категория модальности действительная.
Основная функция предложения — коммуникативная. Ни отдельные слова, ни даже словосочетания не несут такую смысловую нагрузку, как предложение. Предложение — основная единица как письменного, так и устного общения. Оно призвано отображать конкретную ситуацию.
Морфологические и синтаксические свойства предложения
Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. Синтаксис и морфология объединяются в грамматику.
Формы, изучаемые морфологией, предназначены для построения правильных и грамотных предложений.
Чтобы провести морфологический разбор предложения, нужно провести его для каждого слова отдельно. Существует определенный порядок:
Важно определить начальную форму разбираемого слова, если оно может изменяться.
Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения, где обращается внимание на количество грамматических основ, интонацию конца предложения, цель высказывания.
Предложение является простым, если в нем одна грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) или только один главный член.
Предложение часто путают со словосочетанием, другой единицей синтаксиса. Но у них есть принципиальные отличия:
Какие бывают предложения
Существует несколько критериев, по которым все предложения в русском языке можно отнести к тому или иному виду.
По количеству грамматических основ предложения делятся на:
Простые предложения имеют одну грамматическую основу.
Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, оно называется двусоставным. Если присутствует только подлежащее или только сказуемое, то оно будет односоставным.
Я прочла эту книгу за два дня.
Он так ине пришел на встречу.
Сложные предложения имеют две или более грамматических основ. В зависимости от типа связи, выделяют:
По наличию второстепенных членов предложения делятся на:
Распространенные предложения имеют как главные, так и второстепенные члены.
Пушистый заяц долго сидел под кустом.
Нераспространенные предложения состоят только из главных членов.
По цели высказывания предложения делятся на:
По силе выраженного чувства предложения делятся на:
Главные члены предложения
Слова и словосочетания, связанные между собой по смыслу и грамматически, называются членами предложения.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Для верного разбора предложения необходимо научиться правильно выделять главные члены — подлежащее и сказуемое. Вместе они образуют грамматическую основу.
Подлежащее отвечает на вопросы «кто?» или «что?». Оно называет объект, о котором идет речь в предложении, которое совершает какое-либо действие, находится в определенном состоянии, обладает неким признаком. Подчеркивается одной чертой.
В роли подлежащего может выступать как одно слово, так и несколько. Также оно может быть выражено разными частями речи.
В роли подлежащего одно слово:
Чем выражено
Примеры
Существительное
Зима приближается.
Местоимение
Я очень люблю прогулки по воде.
Прилагательное
Голубоглазый наконец подал сигнал.
Причастие
Сидящий в углу попросил слово.
Числительное
Двое встали и вышли.
Инфинитив (неопределенная форма глагола)
Жить — родине служить.
Наречие
Вот и настало долгожданное завтра.
Частица
«Не» с глаголами пишется отдельно.
Междометие
«Ау» пронеслось по всей округе.
В роли подлежащего синтаксически неделимое словосочетание.
Сказуемое — наравне с подлежащим главный член предложения, отвечающий на вопросы: «что делает?», «что сделал?», «что делается?», «что с ним происходит?», «кто он такой?», «каков?». Сказуемое указывает на действие объекта, его состояние или признак. Подчеркивается двумя чертами.
Сказуемое может быть выражено разными частями речи:
Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры
Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.
Члены предложения: с чего начать?
Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.
Построение элементарных схем
Вам будет интересно: Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных
Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.
Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.
Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.
В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.
Отображение в схемах орфограмм
Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.
Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».
— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?
Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.
Алгоритм построения схемы
Учащиеся следуют такому алгоритму:
После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.
Помощь в составлении схем
Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.
Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.
Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.
Что нужно запомнить: примеры
Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.
Вот несколько примеров:
Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.
Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.
Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.
Узнаем, что такое предложение в русском языке. С понятием «предложение» учеников знакомят в 1 классе. Во 2 и 3 классе первоначальные знания о предложении расширяются и углубляются. Ученики узнают, какие бывают предложения по цели высказывания и силе выраженного чувства, какие члены предложения являются главными и второстепенными.
Как слова образуют предложение?
Наша речь состоит из слов. В 1 классе ученики узнают, что некоторые слова называют предметы. Слова, обозначающие живые существа, отвечают на вопрос кто? К неживым предметам зададим вопрос что?
Другие слова обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делает?что сделает?
Эти слова не просто называют предметы и их действия, а, находясь рядом, оформляют сообщение, из которого можно узнать, что происходит с тем или иным предметом. Значит, в высказывании слова связаны между собой по смыслу. Эти слова находятся в определенном порядке и организуют связное по содержанию высказывание, которое называется предложением.
Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка.
Ветер дует. Птичка сидит на ветке. Воробей чирикает.
Какие бывают предложения?
Предложения отличаются друг от друга не только своим содержанием, тем, о чем в них говорится. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами и пожеланиями. Каждое предложение сообщает о чем-то с определенной целью. Цель сообщения указывает, для чего, зачем оно произносится, с какой интонацией, с повышением или понижением голоса.
Повествовательное предложение
Если в предложении без выражения особых чувств только сообщаются какие-то сведения о ком-либо или о событиях и явлениях, реально происходящих, оно является повествовательным.
Плещется волна. По реке плывет лодка. Рыбак ловит рыбу.
Интонация, с которой эти предложения произносятся, спокойная, повествовательная, а в конце их голос несколько понижается.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак точка.
Вопросительное предложение
Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы задаем вопросы:
Кто поет на дереве? Какая это птица?
Эти предложения произносятся с особой вопросительной интонацией. Голос повышается в конце предложения. Вопросительное предложение завершает вопросительный знак.
Побудительное предложение
С помощью предложений мы можем побуждать кого-то к действию, а также выразить свою просьбу, пожелание.
Восклицательные и невосклицательные предложения
Предложения отличаются не только по цели высказывания, но и по интонации. Одни предложения произносятся спокойно, без проявления особых эмоций. Это невосклицательные предложения.
А некоторые предложения выражают сильное чувство и произносятся с особой интонацией.
В конце такого предложения ставится восклицательный знак.
Главные члены предложения
В предложении имеются главные члены, которые составляют его основу. В каждом предложении сообщается, о ком или о чём идет речь.
Слово, обозначающее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, является главным членом предложения. Это подлежащее.
В предложении обязательно имеется второй главный член, который обозначает, какое действие выполняет подлежащее. Это сказуемое.
Распространенное и нераспространенное предложение
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения, которые являются грамматическим и смысловым центром предложения. Другие члены предложения являются второстепенными.
Подлежащее и сказуемое могут выражать законченную мысль самостоятельно.
Зима пришла. Выпал снег. Дети рады.
В этих предложениях содержатся только главные члены предложения. Такое предложение является нераспространенным.
В предложении, кроме главных членов, могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее или сказуемое или другой второстепенный член.
Сравните:
Наконец пришла снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Все дети рады зиме.