Предиктивный словарь что это
Значение слова «предикативный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРЕДИКАТИ’ВНЫЙ, ая, ое (филос. и грам.). Являющийся предикатом, содержащий в себе предикат, обладающий значением предиката. Предикативная связь между именем и глаголом. Предикативное прилагательное. Творительный п. падеж.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
предикати́вный
1. матем. лог. относящийся к предикату, свойственный предикату
2. лингв. относящийся к предикату, предикативу или сказуемому, свойственный предикату, предикативу или сказуемому ◆ Наиболее распространенной формой этого явления в современном русском языке оказывается так называемый творительный предикативный. Л. Д. Чеснокова, «Конструкции с предикативным определением и структура предложения в современном русском литературном языке», 1972 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бесприютность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «предикативный»
Предложения со словом «предикативный»
Сочетаемость слова «предикативный»
Понятия, связанные со словом «предикативный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «предикативный»
Вопрос об отношении мотива и события неотделим от более общего вопроса о предикативной природе мотива.
Поскольку операция квантификации отделяется им от предикативного компонента квантифицированного суждения, существование перестаёт быть атрибутом, пусть и особым, отдельных предметов и превращается в свойство понятий.
Чтобы выделить смысловые единицы порождаемого текста и проследить их логичность, было введено понятие «мыслеблок», который представляет собой один или несколько однородных предикативных актов.
Статья на тему: «Формирование предикативной лексики у детей с ОНР (5-7лет) в системе индивидуальных логопедических занятий.»
«Формирование предикативной лексики у детей с ОНР (5-7лет) в системе индивидуальных логопедических занятий.»
Рыпалева Н.Ю. (магистрант 2 года, магистерской программы «Клиническая логопедия», науч. руководитель к.пс.н., доцент Володина И.С.)
Система коррекционной работы по формированию предикативной лексики у старших дошкольников с ОНР.
В системе коррекционной работы использовались методики Лалаевой Р.И. «Придумать слово-неприятель», «придумать слово-приятель», а также адаптированные методики М.А. Поваляевой «скажи, какой» и И.А. Чистяковой «что делает предмет».
Методика «Придумай слово-неприятель».
Цель: исследовать точность употребления слов, способности выделить ведущий дифференцируемый признак.
Организация: Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляется 10 слов.
Методика «придумай слово-приятель».
Цель: исследовать уровень сформированности семантических полей. Организация: Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов: маленький, большой, веселый, грустный, теплый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.
Методика «скажи, какой»
Цель: исследовать уровень способности выделения признаков предмета.
Организация: Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек.
Методика «что делают предметы»
Цель: исследовать точность употребления признаков предметов.
Организация: Ребенку предлагается назвать действие по предъявляемому предмету. Всего предъявляется 10 слов: самолет, дятел, часы, мяч, солнце, рыба, утка, человек, книга, жук.
До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неимитированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация.
. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. /№ 3, 1986, №№ 1, 4, 1987.
предикативный
Смотреть что такое «предикативный» в других словарях:
ПРЕДИКАТИВНЫЙ — ПРЕДИКАТИВНЫЙ, предикативная, предикативное (филос. и грам.). Являющийся предикатом, содержащий в себе предикат, обладающий значением предиката. Предикативная связь между именем и глаголом. Предикативное прилагательное, творительный предикативный … Толковый словарь Ушакова
Предикативный — ПРЕДИКАТИВНЫЙ. Свойственный предикату или сказуемому. П. формы прилагательных краткие формы, которыми они обозначаются, как сказуемые, в отличие от аттрибутивных (см.): дуб высок, трава зелена, собаки злы и пр. П. именительный падеж употребленный … Литературная энциклопедия
предикативный — прил., кол во синонимов: 1 • предикатный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Предикативный — ПРЕДИКАТИВНЫЙ. Свойственный предикату или сказуемому. П. формы прилагательных краткие формы, которыми они обозначаются, как сказуемые, в отличие от аттрибутивных (см.): дуб высок, трава зелена, собаки злы и пр. П. именительный падеж… … Словарь литературных терминов
Предикативный — I прил. 1. соотн. с сущ. предикат I, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат I], характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. предикат II, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат II], характерный для него. 3. Выражающий … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Предикативный — I прил. 1. соотн. с сущ. предикат I, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат I], характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. предикат II, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат II], характерный для него. 3. Выражающий … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
предикативный — предикативный, предикативная, предикативное, предикативные, предикативного, предикативной, предикативного, предикативных, предикативному, предикативной, предикативному, предикативным, предикативный, предикативную, предикативное, предикативные,… … Формы слов
предикативный — См. predicativo … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
предикативный — предикат ивный; кратк. форма вен, вна … Русский орфографический словарь
предикативный — … Орфографический словарь русского языка
ПРЕДИКАТИВНЫЙ
Смотреть что такое «ПРЕДИКАТИВНЫЙ» в других словарях:
Предикативный — ПРЕДИКАТИВНЫЙ. Свойственный предикату или сказуемому. П. формы прилагательных краткие формы, которыми они обозначаются, как сказуемые, в отличие от аттрибутивных (см.): дуб высок, трава зелена, собаки злы и пр. П. именительный падеж употребленный … Литературная энциклопедия
предикативный — ПРЕДИКАТ, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
предикативный — прил., кол во синонимов: 1 • предикатный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Предикативный — ПРЕДИКАТИВНЫЙ. Свойственный предикату или сказуемому. П. формы прилагательных краткие формы, которыми они обозначаются, как сказуемые, в отличие от аттрибутивных (см.): дуб высок, трава зелена, собаки злы и пр. П. именительный падеж… … Словарь литературных терминов
Предикативный — I прил. 1. соотн. с сущ. предикат I, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат I], характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. предикат II, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат II], характерный для него. 3. Выражающий … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Предикативный — I прил. 1. соотн. с сущ. предикат I, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат I], характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. предикат II, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат II], характерный для него. 3. Выражающий … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
предикативный — предикативный, предикативная, предикативное, предикативные, предикативного, предикативной, предикативного, предикативных, предикативному, предикативной, предикативному, предикативным, предикативный, предикативную, предикативное, предикативные,… … Формы слов
предикативный — См. predicativo … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
предикативный — предикат ивный; кратк. форма вен, вна … Русский орфографический словарь
предикативный — … Орфографический словарь русского языка
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей формирования интеллекта детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития детей в зависимости от состояния предикативного (глагольного) словаря.
В статье уделяется внимание таким важным проблемам, как влияние предиката на развитие вербально — логического мышления и связной речи, а также формированию лексической системности у детей с учётом представлений о предикате современной лингвистики и психолингвистики.
Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке.
Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.
Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом.
Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли.
Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью.
Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста.
Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого высказывания, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого.
В теоретической лингвистике придаётся большое значение предикативности. В.В. Виноградов, С.В. Кацнельсон и др. отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.
Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи.
Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.
Для качественного развития словаря ребёнку необходимо овладеть синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Поскольку большинство глаголов в русском языке многозначны, то ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения говорящего к высказыванию, слова приобретают эмоциональную окраску. Ребёнку необходимо различать тончайшие оттенки семантики. Последовательность усвоения ребенком глаголов определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.
Таким образом, дошкольнику необходимо постичь долгий и трудный процесс познания родного языка, чтобы приобщиться к культуре общества и начать формироваться полноценной «языковой личностью».
Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с системной речевой патологией и у детей с системной психической патологией?
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
При ОНР интеллект ребёнка сохранен, что даёт ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола.
Характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:
Нарушение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено задержкой развития мышления.
Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значение слова в контексте.
Исследования С.Г. Шевченко показывают, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.
Для детей с ЗПР характерны следующие трудности:
Значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:
Направления логопедической работы по развитию предикативного словаря
При проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.
С учётом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:
Солоцкая Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №6 Красногвардейского района,
г. Санкт- Петербург