Предание и легенда в чем разница
Предание и легенда – что это и отличия
Предание и легенда — термины, с помощью которых обозначают формы словесного эпоса. Несмотря на то, что они являются известными и часто употребляются в разговорной и письменной речи, не все люди смогут объяснить, в чем состоят главные отличия между ними. Определение для каждого термина поможет найти ключевые особенности, а также понять, что же собой представляют эти эпические формы словесного искусства.
Определение понятий
Устное творчество можно разделить на несколько категорий. Входят в это понятие и рассматриваемые термины. Возникли они еще до появления привычной нам письменности, когда люди желании сохранить сведения о героях или увековечить в памяти некое событие или природное явление, казавшееся им тогда чем-то сверхъестественным. В текстах появлялись не только факты из реальных событий, но и вымысел, способный сделать картину еще более интересной и захватывающей. Поэтические дополнения и отступления, символизм в повествовании – все это привносило в содержание необычный и таинственный оттенок.
Предание – разновидность эпического жанра. Это своеобразная форма повествования о событиях истории, далекого прошлого или рассказ, из которого можно узнать, как появилась та или иная традиция или родовой обычай.
Легенда – фольклорный жанр. Эпическое направление в повествовании. Из содержания можно узнать исторические факты или вымышленные события, которые поданы в форме сказания о временах далекого прошлого. Содержание представлено в стихотворной форме.
Сравнение
Если проводить подробное сравнение по основным параметрам, то станет ясно, что в тексте придания фактическая и историческая основа сохранена в максимальном количестве. Представленные события передаются подробно, излагаются четко и ясно. Подобная особенность позволяет создать у слушателя ощущение, что описанные события были на самом деле. Текст позволяет полностью погрузиться в происходящее. Справедливо это и для преданий, созданных на библейской или ветхозаветной основе, и тех, которые возникли как семейные или родовые истории нравоучительного или просто познавательного содержания. Если предания связаны с историческими событиями или судьбами известных, выдающихся личностей, то кроме достоверности в текстах могли присутствовать элементы таинственного: знамения, предсказания, неожиданные события или роковые предопределенности. Эти моменты усиливали причинно-следственную связь в повествовании и делали его еще более захватывающим. Важно учитывать, что за время, которое существует предание, оно было много раз дополнено и приукрашено. Связано это с тем, что люди не могут пересказать историю в полном соответствии с оригиналом. Именно так в текстах появлялись поэтические образы.
Если вымысел преобладал над историческими фактами, так возникала легенда. В ее содержании было больше сказочного и непознанного, чем в преданиях. Героями легенд могли стать не только известные личности, реально существовавшие люди, но и божества, мистические силы. Именно поэтому нередко изложенные в текстах события приобретали обобщенный или же символический смысл.
В легенде прослеживается стремление людей к тому, чтобы объяснить непонятное, найти причину возникновения природных явлений, катаклизмов. Также они хотели выделить в герое черты и свойства, которые бы подчеркивали его лидерство и могущество.
Нужно учитывать, что точного времени действия в легенде нет – сюжет не указывает на определенный промежуток в истории. Связано это с тем, событие произошло очень давно. Восприниматься рассказ может только как неоспоримый факт, его следует принять на веру и не искать подтверждение реальности описанного. Предание же обычно привязано к определенному временному или историческому промежутку.
Выводы
На основании проведенного сравнения можно сделать вывод о том, что предание является устным пересказом событий, которые имели место в реальной истории. По своей сути предание является притчей с нравоучительной нагрузкой. Легенда же представляет собой текст, художественный вымысел, созданный на основе реальных событий, которые происходили в далеком прошлом. В предании сохраняется относительная достоверность изложенных фактов. В легенде преобладает сказочность и вымысел.
Предание может быть тесно связано с историей определенной местности, рода или семьи. В легенде описываются события из жизни вымышленного героя или даже сказочного, волшебного существа. В преданиях отсутствуют широкие обобщения, не применяется символизм для объяснения событий происходящего. Для легенды же свойственным является образность, метафоры, сравнения и преувеличения. Нравоучительный вывод отсутствует. Для предания же он, наоборот, является характерным и неотъемлемым элементом.
Предание и легенда в чем разница
Предание или легенда: в чем отличие?
Нередко в научной литературе смешивают два понятия: «предание» и «легенда». Это объясняется их близостью и наличием переходных форм.
Предания в народе называли « былями» или « бывальщинами», так как для них характерна историческая тематика. Они сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории.Этот вид произведений устного народного творчества имеет большое познавательное значение, ведь речь ведется о далеком прошлом, о времени, от которого, как правило, не сохранилось других свидетельств.
Грамотность и книги были доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории. Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа (этноним).
В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Прошлое в преданиях обычно приукрашивается. Например, рассказывается, что в прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), будто бы поражают своей величиной. Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин – колдун.
Разумеется, нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства. Ряд особенностей придают преданиям реалистический характер: исторический материал, имеющий точное указание места, времени происходящего, а также бытовые детали.
Почти во всех преданиях в центре любого события всегда стоит одна яркая личность: князь, разбойник. атаман, генерал и т.д. Эта личность и определяет все происходящее.
Множество преданий посвящено тому, как был основан тот или иной город и освоены новые территории, как возникли те или иные географические названия. Эти сюжеты также связаны с деятельностью какого-либо одного выдающегося человека.
Названия городов, сел, рек, озер порой связываются с каким-то событием местного значения.
Предания близки к историческим песням, но имеют прозаическую форму, а не стихотворную.
В отличие от сказок, этот жанр не имеет устойчивых зачинов и концовок, хотя и присутствуют в сюжете фантастические элементы. Здесь повествование не развертывается в сложную цепь событий, как в сказке, а строится в одном эпизоде, ярком и необычном.
Предание хотя и обладает «свободной формой», но не лишено внутренней структуры: скрепление всего материала повествования идет одним эпизодом, одним основным героем, созданию образа которого подчинены и сюжет, и выразительные средства.
Ранние предания запечатлели немало важных свидетельств о прошлом народа. Прежде всего, это рассказы о древних славянских племенах, об их родоначальниках, о первых русских князьях, о походах Олега на Царьград и др. Среди преданий 16-17 в. популярны рассказы об Иване Грозном. Вот некоторые из них.
Воцарение Ивана Грозного
Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас же весь народ на реку идет, и свечи в руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, — тот и царь!
У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:
— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!
— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе непременно голову срублю.
Пошли на реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с той поры за это его Грозным и прозвали.
(«Русская старина», 1876, т. 15)
Казнь колокола
Услышал Грозный царь, во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии — и пал конь его на колени от колокольного звона. И тут Грозный царь проговорил коню своему:
— Ай же ты, мой конь; не можешь ты царя держать — Грозного царя Ивана Васильевича.
Доехал он до Софийского храма и в гневе велел он отрубить снасти у того колокола, и чтобы пал наземь, и казнить его уши.
— Не могут, — говорит, — скоты звона его слышать.
И казнили этот колокол в Новгороде — ныне этот колокол перелитой.
(«Древняя и новая Россия», 1879, т. 2, № 9)
Приехал царь Грозный в Новгород
Приехал царь Грозный в Новгород, пошел к Софии к обедне. Стоит царь Иван, Богу молится; только глядит: за иконой бумага видится. Он взял ту бумагу — и распалился гневом! А ту бумагу положили по насердкам (нарочно) духовники, а какая та была бумага, — никто не знает. Как распалился Грозный царь — и велел народ рыть в Волхов. Царь Иван встал на башню, что на берегу налево, как от сада идешь на ту сторону; встал Грозный на башню, стали народ в Волхов рыть: возьмут двух, сложат спина со спиной, руки свяжут, да так в воду и бросят; как в воду, так и — на дно. Нарыли народа на двенадцать верст; там народ остановился, нейдет дальше, нельзя Грозному народ больше рыть! Послал он посмотреть за двенадцать верст вершников (всадников), отчего мертвый народ вниз нейдет. Прискакали вершники назад, говорят царю: «Мертвый народ стеной встал». — «Как тому быть? — закричал царь. — Давай коня!» Подали царю коня; царь сел на коня и поскакал за двенадцать верст. Смотрит: мертвый народ стоит стеной, дальше нейдет. В то самое времечко стало царя огнем палить: стал огонь из земли кругом Грозного выступать. Поскакал царь Иван Васильевич прочь, огонь за ним; он скачет дальше, огонь все кругом.
С тех пор Волхов и не замерзает на том месте, где Грозный — царь народ рыл: со дна Волхова тот народ пышет…
Термин «легенда» книжного происхождения. В средневековой письменности этот вид произведений был очень популярным. В переводе с латинского языка обозначает «то, что следует читать».
Это прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом.
Бывает, что легенды перекликаются со сказками. В легендах, как и в сказках, зло всегда наказывается. Но отличие в том, что сказки рассказываются для веселья и забавы. А легенды, несмотряна сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.
Легенды могут рассказывать о сотворении мира, житиях святых, о животных, о далекой счастливой стране и др.
Предлагается вашему вниманию известная легенда о граде Китеже.
Легенда о граде Китеже.
Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод сын был великому князю Мстиславу, внук же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович — правнук святому благоверному и великому князю Владимиру.
А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему во владение Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени восприял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом лощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, богу нашему, и всем святым. Аминь.
И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви божии строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви божии во славу и хвалу пресвятому имени божию. За такое доброе твое намерение награду примешь в день пришествия Христова».
И пировали они много дней. И когда решил благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.
И поехал князь Георгий по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы. и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в городе Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в городе том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии.
Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.
И советом и повелением благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления места этого. И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста господня, а вторую церковь — во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь — во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии. В тех же церквах повелел князь Георгий приделы сделать и в честь других праздников господних и богородичных. Так же и образы всех святых написать повелел.
И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении.
И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав сие, воздал славу богу и пресвятой богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой богородице Федоровской, по совершении службы той, отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью; и, попрощавшись с ним, отпустили.
Благоверный же князь Георгий Всеволодович, приехав в город свой, прежде названный Псков, много дней пребывал в молитве, и в посте, и в бдении, и раздал много милостыни нищим, и вдовицам, и сиротам. А по построении городов тех прожил семьдесят пять лет.
Было же в год 6747 (1239). Попущением божиим, грехов ради наших, пришел на Русь войной нечестивый и безбожный царь Батый. И разорял он города, и огнем пожигал их, и церкви божии тоже разорял, и огнем пожигал. Людей же мечу предавал, а малых детей ножом закалывал, младых дев блудом осквернял. И был плач великий.
Благоверный же князь Георгий Всеволодович, слышав обо всем этом, плакал горько. И, помолившись ко господу и пресвятой божией матери, собрал свое воинство, и пошел против нечестивого царя Батыя с воинами своими. И когда вступили в сражение оба воинства, была сеча великая и кровопролитие. В ту пору у благоверного князя Георгия было мало воинов, и побежал благоверный князь Георгий от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый Китеж. И долго сражался благоверный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пуская его в город свой.
И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, что и в прежние времена бывало, как свидетельствуют жития святых отцов, патерик Монасийский, и патерик Скитский, и патерик Азбучный, и патерик Иерусалимский, и патерик Святой Горы, а эти святые книги, в которых писаны жития святых отцов, согласны в том, что сокровенная обитель не едина, но есть много монастырей, и в тех монастырях многое множество святых отцов, точно звезд небесных, просиявших житием своим. Как песка морского невозможно исчесть, так и невозможно все описать. Именно о них, провидя духом святым, блаженный пророк Давид-царь, удивляясь, вопиет духом святым, в богодухновенной книге своей Псалтыри говорит: «Праведник, как пальма, цветет и, как кедр ливанский, возвышается; насажденные в доме господнем, они цветут во дворах бога нашего». И еще тот же пророк царь Давид: «Возвышенны для меня помышления твои, боже, как велико число их; стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка». О них, провидя духом святым, блаженный апостол Павел в своем послании говорит, провидя; такое слово к нам обращает: «Скитались в овчинных и козьих кожах, терпя лишения, скорби, озлобления, те, которых не был достоин весь мир». То же слово изрек и святой Иоанн Златоуст, в поучении своем говорит в неделю третью поста. То же слово обращает к нам, провидя, святой Анастасий с горы Синайской. Это же слово апостольское обращает к нам, провидя, и преподобный отец наш Иларион Великий, о святых он пишет: «И так же в последние времена будет: грады и монастыри сокровенные будут, потому что антихрист царствовать начнет в мире, Тогда побегут в горы, и в вертепы, и в пропасти земные». И человеколюбивый бог не оставит тогда хотящего спастись. Усердием, и умилением, и слезами все получает человек у бога. Самого спасителя божественные уста возвестили в пресвятом Евангелии, что «все имущему и хотящему спастись дастся».
Литература
1. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество. Москва. « Высшая школа», 1983г.
2. Морохин В. Н. Прозаические жанры русского фольклора. Москва
« Высшая школа», 1977 г.
3. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. Казань «Молодые силы»,1914 г.
Реферат на тему «Предания и легенды»
Предание — то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. «Преданья старины глубокой…» — так говорит А.С. Пушкин о событиях, описанных в «Руслане и Людмиле».
Слово «легенда» в сознании современного человека еще более связано с вымыслом, откровенно неправдоподобной историей, которая приукрашивает действительность.
Но в научной литературе о фольклоре эти понятия имеют иное, более четкое значение. Предания и легенды — это жанры устного народного творчества. Предания — рассказы исторического содержания, народная и историческая проза. Легенды — рассказы религиозного содержания. Различия между преданиями и легендами народное сознание не делает. Да и современная наука не всегда может провести четкую грань между ними.
Название «предание» достаточно точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.
Грамотность и книги были доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.
Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа (этноним).
Нужна помощь в написании реферата?
В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Прошлое в преданиях обычно приукрашивается. Так, рассказывается, что в прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), будто бы поражают своей величиной. Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин — колдун и т.д.
Разумеется, нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства.
О свойских царях и щедрых разбойниках.
Почти во всех преданиях в центре любого события всегда стоит одна яркая личность: князь, разбойник. Атаман, генерал и т.д. Эта личность и определяет все происходящее.
В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам.
Особый интерес для народной исторической прозы представляет частная жизнь исторической личности. Яркие, выдающиеся деятели хотя и отличаются в преданиях от обычных людей, но по каким-то признакам похожи на простых смертных. У них есть своя личная жизнь, они могут заниматься делами отнюдь не героическими, будничными, напрямую общаться с простонародьем и т.п. Рассказывается, например, как Петр I становится крестным отцом сына бедного крестьянина, как один из крупнейших полководцев XVIII в. граф Румянцев ловит рыбу в своем имении, а Суворов шутит со своими солдатами.
Нужна помощь в написании реферата?
Часто предания исполнены иронии: даже великие деятели в них могут ошибаться, заблуждаться, выступать в смешном свете. В этом еще одна важная особенность преданий: они не только закрепляют исторические события в народной памяти, пусть даже приукрашивая, но и приближают их к повседневности. Поэтому в рассказах помимо прославленных личностей и громких событий встречаются герои и обстоятельства, неизвестные за пределами данной местности.
Множество преданий посвящено тому, как был основан тот или иной город и освоены новые территории, как возникли те или иные географические названия. Эти сюжеты также связаны с деятельностью какого-либо одного выдающегося человека.
Названия городов, сел, рек, озер порой связываются с каким-то событием местного значения (которого в действительности могло и не быть).
Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи.
Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады, которые никто не может разыскать. Существуют рассказы про целые разбойничьи деревни: жители заманивали проезжих к себе ночевать, а потом убивали их; или днем занимались обычным трудом, а по ночам грабили.
Однако далеко не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями. Нередко речь идет о благородных народных заступниках, раздававших награбленное бедным. Среди них упоминаются Разин и Пугачев.
Нужна помощь в написании реферата?
Силачи в преданиях — всегда простые люди, представители той среды, в которой о них и рассказывается: среди казаков — это казак, в бурлацких рассказах — бурлак. Такой силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника, но во всем остальном такой же, как все. Но иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами. Один из самых известных героев-силачей — Рахта (или Рахкой) Рагнозерский, прозванный так по названию деревни Рагнозеро в Карелии.
Такие персонажи указывают на связь преданий с другими фольклорными жанрами, в центре которых стоит исключительная личность: с былинами, историческими песнями, сказками, народными верованиями.
Как Христос хлеб собирал
Слово «легенда» на латыни буквально значит «то, что следует читать». Первоначально так называли жития святых, в которых содержались примеры христианской добродетели и благочестивого поведения. Позже под легендами стали понимать вообще поучительные и благочестивые истории. А затем и просто истории, в которых происходит что-то необычное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на самом деле.
В легендах наряду с людьми и животными действуют Бог и святые, ангелы и бесы. Если предание обращено в прошлое, то в легенде время действия не оговаривается. Это или священное время — когда Бог сотворил мир, или речь идет о событиях, которые могли происходить когда угодно.
Все происходящее в легендах описывается и оценивается с точки зрения соответствия христианским нормам жизни — как их понимает народная традиция. В событиях, изображаемых в легендах, много невероятного. Но понятия «правдоподобно» или «неправдоподобно» к ним неприменимы.
Нужна помощь в написании реферата?
В легендах Христос или святые часто спускаются на землю и неузнанные ходят по ней, награждая праведников и наказывая грешников. Такие сюжеты строятся на контрасте между тем, что думает о неприметных странниках человек, и тем, кто они на самом деле. Наказание или награда следуют незамедлительно или обещаны в будущей жизни, в аду или раю.
Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.
Сюжеты легенд черпали не только в устной, но и в письменной культуре. Среди письменных источников на первом месте стоят апокрифы. Легли в основу легенд и некоторые библейские события.
Христианские образы и сюжеты часто накладываются на древние народные поверья.
Легендарные сюжеты нашли отражение не только в литературе, но и в иконописи. Самый распространенный тип иконы Святого Георгия — «Чудо Георгия о змие» — связан с легендой, а не с житием этого святого. Это изображение, где Святой Георгий на коне попирает и пронзает копьем змея, было настолько популярно, что стало гербом Московской Руси, а затем и Москвы.
Легенды и предания — живой жанр. Они окружают нас и по сей день. Народная культура по-прежнему на свой лад ведет счет событиям, отбирая то, что представляется самым важным. И слухи, которые рождает и разносит современная молва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.
Нужна помощь в написании реферата?