Предание говорит что жуаньжуаны
Ч. Айтматов проблема роли памяти в жизни человека Предание говорит, что жуаньжуаны (ЕГЭ по русскому)
Важно ли помнить о своих предках, об истоках своего народа, о прошлом своей страны? Именно проблему роли памяти в жизни человека раскрывает Ч. Айтматов в данном тексте.
Человек, лишенный памяти, перестает быть личностью, он превращается в идеального раба. Так и манкурта сложно назвать человеческим существом, ведь основной его целью становится утоление голода, все его потребности сводятся к животным инстинктам. Более того, автор отмечает, что человек, превращенный в раба жуаньжуанами, даже не помышляет о побеге от своего хозяина.
Писатель уверен в том, что только духовно сломленный не будет стремиться к свободе, ведь именно она является основной ценностью личности.
Позиция автора понятна. Человек, лишившийся памяти, теряет понимание собственного «я», фактически перестает быть разумным существом. Таким образом, значение памяти, убежден Ч. Айтматов, огромно.
Невозможно не согласиться с писателем, ведь не зря говорят: «Человек, забывший свою историю, забудет и себя». Действительно, только люди, способные хранить в памяти важные моменты и образы прошлого могут стать самодостаточной, выдающейся личностью. В литературе существует множество произведений, в которых также затрагивается проблема памяти.
В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин описывает отношение людей к своим предкам, к корням своего рода. Для местных жителей дома и могилы являются чем-то особенным, но, к сожалению, эти символы памяти нельзя сохранить, ведь кладбище, как и вся деревня, подлежит затоплению. Автор показывает, что, пока жива в людях память об их родных, о прошлом их родного края, жива и сама Матера.
В пьесе А. Чехова «Вишневый сад» есть пример человека, забывшего про собственную мать. Лакей Яша представляется читателям наглым, хамоватым и самовлюбленным невеждой. Он хочет уехать подальше из своей страны, от своего народа и даже собственной матери, которую считает обузой. Поэтому его жизнь, как и он сам глупа и бессмысленна.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что память очень важна для человека. Без нее он перестает быть личностью, становится безнравственным, неразумным животным.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
по тексту Ч. Айтматова: «Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами». Проблема роли памяти в жизни человека (ЕГЭ по русскому)
Память – одна из важнейших ценностей, что есть у человека. Наши воспоминания – это неотъемлемая часть нас, которую, бесспорно, необходимо беречь и сохранять. Забыть свое прошлое – значит забыть себя, свою сущность. И именно проблему роли памяти в жизни человека поднимает в этом тексте киргизский и советский писатель Ч. Айтматов.
Автор раскрывает поставленную проблему на примере рассказа о кочевых народах сарозекской степи – жуаньжуанах.
Будучи завоевателями, эти племена часто захватывали чужие территории и обращали вражеских воинов в своих рабов. Некоторых из них жуаньжуаны продавали в соседние края, а вот остальных оставляли на службу себе и подвергали особо жестокой процедуре – полному стиранию памяти. Рабы без памяти ценились кочевыми народами больше всего и назывались манкуртами. Они напрочь забывали не только свое прошлое, но и даже свое имя и своих родителей. Манкурт переставал быть человеком с собственным «я», с уникальным характером и своим мнением, он становился вещью, «бессловесной тварью», обыкновенной собственностью своего хозяина-жуаньжуана. Такой раб не мог поднять восстание, не мог сбежать, ведь единственное предназначение его жизни заключалось в угоде хозяину. Вот что значит память для человека! Без воспоминаний, без прошлого люди становятся просто предметами пользования, они не способны мыслить, разговаривать, принимать самостоятельные решения, они сродни новорожденному младенцу, единственной нуждой и целью которого является удовлетворение физических потребностей. В качестве подтверждения своих слов автор повествует читателям также об одной легенде. Легенда эта о матери, которая сумела разыскать своего сына-манкурта. Женщина умоляла сына узнать ее, вспомнить, кто он такой, но все ее попытки оказались тщетны: сын проткнул сердце матери стрелой по приказу своего хозяина. И разве может быть что-то хуже убийства самого родного человека в твоей жизни, твоей матери? Разве смог бы нормальный человек пойти на такой ужасный поступок и жить потом без мук совести? А человек, лишенный памяти, не только смог бы, но и жил бы затем спокойно, ведь он не способен осознавать свои действия, он слепо подчиняется чужим наставлениям и приказам. Оба этих примера, дополняя друг друга, дают нам ясно понять, что память – самое ценное, что есть у человека. Без памяти, без прошлого человек теряет собственную волю, для него становятся чужды общепринятые ценности и законы, и он превращается в бессловесную и безропотную куклу, способную на любой, даже самый низкий и жестокий поступок.
Таким образом, память, безусловно, играет огромную роль в жизни человека, в формировании его личности и разума. Без памяти человек утрачивает свои нравственные качества и жизненные ориентиры, он становится беспомощным и уязвимым.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Предание говорит, что жуаньжуаны. проблема памяти. Возможно ли подавить тягу к свободе? (ЕГЭ по русскому)
Возможно ли подавить тягу к свободе? Избавить заключенного от мыслей и памяти? Именно эти вопросы приходят на ум во время прочтения текста Чингиза Айтматова.
Повествуя историю о рабе-манкурте, писатель поражается жестокости жуаньжуанов. Конечно, каждый раб «потенциально мятежник», именно это и пугало «хозяев». Страх бунта, восстания или побега побудил захватчиков на крайне варварские методы.
Но как заставить пленника отказаться от мыслей о бегстве? Грозные жуаньжуаны «посягнули на сокровенную суть человека», они решили отнять память.
Действительно, лишенный понимания собственного «я», манкурт становился абсолютно покорен и безопасен для хозяина.
Таким образом, Чингиз Айтматов убежден: лишенный воспоминаний, человек перестает быть полноценной личностью. Он становится лишь марионеткой, которой так легко управлять.
Я не могу не согласиться с позицией автора. Отняв у человека память, мы отнимаем его мнение, его мысли : все то, благодаря чему у него складывалось личное мнение. А значит, мы отнимаем и его.
Помимо этого, ритуалы, после которых человек лишался памяти, проводили не только жуаньжуаны. Известно, что в некоторых африканских племенах шаманы вводили людей в состояние близкое к смерти, после чего воскрешали. В результате этого человек терял память и становился беспрекословным рабом.
Таким образом, приведенные аргументы убеждают нас: люди, лишенные памяти, перестают быть человеческими существами, они становятся лишь марионетками или рабами.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Проблема роли памяти в жизни человека по тексту Ч. Айтматова «Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. » (ЕГЭ по русскому)
Память — это опыт и воспоминания, с которыми живет человек. Потерять память — потерять себя и свою жизнь. Какова роль памяти в жизни людей? Этой проблеме посвящен текст Чингиза Торекуловича Айтматова — русского и киргизского писателя.
Автор, вспоминая предание, обращает наше внимание на народы сарозекской степи — жуаньжуаней. Они захватывали чужие земли, а людей делали своими рабами, с которыми обходились крайне жестоко.
Если племя продало людей, то им сильно повезло, ведь они могли бежать на родину. Остальных «они подвергали жесточайшей процедуре, в результате которой пленный лишался памяти на всю жизнь». Такой пленник не мог поднять восстание, он не знал кем является, и не помнил своего детства, родных. Для него самым важным было повиноваться хозяину. Это убедительно доказывает, что без памяти люди становятся вещью. Все их помыслы сводятся к одному — к утолению голода.
Далее Ч. Т. Айтматов рассказывает о матери, которая смогла найти своего сына-пленника, но, к сожалению, без памяти. Она умоляла его вспомнить свое имя, свое прошлое, но тщетно: «манкурт по приказу хозяина пустил стрелу в её сердце». Я думаю, этим примером автор хотел показать, что люди, лишенные памяти, могут спокойно пойти на такое преступления.
С автором нельзя не согласиться. Действительно, память, воспоминания необходимы человеку, чтобы жить нормальной жизнью.
Так, например, в произведении А. П. Чехова «Вишнёвый сад» продан сад, а с ним и воспоминания Гаева и Раневской. Поэтому они плачут, ведь они потеряли не просто участок, а их память.
Таким образом, память бесценна для людей. Поэтому помнить о своих корнях, о прошлом своей страны очень важно каждому человеку.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Данный урок содержит содержательную работу над сочинением ЕГЭ,
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Городское управление образованием г. Избербаш
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «СОШ №2»
Разработка открытого урока по русскому языку в 11 классе по теме :
«Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ»
Учитель: Гусенкадиева С.И
Тема: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ .
-развитие речи и аналитических способностей учащихся;
— воспитание чувства нравственной полноценности человека;
Образовательные: продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ, отрабатывать умение составлять композицию сочинения-рассуждения, Развивающие: развивать умение работать с текстом, вести исследовательскую работу, делать логические выводы.
Воспитательные : воспитывать в старшеклассниках осознание ценности памяти, символизирующей нерасторжимую связь времён, важность воспоминаний.
Тип урока : урок-практикум с элементами исследовательской работы.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал.
Подготовка к уроку:
Класс заранее разбивается на 4 группы.
1. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем работать в группах. Я надеюсь, что на уроке у нас будет царить взаимовыручка, готовность прийти друг другу на помощь. Пожелаем друг другу успеха!
На днях я стала свидетелем разговора двух подростков о ЕГЭ по русскому языку и услышала столько возмущений: и заданий много, и сочинение сложное… Согласны ли вы с ними?
3. Формулировка учениками цели урока. (слайд 2)
— Как вы думаете, какова основная цель данного урока?
(Продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ: отрабатывать умение работать над первыми 4 критериями. ( Критерий К1 –К4).
4. Эпиграф урока: (слайд 3)
Дорогу осилит идущий!
— Как вы понимаете смысл данных слов латинской цитаты?
Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний. (слайд 4)
1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?
(57 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).
2. А сколько баллов из 57 выпускник набирает за задание №25 – сочинение рассуждение по тексту? (24 балла)
Значит, наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение по тексту как можно лучше.
3. Каков должен быть объём сочинения? Что грозит выпускнику, если норма количества слов в сочинении будет меньше установленной нормы?
( Менее 150, но более 70 – баллы по критериям уменьшаются, менее 70 слов – выпускник получает 0 баллов).
4. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту?
2. Работа с текстом Чингиза Айтматова.
(распечатанный текст всем присутствующим + документ с текстом на доске)
Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб мог рано или поздно бежать на родину. Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у себя, они подвергали особой процедуре, в результате которой пленный лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта раба, не помнящего своего прошлого. Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. Лишённый памяти раб-манкурт стоил дороже десяти обычных здоровых невольников.
Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен для хозяина. Он никогда не помышлял о бегстве.
Для рабовладельца самое страшное – восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. Все его замыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего.
С тех пор, говорят, стала летать в сарозекской степи по ночам белая птица. Встретив путника, птица летит поблизости с возгласами: «Вспомни, чей ты! Как твоё имя. »
1) Определение проблемы (К1 – 1б).
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту.
Задание группам: 1.Послушайте текст. Перескажите. О чём он? Найдите ключевые слова ( память, раб-манкурт, лишенный памяти, понимания собственного «я» ). Значит, текст о памяти. (Слайд 6)
Повторяем орфографию: Какую орфограмму вы увидели в этом слове? ( чередующуюся гласную ). К какому заданию ЕГЭ относится данная орфограмма? ( задание 8 )
2.Сформулируйте, на ваш взгляд, самую главную проблему.
3.Зачитывание проблем каждой группой. Определение главной проблемы.(Слайд 7)
2. Составление комментария к проблеме (К2 – 3б). (Слайд 8, 9)
Задание: Попробуйте пересказать текст от лица автора. Что и как он говорит? (каждая группа зачитывает свой вариант). Выберите один из видов комментария: текстуальный (следуя за автором в раскрытии проблемы) или концепционный (интерпретация проблемы исходного текста); Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
Групповое обсуждение комментариев, сравнение и запись в таблицу.
(Текстуальный) Эту проблему автор рассматривает на примере легенды о племени жуаньжуанов, насильственно отнимающих память у пленников. Айтматов отмечает, что раб-манкурт, лишённый памяти, равнозначен бессловесной твари.
3.Формулировка авторской позиции (К3-1б).
Давайте вспомним, что такое позиция автора? (Слайд 10)
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Какова же авторская позиция? ( Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он всё это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? ) (Слайд 11, 12)
Задание: написать вариант выражения авторской позиции, используя клише и свой вариант.
(Текстуальный) Эту проблему автор рассматривает на примере легенды о племени жуаньжуанов, насильственно отнимающих память у пленников. Айтматов отмечает, что раб-манкурт, лишённый памяти, равнозначен бессловесной твари.
Писатель считает, что никто не смеет покушаться на память человека.
4. Аргументация собственного мнения (К4-3б). (Слайд 13, 14)
Согласны ли вы с мнением автора? Выражаем свое мнение.
На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в том, чтобы сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающие справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Аргументы приводятся на основе: (Слайд 14, 15)
Аргументами здесь будут считаться: литературные произведения, обращения к материалам газет и журналов, ссылки на высказывания знаменитых людей, пословицы и поговорки, научные факты, доводы и т. д.
Написать свои аргументы к тексту Ч. Айтматова (2-3) или свой вариант сочинения.
Рефлексия (Слайд 17)
1. Что дал вам сегодняшний урок?
2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока?