Преамп для микрофона что это
Преамп для микрофона что это
Преимущества внешних предусилителей
Решившись на покупку внешнего микрофонного предусилителя, в чем мы выигрываем?
Качество звучания
Более всего заметное на высоких уровнях громкости.
Часто базовые предусилители звучат неплохо на уровнях 40-50дБ, но затем могут начать заметно «окрашивать» звучание в негативном смысле этого понятия.
Качественные внешние преампы имеют более сложные схемы усиления работают заметно более прозрачно и уверенно справляются во всем диапазоне громкостей.
Большой запас гейна
Встроенные преампы редко когда могут предложить более 60дБ гейна. Для многих динамических микрофонов, а также риббонов может понадобиться 70дБ и более. Конденсаторные микрофоны менее прихотливы.
Встроенные преампы зачастую имеют хороший уровень полезного сигнала по отношению к шуму, но если вы записываете тихие источники и \ или используете микрофон с небольших выходом (например риббон), то внешние предусилителей однозначно будут обладать преимуществами.
Характер звука
Это возможно наиболее распространенная причина покупки внешнего предусилителя.
Как правило внутренние схемы предусиления звучат стерильно чисто, при этом специфическое «окрашивание» звука проходящего через электронику отдельного железного прибора имеет обширную мифологию позади, и нередко преподносится как важная специфика звучания той или иной записи.
«Грязный» характер ламповых предусилителей 60-ых, или плавный «винтажный» звук классических транзисторных девайсов 70-ых — все мы слышали эти заклинания и надо сказать, что они имеют смысл.
Дополнительные возможности
Зачем нужен микрофонный предусилитель
Что такое микрофонный предусилитель?
Микрофонный предусилитель — это устройство, предназначенное для усиления низкого уровня сигнала до уровня линейного.
Микрофонный предусилитель
Для чего нужен микрофонный предусилитель?
Как известно, одной из очень важных составляющих процесса звукозаписи, является получение оптимального уровня сигнала. Под оптимальным уровнем мы понимаем сигнал с максимальным значением, но без появления искажающих перегрузок. Именно при оптимальном уровне обеспечивается наилучшее соотношение чистого сигнала и шума. Но ведь большинство современных аудио-интерфейсов и микшерных пультов уже имеют встроенные пред-усилители! В чем тогда смысл отдельного микрофонного пред-усилителя?
А смысл в следующем: микрофонные предусилители обеспечивают более качественный звук, чем предусилители интегрированные в различные устройства. А кроме того, любой хороший предусилитель обладает своим неповторимым характером звучания, который вы можете подобрать под конкретную модель микрофона. Особенно это заметно на оборудовании топового уровня.
Какие бывают микрофонные предусилители
Ламповый микрофонный предусилитель или транзисторный
Гибридный микрофонный предусилитель
Это такое предусилитель, который сочетает в себе, как ламовые, так и транзисторные компоненты. Пример: Summit Audio 2BA-221.
mmit Audio 2BA-221
Моделирующие предусилители
В данных преампах используются тразисторные схемы, однако “теплота” и другие “ламповые” особенности звука моделируются с помощью “цифры”.
Кроме того, предусилители разделяются на “окрашивающие” и “прозрачные”, по характеру влияния на сигнал.
«Окрашивающие преампы» (Color preamps)
Такие предусилители используют звукорежиссеры, которые хотят создать неповторимое, уникальное звучание своего микса. Данный тип предусилителя придает звуку характерное звучание. Чаще всего ламповые или транзисторные преампы с трансформаторной связью о которой мы поговорим чуть позже. Например: Universal Audio Solo/610, Groove Tubes Vipre, Tube Tech MP1A, Trident S40, и A Designs Audio Pacifica.
«Прозрачные» преампы
Но также есть звукоинженеры, задача которых получить первозданный звук без каких либо примесей. Для них самый лучший вариант это прямой провод с усилением. Следовательно им нужен предусилитель с кратчайщим путем от входа до устройства записи. В основном это транзисторные бестрансформаторные предусилители.
Трансформаторные и безтрансформаторные микрофонные предусилители
Выбор микрофонного предусилителя
Как выбрать микрофонный предусилитель и на что обратить внимание в первую очередь?
Начнем с того, что главным критерием является, конечно же, звук. Но существует еще несколько факторов, на которые стоит обратить внимание при выборе устройства.
Чем больше каналов, тем больше микрофонов вы можете записывать одновременно. Здесь все элементарно.
Существуют такие микрофонные предусилители в которых предусмотрен специальный фильтр, задача которого обрезать часоты ниже 20-200 Hz. Эта функция позволяет отсечь всевозможные низкочастотные помехи.
Фантомное питание есть практически на всех устройствах данного типа, но не лишним будет убедиться в этом. Фантомное питание необходимо для работы конденсаторных микрофонов.
В некоторых случаях вариант микрофонного предусилителя со встроенным лимитером для сжатия динамического диапазона будет полезен. Например в случае когда с предусилителя сигнал подается на вход аудиокарты. Лимитер поможет избежать ненужных перегрузок. Но чаще всего вы просто переплачиваете за эти дополнительные интегрированные устройства.
Если индикатор перегруза это обязательная составляющая предусилителя, то индикатор уровня нет. Вещь очень полезная и нужная.
Когда вы пишите с нескольких микрофонов, то такой переключатель будет очень полезен для решения фазовых проблем.
На некоторых моделях мы также можем найти интегрированный эквалайзер. Его задача посылать на вход звуковой карты уже скорректированный по частотам сигнал. Опция достаточно сомнительная, но за нее вы переплачиваете. Подумайте, нужна ли она вам?
Стоимость микрофонного предусилителя
На данный момент (15.09.2015) стоимость микрофонных предусилителей находится в пределах от 3 000 до 300 000 российских рублей. Одними из самых популярных предусилителей являются устройства фирм
Популярные модели микрофонных предусилителей разных ценовых категорий
Бюджетные
M-Audio DMP3 Nady TMP-1 Art Tube Pac
Средней ценовой категории
DBX 386-EU M-Audio Octane Art Pro MPA II
Дорогие модели
Universal Audio LA-610 Focusrite Platinum 10
Преамп для микрофона что это
В прошлой части мы разобрали про и контра покупки внешнего микрофонного предусилителя.
В этой уточним функциональные особенности и правильную работу с гейном на различных этапах.
Что делать с гейном?
Микрофоны имеют очень широкий динамический диапазон. Таким образом, в зависимости от ситуации, они могут производить как очень слабы по уровню сигнал, так и относительно сильный. Основная задача микрофонного предусилителя — преобразование выходного сигнала с микрофона до линейного (рабочего) уровня громкости.
Очевидно что в зависимости от источника звука и контекста, вам требуется разное количество гейна. Например меньшее количество для кричащего рок вокала в сравнении с фолк вокалом, и подобное же отношение для скажем малого барабана и классического гитары. Дистанция на которой происходит запись, является также важнейшим фактором, как и чувствительно разных типов микрофонов. Конденсаторные микрофоны всегда имеют больший выход, нежели динамические, включая риббоны. Таким образом имея меньшую чувствительно им требуется большее количество гейна.
В итоге мы имеем три вариативных параметра: уровень громкости источника звука, дистанцию от него, а также чувствительность. На практике же все несколько проще — вы просто следите за показателями измерителя уровня в вашей DAW.
На самом преампе тоже скорее всего есть VU метер, позволяющий осуществлять дополнительный контроль за уровнем сигнала, однако большинство «железных» измерителей плохо реагируют на быстрее транзиенты, и могу давать погрешность.
Добро пожаловать в цифровую эпоху
Одна из самых распространенных ошибок — запись на слишком «горячих» уровнях входного сигнала. Раньше, при записях на магнитную ленту, инженеры использовали максимально доступные уровни, чтобы преодолеть шипение ленты. Также перегруженный сигнал при использовании магнитной ленты стал одной из важных фишек, тк давал характерную компрессию и вкусно сатюрировал.
Работа в цифре не подразумевает подобного, и здесь нечего «раскачивать» лишними уровнями гейна. Цифровой поток звучит одинаково на любых уровнях, до тех пор пока вы не перегрузите конверторы аудиоинтерфейса. Здесь нет постепенного насыщения, но есть резкий переход к искаженному сигналу, поэтому цифровой клиппинг должен быть исключен.
Структура гейна
Некоторые внешние предусилители имеют более одной регулировки уровня. Как правило это раздельный гейн контроль и контроль уровня. Их взаимодействие варируется от модели к модели, но часто это дает возможность добавить больше гейна, чем требуется, чтобы затем прибрать лишний выход регулировкой уровня, воспроизводя таким образом тот самый эффект аналоговой сатюрации сигнала.
Когда использовать пэд
В редких случаях микрофоны сами по себе дают больше гейна, чем требуется. Это ситуация когда с помощью микрофонного предусилителя вам нужно ослабить сигнал, чтобы избежать перегрузки конверторов аудиоинтерфейса, то есть клиппинга. В этом случае пэд очень полезен, но люди часто используют его неверно.
Например, вы используете микрофон с очень высокой чувствительностью (скажем Neumann TLM 102), внутри бочки. Это верный способ услышать дисторшн, но что именно перегружается? Neumann TLM 102 умеет работать на очень высоких уровнях звукового давления и вряд ли в этом случае это будет он, скорее всего искажение происходит дальше, на стадии предусиления.
Если вы слышите нежелательные искажения, вот что следует делать (именно в этом порядке):
1. Убедитесь, что выходной сигнал с предусилителя не перегружает конверторы аудиоинтерфейса. Ослабьте сигнал на преампе.
2. Если вы все равно слышите дисторшн, убедитесь что не клипует сам преамп. Включите пэд преампа, чтобы ослабить сигнал до того, как он достигнет его входного каскада.
3. Если вы убедились, что это не конверторы аудиоинтерфейса и не сам преамп, то включите пэд на самом микрофоне. Пэды на микрофонах ослабляют сигнал на стадии после диафрагмы, то есть до прохождения сигналом электрической схема микрофона, для того чтобы эффективнее подавлять шум и не затрагивать качество аудио. Поэтому пэд на микрофоне всегда последнее, что следует использовать при возникновении искажений.
Многие студийные микрофоны сегодня обладают устойчивостью к высоким уровням звукового давления и не оборудованы встроенным пэдами.
Low cut
В отличии от использования пэдов, в случае со срезом низких частот нет разницы, на какой стадии вашей звуковой цепи вы его используете. На микрофоне, в преампе или даже непосредственно в DAW.
Использование среза низких частот на стадии записи имеет смысл тогда, когда нежелательный шум непосредственно влияет на запись, или если слишком низастый звук мешает исполнителю адекватно слышать результат своего исполнения.
В других случаях вам скорее всего не нужно включать low cut на стадии записи.
Реверс фазы (полярности)
Переключение фазы не влияет на звук. Этот параметр вступает в игру, когда вы используете более одного микрофона для захвата звука.
Например малый барабан обычно записывают двумя микрофонами — сверху и снизу. В этом случае микрофоны как бы смотрят друг на друга, находясь в противофазе. Таким образом с большой вероятностью они будут накладываться нежелательным образом и звучание будет тонким. Если вы перевернете фазу нижнего микрофона, сигналы окажутся синфазны друг другу и вы вернете малому барабану необходимую полноту звучания.
Переключение фазы важно и для записи вокала. Вокалист слышит свой голос проходящий как через кости черепа, так и через электронику его наушников. Если оба сигнала более менее синфазны, то вокалист имеет оптимальный контроль за собственным исполнением (это важно для наилучшего интонирования).
При этом звукорежиссер расхождения по фазе в этом случае отследить не может. В этой связи не лишним будет сделать саундчек, переключив фазу и попросив вокалиста сказать какое из звучаний кажется ему более наполненным и благозвучным.
Что такое микрофонный предусилитель
Предусилитель для микрофона не только увеличивает амплитуду сигнала, но и очищает его от шумов. Имея навыки радиолюбителя, устройство можно собрать своими руками. Для каждого микрофона прибор подбирается индивидуально.
Что такое предусилитель для микрофона и для чего он нужен
Поступающий с микрофона или звукоснимателя электрический сигнал является слишком слабым для усилителя. Требуется предварительное увеличение до т.н. линейного уровня, составляющего 0,5-1,5 В. Эту функцию выполняет предусилитель или преамп (от англ. Preamp).
Устройство используется для получения качественного звука.
Простой вариант устройства имеется в каждом микрофоне и микшерном пульте. Но если требуется высокое качество записи, в дополнение к встроенному используют предусилитель внешнего типа.
К исходящему звуку прибор добавляет (дБ):
Главные преимущества
В сравнении со встроенным внешний преобразователь имеет следующие достоинства:
Последний пункт включает в себя:
Преимущества внешних предусилителей в наибольшей степени проявляются с увеличением громкости свыше 40-50 дБ. Звук остается прозрачным, тогда как встроенная схема в таких условиях дает дефекты.
Классификация микрофонных предусилителей
Устройства классифицируются по нескольким признакам. 4 из них считаются основными.
По форм-фактору
По форм-фактору преампы делятся на:
Предусилители могут быть как вмонтированными, так и отдельными устройствами.
Вторые обеспечивают более высокое качество аудио.
По характеру влияния на сигнал
Первые транслируют сигнал без примесей.
Вторые меняют звучание, делая его теплым, насыщенным и бархатистым.
По схеме
Применяют следующие виды схем:
Первый вариант делает звучание живым и естественным за счет окрашивающего эффекта, но тот ощущается только в дорогих моделях. Предусилители средней и нижней ценовых категорий по стерильности сигнала мало отличаются от транзисторных.
Гибридная схема содержит компоненты 2 первых типов.
Моделирующая – построена на транзисторах, но включает в себя цифровой преобразователь. Он придает сигналу объемности и теплых оттенков, имитируя эффекты ламповой схемы.
По наличию трансформатора
Данный элемент тоже окрашивает аудиосигнал, придает ему насыщенности. У бестрансформаторных преампов звук чистый и плоский, особенно у транзисторных.
Критерии выбора
Перед покупкой важно учесть все характеристики.
Основными критериями являются:
Удобны универсальные устройства, способные работать в 2 режимах – микрофонном и инструментальном. Звукосниматель гитары подключается к специальному высокоомному входу.
Количество входов
Если требуется подключить несколько микрофонов, выбирают преобразователь с соответствующим числом разъемов. Рекомендуется приобрести модель с 2 или более входами даже в том случае, если источник звука пока 1. В будущем ситуация может измениться, и тогда не придется покупать новый преамп.
Встроенный лимитер
Лимитер-компрессор включается при перегрузках, чтобы избежать искажений аудиопотока. Он выполняет 2 функции:
В большинстве случаев без этого компонента удается обойтись. Но если 2 модели стоят приблизительно одинаково, лучше выбрать с лимитером.
Фильтр низких частот
Этот компонент отсеивает сигнал с частотой ниже 200 Гц. В результате подавляются помехи, например:
Эквалайзер
Устройство позволяет устанавливать индивидуальные параметры.
Эквалайзер – инструмент тонкой настройки аудиопотока, позволяющий обособленно регулировать уровень сигнала по каждой частоте. Существенно расширяет возможности звукорежиссера.
Индикаторы уровня
Качество записи зависит от того, насколько близок уровень сигнала к оптимальному. Под этим термином понимают максимально возможную величину, при которой шумы остаются приемлемо низкими. Поэтому индикаторы уровня или хотя бы перегрузок – важный компонент преампа. Без них звукорежиссер работает вслепую.
Индикаторы бывают 2 типов:
С последних легче снимать показания, но они отображают уровень сигнала дискретно.
Переключатель фазы
Другое название – кнопка переворота или инвертирования фазы. Необходимость в этой операции иногда возникает при одновременной записи с нескольких микрофонов.
Фантомное питание
Питание необходимо выбирать в соответствии с техническими данными микрофона.
Фантомное питание используют конденсаторные микрофоны. Хотя этот компонент присутствует в абсолютном большинстве предусилителей, в его наличии рекомендуется убедиться. Также нужно проверить соответствие параметров питания характеристикам данного микрофона.
Распространены следующие утверждения:
Это справедливо лишь для небольшой части микрофонов. Большинство из них хорошо работает в диапазоне 12-48 В или 9-52 В, повышение напряжения не отражается на капсюле акустического устройства и его электронной схеме. Это объясняется тем, что фантомное питание снабжает микрофон не напрямую, а через внутренний регулируемый источник.
Тем, кто испытывает затруднения при выборе параметров данного компонента, рекомендуется проконсультироваться у производителя звукоснимателя.
Приблизительная стоимость
Цены на микрофонные предусилители находятся в пределах от 150 до 4500 USD. Нижний сегмент ориентирован на применение в домашних условиях, верхний – в профессиональной студии.
Самые дорогие модели не только обладают широкой функциональностью, но также делают звучание живым и сочным.
Лучшие модели предусилителей для микрофона
Количество производителей мирового уровня, занимающихся выпуском предусилителей, исчисляется десятками. Некоторые марки стали особенно популярными благодаря хорошему сочетанию цены, качества и функциональности.
Бюджетные
Недорогие преампы позволяют подключить 1-2 акустических устройства и рассчитаны на стандартный частотный диапазон. Используются для записи музыки в домашних условиях.
Преамп Yamaha WXC-50 имеет следующие достоинства:
Сохранение настроек удобно для быстрого переключения.
Технология MusicCast позволяет:
Прибор Emotiva PT-100 отличается следующими преимуществами:
Модель подойдет любителям слушать дома музыку на разных устройствах.
Преамп Dynavox TPR-3 привлекает покупателей следующими особенностями:
Вместе с моделью рекомендуется приобрести усилитель.
Этот производитель выпускает и усилители – Dynavox VR-70 и ET-100. Рекомендуется приобрести один из них вместе с преампом.
Средней ценовой категории
Наиболее востребованная группа, что объясняется выгодным сочетанием цены и качества. Хорошим спросом пользуется модель M-Audio Octane. Ее достоинства:
Рекомендуется использовать совместно с Audio/MIDI интерфейсом M-Audio FireWire 18/14.
Модель Art Pro MPA II привлекает покупателя следующими особенностями:
Использовать устройство возможно с различными микрофонами.
Дорогие
Профессиональные аппараты с хорошим набором функций и расширенным частотным диапазоном рассчитаны на подключение большого количества устройств. Популярный представитель – модель Audio Research LS28. Ее достоинства:
Доступен большой набор функций, среди них:
Модель PrimaLuna EVO 300 Preamplifier пользователи ценят за следующие качества:
Предусилитель удобен в применении.
Прибор прост в управлении и отличается долгим сроком службы. Вес составляет 24 кг.
Предусилитель Rotel RC-1590 пригодится обладателю большого числа устройств. Его достоинства:
Прибор предъявляет высокие требования к качеству электроснабжения.
Как сделать микрофонный предусилитель своими руками
Используя подходящую схему собрать устройство будет несложно.
Преамп доступен для самостоятельного изготовления. В интернете опубликовано несколько схем.
Инструменты и материалы
В работе используются инструменты:
Кроме этого, потребуются:
В качестве корпуса используют любую пластмассовую коробку подходящих размеров.
Пошаговая инструкция
Начинают с выбора схемы. Новичку подойдет самый простой вариант, основанный на транзисторном каскаде с общим эмиттером. Он усиливает сигнал микрофона в 2 раза.
Если вольтаж отличается, берут другой штекер и подсоединяют его к разъему. Далее снова проверяют напряжение между длинным выводом и каждым из 2 коротких. Щупы мультиметра располагают так, чтобы не замкнуть выводы накоротко.
Получив требуемое напряжение, приступают к проверке устройства. Для этого к нему подключают динамический микрофон, включают питание. Загоревшийся светодиод говорит об исправности прибора.
Дополнительная информация
Такой вариант самодельного предусилителя не нуждается в настройке. Подключайте микрофон и начинайте запись.
Потребляемый ток (мА):
Преамп снабжается фантомным питанием, т.е. его источником служит сама звуковая карта. В таких вариантах питающий провод одновременно транслирует сигнал с микрофона. Альтернативные способы питания имеют недостатки:
Этот вариант самодельного предусилителя не производит шумовых помех, способствует улучшению качества звука. Работает и с динамическим, и с электретным микрофоном.
Предлагаем читателям поделиться в комментариях своим опытом в деле изготовления самодельного предусилителя.