Праздник шумбрат что означает

Праздник шумбрат что означает

Как пишет «Национальный акцент», представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника «Шумбрат«, который пройдет в Ульяновске 28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.

На территории парка «Владимирский сад» развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий, примут участие в конкурсе «Играй гармонь» и побывают на выставке изделий народных мастеров. Состоятся соревнования по национальным видам спорта, пройдут мастер-классы по народным ремеслам, будет организован конкурс юных чтецов.

Праздник шумбрат что означает

В рамках фестиваля состоится праздничный концерт, участниками которого станут лучшие самодеятельные и профессиональные коллективы из Ульяновской области, а также артисты из Мордовии, Татарстана, Чувашии и Самарской области.

По словам председателя региональной мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова, основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. «Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Ульяновской области, но и для всех ее жителей», — подчеркнул Сафонов. Первый мордовский праздник «Шумбрат» состоялся в Ульяновской области в 2014 году.

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае.

В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы — Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село.

Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

Мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви.

Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).

Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.

Источник

Шумбрат или здравствуйте. В Ульяновске отметили праздник одного из коренных народов Поволжья

Шумбрат — мордовское приветствие — по-русски: «здравствуйте». А ещё это национальный праздник мордовского народа. Ульяновская область — чуть ли не единственный регион страны, за исключением самой Мордовии, где этот праздник традиционно проводят каждый год.

Этнические костюмы, песни, танцы, резьба по дереву, традиционная кухня. Накануне во «Владимирском саду» сосредоточилась тысячелетняя история одного из коренных народов Поволжья. Тему продолжит Павел Петряков.

— Всем гостям, всем друзьям мы добро несём. Я, богиня Масторава, пришла поздравить вас и угостить национальным пирогом каймаком. Угощайтесь. пожалуйста!
Спасибо.

Узнаваемые мокшанские и эрзянские мелодии в минувшую субботу разносились над Ульяновском. Каймак и квас ещё на подходе к месту празднования задали тон хорошему настроению — Алексей Русских поблагодарил ульяновскую мордву за сохранение национальных традиций, языков и культуры. В восьмой раз в регионе отмечается национальный праздник Шумбрат.

Марианна ТУТОЛМИНА
РЕЖИССЁР МЕРОПРИЯТИЯ
Много площадок сегодня работает на территории парка Владимирский сад. Среди этой прекрасной природы в этот замечательный день. Сейчас мы находимся на площадке «Дружбы». Так называется эта площадь, где представлено подворье из наших районов области, со всех концов, где вы можете увидеть всё. И национальные угощения, и сувениры и какое-то творчество современное.

Городской парк превратился в «маленькую Мордовию». Людей в этнических нарядах больше чем в обычной одежде. Участники красочного торжества — мокшане и эзряне из 14 районов Ульяновской области.

Александр КАРЬГИН
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И АРХИВНОГО ДЕЛА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Уверен, яркий праздник шумбрат послужит взаимообогащению культур, укреплению дружбы народов нашей многонациональной страны.

По всему Владимирскому саду раскинулись площадки, на которых можно было попробовать себя в традиционной мордовской вышивке, смастерить куклу-оберег, полюбоваться национальной резьбой.

Владимир СОФОНОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
Ежегодно праздник шумбрат собирает более тысячи посетителей. Шумбрат это мощная объединяющая сила, поэтому к нам присоединяются новые люди, становятся нашими сторонниками в развитии мордовской национальной культуры.

Павел ПЕТРЯКОВ
КОРРЕСПОНДЕНТ
-О, вот это вот, скажите, мне сразу понравилось. На пельмень похоже, на вареник. Что это такое еще раз, скажите, пожалуйста?
-Еще раз. «Чугунсыпрякат» — вареники с картошкой.
-ммм…
-Раньше, конечно варили в чугуне, но сейчас, конечно мордва тоже современная, вариться на газу.
-Очень вкусно, очень вкусно. Я бы тут всё попробовал!

Любители активных развлечений, могли тут же выплеснуть накопившуюся энергию в традиционных мордовских старинных играх. Потягать тяжелое бревно на время, кто быстрее. Посоревноваться в гиревом спорте.

— Второе место он занял по бревну. Это чисто мордовский вид спорта. А он первое место. И второе место по гирям занял.

Мордовский «Шумбрат» в минувшую субботу дал старт масштабному Дню дружбы народов и череде национальных праздников в Ульяновской области.
29 мая на ипподроме пройдет областной чувашский праздник Акатуй, а 6 июня, там же, татарский Сабантуй.

Источник

Шумбрат, Сабантуй, Акатуй. В Ульяновске наступила пора народных праздников

Чем похожи и чем отличаются эти традиционные события, мы расскажем в нашем кратком обзоре.

САБАНТУЙ

Сабантуй или праздник плуга имеет древние корни. Это народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие торжества проходят и у других национальностей – чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов. Однако у всех свои особенности.

Традиционный Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание весенних посевных работ. В этом празднике переплетаются радость от удачного труда и надежда на хороший урожай, общение с расцветающей природой и удальство джигитов.

Первоначальная цель этого обряда заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне).

Традиционно перед Сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и окруженная шумной веселой толпой процессия шла по деревне.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Чаще всего для их проведения выбирается поле или луг. Торжество длится целый день, но главное в Сабантуе – состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою силу и ловкость. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и, притянув противника к себе, пытаются перебросить его через голову.

Сегодня Сабантуй является международным национальным татарским торжеством, он стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и других.

АКАТУЙ

ШУМБРАТ

Главная идея этого узаконенного фестиваля – сохранение национальной культуры, народных традиций, развитие самодеятельного художественного творчества.

Ульяновский Шумбрат уже в третий раз собирает представителей мордовского народа со всей страны. Идея его возникновения появилась в 2012 году на форуме «Все мы — Россия» в Саранске в рамках празднования тысячелетия единения мордвы с народами Российского государства. Праздник проходит ежегодно во всех регионах нашей страны с компактным проживанием мордвы.
Фестиваль Шумбрат направлен на укрепление не только культурных связей с Республикой Мордовией, но и национальных традиций народа, проживающего в нашем регионе.

Из года в год пришедшие на праздник становятся гостями мордовских подворий, участвуют в конкурсе «Играй гармонь» и в выставке изделий народных мастеров. Важными составляющими фестиваля становятся соревнования по национальным видам спорта, мастер-классы по народным ремеслам, а также конкурсы чтецов.

В отличие от традиционных Сабантуя и Акатуя, в этом празднике главное – не спортивные достижения, и он не имеет прямого отношение к крестьянскому календарю. Это искусственно созданный праздник, возникший как повод для гордости мордовского народа.

Источник

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Матрена Садыкова
Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Проведение праздника «Шумбрат, Мордовия! «, посвященного 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

-вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, познакомить с мордовским национальным костюмом, народными обрядами и традициями мордовского народа;

-формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев;

-знакомство с особенностями национального характера мордовского народа.

Праздник шумбрат что означает

Праздник шумбрат что означает

Музыкальный праздник «Шумбрат, Мордовия! «

Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмами и предметами быта мордовского народа

Ведущий: Шумбратада кельгома инжихть! Шумбратада шабат! Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь на праздник, посвященный нашей республике, нашей малой Родине. Дети, скажите, как называется республика, в которой мы живем?

Ведущий: А как называется город, столица Мордовии?

Ведущий. Ребята, а как называется город, в котором ты родился,

живешь, ходишь в школу?

Ведущий: Правильно. Это и есть наша малая родина.

Знаю, есть на земле города

Интересней, красивей, крупней,

Но связала судьбу навсегда

Я с Рузаевкой доброй своей.

Здравствуй, Мордовия, здравствуй,

Славься, родная земля!

Щедрой Мордовии, светлой Мордовии

Его как друга чествуешь

Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Гайняк! Гайняк, Мордовия!

Кельгома краеньке-най панжи маеньке

Мокшеэрзянь шачема-касома край!

Ведущ. Сейчас Мордовия – многонациональная гостеприимная республика. Все народы республики осознают, что основы их хорошей жизни в братской семье народов России.

Земля моя! Мордовия родная!

Здесь родились мы, здесь живем

Твои богатства всюду прославляя

О красоте мордовской мы поем

Здесь в Мордовии поля без края,

До небес богатые леса,

От весенних лучиков играя –

Зацвела Мордовская земля!

Кругом звенят капели.

О солнечной Мордовии

Песня «Роман Аксясь»

Ведущий: В нашей республике живут люди разных национальностей: мордва, русские, татары, и другие, и все они живут очень дружно, как в одной семье.

7уч: Мордовия! Земля моя,

Отчизна роз и соловья.

Мордовия! Страна певцов,

Страна стихов и храбрецов!

Здесь небо всюду ясное

Я знаю, нет прекраснее

9уч. А как легко здесь дышится,

Какой простор лесной

Родные песни слышатся

Над Мокшей и Сурой.

Тебе все наши песни и стихи

И любим мы раздольные поля,

Суры и Мокши чистые пруды!

Земли есть и красивей,

Ты ведь тоже Россия,

Край Мордовский мой!

Выступать мы мастера.

Все мы русские и мордва.

Пели песни русские

Теперь поем мордовские.

Мордовия моя – леса и пашни,

Цветов и птиц привольная страна.

Ужели стороны родимой краше

На свете есть другая сторона?

Времени счастливая пора

Чтоб звенели песнями слова

Породнились с русскими мордва!

Етась тялось сась тундась

Ванды ули мазы майсь

Сембе нармоттне сайхть меки,

Конат тушендсть лямбе крайс.

Песня «Нармоннятне лиеда»

Ведущий: Родина! Какое слово! Могучее слово! От этого слова веет земляникой, припеченной солнцем, и речкой журчащей по камушкам, и сеном, и хлебом, весною,

которая начинается с треска набухающих почек.

Мордовия! Зову тебя я милой

И самой дорогою стороной,

Ведь ты меня вспоила и вскормила

И мне земли не надобно иной.

Ни с чем ты несравнимая

Горжусь твоей судьбой.

Во Франции, в Италии

В большой, большой цене.

19уч. Мордовские умельцы

О деревянных куклах

На мордовских посиделках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали,

Ткали тонкое сукно.

Дружно ткали, вышивали,

Поиграть не забывали.

Ребята! Сегодня мы поиграем в мордовскую игру «Ацинят, ацинят» («Ладушки, ладушки»)

Сараз вацихть кяднянза

Эшиняса штазень (моем в речке)

Парьхциняса нардазень (вытираем руки)

Проводим пальчиковую гимнастику для рук: Тя сурнесь –бабаце

Тя сурнесь –атяце, тя сурнесь-аляце,

В России, средь березовых просторов,

Она, как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря.

На той полянке город есть красивый,

Кормилец мой и вдохновитель мой.

Над Мокшею там наклонились ивы,

Такие же, как рядом над Окой.

Волну к волне соединяют реки:

И вот уже журчит одна струя.

Мордовия! Любимая навеки!

Цветут сады, горят Рузаевские огни,

И мирный день шагает по планете.

Сегодня праздник, радостный такой:

Танцуйте, пойте, веселитесь дети!

Ведущий: А сейчас, ребята, отгадайте загадки.

1. Не дерево, а с листочками. Аф шуфта, а лопав,

Не рубашка, а сшита. Аф панар, а стаф,

Не человек, а разговаривает. Аф ломань а корхтай (книгась)

2. Поле белое Паксясь акша

Семена черные. Видьмотне равчт.

Кто умеет сеять, Кие машты видемост,

Тот умеет собирать ся машты кочкамост

(Чтение книги) (книгань лувомась)

А сейчас послушаем пословицы – валмуворкст

Ведущий: В старину, да и сейчас, и русские, и мордва очень любили веселиться. На всех праздниках они пели свои национальные песни.

Песня «Лайме порась»

Ведущий: Прощаясь, мне бы очень хотелось пожелать вам:

«Пусть город начинается с тебя,

В его объятья ты на свет родился

В народе говорят совсем не зря:

Где ты родился, там и пригодился!

Средь дочерей и славных сыновей

Учись, взрослей и силы набирайся,

И стань хозяином Рузаевки своей.

И в реку жизни ручейком вливайся! »

Ведущий. И закончить наш праздник, я бы хотела такими словами: «Наш мордовский народ очень гостеприимный, и встречая своих гостей, он всегда угощает мордовскими блинами и мордовским напитком –позой»

Озак, озак, сими шову поза, ярхцак суронь пачат

Источник

«Если у нас не будет такого праздника, то мы рискуем вообще всё потерять»

«Шумбрат, Мордовия!» попрощался с публикой

В субботу, 4 сентября, завершился республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!». Праздник, стартовавший 30 августа с фестиваля резчиков «Поющее дерево», прошёл уже в 20-й раз. По словам организаторов, за это время он стал ярким событием в культурной жизни региона. Сформировалась и его главная идея — сохранение национальной культуры, народных традиций, укрепление дружбы и взаимопонимания. Основная часть празднеств в выходной день для всех иудеев прошла в Пушкинском парке. Николай Кандышев стал свидетелем борьбы национальной культуры с непогодой.

«Лето, прощай!». Именно этот роман Рэя Брэдбери захотелось перечитать утром прошедшей субботы. Погода сыграла злую шутку с участниками «Шумбратфеста». Даже 100 метров до парка показались не менее напряжённым испытанием, чем знаменитый переход Ганнибала через Альпы. Пусть на этот раз ни один слон не пострадал, но ночёвка в вспоротом брюхе таунтауна смотрелась заманчивой перспективой. Участники праздника также ощущали все прелести сентябрьского фриза. Поэтому поверх национальных костюмов дамы примеряли одежду «осень-зима». Кто-то из них согревался горячим чаем, другие попкорном, самые изобретательные покуривали за уборной. К месту смотрелись выступления артистов на «Летней (…) эстраде». «Земляки», «Умарина», «Торама», «Росичи», арт-театр «Од Варма» (Саранск) пытались если не зажечь, но хотя бы согреть публику. И с переменным успехом это им удавалось. Особенно отличился Андрей Бочканов. Его хит «Вай, кодамо!» заставил зевак не только подпевать, но и активно пританцовывать. А вот выступление московского певца Григория Петрова скорее возымело обратный эффект. Неудивительно, только у «Ласкового мая» получалось фонограммой вывести из ступора заскорузлую советскую публику. Нынешних зрителей синхронным открыванием рта под звуковую дорожку не удивишь.

Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С Праздник шумбрат что означает Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С

Когда уныние нависло над парком имени великого поэта, слово взял первый заместитель министра культуры, национальной политики и архивного дела Мордовии Александр Карьгин. И тут, вспомнился шедевр Софии Копполы — «Трудности перевода». Услышать замминистра проблем не составило. А вот понять — оказалось архисложно. В эти мгновения не хватало гнусавого голоса Леонида Володарского. Но по лицам и аплодисментам зрителей становилось понятно, что сказано было что-то хорошее. Заместитель директора по межэтническим отношениям в НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ Юрий Мишанин решил не повторять недочёта предшественника. Поэтому давал синхронный перевод речи на русский. Так он отметил важность фестиваля «Шумбрат» в вопросе объединения разных народов республики под одной крышей. После этого состоялась церемония награждения лауреатов конкурса резчиков «Поющее дерево». Победителем стал чемпион мира Владимир Алманов за композицию «Эрьзя». Но мастер из Марий Эл не смог присутствовать на вручении. За него приз получил его коллега.

Разобравшись с резчиками, песнопения продолжились. Апогеем чего стал хоровод дружбы «Мордовия многонациональная». В цепочку оказались втянуты большинство присутствующих. Среди них были замечены два маскота лис и гетеросексуальная пара в национальных одеяниях с непропорциональными большими головами. Правда, мужская часть ячейки предпочитала зависать в компании рыжих бестий. Его половинка также зря времени не теряла, фотографируясь со всеми желающими. Открестившись от «содома», решил отыскать Александра Карьгина. «Национально-фольклорный праздник «Шумбрат» — это праздник русских, мокшан, эрзян и других народов, проживающих у нас в республике Мордовия, — любезно перевёл мне тот свою приветственную речь. — Он уже несколько лет проводится как в Мордовии, так и за её пределами. Сегодня у нас на мероприятии присутствуют не только представители региона-13, но и ещё 15 субъектов. Благодаря этому фестивалю мы пропагандируем самобытную культуру мордовского народа. Её следует сохранять и передавать из поколения в поколение. Важно, чтобы в нашем многонациональном государстве люди жили в дружбе, мире и согласии. Пусть будут созданы условия для развития каждого народа». Затем он пояснил, что именно составляет богатство и самобытность культуры мордовского народа. «Наши прекрасные костюмы, замечательное мордовское многоголосье, — составил Карьгин короткий перечень. — Наше человеческий капитал — наше богатство. Национально-культурные центры с самобытной кухней, как в Теризморге. Люди активно её посещают и могут заказать себя там блюда из печки. Например, блины мордовские».

С его непосредственной начальницей Светланой Баулиной диалог оказался более продуктивным. Прежде всего, и.о. министра культуры, национальной политики и архивного дела РМ подчеркнула важность сохранения именно живого формата фестиваля. «Я всегда говорю, что наш регион славится технологиями, образованием, — уверена она. — Но наша уникальность в национальной культуре. Согласимся?! Язык, костюмы, традиции, фольклор. Если мы не будем делать подобного формата мероприятия, то молодое поколение, как вы, не будет знать об этом. Необходимо то, что мы имеем на сегодняшний день аккумулировать, сохранять и развивать. Ценность праздника, в том, что на площадке не только местные артисты, но и гости из других регионов. Ранее мы провели фестиваль резчиков, на днях состоялся исполком с участием представителей национально-культурных автономий и субъектов РФ». В то же время она согласилась, что к мероприятию не помешало бы привлечь больше молодёжи. В данной связи, эффективным инструментом видятся онлайн-площадки. «Правда, и от старого формата при этом никто не отказывается, — подчеркнула она. — Цифровизация — замечательно. В нашей сфере она активно применяется. Но, если мы говорим о культуре, то это, прежде всего, эмоции. Формат живого праздника нужно оставить. У него тоже есть свой зритель. Большое количество мордовского народа проживает за пределами республики. Если у нас не будет такого праздника, то мы рискуем вообще всё потерять».

Что собственно «мы» рискуем потерять, можно было обозреть на «Танцевальной веранде» парка. 16 муниципальных районов презентовали свои культурные бренды. Параллельно с этим тут же проходила выставка-продажа изделий народных мастеров «Маштыкядь» и этнокультурный марафон «Вейсэ-Марса». Спрос на изделия, включавшие всё: от свистулек до валенок, практически не наблюдался. Если у отдельных лотков наблюдалось движение, то за большой частью их представители скучали. Либо занимали себя профильными занятиями. Стругали свистульки, плели корзинки, вязали шерстяные гольфы… На артистов, напрягавших связки, практически никто не обращал внимание. Не считая, милой пожилой пары слабовидящих, скромно притоптывающих в такт музыке у входа на веранду. Хотелось их даже пригласить поближе, но они стояли столь умиротворённо, что нарушить эту идиллию никто бы не решился.

Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С Праздник шумбрат что означаетФото: Столица С

Стрелки неслись к двухчасовой отметке. В пример им вокруг проносились люди. Как следствие, четыре музыкальные сцены, к этому моменту стали работать вхолостую. На сцене, расположенной прямо у центрального входа в парк, эта прерогатива легла на плечи одной колонки. И она со своими обязанностями справлялась не хуже некоторых столичных исполнителей. Примерно также держала публику. На трёх других сценах артисты старались побороть непогоду. Но, скорее, получалось стать её союзником. Вся экспозиция, по итогу, напоминала парк-призрак из голливудского хоррора. Только вместо оркестровок Джона Уильямса и синтезатора Джона Карпентера из сабвуферов доносилась «Танюша» неугомонного Григория Петрова. «Под него даже америкосы русские в Америке танцуют!», — раскатилась эхом заготовленная реплика.

К 15.00 праздник практически подошёл к концу. После трёхчасового отморожения захотелось согреться. Тут подвернулся краеведческий музей имени Воронина. В рамках фестиваля там проходила выставка, посвященная 70-летию со дня рождения Владимира Ромашкина, заслуженного деятеля искусств РМ, создателя фольклорного ансамбля «Торама». Экспозиция оказалась лаконичной и содержательной. Редкие снимки, свидетельства современников, архивные документы и музыкальные артефакты предстали перед моим взором и ещё одной гостьи из Санкт-Петербурга. Последняя осталась под впечатлением и оставила развёрнутый отзыв об увиденном.

На этом закрытие фестиваля «Шумбрат, Мордовия!» можно было считать осуществлённым. Однако, последний аккорд остался за гостями из Дагестана. Тамошний государственный академический заслуженный ансамбль танца «Лезгинка» перекрыл всё произошедшее до этого. Как говорил персонаж одного культового сериала: «Запоминается лучше всего последнее фраза».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *