Представьте что вы оказались на необитаемом острове
Представьте что вы оказались на необитаемом острове
Представьте, что вы оказались вдвоём на необитаемом острове с человеком, с которым говорите на разных языках. Что будет? Рано или поздно вы начнёте общаться при помощи знаков. И если вы будете стараться понять друг друга изо всех сил, то однажды обязательно найдёте общий язык.
«Общий язык» — это не про слова, это про чувства. И это всегда про что-то личное…
У меня есть знакомая, которая все ждала, когда ее муж станет заботливее, а ещё когда он начнёт хорошо зарабатывать. А ее муж ждал, когда она станет более понимающей и перестанет бросать деньги на ветер. Время шло, но ничего не менялось, и каждый из них продолжал жить со своим ожиданием изменения другого и копящейся обидой. Ровно до тех пор, пока они не развелись, так и не поняв друг друга. Они не нашли общего языка.
Я знаю несколько языков, но все время учу новые. Потому что это — моя работа. А, возможно, и моя жизнь.
У меня есть подруга, которая при общении любит прикасаться к плечу или руке собеседника. А ещё она любит обниматься. Она разговаривает с людьми на языке прикосновений. Это ее родной язык. И для неё важно, чтобы ей отвечали на нем же.
У меня есть знакомый, который все время хочет мне что-то показать: что он купил, куда съездил, с кем пообедал, что сделал и чего достиг. Он разговаривает с людьми на языке внимания, это самый понятный для него язык. Он не совсем удобный, но к нему можно привыкнуть. Только люди не хотят понимать его язык, частенько раздражаются или делают вид, что им это неинтересно. Поэтому у моего знакомого почти нет друзей.
У меня есть соседка, которая все время куда-то бежит: с работы домой; вверх по лестнице; вниз по ступенькам; от возраста своего бежит и от проблем. Она всегда торопится, везде опаздывает и никуда не успевает. Ее язык- время.
У меня есть муж, который почти 30 лет дарит мне удивительные подарки и при этом сияет от счастья. Потому что ему нравится их мне дарить. Его язык — язык любви. Это наш общий язык, на котором мы разговариваем все эти годы.
Чистоту нашего двора много лет поддерживает один человек. Он очень плохо говорит по-русски, но каждый раз, когда я говорю ему спасибо за его работу, он смущенно улыбается и кивает мне головой. Я говорю с ним на языке благодарности, а это, пожалуй, самый международный язык.
Я видела много хороших людей, которые пошли в разные стороны лишь потому, что говорили на разных языках и не смогли найти общий. Я слышала много историй, которые ничем не закончились, несмотря на очевидную взаимность и пробирающее до мурашек зарождающееся счастье. Историй, которые остались лишь гулким эхом, доносящимся из глубины воспоминаний глупой обидой и ощущением спешно пролистанной и непонятой книги.
Не стоит пролистывать наспех свою собственную жизнь. Хотите быть счастливыми? Ищите общий язык с теми, кто вам дорог, не ковыряя своим нежеланием своё собственное счастье до крови…
Cаse-интервью: «Представьте, что вы на необитаемом острове…»
Какие только приемы ни используются для оценки кандидатов при приеме на работу: анкетирование, тесты, опросники, различные виды интервью, в том числе и очень популярное case-интервью (ситуационное интервью). Как достойно преодолеть этот барьер на пути к вакансии вашей мечты? У вас есть шанс примерить на себя вероятные ситуации такого интервью и увидеть всю его «подноготную».
Существует два основных варианта саse-интервью, или ситуационных интервью.
Вариант number one
В его основе лежит идея, что человек склонен повторять те модели поведения и придерживаться тех ценностей, которые были характерны для него в прошлом. То есть если Вася, к примеру, когда-то был успешен в достижении целей, грамотно преодолевал все препятствия, то и впредь он будет действовать так же. А если, допустим, Маша достаточно легко терялась в стрессовых ситуациях, то и в будущем она не сможет с ними справляться без труда. На интервью такого типа вас попросят привести примеры реальных ситуаций из прошлого, которые проиллюстрируют ваши компетенции и ваше поведение.
Главное во время интервью — продемонстрировать те характеристики, модели поведения, навыки и ценности, которые у вас действительно есть и которые актуальны именно для той работы и должности, на которую вы претендуете.
Ниже приведены несколько часто встречающихся заданий.
Задание: Опишите свое наиболее значимое достижение.
Что проверяется? Приоритеты и интересы человека (работа или личное, сфера работы, достижения (как руководителя или как рядового сотрудника)), уровень самооценки (т. е. насколько высока та планка, где начинаются достижения).
Задание: Приведите пример конфликтной ситуации. Как вы себя вели в ней?
Что проверяется? Планку конфликтности (т. е. будете ли вы считать конфликтом рядовую, но довольно сложную задачу, например, работу с возражениями), навыки решения конфликта, умение находить баланс интересов разных сторон.
Задание: Приведите пример самого сложного клиента. Как вы строили отношения с ним?
Что проверяется? Примерно то же, что предыдущее, только применительно конкретно к работе с клиентами.
Задание: Кто был самый главный человек в вашей жизни? Почему?
Что проверяется? Восприятие лидера, умение учиться у людей, мотивацию, умение ценить других людей.
Задание: Были ли у вас неудачи? Чем они были вызваны? Что вы делали, когда не могли добиться цели сразу?
Что проверяется? Адекватность самооценки, умение брать на себя ответственность за происходящее.
Задание: Как строился ваш типичный рабочий день?
Что проверяется? Навыки планирования, управления временем, конкретные навыки работы, самостоятельность, отношение к тем или иным своим обязанностям.
Задание: Каково было ваше место в команде?
Что проверяется? Мотивация на командную работу, роль в групповой динамике, на которую человек претендует.
Разбор полетов
Есть несколько типичных ошибок, которые допускают кандидаты на таком case-интервью. Первая — из разряда «домашних заготовок». Понятно, что каждый кандидат готовится к интервью, так же как и каждый хороший коммерсант готовится к переговорам. Так вот у любого кандидата есть любимая история, которую он «норовит» рассказать вне зависимости от того, о чем конкретно его спрашивают. Но история непременно должна соответствовать вопросу интервьюера и при этом отражать именно те качества и образцы поведения, которые важны для данной должности. Например, кандидат с опытом руководящей работы хочет придти в более крупную компанию на рядовую позицию. Очевидно, что у интервьюера возникнут сомнения, сможет ли такой кандидат стать управляемым сотрудником и будет ли он мотивирован, работая без подчиненных. И вот его просят рассказать о своем самом большом достижении, а «любимая история» как раз о том, как кандидат добился весомого результата именно в качестве руководителя, лидера. После такого рассказа сомнения работодателя только укрепятся.
Еще одна типичная ошибка — слишком сильная детализация и непонятная информация, которая касается специфических характеристик сферы бизнеса или компании, в которых кандидат работал раньше. Как только интервьюер почувствовал себя некомпетентным или просто перестал вас понимать, вы потеряли несколько баллов.
А сейчас — несколько примеров «должность-case-ответ». У вас есть возможность увидеть, какие ошибки допустил кандидат при ответе на эти cases.
а) Сотрудник отдела по работе с претензиями.
— Опишите какой-либо конфликт с клиентом, который вам пришлось решать. — На предыдущей работе у нас была ситуация, при которой один из наших клиентов очень сильно просрочила оплату по кредитной поставке. Я отвечала за этот вопрос, и мне удалось дожать клиента таким образом, что он понял свою неправоту и выплатил долг, при этом удалось избежать юридических рычагов давления.
б) Руководитель отдела продаж.
— Опишите свое самое значимое достижение.
— Мне удалось с нуля запустить самый крупный тендер в истории своей предыдущей компании, это была самая крупная личная продажа года и это дало возможность получить новых клиентов в важном для компании регионе.
в) Сотрудник бухгалтерии.
— Опишите наиболее стрессовую ситуацию, которая была у вас на предыдущем месте работы.
— Эта ситуация возникала в связи с закрытием периодов, когда приходилось задерживаться на работе и иногда выходить по субботам. У меня оставалось слишком мало времени для семьи.
г) Сотрудник отдела маркетинга.
— Были ли у вас ошибки в работе? Если да, чем они были вызваны?
— Существенных ошибок у меня не было ни разу. Были, конечно, небольшие недочеты, они были связаны с неправильной информацией, которую предоставляли сотрудники отдела продаж.
д) Офис-менеджер.
— Опишите, что вы делали в ситуациях, когда возникал дефицит ресурсов или конфликт интересов на предыдущем месте работы.
— Обычно в таких ситуациях принималось решение о том, какие задачи приоритетны, дальше нужно было просто довести эту информацию до людей.
А теперь — правильные ответы:
а) Ответ не соответствует требуемым компетенциям: кандидат демонстрирует свои навыки решения конфликта, при котором инициатором является компания, ему же следовало описать свои действия в ситуации, где инициатором конфликта является клиент.
б) Достижение, о котором рассказывает кандидат, сугубо индивидуальное, никак не иллюстрирует его успешности как руководителя. Если бы он претендовал на должность без подчиненных, такой ответ можно было бы считать близким к идеалу.
в) Ответ описывает абсолютно типичную ситуацию, которая будет на этой работе практически в любой организации. Можно прогнозировать конфликт интересов «работа — семья».
г) Ответ демонстрирует несколько завышенный уровень самооценки кандидата, нежелание брать на себя ответственность за ошибки, а также негативное отношение к взаимодействию с отделом продаж. Если в нашей ситуации такое взаимодействие также предполагается, то стоит более детально обсудить этот вопрос с кандидатом в дальнейшем.
д) В ответе нет ни одного активного глагола, такой ответ будет создавать впечатление пассивности, неумения или нежелания самостоятельно принимать решения и внедрять их. Кроме того, очень низкая степень конкретизации создает впечатление некомпетентности кандидата.
Вариант number two
Этот вариант case — интервью основан на нескольких убеждениях:
При таком case-интервью моделируются ситуации, которые могут быть актуальны для новой работы потенциального сотрудника. Его просят описать действия в этих ситуациях или продемонстрировать сами действия.
Предсказать, какие ситуации предложит вам разобрать интервьюер, невозможно, но надо помнить, что здесь нет правильных и неправильных ответов: есть подходящие и не подходящие для конкретной организации и должности.
Поэтому — будьте самим собой, но при этом постарайтесь мобилизоваться и показать тот действительно хороший результат, на который вы способны. Несколько примеров:
В конечно счете, каждому из нас нужно найти свою компанию, а каждой компании — своего и только своего кандидата. В ином случае проигрывают все. Так что нужно просто быть готовым к динамичному разговору, уметь выйти за рамки привычной реальности, быть готовым «путешествовать на машине времени»: назад в прошлое и вперед в будущее. И тогда — выигрыш ваш. Даже если вы не получите это место, значит оно не ваше. Ну, а если договоритесь, то уж наверняка.