Праздник кванза что это
Фестиваль Кванза в США
Символ праздника Кванза — свечи и свежие фрукты (Фото: Timothy R. Nichols, Shutterstock)
С 26 декабря по 1 января каждый год преимущественно в США отмечается неделя афро-американского духовного фестиваля Кванза (Kwanza). Считается, что это период объединения и дружбы двух наций.
В первый раз неделя Кванза проходила с 26 декабря 1966 по 1 января 1967 года.
В праздничную неделю, сразу после Рождества, афро-американцы каждый вечер собираются за большим столом, зажигают свечи (символ фестиваля) и обсуждают один из Принципов Кванза, на которых основывается африканская культура. Эти принципы таковы: самоопределение, коллективная работа и ответственность, объединенная экономика, целеустремленность, креативность и вера.
История праздника началась в 1966 году, когда афро-американцы отстаивали в борьбе свои права за свободу и независимость. Именно в это время Рон Каренга, лидер националистической Организации Объединенных чернокожих Рабов (Black Nationalist United Slaves Organization), предложил идею празднования Кванза для афро-американцев в качестве альтернативы американскому Рождеству.
Кстати, традиция отмечать Кванзу постепенно из США распространилась и на Канаду. И сегодня этот праздник в обеих странах отмечает не только афроамериканское население, но и все, кому небезразлична афроамериканская культура.
Другие праздники в разделе «Праздники США»
Что такое Кванза? С Новой Кванзой, с новым счастьем!
За Родину — черную колыбель цивилизации!
За предков и их неугасаемый дух!
За старших, от которых мы всему учимся!
За молодых, которым принадлежит завтра!
За нашу борьбу и в память о тех, кто в ней пал!
За единство, которым мы руководствуемся!
За создателя, сотворившего все большое и малое!
Этим гимном (Tashmi la tutanara) завершается 1 января каждого нового года празднование Кванзы — праздника диаспоры африканской, африканского Нового года. Kwanzaa, или праздник первого плода, возник в 60 годы с целью возрождения древнейшего праздника первого урожая. Само слово Кванза взято из названия этого уходящего еще во времена фараонов празднества mutanda ya kwanzaa, что на суахили означает праздник первого плода. Первый день — первый плод года.
Не путать с Kwanza — река в Анголе и ее же валюта (да там на доллар мне 154 кванзы меняли — прожиточный минимум на месяц — 15 долларов! Вот где жить бы надо, если бы не 25 лет войны. Прикинь, читатель, ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ! лет! войны. И это не русский бунт, ленивый и прогнозируемый, а африканский, с современной техникой на равнинах и адскими ловушками на бездорожье).
Если происхождение всех других праздников народов мира может являться предметом предположений, то Кванза — это именно тот праздник, чей отец-основатель известен. Лидер борьбы за права афроамериканцев, профессор University of California, ученый, основавший и возглавлявший лигу Black Nationalist Organization, Dr. Maulana Karenga, теоретик Черного Освободительного Движения. Человек, сделавший не менее Мартина Лютера Кинга для движения чернокожих афроамериканцев и всего черного движения в мире.
Идеей восстановления древнего праздника являлось целеполагание африканской самоидентификации черного населения. Общеизвестно, что потомки африканцев, вывезенных в рабство на американский континент, давно уже не отождествляли себя с Африкой, ее культурой, языками и традициями. От Африки у них оставался только цвет кожи. И горькое чувство второсортности. И шрамы памяти от нагайки надсмотрщика как рубцы на сердце от инфаркта.
Человек, который помог услышать им голос африканской крови, заслуживает такого же почитания, как Иисус Христос, Будда и Магомет. Отныне чернокожие всех стран знают, кто они и есть пошли откуда — они все африканцы, одна, единая и неделимая раса! Черный сенатор в роллс-ройсе и мозгляк из ночлежки, глава каждого богом забытого племени и черный студент Итона/ Гарварда — братья. Как все буддисты — из Будды, а христиане — из Христа. Не зря в обращении друг к другу они говорят: «Hey, Brother! Hey, Sister»! И даже: «Hey, Nigger»! А в шутку и того хлеще: «Hey, Black Ass»!
Но Кванза не имеет ничего общего ни с религией, ни с политикой. Кванза — очень философский и очень тонкий праздник. Иначе и быть не может, ведь черная Африка — колыбель цивилизации. И философский опыт такой древней расы, отточенный веками, выразился в семи постулатах (Nguzo Saba) идеи Кванзы и его атрибутике. Dr. Karenga очертил их как минимальное число принципов, по которым должен жить черный человек, чтобы осознать самого себя, свои отношения с близкими и обществом с целью достижения социальных и личных целей позитивизации и конструктивности на пути к прогрессу.
UMOJA — единство, единение. Единство по ступеням: я внутри себя, моя семья, моя община, моя нация, моя раса. Девиз: я — потому, что есть ты, он, она, они, все мы. «Мы одной крови: ты и я»!
KUJIGHAGULIA — самоопределение. Определить и идентифицировать себя, дать себе определение и самовысказываться нежели чем наделить правом кого-либо делать это за нас. Мы сами определимся и выскажемся!
UJIMA — коллективная работа и коллективная ответственность, стремление сделать проблемы наших сестер и братьев нашими собственными проблемами и вместе их решать. Осознание долга перед прошлым и ответственности за наше будущее. Мы — за круговую поруку, помощь, но и за круговую ответственность!
UJAMAA — совместная экономика. Создавать, поддерживать и развивать черные бизнесы, создавать черную экономику, чтобы извлекать доходы на благо черного сообщества и лично каждому черному, как и всему человечеству.
NIA — цель, перспектива. Максимальное развитие каждой отдельной черной ячейки путем африканизации ее духа от ячейки до общества с целью обретения африканских ценностей и величия единой расы.
KUUMBA — творческий потенциал. В каждом случае делать все максимально возможное, проявлять креативность так, чтобы и мы сами лично и наше сообщество могли извлекать максимальный потенциал из нашего богатого наследия, которое мы поставили служить нам в пользу нашего будущего.
IMANI — вера. Верить со всей полнотой души в наш народ, нашу расу, наших родителей, предков, учителей, в справедливость идей и в победу в нашей борьбе.
На мой взгляд, эти постулаты универсальны для любого, даже самого развитого общества. Но особенно важны они для представителей выходцев из стран третьего мира, пусть даже утративших пуповинную связь с прародиной, но и не вкусивших полностью, как этнос, благ и ментальных ценностей стран ведущего мира.
26 декабря вся Америка засверкала африканскими нарядами, перьями, накидками. Разнеслось благовоние курений. Волнующий, пещерный перебив африканских барабанов сжимал душу до мурашек на коже — наша африка вышла, что показательно, на первый день после наихристианнейшего Рождества на улицы. Красок — огонь! Они ИДУТ!
Они движутся по Золотой Миле Мичиган авеню, пританцовывая, подкрикивая под барабанный бой. И сама начинаешь невольно подтанцовывать, покачивать бедрами и притоптывать, как будто у меня под белой-белой кожей в жилах течет кровь африканки. И я, голову наклонив, плоской стопой кручусь в шаманьем волчке в такт дроби вперемежку с диким ритмом барабанов, и руки и бедра вспоминают жесты и рисунок африканского танца, и ноги знают, как ступать по горячим пескам пустыни и травам саванны, и сердце стучит особым африканским боем и гонит красную кровь под еще белой кожей по синим жилам. Таким, как у них…
И черные головы женщин на тонких высоких эбонитовых шеях гордо откинулись назад под тяжестью красочных африканских тюрбанов. И нет среди них ни красивых, ни обычных — все они — царицы, черные богини. И мужчины их — черные боги под синим небо Чикаго. Летают полы их одеяний, когда они кружат возле своих богинь, и кажется, что диковинные африканские птицы парят над ними… (И когда это наши чернушки с южной стороны города научились на голове такие корзины носить и так ступать?!) И тогда понимаешь, что это идет КВАНЗА!
Задержит который-никоторый африканец взгляд на сумасшедшей белой, пляшущей на Мичиган стрит, подморгну ему свои зеленым хитрым славянским глазом, а он обдаст меня белизной зубовного пещерного оскала и подморгнет своим черным. Как молния перестрелка — сверк! блысь! — и дальше африка пошла под барабаны!
Да еще не все. А атрибутика! Семисвечник. Kinara. Не спутаем с менорой иудейской. Похоже, но смысл другой — семь целей — семь держателей свечей. Mazao — каких мир не видел фрукты и овощи, сложенные в Mheka — корзины из перьев вместе с Muhindi — початками кукурузы по числу детей в семье, и на них Mishumaa saba — семь свечей разных цветов (1 черная, по 3 красных и 3 зеленых), которые возожгут на празднестве в семисвечнике, и Kikombe cha umoja — круговая чаша возлияния, и Zawadi — подарки Черного Нового года, так же трех цветов, но по семи принципам — духовность, единение и польза.
Мой карнавал под стоны города будет идти до мэрии аж до 31 декабря, когда и начинается официальный праздник Kwanzaa — Karuma. Мэр Ричард Дейли откроет каруму. И не одно сорри и спасибо скажет черным людям. И люди поймут. И не будет вражды и обиды. Будет карума. И покатится эта карума так:
В центре будет выставлена огромная перьевая корзина с фруктами и овощами. Откроется карума действом Kuraribisha — выйдут в круг старейшие, ни одно африканское племя не будет забыто, их будут приветствовать и стар и млад, каждый положит и свой плод в корзину в знак вклада каждого племени в копилку Африки. (После праздника эта корзина будет выставлена на улицы города для бедных и богатых черных и белых семей — приходи, бери с нашего стола вашему столу! Алаверды.)
Кuumba — часть, когда будут чествовать женщин и детей Африки: любую черную молодку, любого ребенка выведут в центр круга и поклонятся в знак уважения. Kuchungusa Tena — часть, когда заслуженные люди, старейшие, почетные гости, члены правительств просто расходятся по залам и приватно беседуют с простыми африканцами. Kushungilla — зов к собранию всех вместе и…
Tamshi la Tambiko — пролитие и коллективное отпитие вод. Это — самая драматическая часть праздника. Наливается чаша чистой воды из африканских рек. Как известно — вода есть праматерь жизни и ее источник. Для африканца вода — жизнь и память поколений. Чаша эта наклоняется во все четыре стороны света и немного воды проливается как символ того, что вода принадлежит всем частям света, всему человечеству. Затем чаша передается из рук в руки и каждый отпивает глоток из чаши. Все это под гулкий бой барабана и полное молчание людей. Крещение Африкой. Причащение Африкой.
После этого идет Ngoma — барабанный смерч, тайфун, цунами. Люди братаются объятиями, поцелуями, касаниями и вдруг все барабаны смолкают разом и раздается один громоподобный удар:
За Родину — черную колыбель цивилизации!
За предков и их неугасаемый дух!
За старших, от которых мы всему учимся!
За молодых, которым принадлежит завтра!
За нашу борьбу и в память о тех, кто в ней пал!
За единство, которым мы руководствуемся!
За создателя, сотворившего все большое и малое!
Кванза
Для большинства людей эти дни являются особенными и светлыми, а вот для некоторых такие праздники несут нечто таинственное. Особенно справедливо это в отношении Кванза (Kwanzaa). Это праздник малоизвестен у нас. Между тем этот новогодний фестиваль длится практически неделю. Он пришел в Северную Америку из Африки, ныне его отмечает около 15% всего чернокожего населения США. Этот экзотический праздник просто не мог не породить вокруг себя некоторые мифы.
Это африканский праздник
Более правильным термином, хотя так до конца и неполным, будет являться то, что этот праздник все же афроамериканский. Поговорим немного о разности этих понятий. Прежде всего стоит упомянуть, что Кванза является образцом американского творчества. Истоки празднества можно проследить благодаря его создателю, доктору Маулену Каренга. Этот американец жил в Лос-Анджелесе в неспокойные 60-е. Доктор организовал празднование, основываясь на семи принципах, которые он посчитал воплощением культурной самобытности. Каренга посчитал, что в афроамериканском сообществе страны необходимо развивать культурное сознание людей, вливая туда определенные ценности. Как только Кванза стал праздноваться, люди сами стали привносить туда элементы и черты своего африканского характера. К примеру, для определения многих терминов и обычаев празднества стал использоваться суахили. Да и название самого празднества с этого языка переводится, как «первые плоды». Так что это истинно американское празднование, которое своими корнями уходит глубоко в африканскую культуру.
Этот праздник только для афроамериканцев
Кванза заменяет собой Рождество
Это заблуждение тесно связано с первым, которое полагает религиозную суть празднества. А ведь возможно именно потому, что пошел слух о религиозной ориентации Кванза, многие верующие люди стали относиться к нему с опаской. В свою очередь это породило мнение о том, что в мероприятии верующие люди попросту не участвуют. А ведь в самом деле все совсем наоборот! Ведь Кванза не является религиозным праздником, объединяя людей различных вер в их следовании общим ценностям. Американская социальная среда довольно разнородная с точки зрения веры, но большинство людей соотносят праздник с единством и тесным сотрудничеством, не зависимо от личной религии. В результате Кванза отмечается у христиан, мусульман, иудеев и буддистов. Все они приветствуют основные семь принципов этого празднества.
Кванза основана на чьих-то политических взглядах
Такое утверждение не является удивительным. Ведь можно проследить корни этого праздника, идущего от одного человека, а также политических и расовых разногласий, существовавших в то время. Нет никакого сомнения, что политические взгляды доктора Каренга стали мотивацией для создания Кванза. Тем не менее само празднование имеет свои корни в концепции празднования африканского первого сбора урожая и философии Кавайда. Ряд африканских общин празднуют в единой форме и традициях первый урожай. Вообще-то это было время, когда люди собирались, чтобы вместе отпраздновать и отблагодарить друг друга за успехи в сельском хозяйстве. Кавайда является философией, которая подчеркивает идею придания чему-либо значения в социальной среде. Созданный на основе этого Кванза, является праздником, который просто объединяет людей с целью передачи и преподнесения им культурных и социальных ценностей.
Кванза основан на языческих ритуалах
Как и любой другой праздник это обладает своими символами и ритуалами. Однако присутствующие тут церемонии существует в русле культурной практики, а не языческого или религиозного культа. К примеру, традиция разлива вина (тамбико). Это действие основано на древнеегипетской традиции вспоминать наших предков и их вклад в нашу жизнь. Есть традиции зажигания свечей (мишума саба). Ежедневно зажигается одна новая свеча в знак одного из семи принципов. Обычно это традиционно делают дети, хотя может осуществить этот ритуал любой человек. Смысл действия в том, чтобы выделить этот день и попытаться усилить действие заложенного в него принципа. В итоге каждое действие, используемое в Кванза, окончательно восходит к какой-то исторической традиции и определенной цели.
Это празднество отмечается вместе большим количеством народа
Кванза является вымышленным созданным поводом отдохнуть
Согласно этому мифу нет каких-либо причин праздновать Кванза. Но это довольно далеко от истины. Ведь даже беглый обзор Кванза раскроет, как празднование имеет в своей основе богатые и значимые традиции. На самом деле любой аспект празднования Кванза имеет свою историю и цель в своей основе. У каждой идеи есть свое начало. Если кто-то начнет исследовать историю любого праздника либо торжества, то окажется, что в конце концов была некая причина его появления и существования. В этом смысле Кванза ничем не отличается от остальных. Однако в данном случае мы просто видим тщательно продуманный процесс создания этого праздника. Это не была просто попытка из ничего создать просто так фестиваль, чтобы люди просто веселились, ели и пили. Создатель Кванза определил социальные потребности среды и решил, что массовое праздничное мероприятие может постепенно помочь в решении некоторых вопросов. Сам доктор Каренга говорит, что праздник является продуктом творческого культурного синтеза. То есть он является продуктом критического отбора и разумной смеси сразу на нескольких уровнях. Так что этот праздник действительно является созданным, однако созданным с глубокой целью.
Кванза
Дата в текущем году: 26 декабря 2021
Он начинается сразу после Рождества и заканчивается в первый день нового года застольем и обменом подарками.
Кванза базируется на семи основополагающих принципах : единство, самоопределение, совместная работа и коллективная ответственность, сотрудничество, целенаправленность, творчество и вера. Каренга называл их «семью принципами африканского наследия», сейчас они называются просто «принципы Кванза».
Кроме того, в этот праздник принято надевать яркую национальную одежду. На столе обязательно присутствуют свежие фрукты как символ африканского идеализма, а еще на праздничном столе должны быть подарки для детей. Украсить же комнаты в доме полагается флагами Кванзы, постерами, которые изображают 7 принципов праздника.
Обычно взрослые поощряют детей принимать участие в праздничных церемониях. Традиционные церемонии на Кванзу включают игру на музыкальных инструментах, песни, танцы, либацию («бескровное» жертвоприношение), ритуал зажигания свечей, чтение молитв и другие ритуалы. Также каждый день принято собираться за столом и обсуждать один из принципов Кванза (по одному принципу на каждый день праздника). Кульминацией праздника становится застолье, называемое «караму».
Застолье проводится на 6-й день празднований, т. е. как раз в канун Нового года, 31 декабря. Место застолья принято украшать в красные, зеленые и черные цвета, праздничный стол полагается поставить в центре большой комнаты. Интересно при этом, что напитки за столом должны непременно разливаться из чаши Kikombe cha Umoja, которая символизирует единство и должна передаваться по кругу от гостя к гостю.
История и традиции празднования Кванзы
Просмотр содержимого документа
«История и традиции празднования Кванзы»
С Новой Кванзой, с новым счастьем!
Подготовила учитель английского языка
Афроамериканский духовный фестиваль Кванза (Kwanza) традиционно празднуют в США с 26 декабря по 1 января. Основной целью праздника является развитие, поддержка и сохранение африканских традиций, которые пришли в 17-18 веках в США.
Кванза (в переводе с языка Свахили) обозначает «первый фрукт урожая». Название праздника иногда дополняется еще одной буквой «а» — Кванзаа (Kwanzaa).
Создателем праздника Кванзы является Рон Каренга – профессор Калифорнийского Университета.
В 1966 году Каренга инициировал праздновать Кванзу для афроамериканцев как альтернативный праздник американскому Рождеству.
Kikombe cha umoja – круговая чаша возлияния; Zawadi – подарки Черного Нового года, так же трех цветов, но по семи принципам – духовность, единение и польза.
Mazao Muhindi Mishumaa
Зажигание свечи- символа фестиваля
Кванза восславляет единство и процветание негритянского сообщества. Африканская культура основана на 7-ми принципах жизни и ценностей сообщества (Nguzo Saba): единство (Umoja), самоопределение (Kujichagulia), совместная работа и коллективная ответственность (Ujima), целеустремленность (Nia), сотрудничество (Ujamaa), творчество (Kuumba) и вера (Imani).
Основополагающие принципы праздника
(UMOJA )Умоджа – единство, единение.
(KUJIGHAGULIA) Куджичагулья – самоопределение.
(UJAMAA) Уджима– совместная экономика.
(NIA) Ниа – цель, перспектива.
(KUUMBA) Куумба – творческий потенциал.
За Родину – черную колыбель цивилизации!
За предков и их неугасаемый дух!
За старших, от которых мы всему учимся!
За молодых, которым принадлежит завтра!
За нашу борьбу и в память о тех, кто в ней пал!
За единство, которым мы руководствуемся!
За создателя, сотворившего все большое и малое!