Правовой отдел налоговой инспекции чем занимается
Как устроена и как работает обычная городская налоговая инспекция. Полномочия инспекторов
Ответственной за соблюдением налогового законодательства в России является налоговая инспекция. Типовое ведомство имеет разветвленную структуру, где каждый отдел решает свои задачи. Ответственными должностными лицами в налоговой являются инспекторы. С большинством сотрудников инспекции рядовой налогоплательщик не встречается и даже не знает, чем они занимаются. Попробуем разобраться, из каких подразделений состоит налоговая инспекция, и какие задачи она решает.
🏛 Структура налоговой инспекции
На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.
В структуру ФНС входят:
На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.
Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).
✅ Функции и задачи
Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п. 1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года). Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.
Контролирующие функции налоговой инспекции распространяются одновременно на физических и юридических лиц. Эти задачи реализуются в одной инспекции, но в отдельные подразделения инспекции ФНС (ИФНС) обычно вынесены функции по регистрации ИП и юрлиц, а также работы с крупнейшими налогоплательщиками региона.
Главными задачами налоговой инспекции являются также разработка налоговой политики в целях своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и валютный контроль (в пределах компетенции налогового органа часть этих полномочий передана, например, таможенной службе).
К целям работы налоговой инспекции относят:
Отдельные инспекции контролируют регистрацию юридических лиц и предпринимателей и проверяют ту информацию, которую они передают. При выявлении недостоверных сведений ФНС может отказать в регистрации.
Налоговая инспекция имеет следующие полномочия:
Налоговые инспекторы также должны бесплатно консультировать налогоплательщиков и разъяснять им:
В этих целях в инспекциях обычно организуют работу справочной службы и колл-центра.
Помимо взаимодействия с налогоплательщиками, налоговая инспекция решает и определенные внутренние задачи. Например, отчитывается перед руководством, ведет делопроизводство и осуществляет учет внутренней корреспонденции, ведет внутренний бухгалтерский учет, анализирует сведения, которые поступают в инспекцию из иных контролирующих органов, обеспечивает защиту внутренней документации и пр.
Юридический отдел в ИФНС. Что он делает какие функции выполняет?
Большинству граждан РФ редко приходится сталкиваться с налоговыми службами, а вот у владельцев компаний или индивидуальных предпринимателей часто возникают ситуации, когда необходимо воспользоваться услугами ИФНС.
Самые распространенные причины обращения в эти органы – регистрация предпринимательской деятельности и возврат налогов, который гарантируется государством согласно федеральным законам. Но что такое ИФНС? И какие функции выполняет эта организация?
Что такое ИФНС?
ИФНС – это Инспекция федеральной налоговой службы. Она является органом исполнительной власти и отчитывается перед Федеральной налоговой службой.
В структуру организации входят межрегиональные инспекции, поделенные по округам, отделения, занимающиеся централизованной обработкой информации, территориальные инспекции и службы по крупным налогоплательщикам, осуществляющие контроль над отдельными предприятиями – газодобывающими, нефтедобывающими, энергетическими, плательщиками акцизных сборов и т. д.
Какие функции выполняет ИФНС?
В сферу деятельности ИФНС входит контроль за соблюдением законов, предусмотренных НК РФ, а также за своевременностью налоговых отчислений, проведением валютных операций, соблюдением требований по отношению к контрольно-кассовым аппаратом.
Организация ведет учет налогоплательщиков, занимается возвратом налогов и создает формы налоговых уведомлений, заявлений, свидетельств о регистрации и другой документации. Также в ее ведении находится бесплатное информирование налогоплательщиков об их правах и обязанностях, действующих налоговых ставках, порядке начисления сборов.
Начинающие предприниматели приходят в инспекцию, чтобы зарегистрировать компанию или ИП. При постановке на учет в налоговой сотрудники ИФНС проверяют информацию, предоставленную человеком, особенно его юридический адрес. Если будущий бизнесмен дает неверные сведения, ему могут отказать в регистрации либо провести выездную проверку, нацеленную на выявление несоответствий.
Еще одна функция ИФНС – контроль производства алкогольных и табачных изделий. Инспекция регистрирует организации, которые выполняют операции с этиловым спиртом, и выдает специальные марки для маркировки табачной продукции, изготавливаемой на территории России.
Проведение всероссийских лотерей тоже находится в ведомстве ИФНС. Инспекция выдает разрешение на подобные акции и ведет надзор за организацией азартных игр.
Зачем нужна ИФНС российским гражданам?
Помимо регистрации компаний и ИП, граждане РФ обращаются в ИФНС и по другим причинам. В частности, инспекция дает возможность вернуть налоги на доходы. Для этого следует получить налоговый вычет, то есть денежную сумму, уменьшающую размеры дохода, с которого высчитывается налог.
Вычеты бывают социальными, имущественными, по ценным бумагам, стандартные или профессиональные. К примеру, если вы понесли расходы на учебу или лечение, то имеете право на социальные вычеты.
Имущественный вычет выдается в том случае, когда вы покупаете недвижимость. Потратив деньги на приобретение либо строительство жилья, достаточно прийти в инспекцию и предоставить документы по установленному списку, после чего получить свои деньги.
Как правило, сумма возвращенных налогов рассчитывается как 13 % от суммы вычетов. На подобный возврат имеет право любой гражданин РФ, выплачивающий государству подоходный налог. Для этих целей в налоговых инспекциях предусмотрены специальные окошки, куда и подается документация.
По всем вопросам, связанным с налогами, граждане должны обращаться в территориальные инспекции, работающие во всех городах. В некоторых крупных населенных пунктах существует несколько ИФНС, контролирующих несколько районов.
Если вы хотите вернуть налоги, обращаться следует в инспекцию по месту вашей регистрации. Если это будет налог после приобретения недвижимости, то доку
«В налоговой. » часть 1
С чего начать повествование о службе в налоговой, наверное с трудоустройства и существующих отделах.
Хочу сразу сказать, что все описанное относиться к конкретному региону, в разных регионах страны, по разному, но в общем порядок дел примерно один и тот же, за исключением некоторых аспектов.
Что бы поступить на должность в налоговые органы, необходимо подать документы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности. Если планируете работать и идти по карьерной лестнице, то нужно привыкать сразу, любое изменение должности, классного чина в ифнс идет через конкурс. Пакет примерно одинаковый везде, это заявление, автобиография, справка с мед учреждения, и копии документов об образовании и о стаже. Не знаю, где как, но в нашем регионе, как правило в момент, подачи документов, с соискателем проводят собеседование, причем сразу говорят, принят или нет.
С наличием вакантных мест, в разных регионах по разному. В МСК, постоянная текучка (о причинах позже), в кавказских регионах, что бы устроиться в налоговую нужна мохнатая рука и много денег.
И так, если вы прошли квест, под названием, пройти собеседование, то дальше, будет интереснее. Нужно пройти собеседование с службой безопасности. Собеседование, проходит везде по разному, где-то предлагают открыто стучать, где-то пугают. Ну суть одна, если за человеком нет судимостей, то как правило дают положительное заключение.
В принципе, в каждой инспекции, отделы, примерно одни и те же, имеются небольшие различия по названиям, номерам и т.п., но суть остается.
Общий отдела— сюда относиться, вся обслуга, водители, бухгалтера, уборщицы, канцелярия, и т.п. Сейчас идет тенденция, что общий отдел убирают, а их функции передают на аутсортинг. Как по мне, самый спокойный отдел, проверки редкие, мозги клюют тоже редко.
Уровень заработной платы, зависит от должности и от того как сотрудник нравиться начальству. Зарплата складывается из оклада, надбавки за сложность, звание, премии, и средств материально стимулирования ( о нем позже). Например, в звание главного гос.налог инспектора, заработная плата составить примерно 20 т.р. без учета премий и средств материального стимулирования (далее смс). СМС выплачивается раз в квартал, и зависит от итогов работы инспекции в целом и отдела в частности. Именно с этим связано очень много подтасовок отчетности, перед вышестоящим органом (управлением по региону). И именно, к повышению этих показателей стремиться каждая инспекция. Но не обольщайтесь, даже если вы хорошо работали, не факт, что будет хорошая премия, т.к. на уровне отдела распределяет начальник (хотя формально это делает комиссия), и именно он решает, сколько и кто получит. Очень часто, часть премии просят отдать, так сказать в фонд «обиженных», т.е. тех кого ее лишили по результатам служебных проверок, взысканий и т.п. Очень часто, ее не выплачивают (или выплачивают не в полном объеме), т.к. человек просто не нравиться руководству отдела. самое смешное, что права качать смысла нет, т.к. даже в случае если будет иск в суд(а такие случае были), то в суде просто представляют протокол заседания комиссии, где написано, что у сотрудника не результатов и премия ему не положена.
График работы с 8.00 до 17.00, но он целиком зависит от отдела в котором трудиться сотрудник. Самое главное, что в служебном контракте, пишется, что рабочий день, не нормированный, и при любом удобном случае вам это напомнят. Если вы откажетесь оставаться после работы. На некоторых направлениях сотрудники уходят вовремя, на некоторых сидят и до 8-9 вечера, выходя по выходным.
В следующей части расскажу, о «схемах» и способах их выявления.
Особенности функционирования юридического отдела ИФНС
Правовые основы деятельности налоговой инспекции. Организационная структура ИФНС. Функции и задачи юридического отдела. Направления совершенствования работы налоговых органов. Снижение количества обращения в суды. Эффективность ведомственного контроля.
Юридическим отделам также следует вести анализ опыта правоприменительной практики.
Эффективность деятельности органов налоговой службы по контролю за соблюдением налогового законодательства, в том числе и юридических отделов, имеющих непосредственное дело с правоприменительной практикой и отстаиванием интересов ФНС, во многом зависит от следующих факторов:
· правильного и единообразного толкования основных понятий налогового законодательства;
· формирования устойчивой практики применения финансовых санкций за сокрытие или занижение дохода (прибыли);
· повышение правовой квалификации сотрудников ФНС;
По данной работе можно сделать следующие выводы:
1. На юридический отдел ИФНС возлагаются следующие функции:
· представление инспекции в арбитражных судах и судах общей юрисдикции
· правовая экспертиза документов
· сопровождение по процессуальным вопросам производства судебных и административных дел по налоговым правонарушениям, применению контрольно-кассовых машин, производству и обороту алкогольной и табачной продукции
2. Основным направлением улучшения работы ИФНС является внесение дополнений в нормы налогового законодательства Российской Федерации, предусматривающие:
· усиление ответственности руководителей банков и кредитных учреждений, руководителей юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, за нарушение порядка открытия счетов и постановки на учет в налоговых органах;
· совершенствование порядка уплаты и учета взносов в государственные внебюджетные фонды и контроля за правильностью расчетов по указанным платежам, концентрации средств ряда фондов в бюджетной системе;
· четкую регламентацию налоговых льгот, предоставляемых банкам, кредитным учреждениям и предприятиям.
3. Анализ практики работы ИФНС показывает, что почти половина сумм, предъявленных налоговыми органами налогоплательщикам в качестве штрафов, пеней и иных санкций и оспоренных в судах, оказывается незаконно начисленной. Это свидетельствует, среди прочего, и о невысоком качестве работы юридических служб, на которые возложено представление инспекции в арбитражных судах и судах общей юрисдикции
Анализируя отмененные в судебном порядке решения по штрафам и санкциям, можно отметить следующее. Должностные лица, принимающие решения не могут логично, основываясь на законе, объяснить процесс и смысл своих действий. И это происходит не только из-за незнания законодательства, но и из-за непонимания сути принципов проведения налогового контроля. Одновременно происходит практически массовый пропуск сроков исковой давности.
Эффективность ведомственного контроля подтверждает практика прошлых лет, когда в период до вступления в силу Налогового кодекса, активное использование предусмотренных законом полномочий отменять или изменять решения нижестоящих налоговых органов по делам о нарушении налоговых правил позволяло держать уровень негативных судебных решений в допустимых пределах.
Список использованной литературы
2. Положение о Федеральной налоговой службе. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506
12. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2010- 328 с.
Количество заявлений, рассмотренных судом
Количество актов (постановлений), вынесенных не в пользу налоговых органов
В % от общего числа заявлений
Количество судебных актов, проанализированных
Приложение N 6. Положение о Правовом управлении Федеральной налоговой службы
Положение
о Правовом управлении Федеральной налоговой службы
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 1 июля 2010 г. N ММВ-7-4/312@)
1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи Управления
Основными задачами Управления являются:
2.1. Координация и методическое руководство правовой работы в налоговых органах.
2.2. Обеспечение единой позиции налоговых органов в судах.
2.3. Проверка на соответствие законодательству Российской Федерации проектов нормативных правовых актов Службы, определение необходимости их направления на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Основные функции Управления
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
3.1. Контролирует в установленном порядке качество правовой работы в территориальных налоговых органах.
3.2. Обобщает практику ведения правовой работы в налоговых органах и вносит предложения по ее совершенствованию.
3.3. Представляет интересы Службы в судах.
3.4. Оказывает организационную и правовую помощь налоговым органам при представлении ими интересов Российской Федерации в судах.
3.5. Анализирует практику рассмотрения в судах налоговых споров, причины возникновения и разрешения арбитражными судами споров в пользу налогоплательщиков.
3.6. Обеспечивает методологическое единство применения налоговыми органами санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах либо иных актов законодательства, контроль за исполнением которых возложен на Службу.
3.7. Подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов федеральных законов, а также указов и распоряжений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов, разрабатываемых Службой.
3.8. Дает заключения по правовым вопросам по запросам структурных подразделений центрального аппарата Службы.
3.9. Осуществляет оформление и учет доверенностей на представление интересов Федеральной налоговой службы в судах и иных организациях работниками налоговых органов.
3.10. Разрабатывает распорядительные и методические документы по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.11. Осуществляет правовое содействие работникам центрального аппарата Службы, территориальных налоговых органов, организаций, находящихся в ведении Службы по правовым и иным вопросам.
3.12. Участвует в обучении работников налоговых органов, проведении совещаний, семинаров и оказывает практическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.13. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.
3.14. Обеспечивает своевременное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.15. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных органов Службы к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.
3.16. Организовывает и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.
3.17. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.
3.18. Организовывает и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.
3.19. Участвует в соответствии с действующим законодательством в проведении служебных проверок.
3.20. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы в соответствии с действующим законодательством.
4. Обеспечение деятельности Управления
4.1. Управление для осуществления своих основных функций имеет право:
4.1.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач, в подразделениях Службы.
4.1.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.
4.1.4. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.5. Вести в установленном порядке переписку с организациями по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.6. Готовить проекты нормативных правовых актов, приказов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим подразделениям Службы.
4.1.7. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства.
4.1.8. Участвовать в формировании заказов, проработке контрактов на осуществление необходимых для выполнения своих задач закупок программных, технических средств и расходных материалов.
4.1.9. Изучать зарубежный опыт по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.10. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.
4.2. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Службы, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы Службы, приказов Службы, мероприятий, утверждаемых руководством Службы.
4.3. Структура Управления и численность его работников устанавливаются руководителем Службы в соответствии с утвержденной структурой и численностью работников центрального аппарата Службы.
Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.
4.4. Работники Управления несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в установленном порядке.
5. Руководство Управлением
5.1. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Назначение на должности сотрудников Управления осуществляется руководителем Службы по представлению начальника Управления в соответствии с действующим законодательством.
Освобождение от замещаемой должности сотрудников Управления осуществляется руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.
5.3. Начальник Управления:
5.3.1. Осуществляет общее руководство Управлением, организует его работу, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, утверждает положения об отделах, регламенты и должностные регламенты гражданских служащих, осуществляет контроль за их выполнением.
5.3.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.
5.3.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
5.3.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием территориальных органов и находящихся в ведении Службы организаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления, принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими подразделениями центрального аппарата Службы.
5.3.5. Дает сотрудникам Управления обязательные для них письменные и устные указания по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчетности об исполнении этих указаний.
5.3.6. Представляет в установленном порядке Службу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации.
5.3.7. В установленном порядке отвечает на письма структурных подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организаций и граждан, организует прием граждан и должностных лиц организаций, и в соответствующих случаях осуществляет их личный прием.
5.3.8. В установленном порядке получает от других подразделений центрального аппарата, территориальных налоговых органов и организаций, находящихся в ведении Службы материалы и документы, необходимые для деятельности Управления, в том числе материалы их статистической и бухгалтерской отчетности.
5.3.9. Проводит служебные совещания с сотрудниками Управления.
5.3.10. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.
5.3.11. Организует делопроизводство в Управлении.
5.3.12. Осуществляет сотрудничество с государственными органами, научными, учебными, общественными и другими организациями, внебюджетными фондами, ассоциациями, представителями государств-участников СНГ, с зарубежными экспертами и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
5.4. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Минфина России и руководства Службы, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка Службы и исполнительской дисциплины.
5.5. Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу курируемых отделов Управления, координируют их деятельность по поручениям начальника Управления или руководства Службы, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов, осуществляют их учет и отчетность в установленном порядке.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.