Правовой отдел мвд что это
Управление правовой информации
Управление правовой информации Договорно-правового департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации является структурным подразделением Договорно-правового департамента МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции ДПД МВД России:
1. По информационно-правовому обеспечению органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
2. По нормативно-правовому регулированию в области:
Развития информационных технологий (процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов).
Защиты информации (регламентация использования в системах сбора, передачи, хранения и переработки информации, специальных методов и средств в целях обеспечения сохранности защищаемой информации и предотвращения ее утечки по техническим каналам).
Межведомственного и межрегионального электронного взаимодействия, стандартизации и администрирования государственных услуг.
Правовой пропаганды, правовой грамотности, раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов.
Взаимодействия со средствами массовой информации и институтами гражданского общества.
Организации проведения мониторинга правоприменения.
Защиты прав граждан при рассмотрении обращений граждан.
Защиты персональных данных.
Соблюдения режима секретности в обращении с документами, содержащими государственную и иную охраняемую законом тайну.
Осуществления архивной деятельности.
3. По проведению юридико-лингвистической экспертизы проектов нормативных документов.
4. По реализации законодательства в области оказания бесплатной юридической помощи.
Роль, задачи и деятельность юридической службы МВД России
Дата проведения: 19 июля 2017 года.
Эксперт: Начальник правового отдела УМВД России по Тамбовской области, подполковник внутренней службы Ольга Александровна Булавинцева
Тема интервью: «Роль, задачи и деятельность юридической службы МВД России»
Ведущая: руководитель отдела внешних связей компании «Плюс Гарантия» Оксана Анатольевна Кривошеина
Ольга Александровна, как известно, 19 июля считается днем юридической службы МВД России. Когда стали отмечать этот праздник?
О.А. Булавинцева: День юридической службы МВД России появился в 2003 году, после подписания приказа МВД России от 13 октября 2003 года №785 «Об объявлении Дня юридической службы системы МВД России». Данный приказ был издан в целях повышения роли подразделений правового обеспечения в решении стоящих перед МВД России задач по обеспечению законности деятельности органов внутренних дел, а также учитывая их значительную роль в работе, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность МВД России.
Ольга Александровна, 19 июля 2017 года исполнилось 71 год со дня образования правовой службы МВД России. Расскажите немного об истории.
О.А. Булавинцева: Первое юридическое подразделение появилось в 1880 году в Департаменте полиции Российского Министерства внутренних дел. Оно называлось законодательным делопроизводством и было предназначено для разработки ведомственных положений, инструкций, правового консультирования Министра, составления юридических заключений по вопросам, касающимся деятельности полиции.
История правовой службы УМВД России по Тамбовской области началась с июля 1977 года, когда в УВД по Тамбовской области появилась должность старшего юрисконсульта, который исполнял обязанности по правовому обеспечению с 14 июля 1977 года по 26 марта 1985 года. Затем, после продолжительного перерыва, 17 июля 1993 года введена должность старшего юрисконсульта юридической группы. С ростом значения правовой службы в системе органов внутренних дел, расширением функций и направлений работы юрисконсультов расширялся и штат группы правового обеспечения штаба УВД. В июле 1999 года группа правового обеспечения реорганизуется в отделение и 31 октября 2006 года – в отдел правового обеспечения. За период деятельности юридической службы УВД образовывались юридические группы в УОМВД России по муниципальным образованиям Тамбовской области.
Чем конкретно занимается правовой отдел УМВД России по Тамбовской области?
О.А. Булавинцева: Спектр нашей работы очень широкий. Правовой отдел УМВД России по Тамбовской области в первую очередь способствует укреплению законности и правопорядка, вносит предложения по совершенствованию законодательства, принимает участие в подготовке проектов правовых актов, осуществляет правовое информирование, правовую пропаганду и правовое консультирование, осуществляет защиту интересов МВД России в судах, формирует правовую культуру и знания сотрудников. Основными направлениями (видами) правовой работы в системе МВД России являются:
Ольга Александровна,Вы сказали, что к полномочиям подразделения относится правовое консультирование. Правовой отдел УМВД осуществляет консультации только действующим сотрудникам или гражданам в том числе?
О.А. Булавинцева: Консультации осуществляются не только действующим сотрудникам органов внутренних дел в урегулировании служебных споров, но и вдовам, детям, женам сотрудников, пенсионерам, а также иным гражданам. Большинство вопросов от граждан поступают в рамках проводящихся мероприятий под названием Горячая линия правовых консультаций УМВД России по Тамбовской области.
Сотрудники правового отдела УМВД России по Тамбовской области консультируют посредством телефонной связи граждан Тамбовской области по вопросам, связанным с деятельностью структурных подразделений УМВД, по административному и уголовному законодательству, об административной ответственности участников дорожного движения с использованием комплексов фото-видеофиксации, работающих в автоматическом режиме, а также по иным интересующим вопросам.
В преддверии Дня юридической службы МВД России 18 июля 2017 года для населения по телефонным средствам связи проводилась Горячая линия правовых консультаций УМВД России по Тамбовской области, где граждане, могли задать интересующие вопросы юрисконсультам правового отдела УМВД России по Тамбовской области и получить исчерпывающий ответ.
Не могли бы Вы освятить некоторые вопросы, задаваемые гражданами 18 июля 2017 в рамках проводимого мероприятия?
О.А. Булавинцева: Да, конечно.
Одним из наиболее интересующих был вопрос по поводу работы с обращениями граждан. Как проводится работа с обращениями граждан в УМВД России по Тамбовской области, правовая основа, сроки.
Основные этапы рассмотрения обращений в системе МВД России включает в себя:
В соответствии с пунктом 91 и пунктом 93 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707, обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину. В исключительных случаях, а также в случае направления необходимых запросов, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.
Согласно п. 16 названной Инструкции информирование граждан о порядке рассмотрения обращений в системе МВД России осуществляется по телефону, а также путем размещения на официальных сайтах МВД России, его территориальных органов и организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на информационных стендах и (или) информационных терминалах.
Интересовал вопрос изменений, внесенных 12 июля 2017 года в Правила дорожного движения, которые касаются правил перевозки детей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 №761 с 12 июля 2017 года вступили в законную силу изменения в Правила дорожного движения. Поправки затрагивают правила перевозки детей, расположения транспортных средств на проезжей части и изменения в дорожной разметке.
Так, в настоящий момент в пункте 22.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О Правилах дорожного движения» указано следующее:
Также необходимо отметить, что Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 №761 вносит дополнение в пункт 12.8 Правил дорожного движения в части запрета оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.
Часть 3 статьи 12.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей.
Также проступали вопросы, посвященные деятельности миграционной службы. Наиболее часто задавался вопрос о продлении срока действия разрешения на временное проживание, вида на жительство иностранных гражданин или лиц без гражданства.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешением на временное проживание, является подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года и не может быть продлен.
Согласно пункту 1 и пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Планируете ли Вы и в дальнейшем проводить аналогичные «Горячие линии…»?
О.А. Булавинцева: Да, данные мероприятия будут проводиться систематически.
Ольга Александровна, выражаю Вам огромную благодарность за открытость к сотрудничеству! Желаем вам успешной деятельности!
История образования и развития юридической службы Министерства внутренних дел
9 января 2018 года Министром внутренних дел Российской Федерации был подписан приказ «Об установлении памятной даты образования юридической службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 3, согласно которому исторической датой начала летоисчисления стало 19 апреля 1782 года (8 апреля по старому стилю), день, когда императрицей Екатериной II был утвержден Устав Благочиния или Полицейский.
В первой половине XVIII века полиция реализовывала полномочия, далеко выходящие за современное понимание ее функций. На нее был возложен почти весь спектр сферы внутренних дел государства.
Именно тогда, задолго до формирования министерств в Российской Империи, в полиции стали вырисовываться признаки структуры, осуществлявшей те формы правовой работы, которые используются и поныне.
В 1775 году Екатериной II проведена кардинальная реформа системы административно-территориального устройства страны и издан манифест «Учреждения для управления губерний Российской Империи».
В ходе этого реформирования проводилась и реорганизация полицейских органов. В каждом уезде создавался новый административно-полицейский орган, получивший название «нижний земской суд». В основных обязанностях нижнего земского суда было указано, что ему поручается земская полиция и благочиние, приведение в исполнение закона, приведение в действие повелений правления, решений палат и уездного суда, а также чинить отказы.
На базе проведенных государственных реформ Екатерина II принимает решение утвердить и подписывает 8 апреля 1782 г. (19 апреля по новому стилю) Устав Благочиния или Полицейский, благодаря которому окончательно формирует новую отрасль права – полицейское право.
Этот исторический документ задал системность в работе полиции, полномочия которой сначала были шире, чем современные, но с течением времени трансформировались, локализовавшись вокруг защиты прав человека и правопорядка в стране.
В Уставе впервые были определены обязанности должностных лиц, в том числе прототипы тех функций, которые выполняются и современной юридической службой, а именно:
– проведение в последующем правовой экспертизы по «узаконениям, учреждениям, указам, повелениям, приказаниям»;
– рассмотрение судебных дел по мелким уголовным и гражданским делам;
– правовое информирование населения и разъяснение норм действующего законодательства, тогда говорили – обнародование законов:
«Управа благочиния не взыскивает с людей исполнения пол закону, буде закон не обнародован» (статья 48 Устава);
«Когда в Управе Благочиния от Правления получится Самодержанной Власти изданное и Императорского Величества рукой подписанное узаконение, Учреждение или указ, тогда, во-первых, записать в Управе Благочиния в первой книге число, месяц и год, когда получен; второе, откуда получен; третье, как получен, и буде прислан ради обнародования в городе, то четвертое, призвав Стряпчего Управы Благочиния и требовать его заключения; буде по заключению Стряпчего окажется сомнение, то доложить, где надлежит; буде же нет сомнения, то пятое, учинить приговор обнародования, потом шестое, прочесть в Присутствии; затем седьмое, прочесть при открытых дверях Частным Приставам и Квартальным Надзирателям; после чего восьмое, Частным Приставам обнародовать каждому в своей части, а Квартальным Надзирателям в своем квартале.» (статья 51 Устава).
«Частный пристав от управы благочиния, полученное узаконение или приказание, ради обнародования, во первых, объявит на съезжей при квартальных надзирателях, потом, второе, вручит квартальным надзирателям ради объявления по кварталам» (статья 110 Устава).
Кстати, для современников, наименование «частный пристав» произошло не от частного права, а от разбивки города на части и кварталы, в каждом из которых служили приставы и надзиратели.
«В каждом квартале иметь столб ради прибивания объявления» (статья 143 Устава). Рассматривая это требование, можно провести параллель с современным методом правовой пропаганды – стендом правовых знаний.
В Уставе было закреплено, что разъяснять действующее законодательство могут только специально уполномоченные органы (полиция), самовольное трактование запрещалось: «Управа благочиния не дозволяет в городе гражданину вчинать новизну в том, на что узаконения есть. Всякую же новизну, узаконению противную, пресекает в самом начале» (статья 56 Устава).
Сам контекст Устава Благочиния вполне объясняет выбор памятной даты – дня образования юридической службы системы МВД России – день подписания фактически первого развернутого полицейского нормативного правового акта.
До настоящего времени предписания Устава Благочиния или Полицейского являются основой полицейской практики.
Полиция как институт государственной власти и ее функции, включая и правовые, предвосхитили создание МВД и ряда других министерств.
Министерство внутренних дел наряду с другими министерствами было создано Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» только в 1802 году, спустя 20 лет после вступления в силу Устава Благочиния или Полицейского.
Следует подчеркнуть, что отмена крепостного права в России в 1861 году, проведение в 1862–1865 годах судебной, земской, полицейской и цензурной реформ способствовало тому, что правовая составляющая стала определяющей в регулировании экономических и социальных процессов в Российской Империи.
В 1865 году указом императора Александра II по представлению министра внутренних дел Петра Александровича Валуева в аппарате министерства была создана юридическая служба, предназначением которой стали регулирование и правовой контроль происходящих в государстве и обществе процессов.
Указом императора Александра II в 1868 году в МВД, как и в ряде других министерств, создаются юрисконсультские части.
Это решение было обосновано уже действующими тогда источниками права. Так, зарождение системы правовой подготовки среди полицейских чинов прослеживается еще в вышеназванном Уставе Благочиния Екатерины II, в котором сказано: «Председателям, заседателям и протчим по силе учреждений употребленный людям, читать и перечитывать узаконении и учреждении, и по крайней мере им на то употребить един досужий час в сутках, дабы отчасу учинились известнее и памяти их возобновлялось положенное на них, и в чем ежечастно подвержены по силе присяги дать отчет и ответ небу и земли» (статья 55 Устава).
В 1880 году в структуре департамента полиции МВД было образовано самостоятельное юридическое подразделение, в полномочия которого входили: разработка ведомственных циркуляров и инструкций, составление юридических заключений и обеспечение правового консультирования Министра.
На юриста министерства XIX века возлагалось рассмотрение юридических вопросов, возникающих в деятельности ведомства, и «участие в разработке вопросов права по законодательным проектам».
Это опять же основывалось на Уставе Благочиния Екатерины II, в котором в качестве одного из ведущих видов правовой деятельности была утверждена правовая экспертиза нормативных актов. В статьях 51 и 52 Устава записано: «…призвав стряпчего управы благочиния, и требовать егозаключения (по полученным узаконениям, учреждениям, указам, повелениям, приказаниям); буде по заключению стряпчего окажется сумнение, то доложить о том, где надлежит…».
В 1906 году по инициативе П.А. Столыпина МВД начинает готовить реформу полиции, в ходе которой было запланировано освободить полицию от выполнения функций, не связанных с борьбой с преступностью и охраной общественного порядка, поднять престиж полицейской службы и увеличить жалование в три раза, повысить «уровень доверия общества к полиции», создать учебные заведения подготовки полицейских.
Правовые службы МВД Российской Империи принимали активное участие в проработке вопросов реформирования. А в 1908 году удалось даже провести Закон «Об организации сыскной части», по которому в крупных городах империи были созданы отделения сыскной полиции, что улучшило борьбу с уголовной преступностью. Однако после гибели П.А. Столыпина в 1911 году стала исчезать и его идея создать полицию – которая по сути являлась почти точным прототипом современной системы МВД России.
В начале XX века пала монархия. Русско-японская война, первая и вторая революции в России продиктовали необходимость к возврату от форм правового регулирования к формам прямого административного и физического подавления возникающих в обществе противоречий.
В 1917 году создается рабоче-крестьянская народная милиция, призванная наводить порядок на улицах нового государства.
20 июля 1918 года была образована юрисконсульская часть НКВД РСФСР, на которую был возложен юридический контроль за подготовкой документов НКВД на предмет их соответствия действующему законодательству и распоряжений высших органов государственной власти, а также урегулирование межведомственных конфликтов.
В январе 1919 года в аппарате НКВД РСФСР создается самостоятельный юридический отдел, сотрудники которого готовили и согласовывали законодательные предложения наркомата, вели общий правовой надзор и консультирование.
В августе того же года юридический отдел вошел в секретариат НКВД РСФСР.
В 1922 году было создано консультативное бюро при коллегии НКВД РСФСР, которое занималось юридическим контролем за нормативно-правовой деятельностью всех подразделений аппарата НКВД РСФСР, а также консультированием его сотрудников по вопросам законодательства и юриспруденции.
19 июля 1946 года Министром внутренних дел СССР Кругловым Сергеем Никифоровичем был подписан приказ от 19 июля 1946 г. № 00706 «О создании юридической части МВД СССР».
В это время возрастает роль правового регулирования отношений в обществе, резко увеличивается объем работы юристов-государственников, укрепляется статус юридических служб. В советский период юридические подразделения постоянно присутствовали в составе центральных аппаратов органов управления милицией, отдельных учреждений внутренних дел.
В качестве самостоятельного подразделения Министерства юридическая служба существовала недолго, уже в октябре 1954 года приказом МВД СССР № 00826 юридическая служба вошла в состав секретариата как юридическое бюро. Приказом Министра внутренних дел СССР от 19 февраля 1957 г. № 120 утверждено Положение о юридическом отделе как самостоятельном отделе в системе МВД СССР.
В 1974 году необходимость укрепления юридической службы в системе МВД СССР привела к изданию Положения о юридическом подразделении, старшем юрисконсульте в системе Министерства внутренних дел СССР. В положении говорилось: «Для проведения правовой работы в главном управлении, управлении МВД СССР, в аппарате министерства внутренних дел союзной и автономной республики, управления внутренних дел крайоблисполкомов, а также в организации, учреждении и на предприятии системы Министерства внутренних дел СССР в зависимости от объема, характера и сложности работы создается юридическое подразделение или вводятся должности старшего юрисконсульта, юрисконсульта».
Постоянно увеличивающийся объем нормотворческой деятельности МВД СССР стимулировал совершенствование юридической службы в Министерстве и его подразделениях на местах.
В 1989 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 января 1989 г. № 86-26 приказом МВД СССР от 27 марта 1989 г.
№ 064 был создан Отдел правового обеспечения деятельности органов внутренних дел МВД СССР. Отдел стал самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел СССР.
В июле 1990 года Отдел правового обеспечения деятельности органов внутренних дел был преобразован в Управление правового обеспечения деятельности органов внутренних дел МВД СССР, а уже приказом МВД России от 29 января 1992 г. № 19 в структуре МВД России было организовано Управление правового обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
30 октября 1995 года приказ МВД России № 401 установил структуру и численность подразделений центрального аппарата МВД России. Согласно этому приказу Управление правового обеспечения было реорганизовано и введено в составе Главного штаба Министерства.
В Управление входили: уголовно-правовой, административно-правовой, регионально-правовой отделы, отдел организации правовой работы и правовой защиты.
В 1998 году создается Главное управление правовой работы и внешних связей Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПРиВС).
Положение о нём было утверждено приказом МВД России № 556 от 9 сентября 1998 года. В структуру ГУПРиВС вошли: Правовое управление, Управление международного сотрудничества, Управление по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, группа правовой защиты, организационно-методическое отделение, группа кадров, секретариат.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 года № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации», ГУПРиВС было расформировано. Вместо него были образованы самостоятельные Главное правовое управление и Управление международного сотрудничества.
На Главное правовое управление были возложены следующие задачи: обеспечение законности в издаваемых МВД России актах управления, совершенствование правовых основ деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, защита прав и законных интересов Министерства в судах, организационно-методическое руководство правовой работы в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было положено начало масштабной государственной реформе, в ходе которой правотворчество было отнесено к одной из основных функций деятельности МВД России.
Приказом МВД России от 10 ноября 2004 г. № 730 был создан Правовой департамент.
С этого момента на Правовой департамент Министерства возложены функции по выработке и реализации государственной политики в вопросах совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» на базе Правового департамента и Управления международного сотрудничества Административного департамента МВД России создается Договорно-правовой департамент, который определен головным подразделением в области правовой работы в системе МВД России.
Богатая, длинная, сложная и глубокая история развития как полиции, так и юридической службы системы Министерства дала весомые результаты.
В 2011 году в трех основных федеральных законах в сфере внутренних дел – «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – был обобщен и сконцентрирован выработанный и накопленный веками положительный опыт полиции Российской Империи, советской и российской милиции, а также современной практики.
Безусловно правовое регулирование деятельности органов внутренних дел охватывается не только этими специальными законодательными актами, но и многочисленными нормативными актами Российской Федерации (Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и другие).
Подготовка всех нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел немыслима без юридической оценки проектов юридической службой МВД России.
Нормотворческая деятельность, правовой контроль, договорно-правовая работа, судебно-исковая работа, правовое информирование стали неотъемлемой частью деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Реализация указанных основных направлений позволяет обеспечить качественный, отвечающий современным потребностям уровень правового обеспечения деятельности органов внутренних дел, позволяющий успешно выполнять задачи по обеспечению общественной безопасности и правопорядка, а с учетом технического прогресса достойно противостоять новым вызовам и угрозам.