Правовая информация на сайте что должно быть

Какие юридические документы должны быть размещены на сайте?

Правовая информация на сайте что должно быть

Что общего у сайта стоматологической клиники, тревел-блога и онлайн-биржи для фрилансеров? Работа каждого из этих ресурсов требует грамотной организации с юридической точки зрения. Специалисты юридического отдела «а’Акцент» рассказали, какие документы должны быть размещены на сайте.

Оглавление

Актуальность

Немецкая страховая компания AOK Baden-Württemberg оштрафована на 1 240 000 евро за рассылку рекламных сообщений без согласия клиентов. Итальянский сотовый оператор Wind Tre оштрафован на 16 700 000 евро за использование данных без ведома клиентов. Авиакомпания British Airways оштрафована на 204 600 000 евро за утечку личных данных пользователей. И это только самые крупные санкции за 2020 год.

Да, цифры, конечно, страшные, но я-то здесь при чем? У меня местечковый бизнес по ремонту компьютеров/перепродаже детской одежды/ногтевой сервис. На международный рынок я не собираюсь, а с точки зрения каких-то там документов, на мой сайт всем наплевать.

Во-первых, достаточно всего одной жалобы от «доброжелателя», чтобы за вас взялись проверяющие органы. Во-вторых, наличие необходимых документов и юридически грамотная организация работы сайта – это дополнительный плюс к вашему имиджу ответственного и благонадежного бизнесмена.

Реквизиты

Согласно ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, вы должны указать официальное название компании и место нахождения. Далее в списке обязательных сведений идут ОГРН, номер налоговой, лицензии и аккредитации.

Где разместить?

Реквизиты размещают в «подвале» сайта, чтобы пользователю было легко их найти. Вот, например, как здесь:

Правовая информация на сайте что должно бытьПример 1. Реквизиты на сайте Всемирного фонда дикой природы (WWF)

А если не размещать?

Вот не хотите вы, чтобы кто угодно ваш ОГРН знал и на досуге лицензии перечитывал! Увы, придется, в противном случае готовьтесь к общению с контролирующими органами и выплате штрафа до 10 000 рублей согласно ст. 14.8 КоАП РФ. А все потому, что существует в нашей стране печальная практика сокрытия или искажения данных о хозяйствующем субъекте, которая применяется в случае ведения незаконной деятельности. Если это не про вас, если вы не хотите, чтобы сделки с вашим участием признали недействительными, укажите реквизиты.

Политика обработки персональных данных или Политика конфиденциальности или Пользовательское соглашение

Согласно пп. 2 ст. 18.1. ФЗ-152 от 27.07.2006 г., после создания сайта вы должны не просто защитить данные ваших пользователей, но и доходчиво объяснить этим самым пользователям, что и как вы предпринимаете, чтобы ценные сведения не стали добычей злоумышленников. В документе нужно указать:

Как определить, что на вашем сайте нужно размещать политику?

Есть личный кабинет? Форма обратной связи или сбора контактов? Значит, политика нужна.

Где разместить?

Не принципиально, главное, чтобы пользователю было легко найти документ.

Правовая информация на сайте что должно бытьПример 2. Политика конфиденциальности на сайте магазина Zara

А если не размещать?

По п. 3 ст. 13.11. КоАП ждите штраф от 15 000 до 30 000 руб. (для юр.лиц).

Согласие на обработку персональных данных

«Все по любви!» Чтобы уверенно отразить нападки и даже судебные иски, обязательно разместите на своем сайте согласие на обработку персональных данных, как того требует п. 1 ст. 9 ФЗ-152.

Сделать это не сложно, выбирайте любую форму – постановка галочки в специальном поле, нажатие на кнопку, переход по ссылке и т.д. Главное, помните, согласие – это не только документ, но и действие! А значит, пользователь сам должен поставить заветную галочку.

Не проставляйте галочку за пользователя заранее, как это сделано в Примере 3. Ставя галочку, пользователь принимает оферту (п. 435 ГК РФ). Если галочка уже стоит, получается, вы что, сами свою оферту акцептовали? Так вы не сможете доказать, что пользователь дал согласие.

Правовая информация на сайте что должно бытьПример 3. Проставленная галочка на сайте интернет-магазина «Эльдорадо»

Где разместить?

Возле каждой формы сбора личных данных.

А если не размещать?

По п. 1 ст. 13.11. КоАП ждите штраф от 30 000 до 50 000 руб. за каждого пользователя, чьего согласия вы не получили! (для юр.лиц)

Согласие на сбор файлов cookie, а также на сбор сведений с помощью Google Analytics и Яндекс.Метрика

Наши специалисты выделяют cookie отдельным пунктом, так как эти файлы фактически никого не персонализируют! Более того, сбор куки и данных через сервисы ЯМ и ГА начинается моментально, как только ваш сайт предстал взору пользователя. Получается, даже если никаких личных кабинетов у вас на сайте в помине нет, и номера телефонов вы не коллекционируете, то вы все равно обрабатываете данные посетителей.

Научим вас, как сделать все по закону – просто создайте уведомление, которое будет показано пользователю, вот, например, как здесь.

Правовая информация на сайте что должно бытьПример 4. Уведомление о файлах cookie на сайте магазина Zara

Согласие на получение рекламы

ФАС согласно п.1. ст. 18 ФЗ-38 от 13.03.2006 предусматривает, что рассылка любой рекламы возможна только с согласия получателя. Начав получать пусть даже самые заманчивые рекламные сообщения, принципиальный пользователь может подать на вас жалобу, и тогда вам придется доказать, что согласие на рассылку было вами получено.

Правовая информация на сайте что должно бытьПример 5. Согласие на получение рассылки на сайте Всемирного фонда дикой природы (WWF)

Это интересно!

Коварство пользователей не знает границ, может случиться так, что вам будут предоставлены чужие данные. Мы понимаем, что хочется сразу же бомбить указанный адрес супер выгодными предложениями, но сначала нужно проверить, действительно ли эти контактные данные принадлежат тому, кто их оставил. Для проверки можно использовать DOI письмо или код-смс.

А если не размещать?

По п. 1 ст. 14.3. КоАП ждите штраф от 100 000 до 500 000 руб. (для юр. лиц).

Условия оказания услуг / Оферта / Договор

Данный документ – основа основ электронной торговли. В нем должны быть отражены все правила, касающиеся формирования цены, оплаты, доставки, возврата, обмена, гарантии, программы лояльности, акций, а также иные условия, которые вы посчитаете нужным обговорить. Цель документа – обозначить права и обязанности сторон и сократить возможные риски. В документ нельзя включать условия, которые ущемляют права потребителя и противоречат Закону о защите прав потребителей.

Офертой может быть не только конкретный документ, но и просто описание товара, при условии, конечно, что оно содержит условия купли-продажи.

Мы, безусловно, поделимся с вами образцом Оферты, но учитывая важность этого документа, рекомендуем детально изучить его и прописать только те условия, которые актуальны для вашей сферы. Идеальное решение – обратиться за помощью к юристам.

Важно!

Во избежание споров нужно позаботиться о том, чтобы пользователь акцептовал оферту. Важен именно факт совершения действия, как и в случае Согласия на обработку персональных данных, о котором мы говорили выше. Как правило, это оформляется в виде поля, в котором нужно поставить галочку в момент оплаты.

А если не размещать?

Можно и не размещать, вас никто не накажет, ура! Но мы уверены, вы сами захотите разместить этот документ на своем ресурсе, и вот почему:

Пользовательское соглашение

Это вариант Условий оказания услуг, применимый для площадок, на которых ничего не продают, а например, размещают статьи, делятся фотографиями. Соглашение заключается между владельцем и посетителями сайта. Его предметом является использование бесплатного функционала ресурса.

Что можно включить в пользовательское соглашение?

А если не размещать?

Хоть этот документ и не обязательный, его наличие облегчит разрешение споров, например, если объекты ваших интеллектуальных прав будут использованы без вашего ведома.

Отказ от ответственности

Этот документ определяет границы вашей ответственности и защищает от претензий. Это особенно актуально для сайтов медицинской, фармацевтической, юридической, финансовой сферы. Проще говоря, если реализуемые вами товары или оказываемые услуги сопряжены с определенным риском для потребителя, то вам обязательно нужно разместить отказ от ответственности и сделать его максимально заметным на вашем сайте.

Приведем простые примеры.

В блоге юридической компании публикуются статьи, однако они носят информативный характер и ни в коем случае не могут заменить полноценную юридическую консультацию с разбором нюансов конкретного случая. То же самое касается и советов на медицинскую тему. Никакие статьи в Интернете не заменят очной консультации и анализов, поэтому если, начитавшись ваших советов, пользователь заметит ухудшение здоровья, отказ от ответственности защитит вас от иска.

Содержание документа варьируется в зависимости от сферы бизнеса.

Вывод

Сайт – это ваше представительство, виртуальный филиал в сети, а значит, он нуждается в разработке грамотной юридической документации. Все сведения должны быть доступны пользователю. Документы нужно оформить в соответствии с особенностями вашего бизнеса. Для этого можно использовать шаблоны и проработать их. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь за помощью к профессиональным юристам.

Источник

Какие документы обязательно должны быть размещены на вашем сайте

Если вы недавно запустили свой сайт или только планируете его создать, вам обязательно нужно знать о том, какие документы необходимо разместить на веб-ресурсе. Однако сейчас столько информации, что легко запутаться, так и не разобравшись, чего же на самом деле требует российское законодательство. Объясняем в самой простой и понятной форме — что, зачем и для чего нужно выложить на сайт.

Правовая информация на сайте что должно быть

Контактные данные и реквизиты

Информация о продавце — название компании, адрес, контактные телефоны и иные способы связи (электронная почта, социальные сети).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 «О дистанционных продажах» все интернет-магазины должны указывать на сайте полное название организации или имя предпринимателя с данными о регистрации (ОГРН, ИНН, лицензия) и адрес места нахождения.

Если ваш сайт зарегистрирован в качестве СМИ, тогда также необходимо разместить на портале номер свидетельства о регистрации. Можно просто указать номер, как это сделали в Медузе, а можно выложить само свидетельство, как поступили на сайте Лента.ру.

Название компании и её адрес необходимы для того, чтобы пользователь сайта знал, с какой фирмой он заключает договор и куда может написать претензию.

Где указывать данные на сайте

Особых требований к тому, где именно должны размещаться реквизиты, нет. Просто эта информация должна быть расположена в легкодоступном месте, чтобы клиент сайта легко мог её найти и ознакомиться.

Что будет, если не выложить

Наличие реквизитов на сайте регулируется Постановлением правительства РФ от 27.09.2007 «О дистанционных продажах» и законом «О защите прав потребителей». При отсутствии документа штрафные санкции могут составлять до 40 тысяч рублей.

Также за отсутствие реквизитов может иногда выписывает штрафы Роспотребнадзор — по пункту 1 статьи 14.5 КоАП РФ. Например, один раз была оштрафована компания, у которой реквизиты были спрятаны гиперссылкой, а в соответствующем разделе сайта значилась некорректная информация.

Пользовательское соглашение

Документ, в котором прописаны основные правила пользования сайтом. По большому счёту это договор между пользователями сайта и его владельцем. Если составить пользовательское соглашение должным образом, прописав все нюансы и обезопасив не только владельца сайта, но и клиента, таким образом можно сформировать более открытый и дружественный образ компании, готовой к честному диалогу.

Договорная основа позволяет в законодательном порядке разрешить все вопросы и споры, возникающие в процессе взаимодействия с клиентом.

Что будет, если не выложить

Российское законодательство не обязывает на всех интернет-ресурсах размещать этот документ, скорее это требуется для юридической защиты самого владельца и его контента.

Соглашение на обработку персональных данных

Один из главных документов на сайте, поскольку сейчас вопрос безопасности в интернете является наиболее важным. Благодаря этому соглашению пользователь доверяет владельцу сайта свои личные данные, а, следовательно, и ответственность за их неразглашение.

Пользоваться личной информацией клиентов без их согласия нельзя согласно Федеральному закону «О персональных данных».

Что будет, если не выложить

В соответствии со статьей 137 УК РФ использование персональных данных без разрешения обладателя ведёт к четырём месяцам ареста. Также за нарушение закона «О персональных данных» владелец сайта может понести гражданскую, уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.

Политика конфиденциальности

Получив доступ к персональным данным, владелец сайта должен объяснить клиенту, на каких условиях он будет пользоваться его личными сведениями.

С целью рассказать пользователю портала о необходимости предоставления персональных данных и убедить его в абсолютной безопасности и сохранности личной информации.

Что будет, если не выложить

Наличие этого документа не регулируется никакими законодательными актами, однако для большей открытости большинство сайтов предпочитают публиковать такую информацию.

Публичная оферта

По большому счёту — это предложение владельца сайта о заключении сделки. То есть, приобретая любой товар/услугу на портале, пользователь одновременно соглашается с условиями, на которых эти товар/услуга ему предоставляются.

Чтобы объяснить клиенту, на каких условиях вы будете сотрудничать.

Что будет, если не выложить

Публиковать этот документ на сайте не требуется с юридической точки зрения, однако всем интернет-магазинам и сервисам по предоставлению услуг он необходим. Оферта избавит владельца сайта и клиента от бумажной волокиты — сторонам не придётся подписывать договор на бумажном носителе, обмениваться копиями и т.п. Пользователь просто заходит на веб-ресурс, читает оферту и, если его все устраивает, приобретает определённый товар или услугу на прописанных условиях.

Оферта может не только рассказать клиенту об условиях сотрудничества, но показать какие-то выгодные преимущества — короткий срок доставки, отсутствие предоплаты, возможность быстрого обмена товара и т.п.

Поскольку в законе не прописаны чёткие определения понятий Пользовательское соглашение и Публичная оферта, то большинство сайтов именуют их по-разному. Например, на сайте Связной публичная оферта включена в раздел Условия продажи, у магазина М Видео есть специальный блок под названием Официальное уведомление. А вот у интернет-магазин Lamoda на сайте размещено стандартное Пользовательское соглашение. Что касается сбора персональных данных, то эта информация, как правило, содержится в разделе Политика конфиденциальности (как, например, у маркетплейса Ozon) или в блоке Политика в отношении обработки персональных данных (так сделал дискаунтер Ситилинк).

Также стоит обратить внимание, что все договоры в интернет-пространстве всегда должны заключаться в формате офертно-акцептной системы. Акцепт — это действие, которым пользователь соглашается с условиями сайта. То есть необходимо прописать, каким именно действием клиент выразит согласие — поставит галочку, зарегистрируется в личном кабинете, перейдет по ссылке и т.п. При этом заранее проставлять галочки вместо пользователя запрещено!

Источник

Правовая информация на сайте что должно быть

Статья 13. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет»

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;

г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

(пп. «в» в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;

б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;

е) перечень образовательных организаций, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных организаций, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных организациях;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 331-ФЗ, от 28.12.2017 N 423-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет», в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных (за исключением информации, указанной в части 7.1 статьи 14 настоящего Федерального закона), определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, определяется Правительством Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о персональных данных.

(часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *