Православная апостольская церковь что это такое

Апостольская православная церковь

Апо́стольская Правосла́вная Це́рковь — российское религиозное объединение, зарегистрированное министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2004 года; малочисленная церковная группа, относящаяся к альтернативному (неканоническому православию) русской традиции либеральной ориентации.

Во главе иерархии стоит Виталий (Виталий Юрьевич Кужеватов), митрополит Московский и Всероссийский.

Секретарь Священного Синода АПЦ — Глеб Якунин, стоявший у истоков создания АПЦ.

Содержание

История

О учреждении было заявлено 13 мая 2000 года в Москве группой епископов (митрополит Стефан (Линицкий), архиепископ Кириак (Темерциди)) и священников «Истинно-православной (катакомбной) церкви».

В своих внутренних документах заявляет: «Апостольская Православная Церковь, имеющая апостольское преемство от Украинской Автокефальной Православной Церкви через митрополита Стефана Линицкого, исповедует веру в Пресвятую Троицу согласно догматам Вселенских Соборов. Сознавая свою греховность и слабость, епископы, священники и миряне Апостольской Православной Церкви уповают, что их сохраняет и сохранит от заблуждений и вражды Сам Господь и Бог и Спаситель Иисус Христос, по молитвам Своей Пречистой Матери и Приснодевы Марии и всех святых.» [1]

Современное состояние

Общины имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Братске, Таганроге, Воронеже и ряде других мест, в Швейцарии, Германии, Литве. В декабре 2005 появилась община в Белоруссии и рукоположен епископ для Украины.

Епископат АПЦ на ноябрь 2011 года:

Апостольская православная церковь (республика Бурятия)

Источник

Апостольская православная церковь

Православная апостольская церковь что это такое

Апостольская православная церковь (АПЦ) – международная независимая религиозная организация.

Свое самостоятельное бытие АПЦ получила в 2000 году, вскоре после организации митрополитом Стефаном (Линицким), епископом Кириаком (Тимерциди) и протоиереем Глебом Якуниным общественного движения «За возрождение православия».

Предстоятелем АПЦ с 2004 года является Виталий Кужеватов, митрополит Московский и Всероссийский.

Официально зарегистрирована Минюстом РФ 30.04.2004, как Централизованная религиозная организация «Объединение православных общин апостольской традиции».

Православная апостольская церковь что это такое

Православная апостольская церковь что это такое

Православная апостольская церковь что это такое

Православная апостольская церковь что это такое

Апостольская православная церковь запись закреплена
Вести Приладожья

Православная апостольская церковь что это такое

Апостольская православная церковь запись закреплена

● Иеромонах Фома (Потт)
➧ Литургическая реформа: идея и феноменология. Доклад на симпозиуме в январе 2018 г. Перевод игумена Силуана Туманова
____________

Введение: «Истинная и ложная реформа»
Показать полностью.

Хотя слова «реформа» и «реформировать» довольно популярны и сегодня очень актуальны, словосочетания «литургическая реформа», как правило, побаиваются, по крайней мере, в католических и православных кругах. Оно имеет коннотацию «приведения в (ненужное) движение», «сбивания с толку во имя смутных идей», «незаконного искажения традиции ради адаптации к нашим дням», в конце концов, «провоцирования расколов и нестроений». Следует признать, что эти мнения не совсем ложны, поскольку литургические реформы, как свидетельствует история, не всегда представляют собой удачную эволюцию литургии.

1. Происхождение концепции реформы: Бог как архетип реформатора

2. Понятие «реформы» как типа человеческого действия

Из этого следует, что концепция реформы обозначает две более или менее отчетливых понятия: в идеале она обозначает тип действия, посредством которого человек вмешивается со своей свободой, своей волей и постоянством в сложившиеся духовные и материальные реалии мира для их улучшения; исторически же он обозначает тот же тип действия, но с той разницей, что все элементы, из которых он в идеале состоит, не обязательно присутствуют эквивалентным образом.

3. Концепция «реформы» и литургия

4. Человек несет ответственность за эволюцию литургии

Это определение литургической реформы основано на убеждении, что формы, принятые литургией на протяжении всей ее истории, не должны быть отнесены исключительно к случайности. Хотя важная часть этой эволюции, без сомнения, просто вопрос естественных изменений времени, многое связано с активными и продуманными вмешательствами человека, который по тем или иным причинам считал целесообразным что-то изменить.

Эти вмешательства в эволюции литургии были маленькими или большими; но важно то, что кто-то намеренно сделал что-то для перемен, будучи уверенным в улучшении. Этот тип изменений может возникать как ответ или поправка к спонтанной эволюции, но он может также вводить новые элементы. И интересно понять, что является причиной реформы: что побудило человека ввести то или иное изменение, каковы были потребности и каковы были идеи, которые породили реформу?
Итак, до сих пор мы анализировали только один аспект литургической реформы: изменения в ритуальной форме литургии.

Но если мы признаем, что человек несет реальную ответственность за развитие литургии, этого не достаточно. Действительно, литургия, в основе которой таинство, определяющее нас христианами, это не то, чем можно распоряжаться по своей воле и приспособить к преходящим вкусам: нет! Литургия это многовековая реальность, которая настоятельно требует приобщения. Как реальность, чья природа превосходит его человека и его время, литургия требует от человека, чтобы он приспосабливался к нему, чтобы он принял её как способ быть в общении с Богом в Церкви, как установила Церковь, а не попытался приспособить ее к себе: чтобы он вернул литургии то место, которое принадлежит ей в христианской жизни и в жизни Церкви.

Источник

Почему Церковь называется апостольской?

Православная апостольская церковь что это такое

Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить.

Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца.

Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.

Конечно, братья и сестры, это не значит, что мы все должны сегодня же выбежать на улицу с Библией в руках и начать бросаться на прохожих. Нет. Проповедовать можно по-разному, и не об этом сейчас разговор. Важно осознать саму мысль: к проповеди призвана вся Церковь. А как эта мысль будет реализоваться в жизни верующего, это уже личное дело для каждого из нас.

Итак, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Далее – такое название она носит по своему основанию. Павел пишет в Послании к ефесянам, что Церковь утверждена на «основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:20). Что это значит? Именно апостолы стояли у истоков исторического бытия Церкви, передали ей учение веры и жизни, установили по заповеди Господа Таинства и священнодействия, положили начало ее канонической структуры. Апостолы являются основателями целого ряда Поместных Церквей, которые потом, в свою очередь, стали матерями многих других Поместных Церквей.

Далее, Церковь называется апостольской потому, что в ней сохранилось апостольское Предание. Этот пункт – важнейший. Если бы все православные хорошо ознакомились с этим положением, вряд ли кто-то нашел бы веские причины для перехода из православия в протестантизм (что, к сожалению, случается). Начиная от дня Пятидесятницы и до нашего времени в Церкви непрестанно течет живой поток благодати Святого Духа, передаваемый через Таинства, и возвещается правильное учение о домостроительстве нашего спасения. И это – главное. Что нужно человеку для спасения? Правильная вера и благодать Божия. Приходит в храм человек – и слышит слова истины и здравого смысла. Приходит – и получает прощение грехов и благодатную силу для возрастания в вере. Церковь Христова дарит человеку величайшую драгоценность: правильное учение о том, как спасаться, и действенные средства для совершения своего спасения. Все это содержится в апостольском Предании.

Итак, вот три причины, по которым Православная Церковь называет себя апостольской: по цели своего бытия, по основанию, по наличию в ней апостольского Предания.

Все это, казалось бы, должно заставить православного человека любить апостолов Христовых, читать их книги, молиться им, изучать их жизнь. Однако в связи с этой темой в нашей церковной жизни наблюдается некоторое повреждение. Во-первых, в православных кругах считается абсолютно нормальным не знать апостольских посланий. Во-вторых, в нашем церковном благочестии отсутствует обязательная графа о частой и усердной молитве апостолам Христовым. Мы гораздо более молимся свв. Николаю, Спиридону, Пантелеимону, Татиане, чем двенадцати апостолам. Почему-то ученики Христовы не заслуживают того, чтобы стать для нас «своими», «родными». Это хорошо станет видно, если обратить внимание, сколько людей стоит в храме на службе Святителю Николаю и сколько на службе, скажем, апостолу Фоме. Или на службе великомученице Варваре и на службе евангелисту Матфею. Это хорошо, что мы так любим Николая и Варвару, но при этом, к сожалению, ясно просвечивается ущербность нашего миссионерского сознания.

Поэтому, братья и сестры, так важно наше самосознание себя как Церкви апостольской. Поэтому и Павел подчеркивает, что мы должны носить «печать апостольства». Апостольство Церкви не просто слова, но мировоззрение. Один из современных богословов писал, что христианин – это тот, кто смотрит на мир глазами апостолов. Апостольство Церкви есть духовная реальность, в которой мы должны жить и спасаться. От апостолов наша вера берет начало, и к ним она и приведет. Ибо так сказано о небесном Иерусалиме, в котором будут обитать все угодившие Богу христиане: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:14). В городе, основанном на апостольских именах, поселит Господь всех тех, кто имеет на себе печать апостольства, а такими должны быть все мы.

Пусть же слова сегодняшнего чтения помогут нам залатать некоторые прорехи в нашей церковной жизни, которых у нас немало, братья и сестры. И нам не нужно бояться это признавать. Православный человек всегда должен быть готов учиться и исправляться. Когда Православная Церковь скажет, что в Ней все идеально, тогда с минуты на минуту можно будет ожидать конца света. Но пока есть люди, признающие свои болезни и согласные лечиться в Христовой больнице по имени Церковь, мир будет стоять. И в первую очередь это зависит от нас, которым Павел, а в его лице и другие апостолы, говорит сегодня: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе».

Источник

Почему наша Церковь — апостольская?

Сегодня мы с вами празднуем память первоверховных апостолов Петра и Павла. Пример их жизни глубоко и ярко раскрывает перед нами смысл евангельской проповеди. Апостол Петр, призванный Самим Господом и ставший первым из учеников позже, после смерти Спасителя, воскресения и вознесения, Его, был во главе первой христианской общины Иерусалима. А затем отправился в Антиохию, в великую Антиохию, столицу Востока, где основал христианскую общину. Именно там, в Антиохии, на берегу Средиземного моря впервые последователи Господа и Спасителя стали именоваться христианами. А затем переехал в Рим, столицу Римской империи, где стал первым Римским епископом и пострадал во время гонения при императоре Нероне. Он был схвачен, как глава христианской общины, — а христиане подозревались в том, что они подожгли Рим, — и был распят жестоко вниз головой. Вслед за ним и вместе с ним погибло множество христиан, оставшихся верными Господу, и кровью своею утвердивших веру в Риме, и не только там.

Православная апостольская церковь что это такое

Апостолы Петр и Павел. Эль Греко 1587-92

Апостол Павел принадлежал к элите израильского общества. Он был ученым мужем. Одновременно римским гражданином. Можно сказать, аристократом, который верно хранил предание своей веры и воспринял появление христиан как появление некой враждебной, по отношению к иудеям, силы. Вместе с фарисеями, книжниками, первосвященниками он включился в борьбу с христианской Церковью. Но чудесным образом был обращен в веру Христову Самим Господом, Который явился ему чудесно во время его путешествия в Дамаск, куда направлялся Павел для того, чтобы там преследовать христиан. И будучи обращенным Самим Господом, стал на путь особого служения Ему, неся свет истины Христовой за пределы иудейской общины, язычникам, обращая тех, кто даже не знал Единого Бога, но находился во мраке идолопоклонства.

Апостолы Петр и Павел, действительно, более других потрудились во благовествовании Христовом. Они благовествовали то, чему были научены Самим Господом. Они ничего не сочиняли от себя. Они не создавали новой веры. Они передавали людям только то, что получили от Самого Господа. И Церковь, основанная святыми апостолами, явилась Церковью Христовой. Потому что она исповедовала всегда ту веру, которую Сам Господь передал Своим ученикам, и в которой Он их наставил. Мы именуем нашу Церковь, Церковь Божию, Церковь Христову, Церковь Духа Святаго одновременно Церковью святых апостолов. Потому что они, приняв веру от Учителя Своего, не только сами насладились даром этой веры, не только сохранили ее, но они передали ее другим людям.

Апостолы основали общины, ставшие зачатком бытия вселенской Христовой Церкви. Апостолы разнесли по тогдашнему греко-римскому миру весть о Спасителе. И эту весть подхватили их ученики, их последователи и преемники, которые стали называться епископами, архиереями, священниками, иереями и благочестивыми мирянами. Слово Христовой истины было сохранено несмотря на гибель святых апостолов, несмотря на мученичество тысяч и тысяч верных, несмотря на угрозы и жестокость, которую применяла в отношении к христианам власть и тогдашнее общество.

Почему мы называем Церковь нашу Церковью апостольской? Да именно потому, что в основе ее бытия — подвиг апостолов, их вера, их проповедь, их учение. До сих пор веру, которую мы разделяем, мы называем также апостольской верой, потому что от них, через их последователей и преемников мы научены тому, чему Сам Господь научил святых апостолов. Потому Церковь и называется апостольской. Она называется также апостольской и потому, что проповедует слово Божие, до сих пор несет это слово миру. И если взглянуть внимательно на 2000-летнюю историю Церкви, то, наверное, не было бы того времени, когда бы дьявол не восставал на Церковь, не пытался бы уничтожить или разделить наследие Христово.

Апостол Павел — элита, аристократия израильского общества. И бросая вызов окружающему его миру, он встает на путь служения Спасителю. И что же? И умерщвляется. Потому что его слово было словом правды Божией, которая слепила глаза тем, кто жил во грехе и тем, кто боролся с Богом по научению дьявола. И Петр, великий мученик и основатель Церкви в Риме, также приносит себя в жертву, потому что вместе со своей общиной шел против общего течения. А общим течением того времени была комфортабельная и благоустроенная жизнь Римской империи. Великая цивилизация, великая языческая культура, римское право, могучее войско, прекрасные дороги, обустроенный быт, богатая жизнь. Римляне были очень богатыми. Наслаждались всем, что давало богатство. Наслаждение было как бы в центре жизни людей. Им хотелось как можно больше иметь и больше потреблять, тешить свои страсти. И делали они это изысканно, со вкусом. Все эти пороки, вся эта жизнь римского общества превозносилась поэзией, прозой, философами, учеными. И всему этому могуществу бросают вызов святые апостолы, говоря о том, что правда жизни не там, где ее искали римляне. Правда жизни не в силе денег, не в силе власти, не в наслаждениях, не в богатстве. Правда Божия там, где Бог. Правда Божия живет только там, где Бог присутствует, и эту правду можно получить только через общение с Господом. Они пошли против общего течения, и принесли себя в жертву.

И сколько же этих жертв было на протяжении 2000 лет. Еще совсем недавно в нашей стране быть верующим человеком также означало идти на огромный риск. И те, кто жил в тяжелейшие 20-е и 30-е годы, за одно только слово и имя «христианин» нередко подвергались и тюрьмам, и даже уничтожению. И в последующие годы знаем, как трудно было быть верующим человеком. Но давайте спросим себя, а разве сегодня просто быть верующим человеком? А разве сегодня Церковь не бросает вызов всем тем ценностям, которые становятся подавляющими ценностями современного общества? К чему устремляются сегодня люди? Они устремляются, в первую очередь, к деньгам и власти. Вот ради чего живет большинство людей — чтобы больше иметь и большим наслаждаться. И разницы с той римской цивилизацией никакой нет. То же самое языческое и безбожное восприятие мира. И кто же сегодня говорит людям, что так жить нельзя? Кто свидетельствует о том, что жизнь вне Бога и правды Его — это страшная жизнь, это бессмысленная жизнь, это жизнь во власти дьявола. Так свидетельствует Церковь Божия. И, как и в апостольское время, она идет против течения. Ибо именно это движение против течения Сам Господь и назвал узким путем, ведущим в Царствие Божие.

Очень важно, чтобы этим узким путем шло как можно больше людей. Особенно важно, чтобы в нашем многострадальном народе сегодня вера апостольская укрепилась так, чтобы уже никогда невозможно было ее поколебать, чтобы правда Божия стала великой истиной и абсолютной ценностью для людей. Чтобы в соответствии с этой правдой строилась наша жизнь. Апостольская Церковь — это Церковь, хранящая веру святых апостолов и провозглашающая эту веру всему миру. И провозглашают эту веру не только приемники апостолов — епископы, не только рукополагаемые епископами священнослужители, но и весь народ Божий, который через крещение и миропомазание вступает также в священство, которое апостол Петр именует царским священством. И говорит первоверховный апостол такие дивные слова, обращаясь ко всем верующим: «Вы — род избранный, царское священство, люди, взятые в удел». Вы призваны для того, чтобы провозглашать Божию правду, люди, взятые в удел. Потому служение апостольское есть наше общее служение. Мы все, как единая христианская община, призваны хранить апостольскую веру и провозглашать ее, несмотря ни на какие трудности, с которыми Церковь постоянно сталкивается на своем историческом пути.

Смоленск, храм св. апп. Петра и Павла, 12 июля 2008 год

Источник

Единая Святая Соборная Апостольская Церковь России

Начало Российской Православной Церкви теряется во глубине веков, Крещение Руси св. князем Владимиром стало лишь одним из этапов длительного процесса обращения Руси ко Христу.

За тысячу лет Греко-Российская Церковь, как она официально именовалась с XVIII в., приобрела мощную организацию, ее приходы имелись в Европе, Азии, Африке и Америке.

Разделенные насильно политическими обстоятельствами, обе части Российской Церкви оставались духовно и мистически едины:
они поминали каноническую церковную власть в лице Митрополита Петра Крутицкого, имели общение в молитве и таинствах.

Терявшие связь со своими Епископами катакомбные священники начинали поминать на Богослужениях Первоиерархов РПЦЗ, а если была такая возможность, то и официально переходили в ее юрисдикцию (например, в 1975 году под омофор Митрополита Филарета, Первоиерарха РПЦЗ, перешла группа из 12 катакомбных священников, окормлявших несколько десятков общин в России).

В Катакомбной Церкви распространялись послания Архиерейских Соборов и Синода РПЦЗ, а в изданиях РПЦЗ публиковались послания Епископов Катакомбной Церкви, переписка иерархов и т.д.

Зарубежный епископат был свободным голосом гонимой советами Катакомбной Церкви в западном мире.

Обе части Российской Церкви отказывались от любых форм сотрудничества с безбожной советской властью, ставившей своей целью полное уничтожение религии в стране.

Эти группы были признаны расколом обоими частями Российской Церкви (и свв. новомучениками, и зарубежным епископатом).

В 1943 году, в самый разгар войны, Сталин с политическими целями объединил остатки обновленческой и сергианской раскольнических групп в новую официальную церковь СССР, которой было присвоено название «Русская православная церковь» (РПЦ).

Для руководства этой структурой был создан особый Совет по делам РПЦ, в который вошли кадровые офицеры НКВД.

Однако Патриарх мог быть избран только Поместным Собором с участием всех епископов (до 150 иерархов в 1943 году еще томились в тюрьмах, лагерях и ссылках), представителей духовенства и мирян.

Крайне малочисленной группе епископов и духовенства, признавшей митрополита Сергия, была передана часть закрытых в 30-е годы храмов, разрешено открыть духовные учебные заведения, издавать «для служебного пользования» журнал.

Так образовалась современная Московская патриархия, постепенно разраставшаяся и с помощью властей занявшая в сознании русских людей место исторической Российской Церкви.

Почти весь ее епископат находился в тюрьмах и лагерях, там же находилась и значительная часть духовенства, не пожелавшая войти в Московскую патриархию.

Катакомбная Церковь не имела никакого общения с Московской патриархией, духовенство которой часто, по заданию ГПУ, выслеживало и выдавало органам госбезопасности катакомбных священников, активистов и простых мирян.

Непрекращающееся гонение на Катакомбную Церковь в СССР привело к тому, что к началу 90-х годов XX века Катакомбная Церковь Российская уже не имела собственной иерархии.

Вполне естественно, что катакомбные христиане обратились к РПЦЗ, в которой еще сохранялась в чистоте веры законная российская иерархия.

Общины иосифлян в Санкт-Петербурге и Северо-западном крае, а также «буевцы» Воронежской области и катакомбники Московской области окормлялись священником Михаилом Рождественским (+ 1988).

Несколько священников, иеромонахов и архимандрит окормляли «галынцев» Вятской области, Татарстана, Мордовии и Чувашии.

Глава их ветви Архиепископ Антоний (Галынский-Михайловский) умер в Киеве в 1976 году, оставив после себя небольшое количество духовенства и многочисленную паству.

Неумелая политика РПЦЗ в России привела к рукоположению в 1982 году зарубежными иерархами архиепископа Лазаря (Журбенко), пользовавшегося недоверием большинства катакомбников.

Только после начала «перестройки» и после падения советского режима, когда РПЦЗ стала открывать на территории России свои легальные приходы, доверие катакомбников к Зарубежной Церкви восстановилось.

Первым крупным приходом, перешедшим в юрисдикцию Синода РПЦЗ и непосредственно подчиненным Митрополиту Виталию, стал приход Цареконстантиновского храма в Суздале.

Спустя почти год после его присоединения, 10 февраля 1991 года, настоятель прихода архимандрит Валентин (Русанцов) был рукоположен в Брюсселе во Епископа Суздальского.

В это время к Российской Православной Свободной Церкви (РПСЦ) (так были названы канонические структуры РПЦЗ в России) начинают присоединяться катакомбные общины.

Одновременно через покаяние принимаются покинувшие МП священники с приходами.

В самом Суздале и окрестностях все катакомбники становятся, наряду с вышедшей из МП паствой владыки Валентина, прихожанами Цареконстантиновского собора и других храмов РПСЦ.

Создаются также новые общины и приходы.

Недоверие катакомбников к Архиепископу Лазарю, окормлявшему «нелегальную» часть РПСЦ, побуждало их обращаться к Епископу Валентину Суздальскому.

Как правило, общины направляли в Суздаль своих доверенных лиц для того, чтобы точно узнать, что представляет собой РПСЦ, ее иерархия и духовенство, действительно ли они исповедуют Истинное Православие.

В Суздаль приезжают представители «буевских» и «иосифлянских» общин Воронежа и Санкт-Петербурга, которые присоединяются к РПСЦ.

Нынешняя настоятельница Ризоположенского монастыря в Суздале схиигумения Евфимия приехала в Суздаль из общины воронежских катакомбников.

В 1992 году к РПСЦ присоединяется большое количество катакомбных общин «галынцев» Вятского края, а их священник протоиерей Валентин (рукоположенный в 1965 году Архиепископом Антонием (Галынским)) в 1997 г. постригается в монашество и рукополагается в Суздале во Епископа Яранского.

В Суздаль из разных мест приезжают катакомбные монахини, для которых Епископ Валентин создает монастырь в честь св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (святитель Иоанн был духовным отцом свят. Антония (Галынского) и поддерживал с ним переписку).

В 1991-93 годах в Суздаль приезжают катакомбники с Кавказа.

Для окормления катакомбных общин Кавказа и Юга России катакомбный монах Серафим, подвизавшийся много лет в горах Абхазии, в 1994 году был рукоположен во Епископа Сухумского.

В Суздаль приезжает и известная исповедница (25 лет проведшая в лагерях) и организатор катакомбных приходов на Кубани и Украине монахиня Серафима (Санина), которая назначается игуменьей суздальского катакомбного монастыря в честь св. Иоанна Шанхайского.

По ее примеру многие катакомбные общины Украины и Белоруссии присоединились к РПСЦ.

Искателей Истинного Православия привлекал в РПСЦ образ Церкви, свободной от сергианства и экуменизма, овеянной ореолом катакомбного исповедничества, обладающей каноническим авторитетом РПЦЗ и имеющей законное иерархическое преемство с дореволюционной Российской Церковью.

Однако быстрому росту РПСЦ помешали неканонические и провокационные действия некоторых архиереев РПЦЗ, приведшие, в конце концов, к дискредитации самой РПЦЗ в России и к конфликту Синода с Российскими архиереями.

Назначенный представителем Синода в Москве Епископ Каннский Варнава (Прокофьев) демонстративно прибег к покровительству фашистской организации «Память», наивно полагая, что она объединяет всех истинных патриотов России и является влиятельной политической организацией, которая способна «восстановить православную монархию».

Епископ Валентин, видя, что деятельность Епископа Варнавы ведет к компрометации и дискредитации РПЦЗ, отказался от сотрудничества с ним.

В результате «Память», стремившаяся к полному контролю над РПЦЗ в России (в чем многие верующие небезосновательно видели определенный «политический заказ»), начала свою борьбу против Суздальского Епископа, оклеветав его перед Синодом РПЦЗ.

Ее поддержали некоторые архиереи РПЦЗ, с некоторых пор стремящиеся к соединению с МП и, по мере отхода от дел престарелого Митрополита Виталия, захватившие власть в Зарубежном Синоде.

В результате противоречия между руководством Синода РПЦЗ и российскими архиереями, придерживающимися истинно-православных, катакомбных позиций, нарастали.

После того, как все их просьбы о справедливом суде и восстановлении попранных свв. канонов Синод РПЦЗ оставил безрезультатными, они были вынуждены административно отделиться от РПЦЗ, образовав, на основании указа св. Патриарха Тихона и органов Высшего Церковного Управления при нем за № 362 от 20 ноября 1920 г., автономное самоуправление в марте 1994 года.

Они рукоположили еще трех епископов для Российской Церкви: Феодора, Серафима и Агафангела.

Год спустя, после неудачных попыток найти приемлемый способ самоуправления российских приходов, 11/24 февраля 1995 года, Синод РПЦЗ неканонично запретил в священнослужении сразу пять Епископов Российской Церкви.

Это запрещение было незаконным еще и потому, что было совершено без требуемого канонами церковного суда.

Тем самым Синод РПЦЗ сделал попытку узурпировать власть над Катакомбной Российской Церковью, власть, принадлежащую лишь Всероссийскому Поместному Собору.

В результате произошел раскол между Синодом РПЦЗ и Российской Церковью.

Незаконные действия иерархов РПЦЗ в отношении Церкви в России поставили сам Зарубежный Синод на грань канонического раскола.

В 1995 году Архиепископ Лазарь и Епископы Вениамин и Агафангел вернулись в РПЦЗ, а в РПСЦ осталось лишь три архиерея во главе с Архиепископом Валентином (Русанцовым).

В мае 1995 года Суздаль посетил многолетний управляющий Архиерейским Синодом РПЦЗ, известный церковный историк и канонист Преосвященный Епископ Григорий (Граббе).

Он полностью поддержал решения российских архиереев о выходе из административного подчинения Зарубежному Синоду ради сохранения чистоты веры и св. канонов.

Между тем, в результате постоянных встреч Архиепископа Берлинского Марка (РПЦЗ) с руководством МП (в частности, с самим патриархом) между МП и Синодом РПЦЗ была достигнута договоренность одновременно снять священный сан с Епископа Валентина (Русанцова), который был помехой в деле воссоединения РПЦЗ с МП.

Российские архиереи признали эти действия не имеющими никакого канонического значения, поскольку они были направлены против священнослужителей, не состоявших в клире РПЦЗ, а МП никак не могла и не может признаваться за Церковь.

В октябре 1998 года РПСЦ была перерегистрирована под названием «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ).

В настоящее время в состав епископата РПАЦ входят 12 епископов. Глава Церкви в марте 2001 года был возведен в сан Митрополита.

Минувший год ознаменовался для Российской Церкви новым витком гонений.

Несмотря на то, что мнимая «вина» Митрополита Валентина не была доказана совершенно, а суд не установил даже дату совершения «преступлений», Первоиерарху РПАЦ был вынесен «условный приговор».

Вся эта позорная процедура подробно освещалась СМИ, особенно телевидением.

Стадо словесных Христовых овец, содействующее Духу Святому, умножается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *