Православие и правоверие в чем разница
Православие или правоверие? Ответ 2
«Беги от еретика и не говори ему ничего о правоверии, токмо плюй на него».
Д. С. Мережковский. Петр и Алексей (1905)
С фантазиями помраченного бесами ума бороться бес-полезно, а что касается русского языка и исторически сложившейся нормы употребления слов «православие» и правоверие», то в этом попробуем разобраться. Итак,
dic.academic.ru › Толковый словарь Ефремовой
Правове;рие. Ср. 1. Верность догматам какой-либо веры.
2. Верность какому-либо учению, системе взглядов.
Заметим, «правоверие» – не наименование какой-либо конкретной веры, а верность догматам, взглядам какого-либо учения, веры.
«Правоверные», то есть верные своему учению или вере, могут быть в любой религии. Чаще всего так называют себя те, кто традиционно придерживается взглядов создателей этой религии, вероучения и т.п.
Понятно, что так же, как понятие «гражданин» требует пояснения – какой страны, так и понятие «правоверный» требует пояснения – какой веры или учения.
Отвлечённое понятие «правоверные» не говорит о конкретной вере, но в своём кругу единоверцев понятие «правоверные» используется довольно часто, потому что и без пояснений понятно, что речь идёт именно о них и их вере.
«Правоверными» называли себя и фарисеи, считая правильной верой только традиционный Иудаизм, и мусульмане, подразумевая приверженность какому либо учению. Есть «правоверные» католики и протестанты, и даже коммунисты.
Так и в Православной Руси верующие называли себя «правоверными», имея ввиду веру Восточного Христианства, то есть Православие.
Другое же значение понятия Ортодоксии – это «правильное славление» – ПРАВОСЛАВИЕ.
Пример употребления доксазо именно в понятии «славления», а не «верования»:
Термин «ПРАВОСЛАВИЕ» впервые употребляется во 2 в. в противоположность гетеродоксии (греч. geterodoxia- заблуждение еретиков).
Первоначально П. было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне.
В середине VIII века Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение Православной веры» — первую богословскую систематизацию христианского вероучения.
Самое раннее письменное использование слова «Православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037—1050 гг.) митрополита Илариона:
«Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я; православн;и в;р;». (См. Приложение 1.)
Священное Писание и Священное Предание свидетельствуют, что сначала Христос создал Церковь как живой БОГОчеловеческий организм, первыми членами которой стали апостолы,и которая впоследствии стала называться Святой, соборной, апостольской Церковью. Последователи Христа стали называться христианами.
Итак, разница между терминами «Православие» и «правоверие» очевидна.
Интересно, что ещё придумают язычники-родноверы, чтобы устроить очередную истерику, по, якобы, фактам, «порочащим» Православие?!
Приложение. Использование на Руси термина «Православная вера» в 11-16 веках.
1.Из «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского; умер ок. 1055).
«каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, которые научили их православной вере. (Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я; православн;и в;р;).
. он всегда слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой, как чтут там единаго Бога в Троице и покланяются Ему».
2. Пойдем, брате, тамо в полунощную страну;жребия Афетова, сына Ноева, от него же родися русь православная.
[Задонщина (1380-1390)]
А и тамо въ Цариград;, отнеле же Константин Великый пръвый съборъ съвокупи на Ариа, оттол; см;сь была до Феофила иконоборьца, православныя цари, да и еретики были, ино православных же болши было: православных было 30 без одного, и еретиков было 12, и съ Феофилом иконоборцем; и какъ Михаил православный Феофилов сынъ, учинил православие, той бысть от прьваго царя Константина 43-й православный царь.
3.Сказание о нашествии Едигея (1400-1500)
В нем же;и чюднаа великая православная съборная церкви Пречистыа Богоматери, еже есть похвала и слава по всей вселенн;й живущим христианом, источникъ и корень нашего благочестиа; Золотоверха же именуема: пять бо верховъ златых им;я есть. [Сказание
4.Московская повесть о походе Ивана III на Новгород (1471-1480)
» А друзии глаголаху: «К Москв; хотим, к великому князю Ивану и къ отцю его, митрополиту Филиппу,;в православие!
5.Геннадий (Гонзов). Послание Геннадия Иоасафу (1489) А и тамо въ Цариград;, отнеле же Константин Великый пръвый съборъ съвокупи на Ариа, оттол; см;сь была до Феофила иконоборьца, православныя цари, да и еретики были, ино православных же болши было: православных было 30 без одного, и еретиков было 12, и съ Феофилом иконоборцем; и какъ Михаил православный Феофилов сынъ, учинил православие, той бысть от прьваго царя Константина 43-й православный царь. [Геннадий (Гонзов). Послание Геннадия Иоасафу (1489)]
И какъ мню, нын; вы положили то д;ло ни за что, какъ бы вам мнится, Новъгород с Москвою не едино православие; не побол;зновали есте о томъ ни мала! [Геннадий (Гонзов). Послание Геннадия Иоасафу (1489)]
А гд; бы в то вр;мя тръп;ниемь великим въоружитись, аще бы что и пострадати за православие душевныя ради ползы, чая от Господа Бога за то мьзду восприати! [Геннадий (Гонзов). Послание Геннадия Иоасафу (1489)
6.Повесть о царице Динаре (1500-1550)
Азъ главу свою положити наперед васъ хощу за достояние Богоматере, и за наше благочестие, и за все православие нашея дръжавы
7.Сказание о князьях владимирских (1500-1550)
И о немже начнут тя молити наши посланницы, что мы от твоего благородиа просим мира и любв;, яко церкви Божьа безмятежна будет, и все православие в покои пребудет под сущею властью нашего царства и твоего волнаго самодержавъства великиа Русиа, яко да нарицаешися отселе боговенчаньный царь, в;нчанъ симъ царьскимъ венц;мъ рукою святейшаго митрополита киръ Неофита съ епископы».
Чехарда с терминами «правоверие» и «православие»
Спрашивается: кто же, когда и с какой целью решил подменить на Русской земле термин «правоверие» на «православие» и обратно?
Произошло это в XVII веке, когда Московский Патриарх Никон учинил церковную реформу, основной целью которой, было не изменение обрядов христианской церкви, как это трактуется сейчас, где всё сводится якобы к замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и хождение Крестного хода в другую сторону. Основной целью реформирования было уничтожение двоеверия на Русской земле.
В наше время мало кто знает, что до начала правления в Московии царя Алексея Михайловича на Русских землях существовало двоеверие. Иными словами простой народ исповедовал не только правоверие, т.е. христианство греческого обряда, пришедшее из Византии, но и старую дохристианскую веру своих предков – православие. Вот это больше всего волновало царя Алексея Михайловича Романова и его духовного наставника христианского Патриарха Никона, ибо православные Старой веры жили своими устоями и не признавали никакой власти над собой.
Патриарх Никон решил покончить с двоеверием весьма оригинальным способом, Для этого под видом реформы Церкви якобы из-за несоответствия греческих и славянских цифр он приказал переписать все богослужебные книги заменяя фразы «правоверная вера христианская» на «православная вера христианская». В сохранившейся до наших времён Четьих-Минеях мы можем видеть старый вариант записи – «правоверная вера христианская». Это был очень интересный подход Никона к делу проведения реформы.
Во-первых не нужно было переписывать множество древних славянских, как тогда говорили, харатийных книг и летописей, в которых описывались победы и достижения дохристианского православия.
Во-вторых, стирались из памяти народа жизнь во времена двоеверия и само изначальное значение православия, ибо после такой церковной реформы любой текст из богослужебных книг или древних летописей можно было трактовать как благодатные деяния христианства на Русских землях. Кроме того, Патриарх разослал по московским церквам памятку об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного.
Так началась реформа, равно как и протест против неё, приведший к церковному расколу.
Это привело к тому, что в 1667 году Большой московский Собор осудил и низложил Никона, а всех противников реформ предал анафеме. С той поры приверженцев новых богослужебных традиций стали называть никонианами, а приверженцев старых христианских обрядов и традиций стали называть раскольниками и преследовать. Противостояние между никонианами и раскольниками временами доходило до вооружённых столкновений, пока на стороне никониан ни выступили царские войска. Во избежание крупномасштабной религиозной войны часть Высшего духовенства московской Патриархии осудило некоторые положения в реформах Никона. В богослужебной практике, где государственный документ вновь стали использовать термины «правоверие». Для примера обратимся к Духовному Регламенту Петра I. Вот что написано в данном документе:
«Державнейший Царь Всероссийский, Пётр Первый премудре на пользу отечества державы Своея установил в лето 1718. А яко Христианский Государь, правоверия же и всякаго в церкви Святей благочиния блюститель…».
Как мы можем видеть даже в XVIII веке Петра первого называют христианским Государем правоверия и благочиния блюстителем, а вот о православии в данном документе нет ни слова. Нет его и в издании Духовного Регламента 1776-1856 годов.
Подведём небольшие предварительные итоги.
До 988 года н.э. у славян на Руси существовала своя Старая Вера, которая называлась ПРАВОСЛАВИЕ.
В конце Х века, киевский правитель, каган Владимир крестил Русь по греческому закону, огнём и мечом заменил Старую Изначальную Веру славян христианством, ветвью иудейской религии.
В 1054 году н.э. произошёл раскол христианской церкви на Западную и Восточную. С этого времени Восточная христианская церковь с центром в Константинополе стала называться ортодоксальной, т.е. правоверной, а люди, исповедывающие христианство по греческому обряду – ортодоксами, или правоверными. Но никак не православными.
В «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, термин «православие» встречается только в современном переводе, а в оригинальном тексте используется термин «правоверие». А попытка Патриарха Никона заменить в богослужебных книгах «правоверие» на «православие» привела в XVII веке к расколу христианской церкви.
Новое в блогах
Православие или христианское правоверие-ортодоксия
Егор Баженов # ответил на комментарий Егор Баженов 19 ноября 2013, 20:11 Посмотрите до боли трогающее сердце Русского человека –
Забытые нами исторические уроки наших Предков
Алексей Попов # ответил на комментарий вячеслав мудрый 20 ноября 2013, 13:59 Моя игла такая тонкая как нанонить и такая же огромная как бозон Хиггса. На ней и ангелы и черти, и всем хорошо.
У каждого должна быть своя игла ;-)))))
вячеслав мудрый # ответил на комментарий Алексей Попов 20 ноября 2013, 18:26 понятно. а что колите.
согласен не стоит распространять спид.
Алексей Попов # ответил на комментарий Анатолий Дмитриев 20 ноября 2013, 17:42 Когда читааю Сказку про репку, то в ней ни слова о лживой Библии, никаких еврейских тохесов, ни их жидовских штучек и мне становится хорошо на душе.
Вот такая она словяно-арийская эзотерика о дружбе и взаимовыручке не смотря на расовое и религиозное неравенство.
Если Вы посмотрите на Библию трезвыми а не осоловевшими от скуки глазами, то увидите сплошную кровь, измены, убийства, войны, бесноватые заикающиеся фюреры с подельниками-братьями. Я как только представляю, что тебе, Толян, и мне предстоит бесцельно и однообразно скитаться по этой долбаной пустыне, жрать только манку и регулярно нести повинность по разборке и сборке скинии на время в течение 40 ЛЕТ. то мне просто становится жаль нас обоих до слёз.
Ну и чтобы не забыть:
ПИНДОСТАН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН!
Я стою на позициях ВОЗМОЖНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЗОТЕРИКИ, отличной от устаревших учений, которые большей частью нужны для одурачивания толпы и удержанию её в узде.
Алексей Попов # ответил на комментарий Анатолий Дмитриев 22 ноября 2013, 17:38 Займусь, чесс. слово.
Необходимо просто поток информации довести до критического уровня, потом резко остановить(выключить инет). Вот тогда согласно закону Ленца появится поток информации направление, которого будет противодействовать уменьшению внешнего потока.
А ВЫ часом не из Питера? Вы по образованию физик?
Вот и хочу проверить эту гипотезу. А полезным занимаюсь
Почти аналогичная ситуация
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
Ну ещё приходится на занятия к студентам ходить
Ортодоксия это Православие или правоверие? История
В Православной Руси верующие называли себя «правоверными», имея ввиду именно учение, данное Христом, правильную веру Восточного Христианства, то есть Православие.
Поэтому (orthodox;a) переводилось и как «правоверие», и как Православие, и в первые века Христианства на Руси это были почти синонимы, да и по смыслу Православие – это единственно правильная вера (правоверие). Однако правоверие – характеристика верности догмам любой веры, а не название самой веры, название нашей веры всегда было одно – Православие.
Когда на Руси оформились другие религии – иудаизм, ислам, у которых были свои правоверные и своё правоверие, то Православие стали реже называть правоверием, чтобы не путать с другими религиями.
2. Ортодо;ксия — «прямое мнение», «прямое учение», правильное славление.
3. В Библии более 200 раз используется значение «доксиа» как слава, славление.
Пример употребления «доксазо» в Новом Завете именно в понятии «славления», а не «верования» :
4. В Библии прославлению БОГА придаётся огромное значение. Многократно повторяется: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. (Пс.105:1 и др.)
В Новом Завете, когда появляется множество сект имеет значение не просто прославление, но правильное славление БОГА, появляется термин Православие, как название истинного учения Христа.
Термин «ПРАВОСЛАВИЕ» впервые встречается в письменных источниках во 2 веке Н.Э. в противоположность гетеродоксии (греч. geterodoxia- заблуждение еретиков).
Первоначально определение «Православная» было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне.
В середине VIII века Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение Православной веры» — первую богословскую систематизацию христианского вероучения.
5. Известно самое раннее письменное использование слова «Православие» на территории Руси в «Слове о законе и благодати» (1037—1050 гг.) митрополита Илариона:
Вот ещё несколько примеров:
Сказание о нашествии Едигея (1400-1500)
В нем же;и чюднаа великая православная съборная церкви Пречистыа Богоматери, еже есть похвала и слава по всей вселенн;й живущим христианом, источникъ и корень нашего благочестиа; Золотоверха же именуема: пять бо верховъ златых им;я есть.
.Московская повесть о походе Ивана III на Новгород (1471-1480)
» А друзии глаголаху: «К Москв; хотим, к великому князю Ивану и къ отцю его, митрополиту Филиппу,;в православие!
Повесть о царице Динаре (1500-1550)
Азъ главу свою положити наперед васъ хощу за достояние Богоматере, и за наше благочестие, и за все православие нашея дръжавы
6. В официальном языке церкви и государства на территории Руси термин «православный» стал употребляться в конце XIV — начале XV века, а наиболее активно термины «православный» и «православие» входят в употребление в XVI веке.
Православие и по названию, и по сути было понятно, традиционно близко по духу и пришлось по душе народу и русскому сердцу. Поэтому быстро и легко распространилась по всей земле древних руссов, объединив многочисленные племена в единую Святую Русь.
Православие или правоверие? Ответ 2
«Беги от еретика и не говори ему ничего о правоверии, токмо плюй на него».
Д. С. Мережковский. Петр и Алексей (1905)
dic.academic.ru › Толковый словарь Ефремовой
Правове;рие. Ср. 1. Верность догматам какой-либо веры.
2. Верность какому-либо учению, системе взглядов.
Заметим, «правоверие» – не наименование какой-либо конкретной веры, а верность догматам, взглядам какого-либо учения, веры.
«Правоверные», то есть верные своему учению или вере, могут быть в любой религии. Чаще всего так называют себя те, кто традиционно придерживается взглядов создателей этой религии, вероучения и т.п.
Понятно, что также, как понятие «гражданин» требует пояснения – какой страны, так и понятие «правоверный» требует пояснения – какой веры или учения. Отвлечённое понятие «правоверные» не говорит о конкретной вере, но в своём кругу единоверцев понятие «правоверные» используется довольно часто, потому что и без пояснений понятно, что речь идёт именно о них и их вере.
«Правоверными» называли себя и фарисеи, считая правильной верой только традиционный Иудаизм, и мусульмане, подразумевая приверженность какому либо учению. Есть «правоверные» католики и протестанты, и даже коммунисты.
Так и в Православной Руси верующие называли себя «правоверными», имея ввиду веру Восточного Христианства, то есть Православие.
Другое же значение понятия Ортодоксии – это «правильное славление» – ПРАВОСЛАВИЕ. Слово «Православие» более соответствует греческому «ортодоксия», чем слово «правоверие».
Термин «ПРАВОСЛАВИЕ» впервые употребляется во 2 в. в противоположность гетеродоксии (греч. geterodoxia- заблуждение еретиков).
Первоначально П. было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне.
В середине VIII века Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение Православной веры» — первую богословскую систематизацию христианского вероучения.
Самое раннее письменное использование слова «Православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037—1050 гг.) митрополита Илариона:
«Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я; православн;и в;р;». (См. Приложение 1.)
Итак, разница между терминами «Православие» и «правоверие» очевидна.
Интересно, что ещё придумают язычники-родноверы, чтобы устроить очередную истерику, по, якобы, фактам, «порочащим» Православие?!
Приложение 1. Употребление термина «православная верв» на Руси.(11-16 век)
1.Из «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского; умер ок. 1055).
«каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, которые научили их православной вере. (Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я; православн;и в;р;).
. он всегда слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой, как чтут там единаго Бога в Троице и покланяются Ему».
2. Пойдем, брате, тамо в полунощную страну;жребия Афетова, сына Ноева, от него же родися русь православная.
[Задонщина (1380-1390)]
А и тамо въ Цариград;, отнеле же Константин Великый пръвый съборъ съвокупи на Ариа, оттол; см;сь была до Феофила иконоборьца, православныя цари, да и еретики были, ино православных же болши было: православных было 30 без одного, и еретиков было 12, и съ Феофилом иконоборцем; и какъ Михаил православный Феофилов сынъ, учинил православие, той бысть от прьваго царя Константина 43-й православный царь.
3.Сказание о нашествии Едигея (1400-1500)
В нем же;и чюднаа великая православная съборная церкви Пречистыа Богоматери, еже есть похвала и слава по всей вселенн;й живущим христианом, источникъ и корень нашего благочестиа; Золотоверха же именуема: пять бо верховъ златых им;я есть. [Сказание
4.Московская повесть о походе Ивана III на Новгород (1471-1480)
» А друзии глаголаху: «К Москв; хотим, к великому князю Ивану и къ отцю его, митрополиту Филиппу,;в православие!
5.Геннадий (Гонзов). Послание Геннадия Иоасафу (1489) А и тамо въ Цариград;, отнеле же Константин Великый пръвый съборъ съвокупи на Ариа, оттол; см;сь была до Феофила иконоборьца, православныя цари, да и еретики были, ино православных же болши было: православных было 30 без одного, и еретиков было 12, и съ Феофилом иконоборцем; и какъ Михаил православный Феофилов сынъ, учинил православие, той бысть от прьваго царя Константина 43-й православный царь. [Геннадий (Гонзов). Послание Геннадия Иоасафу (1489)]
И какъ мню, нын; вы положили то д;ло ни за что, какъ бы вам мнится, Новъгород с Москвою не едино православие; не побол;зновали есте о томъ ни мала! [Геннадий (Гонзов). Послание Геннадия Иоасафу (1489)]
А гд; бы в то вр;мя тръп;ниемь великим въоружитись, аще бы что и пострадати за православие душевныя ради ползы, чая от Господа Бога за то мьзду восприати! [Геннадий (Гонзов). Послание Геннадия Иоасафу (1489)
6.Повесть о царице Динаре (1500-1550)
Азъ главу свою положити наперед васъ хощу за достояние Богоматере, и за наше благочестие, и за все православие нашея дръжавы
7.Сказание о князьях владимирских (1500-1550)
И о немже начнут тя молити наши посланницы, что мы от твоего благородиа просим мира и любв;, яко церкви Божьа безмятежна будет, и все православие в покои пребудет под сущею властью нашего царства и твоего волнаго самодержавъства великиа Русиа, яко да нарицаешися отселе боговенчаньный царь, в;нчанъ симъ царьскимъ венц;мъ рукою святейшаго митрополита киръ Неофита съ епископы».