Православие что такое царствие небесное
Православие что такое царствие небесное
Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.
Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).
Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).
Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).
Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.
Царствие Божие и Царствие Небесное согласно Библии
Царствие Небесное надо отличать от Царствия Божьего, но не всегда. Царство Небесное присуще исключительно Матфею и означает Мессианское земное царствование Господа. Оно означает земное 1000-е Царство, когда Небо будет править землёю. Мат.6:10
Царствие Божье внутри человека есть постоянное присутствие Духа Святого у верующего человека. Однако это словосочетание употребляется и в ином смысле слов Иисуса Христа, к фарисеям. См. Лука 17:20-21. Привожу Толкование Лопухина:
Также интересно Толкование Лопухина к стихам: Мат. 6:10 и 3:2 » да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, как на небе, и на земле.» В греч. только слова расставлены иначе, но смысл одинаков. Слова: «как на небе, так и на земле» могут относиться ко всем трем первым прошениям. Много рассуждений встречается у экзегетов по поводу слов: «да приидет Царствие Твое». Какое царствие? Некоторые относят это выражение к концу мира и понимают исключительно в так наз. эсхатологическом смысле; т. е. думают, что Христос здесь научил нас молиться о том, чтобы скорее совершился страшный суд и настало Царство Божие в «воскресение праведных», с погублением злых людей и вообще всякого зла. Другие оспаривают это мнение и утверждают, что второе и третье прошение имеют между собою близкую связь — воля Божия исполняется тогда когда приходит Царствие Божие; и, наоборот, наступление Царства Божия есть необходимое условие для исполнения воли Божией. Но к третьему прошению прибавлено: как на небе, и на земле. След., здесь говорится о царстве земном, в отличие от небесного. Очевидно, небесные отношения служат здесь просто образом для земных отношений и притом одновременных. Это, во всяком случае, лучшее объяснение. Христос едва ли говорил здесь о далеком будущем, в эсхатологическом смысле. Наступление на земле Царства Божия есть медленный процесс, подразумевающий постоянное усовершенствование человека, как нравственного существа в нравственной жизни. Момент, когда человек сознал себя, как нравственное существо, был уже сам по себе наступлением Царства Божия.
Далее, евреям, которым говорил Христос, было известно продолжение и развитие Царства Божия из их предшествующей истории, при постоянных неудачах и препятствиях со стороны зла. Царство Божие есть владычество Бога, когда законы, данные Им, получают все больше и больше силы, значения и уважения среди людей. Этот идеал осуществим в здешней жизни, и об осуществлении его научил нас молиться Христос. «Да приидёт Царствие Твоё; дабудет воля Твоя и на земле, как на небе» Мат 6:10
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» Мат 3:2 Под Царством Небесным Иоанн разумеет владычество Бога как Царя, в противоположность земному владычеству мирских царей. Царства мирские существовали по-прежнему, но среди них появилось новое царство ( с людьми находился Христос), которое не имело с ними ничего общего, потому что имело не земное, а небесное происхождение.» Мат 3:2.
О Царстве Божием
Некоторые христиане ошибочно думают, будто Царство Божие установится на небесах и лишь в будущем. Но разве Спаситель не говорил: «Приблизилось Царство Небесное»? Разве не вразумлял слушателей Своих, чтобы приняли они это Царство и вошли в него? Нет, братья! Царство Небесное есть и начнется на земле этой, среди людей; оно есть невидимая, внутренняя жизнь человека, когда он полностью подчиняет свое сердце евангельской истине и живет согласно заповедям Спасителя. Вот как объяснял это апостол Павел: Божие Царство не есть лишь «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».
Жизнь человека состоит из двух составляющих: одна – внутренняя, невидимая, вторая – внешняя, видимая. Первая – это все духовные качества и помыслы человека, то есть мышление, рассуждение, намерение, желание, наклонности, любовь и ненависть, радость или печаль. Одним словом, все то, что человек чувствует внутри своего сердца. А вторая – это все видимые действия человека: речь, движение и все остальные многочисленные внешние физические действия. Понятно, что все эти внешние действия человека и вся его видимая жизнь зависят от внутренних его душевных свойств; следовательно, любые дела и поступки человека являются такими, каковыми являются его духовные свойства и наклонности, так как человек делает и проявляет только то, что есть в его сердце и разуме. Но когда Спаситель говорит: «Приблизилось Царство Небесное, примите его и войдите в него», – тем самым Он учит нас, чтобы мы подчинили сердце и душу свою Божиему Евангелию, чтобы вся внутренняя, духовная жизнь строилась согласно евангельским заповедям; чтобы мысли и желания, свойства и наклонности, любовь и ненависть – все было подчинено слову Божиему. А когда мы достигнем этого состояния и когда вся наша внутренняя жизнь будет подчинена Евангелию, тогда и внешние наши действия будут добрыми, богоугодными, тогда все наше существо войдет в Царство Божие.
«Что же делать? – скажет иной. – Я и вправду всем сердцем желаю быть принадлежащим Царству Божию… Да и кто же не желает этого?! Но грехи и бессилие мое не пускают меня, земля и сама плоть моя удерживают меня». Все это прекрасно знал и понимал Спаситель, поэтому и сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Есть только одно условие, при котором человек может войти в Церковь Божию, – покаяние. Человек, который по-прежнему прилеплен к греху, сердце которого полно лишь недобрых стремлений, только после покаяния сможет войти в Царство Божие.
Пример того, что такое покаяние и как должен каяться человек, – покаяние грешной женщины из Евангелия (см.: Лк. 7: 36–38). Когда Спаситель наш находился в доме фарисея Симона, женщина эта, не боясь того, что грех и позор ее станут известны всем присутствующим там, упала в ноги Спасителю, слезами своими омыла их и волосами своими осушила их; при этом она не произнесла ни одного слова, только стоны и плачь говорили о том, как отягощена была совесть ее, как ей было стыдно за грехи свои, как переживала она за бесчестие свое и каким горячим сердцем и с какой надеждой вымаливала прощение Господа. Точно так же должен каяться и ты, брат мой; так же и тебе должно быть стыдно за грехи свои; так же и ты должен переживать бесчестие свое, коль желаешь заслужить Царство Небесное. Оно словно богатый и знаменитый город, жители и купцы которого весьма состоятельны и знатны. Может ли какой-нибудь нищий поравняться с ними, не должен ли он сначала приобрести равного богатства? Так же и христианин – если он сначала не приобретет духовного богатства, которое есть добродетель, не будет причислен к тем, кто пребывает в Царстве Небесном.
А теперь, брат мой возлюбленный, зная все это, углубись в себя, оцени и скажи себе, можешь ли ты считать себя достойным Царства Небесного? Получил ли гражданство духовного царства? Или до сих пор являешься духовно нищим и не можешь причислить себя к тем, кто достоин Царства Божиего? Уже давно Царство сие звонит в колокол у сердца твоего и ждет, что ты примешь его, но, увы! не видит до сих пор покаяния твоего – а ты обещал это; не видит до сих пор, чтобы ты отверг землю и порожденные ею грехи.
Не говори, брат, что ты христианин, что ты был крещен, что веришь в Евангелие, ходишь в храм и своевременно причащаешься. Все это, конечно, хорошо, и без этого, конечно, человек не сможет войти в Царство Небесное. Однако человек может все это исполнять как должно, но все же не быть гражданином Царства Божия, ибо формально хоть и совершает все это, но сердце его все же подчинено греху и привязано к земле, все же земное он любит больше, чем Господа.
Брат мой возлюбленный! Все свое сердце и разум свой должен ты подчинить Евангелию! Не можешь ты служить двум господам одновременно – и земному, и Богу. Господь не примет половину твоего сердца; Он желает, чтобы все сердце твое и весь разум твой принадлежали Ему. Пожертвуй Ему все сердце. Велико и желанно звание твое, брат, которым удостоил тебя Господь, – быть гражданином Царства Божия.
Спаситель утвердил на земле Царство сие и нам, христианам, доверил распространение, укрепление и усиление его. Каждый из нас должен приложить все силы и средства, чтобы способствовать распространению Царства Его. Если жизнь твоя добрая и добродетельная, если словом и делом стараешься ты расширять и укреплять Царство Божие, тогда знай, что ты друг Христа, поскольку ты соработаешь Ему, являешься помощником Его; а если плохим, недостойным своим поведением ты препятствуешь этому и соблазняешь брата своего, то окажешься врагом Христа, поскольку таким поведением ты рушишь здание Его, ты разоряешь Царство Его.
Возрадуемся же, братья, так как Господь всем нам дал достоинство Царства Своего! Но будем почтительны и осторожны, дабы из-за грехов своих не потерять эту честь.
Думаете, Царство Небесное — это куда пускают только после смерти? Разбираем одно частое заблуждение
Приблизительное время чтения: 16 мин.
Многие убеждены, что Царство Небесное — это не что иное, как рай, ожидающий добрых христиан после смерти. В основе этого убеждения — распространенное представление, будто бы в земной жизни Церковь не обещает нам ничего хорошего: земная жизнь — что-то вроде зала ожидания, в котором нас ждут одни искушения и скорби. Так Церковь превращается чуть ли не в собрание страдальцев, которые, вместо того чтобы радоваться жизни, утешают себя мечтаниями о счастье в каком-то посмертном «там». Давайте разберемся, почему этот шаблон ошибочен. Для начала нужно понять разницу между двумя понятиями, которые часто воспринимают как синонимы: рай и Царство Небесное.
Тезис первый
Рай был сотворен как определенное место на земле
О рае мы знаем прежде всего из книги Бытия, открывающей Библию. Сразу за повествованием о сотворении мира в ней говорится: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт 2:8). Рай был создан как прекрасный сад со множеством плодоносящих деревьев и цветов, огражденный от внешнего мира. Нам, в большинстве своем городским жителям, наверное, проще представить его себе как парк за оградой, при входе в который глазам открываются уводящие в глубину тенистые аллеи, вековые дубы и вязы, живописные лужайки, благоухающие ароматами весенних цветов… Место, которое мы зовем раем, и в еврейском оригинале, и в греческом переводе именуется именно этим словом — «сад» (евр. gan (גַּן) и греческое παραδείσου).
Русское «рай» обычно возводят к древнеиранскому rāy — «богатство, счастье» и к близкому по значению древнеиндийскому ray — «состояние, сокровище, богатство».
Итак, рай в Библии — это вполне материальное пространство с определенными географическими координатами и ориентирами. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат (Быт 2:10–14). Очевидно, это было место где-то в Междуречье, в пределах современного Ирака или северо-восточной Сирии. Кстати, именно там, согласно современным научным представлениям, и находилось одно из мест зарождения человечества.
Но рай был создан не просто как некое прекрасное и благословенное место. Рай был изначально сотворен Богом для жизни человека, и жизни счастливой. Недаром книга Бытие называет это место раем сладости. Однако сладость эта заключалась не в пище, не в приятности райских занятий (человеку было заповедано возделывать и хранить Едемский сад (Быт 2:15), что предполагало и некий труд) и не в красоте окружавшей человека природы. Главным в раю было общение с Богом. Здесь человек лицом к лицу общался со своим Создателем. Религия как восстановление связи с Богом (именно это значит латинское слово religare) жителям рая была еще просто не нужна: Адам и его жена, позже нареченная Евой, всегда стояли перед Богом, всегда видели Его, внимали Ему и в любое время могли беседовать с Ним. И пока это было так, они оставались бессмертными. Ведь они были соединены с Тем, Кто Сам Себя называет Источник воды живой (Иер 2:13).
Самым страшным последствием грехопадения первых людей стало именно прекращение богообщения: люди, поверившие клеветнику сатане и проявившие недоверие к Богу, оказались уже неспособны находиться в Его присутствии. Это стало очевидно, когда они не воспользовались ни одной из возможностей покаяться, которые им предоставил Бог. Нить, связывавшая человека с Подателем жизни, порвалась — и человек оказался вне рая. Исчезло главное, что делало этот уголок мира раем, — реальность присутствия Творца, возможность лицезреть Бога и беседовать с Ним. С этого мгновения Едемский сад стал всего лишь кусочком падшего мира. А общение с Господом — прерогативой иного мира, который стал именоваться… Небом.
Тезис второй
С момента изгнания Адама и Евы Библия говорит уже не о рае, а о Небе
Удивительный, на первый взгляд, факт: Священное Писание почти не говорит о рае с того момента, как Адам и Ева оказываются изгнаны из Едемского сада! Впрочем, учитывая то, о чем мы уже сказали, ничего удивительного тут нет. Тот сад, в котором обитали созданные Господом люди, утратил свое основное предназначение — быть местом их общения с Творцом. Он перестал быть раем — местом радости, любви, подлинной жизни. Жизнь в изгнании превратилась для людей в тяжкий труд. Ведь их грех изменил образ бытия всего мира: он перестал быть естественной средой обитания для Адама и Евы, стал внешним, чужим. Вспомним, как звучало определение Божие падшему человеку: …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт 3:17–19). С тех пор и вся тварь, по слову апостола Павла, вместе с человеком совокупно стенает и мучится доныне (Рим 8:22).
В изменившемся мире обращение к Богу стало сопряжено с трудом, сопоставимым с долгим восхождением куда-то вверх, на высокую гору, а то и еще выше. Недаром в библейских книгах так часто используется образ неба. Небо, высокое и недостижимое для человека, становится символическим местом обитания Бога. Но не то небо, которое мы видим, когда поднимаем голову; речь, конечно, идет не о ближайшем к земле слое атмосферы. Еще псалмопевец Давид обращался к Господу со словами: Небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь (Пс 101:26–27). Речь идет, таким образом, не о небе как таковом, а о некой принципиально иной реальности, которую христиане именуют духовным миром, горними селениями и т. п. и которая плохо представима для нас, не имеющих опыта жизни вне земных реалий.
Поэтому так смешны и наивны возражения в том духе, что, мол, Гагарин в космос летал, а Бога не видал (иногда их можно еще услышать и сегодня). Вот уже по крайней мере две тысячи лет (а в действительности намного больше) любой сколько-нибудь образованный в религиозном отношении человек имеет что возразить на такой «аргумент». Бог, разумеется, находится не на облаках и не где-то в космосе. То, что Библия метафорически именует Небом, мы могли бы назвать иным миром, или другим«измерением», или иной «реальностью». Точных слов всё равно не подберешь.
Мы находим в Библии — и в Ветхом, и в Новом Завете — некоторые эпизоды, связанные с переходом праведников из реальности падшего мира в реальность Божественную. И всякий раз это описывается как восхождение на небеса.
На небо был вознесен пророк Илия (4 Цар 2:1, 9–11). На небо (более того — до третьего неба, то есть явно «выше» видимых нам небес) был взят на некоторое время апостол Павел, о чем он сам по скромности рассказывал как о событии, случившемся с кем-то другим. На небо вознесся через сорок дней после Своего Воскресения и Господь Иисус Христос — это событие Церковь вспоминает, празднуя Вознесение Господне.
А до этого три с половиной года Христос проповедовал по всей Палестине. И в центре Его проповеди было Царствие Небесное.
Тезис третий
В Новом Завете слово «рай» используется всего трижды, и всюду — в переносном смысле
Во-первых, о рае (παραδείσου) говорит Сам Христос, обещая спасение распятому близ Него покаявшемуся разбойнику: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). Почему Тот, Кто, ходя по земле, непрестанно учил о Царствии Небесном, перед смертью вдруг заговорил о рае? Об Едемском саде, в котором некогда жил первозданный Адам? Преподобный Нил Синайский (ⱡ 430) усматривал в этом как раз аналогию с Адамом: как тот был изгнан из рая и лишился возможности находиться рядом с Богом, так покаявшийся разбойник вновь обретает богообщение.
Преподобный Максим Исповедник (ⱡ 662) называл новым Адамом Самого Иисуса Христа. Как человек Христос исполнил то, к чему был призван Адам: до смерти сохранил верность и послушание Богу, не согрешил ни единым вздохом и тем самым заново проложил для всего человечества тропинку к Богу. Умирая на Кресте, безгрешный Христос исцелил человечество, страдавшее унаследованной от Адама болезнью — грехом. И первым, кто оказался исцелен и как бы «вернулся в рай» на место Адама, оказался покаявшийся разбойник.
Во-вторых, слово «рай» использует апостол Павел, описывая тот опыт пребывания «на третьем небе», о котором мы уже упомянули. Знаю о таком человеке… что он был восхищен в рай, — пишет он (2 Кор 12:3, 4). «Слово “рай” многозначительно и везде было известно», поэтому апостол использует его просто для того, чтобы объяснить: он был там, где Бог», — писал святитель Иоанн Златоуст.
И, в-третьих, о рае упоминает апостол Иоанн Богослов в своей книге Откровение. Эта книга начинается с посланий, обращенных к семи малоазийским христианским общинам Самим Господом (апостол Иоанн именует Его: подобный Сыну Человеческому; Откр 1:3). И в самом первом из этих посланий — к Ефесской церкви — звучит обетование: Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр 2:7). Под древом жизни святые отцы традиционно понимали Самого Бога, Который имеет жизнь в Себе Самом и дает ее всякому, кто соединен с Ним в любви, доверии и взаимной открытости. В конце книги Откровение мы вновь читаем о древе жизни: теперь оно растет в самом центре Небесного Иерусалима (Откр 22:2) — города, символически изображающего «жизнь будущего века», которая ждет всех спасенных после Второго Пришествия Господа Иисуса Христа. Таким образом, упоминание о древнем рае — своеобразный художественный прием, объяснял известный русский библеист, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904). Иоанн Богослов как бы проводит смысловую параллель между зарей человеческой истории, начинавшейся в раю, и ее завершением в Вечном Царстве Христа.
В Новом Завете нет ни одного места, откуда мы могли бы заключить, что нас ждет перспектива возвращения в тот райский сад, из которого некогда были высланы Адам и Ева. Всюду рай — это просто образ, метафора. Но образ и метафора — чего?
Тезис четвертый
Царство Небесное — это не только место, но также преображенные отношения с Богом и состояние богообщения
При этом в Новом Завете постоянно звучат слова о Царстве Небесном (или Царстве Божием, что то же самое). Первым о нем заговорил Иоанн Креститель, задачей которого было подготовить народ к встрече с Господом: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). С этих же слов начал Свою проповедь и Сам Иисус Христос. О наступлении Царства Божия возвещали людям апостолы, которых Он направил проповедовать по всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8).
Почему все они говорили именно о царстве? Во-первых, чтобы подчеркнуть, что Бог, Владыка всей вселенной, особенным образом приблизился к людям, пришел на землю, и Его владычество над миром стало теперь зримым, ощутимым, ясным для всякого, кто захочет стать Его подданным. Подтверждением тому были многочисленные чудеса — исцеления больных, воскрешения умерших, случаи изгнания из людей бесов, которые сотворил воплотившийся Сын Божий. Они показывали: где Христос — там и Царство Божие.
А во-вторых, Христос противопоставлял Свою власть, которая не от мира сего (Ин 18:36), надеждам на восстановление Израильского царства (вполне земного), которыми были одержимы в те времена многие влиятельные иудейские начальники. Иудеям мечталось о том, чтобы их страна, в то время окраинная и малозначительная провинция гигантской Римской империи, сбросила с себя ненавистную власть языческого Рима и восстановила царскую династию потомков Давида. Им хотелось, чтобы Иудея обрела былое могущество и вновь держала в повиновении окрестные народы. Именно в этом ключе истолковывались многочисленные пророчества о Мессии — сыне Давидовом, царе-помазаннике, призванном спасти Израиль. Иудеи ждали триумфатора, который одолеет врагов и оккупантов, вновь объединит Палестину и восстановит мощное и независимое Израильское царство.
Царство же, о котором говорил Христос, коренным образом отличалось не только от их представлений о желательном для Иудеи будущем, но и от всяких описаний земных царств вообще. Отличалось настолько, что Христу приходилось разъяснять, о каком Царстве Он толкует, с помощью притч — ёмких и образных поучений, в которых невиданное и неочевидное описывалось через хорошо известные вещи и понятия.
Например, Христос сравнивал Царство Небесное с крохотным зернышком, едва заметным глазу, которое со временем прорастает и превращается в огромное ветвистое дерево, в кроне которого вьют гнезда птицы (Мф 13:31–32). В другой притче Господь уподоблял Царство Небесное кладу, зарытому на ничем внешне не примечательном поле: тот, кто знает об этом кладе, продает все, что имеет, и покупает поле — теперь он обладатель несметного сокровища (Мф 13:44). Еще Он изображает Царство Божие как прекрасную жемчужину: чтобы купить ее одну, опытный купец продает всё свое состояние — и в итоге становится гораздо богаче, чем был (Мф 13:45–46).
Во всех этих (и других) притчах есть нечто общее: речь в них идет о чем-то, не заметном поверхностному внешнему взгляду, о какой-то незримой для внешнего мира работе, которая совершается втайне, но преображает все вокруг. Со временем это становится очевидно для всех.
Не придет Царствие Божие приметным образом, — предупреждал Христос Своих слушателей, ожидавших, что вот еще совсем немного, и странствующий учитель сделается царем, — и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:20). Царство Небесное — это состояние приобщенности человека к Богу и та сердечная радость, которую дает такому человеку Господь, — вот о чем говорил Христос. То же самое несколько десятилетий спустя проповедовал апостол Павел: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17).
Слова о Святом Духе в данном случае очень важны. Ведь, казалось бы, праведность (то есть ощущение спокойной уверенности, когда знаешь, что живешь по правде), мир, радость — всё это чисто внутренние состояния. Но в том-то и дело, что рождаются они в человеке не сами собой, а только когда в нем присутствует Сам Господь — Дух Святой, третье Лицо Святой Троицы. Каждый христианин призван сделаться, по слову апостола Павла, храмом Духа Святого (1 Кор 3:16,17). А для этого наши отношения с Богом, конечно же, должны радикально перемениться. Господь может войти в нас, только если мы откроемся для Него, по-настоящему, безоговорочно доверимся Ему. Как дети доверяют родителям. Как когда-то доверял Богу Адам. Но только — уже зная, что бывает, когда это доверие теряешь.
Райский сад был местом на земле, местом прекрасным и блаженным — и в физическом смысле слова в том числе. А Царство Небесное? В некотором смысле и это тоже «место», или «пространство», в котором находится Бог и все, кто с Ним соединён, в ком Он пребывает Духом Своим Святым. Но если местоположение рая еще можно попытаться как-то обозначить на карте, то с Царством Небесным это точно не выйдет. Это пространство не имеет никаких границ: для человека, любящего Бога и живущего согласно Евангелию, оно повсюду, и ничто не способно отлучить его от любви Божией.
Точно так же, добавим, и ад — это вовсе не большая печь со сковородками где-то под землей, а состояние человека, оставшегося без Бога, противоположное Царству Небесному.
Лёжа под пляжным зонтиком и потягивая коктейль где-нибудь на Лазурном побережье, я могу сказать — пусть даже немного преувеличивая, — что ощущаю себя как в раю. Но мне и в голову не придет сказать: «я словно в Царстве Небесном». Царство Небесное — реальность духовная. Это радость — может быть, тихая и со стороны незаметная — человека, который принял подданство Царя Небесного. И ему уже не так важно, насколько благополучной по земным меркам будет его жизнь. Он может быть богат или беден, здоров или болен, молод или стар, может жить в загородном особняке или снимать комнату в общежитии. Ничто из этого не может ни лишить его радости, ни чего-то прибавить к ней. Царство Божие — это не про комфорт и не про земные удовольствия, а про те самые праведность и мир и радость во Святом Духе.
Тезис пятый
Когда мы молимся: «Да приидет Царствие Твое», то имеем в виду вовсе не только загробную жизнь
Желать Царства Небесного мы привыкли исключительно тем, кто умер. Только представьте себе, что будет, если сказать: «Царства тебе Небесного!» — живому и здравствующему человеку: в лучшем случае он решит, что это неудачная шутка. А может и всерьез обидеться.
А между тем Царство Небесное — это вовсе не какая-то специфически загробная реальность. Обрести Царство Небесное — значит восстановить связь с Богом, войти в пространство Духа Святого. Это задача каждого христианина, и решается она — это важно! — отнюдь не за гробовой чертой, а здесь, на земле. Ведь, как писал еще тысячу лет назад преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022), кто не встретился и не соединился с Богом в этой земной жизни, не встретится с Ним и в мире посмертном: там лишь продолжается то, что уже началось здесь.
Когда мы произносим в молитве Господней: «Да приидет Царствие Твое», мы просим у Бога вовсе не скорейшей собственной кончины и даже не поторопиться со Вторым Пришествием. Мы просим, чтобы Он сподобил нас — и по возможности всех людей — приобщиться к Его Царству уже сейчас, стать гражданами Неба уже сегодня.
Это совершенно не обязательно предполагает наше вхождение в какой-то радикальный конфликт с «царством земным» — тем, в котором и по законам которого мы живем. Если это «земное царство» — или, в привычной нам терминологии, государство — не требует от своих граждан жить по антихристианским правилам, поперек евангельских заповедей, то христианин может (и даже в каком-то смысле обязан) прислушиваться к его пожеланиям. Христос велел отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22:21), главное — не путать одно с другим.
«Вырастить» в себе Царство Небесное можно, только исполняя заповеди, прикладывая усилие, совершая духовную работу. Об этом ясно предупреждал Господь Иисус Христос: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12).
А главных заповедей Господь дал две — о любви к Богу и к ближнему, и их невозможно исполнить отдельно друг от друга. Недаром апостол Иоанн Богослов риторически вопрошал: не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4:20). А апостол Иаков рассуждал: Что пользы… если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак 2:14–16).
«Посмотрите, как они любят друг друга!» — так отзывались о христианах язычники в первые века существования Церкви, и эти слова лучше всяких аргументов убеждали людей тоже вступать в ряды христиан. Книга Деяния святых апостолов запечатлела поразительное единство первохристианской общины в Иерусалиме, когда у множества… уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян 4:32). И это было зримое явление Царства Божия в земной, а вовсе не загробной жизни.
Точно так же это Царство являло себя в жизни множества христиан, как давно умерших, так и наших близких современников, о которых сохранились воспоминания очевидцев. Апостол Иоанн Богослов в конце жизни не говорил ученикам ничего, кроме одной-единственной фразы, выражавшей все, чему он сам научился от Господа: «Дети, любите друг друга». Преподобный Серафим Саровский (ⱡ 1833) каждого, кто бы к нему ни пришел, встречал с радостной улыбкой и приветствовал: «Радость моя, Христос воскресе!» Прозванный «всероссийским старцем» архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (ⱡ 2006) так разговаривал с людьми (даже впервые встреченными), что в его присутствии каждый чувствовал себя долгожданным и любимым, ощущал поразительный мир и радость…
Живой пример этих и множества других людей убеждает: Царство Небесное может стать реальностью нашей жизни, нет никаких причин «отодвигать» его куда-то за пределы нашего земного существования. Другое дело, что мы сами часто не настроены на то, чтобы замечать живые «ростки» Царства Божия как внутри нас самих, так и в людях, с которыми живем бок о бок. Но тут уж дело исключительно в нас. Мы просто смотрим не в ту сторону, а может быть, попросту стоим с закрытыми глазами? Стоит перенацелить зрение, раскрыть глаза (что, конечно, требует решимости и усилия) — и нам может открыться поразительная вещь. Мы можем осознать, что Царство Небесное близко, буквально рукой подать. Это те радость и мир, которые имели первозданные люди в раю, перед лицом Бога, и которые доступны человеку уже сегодня, здесь и сейчас.