Православие что такое скверноприбытчество

Что такое скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство?

Православие что такое скверноприбытчество

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Что такое скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство?

Объяснения молитв есть в толковых молитвословах; кроме того поищите книгу «Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению», там Вы найдете объяснения всех трудных мест. Привожу Вам выдержки из этой книги, где дается объяснения интересующих Вас слов:

Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденного – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» («Православный катехизис»).

Мшелоимство – корыстолюбие, взимание «мшела» — корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. Примечание протоиерея Сергия Правдолюбова: Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» — поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд., или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников процентами, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишней работой, если во время голода продают хлеб по завышенной цене («Православный катехизис»). В широком смысле «лихоимство» означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении данное слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9,5; Еф. 4,19 и 5,3; Кол. 3,5).

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Источник

Мшелоимство

Мшелои́мство – гре­хов­ная страсть, заклю­ча­ю­ща­яся в стрем­ле­нии при­об­ре­тать все новые и новые вещи, без их види­мой пользы для себя, соби­ра­ние ненуж­ных вещей, болез­нен­ное веще­лю­бие. Раз­но­вид­ность стра­сти среб­ро­лю­бия.

Из лите­ра­тур­ных героев был зара­жён этой стра­стью поме­щик Плюш­кин из “Мёрт­вых душ” Гоголя. В совре­мен­ном языке людей, стра­да­ю­щих этим неду­гом, назы­вают шопо­го­ли­ками (онио­ма­нами).

Мше­ло­им­ство есть форма веще­лю­бия, когда вещи при­об­ре­та­ются ради самих вещей. «Что же каса­ется веще­лю­бия и мше­ло­им­ства (сиречь изли­ше­ства раз­лич­ных вещей), то сия немощь, по рас­суж­де­нию святых отцев, горше и пре­бед­ствен­нее среб­ро­лю­бия», – учит св. пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский.

Мше­ло­им­ство, по слову св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова – это заве­де­ние раз­лич­ных пред­ме­тов при­хоти и рос­коши. Виды мше­ло­им­ства раз­но­об­разны – от взяток вещами, при­стра­стия к подар­кам, бес­по­лез­ного кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния до соби­ра­ния хлама.

В любом случае чело­век под­вер­жен­ный стра­сти пора­бо­ща­ется вещам (от древ­не­рус­ского мшель – вещь, иму­ще­ство; в цер­ков­но­сла­вян­ском – мзда, корысть, при­быль), то есть вре­мен­ному и пре­хо­дя­щему в ущерб заботе о своей участи в веч­но­сти. Чело­веку надо пом­нить, что «чей ум при­вя­зан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Испо­вед­ник). Все вещи пре­хо­дящи, и только бла­жен­ное соеди­не­ние с Богом вечно.

про­то­и­е­рей Сергий Прав­до­лю­бов:
Один старый батюшка объ­яс­нял это слово от при­ла­га­тель­ного «зам­ше­лый» – порос­ший мхом: заплес­не­ве­лый хлеб в хлеб­нице, старое молоко в холо­диль­нике, про­горк­лая крупа, кото­рую хра­нили «на черный день», старые ненуж­ные вещи – всякое бес­смыс­лен­ное и разо­ри­тель­ное нако­пи­тель­ство в духе Плюш­кина. Это часто бывает грех коры­сти не только бога­того, но и бед­ного.

свя­щен­ник Павел Гуме­ров:
Страсть к нако­пи­тель­ству, ску­пость – черта, при­су­щая не только бога­чам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мше­ло­им­ство?», про кото­рое мы читаем в испо­ве­даль­ной вечер­ней молитве. Мше­ло­им­ство – это стя­жа­ние ненуж­ных для нас вещей, когда они от дол­гого хра­не­ния и без­дей­ствия как бы покры­ва­ются мхом. Этим грехом могут стра­дать и люди весьма бедные, при­об­ре­тая и копя посуду, одежду, любые другие пред­меты, запол­няя ими все шкафы, полки и кла­довки и часто забы­вая даже, что где лежит.

св. Тихон Задон­ский (Плоть и дух, 27):
«Вели­кое безу­мие – любить созда­ние бес­смыс­лен­ное и бес­чув­ствен­ное, кото­рым вза­имно любимы быть не можем. Вещь бес­чув­ствен­ная, бес­смыс­лен­ная, мерт­вая любить нас не может: и нам не подо­бает ее любить, но одного Бога любя­щего нас, и ближ­него, по образу Его создан­ного.
…Если скажет кто, что, мол, созда­ния все сотво­рены ради чело­века, – ему отве­чаю:
Первое. Тем самым созда­ния должны чело­веку слу­жить и рабо­тать, а не чело­век созда­ниям; служит же им тот, кто к ним при­леп­ля­ется серд­цем и любо­вью.
Второе. Должно их упо­треб­лять, а не зло­упо­треб­лять ими, – упо­треб­лять уме­ренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сла­до­стра­стия.
Третье. Созда­ния эти подобны неким следам и сви­де­тель­ствам, по кото­рым Созда­теля познаем и к Нему при­хо­дим: от созда­ния познаем Созда­теля и Его учимся и убеж­да­емся любить, почи­тать, что такое дивное ради нас сотво­рил.
Чет­вер­тое. Созданы слу­жить нам, чтобы мы Богу слу­жили; а когда не служим Богу, то и их слу­же­ние нам бес­по­лезно бывает, а Богу оттого вели­кая небла­го­дар­ность про­ис­те­кает. Чело­век, как разум­ный и по образу Божию создан­ный, есть бли­жай­ший Божий слуга, и как посред­ник между Богом и созда­ни­ями, упо­треб­ляя их слу­же­ние, Бога бла­го­да­рить и слу­жить Ему должен. Так, напри­мер, рабы гос­по­дину своему служат для того, чтобы он монарху и обще­ству служил; а если не служит, то и их слу­же­ние, его нера­де­нием, тщетно бывает: так и созда­ния чело­веку служат, чтобы он Богу служил как разум­ный, и за всех них Бога бла­го­да­рил и хвалил. А когда чело­век этого не испол­няет, то и созда­ния напрасно исполь­зует, и потому Созда­телю своему небла­го­дар­ным явля­ется…».

В молит­во­слове в “Испо­ве­да­нии грехов повсе­днев­ных” име­ну­ются грехи – мше­ло­им­ство, сквер­но­при­быт­че­ство. Опи­шите, пожа­луй­ста, что под этим под­ра­зу­ме­ва­ется?
иеро­мо­нах Сера­фим (Калу­гин):

Оба эти греха свя­заны с обо­га­ще­нием, накоп­ле­нием мате­ри­аль­ных цен­но­стей.

Сквер­но­при­быт­че­ство, (сквер­ное при­об­ре­те­ние) – это исполь­зо­ва­ние для обо­га­ще­ния слу­жеб­ного поло­же­ния, авто­ри­тета или даже свя­щен­ного сана. Пре­ду­пре­ждая об этом, Апо­стол Павел пишет в посла­нии к Титу: «Суть бо мнози непо­ко­риви, суе­словцы и умом пре­льщени, наи­паче же сущии от обрe­за­ния, ихже подо­бает уста заграж­дати: иже вся домы раз­вра­щают, учаще яже не подо­бает, сквер­наго ради при­бытка… обли­чай их нещадно, да здрави будут в вeрe» ( Тит. 1, 10 – 13 ). Я спе­ци­ально при­вожу сла­вян­ский текст, чтобы это слово зву­чало так же, как в молит­во­слове (на рус­ский оно пере­ве­дено: «ради постыд­ной коры­сти»). В данном случае апо­стол гово­рит об учи­те­лях, кото­рые в корыст­ных целях в угоду слу­ша­те­лям извра­щают цер­ков­ное учение.

Мше­ло­им­ство – это такой вид греха, точнее, такой гре­хов­ный образ жизни, когда у чело­века есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненуж­ное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу при­хо­дит зна­ме­ни­тый гого­лев­ский пер­со­наж, к кото­рому “и дороги-то знать не сове­то­вали”.

Слово «мше­ло­им­ство» про­ис­хо­дит от ста­рин­ного корня «мшель» – при­быль (сло­варь прот. Г. Дья­ченко). В Тол­ко­вом сло­варе В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.

Надо пом­нить, что молит­во­словы состав­ля­лись при­ме­ни­тельно к мона­ше­ской жизни. Тогда это слово обо­зна­чало соби­ра­ние мона­хом в своей келии ненуж­ных ему в оби­ходе кра­си­вых, ценных пред­ме­тов, нако­пи­тель­ство.

Один из мона­ше­ских уста­вов гово­рит: «Мона­ше­ству­ю­щим не должно заво­дить в келье лишних вещей, впа­дать в грех мше­ло­им­ства. Лучшим укра­ше­нием ино­че­ской кельи служат святые иконы и книги Свя­щен­ного Писа­ния, а также тво­ре­ния Святых Отцов. Келья монаха содер­жит край­ний мини­мум всего, без чего нельзя обой­тись в ней. Келья должна быть крас­ной не вещами, а духом веры и молитвы живу­щего в ней инока. Свет­ские же и мир­ские вещи и при­над­леж­но­сти не должны нахо­диться в келье» (Из устава Свято-Тро­иц­кого муж­ского мона­стыря).

Святые отцы-подвиж­ники довольно строго выска­зы­ва­ются об этом гре­хов­ном состо­я­нии. Пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский (1768–1841) гово­рит: «Что же каса­ется веще­лю­бия и мше­ло­им­ства (сиречь изли­ше­ства раз­лич­ных вещей), то сия немощь, по рас­суж­де­нию святых отцев, горше и пре­бед­ствен­нее среб­ро­лю­бия». А пре­по­доб­ный старец Паисий Свя­то­го­рец (1924–1994) так объ­яс­няет пагуб­ность при­стра­стия к вещам: «Само по себе сер­деч­ное поже­ла­ние не явля­ется злым. Но вещи, пусть даже и не гре­хов­ные, пленяя частичку моего сердца, умень­шают мою любовь ко Христу. Если я желаю полу­чить что-то полез­ное, напри­мер, книгу, и это полез­ное пле­няет частичку моего сердца, то такое поже­ла­ние недобро. Почему книга должна пле­нять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожде­ле­вать Христа»?

Это гово­рят монахи. А как же быть про­стым Пра­во­слав­ным? Нужно всегда пом­нить, что путь спа­се­ния миря­нина по сути ничем не отли­ча­ется от мона­ше­ского. Монахи уда­ля­ются в пустыню лишь для того, чтобы удоб­нее про­хо­дить этот путь, кото­рый для всех – и мона­хов, и мирян состоит в испол­не­нии Хри­сто­вых запо­ве­дей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верх­нюю одежду, и послед­нюю рубашку, по слову Хри­стову. Однако каж­дому из нас наша хри­сти­ан­ская совесть должна под­ска­зать, не нуж­да­ется ли кто-либо больше меня в той вещи, кото­рая мне совер­шенно не нужна, и если нуж­да­ется, то с легким серд­цем пойти и отдать ее.

Источник

Скверноприбытчество

Скверноприбы́тчество – полу­че­ние дохода, при­были, наживы сквер­ным, гре­хов­ным путем; вид стра­сти среб­ро­лю­бия.

Сюда же отно­сится и туне­яд­ство, «когда полу­чают жало­ва­нье за долж­ность или плату за дело, но долж­но­сти и дела не испол­няют, и, таким обра­зом, крадут и жало­ва­ние или плату, и пользу, кото­рую могли бы трудом при­не­сти обще­ству или тому, для кого сле­до­вало рабо­тать» («Пра­во­слав­ный кате­хи­зис»).

Может ли Цер­ковь не осуж­дать сквер­но­при­быт­чика за его дея­тель­ность, если он жерт­вует ей зна­чи­тель­ную часть своих дохо­дов?

Цер­ковь, как при­зван­ная Богом бороться со злом, как бла­го­дат­ная духов­ная вра­чеб­ница, всегда осуж­дала и осуж­дает грех. В то же время двери Церкви открыты для любого греш­ника, и сквер­но­при­быт­чик — не исклю­че­ние. Но для чего Цер­ковь при­ни­мает греш­ни­ков? Для того, чтобы спо­соб­ство­вать пре­об­ра­зо­ва­нию его лич­но­сти, его жизни. Но если сквер­но­при­быт­чик, всту­пая в Цер­ковь, захо­чет пожерт­во­вать ей неко­то­рую сумму из скверно нажи­того состо­я­ния, то вправе ли Цер­ковь при­ни­мать «вместе с ним» и его деньги? На этот счёт сего­дня можно услы­шать разные мнения, вплоть до вза­имно про­ти­во­по­лож­ных.

Между тем, подоб­ный пример встре­ча­ется в Еван­ге­лии, в сюжете о Закхее. Закхей был началь­ни­ком мыта­рей ( Лк.19:2 ), а мытари, поль­зу­ясь своим поло­же­нием, нередко обо­га­ща­лись нечест­ным путём, обижая и грабя своих ближ­них. Тем не менее, когда Закхей, вдох­но­вив­шись при­сту­ствием и сло­вами Христа, про­из­нёс, что отдаст поло­вину своего имения нищим, а, если кого чем обидел, воз­даст вчет­веро ( Лк.19:8 ), Хри­стос про­из­нёс одоб­ри­тель­ное заме­ча­ние: «ныне пришло спа­се­ни­едому сему, потому что и он сын Авра­ама, ибо Сын Чело­ве­че­ский пришел взыс­кать и спасти погиб­шее» ( Лк.19:9-10 ).

Другое дело, если сквер­но­при­быт­чик, став членом Церкви, не соби­ра­ется остав­лять сквер­но­при­быт­че­ство и жерт­вует деньги, считая, что таким обра­зом он сможет отку­питься от осуж­де­ния на част­ном, а затем и Страш­ном Суде. В этом случае пас­тырь должен ука­зать ему на его неправоту.

Источник

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Православие что такое скверноприбытчествоВ молитвослове в «Исповедании грехов повседневных» именуются грехи – мшелоимство, скверноприбытчество. Оба эти греха связаны с обогащением, накоплением материальных ценностей.

Скверноприбытчество, (скверное приобретение) – это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: « Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe » (Тит. 1, 10 – 13).

Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.

Мшелоимство – это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”.

Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» – прибыль (словарь прот. Г. Дьяченко). В Толковом словаре В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.

Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.

Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).

Святые отцы-подвижники довольно строго высказываются об этом греховном состоянии. Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) говорит: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия»

А преподобный старец Паисий Святогорец (1924-1994) так объясняет пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа»?

Это говорят монахи. А как же быть простым Православным?

Нужно всегда помнить, что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех – и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее.Иеромонах Серафим (Калугин)

То есть мшелоимство это – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей. То есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия», – учит св. преподобный Лев Оптинский.

Мшелоимство, по слову св. Игнатия Брянчанинова – это заведение различных предметов прихоти и роскоши. Виды мшелоимства разнообразны – от взяток вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама.

В любом случае человек подверженный страсти порабощается вещам (от древнерусского мшель – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль), то есть временному и преходящему в ущерб заботе о своей участи в вечности. Человеку надо помнить, что «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Исповедник). Все вещи преходящи, и только блаженное соединение с Богом вечно.

«Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».
Св. Тихон Задонский (Плоть и дух, 27)

Источник

Грех лихоимства и мздоимства и борьба с ним: разъясняем детально

Православие что такое скверноприбытчество

Считается, что современная жизнь какая-то особенная и названий для проступков современности в Библии нет. Однако это не так.

Одним из распространённых грехов нового времени является старое доброе «лихоимство» и его ответвления.

Оказывается, лихоимство — старый недуг человечества, которому посвящена восьмая заповедь Святого писания.

Что за беда такая «лихоимство»?

Само значение слова лихоимство на современный манер можно перевести, как паразитирующий образ жизни вследствие вымогательства у других людей.

Самыми прямыми лихоимцами и синонимом лихоимства всегда являлись чиновники и люди, находящиеся у власти. Те, кто мог повлиять на ход решения вопроса своим статусом в обществе, всегда пользовались особой «славой» среди простых людей. Ярким примером лихоимнических действий в любые временя, считалось получение взятки. Однако человек, её дающий, тоже причислялся к нарушителям восьмой библейской заповеди, следовательно, тоже считается лихоимцем. Есть простой житейский закон: « Если никто не берёт, то и давать не кому», который можно трактовать и на другой манер, — «если бы не давали, то и не брали бы».

Современное общество настолько погрязло в ежедневном нарушении восьмого табу Святого писания, что это происходит уже «на автомате» и как «само собой разумеющееся», причём подобными неблагочестивыми деяниями пропитаны все слои общества, начина с самого низа. К примеру, для получения какой-либо справки в любом государственном учреждении для ускорения процесса необходимо прибегнуть к «лихоимничеству» и дать взятку должностному лицу.

Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии

Скверноприбытчество

Скверноприбытчество – «скверное приобретение», преступная нажива, получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Это понятие включает в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло, – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденного – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» (Православный катехизис).

Скверноприбытчество – это вид страсти сребролюбия, в статье о котором и описаны причины возникновения, гибельные последствия и методы борьбы с этой страстью, общие для всех её отраслей.

См. тж.: Страсть. Трезвение. Помыслы. Духовная брань.

Св. Игнатий (Брянчанинов). Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями
Св. Игнатий (Брянчанинов). О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям
Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского
Богатство. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского
Священник Павел Гумеров. Восемь смертных грехов и борьба с ними
Авва Дорофей. Душеполезные поучения
О сребролюбии. — Преп. Иоанн Лествичник. Лествица
Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского

О духе сребролюбия. — Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей

О сребролюбии, которое чуждо нашей природе, и какое различие между ним и природными пороками. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях. Глава 8

О согласии шести страстей и сродстве двух, отличных от тех. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. Глава 10

Третий помысел – сребролюбия. Преп. Нил Сорский. Из писаний святых отцов о мысленном делании: ради чего это нужно и как подобает стараться о том

Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань

Святые отцы о сребролюбии
Святые отцы о любостяжании
Святые отцы о нестяжании

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. О второй заповеди Закона Божия
Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца
Житие святого Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Мшелоимство

Мшелоимство – страсть к собиранию имущества, стяжание и накопительство излишних, ненужных вещей, а также мздоимство, корыстолюбие (от мшель – (др.-рус.) – прибыль, вещь, имущество; и от мшел – корысть).

Мшелоимство – это вид страсти сребролюбия, в статье о котором и описаны причины возникновения, гибельные последствия и методы борьбы с этой страстью, общие для всех её отраслей.

Священник Павел Гумеров:

Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Преподобный Лев Оптинский:

«Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия».

Св. Игнатий Брянчанинов:

Новоначальным не должно заводить в келлии мшелоимства, то есть различных предметов прихоти и роскоши. Келейное мшелоимство привлекает к себе ум и сердце новоначального: таким образом отвлекает их от Бога. Кроме того, оно возбуждает мечтательность, противодействующую преуспеянию духовному.

О пагубности мшелоимства

Преп. Максим Исповедник:

«чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога».

Старец Паисий Святогорец так объясняет пагубность пристрастия к вещам:

«Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше — хотеть книгу или вожделевать Христа»?

Св. Тихон Задонский:

«Великое безумие — любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, — ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, — употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».

Иеромонах Серафим (Калугин):

«Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.
Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока.

Что это за грех скверноприбытчество

Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).

… А как же быть простым православным? Нужно всегда помнить, что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех — и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее».

См. тж.: Страсть. Трезвение. Помыслы. Духовная брань.

Св. Игнатий (Брянчанинов). Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями
Св. Игнатий (Брянчанинов). О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям
Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского
Богатство. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского
Сребролюбие. — Священник Павел Гумеров. Восемь смертных грехов и борьба с ними
Авва Дорофей. Душеполезные поучения
О сребролюбии. — Преп. Иоанн Лествичник. Лествица
Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского

О духе сребролюбия. — Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей

О сребролюбии, которое чуждо нашей природе, и какое различие между ним и природными пороками. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях. Глава 8

О согласии шести страстей и сродстве двух, отличных от тех. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. Глава 10

Третий помысел – сребролюбия. Преп. Нил Сорский. Из писаний святых отцов о мысленном делании: ради чего это нужно и как подобает стараться о том

Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань

Святые отцы о сребролюбии
Святые отцы о любостяжании
Святые отцы о нестяжании

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. О второй заповеди Закона Божия
Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца
Житие святого Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Писание говорит о множестве грехов, которые свойственны человеку. Отцы Церкви, в свою очередь, разделили их на грехи к смерти и не к смерти, но на самом деле каждый скверный поступок ведет к ухудшению духовного здоровья христианина. И, если тот не исправит свой путь, в итоге приведет к смерти (физической или духовной).

За любой проступок человек понесет наказание, если не раскаяться в нем и очень важно понимать и различать эти неправедные поступки. Например, получение финансовой выгоды неправильным путем — грех ли это? Православие называет это лихоимством и призывает людей каяться, но так ли все плохо?

Определение понятий

Существует несколько похожих определений, которые касаются получения какой-либо прибыли неправильным путем, обманом. Несмотря на синонимичность, есть несколько различных определений этому:

Скверноприбытчество — приобретение прибыли или финансов плохим, неправедным путем. Сюда следует отнести любой обвес или обмер, который сделан неправильно и является обманом. Также это определение подходит для заработка средств, который был осуществлен путем разжигания страстей человеческих.

Сюда можно отнести:

Мшелоимство — это чрезмерная любовь к деньгам, получение «мшела» или корысти. Т.е. процесс, в результате которого человека вымогает себе деньги или другие блага.

К этому понятию можно отнести:

Православие что такое скверноприбытчество

Православная церковь осуждает взяточничество

Лихоимство — процесс нарушения прав и свобод человека, в результате которого получают физические блага. К этому понятию относят:

У лихоимства есть и более широкое понятие — это любостяжание или жадность, т.е. чрезмерная любовь к финансам, которая толкает человека на плохие поступки. Об этой страсти часто пишет апостол Павел в посланиях к колоссянам и евреям.

Еще о грехах в православии:

Важно! Независимо от того, к какому определению относится поступок, он является грехом, по утверждению Православной Церкви.

Православное понимание лихоимства

В православной терминологии лихоимством или лихоиманничеством называется наживательство на затруднительном положении других людей. Особа, которая любит присвоить чужое, не заработав этого честным путём, стараниями и приложением усилия к результату и является нарушителем восьмой библейской заповеди.

Ещё апостол Павел говорил, что с лихоимцами не стоит садиться за один стол «трапезничать». Примечательно, что если пьянице или распутному человеку грехи отпускались, когда он искренне покаялся, то страдающему греховной страстью к получению чужого для полного очищения души необходимо было не только покаяться и пройти обряд причастия, но и полностью вернуть то, что он получил в течение жизни мошенническим путём. Этот грех считается одним из самых тяжких нарушений Божьего завета, ведь наживаться на горестях и нищете других людей во все времена было аморально и чуждо вере Христианской.

В церковном словаре существует несколько синонимов слова лихоимство. К ним причисляются:

Принято считать, что этому греху подвержены люди неверующие в Бога и его милость. Известно, что в сердце истинного верующего христианина нет места страстям и пагубным влечениям и привычкам. Только жадные, завистливые и алчные люди ступают на шаткий путь лихоимства. К действиям, входящим в разряд нарушения восьмой библейской заповеди относятся:

Примечательно, что даже в одном из виртуальных словарей Интернета есть пояснения слова «лихоимство». Виртуальное пространство Википедии характеризует им такие действия, как мягкий (неагрессивный), но настойчивый процесс взимания и вымогательства чужой собственности, денег или других материальных вещей, для получения которых человек трудился. В качестве синонимов можно назвать несколько вариаций слов:

Порок «мшелоимство»

Наравне с лихоимством существует также понятие мшелоимства.

Этот грех означает пристрастие к покупке всё новых и новых вещей или определённых благ, в которых человек не нуждается, а приобретает их из жадности.

Если разобрать слово «мшелоимство» на составляющие, то получим со старорусского языка «мшель», что значит вещь и «мшело», что значит покрываться мхом.

Отсюда дословно образуется, что грех мшелоимства это накопление вещей, которые уже «мхом покрылись», а их всё хранят и не выбрасывают. Примечательно, что можно проследить своеобразную связь между лихоимством и мшелоимством, человек, получая всё больше денег, покупает всё больше не нужных ему вещей, для демонстрации своего статуса.

Однако существует и лекарство от подобного «недуга». Для избавления от ненужного «мшела» необходимо проводить в местах проживания ежемесячные ревизии и попросту выбрасывать вещи, в которых нет нужды или отдавать их тому, кто действительно имеет в них необходимость.

Различия между мздоимством и лихоимством

Чем отличаются понятие лихоимство и мздоимство? Эти понятия синонимичны, но между ними можно найти серьёзную разницу. Для того чтобы ее обнаружить, достаточно посмотреть на начала каждого слова:

Принципиальная разница этих понятий — моральное поведение человека. Если в первом случае плата дается за совершение определенных услуг, то это простая жадность. А вот второе понятие подразумевает отсутствие у человека всякой любви и сострадания к несчастному, есть лишь желание поживиться на его несчастье. Тут отсутствуют всякие христианские и моральные качества.

Если первый поступок нарушает 10 заповедей Ветхого Завета, то второй нивелирует главные заповеди, которые дал Христос: любить Господа и ближнего. Несмотря на то, что лихоимство кажется более серьезным проступком, не следует позволять и давать/брать взятки, поскольку это лишь распаляет жадность.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

В молитвослове в “Исповедании грехов повседневных” именуются грехи — мшелоимство, скверноприбытчество. Опишите, пожалуйста, что под этим подразумевается?
Людмила

Оба эти греха связаны с обогащением, накоплением материальных ценностей.
Скверноприбытчество, (скверное приобретение) — это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe» (Тит. 1, 10 — 13). Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.
Мшелоимство — это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”.
Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» — прибыль (Толковый словарь В. Даля).
Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *