Правило кто что в русском языке 1 класс
Урок по теме «Слова, отвечающие на вопрос кто, что». 1-й класс
Класс: 1
Оборудование: учебник русского языка, Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, рабочая тетрадь по русскому языку Л.Ф.Климанова, карточки со словами для словарной работы, для создания проблемной ситуации, групповой работы и для проверки самостоятельной работы, дневники достижений, кружки красного, желтого и зеленого цвета.
1. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Пожелаем гостям доброго утра.
2. Мотивация к учебной деятельности
– Ребята, давайте вспомним, чему был посвящен наш прошлый урок? (Делению слов на группы)
– Я уверена, что сегодня вы покажете свои хорошие знания, и мы сможем открыть новое знание, опираясь на ваш опыт.
3. Актуализация знаний
– Итак, начнем нашу работу со словарных слов. Сейчас все получат листики со словарными словами. Ваша задача вставить пропущенные буквы.
Девочка, собака, корова, фамилия, язык, русский.
если нет ошибок – зеленый кружок или смайлик
1-2 ошибки – желтый кружок или смайлик
больше 2-х – красный кружок или смайлик
Оценивание проходит на каждом этапе урока
4. Создание проблемной ситуации, поиск решений
– На доске слова: заяц, морковь, мальчик, ромашка
– На какие группы можно разбить эти слова? (живые – неживые; растения, животные, человек)
– По какому признаку можно еще разделить эти слова? (по вопросам кто? что?) Так должно было быть в идеале. Но на уроке я столкнулась с тем, что дети распределяли слова как угодно, но только не так, как требовалось. Предполагая, что урок может пойти не совсем так, как было задумано, пришлось подойти к этому вопросу с другой стороны. Вместе с детьми (по опорным словам ПРЕДМЕТ, ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА – тема прошлого урока) мы все же вышли на то, что эти слова можно разделить по вопросам КТО?ЧТО?
– Попробуем поставить вопрос к каждому слову.
– Как же определить, какой вопрос нужно ставить к предметам?
КТО? – к людям и животным
ЧТО? – к неживым предметам
– Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр.39 и прочитайте узелки на память.
5. Постановка темы и целей урока
– Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока?
Слова, отвечающие на вопрос кто? что?
– Чему мы должны научиться? (Цель урока)
Правильно ставить вопросы КТО? ЧТО? к словам.
6. Первичное закрепление во внешней речи
1) Фронтальная работа
– Чтобы вы лучше запомнили, какой вопрос надо ставить, выполним задание из учебника: стр. 39, упр.1
– Работу выполняем по столбикам (у доски 1 человек)
– Давайте сделаем вывод: к каким словам ставим вопрос КТО? а к каким – ЧТО? (КТО?– люди и животные, ЧТО?– все остальные слова)
Вывод проговаривается на каждом этапе урока
2) Групповая работа по карточкам (дополнительный материал)
– Для того, чтобы еще лучше усвоить материал, ребята, поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Каждая группа получает карточки со словами. Может, кто-нибудь уже догадался, что вам нужно сделать? Правильно, распределить слова по вопросам кто? что? Приступайте к работе.
– Чья группа выполнила задание, дайте знать.
– Хорошо. Все группы справились, теперь проверим.
Проверка у доски. На доске все те слова, что были на карточках. К доске выходит один ученик и распределяет карточки со словами в два столбика по вопросам Кто? Что?
Оценивание. После проверки каждая группа оценивает свою работу на листах с заданиями:
если нет ошибок – зеленый кружок или смайлик
1-2 ошибки – желтый кружок или смайлик
больше 2-х – красный кружок или смайлик
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
– Разобрались? Как проверить усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки)
– Правильно. Откройте тетрадь на стр. 20, упр. 3
1) Чтение текста
2) Беседа по содержанию
3) Сравнение текста с погодой на улице
– Что сказано о погоде?
– Чем занимались мальчики и девочки?
– Кого ждут ребята?
– Кто это – пернатые друзья?
– Сравните текст с погодой нашего поселка.
4) Выпишите выделенные слова.
– Проверьте по образцу. (Образец на доске)
– В каком месте возникло затруднение?
– Как вы думаете, почему?
– У кого задание не вызвало затруднений?
– Вы все молодцы!
– Оцените свою работу:
если нет ошибок – зеленый кружок или смайлик
1-2 ошибки – желтый кружок или смайлик
больше 2-х – красный кружок или смайлик
8. Итог урока. Рефлексия
Солнце, звезда, ребенок, мяч, енот, цыпленок, кот, цветы.
2) Рефлексия (кружки)
– Что необходимо сделать, чтобы закончить урок? (Подвести итог нашей работы)
– Какую цель вы ставили в начале урока?
– Вы ее достигли?
– Как вы открывали новое знание?
– Что помогло открыть новое знание?
– Для чего вам понадобятся новые знания, полученные на уроке?
– У вас на партах лежат цветные кружки (зеленый, желтый, красный) Такого рода рефлексию ребята проводят с удовольствием. Если кружки по какой– то причине отсутствуют, можно воспользоваться карандашами.
– Я сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте цвета согласия (зеленый), сомнения (желтый) или несогласия (красный)
– Я знаю, какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?
– Я легко справился с самостоятельной работой.
– Я смог понять причину ошибки в самостоятельной работе (если она была допущена).
– Я доволен своей работой на уроке.
– И в заключение урока откройте дневники достижений и оцените свою работу.
Оценивание в дневнике достижений. В дневнике достижений представлена шкала, и ребята оценивают свою работу по трем позициям: внимание, правильность, старание.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
1.Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь.
Устная речь – это речь, которую мы произносим или слышим.
Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.
2.Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.
· Предложение выражает законченную мысль.
· В предложении говорится о ком-либо или о чём-либо.
· Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
· В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой (остановкой).
· На письме одно предложение от другого отделяется точкой (.), вопросительным (?) или восклицательным (!) знаками, многоточием (…).
· По интонации предложения бывают невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).
3. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. У текста есть заголовок, тема, главная мысль.
Тема текста – это о чём говорится в тексте (Можно задать вопрос «О чём говорится в тесте?»).
Главная мысль текста – вывод, жизненный урок, это то, что хотел сказать автор (Можно задать вопросы «Чему учит текст?»)
4.Первое слово в предложении пишется с заглавной (большой) буквы.
Красная строка – строка в тексте, начинающаяся с отступа («два пальчика»).
5.С заглавной буквы ВСЕГДА пишутся:
· Имена, отчества, фамилии людей;
· Названия деревень, сёл, городов, стран, озёр, морей, рек и т.д.
6.При произношении слова состоят из звуков. Звуки обозначаются буквами.
Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными. Гласный звук образует слог.
Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я.
7.Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными.
Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).
Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).
Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)
Таким образом, согласные по звонкости-глухости образуют пары.
Согласные звуки | |
Звонкие | Глухие |
[б] | [п] |
[в] | [ф] |
[г] | [к] |
[д] | [т] |
[ж] | [ш] |
[з] | [с] |
Есть непарные согласные: звонкие ([р], [л], [м], [н]) или глухие ([ц], [ч], [щ], [х]).
8. Слог– это те звуки, которые можно произнести одним толчком воздуха. Слог может состоят из одного (гласного) или нескольких звуков (согласных и одного гласного). В слоге всегда только ОДИН ГЛАСНЫЙ звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:
9.Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называют ударным. Все остальные слоги называются безударными.
Знак ударения (ʹ) ставится над буквой, которая обозначает гласный ударный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог (он и так будет произносится с ударением) или есть буква ё (она ВСЕГДА стоит под ударением).
Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным.
Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.
Проверяемое слово | Проверочное слово | ||
пишем | Произносим и слышим | пишем | Произносим и слышим |
домá | [д ам á] | дóм | [д óм] |
10.В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо.
Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Проверяемое слово | Проверочное слово | ||
пишем | Произносим и слышим | пишем | Произносим и слышим |
столб | [с т о л п] | столбы | [с т а л бы] |
11.В русском алфавите 33 буквы (выучить). Каждая имеет своё место и название.
12.Буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак) звука не обозначают. Ь (мягкий знак) показывает, что согласные звук произносится мягко.
пишем | Произносим и слышим |
уголь | [у г о л’] |
Мягкость согласных звуков на письме также обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и, но только в том случае, если стоят после них («дружат с согласными»).
пишем | Произносим и слышим |
лес | [л’эс] |
13.Буквы е, ё, ю, я (йотированные гласные) в начале слова или после гласного звука обозначают два звука и один звук, если стоят после согласного.
пишем | Произносим и слышим |
яма | [й’а м а] |
мяч | [м’а ч] |
14. Перенос слов. При письме переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку.
Буквы й, ь, ъ при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами.
Слова – названия | ||||
Предметов или объектов, явлений, чувств | Признаков | Действий предметов или явлений | ||
Отвечают на вопросы | Кто? (одушевлённые) | Что? (неодушевлённые) | Какой? Какая? Какое? Какие? | Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? |
Пример | Маша, дедушка, медведь | Дерево, деревня, гроза, радость | Большой, большая, большое, большие | Растёт, вырастет, растут, вырастут |
16.Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, под, над, с – предлоги. Они служат для связи слови в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов.
Сравни: | |
Пришёл школу | Пришёл в школу |
17. Диалог – разговор двух или нескольких человек. В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки, перед ними ставится знак «тире».
3 + 5 = | 6 + 2 = |
5 + 2 = | 4 + 1 = |
4 + 5 = | 6 + 4 = |
4 + 2 = | 4 + 3 = |
а) Измерь длину отрезка и запиши результат. Начерти ещё один отрезок, который короче первого на 2 см.
Все правила по русскому языку в помощь превокласснику
Правила по русскому языку для 1 класса
1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.
2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.
3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.
4. Произношение — это то, как мы говорим, произносим слово. Написание — это то, как мы должны написать слово.
5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы — [о-сы].
7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум — [с] или голос и шум — [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
10. Орфограмма — это написание слов по определенным правилам.
11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек — имена собственные. Они пишутся с большой буквы.
12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:
Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).
14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е — [й′э], ё — [й′о], ю — [й′у], я — [й′а].
15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой — и. Это нужно запомнить.
17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.
18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие — с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:
Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].
Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].
19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ — стол[БЫ].
20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.
21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное — это часть речи.
22. Слова, которые обозначают признаки предметов, — это имена прилагательные. Имя прилагательное — это часть речи.
23. Слова, которые обозначают действия предметов, — это глаголы. Глагол — это часть речи.
24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С — предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог — это часть речи.
Русский язык 1 класс «Школа России» Тема: Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Тема: Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (1 класс)
Автор УМК: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Школа России», издательство «Просвещение»
Форма проведения: проблемный урок
Цель урока: формировать умение разграничивать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Предметные УУД : в ыбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; разграничивать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Познавательные УУД: находить слова по заданному признаку (отвечают на вопрос «кто?», «что?»); учиться ставить вопросы к словам; учиться составлять предложения из слов; о ценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.
Регулятивные УУД: контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; уметь оценивать свою работу-давать словесную оценку; уметь организовать рефлексию своей деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
Личностные УУД : высказывают свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Оборудование: ИКТ- доска, карточки со словами, вопросами Кто? Что?, «неодушевленные, одушевленные», индивидуальные дифференцированные карточки, задания для работы в парах.
Современные педагогические технологии : ИКТ, проблемно- диалогическая технология.
Формы работы на уроке : парная, групповая, индивидуальная
Набор учебных ситуаций
1. Создание учебной ситуации с затруднением, через которую обозначены предметные, метапредметные и личностные результаты (УУД).
2. Побуждающий диалог, постановка проблемной ситуации, которая характеризуется особым психологическим состоянием, наличием противоречия и пониманием проблемы.
3.Создание “ситуации успеха”, где детям предлагается конкретно-практическая задача, опирающаяся на прошлый опыт ребёнка.
4. Организация творческой деятельности учащихся на уроке.
5. Организация рефлексивной деятельности учащихся.
Организационная структура урока
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
— Громко прозвенел звонок,
Сегодня вы пришли с разным настроением, покажите его, подойдите к смайликам и прикрепите любого цвета прищепку, который соответствует вашему настроению на данный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?!
— Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.
— Что вы пожелаете гостям? (Здоровья.)
— А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.
Эмоциональный настрой. Слушают, выполняют
Слайд 3 Физминутка для глаз
Ва-ва-ва на суку сидит сова.
Ву-ву-ву в лесу видели сову.
Вы-вы-вы есть совята у совы.
-Какое слово часто повторяли? Какой первый звук в слове СОВА?
Дайте характеристику звуку С? Запишите букву, слоги. Придумайте предложение с этим словом.
Устные ответы, выполняют задание по чистописанию
3. Изучение нового материала
Прочитать «Какие бывают слова»
А) Упражнение в умении классифицировать существительные
Правила работы в группе
Есть сладкое слово – конфета (слова вывешиваются на доску).
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово холодное – снег.
Есть слово веселое – смех.
— На какие две группы можно разбить слова? (односложные – двусложные, и т.д., одушевленные – неодушевленные )
— Что обозначают слова, которые вы назвали? (предметы)
— Какие вопросы можно задать к этим словам? Почему?
-Распределите слова в два столбика. Составьте предложения со словами.
Запись на доске и в тетради учеников. Один ученик пишет на доске.
— Почему вы так разделили слова?
— Оцени свою работу. (Какая была у тебя цель? Ты справился сам или с помощью?)
Отгадывают слова, выполняют задание, составляют предложения
Если правильно – хлопают, неправильно – молчат.
Правило кто что в русском языке 1 класс
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные – это звуки, при произношении которых воздух спокойно проходит через полость рта и не встречает какой-либо преграды.
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Для обозначения гласных звуков на письме используем 10 букв:
а, о, у, э, ы – обозначают твёрдость согласных звуков;
я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков (после согласного),
или обозначают 2 звука.
Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука:
Согласные – это звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду (язык, зубы или губы).
В русском языке 36 согласных звуков.
В русском языке 21 буква, которая обозначает согласный звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,
Согласный звук может быть:
— твёрдым или мягким;
— звонким или глухим;
Всегда твёрдые [Ж], [Ш], [Ц].
Всегда мягкие [Й’], [Ч’], [Щ’].
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, ы, э и ъ:
Мягкость согласных звуков обозначается буквами я, ё, е, ю, и и ь.
ЗВОНКИЕ согласные произносим с шумом и голосом, а ГЛУХИЕ только с шумом.
В предложении «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи!» все согласные глухие.
ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Например: крыши, жираф.
ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Например: чудак, щука.
СОЧЕТАНИЯ ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН И НЩ
Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ пишутся без мягкого знака.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ
Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.
Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах требуют проверки.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Для проверки слов с двумя безударными гласными в корне нужно подобрать два проверочных слова.
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Написание слов с непроверяемыми гласными в корне слова надо проверять по орфографическому словарю.
Написание некоторых из них надо запомнить.
В конце слова после мягкого согласного пишется буква Ь
После мягкого Л в середине слова всегда пишется буква Ь.
В других случаях после мягкого согласного буква Ь не пишется
В случае затруднения обращайся к словарю.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК
Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
Разделительный Ь пишется в корне и между корнем и окончанием.
Ь пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем слова, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я.
(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)
Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.
Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.
Между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.
Написал, записал, приписал, списал, дописал
Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.
Между предлогом и приставкой можно вставить другое слово или вопрос.
Сосна росла (у) берега.
Сосна росла у (чего? самого) берега.
1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.
2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.
Запомни: лестница, праздник, чувство
Ужасный – ужас, опасный – опасен.
ПРАВОПИСАНИЕ Ы И И ПОСЛЕ Ц
ИСКЛЮЧЕНИЯ : цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып – цып.
В словах с суффиксом
ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТИВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц
В окончаниях имен существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е.
Слова состоят (или могут состоять) из приставки, корня, суффикса и окончания.
Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение: свет, светильник, освещать.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: ходить, подходить, переход, выход.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: школа, школьник, школьный.
Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в словосочетании или в предложении: читал книгу, нашёл в книге.
Разбор слова по составу
1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:
настольный, настольного, настольным, о настольном.
Окончание –ый, основа настольн-
2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:
стол, столик, столовая.
Общая часть слов – стол-. Это корень.
3. Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.
Такая приставка есть в словах наручный, настенный
4. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.
Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.
Например: во-ро-на, пе-тух, лю-бовь
Например: ака-ция, мир, яма
Например: боль-шой, крыль-цо, сой-ка, объ-езд
4. При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
Например: жуж-жать, сум-ма, ап-петит
Например: под-бить, при-слоняться, рас-крыть, пре-красный
имя существительное предлог
имя прилагательное союз
Например, школа, ученик, кровать, лошадь.
Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе (что? кто?)
(Например, писатель, рак)
(Например, дождь, вода)
Например, Валентина, Новгород, Барсик
Все остальные – нарицательные.
Например, город, кошка, сестра, дом
Имена существительные бывают:
Женского рода (она моя), например, лодка, корова.
Мужского рода (он мой), например, стол, год.
Среднего рода (оно моё), например, солнце, окно.
Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.
Например, туфли – туфля (ж.р), ботинки – ботинок (м.р.)
Имена существительные изменяются по числам.
Существительные в единственном числе обозначают один предмет,
во множественном числе – два или несколько предметов.
Имена существительные изменяются по падежам.
Именительный – (есть) кто? что?
Дательный – (подошёл) кем? чем?
Винительный – (вижу) кого? что?
Творительный – (доволен) кем? чем?
Предложный – (думаю) о ком? о чём?
Как отличить И. п. от В. п.
Существительное в И.П. является в предложении главным членом – подлежащим и никогда не употребляется с предлогом.
Существительное в В. п. является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без.
Как отличить Р. п. от В. п.
Р. и В. падежи можно различать по предлогам.
От, до, из, без, у, для, около, в, на, за, через, про
У существительных 1 склонения Р. и В. падежи различаются по окончаниям.
Существительные в П. п. всегда употребляются с предлогом (о, об, обо, в, во, на, при)
Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются на гласные звуки. (об автомобиле, об урожае, об Илье)
Существительные бывают 1, 2 и 3 – го склонения.
3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием).
Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа.
Например, ехали по улице – улица (1 скл.)
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Чтобы проверить безударное окончание существительного, надо:
Например, красная, цветной, праздничное, весёлые.
Начальная форма имени прилагательного – прилагательное в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. (какой?)
Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано по смыслу.
В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и по падежам.
Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Для того, чтобы правильно написать безударное окончание
имени прилагательного нужно:
1. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное, определить число, род и падеж.
2. Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже.
3.ИЛИ поставить вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.