Правило что такое существительное во 2 классе
Подборка правил: имя существительное
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
Собственное и нарицательное
Одушевленные и неодушевленные
Число имён существительных
Род имени существительного
РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.
ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.
Склонение имени существительного
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Падежи и вопросы:
Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.
ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).
Три склонения имён существительных
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.
ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.
ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»
ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
Морфологический разбор
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.
ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА
Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.
5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ
Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).
Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.
Подборка правил: наречие
Подборка правил: наречие. Читать далее
Как научить ребенка читать по слогам?
У каждого родителя наступает момент следующей ступени развития его ребёнка. Поэтому, многие задаются вопросом: «Как же мне научить читать своего ребёнка?!» Читать далее
Как писать сочинение по русскому языку
В данной статье описаны советы по успешному написанию школьного сочинения. Читать далее
Как объяснить ребенку падежи?
Родители и учителя ломают головы, как доступно объяснить ребенку падежи, но поначалу для юного школьника это бывает сущим мучением. Читать далее
Как помочь детям учить буквы?
Детки возрастом 1,5-2 года, даже не научившись говорить, могут уже запоминать буквы. Читать далее
Что такое существительное 2 класс
Имя существительное – что это за часть речи, какие у него есть постоянные и непостоянные признаки, чем оно является в предложении
Имя существительное – это самостоятельная часть речи. То есть к ней можно задать вопрос и у нее есть лексическое значение. Вопрос к существительному может быть «Кто?», если оно одушевленное, или «Что?», если неодушевленное. Например: (кто?) собака, человек, муха; (что?) дом, счастье, вода.
Если проанализировать все слова, которые мы постоянно употребляем в речи, то 40 % из них – существительные. На втором месте – глаголы, их 26 %.
4 типа существительных по значению
Конкретные. Обозначают предмет, который можно потрогать руками. Например, можно руками потрогать стол, книгу, кошку, окно.
Вещественные. Их тоже можно потрогать, но у них есть две особенности:
Например, вода, бензин, лен, железо. Если я зачерпну стаканом воду, то есть возьму ее часть – свойства этой воды будут такими же, как и свойства всей остальной воды. Если отколю кусок железной руды – у него будут те же свойства, что и у остальной руды.
В этом отличие вещественных от конкретных. Конкретные в принципе не делятся на части. Если у стола отпилить ножку – это будет ножка стола, а не стол.
Абстрактные, или отвлеченные. Их нельзя потрогать руками. Любовь, счастье, совесть, дружба – что это вообще такое?
А что такое небо? Его тоже нельзя потрогать. Оно тоже абстрактное.
Собирательные – они обозначают несколько предметов, которые образуют одно целое. Предметы должны быть одинаковые. Например, студенчество – в нем одни студенты, профессура – одни профессора, листва – только листья.
У собирательных обычно есть особые суффиксы – «-еств-», «-в-» и другие.
Постоянные признаки существительных
Постоянные морфологические признаки – это такие, которые невозможно изменить.
Род – мужской, женский, средний. Каждое существительное принадлежит только к одному из них: стол – мужского рода, парта – женского, солнце – среднего.
Собственное или нарицательное. Собственные – это имена, клички, прозвища. Они применимы к одному-единственному предмету. А вот нарицательные называют несколько одинаковых предметов.
У меня был пес Цыган. Пес – нарицательное, потому что псов полно. А Цыган – собственное, потому что оно называет моего единственного Цыгана. Я человек, меня зовут Алексей. Человек – нарицательное, так как людей полно, а Алексей – собственное, потому что оно называет именно меня.
Да, Алексеев тоже много. Но когда преподаватель мне говорит: «Алексей!» или однокурсницы говорят: «Леш!» – я понимаю, что они обращаются именно ко мне.
Одушевленное или неодушевленное. Это не значит «живое» – «неживое». Неодушевленное – это когда Винительный падеж во множественном числе равен Именительному: вижу столы = стоят столы. Одушевленное – когда Винительный падеж во множественном числе не совпадает с именительным: вижу коров – коровы спят, вижу мужиков – мужики работают.
Про мертвеца и куклу
Мертвец – одушевленное существительное. У него винительный падеж во множественном числе не равен именительному: лежат мертвецы – вижу мертвецов.
Вот видите, мертвецы – не живые, однако одушевленные.
То же самое с куклами: у меня есть куклы – одеваю кукол. Одушевленные, хоть и не живые.
Непостоянные признаки
Эти признаки меняются.
Число. Множественное или единственное: дом – дома, кукла – куклы.
Падеж. Ребенок – именительный, рожать ребенка – родительный, творить с ребенком – творительный.
Запоминалочка падежей
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван – именительный падеж, родил – родительный, девчонку – дательный, велел – винительный, тащить – творительный, пеленку – предложный.
Другие советы по запоминанию падежей есть вот в этом видео. Оно моё, я записывал сам.
В зависимости от контекста существительное может быть в разных числах и падежах.
Начальная форма существительного
Это всегда именительный падеж единственного числа: колдун, веревка, кольцо, печаль.
Ее обязательно надо указывать при морфологическом разборе, чтобы правильно определить постоянные признаки.
Синтаксическая роль
Существительное может быть всеми членами предложения. Смотрите:
Если существительное у вас в предложении является определением, то это определение всегда несогласованное.
Имя существительное как часть речи
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
ИС, называя всё живое и неживое в окружающем и мысленном пространстве, разделятся на одушевленные и неодушевленные.
Собственные и нарицательные имена существительные
Падежи имён существительных
Падеж существительного – это морфологический признак. Он выражает грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж определяет форму существительного, является словоизменительным признаком.
Падежей шесть, один из них – И. п. (кто?/что?) – прямой. Остальные пять – Р. п. (кого?/чего?), Д. п. (кому?/чему?), В. п. (кого?/что?), Т. п. (кем?/чем?), П. п. (о ком?/о чем?) – косвенные.
Склонение имён существительных
Склонение – постоянный признак ИС, определяющий особенность изменения по числам и падежам. ИС склоняются, то есть, изменяются по числам и падежам. Основных склонений три – 1-е, 2-е, 3-е.
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
Несклоняемые
Разносклоняемые
Адъективное склонение
Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.
Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.
Роды имён существительных
Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.
Род существительных определяется путём подстановки слов:
Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.
Число имён существительных
Число – непостоянный признак существительного, который обозначает единичность или множественность.
У существительных два числа: единственное и множественное. В форме И. п. ед. ч. – называет один предмет, в той же форме мн. ч. – два и более предметов: столб – столбы, дом – дома. Число – формообразующая категория, она выражается в окончании слова, в ударении, в чередовании согласных: снег – снега: друг – друзья.
Кроме этого, в русском языке имеется значительное количество ИС, которые не имеют ед. или мн. числа: тряпье, храбрость, серебро; сани, штаны, выборы. Начальная форма данных слов – именительный падеж.
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор – целостная характеристика части речи. Разбор ИС предполагает установления значения и части речи слова, его начальной формы, постоянных и непостоянных признаков, синтаксической роли в контексте предложения. Разбор производится по общепринятому плану.
Общее понятие об имени существительном. 2-й класс
Класс: 2
Предназначение: для проведения урока по русскому языку.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Авторский медиапродукт: презентация.
Авторские комментарии: презентации созданы с использованием Интернет-ресурсов (фото).
(Слайд 2) Чистописание. Кликнуть мышкой на знак в правом верхнем углу. При появлении экрана кликнуть на «прописные», затем навести курсор на букву Ц, затем на строчные, навести курсор на буквы ц, а, е.
(Слайд 7) Гиперссылка на физминутку. Двойной щелчок мышки для возвращения на слайд. (Приложение 1)
(Слайд 10) Использование триггеров. Нажать на рисунок для перемещения.
(Слайд 16) Использование гиперссылки для повторения.
Тема урока: Общее понятие об имени существительном.
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное», ознакомление с обобщённым лексическим значением.
Задачи:
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
– У вас хорошее настроение?
– Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.
– Настраиваемся на рабочую волну и вспомним наш девиз: наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю вывод.
II. Чистописание.
– Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: в цветнике цветут цветы.
– Какой звук произносим в начале каждого слова? (Звук ц)
– Расскажите про этот звук. (Согласный, глухой, твёрдый)
– Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы Ц, ц.
(Работа с анимацией «Чистописание»)
– А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения. (Ц ц Цц Ца це Ци цы).
– Кто подскажет, когда пишем «ци», а когда «цы». (В конце слова – «цы»)
– Запишите скороговорку. (Один ученик диктует предложение, проговаривая)
– Подумайте, чем интересны слова в этом предложении. (Все слова родственные; однокоренные).
– Выделим корень в каждом слове. Подчеркнём в этом предложении главные члены.
III. Работа над новым материалом.
Лексико-грамматические признаки имен существительных.
Работа со словарным словом. Отгадайте ребус.
Расскажите о слове: (2 слога; опасная гласная в 1 слоге; 5 букв, 4 звука)
Что обозначает это слово? (Предмет)
Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах и словах, которые их обозначают.
– На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика.
Коньки, думать, весёлый, свадьба, играть, большой, медведь, дождь бежать, хороший, рисовать, золотой
Правила по русскому языку для 2 класса
часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что? обозначает предмет.
Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто? (заяц)
Неодушевленные на вопрос что? ( стол)
Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Все остальные имена существительные –это нарицательные. Они называют любой предмет, явление и пишутся с маленькой буквы. ( стол, дождь, собака..)
Имена существительные изменяются по числам.
часть речи, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что сделал? Что будет делать? Обозначает действие предмета ( идет, нарисовал, учил…).
Глаголы изменяются по числам, бывают в единственном и во множественном числе. При изменении числа меняется его форма (чита ю т – чита е т, игра е т – игра ю т).
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Слово не – это частица.
Имена прилагательные изменяются по числам. Бывают в единственном числе (обозначают признак одного предмета: красивая) и во множественном числе (признак нескольких предметов: красивые).
– это часть речи. Слова: я , ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.
– это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Главные члены предложения:
Подлежащее — (обозначает, о ком или о чём говорится в предложении)
Отвечает на вопросы: Кто? Что?
Школьники сажали у школы фруктовые деревья.
Весь класс был на празднике.
В предложении подчеркивается одной чертой.
Сказуемое (обозначает, что говорится о подлежащем)
Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал.
В предложении подчеркивается двумя чертами.
Внизу большая река тянется серебристою нитью.
Имя существительное – Кто? Что?
Имя прилагательное – Какой? Какая? Какое? Какие?
Глагол – Что делать? Что сделать?
Местоимение (я,ты, мы, вы, он, она, оно, они).
Нераспространенное предложение – это предложение, которое состоит только из главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. ( Гроза надвигалась.)
Распространенное предложение – это предложение, которое состоит из главных и второстепенных членов предложения.
(Над городом надвигалась сильная гроза ).
Например: м о р я – м о ре, р е ка – р е ки, см о треть – см о трят.
в слове нужно проверять, для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-371829
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык 2 класс. Что такое имя существительное?
Русский язык 2 класс
Тема: Что такое имя существительное?
Цели: формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь.
Личностные: формирование позитивной самооценки, развитие творческого воображения.
Метапредметные: Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.
Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;
Тип урока : Урок усвоения новых знаний
Перейти по ссылке, работа с презентацией
1. На какой вопрос отвечают?
3. Каким членом предложения являются?
В русском языке слова делятся по определенным признакам на большие группы- части речи.
А. Словарная работа
Апрель, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь.
-Прочитайте слова. Что у них общего? ( Это названия месяцев.)
-Запишите слово месяц, поставьте ударение, подчеркни те непроверяемую гласную.
Б. Орфографическая минутка (На доске запись.)
Одна девоч..ка ушла (из)дома (в)лес. (В)л..су она (за)блудилась и ста ла искать д..рогу д..мой.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
3. Самоопределение к деятельности
4.Работа по теме урока
Перейти по ссылке, работа с презентацией
Слова, которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными
• Очень впечатлительное имя существительное.
• Убедят его легко два вопроса: кто? и что?
• Обозначит все предметы: кто? ворона, что? кометы,
• Кто? зайчонок, что? гроза, книга, речка, стрекоза.
• Так предметы называй, по вопросам узнавай.
Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 45.
5.Закрепление изученного материала
Найти урок Имя существительное как часть речи. Группы существительных