Правила спортивной игры что где когда
Что? Где? Когда? (спортивная версия)
Игра появилась на основе существовавшей с 1975 года одноимённой телевизионной игры, однако имеет ряд особенностей, главная из которых — соревнование команд друг против друга на одних и тех же вопросах.
Содержание
Известны следующие разновидности игры:
Синхронный турнир
Синхронный турнир — заочная форма соревнований по спортивному варианту игры, предусматривающая согласованное проведение в сжатый срок соревнований на одном и том же пакете вопросов в нескольких различных населённых пунктах.
Ход соревнования курируется организационным комитетом, имеющим своих представителей во всех населённых пунктах, где проводится игра. Представители на местах получают вопросы по Интернету, знакомят с ними ведущих и отсылают в оргкомитет отчёты о спорных ответах на вопросы, апелляциях со стороны игроков и результатах прошедших соревнований. Если организаторы турнира не пользуются услугами представителей на местах, а рассылают для ведения турнира своих представителей во все города, где он играется, такой турнир принято называть эмиссарским (к эмиссарским традиционно относятся, например, синхронные турниры, проводимые интеллектуальным клубом «Неспроста»).
Все детали проведения синхронного турнира подробно описываются в его регламенте, который должен неукоснительно соблюдаться представителями оргкомитета на местах.
Правила
Вопросы
Для правильного ответа на вопрос ЧГК («взятия» вопроса) должны требоваться один или несколько логических шагов, интуитивный поиск, «озарение» и т. п. Вопросы, требующие от игроков прямого знания малоизвестных фактов, воспринимаются негативно, а вопросы, которые не требуют ничего, кроме прямого знания, вообще находятся за рамками игры (распространена аббревиатура ЧЗВЧГКНЯ — «чистое знание вопросом ЧГК не является»).
Распространёнными приёмами для написания вопросов спортивного «Что? Где? Когда?» являются «пропуски» (требуется восстановить пропущенные слова в некотором тексте) и «замены» (требуется понять, какие слова были заменены).
В некоторых вопросах используется раздаточный материал (как правило, отпечатанные картинка или текст).
По построению вопроса могут быть выделены такие разновидности, как одноходовки и многоходовки (в зависимости от числа необходимых для взятия логических ходов), «мозаики» (об объекте вопроса сообщаются различные факты, по которым нужно определить объект) и пр.
К некачественным вопросам относят «гробы» (вопросы, которые из-за их недостатков или чрезмерной для турнира данного уровня сложности не смогла взять ни одна команда из игравших на турнире; впрочем, некоторые «гробы» являются очень качественными), «детские вопросы» или «гайки» (вопросы, которые взяли все команды), «свечки» («засвеченные» вопросы — то есть те, которые полностью или частично повторяют игравшиеся ранее), вопросы с дуальными ответами (это либо альтернативные ответы, которые полностью удовлетворяют всем фактам вопроса и, следовательно, должны быть засчитаны, либо «логические дуали» — ответы, которые столь же логичны, как и авторский, но прямо противоречат фактам вопроса, и поэтому не должны засчитываться), некорректные вопросы (базирующиеся на ложных фактах — такие вопросы могут быть сняты апелляционным жюри, если регламент турнира предусматривает это).
Правила спортивной игры что где когда
1. Общие положения
1.1. Игры турнира проходят по правилам «Что? Где? Когда?». Ведущий задает вопрос, у команд есть минута на поиск ответа. По истечении минуты команды сдают ответы письменно на специальных бланках Ведущему или его помощникам, за исключением команды, играющей за Центральным Столом (см. п 3.1.). На сдачу бланков с ответами у каждой из команд 10 секунд, по истечении которых, она лишается права ответа на вопрос в случае, если бланк не был предоставлен.
1.2. За верный ответ команда получает 1 очко. Если игроки отвечают неправильно, то команда не зарабатывает очков.
1.3. Верность ответа команды определяет Ведущий. Апелляции на принятые Ведущим решения не принимаются и не рассматриваются.
1.4. Ведущие и Организаторы обеспечивают контент игры (вопросы, реквизит, музыкальное сопровождение, подготовка бланков для ответов, судейство, подведение итогов, и награждение победителей).
1.5. Команды могут отвечать досрочно, но в этом случае они не получают «дополнительную минуту» для обсуждения одного из следующих вопросов.
1.6. Каждая игра состоит из 11 вопросов. Очередность вопросов определяет Волчок, находящийся на Центральном Столе. Если стрелка указывает на сектор, который уже играл, то игрокам задается вопрос из следующего по часовой стрелке сектора. Центральный стол разделён на 12 секторов, в каждом из которых лежит по одному вопросу. Всего на каждой игре 12 вопросов, из которых в розыгрыше на одну игру участвуют 11.
1.7. В игре принимают участие команды по шесть игроков, заявившиеся и приобретшие билеты.
1.8. Все команды, заявившиеся на игру, играют одновременно и отвечают на одни и те же вопросы.
1.9. Заявка команды и оплата билетов гарантируют команде участие в Игровом Вечере. Каждый Игровой Вечер состоит из двух игр. Билеты на одну игру не предусмотрены.
2. Структура Турнира
2.2. По итогам каждой Серии определяется команда-победитель, которая награждается Кубком Серии, медалями, а её игроки получают право посетить в качестве зрителей одну из передач Элитарного Клуба «Что? Где? Когда?».
2.3. Победителем Серии становится команда, набравшая наибольшее количество Зачетных Баллов за Серию.
2.4. Зачетные Баллы команды получают двумя путями.
а) по итогам каждой игры. Начисление Зачётных Баллов по итогам игры происходит по следующей схеме:
б) За верные вопросы, т.е. за выигранные раунды за Центральным Столом (см. п 3.1.).
2.5. Победителем игры становится команда, ответившая правильно на наибольшее количество вопросов. Если несколько команд предоставили одинаковое количество правильных ответов, то места распределяются в соответствии с дополнительными показателями:
I. Количество очков, выигранных за Центральным Столом (см. п. 3.1.).
II. Количество раундов, проведенных за Центральным Столом (см. п. 3.1.). В случае равенства обоих дополнительных показателей места делятся между командами.
2.6. По итогам Игрового Вечера по сумме мест в двух играх определяется команда-победитель вечера. Команда-победитель получает призы от Организаторов.
2.7. Победитель Игрового Вечера определяется по результатам выступления в обеих играх Игрового Вечера. При равенстве используются дополнительные показатели:
I. Количество очков, выигранных командами за Центральным Столом (см. п. 3.1.)
II. Количество раундов, проведенных за Центральным Столом. (см. пп. 3.1-3.3.)
III. Общее количество правильных ответов за две игры вечера.
IV. Более высокое место в одной из игр.
3. Правила игры за Центральным Столом
3.1. В каждом раунде, начиная с первого, одна из команд играет за Центральным Столом. Ответы у этой команды принимает Ведущий, команда отвечает устно.
3.2. Каждый правильный ответ, данный командой за Центральным Столом, приносит 1 очко в зачет игры и 1 балл в Зачет Серии. В случае, если команда, играющая за Центральным Столом, даёт неверный ответ, она возвращается играть в зал и теряет все баллы в Зачет Серии, набранные за время игры за Центральным Столом. ВАЖНО: ОЧКИ, В ЗАЧЕТ ИГРЫ СОХРАНЯЮТСЯ!
3.3. Команда, играющая за Центральным Столом, имеет право в любой момент после своего очередного правильного ответа, но до начала следующего раунда, добровольно покинуть Центральный Стол и продолжить игру в зале. В этом случае набранные ею баллы в Зачет Серии, как и набранные по ходу игры очки сохраняются.
3.4. Команда в ходе одной игры может вновь оказаться за Центральным Столом. В этом случае баллы в Зачет Серии, набранные командой во время прошлой посадки за Центральный стол в этой игре, сохраняются. При этом набор новых баллов в Зачёт Серии идёт с нуля.
4. Правила Попадания за Центральный Стол.
4.1. Перед началом каждой игры все команды получают по 100 игровых кредитов.
4.2. За каждый правильный ответ в ходе игры команды кроме очка в зачет игры и балла в Зачет Серии (если она играет за Центральным Столом) получает по 10 дополнительных кредитов.
4.3. Игровой аукцион проводится:
— Перед началом первого раунда каждой игры,
— В случае, если команда за Центральным Столом уступила своё место
В аукционе участвуют все желающие команды.
4.4. Ставки в аукционе делаются из числа имеющихся в распоряжении команд игровых кредитов. Желающая играть за Центральным Столом команда сдает Ведущему бланк с указанием суммы игровых кредитов, которую она готова отдать за право сесть за Центральный Стол. Ставка может быть от 1 до максимального количества имеющихся у команды игровых кредитов.
4.5. Все игровые кредиты, поставленные командами в аукционе, сгорают вне зависимости от результатов торгов. Победителем аукциона становится команда, поставившая наибольшее количество игровых кредитов. В случае равенства этого показателя у нескольких команд, победителя торгов определяет Волчок.
4.6. Победитель аукциона играет за Центральным Столом до тех пор, пока отвечает правильно, либо пока сам не изъявит желание покинуть стол. Когда Центральный Стол освобождается, проводится очередной тур аукциона.
4.7. Баллы, набранные командой за Центральным Столом и не «сгоревшие» в результате проигрыша, добавляются к общим баллам команды в Зачёт Серии.
ПРАВИЛА СПОРТИВНОЙ ВЕРСИИ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
ПОЛОЖЕНИЕ
Об финале школьного чемпионата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по интеллектуальным играм сезона 2015-2016г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Финал школьного чемпионата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по интеллектуальным играм (далее – финал) проводится с целью выявления сильнейших школьных команд Югры по играм «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Эрудит-квартет», «Мультиигры».
УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ
· Клуб Интеллектуальных Игр г. Сургута;
· АНО «Интеллектуальный Клуб»;
· РОО «Югорский интеллектуальный клуб»;
ФОРМАТ ФИНАЛА
Финал проводится в четырех номинациях: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Эрудит-квартет» и «Мультиигры».
РУКОВОДЯЩИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
· Оргкомитет разрабатывает и реализует программу отбора, утверждает персональный состав Жюри. В оргкомитет входят представители учредителей и организаторов клубов интеллектуальных игр в муниципалитетах Югры.
· Игровое жюри готовит игровой пакет, включающий вопросы, правильные ответы, инструкции по зачету, источники информации, сведения об авторах вопроса, комментарии;
· Апелляционное жюрирассматривает апелляциисогласно кодексу спортивного «Что? Где? Когда?», разработанному комиссией Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» по этике и унификации правил за 2003 год.
УЧАСТНИКИ
· Все участники должны соблюдать правила, установленные на территории проведения игр. Оргкомитет имеет право отстранить команду или отдельных игроков от участия в играх за неспортивное поведение, а также за нарушение этических норм;
· В финале могут принимать участие команды, состоящие из учащихся средних общеобразовательных учреждениях, а также не имеющие законченного среднего (полного) образования учащиеся 1-2 курса средних профессиональных учебных заведений (СПУЗ), получившие по итогам отборочного этапа приглашение принять участие в финале;
· Участвующие команды подразделяются на две зачетные категории: старшую (учащиеся 9-11 классов СОШ или 1-2 курсов СПУЗ) и младшую (учащиеся 7-9 классов СОШ);
· Все участники чемпионата должны постоянно проживать на территории Ханты-Мансийского АО – Югры;
· Капитан команды является единственным ее представителем в любых переговорах с Оргкомитетом или Жюри. Команда вправе сменить капитана в ходе турнира, известив об этом Оргкомитет.
ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ И СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ
Оргкомитет вправе применять штрафные санкции к участникам Финала в следующих случаях:
· Нарушение данного положения;
· Нарушение правил поведения на территории проведения игр;
· Проявление неспортивного поведения;
· Публичное употребление ненормативной лексики;
· Употребление спиртных напитков;
· Нарушение правил установленных оргкомитетом и публично озвученных во время проведения отбора.
К участникам отбора могут применяться следующие санкции:
· Временная дисквалификация игрока;
· Дисквалификация игрока до конца турнира;
· Дисквалификация команды и аннулирование ее результатов;
· Снятие игровых очков с команды.
Участники отбора имеют право:
· Подавать апелляции на снятие вопроса или зачет дуальных версий на вопросы турнира по «Что? Где? Когда?»;
· Требовать смены ведущего в случае, если им дважды в течение одного тура были допущены грубые ошибки, приведшие к снятию вопроса или аннулированию результата розыгрыша вопроса;
· Требовать снятия вопроса, если ведущий при его прочтении исказил текст так, что это помешало или помогло одной из команд дать правильный ответ;
· Требовать аннулирования результата розыгрыша вопроса, если ведущий до оглашения ответа предпринял действия, которые можно расценивать как подсказку;
· Обращаться в оргкомитет с протестами на неспортивное поведение участников турнира или представителей Оргкомитета.
Все спорные ситуации, не описанные в настоящем положении, находятся в компетенции Оргкомитета. Принятые Оргкомитетом решения доводятся до участников и являются окончательными. Состав Оргкомитета объявляется перед началом турнира.
РАСПИСАНИЕ ЧЕМПИОНАТА
11:00 – Регистрация команд
11:30 – Открытие чемпионата
12:00 – «Мультиигры» блок 1
12:20 – «Что? Где? Когда?» 1,2,3 тур
15:30 – «Мультиигры» блок 2.
19:00 – Окончание первого дня
10:00 – «Брейн-ринг» финальная часть
14:30 – «Мультиигры» блок 3
14:50 – «Что? Где? Когда?» 4,5 тур
16:30 – Закрытие чемпионата
Расписание может быть изменено.
ПРАВИЛА СПОРТИВНОЙ ВЕРСИИ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
· Игра проводится согласно кодексу спортивного ЧГК, разработанному комиссией Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» по этике и унификации правил за 2003 г. (www.chgk.ru);
· Результатом команды является количество вопросов, на которые она ответила правильно (за исключением вопросов, которые Жюри признало некорректными). Любое, даже малозначительное отклонение от авторского ответа, делает ответ команды спорным;
· Любая команда, ответ которой дословно не совпадает с авторским, имеет право подать апелляцию на зачет своего ответа. Любая команда имеет право подать апелляцию на некорректность любого вопроса.
· В случае равенства суммы очков при подведении итогов чемпионата по «Что? Где? Когда?» у команд, претендующих на призовые места, назначается «перестрелка» (ее формат определяет Оргкомитет); в иных случаях показателем является наименьшая сумма мест на этапах чемпионата. Если и этот показатель у команд идентичен, то вторым показателем является рейтинг взятых командами вопросов.
Что?Где?Когда?
С 1975 по Настоящее время
Данная статья описывает телевизионную версию игры. Чтобы узнать о турнирах и о спортивной версии игры, смотрите соответствующую статью.
Что? Где? Когда? — интеллектуальная викторина, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловым. Игра очень быстро стала настолько популярной, что кроме оригинальной телевизионной версии появилась спортивная версия игры. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей. Знатоки должны за одну минуту при помощи мозгового штурма найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков.
Содержание
Правила телеигры
В телевизионной версии каждый верный ответ на вопрос даёт команде одно очко, неверный ответ даёт очко «команде зрителей» (которые как бы вместе играют против команды знатоков). Когда одна из команд набирает шесть очков, она выигрывает. Это означает, что в течение одной телевизионной игры может прозвучать не более одиннадцати вопросов. Правила телеигры постоянно меняются, но проходит она всегда (за исключением нескольких первых сезонов) в Охотничьем домике Нескучного Сада в Москве. Там оборудована особая комната с рулеткой, на которой установлен волчок со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанными названиями городов участников, приславших вопрос. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший вопрос уже сыгран, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос.
Обсуждение ведётся одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. Как правило, слово даётся автору версии.
Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (зачастую это кулак с поднятым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.
Также было введено такое правило, как «помощь клуба». Если знатоки не знали ответа на заданный вопрос, они могут обратиться к знатокам в зале. Время, которое можно использовать для данных целей — 20 секунд. В 2007 году это правило было слегка изменено, после чего брать помощь можно только при счёте не в пользу знатоков. Ранее существовало такое правило как «помощь магистров», при котором знатокам могли подсказывать в течение 20 секунд магистры игры, однако это правило было впоследствии отменено.
Так как знатоки находятся в зале не одни, существует потенциальная возможность несанкционированной подсказки. Для предотвращения этого во время обсуждения вопроса в зале находится распорядитель, который при обнаружении этого поднимает красную карточку. Кроме того, в зале задействованы несколько операторов, что позволяет зафиксировать подсказку на видео. При нарушении правил человек, подсказавший ответ, в большинстве случаев удаляется из зала. Ведущий же имеет право не засчитать ответ знатоков.
Вопросы
Общие сведения
Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить. Из краткого описания игры можно ошибочно заключить, что для успешного ведения игры необходимо помнить множество фактов. На самом деле вопросы, требующие знания определённых фактов, обычно неинтересны, таких вопросов стараются избегать. Хороший вопрос должен содержать в себе всё необходимое для ответа, кроме того могут требоваться знания на уровне средней школы, внимательность, наблюдательность и т. п. Часто какое-то лишнее, не очень пригодное в данном контексте слово или грамматическая тонкость являются сильным намёком; такую роль играют каламбуры и т. п., так что вопросы часто непереводимы и предполагают наличие познаний в культурологии.
Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности — специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.
Виды вопросов
Примеры вопросов
Телеверсия игры
Детали игровых правил часто менялись, но главным призом всегда оставались книги (которые подвешивали во время финальной игры на новогоднюю ёлку) и хрустальная сова.
После игра стала меняться, и эти изменения продолжаются до сих пор. В 1991 году появился новый сектор — ноль («зеро»). Если указатель останавливался на этом поле, то ведущий выходил к публике с тремя карточками (позже игрался единственный вопрос), на которых были записаны его собственные вопросы, и показывал их команде. Делал он это в своей манере, и как-то раз игроки даже не могли понять, где же кончается вступление и начинается вопрос. Такой вариант игры Ворошилов называл «игрой казино против знатоков».
В 2000 году был введён тринадцатый сектор. Если волчок покажет на него, то сыграть должен вопрос, случайным образом отобранный среди присланных через Интернет. Такие вопросы имеют свою специфику: ведущий до того, как знатоки дали ответ, не знает правильного ответа на вопрос, потому не может дать никаких комментариев.
Игра проходит ежегодно четырьмя сериями (весенняя, летняя, осенняя и зимняя) по пять-шесть игр и остаётся очень популярной. Состав знатоков мало менялся на протяжении всей истории игры. Несколько самых старых игроков вышли из игры, другие пришли, но это был довольно медленный и незаметный процесс, за исключением нескольких случаев.
Начиная с 2000 в игры стали принимать новых интеллектуалов, так что каждый сезон играла новая команда. Членов этих команд набирали из местных клубов, а после — по результатам игры по телефону, в течение которой все зрители должны были оценивать точность их ответов с помощью сотовых телефонов. Однако эти группы, не имевшие опыта командной игры, не очень хорошо выглядели на экране.
В настоящее время существуют клубы любителей «Что? Где? Когда?» практически во всех крупных регионах России и во многих странах, где проживают выходцы из бывшего СССР. Клубы организуют игры по спортивной версии «Что? Где? Когда?». Проводятся регулярные чемпионаты, а также фестивали и турниры. Работа клубов регулируется Международной ассоциацией клубов «Что? Где? Когда?». Также издавалась газета «Игра», освещающая ключевые события в играх «Что? Где? Когда?» и «КВН».
Многие знаменитые знатоки клуба «Что? Где? Когда?» принимали активное участие в съёмках телевизионной версии «Брейн-ринга»
В телеверсии игры предусмотрены паузы преимущественно для отдыха знатоков. Они бывают двух видов:
Прямой эфир
Особенностью игры является то, что она проходит в прямом эфире. Во время прямого эфира зрители могут давать ответ с помощью телефонов МТС. Однако стоимость сообщения повысилась от 5-6 центов (согласно тарифному плану) до 10 рублей.
Призы и титулы телеигры
Пиджаки
Погон лучшего капитана
Магистры
Начиная с 1995 года, в каждом юбилейном сезоне игры одному из знатоков присваивается звание магистра. В настоящее время этим званием обладают:
Хранитель традиций
Хранителем традиций клуба «Что? Где? Когда?» является адвокат, полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский.
Музыка в телеигре
Телевизионная игра стала настолько популярной, что её музыку ассоциируют уже только с телеигрой. Некоторые темы обрели огромную известность и используются в местных викторинах. Для многих людей эти мелодии, впервые услышанные в игре, навсегда остаются связанными с её атмосферой. Основная мелодия, звучащая в заставке игры — это вступительная часть к симфонической поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Кроме того, в начале игры звучит фрагмент арии Германа из оперы «Пиковая дама» («Что наша жизнь? Игра!») и другие эпизоды из той же оперы. Во время игры между раундами иногда звучит обработка фрагмента из «Рапсодии в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, композиция Джеймса Ласта «Ra-ta-ta» группы «Rotations», фрагменты песен «Crucified» и «Israelism» группы Army of Lovers. В конце игры проигрывается симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти» в исполнении Ekseption.
Спортивная версия
В отличие от телеверсии игры, спортивный вариант остаётся неизвестным для большей части россиян, так как популяризацией фестивалей и игр практически не занимаются — в основном потому, что те менее зрелищны, чем телевизионная версия, так как в спортивной версии у зрителя практически нет возможности наблюдать за игровым процессом.
Игра известна внутри некоторого движения, и человек попадает туда случайно, через своих друзей, знакомых, случайно увиденное объявление или институтский клуб, которые, как и клубы КВН, регулярно проводят игры для студентов.
Известные знатоки телеигры
Многие игроки, в основном игроки телеверсии, были очень популярны в Советском Союзе, позже — в России. Наиболее выдающиеся получают различные почётные призы, такие как хрустальная сова, титул бессмертного игрока Что? Где? Когда?, красный пиджак. В некоторых сезонах получали автомобили и крупные суммы денег (в основном, если были известные спонсоры).
Самые известные и прославленные участники этой игры:
Интересные факты
Версии игры в других странах
Белоруссия
На телеканале ОНТ. В Белоруссии, по словам Алеся Мухина (В элитарном клубе “Что? Где? Когда?” играет с 2001 года только в качестве капитана команды. А с 13 апреля 2009 года в эфире белорусского телевидения ведёт премьерную серию игр белорусского телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» [17] ), активно играют около полутора тысяч человек [18]