Праведный гнев что это

Праведный гнев

Праведный гнев что это

Конечно же, праведный гнев существует. И, как любое проявление праведности, может принести немало духовной пользы человеку. Но сначала давайте разберемся, что же представляет собою гнев вообще, без дополнительных определений.

Из личного опыта каждый знает, что гнев — это недовольство чем-либо. Причем недовольство настолько сильное, что человек может потерять над ним контроль и оказаться движимым этой эмоцией помимо собственной воли. Развивается гнев очень быстро. Подобно расширяющимся газам при взрыве, он мгновенно наполняет собой человеческое сердце, требуя выхода наружу в виде каких-либо агрессивных действий или хотя бы слов.

Однако Евангелие предлагает взамен этой очевидной логики нечто парадоксальное и даже абсурдное: «…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

И это ведь не кто-нибудь говорит, а сам Христос — воплотившийся Бог. Законный, казалось бы, гнев в отношении обидчиков Он призывает поменять на благословение, добрые дела и молитву за них.

Но тогда для чего Бог вложил в нашу природу эту способность — гневаться? И какой гнев можно считать праведным?

У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации нравственного выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет.

Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева в моем случае. Ведь ровно то же бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением.

Источник

Как забанить дьявола

Праведный гнев и сетевые споры

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Скажите, пожалуйста, можно ли верующему человеку проявлять гнев? Недавно мой знакомый, которому я доверяю, упрекнул меня, что я слишком жестко пытаюсь заставить замолчать некоторых людей в Интернете, которые, как мне кажется, просто хамы и хотят только оскорблять тех, кто с ними не согласен, а также Церковь, духовные ценности. Но вот я не понимаю: проявлять смирение и быть тряпкой для верующего, что ли, одно и то же? Надо просто тихо смотреть, как вытирают ноги о то, что тебе дорого? Но говорят же — «праведный гнев»! Или праведного гнева с точки зрения православия не существует, а гнев и злоба — это одно и то же?

Отвечает Александр Ткаченко:

Дорогой Владимир, конечно же, праведный гнев существует и, как любое другое проявление праведности, может принести немало духовной пользы человеку. Но сначала давайте разберемся, что же представляет собою гнев вообще, без дополнительных определений.

Из личного опыта каждый знает, что гнев — это недовольство чем-либо. Причем недовольство настолько сильное, что человек может потерять над ним контроль и оказаться движимым этой эмоцией помимо собственной воли. Развивается гнев очень быстро. Подобно расширяющимся газам при взрыве, он мгновенно наполняет собой человеческое сердце, требуя выхода наружу в виде каких-либо агрессивных действий или хотя бы слов.

И когда верующий человек видит, как в Интернете хулится его Церковь, Бог или другие святыни, конечно же, странно было бы ожидать, что он останется этим доволен. Безусловно, такое хамское поведение оскорбляет и больно ранит. Ну а как поступает человек, которому намеренно причинили боль и обиду? Вариантов тут не так уж много: слабый — убегает, сильный — вступает в схватку. Такова общая логика выживания в этом мире. Казалось бы, все очевидно.

Однако Евангелие предлагает взамен этой очевидной логики нечто парадоксальное и даже абсурдное: …Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф 5:43-46).

И это ведь не кто-нибудь говорит, а сам Христос — воплотившийся Бог. Законный гнев в отношении обидчиков Он призывает поменять на благословение, добрые дела и молитву за них.

Конечно, можно возразить, что в этих словах Христа речь идет о личных врагах, а не о врагах твоей веры. Однако Новый Завет разрушает привычную для нас логику «симметричного ответа» на хамство и агрессию даже там, где они направлены против христианской веры и учения. Апостол Павел в письме к своему ученику Тимофею пишет: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2 Тим 2:23-26).

Есть ли в этих словах призыв к тому, чтобы быть тряпкой и позволить вытирать ноги о то, что тебе дорого, — судите сами. Но вот запрет для христиан на ссоры с кем-либо и призыв быть кроткими и вежливыми со всеми оппонентами в вероучительных спорах звучит здесь несомненно.

А еще, что очень важно, здесь указана причина — почему с противниками учения Христова следует поступать именно так. Оказывается, они — несвободные люди, попавшие в рабство к диаволу. Им только кажется, что, говоря хулу на Церковь, они выражают свою точку зрения. На самом же деле, они всего лишь исполняют волю поработившего их злобного существа, ненавидящего весь человеческий род без исключения. Поэтому сталкивать людей в спорах, доводящих до гнева друг на друга, — одно из любимых его развлечений. А уж если в такой спор удастся втянуть еще и христианина — это для духа злобы отдельный подарок.

И потом, таких несвободных людей вокруг довольно много. Поэтому «заткнуть» их всех у Вас не получится, даже если Вы решите посвятить этому все свое время без малейшего остатка. А тех, на кого Вы все же успеете излить свой гнев, такое «затыкание» лишь еще более разозлит и укрепит в неприязни к Церкви.

Иисус, посылая учеников на проповедь, призывает их остерегаться людей, потому что люди живут под властью зла: вот, я посылаю вас, как овец среди волков. Чего же еще ожидать кроткой овце в такой кровожадной компании, кроме как — быть разорванной на куски? Но дальше Иисус говорит совсем удивительные слова: …итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (мф 10:16). Не праведный гнев и благородная ярость должны стать христианским ответом на волчий произвол мира, но — мудрость и простота. И все, считающие себя учениками Христа, призваны только к такому «оружию» для защиты своей веры. Любая попытка прибавить к овечьей кротости, змииной мудрости, голубиной простоте еще и какую-нибудь «львиную ярость» тут же выводит человека за пределы евангельских наставлений в область совсем иных взглядов и предпочтений. Как говорил знаменитый бандит и убийца Аль Капоне, добрым словом и пистолетом можно добиться куда большего, чем одним только добрым словом. В Церкви же об этом сказано совсем по-другому, например, у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина:

«От какой бы причины ни возбудился гнев, он ослепляет очи сердечные и, причиняя гибельную язву остроте зрения, не дает созерцать солнце правды. Все равно: золотой ли лист, или свинцовый, или другого какого металла будет положен на глаза — ценность металлов не делает различия в ослеплении».

Когда ведешь сетевой спор, защищая солнце правды Христовой, можно, конечно и пощеголять в таких вот праведно-гневных очках из чистого золота. Но что мне проку в грозном сверкании золотых линз, если, по слову святого, они гарантированно отсекают от света этой правды меня самого?

Бей свою душу

Праведный гнев что это

Фото Владимира Ештокина. Коллажи Натальи Федоренковой

Итак, для защиты Христовой истины в сетевых спорах гнев не годится. Тогда какой же гнев можно назвать праведным, если даже применение его против нападающих на истину не считается в Церкви благим делом?

Нечто подобное произошло и с человеческим гневом. После грехопадения человек начал вести огонь из этого «пистолета» по другим людям — изливать свой гнев не на грех и дьявола, а на тех, кого изначально был призван любить как самого себя. Сколько же слез и крови пролито было из-за этого трагического сбоя прицела… Семейные скандалы, ссоры между друзьями, увечья и убийства в состоянии аффекта — все это злые плоды гнева, обрушившегося совсем не на ту цель, ради которой он был вложен в наше естество. Преподобный авва Исаия пишет об этом так:

«В уме есть гнев по естеству, — и без гнева не бывает у человека и чистоты, если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом. Но в нас изменился такой гнев на другой, чтоб гневаться на ближнего из-за всяких вещей, ненужных и бесполезных».

Праведный гнев в действии

Но легко сказать — вонзи меч в дьявола. А как это выполнить на практике?

У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом, о котором Вы спрашиваете, Владимир. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет.

Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева. Ведь ровно то же самое бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением.

Медленно убрать руки…

Праведный гнев что это

Фото Владимира Ештокина. Коллажи Натальи Федоренковой

Но для неопытного борца со злом тут есть серьезная опасность подмены — вместо греха разгневаться на самого человека, порабощенного этим грехом и дьяволом. А такой гнев праведным уже никак не назовешь.

Чтобы избежать подобной ошибки в сетевых спорах, есть простой и очень действенный способ: как только руки уже взлетели над клавиатурой, боясь не поспеть за теснящими друг друга обличительными мыслями в адрес еретика, кощунника или просто хама, нужно глубоко вдохнуть, потом — выдохнуть. И… медленно убрать пальцы от кнопок с буквами. После чего подумать об очень важной вещи, которую в пылу споров люди часто забывают. Желаю ли я сейчас добра своему собеседнику? Жалею ли сейчас его, запутавшегося в сетях дьявола и оттуда безумно говорящего хулу на Бога и Церковь? Любовь ли к этому порабощенному врагом чаду Божьему движет сейчас моим сердцем, или же просто мстительное желание под благовидным предлогом причинить ответную боль?

И если окажется, что во мне нет сострадания и любви к человеку, на которого я разгневался, значит, этот мой гнев никакой не праведный, а вполне себе греховный. Тот самый, про который апостол Иаков писал: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак 1:19-20).

Ну а напоследок в этой непростой теме, дорогой Владимир, вот несколько мыслей еще одного святого. Сегодня они звучат буквально как инструкция по технике духовной безопасности для всех православных интернет-спорщиков и гневных борцов за свою веру:

«Мудрость христианская мирна, и подвизающийся для нее должен быть мирен. Мирным нужно быть любителю мудрости и в отношении к другим, не вступать в словопрения, как учит апостол, что ни мало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. И если нужно стать за истину против нападающих на нее, следует делать это со спокойной твердостью, без раздражения, — так, чтобы можно было потом сказать себе в совести: С ненавидящими мир я был в мире (Пс 119:6)».

Источник

Праведный гнев по Библии (и пример Иисуса Христа)

Праведный гнев что это

Объясните, пожалуйста, как может выглядеть праведный гнев согласно Библии?

«Можете гневаться, но не грешите». Вы должны избавиться от гнева до захода солнца. Не искушайте дьявола. (К Ефесянам 4:26,27)

Я вижу реакцию Иисуса Христа (Евангелие от Матфея 21:12) и Моисея (в книге Исходе 32:19), но как выглядит праведный гнев в христианской жизни? Как он может проявляться по отношению ко греху других людей?

Праведный гнев в Библии и пример Иисуса

Конечно, мы должны смотреть на Иисуса Христа, чтобы разобраться в этом вопросе. У Иисуса точно был праведный гнев, но также мы знаем, что Он не грешил. На память приходят два примера. Первый случай, когда Иисус очищал храм. Это записано в Евангелии от Иоанна 2:13-16. Иисус здесь проявляет Свой гнев из-за того, что иудеи превратили храм в коммерческое заведение, устранив его первоначальный смысл. Что я вижу здесь, так это то, что Иисус проявляет гнев не из-за того, что кто-то сделал что-то против Него, но против Бога.

Он не потерял Свой характер в этот момент, но действовал медленно и рассудительно. Он не применял силу по отношению к людям, но, используя кнут, выгнал животных из храмовой территории. Мы знаем, что Он опрокинул столы менял. Это точно сигнал проявления гнева. Из этой истории я могу учиться тому, что праведный гнев проявляется не по отношению к тому, что сделано против нас, но против Бога или кого-то еще. Если вы гневаетесь из-за того, что сделано против вас, это становится мало похоже на праведный гнев.

На память приходит еще один пример. Иисус точно разгневался, когда говорил с фарисеями в сцене, которую мы находим в Библии — Евангелии от Матфея 23:1-36. Он явно расстроен и сердит на фарисеев из-за их лицемерия. Он называет их побеленными снаружи гробницами.

«Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же полны костей мертвецов и скверны всякой. И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония. (Матфея 23:27,28)

И снова, хотя мы видим гнев в этой истории, мы не видим агрессии или каких-то действий, атаки со стороны Иисуса Христа. Иисус говорит со страстью, но не «выходит из Себя», не теряет контроль. Как и в первом случае в Евангелии от Иоанна 2 главе, гнев Иисуса проявляется по отношению к какому-то факту, к тому, что фарисеи сделали против кого-то, но не против Иисуса Христа. В этом случае фарисеи причиняли боль своим слушателям, подавая очень плохой пример и скорее уводя людей от Бога, чем приводя их к Богу.

Несколько раз апостол Павел гневался. Он был очень разгневан, когда иудейские «христиане» пытались заставить язычников исполнять иудейские законы. Он говорит, что те, кто проповедуют подобное, уничтожают Евангелие, и пусть будет тот проклят – Галатам 1:8. Он говорит, что те, кто нарушают спокойствие, пусть удалятся и сами будут обрезаны – Галатам 5:12! Это очень сильные слова. Я не скажу наверняка, что Павел здесь является примером праведного гнева, т.к. мы не знаем отрывков, где бы говорилось, что Павел не грешил, как это было с Иисусом. Возможно, что он грешил, когда говорил это. Но, скорее всего, это был праведный гнев. И вновь, гнев Павла появился не как реакция на то, что было сделано против него, но против других людей, в некоторых случаях против вещей, которые мешают людям попасть на небеса.

Поводя итоги, можно сказать, что праведный гнев направлен против людей, намеренно нарушающих права и привилегии Бога или других людей. Гнев против тех, кто создает расовые предрассудки, кто издевается над Богом, кто создает разделение в церкви – является целесообразным. Гнев, направленный на одного из наших братьев или сестер, причинивших нам боль, скорее всего не попадает в эту категорию. Родительский гнев, направленный по отношению к их детям, в ситуации, когда дети проявляют явное неповиновение, может быть оправдан, но это зависит от того, как он выражается. Если в гневе присутствует желание обидеть, отомстить или причинить боль – это не праведный гнев. Даже в тех ситуациях, когда праведный гнев уместен, мы очень часто (я и себя тоже сюда включаю) можем иметь неправедный гнев.

Часто гнев является оправданием греховного поведения

По моему опыту скажу, что большинство людей, спрашивающих о праведном гневе, либо пытаются найти путь, чтобы оправдать свое поведение либо доказать кому-то, что их гнев был неправедный. Надеюсь, что это не ваш случай! Если вы хотите знать, как может выглядеть праведный гнев по отношению ко греху другого брата или сестры, первая вещь, которую я упомяну – задайте себе вопрос: не был ли этот грех против вас? Если да, скорее всего ваш гнев не будет праведным. Если этот грех был направлен против Бога или кого-то еще, вам все еще надо контролировать свои эмоции и чувства, следуя примеру Христа.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Православная Жизнь

Есть один важный критерий, который отличает греховный гнев от гнева праведного.

Праведный гнев что это

В числе наиболее распространённых страстей нашего времени гнев занимает особое место. Не в последнюю очередь из-за того, что современный человек научился мастерски оправдывать гнев тысячей причин. Неудачно сложившиеся обстоятельства, суета, спешка, усталость, плохое самочувствие, стресс… Все мы, конечно, понимаем, что за подобными отговорками стоит банальное неумение себя вести и нежелание с этим что-либо делать. Однако, гневу подвержен каждый и всякий раз, оправдывая чуждой гнев, мы и для себя самих допускаем возможность разгневаться при любом удобном поводе.

К тому же в нашу жизнь прочно вошло убеждение, что гнев сдерживать нельзя, поскольку это якобы вредно для психики и даже оказывает на неё разрушительное влияние. И этот факт не стоит недооценивать: в юные годы я сам крутил пальцем у виска, когда кто-то при мне серьёзно говорил подобные вещи, но вот прошло всего четверть века – и теперь я на исповеди всё чаще слышу вопрос, как быть с гневом, когда, c одной стороны, это грех, а с другой, гнев сдерживать нельзя? Понятно, что в таких условиях даже самый адекватный человек, чувствующий или знающий, что на самом деле разрушительно на душу действует не сдерживание гнева, а сам гнев, имеет немного шансов устоять перед соблазном предпочесть борьбе с грехом поиск возможностей этот гнев оправдать.

А таких возможностей в нашем перекошенном мире нынче хватает. Причём даже для верующих есть свои, так сказать, эксклюзивные возможности. Например, знакомо ли вам понятие «праведный гнев»? Полагаю, знакомо. Правда, это словосочетание знают и неверующие. Коммунисты в своё время заёрзали его почти до дыр. Даже я, проживший при Союзе десятилетие с небольшим, хорошо помню, что «праведным гневом» сердца советских людей наполнялись регулярно и нередко по команде. Например, когда в газетах писали, что ОБХСС выявил очередных расхитителей социалистической собственности, или когда на партсобраниях клеймили позором тунеядцев и пьяниц, а также, когда в программе «Время» рассказывали про ужасы чилийской военщины или когда не уроках истории школьники проходили неумелую стрельбу Фанни Каплан и гражданскую войну в Испании. Естественно, это был никакой не праведный гнев, а, как некогда метко выразился Леонид Филатов, «политическая злость» (надо сказать, хорошо знакомая нам по событиям последних лет в нашей стране), но как раз это и важно. Впрочем, о злости позже.

Гнев действительно может быть праведным. Например, в праведном гневе, вызванном ревностью о доме Божием, Христос выгнал из храма торговцев и менял, превративших святое место в базар. Движимый праведным гневом, пророк Илия казнил жрецов Ваала после жертвоприношения на горе Кармил. С чувством праведного гнева один из новомучеников, расстрелянных в Петрограде с митрополитом Вениамином в 1918 году, «в свой смертный час издевался над палачами». При этом свойственный святым праведный гнев может быть присущ и обычным людям. Например, гнев, направленный не на ближнего, а на врага рода человеческого – прекрасный стимул для борьбы со страстями и для духовной жизни в целом. Трезвое и правдивое отношение к жизни рано или поздно приводит человека к пониманию того, что во всех своих проблемах, невзгодах и бедах виноват исключительно он сам. А потому гнев на кого бы то ни было и за что бы то ни было не только греховен, но безоснователен. Тот, кто до конца честен с собой, гневается только на себя, даже тогда, когда перед ним кто-то действительно виноват. И такой правдивый гнев в определённой мере тоже может быть назван праведным.

В то же время при всей ясности вопроса в гневе несложно обмануться. Попробуйте, гневаясь на грех, не прогневаться на человека, этот грех совершающего. Не спешите удивляться, такое возможно. Есть один важный критерий, который отличает греховный гнев от гнева праведного. И он нам знаком. Это уже упоминавшаяся здесь злость. Именно её отсутствие свидетельствует о гневе как о проявлении духовной ревности, а не как о грехе. И здесь уже неважен предмет гнева. Если в гневе присутствует злость, он греховен по определению и совершенно неважно, что этот гнев у нас вызвало: нанесённая нам обида, ущемление нашего самолюбия, явное преступление или даже кощунство.

Гневаясь со злобой, человек согрешает всегда, сколь бы ни был благовидным предлог: обман при продаже, халатность врача, оскорбление беззащитного, ограбление храма или бесчинство раскольников. И именно тогда, когда гнев, на первый взгляд, обоснован и справедлив, он наиболее опасен. Ведь вред, причиняемый гневом и злобой душе человека, имеет место независимо от того, справедливо ли гневается человек или нет. Но если гнев напрасный, пустой или несправедливый, осознаётся как грех быстрее, острее и чаще, то, обоснованный и оправданный ощущением собственной правоты, он нередко воспринимается как норма и незаметно становится постоянным душевным свойством, проявляясь с течением времени всё чаще, пока, в конце концов, не престаёт нуждаться в какой бы то ни было правоте для собственного оправдания. Стоит ли в итоге удивляться тому, что говорить о «праведном гневе» больше всего любят именно те, кому для преодоления в себе обычного гнева, того, который, по слову Писания, «не творит правды Божией» (Иак. 1:20), вечно недостаёт как не сил, так желания?

Вывод же, как водится, прост: с гневом необходимо бороться. С любым. В том числе и с тем, который, на первый взгляд, кажется правильным или даже праведным. Привычка гневаться вырабатывает в человеке злость, а злость и праведность – вещи несовместимые. Другими словами, на праведный гнев способен лишь тот, кто обычному гневу не оставляет ни единого шанса. В любом же другом случае «праведный гнев» не более чем неуклюжее оправдание привычки к гневу неправедному.

Протоиерей Владимир Пучков

Источник

Праведный гнев что это

Гнев – 1) гнев Божий — Боже­ствен­ное дей­ствие; образно выра­жа­е­мая реак­ция Бога на грех; 2) силь­ная сте­пень воз­буж­де­ния есте­ствен­ной для чело­века раз­дра­жи­тель­ной силы души, обу­слов­лен­ная недо­воль­ством по отно­ше­нию к кому-либо, чему-либо; 3) гре­хов­ная страсть, свя­зан­ная с силь­ной под­вер­жен­но­стью чело­века гнев­ли­вому чув­ству (согласно рас­про­стра­нен­ному в аске­ти­че­ской лите­ра­туре утвер­жде­нию, гнев входит в состав восьми наи­бо­лее пагуб­ных стра­стей).

Как тако­вой, гнев не явля­ется заве­домо бого­про­тив­ным: он может слу­жить к совер­ше­нию добрых дел, но также может вести и к худым целям. Гос­подь запре­щал не всякий гнев, но – «напрас­ный» гнев ( Мф.5:22 ). И апо­стол гово­рит: «гне­ва­ясь не согре­шайте» ( Еф.4:26 ), – ука­зы­вая таким обра­зом на то, что гнев может и не быть обу­слов­лен грехом.

По соглас­ному мнению Святых отцов, выра­же­ния Свя­щен­ного Писа­ния о гневе Божием имеют пере­нос­ный, антро­по­морф­ный смысл.

…Вы слы­шали, что ска­зано: люби ближ­него твоего и нена­видь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного, ибо Он пове­ле­вает солнцу Своему вос­хо­дить над злыми и доб­рыми и посы­лает дождь на пра­вед­ных и непра­вед­ных ( Мф.5:43-45 ).

От глупых и неве­же­ствен­ных состя­за­ний укло­няйся, зная, что они рож­дают ссоры; рабу же Гос­пода не должно ссо­риться, но быть при­вет­ли­вым ко всем, учи­тель­ным, незло­би­вым, с кро­то­стью настав­лять про­тив­ни­ков, не даст ли им Бог пока­я­ния к позна­нию истины, чтобы они осво­бо­ди­лись от сети диа­вола, кото­рый уловил их в свою волю ( 2Тим.2:23-26 ).

про­то­и­е­рей Вале­риан Кре­че­тов:
Перед тем, как что-нибудь ска­зать, говори всегда про себя: «Гос­поди, бла­го­слови!» Даже если у тебя все внутри заки­пело, прежде чем все выска­зать, скажи: «Гос­поди, бла­го­слови!» Ну смо­жешь ли ты ругаться после этого? Да навер­няка не смо­жешь. Рот сам собой закро­ется.

схи­и­гу­мен Савва (Оста­пенко):
Ни с кем нельзя гово­рить повы­шен­ным тоном. Если вдруг заки­пел в сердце гнев, надо знать, что это от дья­вола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой.

бла­жен­ный Диадох Фоти­кий­ский:
Иногда гнев при­но­сит вели­чай­шую пользу… когда мы невоз­му­тимо поль­зу­емся им против нече­сти­вых или каким бы то ни было обра­зом нагло посту­па­ю­щих, дабы они или были спа­сены или при­сты­жены.

св. Иоанн Дамас­кин:
Суще­ствует три вида гнева: раз­дра­же­ние, злоба и мсти­тель­ность. Раз­дра­же­нием назы­ва­ется гнев, начи­на­ю­щийся и воз­буж­да­ю­щийся. Злобою – гнев дли­тель­ный, или зло­па­мят­ство; мсти­тель­ность есть гнев, выжи­да­ю­щий случай для мщения.

прп. авва Доро­фей:
Невоз­можно кому-либо раз­гне­ваться на ближ­него, если сердце его сперва не воз­не­сётся над ним, если он не уни­чи­жит его, и не сочтёт себя высшим его.

свт. Иоанн Зла­то­уст:
Когда кто-нибудь оскорб­ляет тебя, смотри не на обид­чика, а на дви­жу­щего им демона и весь свой гнев излей на этого послед­него, а того, кто воз­буж­да­ется им, пожа­лей.

свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов:
Когда тебя охва­тит чув­ство злобы к кому-либо, то пред­ставь себе, что и ты и он должны уме­реть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права фор­мально.

свя­ти­тель Феофан, затвор­ник Вышен­ский:
Гнев и обид­чи­вость от само­лю­бия, по кото­рому мы при­знаем себя сто­я­щими немало; потому, когда кто дерз­нет не воз­дать нам долж­ного, кипя­тимся и замыш­ляем отмще­ние… Поста­рай­тесь делать так, чтобы, и минуты не про­пус­кая, взяться за себя и разо­рить свой само­цен. Поло­жите зако­ном:

преп. Иосиф Исих­аст:
Когда найдёт на тебя гнев – крепко закрой рот и не говори с оскорб­ля­ю­щим, или позо­ря­щим, или обли­ча­ю­щим, или вся­че­ски тебя иску­ша­ю­щим без при­чины. И этот змей взо­вьется в сердце, под­ни­мется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задох­нется и лопнет. И когда это повто­рится несколько раз – станет слабее и пре­кра­тится совсем. Это я нашел во многих и вели­ких испы­та­ниях.

Неко­то­рые счи­тают, что гнев, в отли­чие от других стра­стей, не дает даже иллю­зор­ного насла­жде­ния. Но нам кажется, что это не так. В состо­я­нии ярости чело­век пере­жи­вает темное зве­ри­ное насла­жде­ние, будто он поедает свою добычу и отда­ется этому чув­ству как сла­до­стра­стию.

Гнев имеет много раз­но­вид­но­стей. Это змей, кото­рый порож­дает дете­ны­шей, более ядо­ви­тых и опас­ных, чем он. Эти зме­е­ныши: ярость, нена­висть, зависть, рев­ность, зло­па­мят­ство, кото­рые делают несчаст­ным как самого чело­века, так и его близ­ких.

Гнев легко соче­та­ется с дру­гими стра­стями и тогда появ­ля­ется целый спектр цветов и оттен­ков, как при пре­лом­ле­нии луча через кри­сталл.

Соче­та­ние гнева со ску­по­стью порож­дает нена­висть к нищим. Скупец смот­рит на них как на агрес­со­ров, кото­рые поку­ша­ются на его иму­ще­ство и бла­го­по­лу­чие. Он назы­вает их без­дель­ни­ками, лице­ме­рами, обман­щи­ками, туне­яд­цами, пара­зи­тами обще­ства, пияв­ками, при­со­сав­шимся к телу чест­ных тру­же­ни­ков и пьющим их кровь. В душе он готов, чтобы всех нищих сослали бы на какой нибудь необи­та­е­мый остров, или пере­стре­ляли бы как бро­дя­чих собак, из-за кото­рых люди боятся ходить по улице. Когда он слышит о воров­стве и гра­бе­жах, то первая мысль – что его могут обо­красть и лишить денег, и он зара­нее пере­жи­вает воз­мож­ную про­пажу, как жрец, у кото­рого воры похи­тили идолов из капища. Он воз­му­ща­ется, почему законы снис­хо­ди­тельны к ворам и думает: как было бы хорошо, если у нас, как в неко­то­рых мусуль­ман­ских стра­нах, рубили бы руки и резали уши, а раз­бой­ни­ков, как в старой Англии, сжи­гали бы живьем. В незна­ко­мом чело­веке, кото­рый слу­чайно оста­но­вился у ворот, он, подо­зре­вает зло­умыш­лен­ника.

Гнев, соеди­нен­ный с печа­лью, порож­дает раз­дра­жи­тель­ность, досаду, ропот и хро­ни­че­ское недо­воль­ство всем и всеми.

Гнев, соеди­нен­ный с уны­нием, порож­дает нена­висть и пре­зре­ние к самой жизни, про­тест против про­мысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрес­сив­ный атеизм. Такое состо­я­ние явля­ется пред­вест­ни­ком отча­я­ния и бывает одной из причин само­убий­ства.

Гнев, соеди­нен­ный с тще­сла­вием, порож­дает зависть, зло­па­мят­ство и мсти­тель­ность. Для такого чело­века враг уже тот, кто в чем-то пре­взо­шел или опе­ре­дил его. Он готов упо­тре­бить против своего «сопер­ника» самые низкие сред­ства: язви­тель­ные насмешки, сплетни, кле­вету и донос.

Гнев, соеди­нен­ный с гор­ды­ней порож­дает нена­висть к чело­ве­че­ству, фана­тизм и бес­по­щад­ность. Эти две стра­сти звучат в пафосе три­бу­нов рево­лю­ций. Когда такие люди захва­ты­вают власть, то они ста­но­вятся пер­ма­нент­ными убий­цами и мани­а­каль­ными некро­ма­нами, осо­бенно, если к этому еще при­бав­ля­ется пара­но­и­че­ский страх за соде­ян­ные пре­ступ­ле­ния. По пре­да­нию, таким стра­хом был обу­ре­ваем Каин после убий­ства Авеля. Он дрожал как лист и посто­янно пере­хо­дил с места на место, словно пре­сле­ду­е­мый неви­ди­мыми мсти­те­лями, как при­зра­ком уби­того брата: то он пря­тался за сте­нами постро­ен­ного им города, то блуж­дал в горах и скры­вался в чащах лесов, пока не был убит слу­чай­ной стре­лой Ламеха, при­няв­шего его за зверя.

Рим­ский импе­ра­тор Кали­гула – садист и пара­ноик на троне рим­ских цеза­рей – гово­рил, что жалеет о том, что у чело­ве­че­ства нет единой шеи, чтобы отру­бить ему голову одним ударом меча.

Из других порож­де­ний гнева упо­мя­нем сле­ду­ю­щие стра­сти:

Зло­па­мят­ство – ока­ме­нев­ший гнев; он таится в глу­би­нах сердца и в любое время может вспых­нуть, как тле­ю­щие под пеплом угли, если на них бро­сить хво­рост.

Зависть – это скорбь о чужой радо­сти и радость о чужой скорби.

Есть еще один вид гнева – холод­ное рав­но­ду­шие, это огонь, пре­вра­тив­шийся в лед. Хри­сти­а­нам запо­ве­дано забы­вать обиды, а в этом случае чело­век ста­ра­ется забыть не обиду, а обид­чика, изгнать его из своего сердца, вычерк­нуть имя его из памяти. Это без­раз­ли­чие похоже на холод клинка, а не на хри­сти­ан­ское про­ще­ние, когда враг ста­но­вится другом; оно скорее напо­ми­нает буд­дий­ское рав­но­ду­шие и пре­зре­ние сто­и­ков, для кото­рых мстить это уни­зить себя: муд­рецу срав­няться с невеж­дой, ари­сто­крату духа – с воню­чим пле­беем.

К греху гнева при­над­ле­жит также жесто­кое отно­ше­ние к живот­ным: жела­ние мучить и при­чи­нять боль без­за­щит­ным суще­ствам. Напри­мер, ребе­нок отры­вает голову у куклы, затем мучает кошку, бро­сает кам­нями в собаку, отры­вает крылья у бабо­чек. Он начи­нает испы­ты­вать насла­жде­ния, при­чи­няя боль другим. Из таких людей часто вырас­тают маньяки и сади­сты, кото­рые не только уби­вают, но под­вер­гают пыткам свои жертвы.

Как бороться со стра­стью гнева? Прежде всего, мол­ча­нием. Если гнев под­сту­пил к твоему горлу, то оста­нови его, запри как пой­ман­ного скор­пи­она в банке, не всту­пай в это время в раз­го­вор, хотя бы это было так трудно, как не вскрик­нуть при ожоге. В страст­ном состо­я­нии нельзя ни ска­зать, ни сде­лать ничего доб­рого, кроме одного: успо­ко­ить самого себя. Правда, ска­зан­ная с раз­дра­же­нием и злобой, звучит как ложь. Если чело­век сумел про­мол­чать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не уда­лось обма­нуть его. Успо­ко­ив­шись, он найдет другие слова, чтобы ска­зать чело­веку то, что хотел. […]

Для борьбы с гневом необ­хо­дима пере­мена нрав­ствен­ных ори­ен­ти­ров чело­века. Одной из причин гнева явля­ется разрыв между жела­нием и воз­мож­но­стью. Поэтому в борьбе с гневом надо рас­смот­реть наши жела­ния и стрем­ле­ния – пра­вильны ли они. Ложное жела­ние, осно­ван­ное на стра­сти, вызы­вает ложные пред­став­ле­ния. Чело­век попа­дает в область иллю­зий, обра­зами кото­рой пита­ются ум и сердце. Неис­пол­нен­ное жела­ние порож­дает про­тест, как волна, уда­рив­ша­яся о камень – обрат­ную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необ­хо­димо опре­де­лить глав­ную цель жизни и под­чи­нить ей свои душев­ные силы. Для этого надо очи­щать ум от фан­та­зий и вооб­ра­же­ний, кото­рые порож­дают иллю­зию мысли, а сердце – от гор­до­сти и при­тя­за­ний на особое место в мире.

Итак, борьбу с гневом надо начать с исправ­ле­нием мыс­лен­ной силы – ума, затем – жела­тель­ной силы (область эмоций), а потом – раз­дра­жи­тель­ной силы (реак­тив­ной силы души).

Для борьбы с гневом, также как с дру­гими стра­стями, необ­хо­дима внут­рен­няя молитва. Если невоз­можно отло­жить спор на время, когда пол­но­стью успо­ко­ится сердце, то надо поло­жить себе пра­вило: 33 раза ска­зать Иису­сову молитву, прежде чем отве­тить чело­веку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Гос­поди, хра­не­ние устом моим, и дверь ограж­де­ния о устах моих».

Суще­ствуют два вида гнева: есте­ствен­ный и гре­хов­ный. Есте­ствен­ный гнев явля­ется необ­хо­ди­мым свой­ством чело­ве­че­ской души, защи­ща­ю­щим ее от втор­же­ния неви­ди­мых духов­ных змей – как иммун­ная система защи­щает орга­низм чело­века от болез­не­твор­ных начал. Это гнев против демона и греха. Он явля­ется стра­жем души; без него невоз­можна чистота сердца, стя­жа­ние бла­го­дати и любовь к Богу. О таком гневе напи­сано в Библии: «Гне­вай­тесь и не согре­шайте».

Без гнева невоз­можно очи­щать душу от стра­стей и изго­нять нечи­стые помысли во время молитвы. Без свя­того гнева сама любовь дегра­ди­рует в рав­но­ду­шие и попу­ще­ние греху. Многие объ­яс­няют свое без­раз­ли­чие снис­хо­ди­тель­но­стью и мило­сер­дием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе суще­ствует прием: обра­щать силу про­тив­ника против него самого. В духов­ной борьбе надо научиться обра­щать святой гнев против страст­ного, извра­щен­ного гнева. Вели­кое искус­ство гне­ваться на гнев. Вна­чале это пока­жется пара­док­саль­ным: как можно огнем тушить огонь, ветром оста­нав­ли­вать ветер и рекой пре­граж­дать поток другой реки? Но упраж­не­ния в этом искус­стве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гне­ваться на гнев, как на позор­ное состо­я­ние бого­по­доб­ной души.

При этом обна­жа­ется при­чина греха, кото­рая ранее было скрыта от чело­века. Если можно упо­тре­бить такое срав­не­ние, то гнев, под­чи­нен­ный разуму, подо­бен при­ру­чен­ному льву, кото­рый защи­щает своего хозя­ина от хищных зверей.

В насто­я­щее время стали рас­про­стра­няться восточ­ные учения, где борьба со стра­стями, в том числе с гневом, осно­вана на пороч­ных антро­по­ло­ги­че­ских пред­по­сыл­ках, а именно, что само тело чело­века будто явля­ется злом и поэтому эмо­ци­о­наль­ную сферу сле­дует не очи­щать от стра­стей, а уни­что­жать. При уни­что­же­нии есте­ствен­ного гнева насту­пает состо­я­ние эмо­ци­о­наль­ного без­раз­ли­чия, при­туп­ля­ется отвра­ще­ние к греху и посте­пенно сти­ра­ется гра­ница между добром и злом.

Борьба с гневом явля­ется в тоже время про­буж­де­нием, осво­бож­де­нием и вос­ста­нов­ле­нием есте­ствен­ного гнева в его в преж­них закон­ных гра­ни­цах. Это необ­хо­димо для исце­ле­ния и воз­рож­де­ния всей три­ме­рии чело­века. Чело­век, овла­дев­ший искус­ством гне­ваться на гнев, сможет подав­лять вспышки этой стра­сти вна­чале, как тушат водой заго­ра­ю­щийся огонь.

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник пишет, что есть люди от при­роды незло­би­вые и гнев­ли­вые, но он больше убла­жает вторых, если они через труды и подвиги побе­дили свою страсть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *