Правда то что мудрый знает а не то о чем все болтают
Тема 9: Психология конфликта
Ничто так не показывает
Как хорошее поведение в ссоре,
которой нельзя избежать.
Г. Тейлор, английский поэт
Существуют различные определения конфликта, но в основе всякого конфликта лежит противоречие, то есть такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Об этом устройстве говорят, что оно амбивалентно, двойственно. Конфликт разворачивается в контексте противоречивого мира, являясь, с одной стороны − формой существования противоречия, с другой стороны − одним из элементов бесконечного ряда противоречий действительности, с третей − источником всякого развития, движения.
Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей − столько и мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение людей одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.
Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом. Конфликт как явление действительности − становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшееся в нем противоречия личностно для нас значимы. Хотя в общечеловеческом масштабе они могут показаться совершенно бессмысленными. К тому же кого-то они могут волновать больше, кого-то меньше, а для иного могут быть и вовсе безразличными. Личностный смысл − это значение такой меры, от которой зависит наше внутреннее состояние, самочувствие и ход жизни, так как то, что вызывает противоречие, составляет часть нашего личностного содержания. «Личностный смысл» − то, что данное явление «означает − для меня», то, что значимо и затрагивает нашу душу. До тех пор, пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета.
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки (порой безнадежные) доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт − всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. Но конфликтные ситуации не всегда приводят к негативным последствиям в организации, так как при правильном управлении они могут привести к неожиданному, более конструктивному разрешению.
Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Поэтому, для того чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие бывают конфликты, как они возникают и протекают, как их можно разрешить.
Тест «Как Вы действуете в условиях конфликта?»[22]
Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Инструкция: Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 – весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем нетипично. Внесите свои оценки в таблицу и подсчитайте общую сумму баллов.
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если не можете другого заставить думать так, как Вы хотите, заставьте его делать так, как Вы думаете.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет (почеши мне спину, а я тебе почешу).
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
7. Кто сильнее, тот и прав.
8. Не подмажешь – не поедешь.
9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своих добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
17. Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
19. Ты – мне, я – тебе.
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
21. Кто спорит – ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.
24. Кто дарит – друзей наживает.
25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
26. Лучший способ решать конфликты – избегать их.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над гневом.
29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
35. Копай и копай без устали – и докопаешься до истины.
Ключ.I тип: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31
II тип: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32
ΙΙΙ тип: 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33
IV тип: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34
V тип: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35
У каждого человека есть две жизненные заботы: достижение личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) и сохранение хороших взаимоотношений с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий. Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используется две стратегии.
Тип I. «Черепаха» – стратегия ухода под панцирь, то есть отказа, как от достижений личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окружающими.
Тип II. «Акула» – силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Тип III. «Медвежонок» – стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Тип IV. «Лиса» – стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип V. «Сова» – стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?»
Ф. И. О. оцениваемого | ________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возраст (полных лет) |
№ вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Ключ к тесту «Как вы действуете в условиях конфликта?»
Описание
Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?» позволяет определить стратегию поведения человека в конфликтных ситуациях. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.
Обработка результатов
Выписав ответы на утверждения, взгляните на получившиеся результаты. Каждая из колонок таблицы обозначает вид стратегии. Их различают пять:
«ЧЕРЕПАХА», «АКУЛА», «МЕДВЕЖОНОК», «ЛИСА», «СОВА».
Наибольшее число баллов (т. е. ответов на утверждения, проставленных в колонке) указывает на приверженность к той или иной стратегии, описанной выше.
В случае одинакового числа баллов в разных колонках – это является свидетельством использования разных стратегий.
Ключ к тесту
Стратегия поведения | |||||||||
«ЧЕРЕПАХА» | «АКУЛА» | «МЕДВЕЖОНОК» | «ЛИСА» | «СОВА» | |||||
№ вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||
ИТОГО |
Интерпретация
У каждого человека есть две жизненные заботы:
1) достижение личных целей (которые субъективно переживаются либо как очень важные, либо как маловажные);
2) сохранение хороших взаимоотношений с другими людьми (что также может субъективно переживаться либо как важное, либо как маловажное условие).
Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
«ЧЕРЕПАХА» – стратегия ухода под панцирь, то есть отказ как от достижения личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
«АКУЛА» – силовая стратегия. Для ее приверженцев главное – цели, а взаимоотношения во внимание не принимаются. Им неважно, любят их или нет. Они считают, что конфликты разрешаются лишь выигрышем одной или проигрышем второй стороны.
«МЕДВЕЖОНОК» – стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения – очень важны, а цели – не очень. Чтобы их понимали и любили, они способны пожертвовать целями.
«ЛИСА» – стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения. Они готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить добрые взаимоотношения.
«СОВА» – стратегия открытой и честной конфронтации. Ценит и цели, и взаимоотношения. Открыто определяет позиции и ищет выход в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Как подготовиться к переговорам, или всегда ли побеждает сильнейший? (11 стр.)
Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективнее, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте решения, с которым каждый мог бы согласиться.
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
– обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
– удовлетворение вашего желания имеет для вас большое значение;
– вас может устроить временное решение, так как нет времени выработки для другого;
– компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
Однако, если компромисс достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть не самым лучшим решением. Но необходимо учитывать, что ни одна сторона не будет придерживаться того решения, которое не удовлетворяет ее нужд.
Формы компромисса: в конфликте вы стараетесь поддерживать товарищеские отношения, ищите справедливое решение; стараетесь поделить предмет желания поровну, избегаете напоминания о вашем первенстве, избегаете лобовых столкновений, немного уступаете, чтобы поддержать равновесие.
Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не слишком важна для вас, вы не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправда, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих условиях:
– источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными частями задачами, а потому вы считаете, что не стоит на него тратить время и силы;
– знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу;
– у вас мало власти для решения вопроса в свою пользу;
– вы хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;
– пытаться решить проблему немедленно опасно;
– подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт;
– у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
Не следует думать, что этот стиль является уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой.
Уходя от конфликта и не принимая участия в дальнейшем развитии событий, вы тем самым провоцируете оппонента на завышение требований или ответный уход. Таким образом, проблема так и не будет решена. То, что можно было легко решить на начальном этапе возникновения разногласия, будет достаточно сложно решить, когда проблема разрослась до огромных размеров. Формой избегания конфликтов может быть: молчание, демонстративный уход, затаенный гнев, депрессия, игнорирование оппонента, «перемывание косточек» обидчика за его спиной, индифирентное отношение, полный отказ от взаимоотношений с конфликтной стороной.
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для вас или когда вы жертвуете своими интересами в пользу другой стороны.
Стиль приспособления может быть применен в следующих ситуациях:
– важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
– предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;
– считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми;
– осознаете, что правда не на вашей стороне.
Формы: вы делаете вид, что все в порядке и ничего страшного не произошло; принимаете то, что происходит, чтобы не нарушать покой, подавляете свои негативные эмоции, ругаете себя за свою раздражительность, идете к цели обходным путем, молчите, но в глубине души вынашиваете планы мести.
Надо научиться эффективно, использовать каждый из стилей и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Для этого желательно определить наиболее характерный для вас стиль разрешения конфликт на основе теста
ТЕСТ
Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных способов поведения, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте все утверждения и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта.
Опросник
Худой мир лучше доброй ссоры.
Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
Мягко стелет, да жестко спать.
Рука руку моет (Почеши мне спину, а я тебе почешу).
Ум хорошо, а два лучше.
Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
Кто сильнее, тот и правее.
Не подмажешь – не поедешь.
С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
Убивай врагов своих добротой.
Честная сделка не вызывает ссоры.
Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
Кто спорит – ни гроша не стоит.
Кто не отступает, тот обращает в бегство.
Кто дарит – друзей наживает.
Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
Лучший способ решать конфликты – избегать их.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Кротость торжествует над гневом.
Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
Взаимные уступки прекрасно решают дела.
Копай и копай без устали – и докопаешься до истины.
Подведите итоги
Используя ключ, оцените свое поведение в конфликте.
Типология поведенческих стратегий
У каждого человека есть две жизненные заботы: достижение личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) и сохранение хороших взаимоотношений с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
Тип I. «Черепаха» (избегание)– стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа как от достижений личных целей, так и от участия во взаимоотношении с окружающими.
Тип II. «Акула» (конкуренция)– силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Таким людям не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Тип III. «Медвежонок» (приспособление)– стратегия сдерживания острых углов: взаимоотношения важны, цели – нет. Такие люди хотят, чтобы из принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Тип IV. «Лиса» (компромисс): умеренное отношение и к целям, и к взаимоотношениям. Такие люди готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип V. «Сова» (сотрудничество) – стратегия открытой и честной конфронтации. Представители этого типа ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Кроме переговоров могут быть выделены такие формы деловой коммуникации как:
- Правда то что в россии отменят домашнее задание
- Правда что 25 сентября будет шаровая молния