Правда ли что закрывают ашаны в россии
Сеть магазинов «Ашан» массово закрывает площадки в России в августе 2021 года
Представители сети магазинов «Ашан» объявили о закрытии части супермаркетов на территории Российской Федерации. В официальном сообщении, которое было опубликовано на портале сети магазинов, сказано, почему руководство решилось на такой шаг.
Почему «Ашан» закрывается в России в 2021 году
Сообщается, что в целях оптимизации финансовых показателей за первые шесть месяцев текущего года российское подразделение французской ритейл-сети «Ашан» закрыло семнадцать супермаркетов. Это треть магазинов сети в Российской Федерации.
Компания не привела финансовых показателей российского подразделения, но уточнила, что на территории Центральной и Восточной Европы выручка выросла до 14,8 миллиарда евро. В результате был зафиксирован рост на три процента, в том числе за счет показателей на территории РФ. Продажи в России также выросли на три процента. В отчете за 30 июня 2021 года сказано, что в РФ насчитывалось около 238 гипер- и супермаркетов «Ашан».
Ранее руководитель сети магазинов в России Филипп Брошар говорил, что освободившиеся торговые точки ритейлер имеет право сдать в аренду сторонним компаниям. Часть из них «Ашан» планирует отдать под магазины, которые функционируют в формате склада.
Что известно о сети магазинов “Ашан”
В оригинале название магазина звучит следующим образом: Auchan Holding «Ошан», ударение на букву А. В русском языке активно используют вариант «Ашан». Это французская корпорация, которая представлена во многих государствах мира. Кроме того, сеть магазинов является одной из крупнейших в мире. Номинально «Ашан» — это главное структурное подразделение семейной корпорации «Ассоциации семьи Мюлье». Штаб-квартира компании расположена во французском Круа.
Известно, что компания появилась в начале шестидесятых в населенном пункте, который расположен неподалеку от Лилля. Основателем и нынешним председателем совета директоров является Жерар Мюлье. Известно, что само название является неточной орфографической записью слов (Hauts champs — Верхние поля, название квартала, где был создан первый магазин). У «Ашана» есть эмблема — это птица. Эмблема является отсылкой к птичьей трели, в переводе на французский это означает au chant.
“Ашан” пользуется популярностью на территории стран бывшего Советского Союза. В России и Украине обожают эти магазины за счет того, что они огромны, и там действительно можно найти все что угодно. Если хочется продуктов — пожалуйста. Захотелось электрочайник — не вопрос! Сеть магазинов “Ашан” — это огромное количество разных площадок, где вы можете найти все что вам нужно.
«Ашан» закрывается: гипермаркеты уходят из России?
Французский ритейлер пришел на российский рынок в 2002 году, быстро набрав популярность среди населения за счет недорогих и довольно качественных товаров. Но спустя 16 лет, в 2018 году, компания начала терять выручки. А вскоре и вовсе заявила о закрытии первых магазинов. Неужели «Ашан» не выдержит конкуренции и покинет Россию, уступив место «магазинам у дома»?
Магазин «Ашан»
Начнем с главных причин, по которым «Ашан» терпит грандиозные убытки. Во-первых, по бизнесу ударили санкции, введенные в отношении России после присоединения Крыма. До этих пор «Ашан», как французская сеть, баловал покупателей хорошим сыром и вином по весьма демократичным ценам — многие были готовы ехать в гипермаркет только ради этого. Во-вторых, небольшие магазины вроде «Магнита» или «Пятерочки» стали продавать продукты по сниженным ценам, находясь при этом в шаговой доступности от жилых домов. В итоге россияне перестали видеть смысл в поездках в гипермаркеты, а те, в свою очередь, начали активно терять прибыль.
Официально ритейлер не раскрывает своих выручек, однако по данным аналитиков за 2018 год «Ашан» потерял около 8,5% доходов. Теперь выручка международного ритейлера (около 306,5 млрд рублей) практически сравнялась с выручкой специализированного алкомаркета «Красное и Белое» (301 млрд рублей).
На данный момент у «Ашана» около 300 точек продаж, но ожидается, что в скором времени закроется 100 из них (опять же «Атак» и LillaPois). При этом руководство компании утверждает, что ухода с рынка не будет, в «Ашане» пройдет всего лишь реорганизация. А вот конкуренты и эксперты рынка такого оптимизма не разделяют и считают, что песенка ритейлера явно спета.
Долги
Действительно, в мае 2019 года стало известно, что дела «Ашана» плохи. В Арбитражный суд посыпались иски от арендодателей, сначала в Самаре, а затем и в Москве. Столичный торговый центр «Авиапарк» подал иск на 110 млн рублей за неуплату аренды — «Ашан» занимает там почти 18,5 тысяч квадратных метров площади.
В целом известно, что в последнее время ритейлер часто позволяет себе просрочки по аренде, вызывая негодование среди арендодателей. Чтобы хоть как-то оптимизировать затраты, «Ашан» начал сокращать персонал — до начала 2019 года в штате было около 40 тысяч сотрудников, сейчас эта цифра сократилась примерно на 5 тысяч человек. Но сам ритейлер эту информацию не подтверждает.
Если же брать официальные данные, то в феврале этого года «Ашан» объявил о закрытии 30 нерентабельных точек (а не 100, как говорят инсайдеры). Отметим, что в 2018 году ритейлер ушел из Италии и Вьетнама, но за Россию «Ашан» намерен держаться до победного, ведь российский рынок для компании второй после французского.
Как спасти «Ашан»?
Глава корпорации, Франсуа Реми, считает, что все проблемы начались из-за ожиданий покупателей — если прежде им нужна была исключительно дешевая сеть, то теперь помимо низких цен люди требуют высокий уровень сервиса.
Опираясь на эту логику, ритейлер подготовил проект реорганизации под названием Renaissance, который подразумевает закрытие нерентабельных магазинов и продвижение перспективных. Предполагается, что перезапуск увеличит прибыль и решит все скопившиеся проблемы. Вот только весьма вероятно, что это мудрое решение принято слишком поздно, финансовая ситуация ритейлера ухудшается с каждым днем.
Руководство подобные разговоры игнорирует и делится амбициозными планами — якобы намечается открытие логистического центра в Москве и новых гипермаркетов в столице и на Урале.
Убыточные гипермаркеты «Ашан»
Эксперты уверены, что одна из главных ошибок ритейлера — это как раз вкладывание денег в гипермаркеты. На сегодняшний день крупную прибыль приносит другая модель бизнеса, так называемые «магазины у дома». В принципе, в «Ашане» это поняли, но слишком поздно. Первые городские магазины «Атак» стали открываться в 2013 году, когда у «Магнита» было уже 7000 точек, а у «Перекрестка» около 3000.
К тому же гипермаркеты «Ашан», по сути, живут своей жизнью. У них нет общего ассортимента и цен, но есть общий формат — приблизительно 15 тысяч квадратных метров торговой площади, что, опять же, нелогично. Подобный размер магазинов рентабелен в Москве, Екатеринбурге и Самаре, а вот в остальных городах лучшие показатели выдают точки площадью около 8 тысяч квадратных метров.
У «Ашана» есть и внутренние проблемы — продвижение по карьерной лестнице невозможно без знания французского языка, отсутствует международная ориентированность. Ритейлер не принимает быстрых решений, некоторые важные вопросы могут решаться годами, к примеру, доставка продукции через интернет. Конкуренты вышли на этот рынок еще несколько лет назад, а «Ашан» только в 2018 году. Таким образом, можно подытожить главную проблему ритейлара — рынок меняется, требования покупателей меняются, а «Ашан» продолжает гнуть свою устаревшую линию.
Перспективы ритейлера
С 2015 года выручки «Ашана» стали планомерно снижаться, сейчас этот разрыв достиг десятков миллиардов рублей. Однако участники рынка уверены, что пока компания все равно остается в плюсе, но это ненадолго — грядущая реорганизация отнимет приличную часть доходов.
Ритейлер хочет отойти от традиционной модели дискаунтера, обещая появление предложений в среднем и премиум-сегментах. В некоторых магазинах уже изменился дизайн, форма сотрудников и ассортимент. Но даже свои премиальные товары «Ашан» планирует продавать дешевле, чем у конкурентов, тем самым привлекая все классы покупателей.
Вообще перед ритейлером встало слишком много задач: и внедрение новой коммерческой модели, и изменение системы управления, и разборка бизнес-процессов. Реализовать все это одновременно будет непросто. Существует риск, что 2019 год впервые за долгие годы станет для «Ашана» убыточным. Впрочем, за минувший год выручка компании сократилась и на родном французском рынке. Но там это произошло из-за протеста «желтых жилетов» — из-за них ритейлер недополучил почти 150 млн евро.
Несмотря на полное отрицание компанией ухода с российского рынка, факты говорят об обратном. В сентябре закрывается гипермаркет в Красноярске, СМИ активно обсуждают грядущее закрытие магазинов в Барнауле. Да и вообще эксперты уверены, что скоро вся Сибирь останется без «Ашанов». Лица, приближенные к компании, заявляют, что весной 2019 года была уволена треть сотрудников московского головного офиса — оставшиеся работники также беспокоятся за свои места.
Все говорит о том, что «Ашан» в России постепенно сворачивается. Весьма возможно, что в ближайшие пару лет ритейлер полностью уступит свое место предприимчивым и активным сетям супермаркетов «у дома», сумевшим вовремя реорганизовать свой бизнес и подстроиться под меняющиеся условия рынка.
«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России
Российское подразделение французской Auchan в январе—июне 2021 года закрыло 17 супермаркетов, сообщила в своей отчетности за первое полугодие Elo Group (ранее называлась Auchan Holding). На 30 июня 2021 года, как указано в отчетности головной компании, сеть в России насчитывала 238 точек, из которых 95 были обычными гипермаркетами и гипермаркетами меньшего по площадям городского формата «Ашан Сити», 143 — супермаркетами.
Годом ранее, в конце июня 2020 года, ретейлер в России управлял 274 точками: 62 гипермаркетами и 212 супермаркетами. Таким образом, за 12 месяцев число супермаркетов снизилось на 32,5% (часть из них могла при этом перепозиционироваться как «Ашан Сити»).
Как пояснил генеральный директор «Ашан Ритейл Россия» Иван Мартинович, закрытие 17 супермаркетов в 2021 году было связано с их неудовлетворительными результатами. Однако компания открывала в июне один супермаркет в Дедовске.
Elo Group не приводит финансовых показателей российского подразделения, однако в своей отчетности указывает, что в Центральной и Восточной Европе выручка выросла на 3%, до €14,8 млрд, в том числе благодаря очень сильным показателям в России. Сопоставимые продажи в России год к году выросли на 3%, на 66% увеличилась EBITDA и почти в три раза выросла доля онлайн-продаж, составив 4% от локальной выручки ретейлера.
У X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») сопоставимые продажи за первые шесть месяцев 2021 года выросли на 3,1%, у «Магнита» — на 4,7%, «Лента» снизила сопоставимые продажи на 0,7%.
Показатель EBITDA у X5 Group вырос на 7,1%, до 79 млрд руб, у «Магнита» — на 8,8%, до 57,9 млрд руб., у «Ленты» снизился — на 16,8%, до 20,6 млрд руб.
Доля онлайн-продаж у X5 Group (без учета сервиса доставки 5Post) в первом полугодии равнялась 1,9% от всей выручки ретейлера, которая превысила 1 трлн руб., подсчитал РБК. У «Магнита» на онлайн-продажи приходится менее 1% всех доходов (7,6 млрд руб. против 801,6 млрд руб.), у «Ленты» это уже 3,6% при общей выручке 218 млрд руб.
Российский «Ашан» в течение последних пяти лет снижал выручку по РСБУ. В 2020 году она у ООО «Ашан» упала на 12%, до 223,2 млрд руб. Кроме того, в прошлом году ретейлер впервые за пять лет зафиксировал чистый убыток в размере 4,8 млрд руб. против 1,1 млрд руб. чистой прибыли годом ранее.
В первом полугодии 2020 года (более поздних данных нет), по данным «InfoLine-Аналитика», рыночная доля «Ашана» снизилась до 1%, тогда как по итогам 2019 года сеть занимала 1,5% рынка. В тот год материнская компания докапитализировала российскую «дочку» на €200 млн, чтобы обеспечить ее финансовую стабильность.
Стремительное снижение выручки в последние годы, как объяснял в интервью РБК бывший гендиректор российского «Ашана» Йоханнес Толай (покинул компанию в январе 2021 года), связано с тем, что ретейлер не смог подстроиться под новые экономические реалии после 2014 года: «Первая причина потери позиций — продовольственные санкции, из-за которых была потеряна часть ассортимента. Во-вторых, на рынке начал бурно развиваться формат магазина «у дома», в результате чего доля супермаркетов и гипермаркетов уменьшается».
На показателях также сказывались коррупционные схемы, внедренные менеджментом: в марте 2020 года стало известно, что из-за них ретейлер ежегодно терял около 2–3% оборота, или €80–100 млн. Создание комитета по внутреннему контролю за соответствием деятельности компании и ее сотрудников законодательству было одним из первых решений Толая, после того как он возглавил ретейлера в ноябре 2019 года.
В текущем году российский «Ашан» не собирался открывать новых магазинов. Программа модернизации гипермаркетов сети предполагает сокращение их площадей, рассказывал «Ведомостям» президент «Ашана» Филипп Брошар. Высвободившиеся помещения компания предложит другим ретейлерам для открытия небольших магазинов.
Владелец Auchan закроет французскую сеть магазинов одежды Kiabi в России
Французский бренд одежды, обуви и аксессуаров Kiabi планирует уйти с российского рынка, рассказали РБК три источника в компаниях на рынке торговой недвижимости. В декабре представители ретейлера начали переговоры об условиях предварительного расторжения договоров аренды с владельцами торговых центров, в которых расположены магазины Kiabi, рассказал один из источников РБК. Процесс закрытия магазинов может занять минимум три—шесть месяцев, прогнозирует он.
Представитель российского офиса Kiabi подтвердил РБК, что компания уходит с российского рынка. «Мы уже уведомили всех партнеров и сотрудников компании и будем постепенно закрывать все магазины в России», — добавили в российской пресс-службе сети. Завершить работу всех торговых точек, в том числе интернет-магазина, планируется за первое полугодие 2022 года.
РБК направил запрос в головной офис французской Kiabi.
О закрытии всех своих магазинов в России до 1 июля 2022 года французская компания уже предварительно уведомила торгово-развлекательный центр «Весна» в Алтуфьево, где расположен один из магазинов Kiabi, рассказал РБК представитель управляющей компании Parus Asset Management («Весна» входит в число ее активов). Официальное письмо о расторжении договора в ТРЦ «Весна» пока не получено, добавил представитель Parus Asset Management. Управляющая компания еще одного ТЦ получила официальное письмо о расторжении договора весной 2022 года, еще две — предварительные уведомления.
Чем известна Kiabi
Почему сеть уходит из России
Уход из России связан с тем, что компания «не смогла найти своей уникальной бизнес-модели» на этом рынке, пояснил представитель российского офиса Kiabi.
Свой первый магазин в России Kiabi открыла в 2008 году. Сейчас в Москве, Петербурге, Краснодаре, Уфе, Казани, Самаре и Воронеже работает 17 магазинов бренда, следует из информации на его сайте. Еще в конце 2020 года у Kiabi было 22 магазина в России, следует из отчетности российского юрлица компании ООО «Керуска». Также у Kiabi в России есть свой интернет-магазин с доставкой по всей стране.
Решение Kiabi закрыть магазины в России может быть связано с низкими показателями операционной деятельности, считает один из собеседников РБК, знакомый с планами ретейлера. Компания искала разные варианты развития: летом 2021 года «Ведомости» сообщали, что магазины Kiabi могут появиться в виде небольших корнеров в гипермаркетах «Ашан», а источник «Коммерсанта» рассказывал, что сеть планирует развиваться в России по франшизе. Такой план действительно был разработан, предполагалось, что будут развиваться как партнерские магазины, так и магазины, принадлежащие бренду напрямую. «Но к концу года головной офис решил, что нужно сворачивать работу в России», — поясняет собеседник РБК.
Российское юрлицо Kiabi на протяжении как минимум последних пяти лет показывало убытки, следует из данных системы СПАРК. В 2020 году выручка ООО «Керуска» упала почти на 31%, до 3,2 млрд руб., а убыток вырос на 25%, почти до 667 млн руб. В отчетности «Керуска» указано, что в феврале 2021 года материнская компания предоставила ей подтверждение того, что она «готова оказать необходимую финансовую поддержку в течение, по крайней мере, следующих 12 месяцев», чтобы российская компания могла погасить все внешние обязательства в срок и продолжить функционировать, не прерывая своей деятельности.
Гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что Kiabi могла принять решение об уходе с российского рынка из-за того, что ретейлеру не удавалось выйти на прибыль и достичь необходимого масштаба для эффективной конкуренции. В fashion-сегменте, по словам собеседника РБК, растет доля крупнейших мировых игроков с сильным собственным онлайн-каналом продаж и доля тех, кто активно работает с маркетплейсами. Например, в ноябре у крупнейшего российского онлайн-ретейлера Wildberries в топе продавцов были Melon Fashion Group (бренды Zarina, Befree, Love Republic и Sela), Kari, «Твое». «В такой ситуации у игроков стоит вопрос: могут ли они обеспечить нужный уровень конкурентоспособности, особенно в перспективе повсеместного введения QR-кодов, которое негативно скажется на продажах в торговых центрах», — объясняет эксперт.
Кто еще закрыл магазины в России в 2021 году
По данным консалтинговой компании CBRE, в 2021-м о приостановке своей работы на российском рынке публично заявили как минимум три международных бренда: в сегменте одежды — Arcadia Group (владелец бренда Topshop, компания начала процедуру банкротства), а также магазины косметики двух брендов — Bath & Body Works и Shu Uemura. Уход брендов из России был в основном связан не с ситуацией в стране, а с глобальным положением компаний, отмечает руководитель направления аренды торговых помещений CBRE Надежда Цветкова.
Как изменилась конкуренция на российском рынке одежды
В 2021 году на российский рынок вышло девять международных брендов из сегмента одежды и обуви, указывают в CBRE. Среди них магазин одежды Arket (входит в группы H&M), магазин нижнего белья Shikkosa, вернулся бренд аксессуаров Accessorize.
Конкуренция в сегменте одежды массмаркет усилилась как за счет расширения российских брендов, так и за счет выхода новых международных, говорит заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers Дарья Савенкова. Узнаваемость бренда Kiabi никогда не была высокой, отмечает Савенкова.
Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отмечает, что на фоне сокращения трафика в традиционных магазинах растет трафик в виртуальных. Онлайн-шопинг, по словам Лебсак-Клейманс, гораздо более рациональный и менее импульсивный, чем покупки в физических магазинах. В такой ситуации выигрывают массовые бренды, с правильно выстроенной репутацией, ориентированные не только на цену, но и на «модный авторитет», уверена Лебсак-Клейманс. Примером такого бренда она называет H&M, который делает коллаборации с ведущими мировыми дизайнерами. По итогам трех кварталов в России H&M, по словам Лебсак-Клейманс, нарастил продажи на 25% в годовом выражении, а по темпам восстановления и роста российский бизнес группы занял третье место в мире после США и Великобритании.
«Ашан» или хруст французской булки
Французская сеть «Ашан», один из лидеров продуктового ретейла России, начинает жесткую реорганизацию бизнеса. Источники MarketMedia говорят, что в ее рамках могут быть закрыты до трети всех магазинов и не исключают, что сеть вовсе покинет российский рынок. Представители самого «Ашана» эти планы опровергают.
Как рассказали MarketMedia несколько источников, близких к компании, в ней началась жесткая реорганизация, которая может завершиться закрытием десятков российских магазинов в среднесрочной перспективе. Проект получил название Renaissance. Его курирует бывший директор по формату «Супермаркеты» Оливье Омнес.
Сотрудники компании рассказали MarketMedia о планах руководства на 50% сократить штат головного офиса. «Каждый день сокращают по два-три человека. Это не Renaissance, а какое-то убийство», — считает один из собеседников MarketMedia. Также, по его словам, в среднесрочной перспективе компания планирует закрыть до 100 магазинов в России (всего «Ашану», по официальной информации, сейчас принадлежит в нашей стране 314 магазинов).
«Только в этом году хотят закрыть 30-40 торговых точек под брендом «Атак», — сообщил источник, знакомый с ситуацией. О планах «Ашана» сократить одну из сетей слышали и другие участники рынка. Правда, они думали, что речь идет не об «Атак», а о сети дрогери Lillapois. Сам «Ашан» в январе заявил об отказе развивать ее в России. В момент выхода на российский рынок в августе 2016 года в «Ашане» планировали открывать по 20 Lillapois в год, но к январю 2018 года в стране работали всего три точки сети. Источники MarketMedia настаивают на том, что закрывать будут «Атаки».
Renaissance — это внутреннее название процесса анализа рентабельности объектов в рамках операционной деятельности компании. В розничной торговле существует общая практика, в рамках которой нерентабельные магазины закрываются, а ставка делается на открытие более перспективных.
В 2019 году «АШАН Ритейл Россия» закроет 30 нерентабельных магазинов. Большинство из них относятся к форматам супемаркеты и магазины у дома. Последний пример — закрытие отдельно стоящих магазинов косметики Lillapois в Москве из-за реинтеграции их ассортимента в большие гипермаркеты. Анализ показал, что рентабельность отдела косметики в гипермаркете выше, чем в отдельно стоящих магазинах.
Мы не подтверждаем информацию о массовом сокращении персонала центрального офиса. В настоящее время в рамках проекта автоматизации и централизации департамента кадрового администрирования, который не имеет отношения к «Ренессансу», упразднены региональные отделы расчета заработной платы. Сотрудникам был предложен перевод на аналогичные должности в Москву либо на другие должности в рамках их региона. Отказались от предложений 25 человек.
Письмо от босса
О серьезных изменениях в организации российского бизнеса гендиректор «Ашан Ритейл Россия» Франсуа Реми сообщил в конце января в письме сотрудникам компании. Он пояснил, что решение «уменьшить состав и сплотить команду дирекции компании» принято «в контексте сложных финансовых результатов с целью повышения эффективности работы».
По его плану, 2019 год должен «ознаменовать собой перезапуск «Ашан Ритейл Россия». Но участники рынка считают, что эта реорганизация — запоздалая мера. «Боюсь, это начало конца. В результате множества ошибок компания проигрывает конкуренцию и, скорее всего, покинет рынок России уже в течение ближайших 2-3 лет. Увы, но «Ашан» — пример того, что преимущества, продолженные до бесконечности, превращаются в противоположность», — говорит один из собеседников MarketMedia.
«АШАН Ритейл Россия» не планирует покидать российский рынок. В ближайшее время мы открываем самый крупный логистический центр в Европе — «Южные врата» в Московской области, а также гипермаркеты в Челябинске и Пушкино», — парировала Мария Курносова.
У него на это шесть причин…
Арно Труссе, сооснователь и генеральный директор компании Geomatrix Predictive Analytics (более 3 лет работал в сети «Ашан» и отвечал за работу отдела исследований и анализа потребительского поведения, обучение и подготовку специалистов по геомаркетингу), говорит, что главная беда «Ашана» — промах в стратегии развития.
Другие собеседники MarketMedia назвали еще пять причин, которые могут оказаться фатальными для бизнеса компании.
«Во-первых, «Ашан» — креатура Жерара Мулье, который выпестовал его с одного магазина до мегаимперии. В 2008-м Жерар отошел от управления и — как штепсель из розетки выдернули. Презентации стали длиннее, дел стало меньше. В компанию пришли чиновники, а бизнесмены стали уходить. Боюсь, что-то подобное может произойти и с «ИКЕА» (ее основатель г-н Кампрад был другом Мулье, они похожи друг на друга и в плане отношения к делам)», — делится наблюдениями один из бывших сотрудников компании.
«Вторая проблема в том, что «Ашан» построен на принципе децентрализации. Она хорошо работает в небольшой розничной компании, стимулирует инициативу. А на больших размерах превращает ее в неуправляемую конфедерацию. Злые языки давно назвали «Ашан» конфедерацией независимых магазинов: нет единого ассортимента, единой ценовой политики (кроме общих принципов), единого мерчандайзинга. Бизнес-процессы не формализованы, не прописаны. Каждый гипермаркет во многом сам творит свой бизнес-процесс. Все «Ашаны» разные. И на большом объеме это создает хаос», — говорит еще один собеседник MarketMedia.
Четвертая причина — очевидные проблемы менеджмента. Как говорит один из бывших сотрудников сети, «Ашан» так и не стал международной компанией: «Это французская компания с международным участием. Без французского языка карьеры в ней не сделать. А французские топ-менеджеры недостаточно доверяют местному персоналу. При этом у них довольно низкая планка требований и к себе, и к подчиненным. У французов, в отличие от англосаксов, вообще не очень принято «дожимать». Жестко спрашивать с подчиненных — плохой тон. Эта особенность, помноженная на децентрализацию, создала благоприятную атмосферу для тех, кто не сильно напрягается. Делаешь — не сильно похвалят, не делаешь — не сильно поругают. А чтобы тебя уволили, надо вообще серьезно постараться. На этом фоне в компании остались «чиновники», с которых мало спрашивают, но они и не очень утомляют. Амбициозные и рьяные кадры поразбежались».
И, наконец, пятая проблема, которая является следствием нетребовательности менеджмента, — это отвратительный ассортимент. «Эрозия ценового преимущества превращает магазины в помойки», — говорит один из собеседников MarketMedia.
Ты помнишь, как все начиналось?
«Ашан» пришел в Россию в 2002 году, первые магазины открывались в формате гипермаркетов в Москве за МКАД. В первые годы он был очень популярен среди населения, в выходные в него устремлялись вереницы машин, на кассах были огромные очереди и забитые доверху тележки с товарами.
Ретейлер потерял свои конкурентные преимущества, когда начались контрсанкции и он не смог ввозить в страну многие французские товары, в том числе вино и сыры, за которыми россияне любили ездить именно в эту сеть.
Сейчас сеть, по официальной информации, насчитывает 338 объектов, всего в компании трудится 41 тыс. человек. Однако последние годы французский ретейлер теряет долю рынка в России. По подсчетам INFOline, выручка сети «Ашан» в России снижается уже несколько лет подряд. Так, в частности, в 2015 году оборот сети был 373,1 млрд рублей (без НДС), а по итогам 2018 года — всего 306,4 млрд рублей (см. инфографику). Сейчас управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital Николай Габышев оценивает операционный бизнес «Ашана» в России в 100-120 млрд рублей (без учета недвижимости и долга).
«Ашан» старается меняться, например, запустил интересную программу развития СТМ, изменил стратегию развития, объявил о запуске формата у дома. Но в компании слишком долго принимают решения, надо гораздо быстрее. Например, именно «Ашан» одним из первых FMCG-сетей, входящих в топ-10, запустил интернет-продажи, но возил только непродовольственный ассортимент. Доставлять продукты он стал лишь в прошлом году, когда это уже делали другие сети», — отмечает генеральный директор ИА INFOline Иван Федяков. Он согласен с коллегами, что компания, потеряв конкурентные преимущества в части ассортимента, стала проигрывать конкурентам и по формату, и по локациям (многие магазины «Ашан» расположены далеко от жилых массивов).
Но, по мнению Ивана Федякова, редко кто из международных сетей смог добиться успеха в продуктовом розничном ретейле в чужой стране, чаще всего это национальная история, лидирующие позиции обычно занимают местные сети.
Я 2 года работала в «Ашане». Все это время в компании шли бесконечные реорганизации, которые руководство объясняло желанием сделать как лучше. А по факту никаких улучшений не было. В чем причина? «Ашан» — это компания с жесткой иерархией, где можно расти и делать карьеру, соблюдая кодекс этикета и лояльности. Это машина для зарабатывания денег (есть бонусы для сотрудников, есть отчисления на накопительные счета и др.). Но разница в финансовом положении топов и линейного персонала колоссальная. Возможно, у европейской «головы» есть желание что-то менять и развивать. Но, по моим наблюдениям, в российском офисе «Ашана» топ-менеджеры занимались не развитием бизнеса, а дележкой средств.
Во-первых, сеть делает ставку на низкобюджетные продукты соответствующего качества и постепенно превращается, простите, в помойку. Люди часто уходят из магазинов сети в шоке от низкого сервиса, грязи, товарной матрицы, где практически нет выбора. Сплошное разочарование.
Второе — компания постоянно сокращает штат, чтобы поддерживать благоденствие верхушки. А оставшимся сотрудникам приходится работать значительно больше за те же деньги.
Третье: топы «Ашана» в РФ не готовы отказываться от бонусов. При этом зарплаты линейных сотрудников в компании ниже рынка. Одна из моих клиенток обратилась туда по вакансии HR, и ей предложили ставку всего 26 тыс. рублей в Москве.
Четвертое — компания декларирует, что тратит средства на развитие, на инновации, на технологии. Но покупатель их не ощущает. Год назад, после того, как конкурирующая сеть «Глобус» открыла в России первый магазин нового формата в Котельниках, руководство «Ашана» занервничало, и пошли разговоры, что надо что-то менять. Пытались даже переделать магазины. Но ничего толкового не сделали. Внедрили лишь двойное обслуживание покупателей при расчете: сначала кассир сканирует товар, а потом людям предлагают пройти к терминалу, который принимает деньги. Это сложная и долгая процедура. А альтернативы нет. Покупатели нервничают. Во всех регионах много негативных отзывов по этому поводу. Но создается впечатление, что на них никто не обращает внимание.
Долго так продолжаться не может. Либо «Ашан» должен кардинально измениться и перестроиться, либо он неизбежно покинет российский рынок в течение ближайших 2-3 лет.
Над материалом работали Амера Карлос и Наталья Ковтун