Правда ли что принцип оперантного обуславливания в социальную психологию ввел дж уотсон
Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности
20 столетие было богатым на научные открытия в области психологии. Разные направления и подходы исследования человека всячески пытались ответить на вопрос, что собой представляет человечество. На волне увлечения позитивизмом и поиска точных методов исследования самой популярной психологической концепцией долгое время считался бихевиоризм, который подразумевал идею того, что человек – это всегда творение окружающих обстоятельств, и полностью исключал важность сознания и внутренних особенностей индивида.
Именно в духе бихевиоризма была сформулирована теория оперантного обусловливания американским психологом Берресом Скиннером, который утверждал: человеческое поведение детерминировано и поэтому предсказуемо.
В этой статье мы более подробно рассмотрим самую выдающуюся концепцию Скиннера, которую неоднократно критиковали за манипулирование человеческим поведением, но в тоже время ее сторонники плодотворно использовали ее для внедрения новых черт характера.
Скиннер и критика традиционной психологии
Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.
Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.
Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.
Такими утверждениями о предмете психологии Скиннер остро критиковал популярный тогда психоанализ Фрейда, а также вслед за позитивистским духом в точных и естественных науках он хотел переосмыслить методологию психологии. Разделив психологию на «донаучные» концепции и бихевиористов, Скиннер пытался ее реформировать и сформулировать собственный научный метод, создать новую экспериментальную психологию.
Критикуя психологию, Скиннер пытался доказать: фундаментальная ошибка современной психологии в том, что причины человеческого поведения находятся не внутри человека, а в окружении. Он утверждал: хотя человечество перестало верить в средневековых духов и бесов, но оно до сих пор пытается описать какие-то метафорические «скрытые силы» сознания, которые нельзя доказать или подтвердить экспериментально. Эти аргументы против изучения внутреннего мира были обоснованы тем, что люди не имеют доступа к сознанию человека, поэтому психология должна заниматься только наблюдением.
Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.
Предпосылки оперантного поведения
В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.
Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.
Согласно философии Скиннера, нет необходимости тратить так много энергии на моральное развитие индивида, ведь «черты характера» – это аккумуляция реакций на определенные внешние условия окружения. Поэтому результат будет намного лучше, если мы будем больше сил и внимания уделять исследованиям внешней среды и условий, от которых и зависит индивид. Таким образом, если мы создадим лучшие окружающие условия, мы получим лучших индивидов.
В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:
Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.
Теория оперантного поведения
Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков, а ключевую роль играют ассоциативные связи, которые организм создает в результате жизненного опыта.
Если Павлов вывел закономерность формирования условных рефлексов, то Скиннер пошел еще дальше: он описал свои научные наблюдения и возможные способы влияния на поведение организма, и назвал их «оперантное обусловливание» (или оперантный бихевиоризм) – процесс формирования ассоциаций между поведением и его последствиями. Согласно Скиннеру, существует три вида поведения человека:
Именно идея оперантного обусловливания состоит в изучении формирования поведения человека. Сначала она была сформулирована по аналогии наблюдения за реакцией животных в лабораторных условиях. Поэтому «обусловливание» – это создание необходимых условий, которые дают возможность управлять человеческим поведением.
Обусловить – это обдуманный пошаговый процесс, который позволяет создать нужные подконтрольные условия, из-за воздействия которых меняется состояние человека, его поведение и реакции на последующие обстоятельства. «Оперантное» (от слова «операция») означает действие, имеющее воздействие на среду. Поэтому под оперантным обусловливанием Скиннер подразумевал форму обучения, в которой спонтанное поведение воспринимается как желательное. Главный акцент в оперантном обусловливании Скиннер делал не на реакции человека, а на акции – действии, которое воздействует на человека.
Поэтому принцип оперантного обусловливания можно обозначить тем, что человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем.
Как пример действия оперантного обусловливания можно представить такую ситуацию:
Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.
Развивая свою интерпретацию того, какой должна быть психология, Скиннер пытался доказать, что человеческое поведение всегда зависит от внешней среды: выбрать фильм, открыть дверь в ответ на звонок, держать партнера за руку, когда он просит – все это примеры оперантного поведения.
В свое время Скиннер обосновал закономерности, которые назвал законом оперантного обусловливания и законом субъективной оценки вероятности последствий. Этим заявлением Скиннер предлагал свое решение современных социальных проблем, создание технологии поведения, которая бы позволяла манипулировать негативным поведением людей и помогала бы создавать положительные реакции. Он предлагал изменить такие черты как гордость, стремление к власти, агрессия, наполнить людей четким пониманием смысла и целей.
Сегодня оперантное обусловливание рассматривается психологами в двух основных формах:
Правила эффективного оперантного обусловливания:
Одна из ключевых идей в концепции Скиннера – это подкрепление или «последовательное наведение на нужную реакцию». Он описывал четыре режима подкрепления в зависимости от необходимой формы реагирования:
Особенно важным в формировании нужной реакции Скиннер считал использование подкрепляющих стимулов, которые разделил на три типа:
Также в оперантном обусловливании выделяют три типа научения:
Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду, и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И также наоборот: если во время воздействия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта.
Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии
Несмотря на широкое одобрение научного вклада Скиннера бихевиористами, с его позицией не соглашались многие известные психологи – Эрих Фромм, Ноам Хомский, Стивен Пинкер. Они критиковали Скиннера за пренебрежение человеческими чувствами, когнитивными способностями и ролью человеческих влечений. Поэтому «психология» Скиннера для Фромма, например, была наукой о манипулировании поведением человека.
Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.
Кстати, о формировании полезных привычек. Если вы хотите понять как можно эффективно справляться со стрессом, тревогой и страхами, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». С ее помощью за 6 недель можно освоить эффективные способы сохранять ясность ума и справляться с трудными ситуациями на работе, в университете и личных отношениях.
Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.
Прикладной анализ поведения
— особый путь образования условных рефлексов, который заключается в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула[1], то есть за счет последствий: подкрепления (усиления) или наказания (ослабления). Особым случаем оперантного обусловливания является
формирование поведения
, когда подкрепляемые действия постепенно изменяются, все более приближаясь к итоговому исполнению[2]. Понятие оперантного обусловливания введено Б. Ф. Скиннером.
Оперантное научение основывается на оперантном поведении
— поведении, воздействующем на окружение, которым управляют непосредственные последствия этого поведения, в противоположность ответному (респондентному) поведению, которым управляет предшествующий стимул[2]. Б. Ф. Скиннер сформулировал концепцию оперантного обусловливания после знакомства с работами И. П. Павлова о формировании «классических» условных рефлексов в ответ на предъявление стимула[1].
Множество действий, определяющихся их последствиями (постцедентными воздействиями), называется оперантом
. Операнты определяются функционально, то есть по тем изменениям, которые вызывает поведение человека в его непосредственном окружении. Связи между оперантным поведением и событиями, происходящими вокруг него, называются
контингенциями
[3]. Наиболее распространенной схемой для анализа является
трехчастная контингенция
, состоящая из связи между[2]:
Термин «условие» указывает на сочетания, возникновение которых вероятно, но не неизбежно. В исследованиях поведения влияние некоторого условия на поведение необходимо доказывать.
Теоретические постулаты оперантного бихевиоризма применяются на практике в некоторых вариантах программированного обучения, поведенческой терапии[1], прикладного анализа поведения[2].
Примечания
Респондентное и оперантное поведение
Информация » Психология личности » Респондентное и оперантное поведение
Скиннер различал два типа поведения: респондентное и оперантное. Респондентное поведение
– это характерная реакция, вызываемая известным стимулом, который всегда предшествует реакции. Примеры: аккомодация зрачка при изменении освещенности, дрожь на холоде и т.п. Респондентное поведение является невольным и спонтанным, происходит всегда. Оно обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему.
Павлов доказал, что респондентное поведение может быть классически обусловленным
. Он наблюдал, что пища, попадая в рот голодной собаки, вызывает слюноотделение. Таким образом, слюноотделение здесь – это безусловная реакция
или, по Павлову,
безусловный рефлекс
. Он вызывается пищей, которая является безусловным стимулом
Безусловный стимул (БС) Безусловная реакция
Условный стимул (УС) Условная реакция
Открытие Павлова состоит в том, что если нейтральный стимул многократно объединялся с безусловным стимулом, то, в конце концов, нейтральный стимул приобретает способность вызывать безусловную реакцию без предъявления безусловного стимула. Например, если каждый раз при предъявления пищи будет звонить колокольчик, то позже колокольчик уже без пищи будет вызывать слюноотделение. Новая реакция называется условным рефлексом
, а новый стимул, его вызывающий и прежде бывший нейтральным, называется условным стимулом
. Такой процесс называется классическим обуславливанием
. Если после формирования условного рефлекса колокольчик будет звонить отдельно от пищи, то условный рефлекс угасает. Таким образом, подкрепление важно не только для формирования, но и для сохранения респондентного научения. Кроме того, если собаке дают деятельный отдых в период угасания, то слюноотделение будет повторяться при звуке колокольчика. Это называется самопроизвольным восстановлением рефлекса
Респондентное поведение – это расширенная версия павловского классического обуславливания. Скиннер назвал его обуславливанием типа С
, подчеркивая важность стимула. При этом Скиннер считал, что нельзя все поведение объяснить в терминах классического обуславливания.
Наоборот, наше поведение в основном определяется ожиданием его результатов, т.е. последствиями поведения. Этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружающий мир с целью изменить события, каким-то образом. Скиннер назвал такое поведение обуславливанием типа Р
или оперантным поведением.
Образцы реакции подобного типа, контролируемые результатами, следующими за поведением Скиннер назвал оперантами
. Это произвольные, приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию.
Если последствия оперантного поведения благоприятны для организма, то вероятность его повторения в будущем увеличивается, т.е. последствия подкрепляются и оперантные реакции обуславливаются этими последствиями. И наоборот, если последствия реакции неблагоприятны, тогда вероятность повторения уменьшается. Таким образом, оперантное поведение контролируется негативными последействиями. Негативные (или аверсивные) последействия ослабляют поведение, порождающее их и усиливают поведение, устраняющее их.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере – характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозиро …
Анализ действий Всякое взаимодействие имеет социальный и психологический уровни. В явном взаимодействии эти уровни совпадают, в скрытом – не совпадают. Все взаимодействия с самим собой, между двумя, а также большим количеством людей можно описать шестью вариантами или типами взаимодействий. — уход в себя — процедура (серия простых, дополнительных …
Основные закономерности психического развития Психическое развитие – это те изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды. Развитие это переход организма на более высокую ступень. Выделяют биологические и социальные факторы влияющие на развитие. Биологический ф …
Основные понятия в ABA
Поведение
Поведение — это активность живого организма. Человеческое поведение включает в себя весь спектр человеческой деятельности. Такие внутренние процессы, как мышление или переживание эмоций, также являются поведением.[22] Поведение что-то или нет можно определить, применив так называемый «тест мертвеца»:
Если мёртвый может сделать это, значит, это не поведение. И если мёртвый это сделать не может, значит это поведение.[23] |
Оперантное научение (обусловливание)
Оперантное поведение определяют его последствия. Обусловливание оперантного поведения — это результат подкрепления (усиления) и наказания (ослабления).[26] Оперантное научение происходит, когда живой организм добровольно совершает некоторое действие специально для получения желаемого результата. Термин «оперантное» подчёркивает тот момент, что окружающая среда обуславливает действия организма по достижению желаемого результата. Пример оперантного научения: когда человек знает, что усердная работа может привести его к продвижению по службе, или когда тщательное изучение материала приведет к высоким оценкам.
Респондентное научение (обусловливание)
Окружающая среда
Окружающая среда — это целое созвездие условий, в котором существует организм.[27] Она включает в себя как внешние, так и внутренние события организма, но при этом учитываются только реальные физические события. Окружающая среда наполнена стимулами. Под стимулом подразумевается «сигналы, которые влияют на организм через клетки его рецепторов.»[27]
Стимулы могут быть описаны через такие качества:
Подкрепление (усиление)
Подкрепление — один и важнейших принципов возникновения поведения[28] и ключевой элемент в большинстве поведенческих программ.[29] Это процесс, с помощью которого целевое поведение усиливается; если подкрепление следует сразу после поведения, то это приводит к увеличению частоты такого поведения в будущем.
Положительное подкрепление — после поведения добавляется некоторое событие, и такое добавление приводит к увеличению возникновения этого поведения в будущем.
Отрицательное подкрепление — после поведения в окружающей среде что-то исчезает, и это также приводит к увеличению частоты появления этого поведения в будущем.[30] Есть несколько различных схем подкрепления, которые по разному влияют на возникновение поведения в будущем.
Наказание (ослабление)
Ослабление — это процесс, который следует сразу за поведением, и уменьшает вероятность возникновения этого поведения в будущем. Как и с усилением, существует положительное ослабление (после поведения что-то добавляется в окружающей среде) и отрицательное ослабление (после поведения в окружающей среде что-то исчезает). В общем и целом, существует три типа наказания: возникновение неприятных последствий поведения, стоимость реакции и тайм-аут.[31] На практике применение наказания часто может сопровождаться нежелательными эффектами, поэтому используются только вместе с процедурами подкрепления (например, подкрепления поведения, альтернативного нежелательному), в одиночку, как таковые, они плохо работают. Нежелательные последствия применения процедур наказания могут заключаться, например, в том, что возрастают различные другие нежелательные формы поведения (не те, за которые наказывали) и при этом снижается желательное поведение.[32] Некоторые другие потенциальные нежелательные эффекты включают в себя избегание и действия в обход нежелательных последствий (уклонение), разного рода эмоциональные реакции и даже, наоборот, к временному усилению поведения.
Угасание реакции
Угасание реакции — это технический термин для описания процедуры прекращения подкрепления того поведения, которое до этого усиливалось, после чего целевое поведение угасает, (то есть перестаёт повторяться с той же частотой в будущем)(Купер и др.). Процедура угасания реакции часто предпочтительнее чем процедуры наказания, которые часто считаются неэтичными и во многих штатах США запрещены. Тем не менее процедура угасания реакции должна выполняться осторожно и только под наблюдением профессионалов, так как она сопровождается так называемым «взрывом». «Взрыв» — это временное увеличение частоты, интенсивности и/или продолжительности поведения, предназначеного для угасания. Другие характеристики взрыва включают в себя а) сильные эмоциональные реакции, в том числе агрессию и истерики, б) появление новых видов поведения. которых обычно не было до процедуры угасания. Эти новые типы поведения являются основным компонентом процедуры формирования реакции.
Речевое поведение
Система классификации анализа поведения Скиннера была применена для лечения целого ряда коммуникативных расстройств.[33] Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов:
Для оценки речевого поведения с помощью системы Скиннера можно посмотреть статью Оценка базовых речевых навыков и навыков обучения.
Повторяемость
Это свойство реакции. Реакция может происходить неоднократно в течение времени. Подсчитать и записать это свойство можно по таким параметрам:
Временная протяжённость
Это свойство указывает на то, что каждый акт поведения занимает некоторое количество времени, то есть как долго он происходит. Измерить его можно по такому параметру как:
Временное местоположение
Любая реакция/поведение происходит в определённый момент времени. Параметры временного местоположения таковы:
Производные величины
Не относятся к каким-то конкретным свойствам.
Оперантное обусловливание
Теория-инструментального, или оперантного, обусловливания связана с именами Э. Л. Торндайка (Е. L. Thorndike) и Б. Ф. Скиннера (В. F. Skinner). Скиннер и Торндайк — виднейшие представители бихевиоризма — показали, что воздействие окружающей среды определяет поведение человека. Они рассматривают в качестве главного фактора формирования человеческого поведения культуру, содержание которой выражается в определенном наборе комплексов подкреплений. С их помощью можно создавать и модифицировать человеческое поведение в нужном направлении. На таком понимании основаны методы модификации поведения, использующиеся не только в психотерапевтической практике, но и, например, при воспитательных воздействиях.
Термины «инструментальное научение» и «оперант- ное обусловливание» означают, что реакция организма, которая формируется по методу проб и ошибок, является инструментом для получения поощрения и предполагает оперирование средой, то есть поведение есть функция его последствий. Согласно принципу оперантного обусловливания, поведение контролируется его результатом и последствиями. Модификация поведения осуществляется за счет влияния на его результаты и последствия. В соответствии со схемой оперантного обусловливания экспериментатор, наблюдая поведение, фиксирует случайные проявления желательной, «правильной», реакции и сразу же подкрепляет ее. Таким образом, стимул следует после поведенческой реакции, используется прямое подкрепление через поощрение и наказание. Результатом подобного научения является оперантное научение, или оперант. В этом случае подкрепляется не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий стимул, поэтому такое научение обозначается как научение типа R. Оперантное, или инструментальное, поведение (поведение типа R) — это поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением. Скиннер, подчеркивая различия между респондентным и оперантным поведением, указывает, что респондентное поведение вызвано стимулом, предшествующим поведению, а оперантное поведение — стимулом, следующим за поведением. Иными словами, в классическом обусловливании стимул предшествует поведенческой реакции, а в оперантном — следует за ней.
Необходимо обратить внимание на соотношение таких понятий, как позитивное и негативное подкрепление и наказание, различать наказание и негативное подкрепление. Позитивное или негативное подкрепление усиливает поведение, наказание — ослабляет. Позитивное подкрепление основано на предъявлении стимулов (наград), которые усиливают поведенческую реакцию. Негативное подкрепление заключается в усилении поведения за счет удаления негативных стимулов. То есть всякое подкрепление (и позитивное, и негативное) усиливает частоту реакции и поведение, наказание же, напротив, уменьшает частоту реакции, ослабляет поведение. (Например, позитивное подкрепление: животное находит выход из лабиринта и получает пищу; негативное подкрепление: животное находит выход из лабиринта, где действует электрический ток, и ток выключают; наказание: животное в лабиринте упирается в тупик, и ток включают. Таким образом, первые два вида воздействия экспериментатора усиливают реакцию, поскольку являются подкреплением, а третий — уменьшает, являясь наказанием.)
Для различения стимула классического условного рефлекса и стимула оперантного условного рефлекса Скиннер предложил обозначать первый как Sd (дискриминантный стимул), а второй — как Sr (респондент- ный стимул). Дискриминантный стимул по времени предшествует определенной поведенческой реакции, респондентами стимул, подкрепляющий определенную поведенческую реакцию, следует за ней.
Итак, сравнительные характеристики классического и оперантного обусловливания:
Классическое обусловливание S—R. Научение типа S. Классическая парадигма Павлова. Реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула. Стимул предшествует реакции. Подкрепление связано со стимулом. Респондентное поведение — поведение, вызванное определенным стимулом, ему предшествующим.
Оперантное обусловливание R—S. Научение типа R. Оперантная парадигма Скиннера. Желательная реакция может появиться спонтанно. Стимул следует за поведенческой реакцией. Подкрепление связано с реакцией. Оперантное поведение — поведение, вызванное подкреплением, за ним следующим.
Оперантное поведение
Оперантное поведение — это активные действия, акции, которые направлены на достижение желаемой цели.
Б. Скиннер так писал о различии рефлексов и оперантном поведении: «Рефлексы, как условные, так и всякие другие, главным образом связаны с внутренними физиологическими процессами в организме. Однако чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир. Оно возникает в результате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью».
А также: «Принято рассматривать любое движение живого существа как реакцию. Это слово заимствовано из исследований, посвященных изучению рефлексов. Оно означает действие, которое наступает в ответ на предшествующее событие — стимул. Но мы можем сделать событие зависимым от поведения без определения предшествующего стимула. Мы не изменяем среду обитания голубя для того, чтобы вызвать поднятие головы. Вероятно, нельзя показать, что любой простой стимул неизменно предшествует этому движению. Такое поведение может оказаться под контролем стимулов, но при этом отсутствуют отношения по типу «одно порождает другое», поэтому термин «реакция» не вполне адекватен, но он настолько укоренился, что далее мы будем его использовать. Конечно, нельзя предсказать и проконтролировать реакцию, которая уже произошла. Можно только предсказать, что похожие реакции будут наблюдаться в будущем. Поэтому единицей науки о прогнозировании является не реакция, а класс реакций. Для его описания будет использоваться слово «оперантный». Данный термин показывает, что поведение «воздействует» (operates) на среду, генерируя последствия. Следствия определяют свойства, по которым устанавливается сходство реакций. Он будет использоваться и как прилагательное (оперантное поведение), и как существительное, обозначающее поведение, определенное данным следствием. Поднятие голубем головы один раз в определенный момент является реакцией. Это прошлое и его можно рассматривать со всех точек зрения, которые представляют для нас интерес. Поведение, называемое «поднятием головы», которое происходит независимо от определенных обстоятельств (instances), является оперантным». Скиннер Б. Ф. ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С. 60-95.https://intellectus.su/lib/00028.htm
Реагируя (при выполнении условного рефлекса), животное играет пассивную роль: хозяин дал команду — собака сделала. Активное начало поведения — у человека. В оперантном поведении, наоборот, источник активности — животное: собака совершает действие для того, чтобы ее поощрили.
Б. Скиннер об оперантном поведении
Фрагменты из книги Б. Скиннера «Оперантное поведение». Кривые научения. Оперантное обусловливание. Количественные свойства. Управление оператным поведением. Оперантное угашение. Условные подкрепления. Почему подкрепление подкрепляет? Непредвиденные обстоятельства и «суеверное» поведение. Цели, намерения и другие конечные причины поведения. См.
Оперантное поведение и дрессировка
Традиционная дрессировка учит условным рефлексам, а не оперантному поведению.
Такому сложному и интересному поведению, когда животное само ищет возможности достичь желаемой цели, учит особый вид обучения животных: обучение с подкреплением. Это похоже на дрессировку, это действительно дрессировка, но это дрессировка не обычная, не традиционная. В этой дрессировке другие технологии (использование кликера) и другие результаты. Такая дрессировка (обучение с подкреплением) в руках умелого дрессировщика обучает творческому поведению.
Интересное наблюдение из жизни: собака, воспитанная в традиционных условиях, не понимает, что она может быть источником активности. Такая собака ждет команды. Более того, она честно не спускает глаз с хозяина. Хозяин должен дать команду. Только тогда возможна активность. Собака, воспитанная обучением с подкреплением — живая и активная. Она ищет возможности получить награду и перебирает возможные способы этого добиться, начиная свою активность до команды хозяина. Такие собаки быстрее решают задачи, связанные с деятельностью мышления, с ними чаще случаются инсайты (внезапное нахождение решения без предыдущих проб и ошибок или предыдущего обучения).