Прав ли киплинг утверждавший что востоку и западу никогда не сойтись

Киплинг: «Запад есть Запад. Восток есть Восток, и вместе им не сойтись»

Цивилизованные европейцы, потопившие в крови всё вокруг себя, теперь учат мир жить по-западному

Прав ли киплинг утверждавший что востоку и западу никогда не сойтись

Только на первый, непосвящённый взгляд может показаться, что мы и так всё понимаем и что двигателем политики является банальная борьба за ресурсы. Реальные причины лежат гораздо глубже. Они не просто в глубокой древности, а и в природе и географии, которые накладывают на народы определяющий отпечаток.

Киплинг пророчил – «Запад есть Запад. Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Вестник «бремени белого человека» зрил в корень. Мы можем не воевать. Мы можем находить точки соприкосновения и взаимовыгодные варианты. Но мы никогда не сойдёмся. Для этого Запад должен перестать быть Западом или Восток должен перестать быть Востоком.

Хотим мы этого или не хотим, но формирование мировой политики и геополитики происходит по западной модели. Какой-то противовес ей могли бы составить индийская, китайская и славянская модели. Но Индия замкнута в себе и повлияла на мир разве что эпохой «детей цветов»-хиппи и соответствующей модой. Славянский мир – и Россия в том числе – хоть и заявляет о своей особости, но по факту оказался вовлечён в западную орбиту, сохраняя только потенциал. Страны Восточной Европы в своём стремлении к западным ценностям готовы перещеголять самих носителей этих ценностей, англосаксов. А Китай, будучи, как и Индия, зам­кнут на себе, принимает западные ценности, но только для того, чтобы что-то поиметь с Запада полезное для себя. Китай, расширяя своё влияние, делает это исключительно в собственных целях. Учить мир жить по-китайски китайцы не собираются, и китайские ценности остаются уделом только самих китайцев.

А вот западная модель строится именно на экспансии, на стремлении заставить весь мир исповедовать западные ценности. Ну и разумеется, за всю эту прелесть мир должен Западу платить. Деньгами, ресурсами, людским материалом. По этой модели народы делятся на три категории: цивилизованные (сами европейцы, включая Северную Америку и Австралию), варвары (те, кто принял западную модель, но стоят ступенью ниже, типа славян) и дикари (все остальные, удел которых быть топливом для западной цивилизации).

Надо ли пояснять, что эту «табель о рангах» составили сами «цивилизованные европейцы»? Те самые, что жгли на кострах своих женщин. Те самые, кто под предлогом «освобождения Гроба Господня», который проповедовал мир, любовь и всепрощение, огнём и мечом утопили в крови Палестину. Те, кто уничтожил великие цивилизации инков и майя в погоне за золотом. Те, кто ради захвата земель почти свёл на нет всё коренное население Северной Америки, загнав жалкие остатки в резервации.

Скажете – это дела давно минувших дней? А кто на наших глазах бомбил мирный Белград прямо в центре Европы? Кто стёр с лица земли вместе с жителями Ракку и Мосул? Кто под лживым предлогом вторгся в Ирак, а потом банально растащил сокровища багдадских музеев? Кто уничтожил мирную Ливию? Дикари и потомки дикарей снисходительно называют дикарями тех, кто не принял их дикарских ценностей, – горькая ирония судьбы.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, И с места они не сойдут» (Киплинг Редиард)

Пойдем от противного.

Если бы цивилизации действительно могли взаимодействовать во всех направлениях, если бы они могли взаимопроникать друг в друга, то проблем в межкультурной коммуникации не было бы. Каждый представитель одной цивилизации мог бы понимать каждого представителя другой цивилизации, так как при взаимодействии цивилизаций границы различий определенно стерлись бы. Нет границ – нет и проблем в понимании. Развивая мысль, можно предположить, что в результате интеграционных процессов цивилизации слились в одну. Но, опираясь на факты истории, утверждать то, что проблем взаимопонимания между Западом и Востоком не было и нет, совершенно нельзя. Судить так категорично, что у Запада и Востока нет точек соприкосновения, как судил Р. Киплинг, невозможно.

Обратимся к ситуации в мире сейчас. Нам всем известен сирийский конфликт, и все знают из новостей об огромном потоке беженцев из Сирии, что нахлынул на Европейский союз. Попытки остановить его тщетны, и Западной цивилизации только и остается, как смириться с этим наплывом представителей Восточной цивилизации. А они, в свою очередь, пытаются навести свои порядки в стране, так радушно их принявшей. В некоторых городах Германии, например, уже появились такие кварталы, в которых девушкам без паранджи появляться опасно любое время дня и ночи. Даже язык не обходится стороной, когда мы говорим о взаимовлиянии Западной и Восточной цивилизаций. В английском языке есть правила, которые в настоящее время пересматриваются, так как эмигранты из Азии, подстраивая язык под себя, нарушая эти правила многократно, невольно меняют язык.

Разве не яркий пример того, что стоять на месте цивилизации не могут, они постоянно взаимопроникают друг в друга, взаимодействуют друг с другом. Поэтому Киплинг был не прав, говоря об их статичности относительно друг друга.

К тому же, эти две мегасистемы не только динамичны, но и еще не разграничены четко. Это можно увидеть на примере нашей, русской цивилизации. Нет единого ответа на вопрос, к какой же мегасистеме принадлежит Российская Федерация. Многие исследователи склоняются к мнению, что Россия занимает особое положение в этом делении. У нее есть черты и Запада, и Востока, что дает право её называть цивилизацией, в которой слились две мегасистемы. Особенно отчетливо выразил эту мысль Блок в своем стихотворении «Скифы»: русский народ и азиаты «с раскосыми и жадными очами» и народ, которому внятен «острый гальский смысл, и сумрачный германский гений». Подчеркивая особый статус России, Блок сравнивает русский народ с «послушными холопами, которые «держали щит между двух враждебных рас// Монголов и Европы».

Тем не менее, нельзя уверенно утверждать, что взаимодействие Запада и Востока в течение времени неизбежно. Есть много исторических фактов, которые являются примерами того, что некоторые цивилизации пытались изолироваться от влияния Запада или Востока. Яркий пример – самоизоляция Японии против внешнего мира («Сякоку»), продолжавшаяся с 1641 по 1853 год. Эта политика, проводившаяся сёгунами против западного влияния, имела свои определенные успехи: было остановлено засилье западной культуры и религии на острова, и Япония сохранила свою культурную неповторимость и сохраняет ее до наших дней. Но, к сожалению, одна страна не могла противостоять всему миру, и изоляционная политика Японии потерпела крах.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что, рассмотрев все возможные пути подтверждения позиции Киплинга в невозможности взаимодействия Западной и Восточной мегасистем, мы опровергли его позицию. Другими словами, история показывает нам, что взаимодействие Запада и Востока неизбежно, и как бы отдельные страны не старались этого избежать, их сопротивление не может быть бесконечным. Запад и Восток имеют слишком много связей и взаимодействий, чтобы существовать обособленно.

Источник

Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись

Смотреть что такое «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись» в других словарях:

Киплинг — Джозеф Редиард (Joseph Rudyard Kipling, 1865 ) английский беллетрист и поэт. Р. в Бомбее. С 17 лет сотрудник индийской «Военной и гражданской газеты» (1882 1889); печатавшиеся в ней очерки, рассказы и стихи составили первые книги К. Впоследствии… … Литературная энциклопедия

ГЕОПОЛИТИКА — научно политологическая школа, представители которой считают, что внешняя политика государств предопределяется не идеологическими, а географическими факторами (положение страны на Земле, природные ресурсы, климат и др.). Р. Челлен (1864–1922),… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Франция* — (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Франция — I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Редьярд Киплинг

Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
(Редьярд Киплинг)

Джозеф Редьярд Киплинг (30 декабря 1865, Бомбей — 18 января 1936, Лондон) — английский поэт, писатель, военный журналист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1907).

Он родился в Индии в семье Джона Локвуда Киплинга, крупного специалиста по истории индийского искусства, директора музея и Алисы (Макдональд) Киплинг.

К тому же сын самого Киплинга Джон был принят служить в Ирландскую гвардию.

Воспринимая в раннем детстве хинди как родной язык, будущий поэт с трудом осваивал английский, помятуя наказ няни-индуски: «говори с родителями на английском!»

В 5-летнем возрасте вместе с сестрой он отправляется на учёбу в Англию. 6 лет дети живут в частном пансионе, это стало испытанием для Редьярда из-за издевательств хозяйки дома и побоев её сына, который был старше мальчика.

Знание страны, почерпнутое в основном в разговорах с энциклопедически образованным отцом; ежегодные отпуска в Гималаях вдохновили многие его произведения. Первые продажи его книг, изданных дешёвыми брошюрами, начинаются в 1883 году.
В 1886 он выпустил «настоящую» книгу стихов «Департаментские песни». За ней последовали «Простые рассказы с гор» (1888) – лаконично-грубоватые рассказы о жизни британской Индии. В 1887 Киплинг перешел в газету» в Аллахабаде. Его проза выходит в газете – наряду с его репортажами.

Работа журналиста была адская – семь лет. Киплинг вспоминал, как после приступа лихорадки видел наутро в свежем номере (как оказалось) свою статью и спрашивал: «А кто это написал?»

Герберт Уэллс описывал Киплинга так: «Этот небольшого роста человек в очках, с усами и массивным подбородком, энергично жестикулирующий, с мальчишеским энтузиазмом лирически упивающийся цветами, красками и ароматами империи. сделался почти общенациональным символом».

Киплинг говорил о мужестве, чести, стойкости и долге: «Наполни смыслом каждое мгновенье/… … когда в груди всё пусто и сгорело/ И только воля говорит: «Иди!»

Я делил с вами хлеб и соль…
Вашу воду и водку пил,
Я с каждым из вас умирал в его час
Я вашей жизнью жил!

Киплинг получал самые большие гонорары и сделался общенациональным
символом. Памятуя это, остаётся только поражаться песне:

……………………………………………………………………
Бог с вами, мирные джентльмены! Страха вам не понять.
Оставьте на минутку спорт, чтоб мертвых не нарожать!
Мертвые армии и города, без счета и забот…
А там, беспечные господа, а что потом вас ждет?
Споем, что ли!

Землю вскопай для усталых солдат:
Нет ведь у них земли!
Отдайте им все, что они хотят!
Но кто будет следующим, господа,
За теми, что в ямы легли?

Бог с вами, мирные джентльмены! Нам только дорогу открой —
Пойдем копать народам могилы с Англию величиной!
История, слава, гордость и честь, волны семи морей —
Все, что сверкало триста лет, сгинет за триста дней!
Споем, что ли?

Замерзшие толпы бензином польем,
Пусть хоть в последнем сне
Немного погреется бедный народ…
А кто будет следующим, господа,
Гореть в погребальном огне?

Бог с вами, мудрые джентльмены! Да будет легок ваш сон!
Ни звука, ни вздоха, ни тени не оставим для новых времен!
Разве что отзвуки плача, разве что вздохи огней,
Разве что бледные тени втоптанных в грязь людей!
Споем, что ли!

Хлеба, хлеба голодным,
Тем, кто в бою падет!
Дайте им корм вместе с ярмом!
А кто же следующий, господа,
За похлебку в рабство пойдет?

Это стихотворение «Русским пацифистам», написанное в 1918 году. Однако не воспринимается оно (если не знать названия) как обращённое к Великобритании?

Проза Киплинга не менее интересна.

«Рассвет яркий, как алмазы, разбудил и людей, и волов, и ворон. Ким сел, зевнул, встряхнулся и затрепетал от восторга. Вот что значит
видеть мир по-настоящему; вот жизнь, которая ему по душе: суета и крики,
звон застегивающихся поясов и удары бичей по волам, скрип колес, разжиганье
костров и приготовление пищи, новые картины всюду, куда ни бросишь радостный
взгляд. Утренний туман уплывал, свертываясь серебряными завитками, попугаи
крикливыми зелеными стаями мчались к далекой реке, заработали все колодезные
колеса. Индия пробудилась, и Ким был в ней самым бодрствующим, самым
оживленным из всех. Он чистил себе зубы, жуя прутик, заменявший ему зубную
щетку, ибо с готовностью перенимал все обычаи этой страны, которую знал и
любил».

Как автора этих строк можно назвать «глашатаем английского империализма»? Очевидно, тут поработала пропаганда, используя талант Киплинга в своих целях. Не зря он вопрошал в «Штабных песенках»:

«Изменилась ли Европа
Со времен питекантропа?»

За наших черных кормилиц,
Чей напев колыбельный дик,
И — пока мы английский не знали —
За наш первый родной язык!
(Редьярд Киплинг)

Российскому читателю творчество Киплинга больше известно по его замечательным сказкам «Книги джунглей» в переводе К. Чуковского. Типами нарицательными стали Маугли, Кот, который гулял сам по себе, Любопытный Слоненок, мангуст Рикки-Тикки-Тави, Волчица-мать и Волк-отец, вожак волчьей стаи Акела, медведь Балу и пантера Багира.

Ловишь себя на мысли, что когда Киплинг писал эти сказки, его пером водила Душа Индии. Ему удалось создать целый мир, создать вечно живых героев.
Для понимания мировоззрения Киплинга важна знаменитая «Баллада о Востоке и Западе»:

Да, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут.
Пока не предстанут небо с землей на страшный Господень Суд
Но нет Востока и Запада нет — что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает.
(Перевод Е. Полонской)

Запад есть Запад, Восток есть Восток — им не сойтись никогда
До самых последних дней Земли, до Страшного Суда!
Но ни Запада нет, ни Востока, ни стран, ни границ, ни рас,
Если двое сильных лицом к лицу встретятся в некий час!
(Перевод В. Бетаки)

Читая его стихи и прозу, отмечаешь, что Киплинг умел «влезть в шкуру» самых разных людей. Его герой Ким, сирота-ирландец, чувствует себя, как рыба в воде, среди индусов. Ким становится помощником тибетского святого и следует за ним в поисках священной реки.

Тут качали нас в колыбели,
В эту землю вложен наш труд,
Наша честь, и судьба, и надежда
По праву рожденья — тут!

Личная жизнь Рельярда Киплинга сложилась счастливо. Хотя, возможно, до того всё было и не так гладко. Вот знаменитое стихотворение:
Дурень

Жил-был дурень. Вот и молился он
(Точно как я или ты!)
Кучке тряпок, в которую был влюблен,
Хоть пустышкой был его сказочный сон,
Но Прекрасной Дамой называл ее он
(Точно как я или ты).

Да, растратить года и без счета труда,
И ум свой отдать и пот,
Для той, кто про это не хочет и знать,
А теперь то мы знаем, — не может знать,
И никогда не поймет.

Дурней влюбленных на свете не счесть
(Таких же, как я или ты),
Загубил он юность, и гордость и честь
(А что у дурней таких еще есть?)
Ибо дурень — на то он дурень и есть…
(Точно как я и ты).

Дурню трудно ли все, что имел, потерять,
Растранжирить за годом год,
Ради той, кто любви не хочет и знать,
А теперь-то мы знаем — не может знать
И никогда не поймет.

Дурень шкуру дурацкую потерял,
(Точно как я или ты),
А могло быть и хуже, ведь он понимал,
Что потом уж не жил он, а существовал,
(Так же как я и ты).

Ведь не горечь стыда, даже так — не беда
(Разве что-то под ложечкой жжет!)
Вдруг понять, что она не хотела понять,
А теперь-то мы поняли — не умела понять,
И ничего не поймет.

Но это в прошлом. Каролина, практичная и самостоятельная американка, была на три года старше. Свадьба состоялась в январе 1892 года. Примечательно, что во время медового месяца, который чета проводила в Японии, банковский крах оставил Киплинга практически без гроша (пропали все его накопленные гонорары), денег хватило только добраться до Штатов. Киплинги обосновались штате Вермонт, в доме родных Каролины).

За четыре года, прожитых в Америке, Киплинг написал лучшие свои произведения. Это рассказы, вошедшие в сборники «Масса выдумок» (Many Inventions, 1893) и «Труды дня» (The Day’s Work, 1898), стихи о море и моряках-первопроходцах, собранные в книге» Семь морей» (Seven Seas, 1896), и две «Книги джунглей» (Jungle Books, 1894–1895). В 1896 он написал книгу «Отважные мореплаватели» (Captains Courageous).

Горб
Верблюжий,
Такой неуклюжий,
Видал я в зверинце не раз.
Но горб Еще хуже,
Еще неуклюжей
Растет у меня и у вас.

У всех,
Кто слоняется праздный,
Немытый, нечесаный, грязный,
Появится
Горб,
Невиданный горб,
Косматый, кривой, безобразный.

Мы спим до полудня
И в праздник и в будни,
Проснемся и смотрим уныло,
Мяукаем, лаем,
Вставать не желаем
И злимся на губку и мыло.
Скажите, куда
Бежать от стыда,
Где прячете горб свой позорный,
Невиданный
Горб,
Неслыханный
Горб,
Косматый, мохнатый и черный?

Совет мой такой:
Забыть про покой
И бодро заняться работой.
Не киснуть, не спать,
А землю копать,
Копать до десятого пота.
И ветер, и зной,
И дождь проливной,
И голод, и труд благотворный
Разгладят ваш горб,
Невиданный горб,
Косматый, мохнатый и черный!

Редьярд Киплинг был военным корреспондентом во время англо-бурской войны 1899–1902.
На вершине славы и богатства он избегал публичности, игнорировал враждебную критику, отказался от многих почестей. В 1902 Киплинги поселились в глухой деревне в графстве Суссекс, купив старинный дом. В 1901 Киплинг выпустил роман «Ким» (Kim), свое прощальное слово к Индии, в 1902 – детскую книгу «Сказки просто так» (Just So Stories).

Издаются две книги исторических рассказов «Пак с холма Пука» (Puck of Pook’s Hill, 1906) и «Награды и Феи» (Rewards and Fairies, 1910) с высоким строем чувств. Киплинг продолжал писать рассказы, собранные в книгах «Пути и открытия» (Traffics and Discoveries, 1904), «Действие и противодействие» (Actions and Reactions, 1909.)

Изданы «Самые разные существа» (A Diversity of Creatures, 1917), «Дебет и креди»т (Debits and Credits, 1926), «Ограничение и обновление» (Limits and Renewals, 1932).

Его собственное здоровье было подорвано ещё в Индии (вспомним неотвязную лихорадку), но писатель стоически переносил все болезни.
Автор знаменитых приключенческих романов Райдер Хаггард после посещения Киплинга в январе 1922 г. писал в дневнике: «Он придерживается самых
безотрадных взглядов на положение дел в Ирландии, Египте и Индии и заходит
так далеко, что говорит: похоже, Империя разлетается вдребезги».

Скончался Киплинг в Лондоне 18 января 1936 года, за десять лет до обретения Индией независимости. Таким образом, его судьба совпадает с вековым периодом британского господства в Индии.

Крах британского империализма был закономерен,но Киплинг провидческим взором видел рост нового мирового монстра. О «новоявленных королях» поэт был, вобщем-то невысокого мнения:

Творческий человек, сын творческих людей, Киплинг ценил труд.
Из «Кима»:
«Кто цепи гордости порвет,/ Кто зверя и людей поймет,/ Души всего Востока тот
Коснется…». Именно это Ему и удалось сделать.

Душа Запада тоже раскрыта Киплингом – всесторонне правдиво.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *