Прав ли базаров утверждая что аристократия бесполезный принцип
Конспект урока «Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки»
Спор Базарова и Кирсанова Павла Петровича является весомым компонентом сюжета тургеневского романа «Отцы и дети».
Первый воплощает чуткое к прогрессу поколение детей, второй – консервативных родителей. Иван Сергеевич свел в полемике жизненные позиции представителей двух разных поколений. Не зря внимание классика привлекла растущая конфронтация внутри общества. Он прозорливо, практически за десятки лет до русских революций, указал на примере спорящих главные противоборствующие силы зарождающегося движения: революционеров-демократов и консервативных либералов.
Краткая характеристика персонажей
Заметим парадокс романа: характерным в его сюжетообразующем противостоянии является убедительное доминирование позиций представителя младшего поколения. И это, несмотря на то, что помещика Тургенева самого следовало бы отнести к буржуям-либералам!
Буржуазная литературная критика давала в прессе уничижительные рецензии книге. В частности, г-н М. Антонович резюмировал о предубежденности автора, о том, что он незаслуженно унизил младшее поколение. Классика пытались «травить» за его взгляды. То есть он мог серьезно пострадать за правду, изложенную в произведении. К счастью, в его защиту подали свой голос ангажированные литературоведы, в том числе Д. Писарев и Н. Страхов.
Спор Базарова и Кирсанова Павла показан классиком как идейное противостояние двух неидеальных людей – типажей, взятых непосредственно из русской действительности.
Первый – родом из небогатой интеллигентной семьи, обладает очевидным созидательным потенциалом, однако он еще не состоялся как мужчина, как глава семьи. В нем еще много наносного, уходящего в зрелые годы.
Второй – потомственный аристократ, так и не сделавший карьеры по службе, опустошенный безнадежной любовью к светской львице княгине Р, – представляет типаж эдакого биоробота, бесцельно сибаритствующего.
Тургенев И. С. Всероссийский урок 28 октября.
28 октября День рождения Тургенева И. С. Минобрнауки в соответствии с Календарем образовательных событий на 2018/2019 уч. год рекомендует 26 – 29 октября провести в школах Всероссийский урок о жизни и творчестве Тургенева. Ниже представлен сценарий викторины, посвященный двухсотлетнему юбилею выдающегося мастера художественного слова, популяризатора русского языка и литературы. Краткая биография Тургенева – на предыдущей странице, сценарий литературной гостиной – на следующей.
Викторина: “Творчество И.С. Тургенева”
Тургенев (1818 – 1883)
Вопросы
В раннем детстве за ласковый и кроткий нрав мать называла Ваню «дочкой»: «Моя …». Как переделывала она на женский лад его имя? (Жаннет).
Какое любимое занятие было у семилетнего Вани Тургенева? (Ловля птиц).
Кто внушал будущему писателю, что сочинять стихи может «либо пьяница горький, либо круглый дурак»? (Мать Варвара Петровна).
Кто из друзей юности стал анархистом и занялся революционной деятельностью (Михаил Бакунин).
Кого Тургенев И. С. называл «сестрой и лучшей единственной подругой», но связать с ней свою судьбу не захотел? (Сестру Михаила Бакунина – Татьяну).
О какой случайной и мимолетной встрече юноша Тургенев написал: «Я успел только разглядеть его белые зубы и живые быстрые глаза»? (Встрече с Пушкиным).
Начав как поэт, Тургенев одну из ранних своих поэм назвал именем пушкинской героини из его поэтических произведений. Что это за имя? Назовите произведения Пушкина (Это имя Параша. Так звали героинь произведений А.С.Пушкина «Домик в Коломне» и «Медный всадник»).
Кого начинающий писатель Тургенев считал «отцом и командиром»? (В. Г. Белинского).
Кому в начале 40-х гг. Тургенев И. С. был представлен как «молодой русский помещик, славный охотник, интересный собеседник и плохой поэт»? (Французской певице Полине Виардо).
В «Евгении Онегине» Пушкина мать Татьяны «звала Полиною Прасковью»– аналогичная история произошла и в жизни Тургенева, и русская девушка не только сменила имя, но и превратилась во француженку. Кто она? (Незаконная дочь Тургенева Пелагея, воспитывавшаяся в семье Виардо).
О каком чужом гнезде говорил Тургенев: «Полно сидеть на краешке чужого гнезда»? (О семье Полины Виардо).
Кто напутствовал Тургенева, отметив его первые прозаические опыты: «Вы нашли свой настоящий род»? (Белинский).
Какую «аннибалову клятву» дал в юности Тургенев и следовал ей всю жизнь?(Бороться с крепостным правом).
В ком из своих старших современников Тургенев И. С. видел«великого художника» и благоговел перед ним, «даже когда не соглашался с ним»? (В Гоголе).
Какую повесть, ставшую хрестоматийной, Тургенев И. С. написал, сидя под арестом в полицейской части? («Муму»).
У кого из героев Тургенева «… просто Минина и Пожарского рука»? (Герасим «Муму», у него рука, как у персонажа памятника Минину и Пожарскому в Москве).
О каком тургеневском произведении критик В.Г. Белинский писал, что писатель «за шёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто ещё не заходил»? (О «Записках охотника»).
Как звали лесника Бирюка, героя одноименного рассказа из «Записок охотника? (Фома).
Какую песню исполнил Яков Турок в рассказе «Певцы» и победил («Не одна во поле дороженька пролегала…»).
В каком произведении, И.С. Тургенев особенно ярко изобразил свою мать,послужившую прототипом главной героини? (В рассказе «Муму»).
В каком рассказе герой описывает удивительную землю, где обитает вещая птица Гамаюн, где золотые яблоки растут на серебряных ветках и люди живут «в довольстве и справедливости»? («Касьян с Красивой Мечи»).
Чья это ироническая характеристика: «…выписывает французские книги,рисунки и газеты, но до чтенья небольшой охотник… В карты играет мастерски. Вообще…считается одним из образованнейших и завиднейших женихов нашей губернии; дамы от него без ума и в особенности хвалят его манеры»? (Пеночкин из рассказа«Бурмистр»).
В каком рассказе приведено авторское размышление о русском человеке:«Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо – то ему и нравится, что разумно – того ему и подавай, а откуда оно идет, – ему всѐ равно»? («Хорь и Калиныч»).
Начало повести «Первая любовь» – «Гости давно разъехались» – сходно с известным зачином «Гости съезжались на дачу» другого великого предшественника.Кого? (Неоконченное произведение А.С. Пушкина).
Какие тургеневские произведения написаны по мотивам Шекспира и Гете? («Гамлет Щигровского уезда», «Степной король Лир», «Фауст»).
С кем из французских писателей он дружил и общался? (с Г. Флобером, П.Мериме, Э. Золя, А. Доде, Г. де Мопассаном, Жорж Санд, братьями Гонкур).
На слова какого тургеневского стихотворения о «первых и последних встречах» был написан популярный романс, который исполняется до сих пор? («Утро туманное, утро седое…» стихотворение «В дороге»).
Как первоначально назывался роман «Рудин»? («Гениальная натура»).
Кого современники узнавали в Рудине? (Михаила Бакунина).
Кто бросает Рудину обвинение: «Покориться! Так вот как вы применяете наделе ваши толкования о свободе, о жертве»? (Наталья Ласунская).
Кого цитирует в своей речи и письмах Рудин: «Блажен, кто смолоду был молод» (Пушкин «Евгений Онегин»)ю
Знали ли защитники баррикад, кто такой Рудин? (Нет, не знали. Они считали его поляком). Как называлась статья Чернышевского о повести«Ася», в которой доказывалось, что в несчастной любви виноват нерешительный, слабый герой, пасующий перед нею? («Русский человек на «rendez-vous»).
Кто из тургеневских героев, как блудный сын, возвращается в родной дом и обретает утраченное им чувство родины? (Лаврецкий «Дворянское гнездо»).
Назовите имя – отчество Лаврецкого? (Федор Иванович).
Какой тип русской женщины открыл писатель? («Тургеневская девушка», сочетающая в себе душевную чистоту и силу духа, способная к самопожертвованию, ищущая непросто возлюбленного, но героя,который укажет путь к «деятельному добру»).
Кто из «тургеневских девушек» в самую горькую минуту раскрывает наугад томик Пушкина и читает: «Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней».(Наталья Ласунская, роман «Рудин». Из «Евгения Онегина»).
Одна из «тургеневских девушек» хочет быть похожей на Татьяну Ларину и даже перефразирует Пушкина: Где нынче крест и тень ветвей Над бедной матерью моей.Кто это? (Ася из одноимѐнной повести).
Тургенев любил обозначать точные даты происходящих в его романах событий. Когда начинается действие в «Отцах и детях»? (20 мая 1859 г.).
Кому был посвящен роман «Отцы и дети»? (В. Г. Белинскому).
Разъясняя мировоззрение своего героя, Тургенев в одном из писем подчеркивал: «Если он называется нигилистом, то надо читать: …». Какое слово пропущено? («…революционером»).
Кто считает Базарова «живодѐром» и «прощелыгой»? (Слуга Кирсановых Прокофьич).
Закончите базаровские афоризмы:а) «Природа не храм … («а мастерская, и человек в ней работник»); б) «Порядочный химик … («…в 20 раз полезнее всякого поэта»); в) «И Рафаэль … («…гроша медного не стоит»); г) «Важно то, что дважды два четыре … («…а остальное всѐ пустяки»).
На каком инструменте играл и что любил исполнять Николай Петрович? (На виолончели. «Ожидание» Ф. Шуберта).
Какую книгу отнял у Николая Петровича Аркадий? (поэму Пушкина«Цыганы»).
Чьи строки и откуда декламировал Николай Петрович: «Как грустно мне твоѐ явленье, Весна, весна, пора любви…»? (из «Евгения Онегина» Пушкина).
Что хранит уехавший за границу в конце романа Павел Петрович на память о России? (Пепельницу в форме деревенского лаптя).
В каком увлечении свѐл автор двух героев-антиподов романа «Отцы и дети»? (Оба увлеклись Фенечкой).
Какое варенье хранится в комнате у Фенечки с собственноручной ее надписью на бумажной крышке? («Кружовенное»).
Базаров заявил Аркадию: «О, друг мой, Аркадий Николаевич. об одном прошу тебя – не говори красиво»? А произносит ли сам Базаров красивые, возвышенные фразы? Закончите одну из них: «Дуньте на умирающую лампаду…». К кому она обращена? («…и пусть она погаснет». К Одинцовой).
Кто о ком говорит: «Он, что сокол, захотел – прилетел, захотел – улетел, а мыс тобой, как опенки на дупле, сидим рядком, и ни с места!»? (Мать Базарова о сыне).
Каким уменьшительным именем мать зовет Базарова?(Енюша, Енюшечка).
Отец Базарова гордится, что во время Отечественной войны щупал пульс у знаменитого поэта, своего тезки. У кого? (У Василия Андреевича Жуковского).
Сколько историй любви, описанных в «Отцах и детях», вы можете перечислить? (Николая Петровича к жене и Фенечке, Павла Петровича к княгине Р. и Фенечке, Базарова к Одинцовой и Фенечке, Аркадия к Одинцовой и Кате).
Последние базаровские слова: «Теперь… темнота» – перекликаются с последней фразой одного шекспировского героя:«Адальше…тишина».Кого? (Гамлета).
В чем причина смерти Базарова? (Строго по сюжету: Базаров вовремя вскрытия тела умершего от тифа мужика поранился и получил заражение крови, от чего и умер).
Угадал ли Базаров, что будет расти на его могиле? (Нет, он говорил о лопухе, а растут цветы и две елки).
О ком Тургенев отзывался то как о «гиганте среди остальной литературной братии», то как о «слоне в зверинце»? (о Л. Н. Толстом).
Кого называют «последней любовью» Тургенева? (Актрису Марию Савину, которую Тургенев увидел в спектакле «Месяц в деревне» в Петербургском Александринском театре в 1879 г.).
К каким двум своим произведениям начала 70-х гг. писатель предпослалэпиграфы: «Весѐлые годы. Счастливые дни, – Как вешние воды, Промчались они» (Изстаринного романса) и «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, ноглубоко забирающим плугом» (Из записок хозяина-агронома)? (Повесть «Вешниеводы» и роман «Новь»).
Оглядываясь на свое романное творчество и подводя ему итоги, Тургенев скажет: «Из всего моего литературного прошлого я имею причины быть довольным именно этой повестью». Какой роман выделил сам автор? («Отцы и дети»).
Какое заглавие дал Тургенев своим «стихотворениям в прозе»? («Senilia» –стариковские, старческие).
Какое свидание со старым другом, во время которого не было произнесено ни одного слова, описано в стихотворении «Последнее свидание»? (С умирающим Некрасовым).
О героине какого стихотворения высказано два диаметрально противоположных суждения:«дура»и«святая»? («Порог»–о юной революционерке).
Тургенев И. С. восхищался удивительной русской женщиной, которая во время войны за освобождение Болгарии пошла в сестры милосердия, перенесла много тягот и опасностей, умерла от тифа, и посвятил её памяти одно из своих стихотворений в прозе. Какое? («Памяти Ю. П. Вревской»).
В стихотворении «Русский язык» Тургенев называет его своей «поддержкой и опорой» и определяет его несколькими эпитетами. Какими? («Великий, могучий,правдивый и свободный»).
Какое стихотворение заканчивается сентенцией: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»?(«Воробей» – о том, как воробьиха спасла своего птенца, выпавшего из гнезда, загородив его от собаки).
Вставьте пропущенные слова в тургеневских афоризмах:а) «Первые страдания, как первая любовь, не … («не повторяются»), – и слава Богу!». («Рудин»); б) «…весной легко расставаться – весной и… («счастливых») тянет вдаль».(«Лес и степь»); в) «Россия без каждого из нас … («обойтись») может, но никто из нас без нее не может … («обойтись»). («Рудин»). г) «Благодарность – долг; всякий человек платит свои долги, но любовь – не… («деньги»)». (Стихотворение в прозе «Путь к любви»); д) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва…(«страдать»). (Стихотворение в прозе «Житейское правило»).
Умирая вдали от Родины, Тургенев И. С. просил похоронить его рядом с дорогой ему могилой. Чьей? (Белинского, на Волковом кладбище в Петербурге).
В Москве в Театре Советской Армии много лет шел спектакль «Элегия», в основу которого была положена переписка Тургенева с выдающейся русской актрисой. Назовите её фамилию. Кто играл главные роли в этом спектакле и сколько в нём действующих лиц? (В спектакле два действующих лица – И.С. Тургенев и выдающаяся русская актриса Мария Гавриловна Савина. В спектакле«Элегия» Тургенева играл артист Андрей Попов, Савину – Людмила Касаткина).
Кто из персонажей рассказа “Бежин луг”…
Различия во внешности
Даже описывая внешность этих персонажей, автор использовал антитезу. Павел Петрович Кирсанов – мужчина 43 лет, среднего роста, выглядящий лет на семь моложе своего возраста. Он живет в свое удовольствие и по-аристократически ухожен. Следит за своей внешностью: всегда гладко выбрит, с ухоженными руками, в лаковых туфлях. Его брюки всегда выглажены, а воротнички – исключительной свежести.
С возрастом Кирсанов не обрюзг, сохранил элегантность и легкость движений, юношескую худобу и подтянутость. Приятная внешность и манеры поведения отличают его, однако при более тесном знакомстве бросается в глаза духовная пустота аристократа, поверхностность, холодность к окружающим.
Евгений Васильевич Базаров – молодой человек высокого роста с неправильными чертами продолговатого лица. При узких скулах его лоб непропорционально широкий. Зеленые глаза смотрят насмешливо и умно, нос заострен книзу.
Одет мужчина безвкусно, в мешковатые костюмы. У него длинные волосы песочного оттенка, внешность бесцветна и не запоминается. Впрочем, разговаривая с людьми, Базаров преображается, его наполняет энергия, привлекающая к нему окружающих.
Тема: Идейные и нравственные позиции и Е. Базарова
Идейные и нравственные позиции и Е. Базарова.
Анализ эпизодов «Спор Базарова и » и «Дуэль Базарова и ».
выяснить идейные и нравственные позиции и Е. Базарова, найти разное и общее в их взглядах и характерах;
развивать навыки анализа эпизода из прозаического текста; развивать умение видеть значимые детали в тексте: жест, мимику, реплики героев, замечания автора и определять их роль;
пробуждать интерес к изучению романа «Отцы и дети».
презентация, текст романа «Отцы и дети», план анализа эпизода (приложение).
I Сообщение учителем темы, цели и задач урока.
II
Анализ эпизода « Базарова и за вечерним чаем».
(У учащихся на карточках план анализа эпизода: приложение.)
2.С каким настроением «сошёл в гостиную» Павел Петрович?
3.Как чувствовал себя Базаров в тот вечер?
4.Как вёл себя за столом Е. Базаров?
6.Что означает слово «принцип»? Почему так яростно спорят герои о принципах? (принцип – от лат. principum – основа, первоначало; идеи в совокупности – мировоззрение человека; руководящая идея, основное правило поведения)
7.Почему спор начинается с вопроса об аристократии? Принципиальный ли это вопрос и почему? Какова точка зрения спорящих об аристократии и её принципах?
9.Что стоит за спорами героев (новые требования жизни или старые традиции)?
10.Прав ли Е. Базаров, утверждая, что он отрицает все принципы? Есть ли у него принципы?
11.Что герои подразумевают под словом «всё»?
12.Можно ли считать Е. Базарова революционером? В чём слабая сторона его политических взглядов?
14.Убеждают ли спорящие друг друга?
15.Прокомментируйте авторские психологические ремарки к речи персонажей и их самооценки.
16.Как вы оцениваете убедительность высказываний героев и стиль их речи?
17., не споря, считает, что песенка отцов «спета»?
18.Как ведёт себя в споре Аркадий? Есть ли у него свои принципы?
III
Выводы.
Базаров, немотря на то что отрицает существование принципов, живёт по определённым принципам. Павел Петрович старается жить по принципам аристократов, говорит об их превосходстве. Николай Петрович считает, что жизнь отцов закончена. Аркадий старается поддержать Базарова, но видно, что ему ближе жизненные идеалы дяди и отца. Данный эпизод раскрывает характеры герое, их жизненные кредо. Эпизод является важным для раскрытия смысла романа.
IV
Анализ эпизода « и Евгения Базарова».
1. Что предшествует дуэли?
2. взял трость? (Чтобы в случае отказа Базарова от дуэли, ударить того тростью.)
3.Чувствуется ли трагизм обстановки – ведь герои могут погибнуть? (Иронические реплики Базарова. Тургенев, из письма: «…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически…»)
Получить полный текст
4.Каковы чувства и мысли Павла Петровича перед дуэлью?
5.Каков характер речи Павла Петровича при объяснении, о чём это свидетельствует? Как вы понимаете выражение «семинарская крыса»? (Намёк на духовное происхождение Базарова.)
6.Что замечает Тургенев о характере подобной вежливости Павла Петровича?
7.Как Базаров относится к вызову на дуэль? (Иронически.)
8.Чувивует ли Павел Петрович иронию Базарова? (Чувствует, но ничего не может противопоставить.)
9.Кого предлагает в свидетели Базаров? Кто это такой? («Тусклые глаза», «бирюзовая серёжка в ухе», «напомаженные разноцветные волосы», «учтивые телодвижения», «человек новейшего, усовершенствованного поколения». Самолюбивый, глупый, с напряжёнными морщинами на лбу. Достоинство в том, что глядел учтиво, читал по складам и часто чистил щёткой свой сюртучок.)
10.Какие слова оправдывают Базарова, согласившегося на дуэль? («Глупое положение, из которого нет выхода».)
11.Ясна ли нам позиция автора в этой сцене? Что подчёркивает Тургенев картиной прекрасного утра, с одной стороны, и комической фигурой Петра, с другой? (Бессмысленность дуэли. Пётр – пародия на Павла Петровича: следит за своей внешностью и говорит «тюпюрь», «обюспючюн», показывая свою «образованность». Комичность фигуры Петра, сильно перепуганного.)
12. Для чего введён в эту сцену образ мужика? Какой деталью автор подчёркивает никчёмность, пустоту дуэли? (Мужик с двумя лошадьми: «Заделом, а мы?»)
13. поклонился Петру перед дуэлью? (Положено кланяться секунданту – Павел Петрович кланяется лакею, «в котором он в это мгновение уважал нечто в роде секунданта», исключительно ради сохранения формы.)
14.Что же придаёт сцене дуэли комическое звучание, лишая её трагизма? Какие мысли Базарова перед самым выстрелом вызывают смех и почему? ( соблюдает форму, то язвительная насмешка Базарова всё время разрушает эту торжественную форму, подчёркивая её нелепость и пустоту: подхватывает последние слова реплик Павла Петровича, сам отмеривает шаги, так как у него «ноги длиннее», в ироническом смысле употребляет слово «дискуссия»: о количестве шагов не было «вчера дискуссии», употребляет слово «истреблять», думает, когда Павел Петрович целится в него : «Он мне прямо в нос целит… и как щурится старательно, разбойник!». Обычно во время дуэли целятся в сердце или в лоб.
15.Какие чувства смешиваются в Базарове после ранения Павла Петровича? (Насмешливое отношение к противнику сменяется естественным желанием врача помочь раненому. Потом, когда Базаров видит, что рана не опасна, обморок Павла Петровича вызывает у него недоумение и презрение.)
16.Что чувствует Павел Петрович после дуэли? (И Павел Петрович «стыдился всего затеянного им дела»: замечает «глупую физиономию» Петра, стыдится своей заносчивости, неудачи. Ему больше не надо играть роль дуэлянта.)
17.Что осталось у Павла Петровича после того, как он отказался от своего жизненного credo? («Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме». Жить стало нечем Решил уехать в Дрезден или во Флоренцию: «…и буду там жить, пока околею». Полная душевная опустошённость, потеря уважения к себе и полное равнодушие к собственной жизни.)
Получить полный текст
18.Как Тургенев пишет о Павле Петровиче после дуэли? («Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Суровый приговор произносит автор своему герою.)
IV
Выводы.
Дуэль бессмысленна. В этом убедился даже такой аристократ, как Павел Петрович Кирсанов. Базаров испытывал чувство неловкости, так как не хотел проявить себя как трус, и дуэль противоречила взглядам нигилиста. Дуэль помогла героям лучше понять самих себя. Сцена дуэли в романе носит пародийный характер, и сам Тургенев в это время уже был противником дуэлей. Эпизод помогает глубже понять взгляды героев, их отношение к жизни, отношение автора к героям. Он (эпизод) выявляет позиции героев и автора по отношению конфликта между «отцами» и «детьми».
V
Итог урока. Необходим ли анализ эпизодов произведения?
Как вы поработали? Оцените свою деятельность.
1.Письменный анализ одного из эпизодов.
2.История жизни героев и исторические события этого периода (каждая группа выполняет задание по своему герою).
План анализ эпизода (общие рекомендации)
1. Место эпизода в произведении, характер изображенного события, действующие лица.
2. Тезис-предположение о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.
II. Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.
1. Краткая характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.
2. Участие персонажей в изображенном событии (2—3 момента в развитии действия).
3. Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки.
4. Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.
5. «Сцепления» эпизода с другими эпизодами эпического произведения.
III. Заключение о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.
Спор нового со старым
Их спор может разрешить лишь время да реальные факты. Эти персонажи настолько разные и нетерпимые друг к другу, что прийти самостоятельно к определенному согласию и логической констатации категорически не могут.
Они оба харизматичны и эгоистичны. Характерно, что спор Базарова и Кирсанова Павла в результате доходит до дуэли, к счастью, заканчивающейся комично. Попытаемся же рассудить этих спорщиков. Это вовсе не сложно, ведь мы обладаем возможностью взглянуть на предмет их несогласий, полагаясь на исторический опыт. О чем же пикируются до хрипоты представитель поколения детей и последователь взглядов отцов: Базаров и Кирсанов? Таблица споров, составленная нами по разделам, поможет представить данный конфликт мнений наглядно.
Предмет спора: какая общественная позиция наиболее актуальна для России?
Кирсанов проповедует поверхностный аристократический взгляд на существующий уклад общества, но, по большому счету, он абсолютно равнодушен к прогрессу. Его устраивает полностью существующий уклад жизни. Себя он почему-то относит к либералам, хотя никаких либеральных идей не высказывает. Это типичный отставной офицер-аристократ, на досуге занимающийся демагогией о своей прогрессивности. Как личность же он пустой, серый и бесталанный, хотя пытается произвести впечатление человека современного. | Вчерашний студент-медик является убежденным нигилистом. Существующий уклад жизни его абсолютно не устраивает. Для него не указ как дворяне-сибариты, так и забитые, бесправные крестьяне. По мнению Евгения, новую Россию следует строить, отбросив традиции и устои как первых, так и вторых, презирая чувства, относясь к природе, как к мастерской. На его взгляд, революция соответствует прогрессу. Ибо только изменив государство, можно изменить и его людей. Идейные споры Базарова и Кирсанова убедительно демонстрирует правоту первого. Не поэтому ли на его стороне автор романа? |
Взгляды Базарова, сочинение
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» отражает настроения, царящие в российском обществе второй половины 19 в.
Главный герой Базаров – типичный представитель передовой молодежи той эпохи. Базаров – разночинец. Его отец был полковым лекарем. Во время описываемых событий он в отставке и живет в небольшой деревеньке, принадлежащей их семье.
Базаров называет себя нигилистом. В основе его взглядов лежит материалистическое учение. Он занимается естественными науками, для него имеет значение только, то что можно потрогать своими руками. Нематериальные явления такие, как литература, искусство, он считает бесполезными недостойными внимания.
Люди, по его мнению, похожи на деревья в лесу. Ни один ученый не станет рассматривать каждую березу отдельно. Так и люди не стоят пристального внимания. В любви он видит лишь физиологические проявления. Автор заставляет Базарова пройти через испытание любовью, чтобы заронить сомнения в правильности его взглядов.
Контраст, используемый Тургеневым при создании образа Базарова, подчеркивает разногласия между разночинцами и дворянами. Представителями дворян являются братья Кирсановы. Если Николай Петрович в чем-то симпатичен Базарову, то с Павлом Петровичем с первой встречи назревает конфликт. Спор этих двух персонажей дает право читателю принять сторону одного из них.
Тургенев с симпатией относится к своему герою, но не понимает, какое будущее ждет таких людей. возможно, поэтому роман заканчивается смертью Базарова.
Предмет спора: как следует относиться к крестьянству?
Павел Петрович всегда очень красиво и уважительно рассказывает о народе. Иногда, чисто по-барски, он оказывает крестьянам грошовую материальную помощь. Однако поступает так не от души, а, скорее, для форсу. В действительности же Кирсанов сторонится крестьян. Он даже не переносит их запаха, а при общении подносит к носу флакончик с одеколоном. Дворовые также чувствуют разделяющую их с барином пропасть. Для них он иностранец. | Отношение к народу Базарова деформировано радикальной теорией: он смотрит на простых людей свысока, допуская небрежные высказывания. Однако внутренний его менталитет – сродни крестьянскому. Хотя Евгений грубоват и насмешлив к дворовым, те его понимают и уважают. |
Предмет спора: отношение к Богу и религии
Линии спора Кирсанова и Базарова о Боге эфемерны – это противостояние неискренно верующего и богоборца. Первый, естественно, проигрывает. Павел Петрович в вопросах свободы совести верен себе. Он представляет собой сплошную имитацию. Его вера в Бога напускная. Инициируя дуэль, он не просто показывает свою гордыню, но и покушается на убийство ближнего (Первая Заповедь). Чего уж дальше говорить? | Базаров – атеист. Он считает разум главной движущей силой мироздания. Арифметика и химия для него являются не только важнее поэзии и искусства, но и соизмеримы с ними. Это, конечно, заблуждение. Однако Евгений столь горячо в него уверовал, его позиция столь эмоциональна, что и в этом споре побеждает Кирсанова. |
В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение.
Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью — двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn (уntos) — сущий и logos — учение) — раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру)
Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. «Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности
Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично»
Спор о правильной жизненной позиции
Принципы жизни Павла Петровича сводятся к внешней стороне аристократизма. Для него это означает быть одетым с иголочки, проявлять любезность в общении. Он читает английскую прессу, следует британскому стилю. Внутренняя сторона аристократизма – генетическая связь с Родиной, коей обладали Пушкин, Толстой, Тургенев, Терещенко, Столыпин. Однако это для Кирсанова слишком сложно. | Жизненный принцип Базарова (хоть он и отрицает наличие таковых), пожалуй, все-таки имеется. Рискнем его сформулировать. Скорей всего это – «быть, а не казаться»! Ему чуждо сибаритство дворянства. Он постоянно занят трудом, при этом веря, что лучшая награда человеку – это осязаемые, весомые результаты его работы. |
Спор о пользе искусства
Эстетический уровень Павла Петровича, очевидно, находится на уровне начальных классов гимназии. Тем не менее, он проявляет снобизм, декларируя свою любовь к искусству, картинно воздевая глаза к небу. Однако при этом его взор пуст. Спор Кирсанова и Базарова (таблица это отражает) заканчивается победой ошибочных взглядов последнего. Павел Петрович, безразличный к высокому проявлению человеческого духа, аргументировать, что «красота спасет мир», не может. | Евгений Базаров – убежденный нигилист и материалист. Говоря современным языком, он «троллит» представителей искусства, даже Пушкина. Читателей обнадеживает только его наивность, ведь он толком не знает творчества гения. |
Базаров: революционер или реформатор?
Базаров: революционер или реформатор?
Можно ли считать Евгения Васильевича Базарова нигилистом? И да и нет. И скорее нет, чем да. Разумеется, Базаров, как и многие его единомышленники, не могли на своем историческом этапе предложить альтернативу «загнивающей» российской феодальной системе. Они в чем-то были сродни анархистам, только мирные и в сравнении с ними довольно либеральными. Такой анархизм имеет не столько политические, сколько социальные корни. Ведь проблема кроется не во власти, а в самом обществе. По сути правящий класс и помещики владеют землей и работающими на ней крестьянами, а те в свою очередь не пытаются сопротивляться действующим порядкам. Хотя роман и был написан в 1862 году, сразу же после отмены крепостного права, по сути ничего изменилось – крестьянам зачастую просто некуда было уходить от своих помещиков, вот и оставалось все по-старому. Проблема социальная перерастала в проблему духовную – «угнетающие – угнетаемые». Все интересы помещиков вращались около сохранения своего господства, что накладывало свой отпечаток на их менталитет. Срочно надо было что-то делать, но как перестраивать существующую Россию – никто толком не знал.
С другой стороны, примечательно выражение Базарова «Природа не храм, а мастерская». Зачастую это выражение понимается неверно, ведь природа в данном случае трактуется как целый мир. Фраза Базарова – это утверждение того, что человек – кузнец своего счастья, а не песчинка во Вселенной. По Базарову действие противопоставлено окружающей бездеятельности. Храм символизирует поклонение и принятие, а мастерская – работу и активное преобразование. Именно поэтому Базарова уместнее считать реформатором, чем революционером. Он стоит за действие, деятельность, а не за коренное разрушение, как может показаться на первый взгляд. Мнение Базарова – это не революция, а невозможность принятия текущего положения вещей.
Похожие сочинения:
Спор о любви и отношении к женщине
Павел Кирсанов, судя по своим речам, настоящий джентльмен и последний романтик. Он всегда уважительно и страстно рассуждает о дамах. Однако его биография свидетельствует лишь о блестящих любовных похождениях в молодости. Встретив такую же, как и сам, княгиню Р, охотницу за страстями, он не распознает в ней потребительского интереса к себе, и его личная жизнь терпит фиаско. |
Кирсанов в угоду своему эго способен лишь обозначить свое отношение к женщине (дуэль из-за Фенечки), однако полюбить этот внутренне опустошенный человек уже не может.
Базарова любовь морально возвысила, Кирсанова же – уничтожила.
- Прав игральную кость бросают дважды известно что сумма выпавших очков больше 8
- Прав ли был державин считая что памятник себе воздвиг чудесный вечный