Праща что это 5 класс
Праща
Содержание
Устройство и применение
Кроме традиционной — ремённой — пращи, существовали и другие виды устройств для метания камней. Например, для этой цели могла быть использована палка с «ложкой» на конце. Впрочем, распространённость подобных альтернативных конструкций пращи повсеместно была ничтожна.
История
Праща была простейшим приспособлением для метания камней, известным всем народам с глубокой древности.
Праща широко использовалась в армиях Древнего мира (Египет, Греция, Рим и др.) и в Средние века.
Камень для метания подбирался сравнительно круглый, весом 200—400 граммов, — пуле именно такого веса можно было придать максимальную кинетическую энергию. Дальность метания ограничивалась примерно 90 метрами, и его точность оставляла желать лучшего: целиться из пращи вообще сложно, и даже опытный пращник не мог учесть всех индивидуальных особенностей формы и веса пули.
Как альтернатива камню нередко использовалась пуля из обожжённой глины — в античных руинах найдены целые склады таких пуль. Глиняные шарики имели меньшую плотность и летели хуже камней, но они были одинаковы по весу и форме, что положительно сказывалось на точности стрельбы.
Пули из камня и глины были в известной мере опасны для противника, если он не имел доспехов жёсткого или амортизирующего типа (особенно шлемов) и щитов, но в Азии, где в избытке имелись мощные луки, праща всё-таки имела небольшое распространение. Зато она систематически использовалась низшими категориями ополченцев в античной и средневековой Европе, а также индейцами Перу.
Иное качество приобретала праща, когда с ней использовали пули из железа и особенно свинца. В этом случае дальность её действия как минимум уравнивалась с лучшими луками (свинцовые пули летели на расстояние до 280 метров, железные — до 180 метров), а убойная сила возрастала.
Инки использовали для пращи золотые пули, которые в силу высокой плотности золота по своим боевым качествам превосходили свинцовые. При этом снаряды из золота использовал только сам Сапа Инка, военачальники из знати кечуа использовали снаряды из серебра (примерно равные свинцовым по эффективности), рядовые воины использовали медные или глиняные снаряды.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 17
ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЕ ЦАРСТВО
Объясните значение слов
1. Перескажите библейские предания о Самсоне и Далиле, о Давиде и Голиафе. Что в этих преданиях кажется вам сказочным, а что — достоверным?
Могучий Самсон сражался с филистимлянами, и все удивлялись его силе. Филистимлянам удалось узнать, что сила Самсона кроется в его длинных волосах. Врагам удалось схватить Самсона, после того, как коварная женщина Далила обрезала ему волосы. Самсона бросили в темницу. Но за время заточения волосы Самсона отрасли, и когда филистимляне привели Самсона на пир для потехи, он использовал вернувшуюся силу, чтобы обрушить на себя и своих врагов крышу дома. В этом предании мне кажется сказочным, что сила Самсона крылась в его волосах.
Давид был бедным и никому не известным пастухом. Однажды филистимляне пошли войной на израильтян. На поединок перед боем со стороны филистимлян вышел великан Голиаф. Никто не отважился сразиться с ним, кроме Давида. Метким броском камня из пращи Давид поразил Голиафа в лоб, а затем отрубил у павшего врага голову. Испуганное войско филистимлян бежало, а Давид стал царским военачальником, а затем и царем. При Давиде в X веке до н.э. столицей Древнееврейского царства стал Иерусалим. Предание кажется мне достоверным, за исключением некоторых преувеличений, вроде роста Голиафа.
2. Что вы знаете о храме Бога Яхве в Иерусалиме? Как выглядел храм? Из каких материалов был возведён? Что хранилось в помещении, куда входил только верховный жрец?
Храм был построен при царе Соломоне. Он был очень большим по тем временам: 30 метров в длину, 10 в ширину и 15 метров в высоту. Стены храма были выложены из камня и обшиты изнутри ливанским кедром, полы были сделаны из дерева кипариса, а плоская крыша — из бревен и досок кедра. Пол и стены были покрыты золотом. Украшения из золота, серебра и бронзы изготавливали лучшие мастера. Храм был возведен на холме. Посреди двора стоял жертвенный алтарь, посвященный богу Яхве. В глубине храма было небольшое закрытое помещение с ларцом, в котором хранились скрижали с заповедями. Заходить сюда имел право лишь верховный жрец.
3. С какими странами и народами торговали израильтяне при царе Соломоне?
При Соломоне израильтяне торговали с близлежащими государствами. В Египте закупались колесницы для царского войска, из Аравии пригоняли коней, из Финикии доставляли кедровое дерево.
Поработайте с картой (см. с. 84).
Найдите Древнееврейское царство при Соломоне и его столицу. Определите местоположение царства.
Граница Древнееврейского царства обозначены на карте зеленой линией. Царство располагалось в Палестине, между Египтом и Синаем, Двуречьем, Финикией и Средиземным морем.
1. Кто из древних царей (Хеопс, Хаммурапи, Тутмос, Соломон) придерживался многобожия, а кто — единобожия? Объясните различие.
В Древнем Египте и в Вавилонии поклонялись языческому пантеону богов, а в Древнееврейском царстве — одному богу Яхве. Следовательно, фараоны Египта Хеопс и Тутмос, а также правитель Вавилонии — Хаммурапи, придерживались многобожия. А правитель Древнееврейского царства Соломон — придерживался единобожия.
2. Почему археологи не находят в древних странах изображений Бога Яхве?
Одной из основных заповедей, по преданию переданных богом Моисею, была заповедь не изображать Яхве. Поэтому археологи и не могут найти, как выглядел Яхве в представлении древних израильтян.
3. Какие из поучений библейских мудрецов вам кажутся особенно разумными? Почему?
Учения библейских мудрецов разумны: уважать пожилых, поскольку все стареют; не делать зло, поскольку оно к тебе вернется; быть дружелюбным, если хочешь иметь друзей; не быть многословным.
Также практически все божьи заповеди, касающиеся социальных отношений между людьми, разумны, поскольку они совпадают с общепринятой моралью. Чтобы быть хорошим человеком нужно уважать отца и мать, не красть, не лжесвидетельствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не желать имущества ближнего. Отношение к заповедям религиозного характера — это личное дело каждого. Но самое главное, что они проповедуют — это любовь к ближним, любовь к богу, который есть в каждом, т.е. любовь к себе.
Праща
Праща
Дистанция:
Материал:
Время:
Происхождение:
Область Применения:
Пользователи:
Разновидности:
Сегодня в качестве пращи чаще всего используют широкие брючные ремни либо полосы крепкой ткани (брезента и т.п.), метая с их помощью снаряды на дистанцию до 10—15 метров. Снарядами для пращи служат округлые камни, металлические шарики, каштаны, зеленые яблоки.
Содержание
История
Праща состояла из петли, в середине которой находилось гнездо из кожи, куда вкладывалось каменное или свинцовое ядро или пуля. При метании пращник быстро раскручивал пращу дважды или трижды и в подходящий момент выпускал конец петли из рук. При употреблении пращи-бича нужно было при замахе освободить петлю, надетую на конец палки, что достигалось только при особой ловкости. Праща-бич в руках тренированного человека была страшным оружием). Ее бесспорное преимущество признавалось и в XVII веке, т. к. она часто использовалась для метания ручных гранат. Еще в XIV веке пращники, которые из своего искусства сделали ремесло, вербовались во все войска так же охотно, как и лучники. Невзрачные и даже внешне опустившиеся, они при этом были еще плохо дисциплинированы.
Пращники сопровождали рыцарей императора Генриха VII в Италию.
Свинцовые ядра средневековья имели форму финика, такую же, как в древности, однако они большей частью не были отлиты, а отбивались из кусочков свинца. Некоторые из них имеют клейма, выбитые большей частью рядом с надписями, которые обозначали (в отличие от римских ядер, где были выбиты обращения к врагу типа «возьми», «ешь», «тебе» и т.д.) большей частью имена владельцев и городов, таких как Милан, Бицтом, Хотелин и др.
До сих пор найдены только немецкие и североитальянские ядра. В других странах еще мало обращают внимания на этот предмет.
Устройство пращи:
А. Ложе для снаряда.
Б. Тяги, за которые пращу держат.
В. Конец той тяги, которая отпускается при метании.
Г. Конец той тяги, которая остается в руке при выпуске снаряда.
Очень большое количество свинцовых ядер имелось в коллекции Ганса Вильчека (Вена). Делали их в замках вблизи города Тревизо (Италия, рис. 453).
Доказательства того, что пращу использовал в сражениях император Фридрих III (1415—1493), найдены в инвентарной книге Венского цейхгауза от 1519 года, в которой обозначены тридцать две пращи как хранящиеся в «Арсенале». Они хранились там, несомненно, многие десятилетия, не являясь более предметом вооружения. Праща была простейшим приспособлением для метания камней, известным всем народам с глубокой древности.
Камень для метания подбирался сравнительно круглый, весом 200-400 граммов, — пуле именно такого веса можно было придать максимальную кинетическую энергию. Дальность метания ограничивалась примерно 90 метрами, и его точность оставляла желать лучшего: целиться из пращи вообще сложно, и даже опытный пращник не мог учесть всех индивидуальных особенностей формы и веса пули.
Как альтернатива камню нередко использовалась пуля из обожжённой глины — в античных руинах найдены целые склады таких пуль. Глиняные шарики имели меньшую плотность и летели хуже камней, но они были одинаковы по весу и форме, что положительно сказывалось на точности стрельбы.
Пули из камня и глины были в известной мере опасны для противника, если он не имел доспехов жёсткого или амортизирующего типа (особенно шлемов) и щитов, но в Азии, где в избытке имелись мощные луки, праща всё-таки имела небольшое распространение. Зато она систематически использовалась низшими категориями ополченцев в античной и средневековой Европе, а также индейцами Перу.
Иное качество приобретала праща, когда с ней использовали пули из железа и особенно свинца. В этом случае дальность её действия как минимум уравнивалась с лучшими луками (свинцовые пули летели на расстояние до 280 метров, железные — до 180 метров), а пробивная сила значительно возрастала.
Инки использовали для пращи золотые пули, которые в силу высокой плотности золота по своим боевым качествам превосходили свинцовые. При этом снаряды из золота использовал только сам Сапа Инка, военачальники из знати кечуа использовали снаряды из серебра (примерно равные свинцовым по эффективности), рядовые воины использовали медные или глиняные снаряды.
Праща как оружие
«И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю».
«Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали».
До нас дошло подробное описание судьбы такой армии; она в короткое время лишилась практически всех своих легковооруженных воинов. Эта армия, бывшая главной силой еще большего войска, собранного в 401 г. до н.э. для свержения царя Персии, состояла из 10000 греческих тяжеловооруженных воинов. После того, как претендент на трон, ведший их, погиб в битве при Кунаксе, армия претендента из местных контингентов разбежалась, и греки остались одни. Афинянин Ксенофонт взялся вывести 10000 греческих пехотинцев из враждебной страны, но в первый же день марша они так страдали от немногочисленных вражеских всадников, лучников и пращников, что смогли пройти лишь 25 стадий, т.е. меньше трех миль. В эту ночь Ксенофонт заявил стратегам: «мы должны немедленно обзавестись пращниками и всадниками».
Вскоре Ксенофонт и его соратники набрали из рядов армии 200 пращников и отряд всадников из 50 человек верхом на вьючных лошадях. Добавив этих легковооруженных к отряду из 200 критских лучников, бывшему в числе 10000 наемников, греки в дальнейшем успешно противостояли преследующим их персам. Критские лучники стреляли не так далеко, как персидские, но родосские пращники, по словам Ксенофонта, «стреляли из пращей на большее расстояние, чем персидские пращники и лучники». Учитывая, что персидские лучники считались тогда лучшими в мире, эти его слова хорошо иллюстрируют дальность стрельбы греческих пращников.
Что до снарядов, то, естественно, если это просто обточенные водой камни, археологам не так уж легко определить, являются ли они снарядами. Только в случаях, если в определенном месте найдено большое количество похожих камней, которые, по-видимому, не использовались для других целей (скажем, забивания чего-нибудь, или шлифовки), или, что лучше всего, если они непохожи на камни, обычные для места находки, такие камни потенциально можно отнести к снарядам для пращи, использовавшимся в определенном месте в определенный период времени. К счастью, хотя множество естественных снарядов, возможно, никогда не удастся определить, многие снаряды изготавливались с особой тщательностью. Их не всегда легко отличить. Даже в случаях, когда их определяли, перед археологами иногда вставал вопрос относительно сферы применения таких обычных «глиняных яиц».
При изготовлении таких каменных снарядов нужной формы предпочтение, естественно, отдавалось легкообрабатываемым материалам, таким как известняк. Однако достаточно рано, уже в докерамический период неолита, некоторые люди осознали преимущества такого материала как глина. Глиняные снаряды находят на местах доисторических и исторических поселений по всему миру. Так, глиняные снаряды возрастом ок. 7000 лет найдены в Тель-Хассуна, Ирак, и такие же снаряды находят повсюду даже не сотнями, а тысячами. При этом глина использовалась совсем не из-за недостатка подходящих камней; глиняные снаряды находят в местностях, где достаточно гальки.
Глиняные снаряды интересны в двух аспектах. Во-первых, практически во всех случаях их сушили на солнце, а не обжигали. Во-вторых, они удивительно тяжелы для своего размера. Объясняется это двумя фактами. Для достижения максимального веса при ограниченном объеме при изготовлении таких снарядов в глину не примешивали мякину, как это обычно делается для керамических изделий и даже кирпичей. Снаряды изготавливали из чистой глины (или, очень редко, из гальки, облепленной глиной), и имеют соответствующую плотность. Если бы такие снаряды из глины без примесей обжигали на огне, они бы от жара раскололись и стали бесполезными. Поэтому их и сушили на солнце.
Как следует из сравнения Ксенофонтом родосских и персидских пращников, стандартные снаряды сильно различались по размерам и весу. Измерения образцов биконических и яйцеобразных снарядов, найденных на Ближнем Востоке, показывают, насколько они могли отличаться. Минимальный вес равен 13 граммов, максимальный 185 граммов. В зависимости от величины объем снаряда мог колебаться от пяти кубических сантиметров до около 65 (если бы снаряды были идеальной сферической формы, соответствующие диаметры для такого объема составили бы соответственно от двух до пяти сантиметров).
Снаряды, которые иногда использовали балеарские пращники, являют собой заметное исключение, даже по сравнению с ближневосточными снарядами с максимальной массой 185 граммов. Историк Диодор, родившийся на Сицилии и писавший в 1 в. до н.э., приводит рассказ о битве при Экноме, где армия Карфагена, включавшая 1000 легковооруженных балеарских пращников, нанесла поражение армии Агафокла Сиракузского. Значительная роль в победе принадлежала пращникам. Диодор пишет, что их каменные снаряды были весом в мину. Мина в наше время считается эквивалентной 330 или 450 граммам. Даже если взять более умеренную меньшую цифру (которая также соответствует римскому фунту и аттической мине) и предположить, что снаряды балеарских пращников были сделаны из известняка, каждый такой камень будет иметь диаметр 6,3 сантиметра, т.е. приблизительно с теннисный мяч. Эти размер и вес, пожалуй, являют собой предел для снарядов из камня.
Насколько меткими были пращники древних греков и римлян, какова была поражающая способность их снарядов? Этому существует множество документальных свидетельств. Ливий считает лучшими пращниками ахейских. Это потому, считает он, что ахейцы тренируются в меткости, метая снаряды таким образом, чтобы они пролетали через небольшое кольцо. [39] В результате такой тренировки, пишет Ливий, ахейцы «попадали не то что в голову неприятельского солдата, но в то место лица, куда метили». Сразу вспоминается знаменитый первый бросок из пращи Давида.
В 1930-х годах Дэвидом М. Робинсоном (David M. Robinson) в ходе раскопок в Олинфе, древнем городе в северной Греции, было найдено около 500 свинцовых снарядов к праще. На более чем 100 из них присутствуют надписи; судя по некоторым надписям, они принадлежали либо защитникам Олинфа, либо македонским солдатам, захватившим город в 348 г. до н.э под командованием Филиппа, сына Александра Великого. Однако, таким образом удается идентифицировать не все снаряды.
Робинсон опубликовал детальные измерения всех снарядов с надписями. Их вес колеблется от 18 до 35 граммов. При сравнении массы снарядов, принадлежность которых идентифицирована по надписям, наблюдается интересная зависимость: снаряды большей массы относятся к македонянам, в то время как большинство снарядов защитников Олинфа имеют вес от легкого до среднего [см. иллюстрацию справа]. Это значит, что остальные найденные здесь снаряды можно, по крайней мере, ориентировочно, отнести либо к македонским, либо к олинфским, на основании их массы. Более того, на некоторых снарядах, отнесенных по признаку массы к олинфским, можно обнаружить имена: на одном «Потал», а на другом «Тимосфен» или «Тимострат». Поскольку на снарядах довольно часто указывали имя командира, вполне возможно, что именно два человека, имена которых написаны на снарядах и из других источников нам неизвестны, командовали защитниками Олинфа. Аналогичное изучение снарядов для пращи, найденных в других областях, также может дать достаточно неожиданную информацию.
Как бы то ни было, археология в будущем должна уделять больше внимания праще, как важнейшему доисторическому оружию, не только на Ближнем Востоке, но и по всему миру. Даже на основании той ограниченной информации, что у нас имеется, является очевидным, что праща и лук использовались наравне на протяжении тысяч лет.
ДАВИД И ГОЛИАФ, изображение на стене армянской церкви 10 века на острове на озере Ван. Голиаф изображен с обнаженным мечом. Давид, с готовой к броску пращой, изображен слишком близко к Голиафу; для пращников того времени бросок на 250 ярдов не был чем-то необычным.
АССИРИЙСКИЕ ПРАЩНИКИ, раскручивающие пращи в вертикальной плоскости, расположены за лучниками на этом рисунке, основанном на рельефе из Ниневии, изображающем одну из кампаний Синахериба (704-681 до н.э.). Из такого расположения на поле боя можно предположить, что они стреляли дальше, чем лучники.
СОЛДАТ РИМСКИХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ВОЙСК времен войн с даками, с пращой наготове, с запасом камней в плаще, перекинутом через руку со щитом. Рисунок сделан на основе изображений с колонны Траяна в Риме, воздвигнутой в честь побед этого императора.
ИСХОДНАЯ СТОЙКА с пращой, удерживаемой над головой. Скульптурное изображение Новохеттского пращника из Тель-Халафа в Сирии, девятого или восьмого в. до н.э.
ТЕРРАКОТОВАЯ «древовидная» форма использовалась для одновременного изготовления 11-ти свинцовых снарядов. Эта реконструкция основана на фрагменте формы, обнаруженной в Олинфе. Между двумя половинками формы изображено отлитое «дерево» перед отделением от него снарядов.
СНАРЯДЫ ЗАЩИТНИКОВ Олинфа времен его осады 348 г. до н.э. весили от 19,5 до 33,4 граммов (цветные отметки). Однако, девять из четырнадцати, весили менее 27 граммов. Когда их массу сравнили с массой других снарядов, обнаруженных при раскопках Олинфа (серые отметки), оказалось, что большинство снарядов защитников относятся к группе легких и средних снарядов.
СНАРЯДЫ АТАКУЮЩЕЙ СТОРОНЫ в этой осаде весили меньше, чем снаряды обороняющихся. Из 23-х снарядов, которые можно определить как македонские, 16 весят от 30 до 35,8 граммов. Сравнивая их с другими снарядами (серые отметки), снаряды македонян можно отнести к группе более тяжелых снарядов.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАЩИ В МИРЕ с доисторического времени до недавнего прошлого (цветные точки) позволяет предположить, что на земле существует несколько значительных по размеру территорий, где праща не была известна. Раннее распространение и важность пращи на Ближнем Востоке и в Европе с большой вероятностью позволяет говорить о распространении искусства метания из пращи именно с этих территорий. Если только в Новом Свете праща не была изобретена самостоятельно, то ее присутствие там также может служить аргументом в пользу существования определенных связей со Старым Светом через Тихий океан либо приполярные территории.
Публикация:
Scientific American 229. October 1973, pp. 34-42; XLegio © 2010
Свинцовые жёлуди из Марсовой дубравы
У истоков
В чём же кроется секрет пращи? Во-первых, она исключительно проста в изготовлении, а во-вторых, весьма эффективна на практике. Исследователи сотнями находят снаряды для пращи уже в остатках неолитических поселений Ближнего Востока. При раскопках городища Хамукар в Северо-Восточной Сирии, разрушенного около 3500 года до н.э., археологи обнаружили около 1100 глиняных ядер. При раскопках кельтского городища Мэйден-Касл в Дорсете было найдено 22 000 галечных ядер, использовавшихся местными жителями при обороне от нападения римлян в 43 году н.э. Обе находки имеют чёткий военный контекст.
Камень, глина и свинец
Археологические находки свинцовых ядер известны по крайней мере с V века до н.э. Они имели вытянутую биконическую форму, объём от 5 см3 до 65 см3 и массу от 20 до 185 г (в среднем 24–46 г). Самой известной массовой находкой являются 500 свинцовых ядер, обнаруженных в 1930-х годах во время раскопок Олинфа. Этот город в 348 году до н.э. осадили, взяли штурмом и разрушили войска македонского царя Филиппа II. Найденные ядра принадлежали обеим сторонам конфликта. Примерно 100 снарядов имели надписи, по которым сегодня можно идентифицировать их принадлежность. Масса большинства находок колебалась в пределах от 18 до 35 г со значительным преобладанием группы массой 24–27 г. Те из них, которые были идентифицированы как принадлежавшие защитникам города, в девяти случаях из четырнадцати весили менее 27 г. Из 23 македонских ядер 16 имели массу между 30 и 35 г. Одна из гипотез состоит в том, что более лёгкие ядра были рассчитаны на применение нескольких экземпляров за раз, что при массовой стрельбе создавало бы эффект дроби. Эксперименты подтвердили техническую возможность такой стрельбы, но источники хранят о ней молчание.
Эффективность применения
Приведённые выше расчёты подтверждают практические наблюдения Ксенофонта, который в своём «Анабасисе» сравнивал эффективность свинцовых и каменных ядер:
В боевых условиях выяснилось, что родосские пращники посылают свои снаряды на расстояние, превышающее даже дальность полёта персидских стрел. Благодаря этому грекам удавалось держать грозных персидских лучников на почтительном расстоянии.
Мартин Корфманн наблюдал, как пастухи из Восточной Турции в половине предпринятых ими попыток при помощи пращи бросали обыкновенную гальку на 200 м, а три лучших броска достигали дальности между 230 и 240 м. При этом ни один из них не считался хорошим стрелком. Дальность броска свинцового ядра Корфманн оценивает в 400 м. Дитвульф Баатц в 1990 году провёл серию экспериментов с ядрами различных типов. При угле наклона в 40° и начальной скорости 75 км/ч для глиняного ядра весом 40 г он получил предельную дальность броска 200 м, для гальки той же массы — 232 м, а для свинцового ядра — 352 м.
Пращники в составе армий
Пращники составляли весьма значительную часть древних армий. Сиракузский тиран Гелон в 480 году до н.э. обещал грекам выставить армию численностью в 26 000 воинов, из которых 2000 были пращниками, то есть по одному пращнику приходилось на десять пехотинцев и двух всадников. Афиняне в 415 году до н.э. отправили в Сицилийскую экспедицию 5220 пехотинцев, 30 всадников, 480 лучников и 700 пращников. Все они были наёмниками, но греческого происхождения. По совету Ксенофонта 10 000 греческих наёмников во время знаменитого отступления к морю после битвы при Кунаксе сформировали корпус из 200 пращников и 200 критских лучников. Эти стрелки доказали свою эффективность во время столкновений с персидскими легковооружёнными воинами.
Самыми знаменитыми среди греков были родосские пращники. Искусными стрелками из пращи считались также локры, акарнаны и этолийцы. Последним Страбон даже приписывает изобретение пращи. О мастерстве ахейских пращников римский историк Тит Ливий писал, что те могли с любого расстояния попасть не просто в голову, но и в любую часть лица, куда только захотят.
На западе Средиземноморья высоким авторитетом пользовались балеарские пращники, которые метали камни размером с теннисный мяч на большие расстояния и с поразительной силой. Диодор Сицилийский рассказывает об их искусстве и объясняет его неустанными тренировками:
Балеары служили в качестве наёмников в карфагенской армии, где накануне Второй Пунической войны насчитывалось 1380 пращников на 26 000 пехотинцев и 1200 всадников. После победы Рима и аннексии Балеарских островов в 123 году до н.э. балеары продолжали служить в римской армии.
В древнейший период своей истории римляне набирали пращников из числа малоимущих граждан, а позже предпочитали привлекать союзников. Чаще других в источниках появляются балеарские пращники, которые участвовали в большинстве римских военных кампаний II–I веков до н.э. Также упоминаются критяне, ахейцы, этолийцы и другие греки, а также фракийцы, сирийцы, арабы и другие. В отличие от республиканского периода римской истории, для армии императорского времени такие упоминания становятся редкостью. Тем не менее присутствие этих войск в составе римской армии подтверждают находки свинцовых ядер, надписи и изображения, в том числе на рельефах Колонны Траяна и Колонны Марка Аврелия в Риме.
Вегеций в своём наставлении пишет о необходимости обучения части новобранцев владению пращой и регламентирует порядок проведения тренировок:
«Стрелки из лука и пращники ставили себе для этого в качестве цели веники, то есть связки прутьев или соломы с тем, чтобы, отойдя от цели шагов на 600, стрелами и камнями из пращи часть попадать в эту цель (…) Надо ещё приучать их только один раз повертеть пращой над головой, когда из этой пращи кидается камень. Кроме того, все воины учились бросать просто рукой фунтовые камни; такой приём считается удобным, так как для него не нужна праща».
Надписи на снарядах
Дополнительным источником ценной информации являются знаки и надписи на ядрах. Некоторые из них наносились на внутреннюю поверхность формочек и, соответственно, отливались вместе со снарядами. Другие, возможно, наносились штампом на готовое изделие. Из 500 ядер, найденных при раскопках Олинфа, около 100 было «подписано» таким образом. Эти надписи были частью своеобразной коммуникации между участниками конфликта. Большинство из них в той или иной степени отражало ценности официальной пропаганды. С этой целью использовалось название города, имя царя или военачальника. В том же качестве могли фигурировать эмблемы правящих династий — например, звезда Аргеадов или якорь Селевкидов, а также символы богов-покровителей: перун Зевса, трезубец Посейдона, львиная шкура и палица Геракла. Популярными сюжетами были изображения животных: льва, орла, скорпиона, змеи и т. д. Другая группа надписей включает в себя проклятия в адрес противника или насмешки: «получай», «твою душу к Церберу», «ахейский удар». Нередко на ядрах обнаруживаются изображения фаллоса, которые отражают грубоватый солдатский юмор и видение ситуации простыми вояками.
Римляне переняли у греков этот обычай и тоже стали наносить на ядра имена военачальников, номера и названия легионов, пропагандистские лозунги и обращения к врагу. Некоторое количество «подписанных» таким образом ядер было найдено при раскопках Аускула в Пицене, который в 90–89 годах до н.э. осаждал римский консул Гней Помпей Страбон, отец знаменитого Помпея Магна. Специфика этого памятника заключается в том, что он отражает массовые настроения, царившие по обе линии фронта. Римляне посылали в осаждённый город снаряды с надписями: ASCULANIS [D]ONUM («подарок аскуланцу»), FERI PIC[ENTES] («порази пицена») и даже FUGITIVI PERISTIS («смерть сепаратистам»). Те, не оставаясь в долгу, отвечали: FERI POMP[EIO] («порази Помпея») или SALUTE POM[PEIO] («привет Помпею»). Надпись TAURUM RES MALO («отхватишь зла от быка») связана с изображением этого животного, символа Италии, на монетах союзников. Другие надписи содержат проклятия в адрес противника: TAMENE VOMES OMNEM («ты выблюешь всё») или TIBE MALO («отхвати зла»).
Тенденция личных выпадов, направленных против лидеров враждебной стороны, особенно наглядно выражена в надписях на ядрах из Перузии. Эти находки являются памятником осады города войсками Цезаря Октавиана во время Гражданской войны 41–40 годов до н.э. В ходе военных действий обе стороны обменивались посланиями, напоминающими лексику заборных надписей: PETO OCTAVIA CVLVM («ищу задницу Октавия») или нечто подобное: FVLVIAE LANDlCAM PEТO или LA (Lucius Antonius) / CALVE / FVLVIA / CVLVM / PANDITE («Лысый Луций Антоний и Фульвия, подставляйте задницы»). Одна из надписей гласит: SALVE OCTAVI FELAS («удачи поиметь Октавия»), а другая содержит изображение фаллоса и гласит OCTAVIA LAXE SEDE («удачно сесть на это»). При помощи таких незамысловатых лозунгов и обсценной лексики командование стремилось контролировать массовое сознание солдат и вовлекать их в конфликт с противоположной стороной.