Практикум по русскому языку это что
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
Мир русского слова
Рецензии
Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка): Учебное пособие / Научн. ред. проф. И. Г. Проскурякова. СПб., 2001.
В цикл гуманитарных дисциплин, изучаемых в вузах Российской Федерации, вошел курс «Русский язык и культура речи».
Такой курс, естественно, базируется на глубоком понимании особенностей всех видов речевой деятельности, их соотнесении с проблемно-тематическим содержанием речи. Основы этого направления заложены риторикой. На этом пути уже созданы такие учебники, как: Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В. И. Максимова; Культура русской речи / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева; Купина Н. А. Риторика в играх и упражнениях и мн. др. Владеть русским литературным языком значит, прежде всего, владеть его нормами, которые обеспечивают его целостность и стабильность. Преподаватели вузов Санкт-Петербурга (28 авторов с научным редактором И. Г. Проскуряковой) создали «Практикум по русском языку и культуре речи», посвященный «нормативному аспекту учения о речевой культуре». Пособие представляет собой систему практических заданий и упражнений, четко ориентированных на трудные случаи в реализации языковых норм, и справочный материал к ним.
Следует признать удачной форму представления материала: если в пособиях подобного рода справочный материал обычно предшествует упражнениям, то здесь он выведен в заключительную часть каждого раздела. И это кажется оправданным: учащиеся имеют возможность проверить себя и обратиться к правилам, когда незнание или неуверенность в них становятся очевидными.
Отбор справочного материала и задания ориентированы на действительно трудные случаи языкового употребления. В морфологии сюда включено, кроме основных категорий имени и глагола (род, число, падеж; вид, время), склонение числительных; в синтаксисе не только правила согласования, но и управления; в разделе словоупотребления рассматриваются такие актуальные вопросы, как использование заимствованных слов, стилистически окрашенной лексики.
Актуальным для современного состояния фонетической культуры речи является раздел «Трудные случаи в системе норм произношения и ударения». Здесь учтен языковой материал, наиболее подверженный колебаниям в современной устной речи. Методически оправданным является привлечение в упражнениях на трудные случаи произношения и ударения не только отдельных слов и словосочетаний, но и текстового материала (например, задания 14, 34, 35 и др.). Удачны формулировки заданий творческого характера (задания 32, 33 и др.).
Таким образом, пособие сосредоточивается на трудностях, порождающих типовые ошибки, учитывает особенности послешкольного обучения.
Рец. на: Русский язык как иностранный: теория. Исследования. Практика.
Три года назад кафедра методики обучения русскому языку как иностранному РГПУ им. А. И. Герцена стала инициатором выпусков серии сборников научно-методических статей «Русский язык как иностранный: Теория. Исследование. Практика» (научный редактор проф. И. П. Лысакова).
I. Теоретические вопросы методики преподавания русского языка как иностранного; II. Межкультурная коммуникация: предмет исследования и методическая интерпретация; III. Из опыта практической работы в иностранной аудитории; IV. Новые образовательные проекты: учебники, программы, технологии.
В сборниках представлены работы авторов из вузов России, а также Белоруссии, Эстонии, Литвы, Латвии, Германии, Финляндии, Польши, США, Китая, Кореи и др.
Особенностью рецензируемых сборников является то, что в них большое место отведено теоретическим разработкам, которые в прикладных отраслях знания всегда являются востребованными.
Рецензия на монографии В. Ю. Копрова: Аспекты сопоставительной типологии простого предложения (на материале русского, английского и венгерского языков). Воронеж: ВГУ, 1999. 160 с.; Сопоставительная типология предложения. Воронеж: ВГУ, 2000. 192 с.
Рецензируемые монографии В. Ю. Копрова систематизируют и обобщают многолетние наблюдения автора над строением простого предложения разноструктурных языков русского, английского и венгерского.
Первая книга (1999) состоит из Введения, трех частей, Заключения и списка использованной литературы.
В первой части «Теория и методика многоаспектного анализа структурно-семантического устройства простого предложения» (с. 9-42) автор, отталкиваясь от различных толкований понятия «аспект» предложения, определяет его как «угол зрения, под которым исследователь в научных и методических целях рассматривает структурно-семантическое устройство предложения»
(с. 16). Исследователь выделяет семь таких аспектов: целевой, номинативный (с двумя подаспектами ситуативно-структурным и релятивно-структурным), предикативный, релятивно-номинативный, актуализирующий, эмоционально-экспрессивный, стилистический.
Предметом второй монографии В. Ю. Копрова (2000) стала сопоставительная типология простого предложения в номинативном аспекте. Автор предлагает взглянуть на структурно-семантическое устройство простого предложения с трех сторон: со стороны флективного русского языка, со стороны флективно-изолирующего (аналитического) английского языка и со стороны агглютинативного венгерского языка. В центре типологии находится русское предложение.
В целях систематизации изложения источники делятся автором на три условные группы: традиционные концепции; концепции, в основу которых положен предикативный минимум предложения, и концепции, базирующиеся на понятии «номинативный минимум» предложения.
В теоретической части уточняются и получают свое дальнейшее развитие положения первой рецензируемой монографии. В частности, по-новому обосновывается особая значимость объектного актанта для типологии предложения; определяется грамматическая сущность категории личности/безличности и ее связи с типологическим признаком подлежащности/бесподлежащности предложения; уточняется взаимодействие категорий релятивно-структурного подаспекта между собой и с категориями других аспектов структурно-семантического устройства предложения.
В практической части работы в соответствии с выдвинутыми критериями и принципами классифицируются и сопоставляются предложения русского, английского и венгерского языков.
В Заключении обобщаются основные результаты исследования и в виде структурированного списка дается типология простого предложения трех сопоставляемых языков.
Вопросы типологии предложения, решаемые В. Ю. Копровым на материале русского, английского и венгерского языков, имеют важное теоретическое и практическое значение. В обеих работах широко используются как классические труды по синтаксису, так и новейшие исследования по затронутым проблемам. В связи с этим монографии являются ценным библиографическим источником для всех интересующихся рассмотренными в них проблемами.
Текущий рейтинг:
Статья. Практикум по русскому языку
Практикум по русскому языку.
Цели: проверка знаний, работа над ошибками, выработка навыков грамотного письма.
Этому способствует деловой и эмоциональный контакт с компьютером, который постоянно предлагает выбор, стимулирует мыслительную деятельность.
Пример диалога «Учащийся – компьютер»
При запуске программы на экране дисплея появляется обращение: «Дорогой ученик! Если вы хотите проверить и усовершенствовать свои знания по русскому языку, выбирайте, с чего начать:
А) контрольные диктанты;
Б) тренировочные упражнения;
2. Допустим «Контрольные диктанты», программа снова дает выбор:
А) отрывки из произведений классиков;
Б) поэтические диктанты;
В) тексты из учебных пособий.
Перед подачей выбранного текста высвечиваются задания: «Вставить пропущенные буквы», «Указать слитное или раздельное написание», «Если нужно, расставить знаки препинания». После каждого вида работы компьютер фиксирует результат и оценивает знания учащегося, запрещая или разрешая переход к более сложной операции. Например, после выполнения контрольного диктанта на экране появился результат: 3/2 – три орфографических ошибки и две пунктуационных. В этом случае компьютер предлагает то же задание еще раз, и если ошибки допущены вновь, выдает правильный ответ (текст со всеми орфограммами и пунктограммами).
На экране перечень основных грамматических правил, и ученик выбирает те, на которые он допустил ошибки:, например:
$ 17. Правописание безударных гласных.
$ 55.Правописание частицы НЕ.
Ученик может обратиться к пособиям и повторить материал, выполнив упражнения. В дальнейшем вводим в программу и сами правила в виде справочного материала.
Предположим, выбрана А.А. Ахматова, на экране появляется «Мужество».
Мы знаем что ныне л…жит на в…сах
И что сов…ршается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас (не)покинет.
(Не)страшно под пулями мертвыми леч…,
И мы сохр…ним тебя русская речь
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя прон…сем,
И внукам дадим и от плена спасем
Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, учащийся многократно и вдумчиво читает стихотворение и непроизвольно запоминает его.
Можно сопровождать поэтические тексты музыкальными фрагментами из произведений известных композиторов. Например:
Это будет комплексная программа «ликвидация персональной безграмотности + поэзия + музыка», многие учительские проблемы исчезнут надолго.
Уроки-практикумы в курсе преподавания русского языка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
Кафедра русского языка и литературы
Уроки-практикумы в курсе преподавания русского языка и литературы
заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподающих русский язык и литературу
ГЛЕЧИК ИННЫ ВИКТОРОВНЫ
В ФГОС начального общего и основного общего образования определен системно-деятельностный подход в обучении, направленный на развитие умений и навыков учащихся, применение полученных знаний в практических ситуациях.
Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний учащихся. В деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т. д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности, словесных и наглядных, методов обучения.
Практическая работа объединяет в себе все формы познавательной деятельности:
Изучением уроков-практикумов занимались С.О.Караман, В.В.Онищук, М.М.Фицула, Т.В.Никишина. В своих работах они предупреждают, что практическая работа – это не перечень заданий и упражнений, которые необходимо выполнить, пользуясь пособиями. Учителю нужно позаботиться о том, чтобы ученику было приятно получать задания, обобщать и демонстрировать их во время практической деятельности, проявлять себя при этом как личность. При таком условии данный тип урока займет одно из главных мест среди всех типов уроков, поскольку исключительно практическая деятельность (которая идет после понимания теории) дает возможность не только осознать изучаемый материал, повторить, обобщить, но и реализовать себя.
Уроки-практикумы проводятся с целью подачи ученикам разносторонних и упорядоченных сведений по предмету, обучения их самостоятельно добывать знания. Работать со справочной литературой.
Основная задача уроков-практикумов – совершенствование умений, знаний и навыков. На таких уроках выполняются специально подобранные задания в основном конструктивного характера. Во время работы целесообразно разрешить ученикам пользоваться таблицами, схемами, словарями, учебниками, справочниками, алгоритмами. Урок-практикум может содержать элементы поимка, исследования, наблюдения, игры, в зависимости от материала, возраста детей, уровня предыдущей подготовки.
Используем следующую структуру урока-практикума:
Сообщение темы, цели, задач урока.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу с комментированием, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. Обговаривание и теоретическая интерпретация полученных результатов. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, скорость и правильное выполнение задания.
Дополнительные звенья практической работы для учащихся достаточного и высокого уровня:
— формулировка собственной цели занятия;
— составление собственной инструкции для работы;
— опережающее задание (практическая деятельность вне школьного времени);
— выполнение разноуровневых упражнений на конечный результат;
— создание дополнительных познавательных ситуаций;
— создание собственных проектов, алгоритмов, отчетов по теме (перед практикумом обязательно создается «банк идей», кторый выносится на защиту, обговаривание).
Уроки-практикумы легко внедрить в учебный процесс при условии соблюдения следующих принципов:
Последовательность обучения: от простого к сложному. Каждое задание разрабатывается с опорой на предыдущее.
Доступность материала для полного понимания учащимися.
Гибкость и динамичность обучения.
Учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся.
Приемы повышения мотивации и высокой активности учащихся.
Разнообразие форм и видов учебной деятельности.
Условия развития ученика как индивида.
Фактор взаимодействия учителя и ученика.
Объективность, четкость и формализованность контроля учебной деятельности.
Различают специальные, производные комментированные упражнения. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается.
Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие учащиеся, а затем весь класс принимает участие в объяснении материала. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися.
Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся. Назначение устных упражнений разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков. Устные упражнения постепенно усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся.
Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов и т. д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение — формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков. Учителю необходимо заботиться об их достаточном количестве и разнообразии. Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся:
• сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;
• знание правил выполнения действий;
• сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;
• учет достигнутых результатов;
• распределение повторений во времени.
Практикум – единственная форма урока, которая способствует наиболее полной реализации требований программы по русскому языку, стандартов образования. Она дает возможность соединить несколько нетрадиционных уроков в одном, получив при этом желаемый результат и удовлетворение от полной реализации личности каждого ребенка во время урока. (Приложение 1).
Виды упражнений для уроков-практикумов
Выразительно прочитать текст. Определить тему и основную мысль высказывания. Подобрать заголовок.
Разбор коллективный: 1 вариант читает предложения, 2 вариант слушает, контролирует и, если необходимо, исправляет ошибки. Записываем в тетрадь. Зачитать, что записали.
Можно пользоваться опорными карточками. Если возникают вопросы, поднять руку.
Два ученика у доски склоняют существительные степь, край.
4.Грамматический диктант. Учитель диктует слова в именительном падеже, 1 вариант записывает в родительном падеже, 2 вариант – в творительном. Обмен тетрадями, взаимопроверка. Учитель читает правильные ответы, исправляют карандашом.
5. Творческое задание: восстановить поэтические строки. Вставив на месте точек пропущенные имена существительные. Определить род, число, падеж, синтаксическую роль.
6. Языковая игра «Третий лишний».
7. Распределительный диктант: данные существительные распределить в соответствии с родом.
8.Самостоятельная работа. Записать существительные в 2 колонки: в первую те, что употребляются только в единственном числе, во вторую – во множественном.
Дополнительно: подобрать антонимы, составить предложения.
9.Работа со словарем.
10.Д/з. Составить тесты по теме «Имя существительное». 1 вариант: 5 заданий с вариантами ответов. 2 вариант: 7 заданий с конструированными ответами. 3 вариант: 9 заданий (6 с вариантами ответов, 2 с конструированными ответами, 1 – творческое задание).
1.Практический семинар «Распределение товара».
Разные виды предложений – товар. Учитель читает предложение – ученики поднимают карточку с указанием вида предложения.
2.Пороизводство «лингвистической продукции». Работа с текстом.
— Послушайте текст, дайте название. Определите тему, главную мысль. Определите тип, стиль текста. Найдите предложения с разными видами связи, выпишите, сделайте синтаксический разбор. (Возможно использование информационной карточки).
3. Конкурентная борьба:
а) провести рекламную кампанию (1 вариант – смешную, 2 вариант – удивляющую).
б) проработка орфографических материалов на время: выписать за 1 минуту как можно больше слов с орфограммами (1 группа – в корне, 2- в суффиксах, 3 – в приставках); синтаксический разбор словосочетаний; словообразовательный разбор; конкурс лингвистов-синтаксистов (методом «пресс» доказать, что предложение СС, СП, БС.
4. Домашнее задание: составить рекламу:
Требование: креативность, яркость, наглядность. Проза или стихи. Сделать синтаксический разбор сложного предложения.
Практикум по русскому языку
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Клемешовой Елены Александровны,
индивидуально-групповых занятий по курсу
«Практикум по русскому языку», 7 класс,
2018–2019 учебный год
Пояснительная записка Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
· развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
v дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
v выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
v пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им;
v формировать икт-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.
Курс «Практикум по русскому языку» непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ. Задачи:
Рабочая программа индивидуальных групповых занятий «Практикум по русскому языку» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:
. Программы к завершённой предметной линии учебников по русскому языку. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.
· Закона РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 29, 32);
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
· понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.
· воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, средству освоения морально-этических норм
· достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого общения).
· владение всеми видами речевой деятельности;
· способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;
· взаимодействие в процессе речевого общения;
· овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
§ овладение общими сведениями о языке;
§ усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка;
§ освоение базовых понятий лингвистики;
§ опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;
§ овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета; понимание и использование грамматической и лексической синонимии.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
· В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
Формы работы : практикумы, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Виды деятельности учащихся:
Виды контроля : тестирование, сочинения,
1. Повторение изученного в 5-6 кл (2 ч.)
Язык и речь. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Нормы в причастиях (8ч.)
Падежные окончания причастий. Образование причастий. Правописание причастий. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. 3. Нормы в деепричастиях (4 ч.)
Образование и правописание деепричастий. Пунктуация в предложениях с деепричастным оборотом.
4. Нормы в наречиях (8ч.)
Образование и правописание наречий.
5.Нормы в предлогах(2 ч.)
Синтаксические и пунктуационные нормы.
Роль междометий в тексте.
Тематическое планирование Учебно-тематический план