Практикум по обществознанию 7 класс боголюбов что значит жить по правилам
Урок-практикум по теме «Социальные нормы: что значит жить по правилам» 7 класс обществознание
Социальные нормы: что значит жить по правилам
1. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждомуэлементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А) регулирование общественных отношений
1) только моральные нормы
2) только правовые нормы
3) и правовые, и моральные нормы
Б) общеобязательность для всего населения,проживающего на территории определённого
В) установление общих правил поведения
Г) охрана исключительно силой общественногомнения и (или) внутренними убеждениями человека
Д) обеспеченность и гарантированность государством
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2. Древнему китайскому мыслителю Конфуцию принадлежит следующее высказывание: «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие».
1. Как Вы понимаете смысл слова «бессердечие»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек, совершая поступки, соблюдал моральные принципы? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаться его обойти».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «соблюдение закона»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы жить, соблюдая закон? (Назовите любые два таких качества.) Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Какую роль выполняют правила в жизни людей?» Один из ответов был неверным. Найдите его.
1) Правила помогают в разрешении спорных вопросов.
2) Правила нужны для оценки действий.
3) Правила организуют деятельность людей.
4) Правила всегда заставляют людей действовать вопреки собственным интересам и желаниям
2. Укажите ситуацию или пример действия формальной нормы.
1)Выпускники часто приходят в школу и встречаются с учащимися.
2) Хочешь быть здоровым — занимайся физкультурой.
3) На перекрёстке водитель включил сигнал поворота.
4) В выходные дни Ивановы всегда отправляются на дачу.
3. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных ответов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамматической форме (именительный падеж, единственное число).
При повторении определённых действий у человека возникают __________ (А). Большинство из них формируется __________ (Б), под влиянием ситуации, в которой люди оказываются часто. Сложившийся таким образом стереотип поведения позволяет человеку действовать __________ (В).
1) ритуал
2) осознанно
3) привычка
4) стихийно
5) эффективно
4. Распределите в две группы приведённые ниже ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюстрируют.
А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы
1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры
5. Выберите правильное высказывание.
1) Социальные нормы — это особенности характера или психики человека.
2) Правила дорожного движения — это неформальные нормы.
3) Несоблюдение норм-ожиданий не приветствуется, но и не запрещается в обществе.
6. Распределите в две группы, приведённые ниже, ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюстрируют.
А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы
1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры
7. Заполните пропуски в таблице.
«Коллективные привычки», которые действуют в больших социальных группах
Последовательность действий, установленная ритуалами, традициями
§1. Что значит жить по правилам.
1.Какие правила поведения существуют назови как можно больше видов таких правил.
Мы живем в социальном обществе, в котором существуют разные правила. Например, правила хорошего тона, правила поведения в общественном месте, правила поведения за столом. Правила поведения в общественных местах: 1. Уступать место старшим в транспорте.2. Помогать тем, кто нуждается в этом. 3. Соблюдать чистоту, не мусорить. Правила поведения за столом: 1. Нужно сидеть прямо. 2. Не облокачиваться на стол. 3. Не ковыряться в зубах. Правила поведения при общении: 1. Не кричать, говорить спокойным тоном. 2. Не употреблять плохих, бранных слов в разговоре. 3. Нужно здороваться первым.
2. Что такое привычки? Приведите примеры полезных и вредных привычек.
И то, и другое передавалось из поколения поколения на протяжении многих веков, появилось вместе с образованием отдельных этносов, воплощает в себе культурные элементы той или иной общности.В современном мире они сохранились потому, что сохранились и этносы, которым они принадлежали. Так как каждый этнос стремится сохранить свою культуру, переданную от предков, он и в современной жизни сохраняет отдельные ритуалы и обычаи.
4. Зачем в обществе существуют правила этикета?
С точки зрения Духовной Этики в человеческом обществе необходимы хорошо обусловленные высшей духовной вершиной правила поведения любого человека в процессе обсуждения любой проблемы. Правила служат эталоном, образцом поведения. Также они помогают сохранять порядок в обществе. Эти правила позволяют предвидеть реакцию других людей на твои действия.
Санкция — элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой. Если правило, которое было нарушено, устанавливалось законом, тогда за это в качестве наказания будет санкция. Примененный вид санкции зависит от степени тяжести нарушения.
Какие санкции имеются в виду в следующей детской считалочке: Я думаю что там имеется в виду то что там установляются неблагоприятные последствия.
5. Как ты думаешь, какие правила этикета появились в 20 веке и в начале 21 века? объясни причины их появления и значение в жизни людей.
1. не разговаривать громко по телефону в общественных местах 2. необходимо выключать сотовый телефон в театрах, кино и т. п. 3. звонить на телефонный номер можно 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо.
Причина: появление средств связи Причина: соблюдение личного пространства и создание комфортных условий проживания окружающим.
Урок «Что значит жить по правилам» (7 класс)
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Что значит жить по правилам…
Школа: МОУ СОШ №5 г.Валуйки
Цель: дать представление о нормах социального поведения; рассказать о привычках и обрядах; сформировать представление о правилах этикета и хороших манерах.
Основные понятия и термины: правило, привычка, обычай, норма, закон, обряд, ритуал, церемония, этикет, манеры .
Правило – закон, постановление, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах (Словарь В.И. Даля).
Правила (нормы) регулируют жизнь людей, такое поведение общество признаёт правомерным и считает нормой. Некоторые применяемые правила становятся привычкой и выполняются автоматически.
1. по направленности
Какое поведение желательно, какое недопустимо
2. по степени обязательности
Обязательное поведение для группы людей
Поведение допустимое, но нежелательное
Обеспечиваются обычаями, привычкой
Привычки действующие в больших группах людей – обычаи – правила и образцы поведения одобряемые обществом.
Обряд – совокупность действий установленная обычаем или ритуалом.
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА И ХОРОШИЕ МАНЕРЫ.
Манеры – внешние формы поведения человека.
Какие правила поведения людей существуют?
Что такое привычка? Приведите примеры
Что такое обычаи и ритуалы? Какие древние ритуалы существуют и сегодня?
Зачем существуют правила этикета?
Учебник §1. Задания с.21-22, задание №5 письменно
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-758186
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по обществознанию для 7 класса на тему: « Что значит жить по правилам»
Конспект урока по обществознанию для 7 класса на тему: « Что значит жить по правилам»
Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока
Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?
-На какие группы можно распределить все эти объекты?
-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?
— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
Витамины — биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.
Нравственность (лат. moralis) – это нигде не записанные нормы поведения в обществе, одобряемые большинством граждан.
— Как формируется характер человека?
Под воздействием родителей, дедушек, бабушек, учителей, фильмов, игр, книг, спорта.
Но ребенок не только копирует окружающих, но и учится выбирать свою линию поведения.
— От кого и от чего зависят хорошие и плохие поступки человека?
Человека не только воспитывают, он сам себя воспитывает.
Саморазвитие – работа человека над самим собой.
И сегодня мы об этом с вами поговорим. Тема нашего урока: «Сотвори себя сам».
В каждом человеке обычно присутствуют достоинства и недостатки. Для того, чтобы успешно работать над собой, улучшать свой характер, свои поступки, необходимо учиться разбираться в себе. «Чаще заглядывай в себя»- говорил древнеримский философ.
А вот как поэтично представил психолог Л.В.Куликов развитие личности.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Человек и человечность»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся побеждать страх»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Будь смелым»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся делать добро»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Человек славен добрыми делами »
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся вести себя в ситуации конфликта»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Конфликты в межличностных отношениях »
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся общаться»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5355049 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разработка урока по обществознанию на тему «Что значит жить по правилам»
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 р. п. Линёво»»
Разработка урока обществознания в 7 классе по теме:
«Что значит жить по правилам».
Автор урока: учитель истории Попова Л. В.
Тема урока: «Что значит жить по правилам».
Цель урока: сформировать представление о многообразии социальных норм, необходимости их соблюдения.
обучающие: обеспечить усвоение обучающимися представлений о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества.
развивающие: развивать исследовательские умения обучающихся, умения анализировать, выделять главное в тексте; строить рассказ на основе работы с текстом учебника, других источников; создать условия для практического освоения отдельных социальных норм;
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к дисциплине.
определять понятие «социальные нормы», понимать, почему без социальных норм общество не может существовать.
Получат возможность научиться:
Решать логические задачи, публично выступать, высказывать свое мнение.
Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
работают с различной информацией;
определяют цель, планируют свои действия, оценивают результаты работы;
сотрудничают в ходе групповой работы;
принимают другое мнение;
дают оценку работы своей группы, оценивают свой вклад в эту работу;
учебник для общеобразовательных учреждений «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова Москва, Просвещение, 2013 г.
презентация, компьютер, проектор, экран, словари
плакаты: «Правила работы в группе», «Как вести дискуссию»
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Включение детей в деятельность.
Подготовка класса к работе.
1. Создание проблемной ситуации.
Организует выполнение задания «Спор семиклассников»
Обсуждают противоречие, высказывают своё мнение
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
2. Целеполагание. Формулировка темы, постановка проблемы
Организует фронтальный диалог
Формулируют тему, определяют цель и задачи. Планируют деятельность
П: анализировать и обобщать.
Р: ставить цели урока, Планировать учебную деятельность.
III. Актуализация знаний учащихся
Организует беседу: Какие правила общения между людьми вам известны?
Ученики вспоминают известные им социальные нормы
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли
1) Изучение проблемы;
2) Подведение промежуточных результатов
Организует самостоятельную работу с текстом параграфа и схемой «Социальные нормы».
Организует работу в группах над проблемой
Организует выступление групп с результатами работы
Организует итоговую дискуссию
Вспомним спор семиклассников. Можем мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Кто в этом споре прав? Зачем нужно соблюдать социальные нормы? Сделайте выводы.
Дают определение понятия, характеризуют социальные нормы, приводят примеры.
Объясняют понятия «правило», «социальная норма», понимают многообразие социальных норм, объясняют основания для классификации социальных норм, указанных в таблице.
Учащиеся находят информацию из разных источников (словаря, текста учебника, сети Интернет), отбирают, составляют краткое сообщение, готовятся выступить перед классом.
Обобщают, делают вывод по проблеме
Р: Работать по плану сверяясь с целью.
П: находить информацию, для решения задач
П: давать определение понятиям
Р: Работать по плану сверяясь с целью.
П: находить информацию, для решения задач
К: организовывать работу в группе; излагать своё мнение,
с достаточной полнотой и точностью выражать мысли
П: обобщать, делать выводы
Применение нового знания
Организует работу в парах.
Решение логических задач;
Дискуссия, обсуждение выполненных заданий
Организует упражнение с элементами игры
Участвуют в дискуссии
Выполняют упражнения «Кто больше», «Привычки полезные, бесполезные, вредные», «Угадай обычай».
Р: Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению
К: Развивают учебное сотрудничество
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли
Подведение итогов урока.
— Что мы изучили сегодня на уроке?
— Достигли ли мы цели нашего урока?
— Письменно выполните задание Оценивание учащихся.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку в парах, сверяясь с образцом
Р: оценивать степень достижения цели.
Записывают домашнее задание.
На слайде несколько предложений. Вам необходимо закончить предложения
Дети заканчивают предложения.
Что узнал нового, интересного…
Что вызвало затруднения…
Р: Осознание качества и уровня усвоения знаний.
учебник для общеобразовательных учреждений «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова Москва, Просвещение, 2013г.
2. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс. Л.Ф. Иванова «Просвещение», М. 2012 г.
3. Словарь понятий и терминов. Обществознание. М.Ю. Брандт. Издательство «Экзамен», М. 2013 г.
I I. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Вы помните, ребята, сказочного медвежонка Винни Пуха. Он считал, что в гости лучше ходить по утрам, а переходить дорогу на любой свет светофора. Как вы считаете, прав ли Винни Пух? Слайд 2
Учитель: Сегодня мы будем говорить о правилах, по которым живут люди в обществе, их ещё называют социальными нормами.
Обратимся к рубрике «Обсудим вместе».
Семиклассники спорят: Петр считает, что правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают, а Лариса считает, что правила необходимы. Если бы их не было, люди не знали бы, как поступать.
Ответы учеников: одни поддерживают Петра, другие — Ларису. Слайд 3
Учитель: Как же нам разрешить это противоречие? Что нам нужно узнать?
Уч-ся: Выяснить, зачем нужны правила людям, какие бывают правила.
Учитель: Записываем тему урока и цель.
Ученики записывают тему и цели урока в виде вопросов, которые необходимо выяснить. Слайд 4
Учитель: Предлагаю изучить текст пункта «Многообразие правил» и схему «Социальные нормы» и сказать, что нового вы узнали о социальных нормах.
Самостоятельная работа учеников с текстом пункта «Многообразие правил» и схемой «Социальные нормы».
Учащиеся должны отметить, что означают понятия «правило», «социальные нормы», многообразие социальных норм, по каким признакам можно сгруппировать нормы, привести свои примеры отдельных видов норм. Слайды 5-7
Учитель: Среди социальных норм многие сложились так давно, что кажется, что они существовали всегда. К таким нормам относятся, например, обычаи, обряды.
Сейчас вы будете работать в группах и постараетесь выяснить, что значит привычки, обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, этикет.
Организация работы в группах.
Учитель: Обратите внимание на плакат «Правила работы в группе». При работе соблюдайте их.
Каждая группа будет работать со словарём, текстом учебника, найдёт материал в сети Интернет и подготовит небольшое сообщение по своему вопросу.
1 группа — Привычка. Привычки полезные, вредные, опасные.
2 группа — Обычай. Обычаи разных народов.
3 группа — Ритуалы, обряды, церемонии.
4 группа — Этикет. Манеры. Слайд 8
Группы по 5- 6 учеников. Отчёт о проделанной работе представляют все группы в устной форме.
Определение понятий привычка, обычай, ритуал, обряд, церемонии, этикет записывают в тетради.
Учитель: Вспомним спор семиклассников. Можем мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Кто в этом споре прав? Зачем нужно соблюдать социальные нормы? Сделайте выводы.
У ченики делают выводы, что мы живём среди людей и неизбежно встречаемся со множеством правил, которые стали общественными нормами. Правила регулируют отношения между людьми, помогают им совершать одобряемые поступки и избегать того, что люди осуждают. Правила — это образцы поведения. Их необходимо соблюдать. Слайд 9-10
Учитель: Сейчас мы постараемся применить полученные знания при выполнении разных заданий.
Работая в парах, выполните задания, свой вариант ответа предложите классу. Слайд 11
Задания даются по рядам, обсуждаются в парах, 1-2 пары от каждого ряда дают свой ответ, остальные ребята обсуждают, дополняют, дают свой вариант ответа.
Задание для 1 ряда
О каких норма идёт речь в следующем тексте? «Воспреемник спросил его: «С каким намерением желаешь ты вступить в рыцарское общество?». Вновь посвящаемый отвечал ему в согласии со словами, произнесёнными до этого епископом. Тут же он принёс клятву верности ему как своему сюзерену. Тогда, по приказанию последнего, началось облачение его в рыцарские доспехи. Этим делом занимались рыцари, им помогали дамы и молодые девушки. Сперва прикрепили ему левую шпору, затем правую, надели кольчугу, а после всего опоясали его мечом.»
За нарушение установленных правил обычно применяют санкции. Это меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм.
Какие санкции имеются в виду в детской считалке? «Три-четыре-пять, я иду искать. Пора не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить».
В книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» говорилось:
«Никто не смеет голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит».
Переведите это правило на современный язык, объясните его смысл.
Далее предлагается классу несколько упражнений-соревнований.
Упражнение 1. «Кто больше?».
Соревнование проводится по рядам.
Ученики каждого ряда в течение 1 минуты должны назвать как можно больше видов социальных норм.
Победителем является тот, кто назовёт больше всего норм. Слайд 12
Упражнение 2. «Угадай обычай».
После обсуждения в группе, участники показывают в короткой сценке один из обычаев. Ученики других групп должны угадать, какой обычай представлен. Слайд 13
Например, можно показать сценку, иллюстрирующую обычай встречи почётных гостей хлебом-солью или поздравляя с днем рождения дёргать за уши.
Упражнение 3. «Привычки полезные, бесполезные, вредные»
Работая в группах, придумать плакат на тему упражнения за отведённое время (5 минут), представить его классу.
На плакате нужно нарисовать сюжет, посвящённый какой-то привычке и ясно выразить коротким текстом, какая это привычка — вредная, полезная или бесполезная. Слайд 14
После каждого упражнения подводится промежуточный итог, определяются активные участники.
— Что мы изучили сегодня на уроке?
— Достигли ли мы цели нашего урока?
Выполните задание. (Слайды 15-16 ). Поставьте оценки за это задание по критериям слайд 17
Выставление оценок за урок
1. Придумать собственные правила этикета для современного семиклассника.
2. Один из пользователей, познакомившись с нормами «Сетикета» (стр.15), воскликнул: «Я не увидел здесь ни одного нового правила! Все это нормы нашей повседневной жизни».
Прав ли пользователь? Свое мнение обоснуй. Слайд 18