Практикум что такое общество 10 класс боголюбов
Образовательный сайт
Урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) помогает разъяснить для себя это понятие и задуматься о роли человека в обществе.
Вопросы и задания к документу
Общество представляет собой не только совокупность индивидов. Они должны взаимодействовать друг с другом. Это можно понять, проведя простой мысленный эксперимент:
Всех индивидов изолировать друг от друга, чтобы между ними не было никаких взаимодействий. Очевидно, что из такой совокупности людей общества не получится. Не будет никаких связей членов этой совокупности друг с другом.
Поэтому общество формируется только при двух обязательных условиях:
Обществознание 10 класс: что такое общество и какие науки его изучают
Психические взаимодействия – это общение людей на уровне идей, культурные явления, взаимоотношения внутри общества. Такие процессы описывает не физика или химия, не биология.
Психические взаимодействия изучают такие социальные науки, как история, социология, философия, правоведение.
Каждое взаимодействие между людьми можно отнести к одной из трех форм:
Обществознание 10 класс: что такое общество – основные вопросы
Вопросы для самопроверки
В широком смысле общество – это группа людей, которые объединились для помощи друг другу, совместной деятельности и общения.
Другими словами – общество представляет собой отдельную от природы часть мира, в которую включены взаимодействия людей.
В узком смысле слова общество можно определить такими понятиями:
Общество и природа (10 класс)
Природные явления стихийны, а общество строится на целеполагании ее членов.
Общество тесно взаимосвязано с природой. Климат, географическое положение сильно влияет на темпы общественного прогресса. Однако и само общество оказывает влияние на природную среду. Деятельность человека может быть как благотворной, так и губительной для природы. Он черпает природные ресурсы, истребляет животных и растительность.
Надвигающийся экологический кризис напоминает о важности правильного обращения с природными ресурсами. Именно поэтому важно понимать, что человеческая деятельность должна учитывать важность сохранения природы.
Особенности человеческой деятельности:
Человеческая деятельность – это основа общественных отношений.
В основе человеческой деятельности заложены исторические программы. Но человек может выходить за рамки этих программ.
Общество формируется благодаря совместной деятельности и психической связи ее членов. При отсутствии этих факторов общество сформироваться не может.
Ребенок становится человеком только среди таких же, как он. Это говорит о необходимости участия других людей в формировании индивида.
В любом случае общество формируется на каком-либо объединяющем факторе, который стимулирует людей развиваться вместе.
Человеческое поведение складывается из исторически сложившихся программ и подчиняется коллективности. Человек нуждается в общении с себе подобными.
Общественными отношения являются только тогда, когда формируются в процессе совместной деятельности. К примеру, попросить передать за проезд – это не общественные отношения. Когда же работник нанимается к работодателю, такие отношения можно считать общественными.
Общественные отношения формируются между нациями, социальными группами. Такие отношения формируются в процессе культурной, политической, социальной жизни.
Разные трактовки понятия культура:
Культура разделяется на духовную и материальную.
к духовной относят – идеи, ценности, правила
к материальной – книги, здания, разные приборы
Культура каждого народа имеет некоторых устойчивые черты. Именно они и называются культурными универсалиями. К примеру:
Однако даже единые для всех народов универсалии могут изменяться в зависимости от народа.
Урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) помогает разобраться, какое место в жизни человека играет природа и культура. Науки, изучающие общество, помогают понять много из поведения отдельных групп людей.
Общество изучает множество наук:
Теперь урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) разобран и не вызывает вопросов.
Ответы на эти вопросы вы найдете в статье:
Урок по обществознанию «Что такое общество» (10 класс)
Урок по обществознанию в 10 классе.
Тема: «Что такое общество»
Обществознание. 10 класс. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2011 г.
Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом, структурой общества, социальными институтами.
Актуализация определения понятия « Общество»
Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.
этап исторического развития человечества.
форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности
обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней.
Примеры. В каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях?
А. Двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество.
Б. За сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей.
В. Пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием.
Г. В обществе в отличие от природы действует закон ускорения.
( как человечество в целом)
Учитель: Сегодня мы должны изучить строение общества, познакомиться с элементным составом и структурой общества.
II .Ориентировочно-исполнительский этап.
Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системной подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система- это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку характеризуется рядом признаков.
Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность. Т.е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы.
Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения. Которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей.
Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы.
Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений. Состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей. Иными словами любая система обладает совокупностью элементов, т.е. элементным составом и структурой, как совокупностью отношений между элементами. Исходя из выше сказанного, социум как система состоит из элементов- индивидов и их объединений, находящихся между собой в взаимодействии, т.е. каким то образом структурировано и прежде всего своей совокупной деятельностью. Следовательно, общество можем определить как совокупность индивидов и их объединений.
1. Элементный состав общества в теории систем элемент определяется как наименьшая дробная часть целого, сохраняющего качественную определенность. Элементом общества является индивид- наиболее общее и абстрактное понятие, включающее в себя всю совокупность его свойств и отношений, в силу чего оно недостаточно информировано, а потому нуждается в уточнении и конкретизации. Индивид может выступить как человек, личность, гражданин. Личность характеризует индивида с позиции его автономности и независимости от других и общества в целом. Личностью можно назвать индивида, который обладает возможностью выйти из общественного производства без ущерба для благосостояния своего и своей семьи. В психологическом плане личностью становится индивид, который способен формировать собственное мнение и защищать вопреки мнения большинства. Таким образом личность обязательно связана с обществом и может формироваться только при наличии проявления активности в обществе. Индивид как гражданин характеризует взаимосвязь с государством. Определяется его правовой статус, политическое, экономическое положение в обществе. Гражданин является полноправным гражданином социума, обладает не только правами, но и обязанностями по отношению к обществу и государству, т.е. политико-правовая характеристика индивида.
2. Семья- первая общественная объединение, которое человек застает родившись. ( характеристика видов браков семей в разное время развития общества). Главная функция семьи это воспроизводство и социализация индивида, а так же экономическая функция при реализации которой она превращается в экономическую ячейку общества, став важнейшим элементом социума.
3. Корпоративные объединения, которые создаются с целью ведения совместной хозяйственной деятельности посредством объединения имущества. Денежных средств или трудовых усилий его участников. Корпоративные объединения представляют собой основную производственно-хозяйственную, финансовую или более широко экономическую единицу общества. Они могут выступить в форме АО, Товариществ, Предприятий.
4. Общественные организации, представляют собой объединения по политическим, духовным, творческим, религиозным, профессиональным и прочим интересам. Общественные объединения это добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных организаций. Виды общественных объединений:
-Общественная организация ( предусматривает членство, совместную деятельность участников, направленную на защиту и достижения уставных целей.),
-общественное движение (массовое движение, участники которого не имеют членства, преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели),
— общественный фонд ( не имеющие членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые используются на общественно-полезные цели),
— общественное учреждение ( не имеющие членчтва, ставящие своей целью оказание конкретных вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям),
— орган общественной самодеятельности ( не имеющих членства, его цель совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы; результат его деятельности удовлетворение потребности неограниченного круга лиц).
II / Функции и институты общества- как способ сосуществования людей, общество должно функционировать т.е. выполнять определенный набор функций:
производство материальных благ и услуг
воспроизводство и социализация человека
духовное производство и регулирование активности людей.
распределение продуктов труда
регламентация и управление деятельностью и поведения
Для реализации этих функций формируется соответствующие структуры, т.е. организации ( институты) и отношения.
Социальный институт это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей, регулируемое сводом социальных норм. Социальный институт- это реальная совокупность людей, которая трудится в определенной сфере. Это исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленное на удовлетворение потребностей общества.
Приведите примеры социальных институтов, которые функционируют в различных сферах общества. Задание №1
В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.
Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.
В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.
В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.
В структуру религиозных институтов ( на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве),епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.
Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.
В процессе удовлетворения потребностей возникают между социальными институтами связи и отношения. Совокупность этих связей и отношений составляет структуру общества. Именно структура придает разрозненным элементам целостность и качественную определенность и дает возможность назвать данную совокупность системой. Чем сильнее внутренние связи и отношения, тем выше надежность и устойчивость системы.
Общество- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.
Экономическая, или материально-производственная сфера- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.
Социальная сфера- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями( классами, нациями, социальными слоями и т.п.), их ролью в жизни общества.
Политическая, или политико-правовая сфера- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.
Духовная сфера- это область общественной жизни, связанная, со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов. В рамках, которых создаются и распространяются духовные ценности.
Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказывается на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.
1.Элементы общества: индивид, семья, корпоративные объединения, общественные некоммерческие объединения.
2. Функции общества: производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация человека, духовное производство и регулирование активности людей, распределение продуктов труда, регламентация и управление деятельностью и поведения
4.Социальные институты: экономические институты, политические институты, правовые институты.
3. Общественные отношения: Экономические, социальные, политические, духовные.
Учитель: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется «Синквейн». В переводе с французского языка означает 5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания в другой ситуации, способствует развитию аналитического мышления.
3.развивает, создает, радует
4.нельзя быть свободным от общества.
А сейчас попробуйте сами. По следующим словам: личность, экономика. институт, любовь, дискуссия.
Практикум по обществознанию для 10 класса по теме «Человек и общество»
Практикум 10 кл. Человек и общество.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице
Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме
Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».
4. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) новые интеллектуальные технологии
5. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.
1) теоретическое обобщение фактов
2) констатация протекания отдельных событий
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности
4) стремление к достоверному, истинному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
6. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
7. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установлены государством
2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения
4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
5) дают большой простор для толкования
6) поддерживаются силой государственного принуждения
8. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) учёт индивидуальных особенностей школьников
2) сокращение учебного времени на музыкальное образование
3) компьютеризация образовательного процесса
4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
5) повышение внимания к изучению иностранных языков
6) введение дополнительного курса по истории культуры
9. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
10. Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существенные преобразования, вводимые законным путём
2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений
3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов
4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей
5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества
11. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
3) особенности нервной системы
6) особенности мировоззрения
12. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
2) Большинство населения занято в сфере услуг.
3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
13.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
14. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества.
15. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) премьера телесериала
Б) конкурс фольклорных коллективов
B) празднование дня Ивана Купалы
Г) скандал с участием поп-звезды
Д) переиздание детектива-бестселлера
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
16. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) театральные декорации
В) театральная труппа
Г) музыкальные инструменты
Д) осветительные приборы
1) субъекты деятельности
2) средства деятельности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
17. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства
Б) воспроизводство профессиональных кадров
B) развитие умений, способностей, интересов
Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков
Д) трансляция и распространение культуры в обществе
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
18. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления
Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся
В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования
Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования
Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
1) дошкольное образование
2) среднее общее образование
3) начальное общее образование
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Установите соответствие между примерами и видами потребностей, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) в поиске смысла жизни
В) в двигательной активности
3) идеальные (духовные)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
21. Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Святого Писания является единственно верным.
Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
22. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.
1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.
2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
23. Какие из перечисленных ситуаций свидетельствуют о развитии постиндустриального общества? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Жители поселка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет.
2) В городе открылся технический университет.
3) Рабочие завода выступили с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
4) Работница металлургического комбината получила отпуск по уходу за ребенком.
5) В республике прошли выборы депутатов республиканского парламента.
6) В стране разрабатывается язык программирования, специально предназначенный для ученых.
24. Какие из перечисленных ситуаций свидетельствуют о развитии постиндустриального общества? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Жители поселка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет.
2) В городе открылся технический университет.
3) Рабочие завода выступили с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
4) Работница металлургического комбината получила отпуск по уходу за ребенком.
5) В республике прошли выборы депутатов республиканского парламента.
6) В стране разрабатывается язык программирования, специально предназначенный для ученых.
25. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Решаемые религией __________ (А) являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и __________(Б), культурного своеобразия народа…
Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую __________ (В). Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и __________ (Г) в целом.
Но она шагнула дальше и описала природу __________ (Д): движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стала знамением судьбы. Религия помогает человеку преодолеть __________ (Е), объясняя смысл его жизни.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
4) художественное творчество
7) жизненный кризис
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.