Практикум что такое общество 10 класс
Урок по обществознанию «Что такое общество» (10 класс)
Урок по обществознанию в 10 классе.
Тема: «Что такое общество»
Обществознание. 10 класс. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2011 г.
Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом, структурой общества, социальными институтами.
Актуализация определения понятия « Общество»
Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.
этап исторического развития человечества.
форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности
обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней.
Примеры. В каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях?
А. Двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество.
Б. За сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей.
В. Пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием.
Г. В обществе в отличие от природы действует закон ускорения.
( как человечество в целом)
Учитель: Сегодня мы должны изучить строение общества, познакомиться с элементным составом и структурой общества.
II .Ориентировочно-исполнительский этап.
Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системной подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система- это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку характеризуется рядом признаков.
Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность. Т.е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы.
Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения. Которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей.
Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы.
Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений. Состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей. Иными словами любая система обладает совокупностью элементов, т.е. элементным составом и структурой, как совокупностью отношений между элементами. Исходя из выше сказанного, социум как система состоит из элементов- индивидов и их объединений, находящихся между собой в взаимодействии, т.е. каким то образом структурировано и прежде всего своей совокупной деятельностью. Следовательно, общество можем определить как совокупность индивидов и их объединений.
1. Элементный состав общества в теории систем элемент определяется как наименьшая дробная часть целого, сохраняющего качественную определенность. Элементом общества является индивид- наиболее общее и абстрактное понятие, включающее в себя всю совокупность его свойств и отношений, в силу чего оно недостаточно информировано, а потому нуждается в уточнении и конкретизации. Индивид может выступить как человек, личность, гражданин. Личность характеризует индивида с позиции его автономности и независимости от других и общества в целом. Личностью можно назвать индивида, который обладает возможностью выйти из общественного производства без ущерба для благосостояния своего и своей семьи. В психологическом плане личностью становится индивид, который способен формировать собственное мнение и защищать вопреки мнения большинства. Таким образом личность обязательно связана с обществом и может формироваться только при наличии проявления активности в обществе. Индивид как гражданин характеризует взаимосвязь с государством. Определяется его правовой статус, политическое, экономическое положение в обществе. Гражданин является полноправным гражданином социума, обладает не только правами, но и обязанностями по отношению к обществу и государству, т.е. политико-правовая характеристика индивида.
2. Семья- первая общественная объединение, которое человек застает родившись. ( характеристика видов браков семей в разное время развития общества). Главная функция семьи это воспроизводство и социализация индивида, а так же экономическая функция при реализации которой она превращается в экономическую ячейку общества, став важнейшим элементом социума.
3. Корпоративные объединения, которые создаются с целью ведения совместной хозяйственной деятельности посредством объединения имущества. Денежных средств или трудовых усилий его участников. Корпоративные объединения представляют собой основную производственно-хозяйственную, финансовую или более широко экономическую единицу общества. Они могут выступить в форме АО, Товариществ, Предприятий.
4. Общественные организации, представляют собой объединения по политическим, духовным, творческим, религиозным, профессиональным и прочим интересам. Общественные объединения это добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных организаций. Виды общественных объединений:
-Общественная организация ( предусматривает членство, совместную деятельность участников, направленную на защиту и достижения уставных целей.),
-общественное движение (массовое движение, участники которого не имеют членства, преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели),
— общественный фонд ( не имеющие членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые используются на общественно-полезные цели),
— общественное учреждение ( не имеющие членчтва, ставящие своей целью оказание конкретных вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям),
— орган общественной самодеятельности ( не имеющих членства, его цель совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы; результат его деятельности удовлетворение потребности неограниченного круга лиц).
II / Функции и институты общества- как способ сосуществования людей, общество должно функционировать т.е. выполнять определенный набор функций:
производство материальных благ и услуг
воспроизводство и социализация человека
духовное производство и регулирование активности людей.
распределение продуктов труда
регламентация и управление деятельностью и поведения
Для реализации этих функций формируется соответствующие структуры, т.е. организации ( институты) и отношения.
Социальный институт это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей, регулируемое сводом социальных норм. Социальный институт- это реальная совокупность людей, которая трудится в определенной сфере. Это исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленное на удовлетворение потребностей общества.
Приведите примеры социальных институтов, которые функционируют в различных сферах общества. Задание №1
В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.
Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.
В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.
В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.
В структуру религиозных институтов ( на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве),епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.
Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.
В процессе удовлетворения потребностей возникают между социальными институтами связи и отношения. Совокупность этих связей и отношений составляет структуру общества. Именно структура придает разрозненным элементам целостность и качественную определенность и дает возможность назвать данную совокупность системой. Чем сильнее внутренние связи и отношения, тем выше надежность и устойчивость системы.
Общество- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.
Экономическая, или материально-производственная сфера- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.
Социальная сфера- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями( классами, нациями, социальными слоями и т.п.), их ролью в жизни общества.
Политическая, или политико-правовая сфера- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.
Духовная сфера- это область общественной жизни, связанная, со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов. В рамках, которых создаются и распространяются духовные ценности.
Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказывается на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.
1.Элементы общества: индивид, семья, корпоративные объединения, общественные некоммерческие объединения.
2. Функции общества: производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация человека, духовное производство и регулирование активности людей, распределение продуктов труда, регламентация и управление деятельностью и поведения
4.Социальные институты: экономические институты, политические институты, правовые институты.
3. Общественные отношения: Экономические, социальные, политические, духовные.
Учитель: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется «Синквейн». В переводе с французского языка означает 5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания в другой ситуации, способствует развитию аналитического мышления.
3.развивает, создает, радует
4.нельзя быть свободным от общества.
А сейчас попробуйте сами. По следующим словам: личность, экономика. институт, любовь, дискуссия.
«Что такое общество» (10 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое общество? Автор: Клещёв Николай Николаевич, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ п.Ляскеля, Питкярантский район, Республика Карелия
План урока: Предмет «обществознание». Общество – как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Обществознание Обществознание – это предмет, который изучает общество и взаимоотношения людей в современном мире.
Сферы жизни общества
Понятие «Общество» Общество – это все человечество, в его истории, в современности и в перспективе.
Общество – определённая группа людей, объединённая общими интересами или деятельностью. Понятие «Общество»
Понятие «Общество» Общество – это определенный этап исторического развития людей.
Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное (информационное) общество Тесная связь с природой С/х- доминанта в экономике Устойчивость обычаев и традиций Низкая степень урбанизации Корпоративность,иерархичностьсоциальной структуры Тесная связь человека с первичным коллективом Потребительскоеотношение к природе→экологические проблемы Промышленность – доминанта в экономике. Массовое производство Формирование массовой (интернациональной по характеру) культуры Преобладание городского населения над сельским Разрушение сословных привилегий Высокая социальная мобильность 1.Широкое применениеинформационных технологий 2. Информацияпревращается в фактор производства 3. В экономике преобладающей становитсясфера услуг 4. Происходит децентрализация производства→гибкое мелкосерийное производство 5. Высокая социальная мобильность 6. Правовое государство
Практикум Задание 6 ЕГЭ обществознания: Студент работает над рефератом «Отличительные черты индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.) 1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла. 2) В политической сфере господствуют церковь и армия. 3) Экономической базой общества является промышленность. 4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной. 5) Преобладает интенсивная технология. 6) В общественных отношениях господствуют право и закон. Ответ: 356.
Практикум Задание 6 ЕГЭ обществознания: Студент работает над рефератом «Общество традиционного типа». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны). 1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла. 2) В политической сфере господствуют церковь и армия. 3) Экономической базой общества является промышленность. 4) Социальная структура сословно корпоративна, стабильна. 5) Преобладает экстенсивная технология. 6) В общественных отношениях господствуют право и закон. Ответ: 1245.
Практикум Задание 25 ЕГЭ обществознания: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о исторических типах общества, и одно предложение, раскрывающее признаки информационного общества.
Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей
Общество – совместная жизнедеятельность людей.
Ссылка на видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=NYCmCKn3yOA Фильм «Хатико: самый верный друг»
Общество – совместная жизнедеятельность людей. Приспосабливаются; Целесообразность. Преобразуют; Целеполагание; Коллективность.
Отличия деятельности человека от поведения животных. Человек Животные
Отличия деятельности человека от поведения животных. Человек Животные Не только приспосабливается, но и преобразует среду Приспосабливается к природным условиям
Отличия деятельности человека от поведения животных. Человек Животные Способность выходит за рамки опыта Поведение направляется инстинктом
Общество – совместная жизнедеятельность людей. Кто из литературных героев полноценный человек? Робинзон Крузо Маугли
Общество – совместная жизнедеятельность людей. Жизнь человека обеспечивается взаимодействием с другими людьми. Ребёнок становится человеком только среди людей.
Общество – совместная жизнедеятельность людей. политической, социальной, культурной жизни и деятельности. Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между группами, нациями, а также внутри их, в процессе экономической,
Общество и природа Базаров: «Природа – это не храм, а мастерская и человек в ней работник»
Общество и природа Имеет законы исторического развития; Занимается созидательной деятельностью; Преобразует мир, в том числе и природу. Общество
Общество и природа Природа Имеет собственные законы; Постоянный эволюционный процесс; Влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; Может замедлять или ускорять развитие стран и народов; Стихийна, долговечна.
Общество и природа
Общество и природа Ссылка на видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=Fn_COhiA72U
Помимо Красной книги, в которую с 1958 года ученые заносят исчезающие виды животных и растений, есть еще и Черная книга. В нее включены животные и растения, навсегда исчезнувшие с лица Земли из-за разрушительной деятельности человека. Общество и природа
Практикум Задание 28 ЕГЭ обществознания: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество и природа». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Культура – это духовные и материальные ценности, созданные в результате деятельности человека. Общество и культура
Культура Общество и культура Материальная Духовная
Практикум Задание 2 ЕГЭ обществознания: Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) искусство 2) наука 3) образование 4) мораль 5) культура Ответ: 5) культура
Практикум Задание 2 ЕГЭ обществознания: Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Духовная культура, фундаментальная наука, образование, литература, живопись. Ответ: духовная культура
Практикум Задание 1 ЕГЭ обществознания: Запишите слово, пропущенное в таблице: Искусство НАЗВАНИЕ НАУКИ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ Наука Получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире Образное осмысление действительности
Науки социально – гуманитарного профиля и профессии: Науки об обществе. Социология Политология Психология Философия Религиоведение Культурология Искусствознание Экономика Право Педагогика Этнография Менеджмент
Практикум Задание 1 ЕГЭ обществознания: Запишите слово, пропущенное в таблице: Психология НАЗВАНИЕ НАУКИ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ Социология Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания
Общество как система
Основателем системного подхода, возникшего в естествознании, а затем укоренившегося и в общественных науках является Л. Фон Берталанфи. Общество – динамическая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самодостаточная система. Система – целое, состоящее из частей (сферы, институты) Все элементы системы (сферы общества) имеют качественную определенность. Выполняют свои функции. Все элементы развиваются по определенным правилам и законам Все элементы (сферы общества) постоянно взаимодействуют друг с другом. Изменения, происходящие в одной сфере, часто вызывают изменения в другой. Исчезновение одного элемента приводит к исчезновению всей системы. Признаки системы:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-769442
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект для учащихся к уроку обществознания по теме «Что такое общество» 10 класс
§1. Что такое общество
Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы объединения людей и формы их объединения.
Основой связей и взаимодействий людей является деятельность – форма активного взаимодействия с окружающим миром, свойственная только человеку, в процессе деятельности человек целенаправленно преобразует окружающий мир для удовлетворения своих потребностей.
Только человек, обладая сознанием может ставить осознанно ставить цель своей деятельности, тогда как действия животных продиктованы инстинктом.
Задание 1. Подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми через свою деятельность и общение.
Общество, природа, культура
Задание 2. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимное влияние природы и общества.
Задание 3. Объясните и проиллюстрируйте примерами мысль о том, что общество не только создаёт культуру, но и также испытывает на себе воздействие культуры.
Задание 4. Приведите примеры культурных традиций разных стран в одной сфере жизни, например, традиции, связанные с заключением брака. Можно ли выделить в культуре разных народов общие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, то есть культурные универсалии?
Для чего современному необходимо знакомится с культурными традициями разных народов?
Урок-практикум по обществознанию для 10 класса по теме «Общество: понятие, система и взаимоотношения с природой»
Практическая работа №1
Тема «Общество: понятие, система и взаимоотношения с природой»
Задание 1. Готовясь к уроку обществознания, десятиклассники попросили учеников и учителей своей школы ответить на вопрос: «Что отличает деятельность человека от активности животных?»
Полученные результаты (в % от числа ответивших) представлены в диаграмме.
Сформулируйте не менее 3-х выводов о результатах опроса.
Задание 2. Примером влияния природы на экономическую сферу общества является:
Широкое использование пейзажей в интерьерах квартир и офиса
Специализация черноземных районов на производстве зерновых
Поклонение некоторых народов природным силам
Необходимость приобретать лицензию на рыбную ловлю в реках и озерах
Задание 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Понятие «природа» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют ______________ (А) какое-либо явление. Природой мы называем непосредственно окружающую нас _________ (Б). Наконец, в самом общем смысле слова природа – синоним понятия «материальный мир», точнее весь материальный мир, не созданный _______________ (В).
Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных _________________ (Г) существования общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человечества. Это освоенная человеком часть мира. Культура выступает своеобразным ____________ (Д) между природой, с одной стороны, и общества – с другой. Природа и культура неразрывны. Природа – древнейший и наиболее постоянный _______________ (Е) изучения, хозяйственного, религиозного, эстетического и художественного освоения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано один раз. Список терминов :
1.деятельность 4.преобразование 7.естественная среда
2. условие 5.человек 8.общественные отношения
3.сущность 6.объект 9. посредник
Задание 4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер, 2) характер оценочных суждений, 3) характер теоретических утверждений.
(А) Культурой в широком смысле называют все способы и результаты преобразования человеком природной среды. (Б) Приводимое некоторыми учёными разделение культуры на материальную и духовную очень условно. (В) Критерии материальности или нематериальности объектов культуры не выдерживает критики. (Г) Ценности морали, религии, произведения искусства и достижения науки традиционно относят к духовной культуре. (Д) Предметы, используемые в быту, на производстве, считаются проявлениями материальной скульптуры.
Задание 5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Система – это целостная _______________ (А) элементов, которые тесно связаны друг с другом. Системы могут быть ______________ и сложными. Сложная система – это такая, элементы которой сами рассматриваются как ________________ (В).
По характеру __________________ (Г) частей системы делятся на три основных типа. Первый тип – неорганизованная целостность, например, простое скопление предметов, подобное стаду животных.
Второй тип системы – организованная целостность, например, атом, молекула, ___________ (Д), Солнечная система, Галактика. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи.
Третий тип системы – органическая целостность, например, организм живого существа, биологический вид, _____________ (Е). Это высший тип системы. Её характерные особенности – саморазвитие и _________________ (Ж) частей. Части органического целого вне целого, теряют рад своих значимых свойств и вообще не могут существовать данном качестве».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано один раз. Список терминов :
1.связь 4.система 7.совокупность
2. простые 5.самовоспроизведение 8.общество
3.динамизм 6.кристал 9. прогрессивные
Задание 6. Учёные считают религию социальным институтом. Используя, обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого мнения.