Практика показывает что при применении метода проектов наблюдаются что
Метод проектов в дошкольном образовании (2 стр.)
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что превалирование метода проектов в школе в 1920-е годы действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Среди причин этого явления выделяют:
• отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
• слабую разработанность методики проектной работы;
• гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения.
В 1931 году постановлением ВКП(б) метод проектов был осужден, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 1980-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. В зарубежной педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 1980-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъектности ребенка в образовательном процессе, ориентация на его личные интересы и особенности, нацеленность образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие воспитанников.
В начале XXI века метод проектов начал применяться в дошкольных учреждениях.
Использование проектной технологии в практике дошкольного образования
В педагогической литературе последнего времени активно обсуждаются вопросы использования метода проектов в дошкольном образовании.
Слово «проект» имеет много значений, поэтому часто педагоги называют проектом самую разную деятельность. Однако на самом деле речь может идти и о педагогическом проекте, и о методе проектов, и о проекте занятия. В результате возникает проблема смешения понятий.
Еще одна проблема заключается в том, что часто педагоги, увлекшись методом проектов, стремятся любую деятельность превратить в проект, даже если это нецелесообразно. Так, к примеру, в первой младшей группе возникает проект «Моя любимая игрушка», участникам которого по два года.
Кроме того, часто случается, что педагоги, не вникнув в суть метода проектов, используют его лишь для того, чтобы соответствовать новым веяниям, требованиям, предъявляемым к квалификации педагогов с высшей категорией и пр. В результате смысл проектной деятельности теряется, она становится формальной, не выполняет своего назначения, поскольку у детей не формируются специфические проектные навыки.
Н. Е. Веракса выделил еще несколько, на наш взгляд, важных проблем:
• несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности – «проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм», в этом заключается сложность для воспитателя, так как приходится искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу;
• непонимание различия между субъектной и объектной позицией ребенка (под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности);
• необходимость формирования субъектной позиции педагога – очень часто срабатывают стереотипы педагога, привычный дисциплинарный подход, педагог предлагает детям выбор вариантов, ждет идей, но вывод делает сам (дети собираются делать кораблики для малышей, педагог предлагает выбрать материал: «Из чего можно сделать кораблики?» – «Из бумаги, из дерева, из картона, из пенопласта…» «Молодцы! – подводит итог педагог. – А делать будем из пластиковых бутылок!»).
Таким образом, прежде всего следует определить, что такое проект, выделить его признаки, понять, чем проект отличается от других видов самостоятельной деятельности. Кроме того, надо определить степень участия педагога и ребенка на различных этапах выполнения проекта, показать специфику применения метода проектов в дошкольном образовании.
Определение понятий «проект» и «метод проектов» давалось разными педагогами и психологами, например «проект» определяется как:
• ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (Н. А. Виноградова [1] );
• специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы (Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова [2] ).
Понятие «метод проектов» имеет следующие определения:
• технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем (Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова);
• способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Н. А. Виноградова);
• система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость (А. А. Хромов);
• система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей (М. В. Чанова);
• комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого-либо продукта или явления (М. В. Моисеева) [3] ;
• совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (Е. С. Полат);
• метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным (И. С. Сергеев) [4] ;
Характеристика метода проектов
Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются:
• высокая активность воспитанников;
• интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников;
• повышение личностной ценности реализованных проектов;
• увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений.
Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности.
Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.
Метод проектов характеризуется концептуальностью и системностью, результаты его легко воспроизвести, этот метод подходит для самых разных областей знаний.
Метод проектов связан и с некоторыми трудностями, которые не стоит упускать из вида:
• индивидуально-ориентированная система организации работы – каждый участник выполняет свою часть работы, обусловливает необходимость перехода от фронтальной формы прямого обучения к индивидуальной форме проблемного и исследовательского видов обучения, следовательно, педагогу необходимо заинтересовать ребенка-дошкольника, оказать помощь в поиске информации;
• затратность по времени, материалам – большинство проектов требует тщательной подготовки;
• необходимость продуктивного взаимодействия с родителями, специалистами для оказания консультативной помощи родителям в ходе проекта.
Педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.
Так как же понять, что перед нами? Как отличить проектную деятельность от всякой другой? Перечислим признаки проектов:
• самостоятельность – проект подразумевает самостоятельную деятельность детей в поиске информации, планировании деятельности, представлении результатов;
• свобода применения имеющихся знаний, практического опыта – с одной стороны, проект является неким итогом предшествующей образовательной работы (дети могут на практике применить полученные знания), с другой – в процессе проектной деятельности ребенок самостоятельно познает новое;
• разнообразие видов самостоятельной деятельности;
• практическое значение проектного продукта.
При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии:
Каталог статей
Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются:
• высокая активность воспитанников;
• интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников;
• повышение личностной ценности реализованных проектов;
• увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений.
Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности.
Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.
Метод проектов характеризуется концептуальностью и системностью, результаты его легко воспроизвести, этот метод подходит для самых разных областей знаний.
Метод проектов связан и с некоторыми трудностями, которые не стоит упускать из вида:
• индивидуально-ориентированная система организации работы – каждый участник выполняет свою часть работы, обусловливает необходимость перехода от фронтальной формы прямого обучения к индивидуальной форме проблемного и исследовательского видов обучения, следовательно, педагогу необходимо заинтересовать ребенка-дошкольника, оказать помощь в поиске информации;
• затратность по времени, материалам – большинство проектов требует тщательной подготовки;
• необходимость продуктивного взаимодействия с родителями, специалистами для оказания консультативной помощи родителям в ходе проекта.
Педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.
Так как же понять, что перед нами? Как отличить проектную деятельность от всякой другой? Перечислим признаки проектов:
• самостоятельность – проект подразумевает самостоятельную деятельность детей в поиске информации, планировании деятельности, представлении результатов;
• свобода применения имеющихся знаний, практического опыта – с одной стороны, проект является неким итогом предшествующей образовательной работы (дети могут на практике применить полученные знания), с другой – в процессе проектной деятельности ребенок самостоятельно познает новое;
• разнообразие видов самостоятельной деятельности;
• практическое значение проектного продукта.
При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии:
• соответствие возрастным особенностям;
• ориентация на «зону ближайшего развития».
Проектирование – это всегда работа с идеями. Н. А. Краля в книге «Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся» предложила наглядное представление взаимосвязи основных понятий в виде пятиконечной звезды (рис. 1). Проект как идеальный объект расположен в центре звезды, но для его полноценного выполнения необходимы все указанные виды деятельности.
Рис. 1. Взаимосвязь основных понятий, касающихся проектирования.
Характеристика метода проектов
Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются:
• высокая активность воспитанников;
• интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников;
• повышение личностной ценности реализованных проектов;
• увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений.
Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности.
Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.
Метод проектов характеризуется концептуальностью и системностью, результаты его легко воспроизвести, этот метод подходит для самых разных областей знаний.
Метод проектов связан и с некоторыми трудностями, которые не стоит упускать из вида:
• индивидуально-ориентированная система организации работы – каждый участник выполняет свою часть работы, обусловливает необходимость перехода от фронтальной формы прямого обучения к индивидуальной форме проблемного и исследовательского видов обучения, следовательно, педагогу необходимо заинтересовать ребенка-дошкольника, оказать помощь в поиске информации;
• затратность по времени, материалам – большинство проектов требует тщательной подготовки;
• необходимость продуктивного взаимодействия с родителями, специалистами для оказания консультативной помощи родителям в ходе проекта.
Педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.
Так как же понять, что перед нами? Как отличить проектную деятельность от всякой другой? Перечислим признаки проектов:
• самостоятельность – проект подразумевает самостоятельную деятельность детей в поиске информации, планировании деятельности, представлении результатов;
• свобода применения имеющихся знаний, практического опыта – с одной стороны, проект является неким итогом предшествующей образовательной работы (дети могут на практике применить полученные знания), с другой – в процессе проектной деятельности ребенок самостоятельно познает новое;
• разнообразие видов самостоятельной деятельности;
• практическое значение проектного продукта.
При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии:
• соответствие возрастным особенностям;
• ориентация на «зону ближайшего развития».
Проектирование – это всегда работа с идеями. Н. А. Краля в книге «Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся» предложила наглядное представление взаимосвязи основных понятий в виде пятиконечной звезды (рис. 1). Проект как идеальный объект расположен в центре звезды, но для его полноценного выполнения необходимы все указанные виды деятельности.
Рис. 1. Взаимосвязь основных понятий, касающихся проектирования.
Классификация проектов
Классификацию проектов можно провести по следующим основаниям:
• доминирующая деятельность – исследовательский, творческий, ролевой, информационный;
• предметно-содержательная область – монопроекты, создаваемые в рамках одной образовательной области (экологический, музыкальный, спортивный); межпредметные проекты, затрагивающие 2–3 образовательные области;
• характер координации – открытая координация, когда педагог открыто руководит проектом, обучает детей, подсказывает (характерна в младших группах, при первом знакомстве с методом проектов); скрытая координация, когда педагог только незаметно направляет деятельность детей, имеющих в данном случае большую свободу (характерна в старших группах, с детьми, давно знакомыми с методом проектов);
• число участников – индивидуальный, когда каждый ребенок создает свой продукт; парный, когда ребенок действует совместно с родителем; групповой и коллективный, когда на первых этапах педагог помогает распределению на группы и координирует деятельность групп, а затем дети самостоятельно осуществляют данную деятельность;
• продолжительность – краткосрочный (несколько занятий, несколько дней); среднесрочный (от недели до месяца); долгосрочный (от месяца до года);
• характер контактов – внутригрупповой, межгрупповой, региональный.
В таблице 2 приведена возможность использования того или иного вида проектов для каждого этапа развития ребенка.
* Вводятся элементы проектной деятельности. Целесообразно начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В данном случае дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей.
Рассмотрим более подробно виды проектов, выделенные по основанию доминирующей деятельности. Вместе с тем следует отметить, что в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Например, информационно-творческий проект «Стенгазета «Как мой папа Родину защищал»».
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы. По структуре он напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Использовать исследовательские проекты целесообразно в старшей (возможная тема: «Откуда в дом вода пришла») и подготовительной (возможные темы: «Секреты комнатных растений», «Размножение фиалки», «Свет в жизни растения») группах.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть совместная газета, книжка-самоделка, видеофильм, спектакль, игра, праздник, творческая работа и т. п. Однако уже оформление результатов требует четко продуманной структуры – сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана книги, репортажа, дизайна альбома и т. д.
Элементы этого вида проектов можно использовать уже в младших группах детского сада (возможные темы: «Украсим группу к празднику», «Снежные постройки», «Необычная клумба»). Индивидуальные и групповые формы творческих проектов можно осуществлять в старшей (возможные темы: «Книжки-малышки», «Концерт для мам», «Поздравим будущих первоклассников») и подготовительной (возможные темы: «Снимаем кино», «Заколдованный театр») группах.
Содержание творческого проекта должно соответствовать нескольким критериям, о которых необходимо помнить педагогу:
• технологичность – возможность максимально простого изготовления изделия (использование доступных материалов, выбор наиболее рациональной технологии);
• экономичность – изготовление изделия с наименьшими затратами;
• безопасность – предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации готового изделия;
• эргономичность – оборудование рабочего места с наименьшими затратами;
• творческая направленность – предполагает творческую деятельность и учет интересов детей;
• посильность – соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• эстетичность – соответствие проектируемого изделия требованиям дизайна, а также практичность, функциональность и красота изделия;
• значимость – ценность изделия для конкретной личности.
При реализации творческого проекта важен метод информационной поддержки, когда педагог предоставляет воспитанникам книги, журналы, буклеты, схемы, чертежи и другие источники информации. Очень хорошо зарекомендовало себя использование наглядных методов и приемов. В методической литературе приведены примеры использования звездочки обдумывания (рис. 2), метода дизайн-анализа (рис. 3), дизайн-петли (рис. 4), морфологической таблицы (табл. 3). Данные методы позволяют наглядно представить процесс, выбрать вариант творческого продукта. Однако следует помнить, что дошкольник не владеет техникой чтения, поэтому словесные обозначения необходимо заменить наглядными моделями.
Рис. 2. «Звездочка обдумывания» М. Б. Павлова – схематичное изображение составляющих творческого проекта.
Рис. 3. Метод дизайн-анализа, помогающий понять, какими должны быть форма, размер, стиль, материалы, цветовое решение будущего изделия.
Рис. 4. Дизайн-петля М. Б. Романовской.
Морфологическая таблица
Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные его характером и содержанием.
Как и в случае творческого проекта, структура здесь только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат проекта либо намечается в самом начале, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Подобные проекты доступны детям подготовительной группы (возможные темы: «Школа», «Час самоуправления»).
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, подобно исследовательским, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Информационные проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью.
При работе с дошкольниками над подобными проектами следует учитывать, что дошкольник не умеет читать, не владеет компьютером. Следовательно, не всю информацию он может донести. Кроме того, дети дошкольного возраста эмоциональны, а значит, в первую очередь запомнят яркую, берущую за душу информацию. При необходимости прочитать статью, сделать доклад ребенку могут помочь родители, старшие братья и сестры. Однако рассказывать придется самому ребенку – с опорой на фотографии в буклете, газете и пр. Следовательно, текст должен быть доступным (лучше, если это будет запись рассказа самого ребенка, т. е. его интерпретация полученной информации). Нельзя чтобы текст преобладал над наглядностью. Рассказ лучше оформить крупными печатными буквами, чтобы в дальнейшем ребенок сам смог прочитать его.
При работе над проектом обозначают цель проекта, обосновывают его актуальность, указывают источники информации. Далее проводится «мозговая атака», информация обрабатывается при помощи анализа, обобщения, сопоставления с известными фактами, делаются выводы. Результат (это может быть доклад, буклет, книга и пр.) представляется в форме презентации.
Поиск информации осуществляется по следующей схеме: обозначение предмета информационного поиска – поэтапный поиск с обозначением промежуточных результатов – аналитическая работа над собранными материалами – выводы, корректировка первоначального направления (если требуется) – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов – обобщение и выводы – заключение, оформление результатов (обсуждение, презентация, оценка).
Такие проекты доступны уже детям 4–5 лет (возможная тема: «Динозаврики»), подобные проекты можно с успехом осуществлять и в старшей (возможные темы: «История крашеного яичка», «Путешествие в прошлое автобуса», «История старого города»), и в подготовительной (возможные темы: «Они защищали родину», «История транспорта», «Улицы нашего города», «Реликвии нашей семьи», «Что в имени твоем») группах.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, формулировки четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Работа над такого рода проектами доступна при условии совместной работы родителей и детей младшей (возможная тема: «Развивающие игрушки для малышей») и средней (возможная тема: «Самый веселый участок») групп, а также для индивидуальной и групповой работы детей средней (возможная тема: «Безопасная дорога») и старшей (возможные темы: «Почему в группе холодно», «Почему у крыльца всегда лужа») групп.