Практика и практическая подготовка в чем разница

Практическая подготовка с 2020 года

Нам пришел вопрос от клиента:

«Специалистов избыток, а не хватает » — так можно кратко охарактеризовать ситуацию на рынке труда.

Причина в том, что образовательная система до сих пор развивается в стороне от производства и бизнеса. В итоге выпускники получают знания, которые им не понадобятся, а работодатели безуспешно ждут готовых высококвалифицированных специалистов.

Два года назад в Госдуме начала работу группа по трудовому воспитанию обучающихся. Ее цель — решить вопрос нехватки профессионалов на кадровом рынке.

Результатом деятельности группы стал законопроект, который вводит в систему образования понятие «практической подготовки».

Нормативная база практической подготовки

На данный момент принято три документа, которые регламентируют понятие практической подготовки и порядок её организации:

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Также есть разъяснения Минобрнауки по принятым НПА — Письмо Минобрнауки России от 30.10.2020 N МН-5/20730 «О направлении вопросов-ответов».

Отличие практической подготовки от практики

До июля 2020 года в Законе об образовании присутствовало понятие «практика»:

В новой редакции практику заменили на практическую подготовку:

Практическая подготовка как форма организации образовательной деятельности включает в себя практику как вид учебной деятельности. Это становится понятно, если мы обратимся к пунктам 6, 7 и 9 Приказа 885/390 «О практической подготовке обучающихся»:

6. Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

7. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

9.Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Таким образом, к практической подготовке относится непосредственно практика, а также практические занятия, практикумы, лабораторные занятия и даже занятия лекционного типа, если их цель — сформировать, развить, закрепить практические навыки и компетенции, связанные с будущей профессиональной деятельностью.

Программы, по которым образовательная деятельность обязана организоваться в форме практической подготовки

В соответствии со ст. 13 частью 6 Закона об образовании, практическая подготовка обязательна для основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) или их отдельных компонентов.

К ОПОП относятся (ст. 12, часть 3, пункт 2 Закона об образовании):

Для остальных программ практическая подготовка факультативна.

Практическая подготовка в программах ДПО и ПО

Мы выяснили, что обязательность практической подготовки не распространяется на программы ДПО и профессионального обучения (ПО), по которым организуется обучение в учебных центрах.

Но на ДПО и ПО продолжают распространяться остальные требования Закона об образовании. В частности, закон обязывает разрабатывать программы ДПО и ПО в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

В профстандартах перечислены конкретные умения и навыки, которыми должен обладать специалист определенной квалификации.

А навыки и умения формируются только в практической деятельности.

Анализируя процесс обучения, С. Л. Рубинштейн, советский психолог и философ, автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии», отмечал:

«Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями как „техническими“ компонентами той или иной жизненной профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучения какой-либо деятельности, человек достигает, не просто лишь обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность».

Приходим к выводу, что полное освоение профессии невозможно представить без практической подготовки, когда специалист в «боевых» условиях применяет полученные знания.

При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта. Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций.

Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций. При необходимости содержание практики может быть структурировано на производственную и учебную практики.

Итак, новые изменения, касающиеся практической подготовки, формально не затронули область ДПО и ПО. Но фактически практика при реализации программ профобучения была и остается частью образовательного процесса.

Как организовать практическую подготовку на дистанционных курсах

Законодательных ограничений по использованию дистанционных технологий в сфере профессионального образования и профобучения нет. Об этом мы писали в статье «Дистанционное обучение в России».

Однако понятно, что если у образовательной организации стоит цель обучить, а не выдать итоговые документы об обучении, без организации практики на месте не обойтись. И тут уже надо руководствоваться новыми требованиями к практической подготовке по 273-ФЗ.

Непосредственно в учебном центре;

В организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, на основании договора.

Если практика организуется в профильной организации, то мы получаем эффективную дуальную модель обучения, когда теорию дает образовательная организация, а умения и навыки отрабатываются непосредственно в процессе профессиональной деятельности.

Есть программы, которые можно реализовать исключительно с использованием дистанционных технологий (ДОТ). Для этого, по требованиям Закона об образовании, нужно создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В рамках таких программ практическую подготовку можно организовать с помощью интерактивных практических заданий и виртуальных тренажеров.

Если вы используете курсы Учи.Про

Если вы используете в обучении готовые курсы Учи.Про, организация практической подготовки остаётся зоной вашей ответственности как учебного центра. Мы добавляем в курсы интерактивные задания, однако их недостаточно для формирования профессиональных навыков.

То есть, вы можете использовать курсы Учи.Про в качестве теоретической подготовки, а практику вы организуете сами — очную в профильной организации или дистанционную с помощью виртуальных обучающих систем.

Подытожим:

Понятие «практическая подготовка» шире понятия «практика». Практическая подготовка включает в себя практику, наряду с лабораторными работами, семинарами и прочими видами учебной деятельности.

Практическая подготовка обязательна для основных профессиональных образовательных программ, то есть, для СПО и вузов. Для остальных факультативна.

Программы ДПО и ПО разрабатываются на основе профстандартов. Цель профессионального обучения — приобретение знаний, формирование умений и навыков для выполнения профессиональной деятельности. А получить умения и навыки невозможно без практики. Фактически практическая подготовка при реализации программ профобучения была и остается частью образовательного процесса.

Практическую подготовку можно организовать в профильной организации (не ИП) или непосредственно в образовательной организации.

Дистанционная практика возможна, если у вас созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, например, есть виртуальные тренажеры для отработки навыков.

Готовые курсы Учи.Про могут содержать интерактивные задания, но их недостаточно для практической подготовки. Вы можете использовать курсы Учи.Про для теоретического обучения, а практику проводить в профильной организации или в учебном центре при наличии электронных систем обучения.

Источник

Законом определено понятие «практическая подготовка обучающихся»

Федеральный закон принят Государственной Думой 21 ноября 2019 года и одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на правовое регулирование организации практической подготовки обучающихся. Так, Федеральным законом даётся определение понятия «практическая подготовка». Устанавливается, что практическая подготовка может быть организована непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в её структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, а также в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в её структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора между указанными организациями.

Примерная форма этого договора и положение о практической подготовке обучающихся утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере высшего и общего образования совместно. Федеральным законом предусматривается ответственность организации, осуществляющей образовательную деятельность, за жизнь и здоровье обучающихся и педагогических работников при осуществлении образовательной деятельности в форме практической подготовки.

Образовательная организация обеспечивает открытость и доступность информации о местах проведения практики, практической подготовки, государственной итоговой аттестации. Согласно Федеральному закону данная информация не указывается в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Федеральным законом уточняются статус руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором образовательная деятельность осуществляется исключительно в форме практической подготовки обучающихся, вопросы организации сетевой формы реализации образовательных программ, а также наименование федерального перечня учебников, из числа которых организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, выбирают учебники для использования при реализации указанных образовательных программ, порядок его формирования и утверждения.

Федеральным законом снимается ограничение на продление полномочий ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ректора Санкт-Петербургского государственного университета по достижении предельного возраста, установленного для замещения должности ректора государственной образовательной организации высшего образования.

Источник

Производственная практика и стажировка студентов: какие есть отличия?

И практика, и стажировка студентов — это первый опыт «боевой» работы по специальности. Но, как это часто бывает в нашей системе образования, студенты, отправляющиеся на практику, не представляют, что их там ждёт. Впрочем, даже работодатели, приглашающие студентов, иногда не в курсе, чем отличается стажировка от практики. Как долго длится? Нужно ли оплачивать рабочее время? Ради чего студенты придут к нему на работу?

Практика и стажировка студентов — что это и зачем нужно

Для начала стоит определиться с понятиями.

Короче, производственная практика в первую очередь нужна для учёбы, а стажировка — для будущей работы. Чаще всего место практики назначает вуз без возможности выбора. На стажировку же студент отправляется сам в свободное время, если он нашёл подходящую вакансию. Понятие «стажировка» даже не закреплено в федеральном законе об образовании в Российской Федерации: к официальной учёбе она не имеет никакого отношения.

Можно ли их совместить? Да, если ваш университет позволяет выбрать самостоятельно место производственной практики. В таком случае принесите будущему работодатели необходимые документы из деканата. После успешного прохождения стажировки не будет проблем с тем, чтобы поставить соответствующие печати на справках для университета. Таким образом вы сможете познакомиться с вашей будущей профессией, найти работу, а заодно — не терять время на практике во время каникул. Иногда университет самостоятельно договаривается с работодателем, и они вместе организовывают стажировку, которая будет зачтена в рамках производственной практики. Как вы понимаете, от этого выиграют все три стороны.

Практика и практическая подготовка в чем разница

Отличия практики и стажировки

На самом деле сходств у стажировки и практики намного меньше, чем различий. Единственная общая черта — и стажировку, и практику проходят для получения первого опыта работы. На этом все сходства заканчиваются. Всё остальное — от методов обучения до конечной цели процесса — кардинально различается.

Требования к соискателям

Кого пустят на стажировку, а кого — на практику? По ФЗ об образовании производственную практику обязаны пройти студенты любой формы обучения в рамках их образовательной программы. У вас не получится пропустить практику, но в лояльных вузах вы сможете самостоятельно выбрать, где её проходить.

Стажировка — совсем другое дело. Единственное требование — наличие полного высшего или среднего образования, либо обучение на последних курсах. Обычно на стажировку приходят студенты, недавние выпускники без опыта работы, а также опытные специалисты, которые хотят сменить специальность и сферу деятельности.

Цели

Цели у таких типов работ тоже разные. Производственная практика проводится для того, чтобы закрепить теоретические знания студента. Можно её воспринимать как большую, серьёзную и не терпящую пересдач лабораторную работу. Как ни крути, самая главная цель практики — именно научить и проверить закреплённые знания. А вот цель стажировки куда более практическая. Это, в первую очередь, приобретение нового опыта, знаний и умений, которые пригодятся в будущей работе, а не для сдачи теории. При этом целью соискателя является обучение специальности и получение работы, а руководителя — подготовки идеально подходящего работника в свой коллектив.

Практика и практическая подготовка в чем разница

Методы

Методы обучения также существенно различаются. На практике студентам дают мелкие поручения, связанные с их специальностью или темой будущего диплома. Им не покажут полную работу производства и не расскажут о мелочах в выбранной профессии. Ну а стажёров ждёт полное погружение: самостоятельное изучение справочной литературы, общение со старшими коллегами, выполнение служебных обязанностей, и даже участие в совещаниях. Он будет отличаться от полноценного работника только закреплённым за ним куратором и отсутствием штрафов за небольшие ошибки.

Задачи

Задачи, которые предстоит решать практиканту, предстоит составить его научному руководителю. За основу берётся профиль обучения или тема будущей выпускной квалификационной работы. Задачи подбираются так, чтобы можно было правильно заполнить отчет практики для студентов. Ну а стажёр выполняет те задания, которые ему даёт руководство или клиент. Конечно, делает он это под присмотром старших коллег. Но никто не будет давать стажёру учебные задачи без конечного результата: он пришёл именно для того, чтобы в боевых условиях обучиться будущей профессии.

Оплата

Вознаграждение за труд практиканта не предполагается. Впрочем, студентов редко нагружают работой: чаще всего они выполняют совсем простые поручения. Кроме того, результаты прохождения практики не влияют на получение стипендии. Стажёры чаще всего или работают бесплатно, или получают минимальную оплату труда. Однако они могут пользоваться всем соцпакетом работников: например, рабочим транспортом или столовой. Для стажёров в сфере здравоохранения или питания часто предлагают бесплатное оформление медицинской книжки. В случае релокации или удалённого производства стажёрам могут быть возмещены некоторые траты: например, дорога или аренда жилья. Стажировки за рубежом предполагают полное возмещение всех трат, включая переезд, жильё, медицинскую страховку и питание.

Практика и практическая подготовка в чем разница

Продолжительность

Продолжительность практики зависит от вашего учебного плана. Чаще всего она длится от 4 до 10 недель. А продолжительность по часам может быть разная: кому-то ставят практику в первой половине дня, а кому-то — на полный рабочий день. Длительность стажировки намного более свободная: она может быть 2 дня (для работы с кратким обучением), а может и до года (например, если подразумевается временная релокация в другую страну по обмену). Стандартная продолжительность стажировки для студентов в 2021 году — 2–3 месяца — как раз совпадает с летними каникулами. При этом вас ждёт полный рабочий день — не обязательно 8 часов. Часть профессий работает по полдня, а часть — полные сутки. Всё зависит от выбранного места работы.

Документы

Всё, что получит практикант после отработки — это печать на справке из университета. У него не будет никаких официальных документов о том, что он работал на производстве и ознакомился с будущей специальностью. К сожалению, часто фирма, которая не заинтересована в студентах, сразу ставит им все необходимые подписи и отправляет по домам. В итоге документы о прохождении на руках есть, а вот знаний и умений совершенно не прибавилось. Зато после прохождения стажировки работнику, в зависимости от специальности и целей, будет выдан или диплом о переподготовке, или удостоверение о повышении квалификации. Впрочем, есть вариант, что у организации нет соответствующих лицензий на выдачу документов. В таком случае стажёр не получит документальное подтверждение прохождения стажировки, но, скорее всего, ему дадут трудовой договор и приказ о поступлении на работу.

Результат

Что получают практикант и стажёр в результате своей временной работы? Студент, пришедший на практику, в идеале должен разобраться в профильном предмете, пообщаться со старшими коллегами, наработать материал для будущего диплома. Если он хорошо себя показал, ему могут предложить остаться на работу. Кроме того, студент может обращаться на производство, если это будет необходимо для написания его выпускной квалификационной работы: чаще всего бывших практикантов поддерживают достаточно долго. В будущем учебном году он сдаёт своему руководителю документы о прохождении и дневник практики студента, который заполняет самостоятельно.

После прохождения стажировки студент становится полноценным специалистом, который в дальнейшем может устроиться на работу. Чаще всего стажировку проводят именно для того, чтобы найти и обучить работника, идеально подходящего под все требования и условия. Очень редко стажировка проводится как обучение всех желающих, а не для набора собственного персонала. Если вы проходили стажировку в известной фирме, то это будет неплохим подспорьем в вашем резюме.

Таким образом, производственная практика — это элемент обучения в университете. Она поможет вам написать диплом, разобраться в профильных предметах, лучше понимать преподавателей. И, конечно, сделать окончательный выбор — хотите ли вы работать в выбранной сфере, или стоит её сменить. Стажировка — это подготовка к работе, куда вы идёте добровольно. Она может не совпадать с профилем образования — на неё приглашают даже людей без опыта и знаний. Но, в случае успешного прохождения, вы сможете без проблем устроиться на работу, а также получить полезную запись в своём резюме. Прекрасно, если у вас есть возможность совместить два этих процесса. Впрочем, производственная практика будет в вашей жизни один раз, а стажировок может быть множество: всё зависит от ваших интересов, сферы работы и амбиций.

Источник

Практика и практическая подготовка в чем разница

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 августа 2020 года N 885/390

О практической подготовке обучающихся

(с изменениями на 18 ноября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Положение о практической подготовке обучающихся (приложение N 1);

примерную форму договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (приложение N 2).

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

Врио Министра науки и
высшего образования
Российской Федерации
А.В.Нарукавников

Врио Министра просвещения
Российской Федерации
Д.Е.Глушко

в Министерстве юстиции

11 сентября 2020 года,

регистрационный N 59778

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от 5 августа 2020 года N 885/390

Положение о практической подготовке обучающихся

(с изменениями на 18 ноября 2020 года)

Порядок организации практической подготовки не распространяется на лиц, обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского или фармацевтического образования.

3. Практическая подготовка может быть организована :

4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ, предусмотренных учебным планом.

5. Реализация компонентов образовательной программы в форме практической подготовки может осуществляться непрерывно либо путем чередования с реализацией иных компонентов образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом.

6. Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

7. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 49, ст.6962.

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям образовательной программы к проведению практики.

9. Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

10. При организации практической подготовки профильные организации создают условия для реализации компонентов образовательной программы, предоставляют оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

11. При организации практической подготовки обучающиеся и работники образовательной организации обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка профильной организации (образовательной организации, в структурном подразделении которой организуется практическая подготовка), требования охраны труда и техники безопасности.

12. При наличии в профильной организации или образовательной организации (при организации практической подготовки в образовательной организации) вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к практической подготовке, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

13. При организации практической подготовки, включающей в себя работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970), от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237), Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2019 г. N 1032н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2019 г., регистрационный N 56976), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 187н/268н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2020 г., регистрационный N 58320), Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 мая 2020 г. N 455н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2020 г., регистрационный N 58430).

14. Практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

15. Обеспечение обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их вне места жительства (места пребывания в период освоения образовательной программы) в указанный период осуществляется образовательной организацией в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от 5 августа 2020 года N 885/390

Договор о практической подготовке обучающихся, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *