Практические основы бухгалтерского учета активов организации что это такое
Ведение бухгалтерского учета имущества организации
Имущество организации в бухгалтерском учете
Имущество организации — это материальные и нематериальные объекты, которые компания использует в своей профессиональной деятельности. На начальной стадии деятельности компании ее имущество — вклады учредителей либо личные средства предпринимателя. Затем имущество компании изменяется: если деятельность предприятия прибыльная, то размер имущества растет, а при убыточной работе возможна и потеря первоначальных активов.
Внимание! Законом установлен важнейший принцип бухучета имущества юрлица: принцип имущественной обособленности. Это значит, что имущество организации существует отдельно от имущества ее собственников или других организаций (п. 1 ст. 48 ГК РФ, ст. 2 и 3 закона «Об АО» от 26.12.95 № 208-ФЗ, ст. 2 и 3 закона «Об ООО» от 08.02.98 № 14-ФЗ).
Вопросы бухучета имущества организации регулируют следующие НПА:
Кроме того, для каждого вида имущества фирмы есть отдельные регулирующие НПА. Ниже мы составили таблицу основных категорий имущества компании, пояснили, что к ним относится, привели ключевые законодательные акты и предоставили ссылки на наши публикации по этому вопросу.
Тип имущества
Что относится
Узнать больше
Недвижимость, оборудование, транспорт — стоимостью более 40 тыс. руб. для целей бухучета. В налоговом учете с 2016 года лимит стоимости основных средств — 100 тыс. руб.
ПБУ 6/01 «Учет ОС» (приказ Минфина от 30.03.2001 26н);
Методические указания по бухучету ОС (приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н).
С 2022 года ПБУ 6/01 утрачивает силу. Вместо него вводятся два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменят новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс в своем Обзоре. Этот и другие материалы К+ можно посмотреть бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Объекты, которые нельзя пощупать, но они используются больше одного года и приносят компании прибыль: компьютерные программы, товарные знаки, изобретения.
ПБУ 14/2007 «Учет НМА» (приказ Минфина от 27.12.2007 № 153н).
Наличные и безналичные деньги компании в рублях и иностранной валюте.
Закон «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ;
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (приказ Минфина от 27.11.2006 № 154н).
Ценные бумаги, участие в уставном капитале других компаний.
ПБУ 19/02 «Учет финвложений» (приказ Минфина от 10.12.2002 № 126н).
Сырье, товары, готовая продукция, животные для откорма.
ФСБУ 5/2019 «Запасы» (приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н).
С 2021 года учет МПЗ регулирует новый ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу. Об учете МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс.
Деньги, которые должны фирме ее контрагенты.
ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (приказ Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Имущество компании подлежит обязательной инвентаризации. Правила ее проведения регулируют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49).
Подробнее о том, какие документы должен оформить бухгалтер по завершении процедуры инвентаризации имущества, читайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества
Имущество компании не создается из воздуха — активы приобретаются за счет источников формирования имущества. Экономисты выделяют три таких источника:
Подробнее о том, что можно включить в собственный капитал компании, читайте в материале «Собственный капитал в балансе — это…».
Бухгалтерский учет источников формирования имущества организации базируется на основном правиле бухучета: имущество компании в денежной оценке и источники его формирования равны. Увеличение источников имущества фирмы отражается по кредиту счетов 60, 66, 67, 76 и счетов учета капитала и резервов (VII раздел Плана счетов, утвержден приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н). Расходование источников отражается по дебету перечисленных счетов.
При формировании бухбаланса имущество предприятия отражается в активе, а источники имущества фирмы являются его пассивами.
Подробнее о том, как заполнить бухбаланс, читайте в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».
Итоги
Имущество предприятия и источники его формирования — две важнейшие категории бухучета. К имуществу относятся ОС, НМА, МПЗ, наличные и безналичные деньги фирмы, дебиторка, финвложения и ряд других активов. Источники формирования имущества — капитал и резервы, займы, кредиты, кредиторская задолженность, прибыль. Активы и пассивы компании должны быть равны между собой.
Тема 5. Бухгалтерский баланс
1. Темы рефератов и/или докладов
2. Методические указания по подготовке докладов и/или рефератов
При подготовке доклада на тему «Бухгалтерский баланс его строение и содержание» необходимо раскрыть роль бухгалтерского баланса как источника информации для проведения анализа финансового положения организации.
Экономическое содержание бухгалтерского баланса следует раскрыть с учетом требований, предъявляемых к оценке статей баланса, дать понятие валюты баланса, сроков составления и представления баланса, подчеркнув, что баланс является главной формой отчетности.
Рассмотреть содержание баланса в различные периоды развития экономики России. Провести сравнение строения и содержания баланса по стандартам бухгалтерского учета России и МСФО.
В заключение подчеркнуть, что данные баланса статичны и раскрывают содержание имущества, капитала и обязательств организации на конкретную дату.
При подготовке доклада на тему «Типы балансовых изменений и их влияние на бухгалтерский баланс» раскрыть экономическое содержание каждого вида балансовых изменений, на конкретном примере показать, как тот или иной тип балансового изменения влияет на содержание и валюту баланса.
3. Термины и понятия, которые необходимо выучить
По нижеприведенным терминам студентам необходимо, используя специальные словари, дать их определения и выучить.
Термины: баланс, типы балансовых изменений.
4. Задание
По нижеприведенным данным сгруппировать хозяйственные средства по их видам и назначению и по источникам формирования. По данным группировок составить бухгалтерский баланс.
Задача 4.1
1. Исходные данные на 1 октября 200_г.
Хозяйственные средства организации и источники их образования по состоянию на 1 октября 200_г.
Наименование хозяйственных средств и источников их образования
Методические указания по самостоятельной работе по МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета активов организации
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)
Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж (филиал)
по самостоятельной работе по МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета активов организации
для обучающихся специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
с. Маленькое, 2019 г.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения МДК обучающийся должен:
иметь практический опыт в:
документировании хозяйственных операций и ведении бухгалтерского учета активов организации.
У 1. принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
У 2. принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;
У 3. проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
У 4. проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
У 5. проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
У 6. проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
У 7. организовывать документооборот;
У 8. разбираться в номенклатуре дел;
У 9. заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета;
У 10. передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
У 11. передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
У 12. исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
У 13. понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
У 14. обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
У 15. конструировать поэтапно рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
У 16. проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
У 17. проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
У 18. учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
У 19. оформлять денежные и кассовые документы;
У 20. заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
У 21. проводить учет основных средств;
У 22. проводить учет нематериальных активов;
У 23. проводить учет долгосрочных инвестиций;
У 24. проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
У 25. проводить учет материально-производственных запасов;
У 26. проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
У 27. проводить учет готовой продукции и ее реализации;
У 28. проводить учет текущих операций и расчетов;
У 29. проводить учет труда и заработной платы;
У 30. проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
У 31. проводить учет собственного капитала;
У 32. проводить учет кредитов и займов.
З 1. общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
З 2. понятие первичной бухгалтерской документации;
З 3. определение первичных бухгалтерских документов;
З 4. формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа;
З 5. порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки;
З 6. принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
З 7. порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
З 8. порядок составления регистров бухгалтерского учета;
З 9. правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
З 10. сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
З 11. теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
З 12. инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
З 13. принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
З 14. классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
З 16. учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
З 17. учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
З 18. особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
З 19. порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
З 20. правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
З 21. понятие и классификацию основных средств;
З 22. оценку и переоценку основных средств;
З 23. учет поступления основных средств;
З 24. учет выбытия и аренды основных средств;
З 25. учет амортизации основных средств;
З 26. особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
З 27. понятие и классификацию нематериальных активов;
З 28. учет поступления и выбытия нематериальных активов;
З 29. амортизацию нематериальных активов;
З 30. учет долгосрочных инвестиций;
З 31. учет финансовых вложений и ценных бумаг;
З 32. учет материально-производственных запасов;
З 33. понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
З 34. документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
З 35. учет материалов на складе и в бухгалтерии;
З 36. синтетический учет движения материалов;
З 37. учет транспортно-заготовительных расходов;
З 38. учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
З 39. систему учета производственных затрат и их классификацию;
З 40. сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
З 41. особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
З 42. учет потерь и непроизводственных расходов;
З 43. учет и оценку незавершенного производства;
З 44. калькуляцию себестоимости продукции;
З 45. характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
З 46. технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);
З 47. учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
З 48. учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
З 49. учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
З 50. учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.
Тема № 1 «Учет долгосрочных инвестиций»
Вид самостоятельной работы: контрольная работа
Количество часов: 4 часа
Цели и задачи: изучить учет долгосрочных инвестиций.
Овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / И.В. Анциферова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 556 с.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Задание 1. Дать правильный вариант ответа на поставленные вопросы.
1. Нормативным документом, регулирующим отражение в бухгалтерском учете операций по учету долгосрочных инвестиций, выступает:
2. Первоначальная стоимость объектов внеоборотных активов, полученных безвозмездно, формируется исходя из их:
А) текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету;
Б) восстановительной стоимости по балансу инвестора;
В) согласованной сторонами стоимости;
Г) ликвидационной стоимости.
3. К затратам по формированию основного стада относятся затраты:
А) по выращиванию молодняка животных;
Б) по выращиванию кормовых культур, идущих на корм основному стаду;
В) по приобретению племенных животных у сторонних организаций;
Г) все вышеперечисленные ответы верны.
4. Включаются ли в первоначальную стоимость объектов, законченных строительством, суммы НДС?
Б) да, только по объектам непроизводственного назначения;
В) нет, они подлежат возмещению из бюджета в момент ввода производственного назначения в эксплуатацию;
Г) по желанию собственника.
5. Формирование внеоборотных активов в организациях осуществляется посредством:
А) текущего использования активов;
Б) долгосрочных инвестиций;
В) долгосрочного использования активов;
Г) нет правильного варианта ответов.
6. Долгосрочные инвестиции в объекты основных средств направлены:
А) на долгосрочные финансовые вложения в государственные ценные бумаги;
Б) на ремонт основных средств;
В) на приобретение земельных участков и объектов природопользования;
Г) все вышеперечисленные ответы верны.
7. Долгосрочные инвестиции учитываются на счетах:
А) 01 «Основные средства»;
Б) 04 «Нематериальные активы»;
В) 07 «Оборудование к установке»;
Г) 08 «Вложения во внеоборотные активы».
8. Оборот по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» показывает:
А) затраты отчетного месяца на осуществление инвестиций;
Б) списание инвентарной стоимости вводимых в эксплуатацию объектов;
В) затраты на содержание и охрану временно приостановленного строительства.
Г) все вышеперечисленные ответы верны.
9. Оборот по кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» показывает:
А) затраты отчетного месяца на осуществление инвестиций;
Б) списание инвентарной стоимости вводимых в эксплуатацию объектов;
В) списание фактических затрат по незаконченному строительству, проданному или переданному безвозмездно другой организации;
Г) все вышеперечисленные ответы верны.
10. Что понимают под долгосрочными инвестициями:
А) затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше 1 года);
Б) финансовые вложения в уставные капиталы других предприятий;
В) затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования, предназначенных для перепродажи;
Г) финансовые вложения в государственные ценные бумаги.
Задание 2. Дать ответы на поставленные вопросы.
1) Что относят к долгосрочным инвестициям?
2) Задачи учета долгосрочных инвестиций.
3) Учет долгосрочных инвестиций в капитальное строительство (при подрядном и хозяйственном способе).
4) Какие источники финансирования долгосрочных инвестиций?
5) Как ведется учет законченного строительства?
Задание 3. Практические задания.
1. Какие операции отражаются следующими проводками:
2. Фирма приобретает основное средство стоимостью 60 000 рублей (в т.ч. НДС 20 %). Затраты на транспортировку 300 рублей (в т.ч. НДС по услуге 20 %). Определить первоначальную стоимость основного средства. Оформить бухгалтерскими проводками операции.
3. Фирма возводит объект основных средств (для собственного пользования) хозяйственным способом. Затраты материалов составили 30 000 рублей, амортизация основных средств, занятых в данном строительстве составила 6 140 рублей, заработная плата строителей составила 10 000 рублей, отчисления в страховые фонды 3 400 рублей. Определить первоначальную стоимость объекта. Оформить бухгалтерскими проводками операции.
4. Организация приобрела у юридического лица исключительное право на товарный знак. Расходы организации на приобретение составили 55 500 руб., в том числе НДС – 9 250 руб. Оформить бухгалтерскими проводками операции.
5. Организация получила от учредителя земельный участок в счет вклада в уставный капитал. Согласованная стоимость объекта 60 000 руб.
При оформлении документов организация понесла дополнительные расходы в размере 2 500 руб. (в том числе НДС 416,67 руб.).
Оформить бухгалтерскими проводками операции.
Способы контроля за работой обучающихся:
Проверка контрольной работы.
Задание 1. Определить правильный вариант ответа на поставленные вопросы.
Обучающийся получает оценку «5»:
— в ответах отсутствует или допускается 1 ошибка.
Обучающийся получает оценку «4»:
— в ответах допускаются 2-3 ошибки.
Обучающийся получает оценку «3»:
— в ответах допускаются 4-5 ошибок.
Обучающийся получает оценку «2»:
— в ответах 6 и более ошибок.
Задание 2. Дать ответы на теоретические вопросы.
Обучающийся получает оценку «5»:
— раскрывает экономическую суть понятий и категорий, их взаимосвязь;
— в целом понимает цель задания и проблему, хорошо понимает и свободно использует терминологию;
— работа выполнена без ошибок, чисто;
— последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал;
— умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
— самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов;
— свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи;
— излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя;
— допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию преподавателя.
Обучающийся получает оценку «4»:
— раскрывает экономическую суть и понятие категорий, и их взаимосвязь;
— понимает и профессионально использует терминологию;
— понимает задание и выполнил его правильно;
— работа выполнена чисто, без грубых ошибок;
— показывает знание всего изученного учебного материала;
— дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи преподавателя;
— соблюдает основные правила культуры устной речи.
Обучающийся получает оценку «3»:
— допускает ошибки при раскрытии экономической сути понятий и категорий;
— выполняет задание с ошибками;
— ответ не полон, вопрос раскрыт недостаточно.
— демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
— применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
— показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
— выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
— дает неполный ответ на вопрос или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом.
Обучающийся получает оценку «2»:
— не раскрыл экономическую суть понятий и категорий;
— не понимает задание;
— слабо владеет экономической терминологией.
— не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
• допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Задание 3. Практическое задание.
Обучающийся получает оценку «5»:
— работа выполнена без ошибок, чисто;
— при решении задания указана методика расчета показателей.
Обучающийся получает оценку «4»:
— в расчетах имеются отклонения, которые не влияют на конечный результат;
— имеются небольшие ошибки в корреспонденции счетов.
Обучающийся получает оценку «3»:
— при решении задания имеются ошибки, методика использования расчетов не указана;
— практическое задание выполнено непоследовательно;
— не полностью раскрыта сущность теоретического вопроса.
Обучающийся получает оценку «2»:
— имеются грубые ошибки в ответе на теоретический вопрос;
— при выполнении практического задания задача не выполнена.
Преподаватель ______________ А.А. Билялова
Тема № 3 «Учет расчетов по предоставленным займам и кредитам»
Вид самостоятельной работы: реферат
Количество часов: 6 часов
Цели и задачи: научиться проводить учет кредитов и займов.
Овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / И.В. Анциферова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 556 с.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Отражены в Методических рекомендациях для обучающихся по написанию реферата.
2. Что такое кредиты?
3. Как подразделяются кредиты и займы по срокам обращения?
4. На каких счетах учитываются кредиты и займы?
5. Куда относятся проценты по кредитам и займам?
6. Что является предметом кредитного договора?
7. Какими записями отражаются в учете суммы полученных кредитов и займов и их возврат займодавцу?
Способы контроля за работой обучающихся:
Отражены в Методических рекомендациях для обучающихся по написанию реферата.
Преподаватель ______________ А.А. Билялова
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)
Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж (филиал)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Методические рекомендации по разработке, написанию и оформлению рефератов полностью соответствуют редакционным требованиям к выполнению научно-исследовательских работ и государственных стандартов ГОСТ 2.105-79.
В работе даны общие рекомендации по разработке и написанию рефератов, представлены образцы оформления титульного листа, таблиц, графических изображений, списка литературы.
Методические рекомендации предназначены для обучающихся СПО, выполняющих рефераты.
Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной работы обучающихся. В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением». В нашем понимании реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематике, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
вводный – выбор темы, работа над планом и введением (приложение 2);
основной – работа над содержанием и заключением реферата (приложение 2);
заключительный – оформление реферата (приложение 2);
защита реферата (приложение 2).
Выбор темы реферата
Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме во многом определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Основное направление тематики реферата определяет преподаватель дисциплины (МДК).
При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.
Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями. Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.
Структура реферата включает в себя следующие элементы:
титульный лист (Приложение 1);
содержание (Приложение 2);
содержание (главы и параграфы);
список использованной литературы.
Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате. Он содержит этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы, параграфы и пункты. Но как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, как предполагается расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы. При описании, например, исторического события можно остановиться на стандартной схеме: причины события, этапы и ход события, итоги и значения исторического события.
При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому).
Работа над введением
Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы.
обоснование актуальности выбранной темы,
формулировку цели и задач реферата,
краткий обзор литературы и источников по проблеме,
Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было мотивирующим, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «Политические отношения – это…».
Формулирование цели и задач реферата:
Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата.
Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.
Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.
История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны.
Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.
Правила оформления ссылок по тексту
В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы.
Работа над заключением
Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть пересказом содержания работы. Заключение должно содержать:
основные выводы в сжатой форме;
оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.
Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата А4.
Правила оформления библиографических списков
Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.
Сведения о списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются по плану:
автор (фамилии и инициалы)
название книги без кавычек;
место издания, название издательства, год издания
номер (номера) страницы);
Пример: Левандовский А.А,. Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. Учебник. М.: Просвещение, 1997.
Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете. Сведения о газетно-журнальных статьях даются по плану:
название сборника, журнала, газеты;
место издания и год издания (если сборник);
год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.
В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия только двух городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.
Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой.
Требования к оформлению реферата
1. Соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность.
2. Логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме.
3. Необходимая глубина исследования практических результатов работы.
4. Конкретность представления практических результатов работы.
5. Корректное изложение материала и грамотное оформление работы.
Титульный лист является первым листом документа, единую форму которого устанавливает ГОСТ 2.105-79 (Приложение 1).
Титульный лист выполняется на листах формата А4 размером 210 Х 297мм. В верхней части титульного листа пишется, в какой организации выполняется работа, далее буквами увеличенного кегля указывается тип («Реферат») и тема работы. В правой части рекомендуется помещать фамилии, инициалы преподавателя и исполнителя и дату.
Нумерация страниц в работе должна быть сквозной, начинаться с титульного листа и заканчиваться на последней странице, включая список литературы. При этом на титульном листе и первой странице работы (содержании) номер страницы не ставится, но подразумевается. Номера страниц проставляются арабскими цифрами в правом нижнем углу.
Каждая глава в тексте должна иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в содержании.
Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.
Текст работы набирается на компьютере, соблюдая правила (в дополнение к вышеуказанным):
набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным ( Times New Roman ) шрифтом;
заголовки следует набирать 14 шрифтом заглавными буквами;
наименования подразделов набирать 14 шрифтом строчными буквами;
межстрочный интервал полуторный;
отступ в абзацах 1-2 см.;
объем реферата 12-20 страниц.
Наименования разделов и подразделов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. Наименования разделов записываются в виде заголовков (симметрично тексту) прописными заглавными) буквами. Наименования подразделов записываются в виде заголовка строчными буквами, кроме первой прописной. Заголовки должны включать от двух до четырнадцати слов (не более двух строк). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовок не должен быть последней строкой на странице.
Реферат с помощью дырокола подшивается в пластиковый скоросшиватель с прозрачной верхней обложкой и сдается преподавателю лично.
Критерии выставления оценок за реферат
Примечание: за оригинальное выполнение работы преподаватель вправе повысить обучающемуся оценку на один балл.
Образец оформления титульного листа к реферату
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)
Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж (филиал)
по МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета активов организации
на тему «_________________________________________»