Практические методы что это

Практические методы обучения в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Практические методы применяются в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Для этого используются такие приемы как планирование выполнения задания, постановка задач, оперативное стимулирование, контроль и регулировка, тестирование результатов, выявление и анализ ошибок. Практические методы применяются совместно с наглядными и словесными.
Из общего числа практических методов по своей структуре выделяются следующие:

Упражнения

Под упражнением понимается целенаправленное, планомерное и циклическое выполнение действий, целью которого считается овладение этими действиями или улучшение их качества.

Для того, чтобы учащиеся в полной мере овладели этими действиями, необходимо без ошибок организовывать упражнения.

Практические методы что это

Рисунок 1. Характеристика практических методов обучения

Упражнения используются при изучении всех предметов и на всех этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависят от специфики учебного предмета, конкретного учебного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Следует отметить, что упражнения тесно связаны с развитием культуры речи, закономерного мышления, познавательных способностей детей.

По своей сущности упражнения делятся на 3 вида:

Готовые работы на аналогичную тему

Отдельно рассматриваются учебные упражнения, имеющие производственно-трудовую тенденцию. Целью их считается использование теоретических знаний учащихся в трудовой работе. Кроме того, такие упражнения содействуют трудовому воспитанию детей.

Установлено, что если упражнения сопровождаются комментированием учителя и периодически повторяются, то они гораздо лучше и быстрее осваиваются учащимися. В целом, метод упражнений имеет самую большую эффективность среди практических методов обучения.

Лабораторный метод

В основе лабораторного метода лежит самостоятельная деятельность учащихся по усвоению знаний, однако все работы проводятся под руководством педагога. Больше всего данный метод используется при изучении таких предметов, как химия, биология, физика. Он может применяться как индивидуально, так и в группах. Более успешным считается проблемный лабораторный метод, так как в период его проведения выдвигается гипотеза, планируется ее доказательство или опровержение, а также подбираются требуемые приборы и материалы лично самими учащимися.

Практический метод

Практический метод по своей структуре имеет много общего с лабораторным методом, однако отличается от него тем, что учащиеся используют на практике те знания, которыми они уже обладают. Таким образом, на первый план выдвигается умение применять на практике теоретические знания.

Практический метод содействует углублению знаний и умений, доводит до совершенства качество решения задач, учит исправлять ошибки и контролировать свои действия, активизирует познавательную деятельность. В практическом методе выделяются следующие этапы:

Практические работы, как правило, проводятся после изучения крупных тематических разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за его пределами, например на пришкольном участке. Практический метод лучше других содействует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, содействует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, трудолюбие. У детей формируются навыки кропотливой организации трудового процесса (осознание целей будущей работы, постановка задач и выбор их решения, создание плана работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, подведение итогов).

Познавательные игры

Познавательные игры создают такие ситуации, которые в полной мере моделируют окружающую действительность. Основная цель учащихся при этом – найти из такой ситуации выход. Это содействует стимулированию познавательного процесса.

Практические методы что это

Рисунок 2. Характеристика практических методов обучения

В процессе игры у ребят вырабатывается умение концентрироваться, думать самостоятельно, развивается внимание, желание узнавать новое. Увлекшись, дети и не замечают, что учатся: пополняют запас знаний, развивают фантазию. Даже самые слабые и пассивные дети с удовольствием включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.

Игра также оказывает большое влияние на чувственно-эмоциональную сферу. Она создает у учеников психологический настрой, формирует положительное отношение к деятельности, а также позволяет повторять один и тот же материал разнообразно и увлекательно.

В последнее время особенно популярны стали симуляционные игры, когда ученики должны воспроизвести конкретные качества. Также применяются и такие виды игрового метода, как генерация и инсценизация мыслей. Под генерацией понимается такая деятельность, в ходе которой учащиеся активизируют (генерируют) свои мысли для решения поставленной задачи. Инсценизация же может проявляться в самых разных формах: диалог на заданную тему, заранее подготовленное театрализованное представление и т.д.

Следует отметить, что познавательные игры являются в большей степени нетрадиционными методами обучения, однако сегодня они регулярно внедряются в образовательный процесс и дают значимые результаты.

Источник

Практические методы и приемы обучения в педагогике

Для того чтобы лучше узнать реальность, сформировать навыки и умения, углубить существующие знания в образовательном процессе, используются разнообразные практические методы.

Метод обучения в педагогике – это целенаправленная деятельность учителя и ученика, направленная на достижение конкретной цели обучения.

Что касается практических методов, то они включают в себя следующие приемы:

Использование практических методов и приемов обучения широко распространено наряду с более традиционными – словесными и наглядными. Из всего их многообразия можно выделить следующие методы, являющиеся основными:

Разберем все эти методы по порядку.

Метод упражнений

Упражнением называется циклическое планомерное действие с определенной целью – выработать конкретный навык или улучшить его качество.

Чтобы учащиеся успешно справлялись с упражнениями и развивали нужные навыки, упражнения должны быть организованы без ошибок.

Метод упражнений очень эффективен для всех учебных дисциплин и может применяться на любом этапе процесса обучения. Методика создания комплекса упражнений и их характер будут зависеть от того, какой предмет изучается, какой объем материала необходимо усвоить, а также от того, какими возрастными психологическими особенностями обладают дети.

Упражнения очень полезны для развития культуры речи, становления закономерного и последовательного мышления и когнитивных способностей у детей. Их можно разделить на три основных типа:

Метод лабораторных работ

К практическим методам относятся и лабораторные работы, подразумевающие проведение опытов учениками под контролем учителя. При этом используются специальные устройства, инструменты и т.п., то есть задействуется специальное техническое оборудование.

Лабораторная работа может носить как иллюстративный, так и исследовательский характер. Сам метод основан на самостоятельной работе ученика по получению знаний, однако контроль учителя на всех этапах очень важен. Активнее всего метод лабораторных работ применяется в рамках изучения биологии, физики, химии. Работа учащихся при этом может быть, как индивидуальной, так и групповой. Наиболее эффективен проблемный метод, когда перед экспериментом выдвигается гипотеза, которую ученики пытаются подтвердить или опровергнуть. Необходимые материалы и приборы при этом также подбираются учениками самостоятельно.

Метод практических работ

Практический метод в целом имеет много общего с лабораторными работами. Принципиальное отличие состоит в том, что в нем необходимо не получить новое знание, а применить уже имеющееся, то есть он направлен на выработку умения применять знания на практике.

С помощью практического метода можно значительно углубить имеющиеся умения и знания, довести качество выполнения задач до совершенства, научиться выявлять и исправлять ошибки и лучше контролировать свою работу, а также активизировать стремление к познанию.

Практический метод обучения – это процесс, в рамках которого можно выделить следующую последовательность действий:

Целесообразно проводить практическую работу сразу после того, как было закончено изучение крупного тематического раздела, поскольку она должна иметь характер обобщения. Она может быть проведена не только в классе, но и за его пределами, например, на пришкольном участке.

Практические методы – это очень эффективные приемы, с помощью которых можно приучить учеников выполнять задание добросовестно, вырабатывать у них экономность, трудолюбие, аккуратность, хозяйственность.

Дети учатся тщательно организовывать трудовой процесс, осознавая цели будущей работы, ставя задачи и выбирая их решение, создавая план и готовя материалы и инструменты, контролируя качество и подводя итоги.

Игровой метод

Отдельно следует отметить познавательные игры. С их помощью можно создать ситуации, моделирующие окружающую действительность. Ученикам ставится задание найти выход из этой ситуации, что очень полезно для развития познавательных способностей.

Участвуя в игре, дети учатся концентрировать внимание, самостоятельно мыслить, у них появляется желание узнавать новое. Если игра организована правильно, ученики увлекаются ей и перестают замечать, что учатся в этот момент, что полезно не только для пополнения запаса знаний, но и для развития фантазии. В игре с удовольствием принимают участие даже те, кто обычно неохотно включается в учебный процесс: они стремятся не подвести одноклассников и прикладывают значительные усилия.

Игра также положительно влияет на сферу чувств и эмоций, создавая у участников особый настрой и позитивное отношение к работе. Кроме того, она делает повторение пройденного увлекательным и разнообразным.

В настоящее время большую популярность приобретают игры-симуляции, направленные на проявление конкретных качеств. Используются и такие стороны игрового метода, как генерация, т.е. такая деятельность, когда школьники активизируют свои мысли для того, чтобы найти выход из выдуманной ситуации, и инсценировка, которая может проявляться в форме диалога на определенную тему, театрализованного представления и т.д. Многие педагоги считают игры нетрадиционными образовательными методами, но сегодня они уже стали полноценной частью процесса обучения и приносят заметные результаты.

Источник

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

Практические методы что это Лилия Ханова
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

формирования умений и навыков;

закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово, наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику, групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся,места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации.Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т. к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

цитирование – дословная выдержка из текста.При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

рецензирование – написание рецензии, т. е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др. ;

составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;

составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;

составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т. е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский)обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. сети.

Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *