Практическая работа по теме что такое экономика

Практические работы по экономике

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж

имени Героя России В.В. Бурцева»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по выполнению практических работ

по дисциплине ОУД.09 ЭКОНОМИКА

для специальности 40.02.02

Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины Экономика. В методических указаниях приведена структура и содержание 6 практических работ , предусмотренных рабочей программой дисциплины. Методические указания предназначены для студентов 1 курса специальности СПО 40.02.02 Правоохранительная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Данные методические указания могут быть использованы преподавателями колледжа, а также преподавателями аналогичных и смежных дисциплин других образовательных учреждений.

Рассмотрено на заседании ПЦК преподавателей

дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла

Протокол № ___ о т «__» ________ 2015 г.

Председатель ___________ В. Еренкова

Тематический план практических работ по дисциплине …………….

Задания для практических работ ……………. ….

Практическая работа № 1 ………………………………………….

Практическая работа № 2 ………………………………………….

Практическая работа № 4 ………………………………………….

Список рекомендуемой литературы ……………………………………

Методические указания предназначены для студентов и служат пособием при выполнении практических работ, предусмотренных рабочим учебным планом специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» и запланированных в рабочих программах.

Содержание и объем практических работ по дисциплине ОУД.09 «Экономика» соответствует требованиям ФГОС СПО, реализуемого в пределах ОПОП с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и практических умений, они составляют важную часть теоретической и практической подготовки по освоению дисциплины. Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов :

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребите

ля, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

Выполненные работы должна быть представлены в виде отчета по заданной форме. В данных методических указаниях приведено 6 практических занятий. Каждое практическое занятие содержит цель, перечень оснащения работы, содержание работы, методическое руководство к выполнению, контрольные вопросы, форму предъявления отчета, критерии оценки.

Методические указания по дисциплине «Экономика» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине Основы социологии и политологии или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на занятие по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на стенде «Расписание».

Желаем Вам успехов.

Методические рекомендации по выполнению

Подготовка к практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой.

Для эффективного выполнения заданий ВЫ должны знать теоретические материалы и уметь применять эти знания для приобретения практических навыков при выполнении практических заданий.

В конце занятия преподаватель выставляет оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.

Оценки за выполнение практических занятий выставляется по пятибалльной (зачет) системе. Результат выполнения практических заданий о ценивается по пятибальной системе.

Критериями оценки служат :

1. Умение использовать рациональные приемы.

2. Полнота, правильность, точность выполнения заданий.

3. Выделение основной мысли при самостоятельном изучении материала.

4. Степень осознания содержательной стороны рассматриваемых понятий.

5. Словарный запас профессиональных терминов.

6. Умение провести контроль и самоконтроль результатов.

7. Степень самостоятельности выполнения работы.

8. Творческий подход.

9. Использование имеющейся литературы по данному вопросу.

Оценка «отлично » выставляется, если все задания выполнены верно; правильно сделаны выводы, демонстрирует умения устанавливать причинно-следственные связи, уверенно работает с объектом исследования;

оценка « хорошо» выставляется студенту, если задания, связанные с выбором правильного ответа выполнены верно, он демонстрирует умения работать с объектом исследования, но допущены неточности в измерениях, заполнении схемы;

оценка « удовлетворительно » выставляется студенту, если в заданиях запущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода;

оценка « неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

Условия и порядок выполнения работы:

1. Прочитать методические рекомендации по выполнению практической работы.

2. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

3. Изучить содержание заданий и начать выполнение.

5. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или обучающегося, успешно выполнившего работу.

Защита проводится путем индивидуальной беседы или выполнения зачетного задания. Работа считается выполненной (зачет), если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке к практической работе.

Пропущенные практические работы отрабатываются в дополнительное время.

Тематический план практических работ по дисциплине

Название практической работы

Практическая работа № 1 по теме: « Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики» »

Практическая работа № 2 по теме :«Семейный бюджет»

Практическая работа № по теме: 3 по теме « Анализ спроса и предложения, рыночное равновесие»

Практическая работа № 4 по теме: «Проблемы предпринимательской деятельности»

Практическая работа № 5 по теме : «Издержки предприятия. Классификация издержек предприятия»

Практическая работа № 6 по теме : «Инфляция»

Источник

Практическая работа по теме «Главные вопросы экономики»

Практическая работа по обществознанию По теме: «Главные вопросы экономики»

Проверка домашнего задания по теме «Экономика и ее роль в жизни государства»

1. Экономика – это область знаний, изучающая…

А) природные процессы и явления

Б) поведение человека

В) методы рационального хозяйствования

Г) способы защиты окружающей среды

2. Существование проблемы экономического выбора обусловлено:

А) безграничностью потребностей человека и ограниченностью производственных возможностей

Б) изменчивостью человеческих потребностей

В) безграничностью производственных возможностей и ограниченностью трудовых ресурсов Г) ограниченностью природных ресурсов Верны ли суждения?

3. Экономика включает общественные отношения в процессе производства материальных благ.

4. Экономика исследует становление и развитие общества в целом.

5. Потребности человека изменяются.

6. По мере развития общества объем потребностей человека сокращается.

7. Под ограниченностью ресурсов понимаю их недостаточность для создания необходимых товаров и услуг.

8. Ограниченность ресурсов требует от общества разумной организации его хозяйственной деятельности.

9. К материальным потребностям относятся потребности в дружбе, любви, лидерстве, безопасности.

10. Средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, называют ресурсами.

11. Блага, которые люди производят в процессе экономической деятельности, относят к свободным благам.

§ 12 ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

1. Таблица «Главные вопросы экономики»

Основное содержание вопроса

Для кого производить?

2. Экономическая система и ее функции.

• Экономическая система – это…

• Три пути решения обществом главных вопросов экономики?

• Основные типы экономических систем

3. Таблица «Типы экономических систем»

Кем решаются основные экономич еские вопросы

Экономич еские ресурсы

экономич еских благ

Какие потребно сти

Другие особенн ости

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Практическая работа по теме что такое экономика

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Практическая работа по теме что такое экономика

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Практическая работа по теме что такое экономика

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Практическая работа по теме «Сфера духовной жизни общества»

Практическая работа по теме «Сфера духовной культуры»

Презентация по теме «Общество. Социальная структура общества»

Практическая работа по теме «Общество. Развитие общества»

Презентация по теме «Социальная структура общества»

Уголовные правоотношения 9 класс

Административные правоотношения 9 класс

Трудовые правоотношения 9 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5355049 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Практическая работа по теме что такое экономика

Практическая работа по теме что такое экономика

Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования

Время чтения: 1 минута

Практическая работа по теме что такое экономика

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Практическая работа по теме что такое экономика

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Практическая работа по теме что такое экономика

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Практическая работа по теме что такое экономика

Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям

Время чтения: 2 минуты

Практическая работа по теме что такое экономика

В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Практические работы по обществознанию глава «Экономика»

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»

Практические работы по УД

для студентов очной формы обучения

«______»___________ 2017 г.

Разработала: Ларченко Александра Александровна, преподаватель ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий»

В пособие разработаны и методически распределены практические работы по «Обществознанию», раздел «Экономика», охватывающие всю программу по данному курсу.

В пределах каждой практической работы задания, как правило, расположены в порядке возрастающей трудности, что позволяет организовать обучение по принципу: «От простого – к сложному».

Комплект практических работ составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов среди специальных учебных заведений по дисциплине «Обществознание».

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов :

Л.1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л.2 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

Л.3 гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

Л.4 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Л.5 готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л.6 осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Л.7 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

М.1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

М.2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

М.3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М.4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М.5 умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

М.6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

М.7 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

П.1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

П.2 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

П.3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

П.4 сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

П.5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

П.6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

П.7 сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Общие положения о критериях оценки

Балл «5 » ставится в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется правильным литературным языком и не допускает ошибок.

Балл «4» ставится в том случае, когда студент знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Балл «3» ставится в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Балл «2» ставится в том случае, когда студент обнаруживает незнание % большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы преподавателя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Балл «1» ставится в том случае, когда студент обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

Источник

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине Экономика (профильная)

специальность 43.01.02 Парикмахер

Протокол № ____ от __________20__года

Председатель ПЦК ____________/__________________

Утверждено Методическим советом

Председатель ________/Жесткова Н.М.

Составитель: Жулкевская А.В.

Рабочая тетрадь создана Вам в помощь для работы при подготовке и выполнения практических занятий по дисциплине Экономика (профильная). Данная рабочая тетрадь включает перечень практических занятий, правила выполнения, теоретический блок информации, алгоритм и бланк выполнения практических заданий.

Каждая работа содержит теоретический и практический блоки. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Практическая часть содержит задания, пояснения или рекомендации по их выполнению, требования к оформлению и представлению отчета о выполнении. По окончании работы результат представьте преподавателю. В случае возникновения вопросов по выполнению Вы всегда можете обратиться за помощью и консультацией к преподавателю.

Критерии оценки за ответ на уроке

Обстоятельно и с достаточной полнотой излагает материал вопросов. Даёт ответ на вопрос в определенной логической последовательности. Даёт правильные формулировки, точные определения понятий и терминов. Демонстрирует полное понимание материала, даёт полный и аргументированный ответ на вопрос, приводит необходимые примеры (не только рассмотренные на занятиях, но и подобранные самостоятельно).

Свободно владеет речью (показывает связанность и последовательность в изложении).

Даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, неточности, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

Обнаруживает знание и понимание основных положений, но:

допускает неточности в формулировке определений, терминов;

излагает материал недостаточно связанно и последовательно;

на вопросы экзаменаторов отвечает некорректно.

Обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала. Допускает в формулировке определений ошибки, искажающие их смысл. Допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует. Беспорядочно и неуверенно излагает материал. Сопровождает изложение частыми заминками и перерывами.

Критерии оценки за выполнение практического задания/задачи

Задание в целом выполнил, но допустил неточности.

Показал знание технологии/алгоритма выполнения задания, но недостаточно уверенно применил их на практике. Выполнил норматив на положительную оценку.

Показал знание общих положений, задание выполнил с ошибками. Задание выполнил на положительную оценку, но превысил время, отведенное на выполнение задания.

Не выполнил задание. Не продемонстрировал умения самостоятельного выполнения задания.

Не знает технологию/алгоритм выполнения задания.

Не выполнил норматив на положительную оценку.

Перечень практических занятий

С согласия родителей просчитать семейный бюджет. Проанализировать два основных вида семейных доходов. Инфляция и ее последствия для семейного бюджета. Безработица и ее экономическое влияние на семью. Составить и проанализировать доходы и расходы семьи.

Понятие цены. Понятие стоимости товара. Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков по данному вопросу. Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства.

Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике. Рассмотреть типы коммерческих организаций. Расходы организации, экономическое содержание.

Основные способы купли-продажи рабочей силы. Заработная плата (позиция работника и работодателя). Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате.

Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. Экономическое понятие функции денег. Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных.

Как сочетаются механизм свободной конкуренции и система государственного регулирования экономики. Перечислить и раскрыть методы государственного регулирования рыночной экономики. Как возникло налогообложение, всегда ли оно существовало? Раскрыть понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба». Отличительные черты развития налоговой системы в России. Принципы налогообложения и способы взимания налогов. Дать анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы.

Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках. Особенности международной торговли. Сформулируйте теорию сравнительных издержек. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Порядок регулирования валютных курсов. Порядок регулирования работ международных валютных бирж. Как учитываются интересы экспортеров и импортеров при определении валютного курса? Какими факторами характеризуются производственные различия национальных экономик?

Практическое занятие № 1

«Место и роль знаний по экономике в жизни общества. Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность. Методы анализа прибыли. Кривая спроса и цены. Типы экономических систем»

Цель: закрепление знаний, умений и приобретение практических навыков по решению задач.

Прибыль представляет собой денежное выражение части чистого дохода общества, который создается на предприятиях в результате их производственной деятельности и используется государством и предприятиями для развития производства и повышения жизненного уровня населения.

Основная формула прибыли:

Где Д – доход = выручка в оптовых ценах, руб;

U – издержки (себестоимость), руб.

Прибыль выполняет три основные функции:

1. выступает в качестве одного из важнейших показателей экономической эффективности;

3. является источником формирования поощрительных фондов.

Рентабельность показывает уровень использования производственных фондов, с помощью которых получена прибыль.

Рентабельность определяется отношением прибыли к затраченным ресурсам. Чем выше уровень рентабельности, тем больше сумма отчислений от прибыли. В хозяйственной практике рентабельность исчисляют по отношению к стоимости производственных фондов и себестоимости.

Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить – решаются через механизм спроса и предложения.

В экономике спрос рассматривают непросто как потребность в определенных благах, а как платежеспособную потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами.

Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса. Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.

Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.

Равновесная цена – это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.

Задание 1. Решите задачи:

За год шахтой было реализовано 750000 т. угля. Средняя оптовая цена 1 т угля 16,6 руб. Себестоимость реализованного угля 9850000 руб.

Определить: 1) годовую прибыль шахты от реализации угля;

2)прибыль от реализации 1 т угля.

Среднегодовая стоимость ОПФ шахты 11500000 руб. Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств 550000 руб. Годовая балансовая прибыль 1220000 руб.

Определить общую рентабельность производства.

Задание 2. Определите рыночную цену товара, исходя из данных таблицы:

Алгоритм выполнения задания.

1.Построить кривую спроса.

1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на горизонтальной оси количество товаров и услуг (Qd).

1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.

1.3.Затем строим кривую предложения.

1.4.На осях координат откладываем размер цены и объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.

1.5.Путем наложения кривой спроса на кривую предложения, находим точку пересечения двух кривых. Точка пересечения и есть равновесная цена.

Задание 3. Решите тему на тему: «Типы экономических систем»

1. Какой признак отличает традиционную экономику?

1) процветание фабричного производства

2) централизованное ценообразование

3) регулирование производства при помощи обычаев

2. Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?

1) государственное регулирование ценообразования

2) диктат хозяйственного опыта предков

3) плановая организация производства

4) многообразие форм собственности

3. Что из перечисленного характеризует командную экономику?

1) следование в процессе производства вековым традициям предков

2) частная собственность на средства производства

3) нерегулируемые цены

4) централизованное планирование производства

4. В рыночной экономике, в отличие от командной

1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства

2) устанавливается твердый курс официальной валюты

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) складываются хозяйственные пропорции

5. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

Практическое занятие № 2

«С согласия родителей просчитать семейный бюджет. Проанализировать два основных вида семейных доходов. Инфляция и ее последствия для семейного бюджета. Безработица и ее экономическое влияние на семь»

Цель: приобрести практические навыки по расчету семейного бюджета, индекса цен, определения количества денег, необходимых для обращения и определения типа инфляции.

Невозможность обеспечения занятости трудоспособного населения приводит к безработице, представляющей собой социально–экономическое явление, которое выражается в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал.

Безработица – это особое состояние экономики, когда часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно незанятой, избыточной.

К безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу, но не имеющие ее в данный момент.

Таким образом, для того чтобы получить статус безработного недостаточно лишь не иметь работы, необходимо активно пытаться ее найти. В соответствии с данными условиями лица пенсионного возраста, ухаживающие дома за детьми, люди, прекратившие поиск работы, временно не работающие по каким–либо причинам к безработным не относятся.

Занятые, к ним относят выполняющих любую оплачиваемую работу и тех, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска.

Экономически активное население (рабочая сила) включает тех, кто либо занят, либо не имеет работы, но ищет ее.

К категории не включаемых в состав рабочей силы относятся:: отбывающие срок заключения находящиеся в специализированных медицинских учреждениях инвалиды, студенты дневного отделения, пенсионеры (как по возрасту, так и по состоянию здоровья) домохозяйки бродяги лица, отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски.

Длительный опыт использования денег научил экономистов жесткой истине: денег в стране должно быть столько, сколько необходимо для нормального производства и торговли – ни больше, ни меньше.

Карл Маркс вывел закон денежного обращения, согласно которому, количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на количество оборотов, совершаемое одноименными денежными единицами.

Марксистская формула закона:

Американский профессор Ирвинг Фишер в своей работе «Покупательная сила денег» вывел знаменитое уравнение обмена:

где M- масса денег, V – скорость обращения денежной массы, P –средний уровень цены, Q- общий объем товаров и услуг.

И.Фишер сделал вывод: масса денег прямо зависит от уровня цен и объема товарной массы и обратно зависит от скорости оборота денег.

Нарушение закона денежного обращения ведет к инфляции. Инфляция- это превышение денежной массы над товарной. Основным проявлением инфляции является рост цен. Для определения темпов роста цен и соответственно типа инфляции, в экономике применяется понятие индекс цен. Индекс цен рассчитывается путем деления стоимости потребительской корзины текущего периода на стоимость потребительской корзины базисного периода в %.

Проанализируйте доходы и расходы вашей семьи в течение одного месяца

Ход выполнения задания:

Зайдите на сайт онлайн калькулятора семейного бюджета (https://budget-online.ru/)

Пройдите процедуру регистрации

Выберите месяц, в течение которого вы будете отслеживать ваш семейный бюджет Практическая работа по теме что такое экономика

Начиная с первого числа месяца, заполняйте соответствующие вкладки «расходы» и «доходы»

По окончании месяца, воспользовавшись вкладкой «Статистика», проанализируйте состояние вашего семейного бюджета.

Практическая работа по теме что такое экономика

Задание 2. Рассчитайте индекс цен в сентябре 2015 года по сравнению с сентябрем 2014 г. для некоторого набора товаров, при условии, что количество купленных товаров не изменилось.

Кол-во продуктов, кг

Алгоритм выполнения задания.

Для определения вида инфляции:

-рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;

-определяем темпы роста цен;

-определяем тип инфляции.

Задание 3. Определите, к какой категории населения: относятся перечисленные далее люди а) занятые, б) безработные, в) не включаемые в рабочую силу.

Учитель японского языка, отчаявшийся найти работу и прекративший ее поиски.

Дипломат, уволившийся по собственному желанию и рассчитывающий найти более высокооплачиваемую работу.

Дизайнер, не работающий из-за воспаления легких.

Домохозяйка, которая занимается только своим домом и семьей.

Менеджер, находящийся в больнице после операции аппендицита.

Студент, который учится на дневном отделении университета.

Бухгалтер, занятый неполный рабочий день и искавший более выгодную работу так долго, что прекратил ее поиски.

Бродяга, полностью довольный своей жизнью.

Модный парикмахер, занятый неполную рабочую неделю и активно ищущий другую работу.

Чиновник, вышедший на пенсию.

Карточный шулер, работающий без выходных.

Артист театра, подрабатывающий Дедом Морозом на детских праздниках.

Уволенный автомеханик, подпольно подрабатывающий ремонтом автомобилей и вполне довольный своим положением.

Рабочий, который не ходит на работу, протестуя против снижения заработной платы.

Врач, уволившийся с прежнего места работы в связи с переездом в другой город.

Фонарщик, потерявший работу из-за перехода к электрическому освещению.

Шахтер, не работающий из-за участия в забастовке.

Диск-жокей, уволенный из-за пристрастия к алкоголю.

Молодой человек, окончивший учебное заведение и пока не решивший, какой из предложенных ему вариантов работы выбрать.

Полицейский, который по состоянию здоровья больше не может работать.

Диспетчер аэропорта, который учится на вечернем отделении авиационного института.

Молодой человек, закончивший факультет политологии и приглашенный на работу в администрацию президента, но пока не давший своего согласия.

Парикмахер, уволенный из-за ссоры с начальником и решивший не работать в течение нескольких месяцев.

Строитель, не работающий из-за сильных морозов.

Грабитель, пойманный с поличным и осужденный на 5 лет.

Практическое занятие № 3

«Понятие цены. Понятие стоимости товара. Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков по данному вопросу. Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства»

Цель: приобрести практические навыки расчета валовых, средних переменных и постоянных издержек производства, а также научиться рассчитывать себестоимость и стоимость товара (работы, услуги).

Издержки производства – это затраты производственных факторов на производство и реализацию продукции.

Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми (ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

Валовые (общие) издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных издержек.

Постоянные (FC) – это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

Переменные (VC) –это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции: АС=ТС/Q.

Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q.

Фирма, постоянные издержки которой оцениваются в 100 тыс. условных денежных единиц в месяц, запланировала следующие соотношения между ежемесячным производством продукции и показателями переменных издержек:

Рассчитайте значения средних переменных и средних валовых издержек при различных объемах производимой продукции.

Задание 2. Выполните работу по одной из приведенных ниже тем. Тема выбирается исходя из номера студента в журнале.

1. Расчет экономической эффективности оказания услуг «Стрижка каре с ровной линией волос (классическое каре) с обесцвечиванием» в салоне красоты.

2. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Стрижка «Каскад» на недлинные волосы с укладкой» в салоне красоты.

3. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Стрижка «Каскад» на недлинные волосы с тонированием» в салоне красоты.

4. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Стрижка «Каре» с челкой на косой пробор с укладкой» в салоне красоты.

5. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Стрижка «Каскад» на длинные волосы с окрашиванием» в салоне красоты.

6. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Вечерняя укладка со сложными элементами плетения» в салоне красоты.

7. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Свадебная прическа с тонированием» в салоне красоты.

8. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Классическое мелирование на фольге в салоне красоты.

9. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Мелирование прически с волнистой укладкой волос» в салоне красоты.

10. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Стрижка «Каскад» на недлинные волосы с колорированием» в салоне красоты.

11. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Женская стрижка «Боб» с окрашиванием» в салоне красоты.

12. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Повседневная прическа с мелированием» в салоне красоты.

13. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Осветление концов волос в короткой стрижке в салоне красоты.

14. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Женская стрижка «Боб» с окраской отросших корней » в салоне красоты.

15. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Окраска волос в светлые тона» в салоне красоты.

16. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Стрижка и окраска седых волос» в салоне красоты.

17. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Молодежная стрижка с «рваной» окантовкой с колорированием» в салоне красоты.

18. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Мелирование верхних прядей» в салоне красоты.

19. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Осветление волос, тонирование» в салоне красоты.

20. Расчет экономической эффективности оказания услуги «Вечерняя женская прическа на длинных волосах» в салоне красоты.

Ход выполнения работы:

Средства, необходимые для оказания услуги

Необходимо указать все расходные материалы, необходимые для оказания одной процедуры, включая одноразовое белье и дезинфицирующие средства с указанием расхода материалов на услугу в мл, штуках, м, мг и прочих единицах измерения.

Информацию следует представить в виде таблицы.

2. Расчет экономических показателей услуги

Для определения себестоимости услуги необходимо определить следующие параметры:

Себестоимость продукции, затрачиваемой на услугу.

Расчет заработной платы мастера, выполняющего услугу.

Расчет себестоимости продукции, затрачиваемой на услугу выполняется в таблице в графе «Средства для проведения процедур», указываются все косметические средства, одноразовые инструменты и аксессуары, используемые при выполнении процедуры.

Расчет себестоимости продукции, затрачиваемой на услугу

Наименование используемых средств

Норма расхода на 1 услугу

Стоимость для одной услуги, руб.

Расчет заработной платы мастера, выполняющего услугу, как правило, устанавливается в процентах от цены оказываемой услуги. Так как в данном этапе выполнения практической работы еще не определена цена Вашей услуги, то заработная плата мастера устанавливается в процентом отношении от средней цены услуги по городу.

Заработная плата мастера может быть установлена в размере 25-30% от средней цены услуги. Размер заработной платы определяем по формуле 1.

Где ЗПм – заработная плата мастера, руб.

Пр – размер заработной платы, %

Цср – средняя стоимость услуги

Себестоимость услуги кроме затрат на продукцию и оплату труда мастеру включает обязательные налоговые платежи и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Тариф страховых взносов на 2016 года составляет: ПФР — 30%, которые рассчитываются от заработной платы работника.

Расчет себестоимости услуги выполняется в таблице 3.

Основная заработная плата

25-30% от средней стоимости услуги

Отчисления во внебюджетные фонды

Прочие расходы, в том числе:

— расходы на содержание оборудования

12,5%( от ср. стоим.усл.)

Рассчитанные показатели формируют базовую себестоимость услуги, включающую в первую очередь переменные затраты. Для формирования окончательной цены услуги необходимо определить величину так называемой премиальной наценки, позволяющей салону покрывать все остальные расходы по организации салонного бизнеса и получать прибыль. Премиальная наценка в среднем составляет 30% от переменных затрат.

Так как премиальная наценка формирует цену услуги, то ее конкретные размер студент определяет самостоятельно, ориентируясь на цены конкурентов и затраты на заработную плату и материалы.

Расчет цены выполняем в таблице 4.

Расчет цены на услугу

10-40% от себестоимости

Итого цена услуги в салоне

Практическое занятие № 4

« Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике. Рассмотреть типы коммерческих организаций. Расходы организации, экономическое содержание »

Цель: научиться рассчитывать издержки производства по отдельным видам и определять их структуру.

В Гражданском кодексе с учетом характера деятельности юридического лица делятся на две группы:

а) коммерческие организации;

б) некоммерческие организации.

Виды хозяйственных товариществ и обществ:

— товарищество на вере

— общество с ограниченной ответственностью

— дочерние и зависимые общества

1. Полное товарищество – организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Прибыль – доход фирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала.

Предприниматель расходует на изготовление продукции два вида затрат: стоимость использованных средств производства (СП) и заработную плату работников (З). В сумме они образуют себестоимость продукции, которая показывает, во что обошелся предприятию выпуск товаров.

Себестоимость товара – это затраты предприятия на его производство, которые включают величину стоимости израсходованных средств производства и заработную плату работников.

Себестоимость изделий является минимальной границей продажной цены продукции. Продажа товаров по их себестоимости обеспечивает лишь самоокупаемость производства. Достаточно ли этого? Разумеется, нет. Ведь себестоимость товара учитывает только фактические расходы предприятия, но не учитывает – валовую (общую) прибыль. Поэтому стоимость товара (Ст) выше себестоимости на величину валовой прибыли (Пв):

Tаким образом, валовая прибыль (Пв) – это разница между оптовой ценой (Цо) и себестоимостью продукции: Пв=Цо – Сс.

Задание 1. Решите задачи:

Рассчитайте валовые издержки на производство продукции в отчетном году, если в прошлом году предприятие на выпуск 2 300 единиц изделий потратило 145 700 рублей постоянных затрат и 271 000 рублей переменных затрат. При этом в отчетном году выпуск продукции увеличился на 280 единиц изделий.

Рассчитайте валовые издержки на производство продукции в отчетном году, если в прошлом году предприятие на выпуск 4 200 единиц изделий потратило 12 000 рублей постоянных затрат и 51 000 рублей переменных затрат. При этом в отчетном году выпуск продукции сократился на 760 единиц изделий.

Предприятие в прошлом году на выпуск 1000 единиц изделий затрачивало 150 000 рублей постоянных затрат и 360 000 рублей переменных затрат. В отчетном году выпуск продукции увеличился в 1, 35 раз, а административные расходы сократились на 17 000 рублей. Рассчитайте валовые издержки в прошлом и отчетных годах.

Распределите издержки предприятия на производство продукции по видам затрат, посчитайте объем валовых издержек. Составьте структуру затрат.

Материальные затраты – 45 500 руб.

Заработная плата основным рабочим – 67 200 руб.

Заработная плата работникам администрации – 23 300 руб.

Постоянные услуги ЖКХ и других сторонних организации – 5 700 руб.

Административные и канцелярские расходы – 3 800 руб.

Задание 2. Составьте таблицу основных типов коммерческих организаций по следующей форме:

Уставный (складочный) капитал

Условия реорганизации и ликвидации

Практическое занятие № 5

«Основные способы купли-продажи рабочей силы. Заработная плата (позиция работника и работодателя). Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате»

Цель: усвоение методики и навыков расчета заработной платы различных категорий работников

Организация оплаты труда слагается из трех взаимосвязанных элементов:

дифференциации уровней заработной платы (трудовых доходов);

форм и систем оплаты труда.

Основным видом оплаты труда является заработная плата.

Заработная плата – это форма личных денежных доходов трудящихся, получаемых за затраты труда определенного количества и качества и его индивидуальные и коллективные результаты, начисляемые по правилам и нормам, установленным компетентными органами.

Заработная плата – вознаграждение в денежной оценке за количество и качество труда, вложенного в производство.

Различают следующие формы заработной платы:

сдельную – заработная плата начисляется по заранее установленной расценке за каждую единицу выполненной работы (изготовленной продукции) с учетом качества.

повременную – заработная плата начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время (час, день, неделю, месяц).

заработной платы рабочих

1.1. Прямая сдельная:

оплата труда по сдельным расценкам непосредственно за количество произведенной продукции.

где – сдельный заработок рабочего при прямой сдельной системе оплаты труда, р.; – сдельная расценка за единицу выполненного объема работ, р.; – объем работ, ед. продукции;

где – тарифная ставка (часовая, дневная); – норма выработки, ед. продукции/ час (смену); – норма времени, часов, смен на ед. продукции.

оплата труда по прямым сдельным расценкам за выполненный объем работ плюс премия за выполнение и перевыполнение установленных показателей работы.

где – сдельный заработок рабочего при сдельно-премиальной системе оплаты труда, р.; – премия за выполнение (перевыполнение) установленных показателей, р.; – процент премии за выполнение показателей премирования, %.

1.3. Аккордная: сумма заработка определяется до начала выполнения работы по действующим нормам и сдельным расценкам. Премия выплачивается за сокращение сроков выполнения работ.

где – заработная плата рабочих при аккордной системе оплаты труда, р.; – премия за сокращение сроков выполнения работ, р.

2.1. Простая повременная: по тарифной ставке в соответствии с разрядом за фактически отработанное время.

где – заработная плата при простой повременной системе оплаты труда, р.

2.2. Повременно-премиальная: по тарифным ставкам за фактически отработанное время плюс премия за выполнение количественных и качественных показателей согласно Положению о премировании.

– заработная плата рабочих при повременно-премиальной системе оплаты труда, р.; – премия за выполнение количественных и качественных показателей согласно Положению о премировании работников.

Задание 1. Решите задачи:

Задача 1. Определите заработную плату электрослесарю за месяц, если коллектив участка выполнил план на (100+ N ) %. Часовая тарифная ставка электрослесаря 4-го разряда – (33.40+ N ) руб./час. Длительность смены – 12 ч. За месяц он отработал 15 смен. В ночное время- 72 ч. Рабочему будет выплачена премия в размере 20 % за выполнение плана коллективом участка и в размере 1,5 % за каждый процент перевыполнения плана. Районный коэффициент – 30%.

Задача 2. Определите заработную плату мастера цеха, если его месячный оклад (18000+ N *1000) руб., фактически мастер отработал 13 смен, в том числе 7 из них в ночную смену (с 22 часов до 6 часов). По графику в месяце 16 рабочих смен. Плановое задание выполнено за отчетный месяц на (100+ N ) %. Согласно «Положению о премировании» при выполнении планового задания на 100 % работникам выплачивается премия в размере 15 % от основной заработной платы. Районный коэффициент 30%.

Практическое занятие № 6

«Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. Экономическое понятие функции денег. Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных»

Цель: рассмотреть историю появления и эволюцию денег, изучить функции денег и их свойства

В истории денег можно выделить две совершенно разные эпохи.

Первая – время поиска, открытия и использования подлинных, нормальных денег, обладающих

стоимостью, вторая – эпоха современных денег.

Для первой из них характерны следующие черты. Это была эпоха товарных эквивалентов (так называемых «товарных денег»). Сначала – при зарождении товарного производства – возник случайный обмен одной полезной вещи на другую. Как правило, этот обмен был одноразовым, однако со временем стала развиваться бартерная торговля (регулярный обмен товара на товар). Затем в разных странах возникли местные эквиваленты – товары, пользующиеся широким и постоянным спросом. Скажем, на Руси это были меха семейства куньих (куница, соболь и др.), в Древней Греции и Древнем Риме – скот.

Потребовалось примерно 7 тыс. лет для того, чтобы, наконец, был найден единственный, всеми народами признанный всеобщий эквивалент – золотые деньги.

Открытие таких денег – это событие, которое имело не меньшее значение, чем, допустим, появление письменности. Рынок приобрел «свой язык, свою письменность» – стал изъясняться коротко и ясно на языке денег.

В XVII–XIX вв. наступило время золотого стандарта (стандарт – образец, эталон). Тогда в качестве денег использовались золотые монеты или денежные знаки (бумажные деньги), которые можно было обменять на золото. Золотой стандарт – использование золота в качестве денежного товара, играющего роль всеобщего эквивалента.

При золотом стандарте деньги выполняли все свойственные им функции.

Практическая работа по теме что такое экономика

Однако после мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. произошло колоссальное обесценение бумажных денег, которые, естественно, перестали обменивать на золотые монеты. В результате золотой стандарт внутри государств перестал существовать. С декабря 1971 г. прекратился расчет между странами по долговым обязательствам с помощью золота. Так завершилась эпоха товарных денег. На смену им пришли современные бумажные деньги. Это привело к изменению сущности, назначения и вида денег.

Современные денежные средства отличаются от товарных (особенно золотых) денег рядом особенностей.

1. Товарные деньги имели действительную стоимость, поскольку на них затрачивалось эквивалентное количество труда. Нынешние бумажные деньги, по сути дела, не имеют внутренней стоимости. Этот знак стоимости никак не соответствует затратам на его изготовление.

2. Как известно, товарные деньги по своей природе были естественным эквивалентом покупаемых на них товаров. Но современные денежные средства не соответствуют этой экономической природе. Сейчас под стоимостью денег подразумевается то количество товаров и услуг, которое можно обменять на денежную единицу (рубль, доллар и др.).

3. Как мы знаем, золотые монеты были способны нормально выполнять все свойственные им пять функций. Но отмена золотого стандарта привела к тому, что отпали две функции, которые не могут осуществляться без золота в качестве денег: средство образования сокровищ и мировые деньги. В современных условиях в определенной мере и по-своему выполняются три функции денег: мера стоимости, средство обращения и средство платежа.

4. Золотые монеты и размениваемые на золото бумажные деньги имели полную ликвидность – способность быть обмененными на товары и услуги. Ныне же денежные средства обладают разной ликвидностью, ибо с ними связаны разные долговые обязательства банков и государства.

Современные деньги – долговые обязательства государства, банков и сберегательных учреждений, которые признаны законным платежным средством.

Поток обновления денежных средств не остановился на рубеже XX–XXI вв. Он идет по следующим направлениям.

А. Путь к новым видам денег предполагает все более широкий переход от наличных денежных средств к безналичным. Сейчас в экономически развитых странах более 1/2 всего оборота денег совершается без участия наличных денег.

Б. Во все возрастающих масштабах применяются пластиковые деньги. Они используются как средство платежа для безналичных расчетов за товары и услуги, а также для получения наличных денег. Платежные карточки различаются по назначению, внешнему виду, способу применения и материалу изготовления.

В. Весьма перспективными являются электронные деньги. В широком смысле слова – это система денежных расчетов, которые производятся посредством использования электронной техники. Здесь имеется в виду такая схема безналичных расчетов, которая охватывает банки, предприятия розничной торговли и бытовых услуг. Граждане и предприятия получают возможность с удаленных терминалов посылать в свои банки распоряжения об оплате товаров и услуг.

Задание 1. Ответить на вопросы теста:

Укажите, какую функцию выполняют деньги, когда безработный получает пособие по безработице. В этом случае деньги выполняют функцию:

б) средства платежа;

в) средства накопления сбережений.

Какую функцию выполняют деньги, когда парикмахер говорит своему клиенту: «За оказание каждой услуги вам придется заплатить 500 рублей». В этом случае деньги выполняют функцию:

а) средства платежа;

в) средства измерения стоимости.

Какую функцию выполнили деньги, когда домашняя хозяйка, получив месячную заработную плату мужа 1 тыс. р. и израсходовав 800 р., 200 р. отложила на то, чтобы в будущем приобрести стиральную машину. В этом случае 200 р., отложенные на покупку стиральной машины, выступили в роли:

а) средства платежа;

б) средства накопления сбережений;

Центральный банк осуществляет:

б) операции с акционерными компаниями;

в) привлечение денежных сбережений населения;

г) кредитование населения.

б) хранит все наличные деньги;

в) обеспечивает устойчивость рубля.

Эмиссионная функция – это:

а) обеспечение стабильности банковской деятельности и денежного рынки;

б) создание денег и регулирования денежного обращения;

в) мобилизация свободных средств;

г) правильного ответа нет.

Банковская система России включает:

а) центральный банк и коммерческие банки

б) Банк России и кредитные организации

в) Банк России, российские кредитные организации, представительства и филиалы иностранных банков

г) Банк России, российские кредитные организации, представительства и филиалы иностранных банков, иностранные банки

К функциям центрального банка в отличие от коммерческих банков относится:

а) проведение расчётов и платежей в хозяйстве:

б) посредничество в кредите

в) аккумуляция и мобилизация денежного капитала

г) управление золотовалютными запасами страны

Первичный рынок ценных бумаг – это рынок, на котором:

а) первичные дилеры торгуют государственными ценными бумагами

б) эмитент впервые представляет свои ценные бумаги

в) инвестор впервые выходит на фондовый рынок

Укажите, какое определение выражено в перечисленных терминах и понятиях.

Практическое занятие № 7

«Механизм свободной конкуренции и система государственного регулирования экономики. Отличительные черты развития налоговой системы в России»

Цель: изучить роль государственного регулирования в развитии экономики страны

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Регуляцию экономики государство выполняет через следующие функции:

1. Юридическую. Самым первым и самым важным шагом для стабильного развития экономики является нормативно-правовая база. Правительство занимается развитием правовой системы, определяет права и обязанности, создает законы, таким образом, влияя на экономику.

2. Стабилизационную. Здесь правительство использует все свои бюджетно-налоговые и денежные возможности. Главными задачами этой функции постоянная поддержка отраслей экономики, уменьшение инфляции, стабилизации курса национальной валюты, уменьшение уровня безработицы и регулирование цен на социально значимые группы товаров.

3. Социальную. Главными аспектами этой функции является перераспределение финансов между слоями общества, защита незащищенные слоев общества, организация и поддержание в отличном состоянии отраслей, которыми не занимается частный бизнес: медицина, транспорт, наука, оборону, связь, образование.

4. Социальные гарантии. Государство должно и обязано гарантировать минимум. Обеспечивать граждан минимальной пенсией по старости либо инвалидности, обеспечивать граждан получением заработной платы не меньше установленного минимума, обеспечивать пособие по безработице.

Государственное регулирование экономики осуществляется посредством методов прямого (инвестиции, дотации, субвенции или субсидии, трансферты, цены) и косвенного (промышленная, денежно-кредитная, страховая, амортизационная и налоговая политика) воздействия.

От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других исходя из общенациональных интересов. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения ВВП и национального дохода страны, воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота.

Налоговый механизм применяется для снятия социальной напряженности, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий благоприятных для экономического роста.

Финансовое обеспечение государственного бюджета:

— налоговые поступления (все виды федеральных, региональных и местных налогов, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение законодательства), примерно 90%;

— неналоговые поступления (доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от ВЭД, доходы от приватизации и др.), примерно 10%.

Налог – обязательный, индивидуальный, но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии).

Налогообложение (обложение налоговым платежом) – весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

Задание 1. Подберите каждому термину его определение:

Задание 2. Решите задачи:

Задача 1. Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.

Задача 2. Определить сумму налогов, входящих в состав таможенных платежей при ввозе в РФ пива. Груз 6000 л; таможенная стоимость – 0,8 долл./л; пошлина – 0,5 р./л; специальная пошлина – 1,5 %; дополнительная импортная пошлина – 5 %; акциз – 7 р./л; НДС – 18 %. Курс Евро – 40,2 руб., курс доллара – 31,5 руб.

Практическое занятие № 8

«Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках. Особенности международной торговли»

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания о международной экономике.

Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля – обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны.

Экспорт – продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт – покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.

Внешнеторговый оборот – сумма стоимостных объемов экспорта и импорта той или иной страны.

Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, традиционно выражаемых в долларах США.

Экономическая проблема – глобальная проблема человечества, связанная с истощением ресурсов и разделением мира на полюса экономического развития, с обеспечением продовольствия и НТР (научно-техническими революциями).

Опасность истощения природных ресурсов (полезные ископаемые, климатические, водные, растительные, земельные, почвенные, животного мира).

Истощение грозит не только невозобновимым ресурсам, но и тем, которые относят к разряду возобновимых.

Разделение мира на полюса экономического развития

Поляризация мира по принципу развитости экономики.

Высокоразвитые страны могут помогать развивающимся странам, преодолевать трудности развития, но развитые страны не всегда жаждут поделиться своими деньгами со странами третьего мира, а наоборот вынуждают их к не всегда выгодному сотрудничеству.

Неспособность развивающихся стран полностью обеспечить питанием свое население.

Научно-технические революции (НТР)

Негативные последствия, связанные с непредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений НТР. Потеря ответственности за отельные результаты НТР.

Задание 1. Решите задачи:

а) в производстве какого товара имеют преимущества Россия и Германия? Какой здесь тип преимущества имеет место?

Б) подсчитайте (в часах) выигрыш от международной торговли соответственно России и Германии, если обменивают 5 кг сыра на 3 кв. м. трикотажа.

Задача 2. Российская фирма обсуждает возможность закупки телефонных аппаратов в Германии. Стоимость одного аппарата составляет 20 евро; стоимость перевозки 100 шт. – 5 евро за штуку, 500 шт. – 4 евро, 1000 шт. – 3 евро, 10000 шт. – 2 евро, 20000 шт. – 1 евро за штуку. Такой аппарат можно продать в России за 23,5 евро за штуку. Если предположить, что других расходов нет, то какой минимальный объем импорта обеспечит прибыль в 10%?

Задача 3. Функция цены предложения телевизоров в Германии Ps = 5+0,5Q. Спрос на телевизоры на внутреннем рынке описывается как Qd = 1000 – 2P. Найдите величину импорта, если цена телевизора на внутреннем рынке P = 200. Как сократится импорт, если будет введена таможенная пошлина в размере 10?

Задача 4. Одна страна производит только два продукта: лимоны и бифштексы, которые всегда потребляются внутри страны в пропорции 1:2. Один бифштекс требует в два раза больше затрат труда, чем один лимон. Предположим, на мировом рынке цена одного бифштекса в 1,5 раза выше цены лимона. На сколько процентов возрастет потребление лимонов и бифштексов в стране, если она выйдет со своими продуктами на мировой рынок?

Задание 2. Ответьте на вопросы теста:

1. К глобальным проблемам человечества относятся:

а) предотвращение ядерной катастрофы;

б) охрана окружающей среды;

в) освоение космоса и Мирового океана;

г) все вышеперечисленные проблемы.

2. Определяющую роль в решении глобальных проблем играют:

а) международные экономические организации;

в) общие усилия всех стран;

г) усилия наиболее богатых стран мира.

а) превосходство экономического развития стран «третьего мира» над экономическим развитием стран Запада;

б) тенденция роста экономического отставания стран «третьего мира» от ведущих держав Запада;

в) постоянная борьба между народами, проживающими на севере и на юге;

г) проблема, связанная с климатическими условиями.

4. К путям преодоления бедности и отсталости относятся:

а) индустриализация в развивающихся странах;

б) либерализация хозяйственной жизни;

в) преобразование аграрных отношений;

г) содействие эмиграции населения;

д) реформа образования;

е) улучшение экологической обстановки;

ж) улучшение системы здравоохранения.

5. Необходимость осуществления реформ в мировой торговле продовольствием вызвана:

а) ростом международного регулирования мировой торговли;

в) ухудшением экологии;

г) ростом государственной поддержки.

6. 18. Группу Всемирного (Мирового) банка образуют следующие

Задание 3. Вопросы для обсуждения (верно / неверно)

1. В отличие от мирового рынка мировое хозяйство охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства.

3. Конкуренция на внутренних рынках жестче, чем на мировом рынке.

4. В современной экономике усиливается тенденция к изолированности.

5. Несмотря на продолжающийся рост мировой торговли, её значимость по сравнению с другими формами международных экономических отношений уменьшается.

6. В международной статистике экономический масштаб страны обычно измеряется таким показателем, как ВВП.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (введен в действие Федеральным законом от 30.11.94 № 51- ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (введен в действие Федеральным законом от 26.01.96 № 14- ФЗ) (в ред. от 28.06.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (введен в действие Федеральным законом от 26.11.01 № 146- ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (введен в действие Федеральным законом от 18.12.06 № 230- ФЗ) (в ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.

Автономов В.С. Экономика. Базовый курс. 10—11 классы. — М., 2010.

Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Караманова О.В. и др. Экономика: учебник для 10— 11 классов. — М., 2014.

Липсиц И. В. Экономика (базовый уровень): учебник для 10—11 классов. — М., 2014. Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Терещенко О.Н. Основы экономики: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Филиппова О.И., Волкова Л.А., Малецкая Н.В. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *