Практическая работа по химии это что

Методика проведения практических работ по химии на примере первых уроков в курсе 8-го класса

Разделы: Химия

Методические рекомендации: Это первое знакомство учащихся с лабораторным химическим оборудованием. Поэтому, еще раз следует проговорить правила техники безопасности. С этого следует начать урок.

Чтобы сформировать у учащихся приемы обращения с лабораторным оборудованием, следует проводить работу неспеша, проверяя и поправляя, если надо, каждое действие учащихся. Чтобы избежать ошибок, можно вместе с учащимися собирать приборы, показывая как это делать на демонстрационном оборудовании.

После выполнения практической части, предоставляем учащимся время для заполнения отчета. Форма отчета может быть любой, но, как показывает опыт, удобнее это делать в виде таблицы. Причем рекомендуем первую практическую работу оформить на доске вместе с учениками. Оформляйте работу на развороте двойного листа, в этом случае будет достаточно места для всех записей и рисунков. В дальнейшем вы избежите проблем и вопросов по оформлению.

Учащиеся должны расписаться в журнале техники безопасности (специальный журнал фиксации инструктажа учащихся по технике безопасности) и впоследствии каждый раз в тетради перед началом работы (см. форму отчета).

Посуда и приборылабораторный штатив, муфта, кольцо, лапка, пробирка, химический стакан (плоскодонная колба), выпарительная фарфоровая чашка, огнезащитная прокладка (асбестовая сетка), тигельные щипцы, лоток для оборудования

План содержания урока:

Организационный момент. После приветствия учитель мотивирует учащихся на проведение практической работы. Просит освободить рабочее место от посторонних предметов, оставив на столе тетрадь для практических работ, учебник с инструкцией, линейку, простой карандаш, ручку.

Обращаем внимание учащихся на внешний вид. У учащихся одежда не должна иметь широкие рукава, длинные волосы должны быть убраны.

Повторение правил безопасной работы в лаборатории. Перед началом работы актуализируем знания учащихся по правилам безопасной работы в лаборатории. Так как Техника безопасности уже отрабатывалась на первом уроке можно опросить учащихся фронтально, или предложить им работу по группам с карточками, на которых прописаны ситуации с нарушением техники безопасности (см. Приложение 1 “Карточки индивидуального опроса” и Приложение 2 “Ответы к карточкам индивидуального опроса”).

Народное творчество. Можно воспользоваться результатами народного творчества учителей химии и учеников.

О.В. Ильина
учитель химии (Москва)

Выполнение практической части. Практическую часть выполняем вместе с учащимися, показывая на демонстрационном столе правила обращения с лабораторным оборудованием. Как показывает опыт, школьнику лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. При выполнении практической части придерживаемся описания хода работы, приведенного в учебнике на стр. 57 – 60.

Рассматриваем устройство штатива, и назначение каждой составной части.

Учим школьников закреплять в штативе пробирку; плоскодонную посуду (стакан или колбу), объясняем назначение асбестированной сетки; круглодонную посуду (выпарительную чашку или круглодонную колбу), учим пользоваться тигельными щипцами для переноса горячей лабораторной посуды.

Оформление отчета по практическому занятию. Учим школьников делать четкие и грамотные записи по практической работе. Заранее на доске напишем схему оформления работы:

Практическая работа № 1

“Приемы обращения с лабораторным штативом”

Цель работы: Ознакомиться с лабораторным оборудованием. Научиться приемам обращения с лабораторным штативом.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

Ход работыРисунокВывод
Устройство лабораторного штатива.

Закрепление в штативе пробирки;

Закрепление в штативе плоскодонной химической посуды (стакана или колбы);

Закрепление в штативе выпарительной чашки.

(в соответствии с каждым пунктом хода работы следует сделать рисунок с указанием составных частей приборов)(в этой графе указывают назначение каждой детали оборудования)

Огнезащитная прокладка (асбестовая сетка) используется при нагревании плоскодонной химической посуды, закрепленной в штативе, чтобы получить равномерное нагревание.

Рабочее место ________________________

С целью воспитания ответственности за оборудование, аккуратности, бережливости предлагаем учащимся после окончания практической работы разобрать штатив, убрать рабочее место и сдать его учителю. Учитель проверяет сохранность оборудования и ставит свою подпись в тетради учащегося.

Учебник“Тетрадь для учебной работы”Тетрадь

“Начала химического эксперимента”

другое
Подготовиться ко 2-ой части практической работы: изучить ход работы на стр.60-62______________Прочитать и заполнить раздел “Умение обращаться с нагревательными приборами” стр.19-22

Прочитать текст практического занятия на стр.27-28.

_____________

Практическое занятие 1 (продолжение, второй урок) “Приемы работы со спиртовкой. Изучение строения пламени”

Методические рекомендации: При формировании основных практических умений не следует экономить время. Надо дать учащимся возможность в свободном темпе выполнять все операции. Только тогда они будут уверены в себе, и не будут бояться выполнять практические работы. Поэтому первую практическую работу разбиваем на два урока и тщательно формируем навыки обращения с лабораторным оборудованием. Данный урок посвящаем изучению нагревательных приборов, а также изучаем строение пламени. В зависимости от оснащения кабинета химии, нагревательные приборы разные, но подходы к их изучению одинаковые.

Важно, чтобы учащиеся четко определили самую горячую и самую холодную части пламени. В дальнейшем это необходимо для проведения других практических работ.

Цель урока: Отработать приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовкой, электронагревателем), изучить строение пламени.

Посуда и приборыспиртовка (электронагреватель), спички, лучина, штатив для пробирок, держатель для пробирок, пробирка с водой, лоток для оборудования

План содержания урока:

Организационный момент. Приветствуем учащихся и поясняем, что сегодня мы будем продолжать формировать навыки безопасной работы в лаборатории. Рассказываем о значении нагревательных приборов для экспериментирования. Озвучиваем тему урока, цель и задачи. Просим открыть тетради для практических работ и записать шапку отчета.

Повторение правил безопасной работы в лаборатории. Перед началом работы повторяем правила Техники безопасности, обращая особое внимание на правила работы с нагревательными приборами (пп.21 – 27, 31, 34 см. Приложение 1).

Можно обсудить с учащимся ответы, которые они привели в тетради “Начала химического эксперимента”. Это поможет актуализировать их знания и подготовит к проведению эксперимента.

Выполнение практической части. Вместе с учащимися рассматриваем, а затем школьники зарисовывают нагревательный прибор (спиртовку).

Затем демонстрируем, как правильно зажечь и погасить спиртовку. Обращаем внимание на возможные ошибки. Предлагаем учащимся упражнение – самостоятельно зажечь и погасить спиртовку несколько раз.

Затем приступают к изучению строения пламени. Ход работы приведен в учебнике стр. 60-62. После исследования зон пламени предлагаем решить экспериментальную задачу: в какую часть пламени надо внести пробирку, чтобы вода в пробирке закипела максимально быстро?

Предлагаем ребятам проверить это. Они выполняют эксперимент дважды, нагревая пробирку в самой горячей и в самой холодной зонах пламени, отмечают приблизительно время каждого нагревания.

По окончании эксперимента, учащиеся приводят рабочее место в порядок, оформляют отчет и сдают рабочее место учителю.

Оформление отчета по практическому занятию.

Практическая работа № 1 (продолжение)

«Приемы обращения с нагревательным прибором.»

Изучение строения пламени”

Цель работы: Ознакомиться с устройством нагревательного прибора. Научиться приемам обращения с нагревательным прибором. Изучение строения пламени.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

Ход работыРисунокВывод
Устройство спиртовки.

Обращение со спиртовкой.

Строение пламени.

(учащиеся должны привести рисунок спиртовки с указанием составных частей и рисунок пламени с указанием зон)(помогите ученикам сформулировать ответ на вопрос: каков принцип действия спиртовки, и какая зона пламени самая горячая)

Рабочее место ________________________

После принятия рабочего места у учащегося, учитель собирает тетради на проверку.

Источник

Методическая разработка карт-инструкций практических работ по химии 9-11 классах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназии № 4

имени героя Советского Союза

Кибизова Александра Николаевича

для практических работ по химии

Разработала Бигулова Залина Заурбековна,

Список использованной литературы

Практическая работа № 3

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

Цель: используя знания, полученные при изучении неорганической и органической химии осуществить практически превращения.

Наблюдения и выводы.

Опыт 1. Осуществить практически следующие превращения:

Уточнение условий проведения опытов.

Для опыта использовать алюминий, взятый в избытке. В пробирку опустить кусочек алюминия и прилить раствор соляной кислоты. Осторожно нагреть пробирку для ускорения реакции (для нагревания можно использовать стакан с горячей водой). После охлаждения раствор соли следует отфильтровать.

В две пробирки налить по 1 – 2 мл раствора соли хлорида алюминия, полученной в опыте 1, добавить к растворам по 2 – 3 капли раствора щелочи до получения студенистого осадка.

3,4. В одну из пробирок прилить раствор серной кислоты до растворения осадка, в другую – избыток раствора щелочи и наблюдать растворение осадка.

Опыт 2. Осуществить практически следующие превращения:

Уточнения условий проведения опытов.

Горение спирта. В фарфоровую чашечку поместить 10 – 15 капель этанола, поджечь его лучинкой. Обратить внимание на цвет пламени.

Окисление этанола оксидом меди ( II ). В пробирку налить примерно 0,5 мл этанола. Спираль из медной проволоки нагреть в пламени спиртовки до появления черного налета оксида меди ( II ). Горячую спираль опустить в пробирку с этанолом. Черная поверхность спирали становится золотистой вследиствии восстановления оксида меди ( II ) до меди. Появляется характерный запах уксусного альдегида.

Окисление уксусного альдегида. В пробирку налить 2 – 3 мл гидроксида натрия и добавить к нему несколько капель сульфата меди ( II ). Небольшое количество полученного гидроксида меди ( II ) добавить к уксусному альдегиду и нагреть на спиртовке.

Практическая работа №5

«Получение и свойства карбоновых кислот»

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирки, спички.

Реактивы: уксусная кислота, муравьиная кислота, ацетат натрия, гидроксид калия, гидроксид натрия, лед, цинк, магний, серная кислота.

Цель: сформировать у учащихся умения проводить характерные реакции органических кислот, закрепить общие лабораторные и организационные умения.

Повторите правила техники безопасности!

Практическая работа по химии это что

1.Получение и свойства уксусной кислоты.

Поместите в пробирку 2-3 г ацетата натрия.

Добавьте по каплям концентрированную кислоту, чтобы она смочила соль.

Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

Опустите конец газоотводной трубки в сухую пробирку.

НПрактическая работа по химии это чтоагревайте пробирку с реакционной смесью, соблюдая правила нагревания.

В образовавшуюся жидкость добавьте каплю индикатора. Что наблюдаете?

2. Растворимость карбоновых кислот.

В одну пробирку налейте 1-2 мл воды и добавьте 2-3 мл уксусной кислоты, встряхните содержимое пробирки. В другую пробирку прилейте

1-2 мл воды и добавьте 0,1-0,2 г бензойной кислоты и встряхните. Отметьте различия в поведении уксусной и бензойной кислот.

Вопросы для самостоятельных выводов к опыту 2:

В чем причина различной растворимости различных органических кислот в воде?

Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами неорганических кислот?

3. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

В две пробирки налейте по 2 мл уксусной кислоты. В одну всыпьте немного стружек магния, а во вторую – несколько гранул цинка. Если нет заметных изменений, то слегка нагрейте пробирки. Что наблюдаете?

Вопросы для самостоятельных выводов к опыту 2:

Что наблюдаете при нагревании? Какой газ выделяется? Напишите уравнения реакций.

Какие металлы будут реагировать с уксусной кислотой? А какие нет? Сделайте общий вывод об условиях протекания реакций с металлами как органических, так и неорганических кислот.

Результаты опытов и выводов занесите в таблицу:

ОПЫТ №1. Получение и свойства уксусной кислоты.

В одну про-бирку на-лили…

Как называется реакция кислот со спиртами?

Напишите уравнение реакции взаимодействия этилового спирта с уксусной кислотой.

Почему для муравьиной кислоты характерна реакция «серебряного зеркала», а для других карбоновых кислот – нет? Напишите уравнение соответствующей реакции.

Практическая работа № 2

«Скорость химической реакции»

Оборудование: пробирки, спиртовка, спички.

Реактивы: натрий и калий металлические, вода, холодный раствор соляной кислоты, цинк в гранулах и порошке.

Цель: совершенствовать умения и навыки учащихся обращения с лабораторной посудой и реактивами.

Повторите правила техники безопасности!

Практическая работа по химии это что

ОПЫТ №1. Природа реагирующих веществ.

В две фарфоровые чашки налить воды. Поместить в нее по горошине металлических натрия и калия. Какой металл реагирует быстрее? Почему?

ОПЫТ №2. Температура.

В Практическая работа по химии это чтодве пробирке налить по 1 мл раствора соляной кислоты. Поместить в эти пробирки по одной грануле цинка. Что происходит? Нагрейте одну пробирку. Произошли изменения? Какие?

ОПЫТ №3. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.

Возьмите одну пробирку из опыта 2. Во вторую налейте 1 мл р-ра соляной кислоты и присыпьте порошок цинка. Что происходит? Почему?

Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу:

Опыт №1. Природа реагирующих веществ.

Практическая работа № 3

«Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирки, спички.

Реактивы: индикаторы, растворы солей: хлорида натрия, хлорида алюминия, ацетата натрия.

Цель: научиться самостоятельно проводить химический эксперимент, обобщить знания учащихся о классификации солей и их свойствах.

Практическая работа по химии это чтоВНИМАНИЕ!

Внимательно прочитайте описание опытов, продумайте их содержание.

После выполнения опытов, ответьте на вопросы, данные в конце работы.

Налейте в пробирку раствор хлорида натрия. Добавьте 1 каплю индикатора (метилоранжа).

Что наблюдаете? Полученные наблюдения запишите в таблицу.

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора хлорида алюминия, капните 1 каплю индикатора (метилоранжа). Что наблюдаете? Объясните происходящее. Напишите уравнение гидролиза.

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора хлорида алюминия, прилейте к нему 1 мл раствора сульфида натрия. Какие изменения наблюдаете? Запах какого вещества ощущается? Объясните наблюдаемые явления и запишите уравнения реакций.

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора ацетата натрия, капните 1 каплю индикатора (метилоранжа). Что наблюдаете? Объясните происходящее. Напишите уравнение гидролиза.

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора хлорида железа ( III ), присыпьте немного порошка цинка. Какие изменения наблюдаете? Объясните это явление и подтвердите необходимыми уравнениями реакции.

Для фиксации наблюдений используйте таблицу:

Соли, взятые для опыта

Анализ наблюдений. Уравнения реакций. Выводы.

хлорид железа ( III )

Для формулирования выводов используйте ответы на следующие вопросы:

Каким основанием и какой кислотой образованы данные соли?

Что образуется при гидролизе с хлоридом алюминия и хлоридом железа ( III )?

Почему индикатор меняет свой цвет в растворах солей?

1. Дайте характеристику следующим химическим процессам:

2. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций между веществами:

Практическая работа по химии это что

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Практическая работа по химии это что

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Практическая работа по химии это что

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практическая работа по химии это что

Номер материала: ДВ-362702

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Практическая работа по химии это что

Практическая работа по химии это что

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

Практическая работа по химии это что

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Практическая работа по химии это что

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Практическая работа по химии это что

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Практическая работа по химии это что

Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников

Время чтения: 1 минута

Практическая работа по химии это что

В России предложили учредить День семейного волонтерства

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Организация и проведение практических занятий по химии

Кондакова Галина Михайловна, преподаватель высшей категории ГБПОУ РО «Дон-Текс»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

Мудрость – дочь опыта.

Химия — экспериментальная наука. Важнейшим средством изучения веществ и их превращений является химический экс­перимент. Реализуется он на лабораторных работах, которые проводятся в виде демонстрационных экспериментов и лабораторных опытов и практических занятиях.

Практические занятия можно разделить на четыре вида:

· задания по приготовлению растворов и изготовлению моделей молекул веществ;

· задания на получение и химические свойства веществ;

В своем докладе подробно хочу остановиться на организации и проведении химического эксперимента.

Демонстрационный эксперимент очень оживляет занятия, делает их наглядными, пробуждает интерес к изучению химии. К демонстрационному эксперименту можно отнести:

· показ коллекций, образцов веществ;

· непосредственное проведение опытов.

Демонстрационный эксперимент должен быть нагляден, надежен, безопасен. Такой эксперимент следует предварительно апробировать и отрабатывать, чтобы при его проведении на занятии не произошло сбоя. Необходимо заранее подобрать концентрации и объемы растворов, количества твердых веществ, соответствующую посуду.

Демонстрационные эксперименты в виде опытов проводятся с целью заинтересовать студентов и мотивировать на изучение нового материала:

· на первых уроках химии;

· при изучении новых тем.

Эмоциональное образование в отличие от чисто рационального обладает большей побудительной и активизирующей силой.

Лабораторные опыты проводят обучающиеся. В ходе проведения опыта студенты приобретают соответствующие навыки и умения, проверяют истинность теоретических положений на практике.

Лабораторные опыты выполняют группами. На проведение одного лабораторного опыта должно затрачиваться не более 3- 5 мин.

Проведение лабораторных опытов можно использовать на различных этапах урока:

· изучении нового материала,

Например, на первых уроках изучения органической химии мои студенты проводят лабораторные опыты по определению водорода и углерода в органических соединениях.(Приложение А)

Перед выполнением опыта я, как преподаватель, формулирую цель или задание, даю необходимые указания к его выполнению и соблюдению правил техники безопасности.

По окончании опыта студенты обсуждают результаты.

Отчет о лабораторном опыте обучающиеся составляют в рабочей тетради. Отчет включает:

· уравнение химической реакции,

Практические занятия проводятся мною в конце изучения определенной темы. Их главной целью является закрепление знаний и практических умений обучающихся.

Организацию проведения практических работ поясню на примере практического занятия по теме: «Приготовление растворов заданной концентрации». (Приложение Б)

Цель работы: отработать практические навыки и умения приготовления водных растворов различных веществ заданной концентрации.

Оборудование и реактивы: весы, колбы, цилиндры, стеклянные палочки, шпатели, дистиллированная вода, склянки с веществами: хлорид натрия (поваренная соль), карбонат натрия.

Организационный момент. Прошу освободить рабочее место от посторонних предметов, оставив на столе тетрадь для практических работ, инструкцию проведения практической работы, линейку, простой карандаш, ручку. Обращаю внимание студентов на внешний вид. У обучающихся одежда не должна иметь широкие рукава, длинные волосы должны быть убраны.

Актуализация. Предварительная подготовка к практическим работам состоит в повторении теоретических вопросов.Актуализация знаний студентов проводится в виде фронтального опроса.

· фронтального опроса студентов,

· работы по группам с карточками, на которых прописаны ситуации с нарушением техники безопасности;

Студенты должны расписаться в журнале техники безопасности на первом уроке при проведении первичного инструктажа и впоследствии каждый раз в тетради перед началом работы.

Выполнение практической части. Приступая к выполнению практической части, студенты изучают инструкцию. Практическую часть выполняю вместе с обучающимися, показывая на демонстрационном столе правила обращения с лабораторным оборудованием, придерживаясь описания хода работы, приведенного в инструкции.

Как показывает опыт, студенту лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать.

По окончании экспериментаобучающиеся приводят рабочее место в порядок, оформляют отчет и сдают рабочее место преподавателю.

Оформление отчета по практическому занятию. На своих уроках я учу студентов делать четкие и грамотные записи по практической работе. Заранее на доске можно написать схему оформления работы. Причем первую практическую работу необходимо оформить вместе со студентами. Студенты оформляют работу на развороте двойного листа, в этом случае будет достаточно места для всех записей и рисунков. В дальнейшем можно избежать проблемы и вопросы по оформлению.

Отчет должен содержать следующие сведения:

3. Оборудование и реактивы

С техникой безопасности ознакомлен (а) ______________________

4. Краткое описание выполнения практической части работы с указанием условий проведения опытов.

9. Ответы на контрольные вопросы.

Рабочее место принято ________________(подпись преподавателя).

При формировании основных практических умений не следует экономить время. Надо дать студентам возможность в свободном темпе выполнять все операции. Только тогда они будут уверены в себе, и не будут бояться выполнять практические работы. Поэтому практические занятия планируются на два урока.

Практические работы в зависимости от оснащения выполняются

в различных формах:

· индивидуально (это в основном расчетные задания),

· в группах по два человека,

· в группах по 4 человека;

· на демонстрационном столе.

По возможности на уроках использую виртуальную лабораторию или видео ролики с проведением различных опытов. Использую так же электронные приложения к учебникам Габриеляна. Таким образом, выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на:

· обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины «Химия»;

· формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

· развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

· выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Надеюсь, что проведение опытов вызовет у них интерес к химии, который, возможно, перерастет в любовь к этой науке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *