Праксис в логопедии что это такое

Формирование праксиса и диспраксия у детей

Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).

Этапы развития двигательной сферы у детей:

Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.

С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.

Виды нарушений двигательной сферы у детей:

Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т.д., но это уже частные случаи.

Виды диспраксии по локализации:

Рекомендации родителям при диспраксии у детей

Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.

Также важно формировать предпосылки к формированию праксиса, заниматься видами активности, которые приводят в порядок «нижние уровни» организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).

Примеры занятий: ортоковрики, полусферы, различные балансиры, прыгуны, беговел, батут, игры с мячом, «классики», «жмурки», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мешочками и мячиками BAL-A-VIS X, бассейн, коньки, ролики, ЛФК, АФК, кинезиология, логоритмика, барабаны, игры на подражание движениям («зеркало», «попробуй, повтори»), действия по устной инструкции (сложное действие дробить на части и проговаривать пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования игрушек и вещей.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками

Праксис в логопедии что это такое Елена Дуданова
Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками

Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками

1. Развитие артикуляционного праксиса с помощью массажа ложками

Наиболее сложный из всех видов праксиса — артикуляционный, т. е. способность произносить звуки речи и их серии (слова).

Если праксис — это предметное действие, а предмет — образец, с которого делается «слепок» этого действия, то возникает вопрос, что служит таким предметом в артикуляционной деятельности? Иными словами, на базе чего формируется артикуляционный праксис, что служит «предметом» для той или иной артикуляционной позы?

Наиболее четко ответ на этот вопрос сформулировала Е. Н. Винарская — автор известных работ по клиническим проблемам афазии и дизартрии. Она дала формулировку, согласно которой условным предметом для артикуляционной позы звука речи служит его акустический образ. Ребенок слышит звук речи и «подгоняет» под него артикуляционный уклад. Конечно, это удается ему не сразу, а путем постепенного приближения к желаемому результату и по мере уточнения слухо-речевых представлений.

А. Р. Лурия выделил афферентный и эфферентный виды артикуляционного праксиса.

Афферентный артикуляционный праксис (кинестетический) — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы, которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.

Эфферентный артикуляционный праксис (кинетический) — это способность произносить серии звуков речи. Эфферентный артикуляционный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Эти переключения сложны по. способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий — коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционными позами. Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения.

Формирование правильного звукопроизношения во всех позициях – от изолированного произношения до произношения в связной речи – это и есть формирование артикуляционного праксиса.

Одним из наиболее действенных способов коррекционного воздействия на данном этапе является логопедический массаж и самомассаж.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Логопедический массаж показан при определенных нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц.

Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

Массаж известен уже не одно тысячелетие, причём у всех народов мира. С самых древних времён массаж являлся частью врачебного искусства.

Не вполне ясна история происхождения слова «массаж». Так, одни авторы считают, что оно произошло от арабского «mass» или «rnasch»«нежно надавливать, касаться», другие — от греческого «masso»«сжимать руками», третьи — от латинского «massa»«прилипающее к пальцам».

Только в конце XIX века массажем серьёзно заинтересовалась наука. С тех пор были разработаны многие методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа.

Применение самомассажа ложками в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте, а так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Массаж ложкамиимеет ряд преимуществ:

Во-первых, он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу. Ложки не требуют стерилизации — достаточно их помыть.

Во-вторых, разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего массажа. Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например, прижатия боковым краем, растирающие движения краем ложки, глубокое разминание большой площади; движения, оттесняющие губы, разминания губ и щёк с опорой на весь черпачок.

В-третьих, его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях.

Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа в логопедии даёт ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка, помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов. Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.

Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.

Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию. Для детей дошкольного возраста ложки лучше использовать кофейные. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком.

Если у ребёнка выраженный рвотный рефлекс, просто временно исключите для него движения ложкой во рту.И постепенно в индивидуальном порядке занимайтесь этой проблемой: массируйте язык, начиная с кончика, понемногу отодвигая границу рефлекса вглубь. Очень помогает беседа с ребёнком во время массажа, отвлекающая его внимания от процедуры. Дело в том,что причина этого явления часто психологическая: закрепившаяся реакция на какое-то воздействие в прошлом.

Если мышцы гипотоничны и ребёнку нужен стимулирующий массаж, поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц поставьте перед ним стакан с тёплой водой, и пусть ребёнок макает свои ложки в него.

Для массажа надо взять по 2 ложки на каждого ребёнка.

Занимаясь с ребенком можно делать ему массаж ложками, а потом обучить самомассажу, чтобы он смог под родительским присмотром заниматься этим и дома.

Дети обучаются приемам самомассажа ложками под руководством педагога, логопеда. Обучая детей самомассажу ложками, показываем каждый прием на себе и комментируем его. Дети выполняют массажныйприем самостоятельно: вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. По мере знакомства детей с приемами движений рук, пальцев, они станут более координированными и точными. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст. Упражнение выполняется под чтение стихотворения, и это тоже неслучайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.

При проведение логопедического массажа я обращаю внимание на противопоказаниях. Поэтому всегда, прежде чем начинать работу с ребенком, я беседую с мамой и собираю анамнез. Ни в коем случае не делаю массаж ребенку с эписиндромом, у которого в анамнезе наблюдались судороги; при любых заразных заболеваниях (стоматиты, высыпания и др., при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата, а также никогда не делаю массаж ребенку, если он плохо себя чувствует (в начальной стадии заболевания; при заболевании в стадии обострения).

2. Развитие речевого дыхания

Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания). Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнением артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более 3-5 раз.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания:

«Покатай карандаш», «Рыбаки плавают», «Вертушки», «Дудочка»,

«Пускание мыльных пузырей», «Птичка летает», «Свистулька»,

Упражнения должны выполняться последовательно с использованием наглядности, постепенно переходя от простого к более сложному.

3. Развитие фонематических процессов

Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления.

Упражнения по рпзвитию фонематических процессов направлены на развитие слуховой дифференциации звуков, на запоминание и повторение слоговых цепочек, отдельных слов, серии слов, запоминание смысловых рядов, запоминание и повторение фраз и т. д.

Упражнения и игра на развитие фонематических процессов:

«Шумящие коробочки», «Чудо-звуки», «Слушай, пробуй, как звучит», «Угадай, что звучало», «Громко — тихо»,«Камертон»,«Узнай свой голос», «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Исправь ошибку в предложении» и др.

3. Развитие общей и мелкой моторики.

Общая моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела, т. е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве,и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и так далее.

Для развития общей моторики проводятся упражнения на координацию,упражнения на сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением: «Лодочка», «Снеговик», «Дерево», «Кощей бессмертный», «Марионетки», «Кулачки», «Яйцо», «Маляр», «Колобок», «Бревнышко», «Слоник», «Гусята» и др.

Мелкая моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Используя самомассаж ложками в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, я выявила положительные результаты. Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата. Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, синкенезии и девиацию языка. С помощью массажа ложками происходит развитие мелкой моторики, точных, координированных движений кистей и пальцев рук, что помогает не только в логопедической работе, но и улучшает у детей навыки самообслуживания, способствует наилучшему обучению детей на занятиях. Самомассаж ложками с использованием стихотворных форм способствует улучшению памяти, соотнесение движений с текстом стихотворений.

Таким образом, массаж ложками оказывает эффективное влияние в формировании артикуляционного праксиса, профилактике и коррекции речевых нарушений.

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Т. «Методика речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи». – М. : Книголюб, 2005.

3. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской «Логопедия», Москва 1998 г.

4. Горчакова А. М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления

5. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. : Гном и Д, 2008.

6. Крупенчук О. И. Логопедический массаж ложками. СПб. : Издательский дом «Литера», 2014.

7. Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.

8. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М. : Просвещение, 1989 г.

9. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду», М. :Просвещение, 1987г.

10. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М. :МГОПИ,1993.-72с.

Источник

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ (ПРАКСИС)

Праксис в логопедии что это такое

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Лекция 10
ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ (ПРАКСИС).
НАРУШЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКСИСА.

Тольяттинский Государственный Университет

Описание слайда:

В детской психологии и педагогике говорят о крупной и мелкой моторике. Практическое (предметное) действие в нейропсихологии называется праксис. Праксис (греч. praxis — действие) — координированное, сознательное произвольное движение или действие. Праксис объединяет различные виды движений и действий (мануальных, локомоторных, движений глаз, речевой мускулатуры и др.).

Описание слайда:
Описание слайда:

Виды праксиса:
Предметный несимволический праксис – способность совершать действия с предметом. Сам предмет подсказывает способ действия с ним.

Предметный символический (смысловой) праксис – способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации). К нему относятся все смысловые жесты: как едят, как пьют, как рубят дрова, как водят машину и пр. Освоение смыслового праксиса происходит у ребенка в игре. Символические жесты составляют основу языка глухих.

Описание слайда:

Пальцевый праксис – способность совершать дифференцированные кистевые действия. С 5-6 мес ребенок проявляет интерес к игре с пальчиками. Постепенно у него появляется осмысленный указательный жест.

Оральный праксис – способность совершать дифференцированные действия мышцами лица и губ. К этому относятся движения: подуть, поцокать, пощелкать, надуть щеки и пр. Овладение оральным праксисом составляет весьма важную подготовительную фазу речевого развития. От качества и объема оральных навыков во многом зависит усвоение нормативного звукопроизношения.

Описание слайда:

Артикуляционный праксис – способность произносить звуки речи и их серии (слова). Артикуляционный праксис формируется на базе акустического образа предмета (названия предмета). Ребенок слышит звук речи и «подгоняет» под него артикуляционную позу, уклад. Это удается ему не сразу, а путем постепенного приближения к желаемому результату и по мере уточнения слухо-речевых представлений. При этом наблюдение за артикулированием взрослых полезно, но является лишь дополнительной опорой. Подтверждением этого является то, что невидящий (слепой) ребенок, тоже овладевает артикуляторными движениями без принципиальных затруднений.

Описание слайда:

Артикуляционный праксис делится на два вида:
Афферентный артикуляторный праксис – способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые еще называются кинестезии или артикулемы.

Описание слайда:
Описание слайда:

Локализация:
Кинестетический (афферентный) праксис, включая оральный, осуществляется за счет вторичных полей нижних отделов постцентральной зоны левого полушария
Кинетический (эфферентный) праксис имеет мозговое представительство в прецентральных отделах левого полушария.
Артикуляционный праксис, играющий основную роль для произносительной стороны речи имеет ту же локализацию, что и неречевые виды праксиса, но еще более отдаленных от ядра отделах постцентральной и премоторной зон левого полушария. Зону локализации эфферентного артикуляционного праксиса принято называть зоной Брока.
Пространственный праксис имеет теменно-затылочную локализацию, так как для него необходим синтез зрительного, вестибулярного и кожно-кинестетического чувства.

Описание слайда:

Апраксия характеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных, символической жестикуляции и др.) без выраженных признаков центрального пареза или нарушений координации движений.
В классической невролгии выделяют несколько основных видов апраксии.

Описание слайда:
Описание слайда:

При конструктивной апраксии страдает прежде всего правильное направление действий; больным трудно конструировать целое из частей, например сложить из спичек заданную геометрическую фигуру (ромб, квадрат, треугольник). При этом виде апраксии очаги поражения чаще находят в угловой извилине теменной доли доминантного полушария. Апраксические расстройства также двусторонние.

Описание слайда:

Моторная апраксия, или апраксия выполнения Дежерина, отличается нарушением не только спонтанных действий и действий по заданию, но и по подражанию. Она часто односторонняя (например, при поражении мозолистого тела она может возникнуть только в левой верхней конечности) (рис. 1).
Поражение теменной доли близ постцентральной извилины вызывает апраксию в связи с нарушением кинестезии (афферентная, или кинестетическая, апраксия). Произвольное движение больной может производить только при постоянном зрительном контроле.

Описание слайда:

При очагах на стыке теменной, височной и затылочной долей (зона статокинестетического анализатора) возникают нарушения пространственных соотношений при выполнении сложных двигательных актов (пространственная апраксия). Больной не может придать выпрямленной кисти горизонтальное, фронтальное или сагиттальное положение, нарисовать изображение, ориентированное в пространстве, попасть в нужную точку. При письме делает пространственные ошибки, будучи не в состоянии правильно соотнести части сложно построенных букв и проявляя признаки зеркального письма.

Описание слайда:
Описание слайда:

При поражении лобной доли (зона эфферентных систем) происходит распад навыков сложных движений и программы действий с нарушением спонтанности и целенаправленности (лобная апраксия). Больной склонен к эхопраксии (повторяет движения исследующего) или инертным стереотипным движениям, которые он не исправляет и не замечает. Затрудняются такие больные в выполнении нетипичных запрограммированных действий: например, при просьбе врача поднять его верхнюю конечность больной должен поднять II палец, или в ответ на один стук поднять правую, а в ответ на два стука поднять левую верхнюю или нижнюю конечность и т. п.

Описание слайда:

Апрактоагнозии.
В некоторых видах деятельности нарушения гнозиса и праксиса выступают совместно, поэтому их бывает трудно отделить друг от друга. К ним относятся конструктивная, сомато-пространственная деятельность, рисование, пространственно-ориентировочные действия. Часто трудно определить, из-за чего ребенок не способен нарисовать что-либо: отсутствует ли у него образ того, что нужно изобразить (гностическое нарушение), или же он неспособен выполнять это рукой (праксический момент). Или, неясно, из-за чего трудно выполнить сомато-пространственные пробы – из-за нарушения ориентировки в пространстве или же не управления руками, которые должны воспроизвести заданную позу. Совмещение гностических и праксических нарушений и называется апрактоагнозиями.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Праксис в логопедии что это такое

Афазия и апраксия представляют собой наиболее частые синдромы при поражении левого полушария мозга. Для вьывления речевых нарушений, описанных в соответствующей главе, проводят помимо тестов на вербальную коммуникацию (речь и ее понимание) также оценку способности к письму, счету и чтению.

• Написание сложного предложения под диктовку врача представляет собой очень чувствительный тест для оценки нарушений речи, а также позволяет выявить изолированный синдром аграфии. Сочетание аграфии и алексии наблюдается, например, при поражении угловой извилины доминантного полушария. Если фраза написана правильно, афазия маловероятна.

Чтение и понимание сложных предложений может быть затруднено и в отсутствие синдрома афазии, в качестве проявления изолированной алексии, например, при изолированном очаге в зоне кровоснабжения левой задней мозговой артерии.
— Алексия в сочетании с гемианопсией и нарушением различения цветов наблюдается при поражении левой половины зрительной коры и утолщения мозолистого тела (зона кровоснабжения задней мозговой артерии).
— Изолированная глухота в отношении речи при сохранной способности слышать и распознавать невербальные слуховые стимулы (например, звон колокола) развивается при подкорковом поражении слуховой лучистости слева и соединительных волокон мозолистого тела. При поражении мозолистого тела происходит нарушение ряда функций, которые обеспечивают в основном передачу импульсов из одного полушария в другое. Подобные больные не могут, в частности, придать руке такое же положение, которое придает другой их руке врач, не видя эту другую руку, или назвать предмет, ощупываемый их левой рукой (в отсутствие зрительного контроля).

Они также не могут писать левой рукой и выполнять ею простые действия (повернуть водопроводный кран, насыпать соль из солонки и т.п.).
— При алексии без нарушений речи (но в отсутствие также способности прочитать написанное самим собой), вероятнее всего, речь идет о поражении утолщения мозолистого тела.

Праксис в логопедии что это такое

Акалькулия (например, неспособность вычесть 9 из 24; 3 умножить на 7) может сопровождать аграфию и указывает в этом случае, как и нарушение право- и левосторонней ориентации и агнозия пальцев (синдром Герстманна), на поражение левой теменной области. Локализация поражения в левой угловой извилине не является точной.

При поражении левого полушария наряду с афазией часто наблюдается апраксия. Это приобретенное нарушение целенаправленных движений или действий, не обусловленное парезом, атаксией или нарушениями понимания и коммуникативных функций. Для исследования этого синдрома пациента просят выполнить несколько заданий. Он должен надуть щеки или посвистеть (буккофациальная апраксия), показать жестами, как причесываются, поджигают сигарету или забивают молотком гвозди (идеомоторная апраксия). Если пациент не может выполнить этих действий после словесной просьбы, исследователь сам имитирует их и просит пациента повторить. Нарушения обычно сопровождаются афазией.

Патологические очаги чаще всего локализуются в теменной области, но возможна лобная локализация — в полях 6 и 8. Апраксия одевания, нередко в сочетании с игнорированием половины пространства, наблюдается при поражении правой теменной доли.

Особенно показательным является правильное повторение положения рук врача в виде «бабочки», что не способен сделать, например, пациент с диффузной корковой деменцией.

Зрительно-пространственные и пространственно-конструктивные функции

Нарушения функций, обеспечивающих ориентацию в пространстве, характерны для поражения правого полушария. При поражении правой теменной доли наблюдается игнорирование левой половины пространства.

• Исследование зрительно-пространственных и пространственно-конструктивных функций проводят с помощью тестов на срисовывание рисунка (кубика) или сложных, комплексных фигур по Рею. Появление трудностей указывает на поражение теменной доли, прежде всего правой. При определенных формах деменции наблюдается преимущественное или раннее поражение этих функций.

• Исследование восприятия собственного тела и пространства проводят, например, предлагая пациенту дотронуться своим правым указательным пальцем до левого уха, проведя его за головой. При поражении правой теменной доли пациент не воспринимает (игнорирует или недооценивает) парез левых конечностей (анозогнозия). При одновременном прикосновении к аналогичным точкам на обеих половинах тела пациент регистрирует только прикосновение к правой половине (сенсорное игнорирование). Оба этих проявления служат признаками игнорирования половины пространства, которое наблюдается особенно часто (но не исключительно) при поражении правой теменной доли.

Все, что находится и происходит на противоположной части пространства, которой пациент «пренебрегает», не попадает в зону его внимания: стоящие в помещении слева от пациента лица и предметы, исходящие оттуда акустические раздражения. При одновременном поступлении зрительных стимулов в обе половины полей зрения (в отсутствие гемианопсии) одну из сторон пациент не видит (зрительное игнорирование), при тактильном исследовании с закрытыми глазами не ощушает, например, левую половину поверхности стола, при рисовании не изображает левую часть фигур. Левая половина тела меньше двигается, части тела могут находиться в необычной, неудобной позе, при мытье пациент ими также пренебрегает. При рисовании левая половина листка остается пустой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *