М ногие философы и мыслители задавались вопросом о том, откуда произошёл мир, как началось его творение. Есть как религиозные версии сотворения мира, так и научные.
В философии школы Санкхьи есть такое понятие, как «Пракрити». Также этот термин упоминается и в «Йога-сутрах» Патанджали. Пракрити считается женским аспектом проявления Вселенной, которая в симбиозе с мужским аспектом Вселенной — Пурушей — образует мироздание.
Пракрити в переводе с санскрита означает `причина`, `материя` или `природа`. Пракрити является изначальной природой, первоосновой мира. Когда Пракрити не подвергается влиянию гун, она остаётся в своём изначальном состоянии. И в тот момент, когда гуны начинают воздействовать на Пракрити, нарушается баланс гун, и Пракрити начинает видоизменяться — принимать различные формы и образовывать материальный мир.
О том, как видеть изначальную суть всех вещей и явлений вне форм, Патанджали пишет в сутре 45 главы первой. В версии перевода Свенссона сутра звучит так: «Область тонкого завершается чистой материей, не имеющей отличительных черт или линги». То есть по мере познания окружающего мира путём созерцания или Дхьяны, человек начинает видеть истинную суть вещей и явлений и начинает воспринимать их как тождественные между собой и неразделимые друг от друга.
Немного по другому эту сутру перевёл Свами Сатьянанда Сарасвати: «Стадии Самадхи в отношении тонких объектов распространяются вплоть до пракрити». Таким образом, достижение состояния Самадхи позволяет видеть изначальную суть вещей. И чем глубже стадия Самадхи, тем более истинный уровень восприятия реальности открывается перед человеком.
В своём трактате Патанджали рассматривает Пракрити как конечную цель, то есть конечная стадия Самадхи приводит к познанию Пракрити. В переводе 45 сутры версии Загуменнова об этом сказано достаточно ясно: «Сфера тонкого завершается в непроявленном». Под сферой тонкого можно понимать процесс познания мира методом практики Дхьяны, а под непроявленным подразумевается Пракрити, которая под действием гун, принимая разные формы, порождает всё.
Рассматривая такое понятие, как Пракрити, следует обратить внимание на концепцию воздействия гун. Ведь именно под воздействием гун, Пракрити образовывает материальный мир и создаёт иллюзию двойственности и независимости вещей и явлений друг от друга.
В сутре 19 главы второй Патанджали подробно пишет о гунах. В версии перевода А. Бейли эта сутра звучит так: «Подразделения гун (или качеств материи) — четверичны: специфическое, неспецифическое, указанное и неприкосновенное». Речь идёт о том, что три гуны — тамас, раджас и саттва — также непостоянны и неоднозначны в своём проявлении. И могут быть в чётко проявленном или, напротив, неопределённом состоянии, а также — едва проявлены или вовсе быть лишены признаков.
Таким образом, Пракрити — это изначальная материя Вселенной, точка отсчёта, откуда возникает вектор развития. Когда качества Пракрити (гуны) пребывают в балансе, Пракрити остаётся в своём изначальном состоянии. При нарушении этого баланса, когда гуны выходят из равновесия, Пракрити начинает видоизменяться, под влиянием Пуруши (духа), который является мужским аспектом Вселенной.
В процессе трансформации Пракрити сначала возникает космическое сознание или Махат, которое имеет лишь способность к осознаванию существования и происходящего. Далее процесс трансформации Пракрити приводит к состоянию Буддхи, на этом этапе сознание получает возможность распознавания и чувствования. Далее, по мере огрубления Пракрити, возникает индивидуальная душа, которая обретает обусловленный ум и начинает накапливать опыт.
Концепция трансформации Пракрити нашла своё отражение в Аюрведе. Под термином Пракрити там подразумевается изначальная природа человека, а вместо концепции равновесия гун в Аюрведе рассматривается равновесие дош. Равновесие дош является состоянием здоровья человека. Преобладание какой-то одной доши создаёт склонность к тем или иным заболеваниям.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.
Согласно Панчамахабхуте, всё во вселенной, включая человека, состоит из пяти великих элементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля. В человеке эти элементы взаимодействуют и проявляются в виде жизненных сил (доша): вата, питта, капха. Все три доши присутствуют в человеке, но проявляются в разном количестве, именно соотношение дош в человеке образуют понятия пракрити и викрити.
Пракрити или аюрведическая конституция – в дословном переводе означает «та, что была сотворена первой», т.е. пракрити человека закладывается в момент зачатия и до его рождения. На соотношение дош влияет как состояния родителей в момент зачатия (их пракрити и викрити), их наследственность, национальность, место рождения, так и карма души рождаемого человека. Ведь здоровье человеку необходимо для реализации кармических задач, поэтому пракрити либо освобождает душу от телесных проблем, либо наоборот делает его более уязвимым, чтобы душа человека смогла пройти необходимые испытания.
Викрити переводится как «вторичная природа», т.е. баланс дош, который получается в процессе жизнедеятельности человека. На викрити оказывают влияние физические, психические и духовные аспекты жизни человека: питание, место проживания, работа, взаимоотношение с друзьями и родными, а также осознание духовной сущности человека и мироустройства. Другими словами, викрити это некое соотношение дош, которое имеет человек на данный момент, исходя из их изначального соотношения – пракрити.
Пожалуй, можно сказать, что пракрити – это некий кармический баланс дош, данный человеку, а викрити – это отклонение от этого баланса посредством нездоровой жизнедеятельности человека, т.е. дисбаланс дош.
Какие бывают пракрити и викрити
Как было написано выше пракрити и викрити это соотношение дош (вата, питта и капха), соответственно выделяют 10 основных конституционных типов пракрити:
Викрити же насчитывается столько, сколько живет людей на земле. Все вариации викрити вписываются в систему:
При этом увеличение или уменьшение может быть в разных количествах, таким образом, у каждого человека абсолютно уникальная викрити.
Зачем знать свои пракрити и викрити
Может показаться, что знать свою пракрити не обязательно, так как это некая исходная константа, а необходимо сконцентрироваться на своей викрити, так как именно она показывает актуальные отклонения, но это не так! Необходимо знать как свою пракрити, так и викрити.
Пракрити дает нам информацию о предрасположенности человека к управлению энергиями, силами вата, питта и капха. Например, вата-питта конституция человека говорит о том, что в его теле доминируют эти силы, а значит, он предрасположен к заболеваниям свойственным вата и питта дошам. Зная это, мы можем контролировать свой образ жизни так, чтобы доши не выходили из равновесия и не создавали викрити.
Это конечно идеальный вариант, но даже если человек узнал свою пракрити в зрелом возрасте, и у него нет острых болезней, первое что он может начать делать – это перейти на питание и образ жизни, рекомендуемый для его конституции. В результате он может сбалансировать свою викрити и обезопасить себя от серьезных проблем, которые могли бы возникнуть в будущем из-за негармоничного образа жизни для его пракрити.
Таким образом, знание пракрити дает фундамент, на котором будет строиться здоровье человека.
Викрити показывает человеку, насколько его негативные предрасположенности усугубили его состояние здоровье. Другими словами – насколько все запущено. К примеру, если человек капха-типа будет потакать своей предрасположенности к инертности, депрессии и полноте, то вместо того, чтобы следовать поддерживающим рекомендациям по пракрити, ему придется более активно увеличивать другие доши, уменьшать капху, а также бороться с возникшими в результате такой жизни болезнями.
Т.е. объективное понимание своей викрити, определит методы оздоровления и их интенсивность.
Можно сделать очевидный вывод, что человеку важно знать как свое пракрити, так и свое викрити. После чего следует приводить в баланс викрити с учетом особенности пракрити. Если человеку это удастся, он может приступать к работе над пракрити, чтобы достичь равновесия самадоша – наилучший баланс дош. Чего я всем и желаю!
Чтобы лучше понять, что такое пракрити, нужно сначала понять, как в аюрведе воспринимается тело. Считается, что человек принимает определенную физическую форму в результате взаимодействия трех дающих жизнь энергий. Эти энергии называются дошами: вата, питта и капха. Их можно рассматривать просто как врожденные сведения о теле: это невидимые силы, которые регулируют все функции тела, определяя его внешние очертания, процессы метаболизма, реакции на различное окружение и даже наши мысли и чувства.
Например, влияние капхи вызывает у человека слюноотделение, когда он голоден, и побуждает его принимать пищу, вата облегчает процесс проглатывания пищи, а питта делает возможным ее переваривание. Таким образом, становится ясно, что совместная гармоничная работа дош, благодаря которой тело использует свой максимальный потенциал, жизненно необходима. Соответственно нарушение баланса дош рассматривается в аюрведе как главная причина физических и психических недомоганий.
постоянные субстанции, или субстанции, составляющие часть тела. Они называются «дхату». Это то, что нам известно как Плазма (раса), Кровь (ракта), Плоть (мамса), Жир (меда), Кость (астхи), Костный Мозг (маджа), Нервы и Репродуктивная ткань (Шукра); непостоянные субстанции, то есть субстанции, покидающие тело. Они называются как » малы». Это продукты жизнедеятельности организма: кал, моча, пот.
В аюрведе эти три активных элемента обьединяются в принцип трех дош.
Вата представляет Воздух и Эфир;
В момент зачатия комбинация и пропорции ваты, питты и капхи определяются генетикой, характером питания, образом жизни и эмоциональным состоянием родителей. Лишь немногие счастливцы рождаются со сбалансированной конституцией, где все три доши равны по колиличеству и качеству. Эти люди одарены хорошим здоровьем и отличным пищеварением. Однако у большинства людей преобладают одна или две доши и, чтобы достичь оптимального здоровья, им нужно вести подходящий образ жизни и соотвественно питаться.
Все люди обладают пракрити одной из семи комбинаций ваты, питты и капхи (В, П, К, ВП, ВК, ПК, ВПК). Например, человек может быть по большей быть по большей части капха с более слабыми проявлениями питты и с малым количеством ваты, что в аюрведе будет записываться как В1П2К3. Другой может иметь одинаковые количества проявлений питты и ваты и малое количество капхи, что будет записано как В3П3К1. Цифры указывают на относительные пропорции каждой доши.
Вате присущ вяжущий вкус, по свойствам она сухая, легкая, холодная, грубая, подвижная и ясная. Как эти свойства отражаются в строении людей вата-типа, показано в нижеприведенной таблице.
Сухая сухие кожа, волосы, губы, язык; сухой толстый кишечник с тенденцией к запорам; хриплый голос
Легкая легкие мышцы, кости, тонкое телосложение; непродолжительный, поверностный сон; худоба
Холодная холодные руки, стопы, плохая циркуляция крови; не выносит холода и любит тепло; регидность мыщц
Вот лишь несколько функций питты: регулирует температуру тела путем химических преобразований пищи, вызывает аппетит, жизненоспособность, управляет способностью познавать и воспринимать. Вышедшая из равновесия питта проявляется в виде гнева, ненависти и осуждения всего окружающего.
сильный пищеварительный огонь; хороший аппетит; температура тела несколько выше нормы; не выносит жару; седые волосы с высоко расположенной границей волосяной части головы или лысиной; мягкие коричневые волосы на теле и лице
острые зубы, проницательные глаза, заостренный нос и подбородок, сердцевидная форма лица; хорошие процессы всасывания и пищеварения ; цепкая память, сообразительность; непереносимость тяжелой работы; раздражительность
Легкая
легкое/среднее телосложение; непереносимость яркого света; светлая красивая кожа, блестящие глаза
Маслянистая
мягкие жирные кожа, волосы, кал; не любят жирной жаренной пищи (которая может вызвать головную боль)
Текучая
жидкий, неоформленный стул; мягкие изящные мышцы; повышенное выделение мочи, пота и количество потребляемой воды
Распространяющаяся
возбужденная питта проявляется в виде сыпи, акнэ, воспаления по всему телу или в пределах пораженных участков; люди питта-типа стремятся к тому, чтобы их известность распространилась на всю страну
краснеющие при волнении кожа, щеки, глаза, нос; красный цвет возбуждает питту
Желтая
желтоваты белки глаз, кожа, моча и кал; предрасположенность к желтухе; избыточное образование желчи, желтый цвет увеличивает питту
К А Ч Е С Т В А
П Р О Я В Л Е Н И Я
тяжелые кости, мышцы, крупное телосложение;
тенденция к лишнему весу;
приземленность; глубокий низкий тембр голоса
Медленная
медленная походка и манера разговора; медленные процессы пищеварения и обмена веществ; замедленность движений и жестикуляции
Прохладная
холодная липкая кожа; стабильный аппетит и потребность в воде при замедленных процессах обмена веществ и пищеварения; частые повторные простудные заболевания,
заложенность дыхательных путей и кашель; тяга к сладкому
Жирная
жирная кожа,волосы и кал; хорошо «смазанные», подвижные суставы и другие органы
Водянистая
явления застоя, заложенность в грудно клетке, синусах, горле и голове
Гладкая
гладкая кожа; ровный спокойный характер; гладкие очертания тела
Твердая
плотные прослойки жира; толстая кожа, волосы, ногти, плотный кал; полные, округлые части тела
мягкая привлекательная внешность; любовь, заботливость, сострадание и доброта
Статичная
любят посидеть, ничего не делая, поспать
Вязлая
вязлые, клейкие, связывающие свойства делают органы и суставы крепкими, компактными; любят обьятия; крепко привязываются в любовных и других отношениях
Мутная
в ранние утренние часы неясность и затуманность ума; часто нуждаются в кофе как стимуляторе, чтобы начать день
Сладкая
анаболическое действие сладкого вкуса стимулирует образова-
ние спермы и количество сперматозоидов, сильное сексуальное
влечение и желание иметь детей; при расстройствах капхи может иметь место патологическая тяга к сладкому
хорошие усвоение, рост, энергия; поддерживает осмос; при неправильном функционировании может возникнуть патологическая тяга к соленому, задержке воды в организме
Каждый человек рождается с определённым набором качеств и склонностей, которые определяют его дальнейшие поведение и действия. Эти качества формируют личность, её уникальность и в тоже время ограниченность.
Согласно представлениям буддистов и индуистов, качества личности обусловлены кармой (прошлыми поступками и обусловленностями ума). Согласно представлениям учёных – они заложены в ДНК и передаются по наследству от родителей.
Тело человека – часть Природы и состоит из Пяти природных первоэлементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Соотношение элементов в теле человека определяет не только его физические параметры (конституция, сила, выносливость и т.п.), но и психологические особенности (темперамент, характер, склонности, предпочтения и т.д.).
Земля формирует кости и другие плотные ткани в теле. Она наделяет устойчивостью, выносливостью и в тоже время инерцией и консерватизмом.
Вода формирует жидкости в теле, наделяет гибкостью, приспособляемостью, эмоциональностью.
Огонь отвечает за пищеварение и терморегуляцию. Огонь – трансформатор, лидер и первопроходец.
Воздух отвечает за дыхание, наделяет подвижностью, скоростью, сообразительностью, непоседливостью.
Пространство – это все полости тела. Оно наделяет мудростью и принятием.
Пракрити и Викрити в Аюрведе
Согласно древней ведической науке Аюрведе важны не столько элементы в отдельности, сколько их соотношения. Именно взаимодействие элементов друг с другом рождает новые качества и уникальность каждой личности.
Такие соотношения элементов в теле человека выражены в трёх Дошах. Соединение качеств Земли и Воды определяет Капха Дошу; Воды и Огня – Питта Дошу; Воздуха и Эфира – Вата Дошу.
То соотношение элементов, с которым человек родился, в Аюрведе называется «Пракрити», в переводе с санскрита означает «истинная природа», «то, что появилось изначально». Пракрити считается наиболее подходящей комбинацией Дош для данного конкретного человека для выполнения им всех социальных, кармических и т.п. задач.
Выделяют 14 основных видов Пракрити. 3 монотипные, когда преобладает одна из Дош. 3 двутипные, когда преобладают и равнозначны две Доши (ватта – питта; питта – капха; капха – ватта). И тип Тридоша, когда равнозначны все три Доши. Этот тип считается идеальным.
Поскольку основным элементом человеческого тела является Вода, то все эти 7 типов еще разделяются на сухие и влажные, в зависимости от количества элемента Воды.
Доша в переводе с санскрита означает «нечто, легко выходящее из равновесия». Сами элементы (стихии) подвижны, изменчивы и непостоянны. Взаимодействия между ними также постоянно меняются и обновляются.
Что такое Викрити?
Всё взаимосвязано со всем. Так и силы внешнего мира ежесекундно влияют на Пракрити каждой личности. Любое отклонение в соотношении элементов от изначальной Пракрити в Аюрведе носит название Викрити.
Викрити – это состояние человека на текущий момент.
Чем больше Викрити отклоняется от Пракрити, тем более дисгармонична личность, тем большие незащищённость и неудовлетворённость она испытывает.
Часто такие люди ощущают потерю смысла, ориентиров, депрессию, апатию. В них усиливаются «непривычные» и незнакомые уму элементы, и он теряется, не имея навыков деятельности в новых условиях. Аюрведа говорит, что такой человек отклоняется от своей Дхармы (пути и предназначения), испытывая усиленное воздействие Кармы (необходимости отвечать за все свои действия).
Сила элементов в теле человека расходуется на его жизнедеятельность. Восполнение этих запасов происходит посредством пищи (материальной, эмоциональной, духовной). То, что человек принимает внутрь себя, добавляет энергию тому или иному элементу, усиливая его или ослабляя. Поэтому в Аюрведе уделяется огромное значение всему образу жизни человека, начиная от того, какую пищу ему лучше всего принимать, в каких условиях жить, чем заниматься, с кем общаться.
С одной стороны, Пракрити – это наиболее удобное и привычное состояние для человека. С другой, она показывается слабости и ограничения личности. Поддерживая Пракрити, человек обеспечивает себе гармоничную жизнь. Но идеальным считается равновесие всех трёх дош.
Пракрити – фундамент и основа; та база, с которой человек пришёл в этот мир, и те условия, в которых ему наиболее привычно находиться. Она по своей природе тамасична. Викрити постоянно меняется в зависимости от образа жизни, привычек, пристрастий, пищи, окружения и т.п. Она по своей природе раджасична. Баланс и равновесие всех пяти стихий – это идеальное состояние, в котором человек свободен от Дош и, следовательно, свободен от своих собственных ограничений.
Баланс всех элементов – это состояние удовлетворённости и целостности. Это состояние трудно достижимо. Чтобы поддерживать такой баланс постоянным, необходимы соответствующие условия, правильное питание и здоровый образ жизни. Любое отклонение от такого режима нарушает равновесие.
Пракрити определяется астрологически, по соотношению планет и стихий на момент рождения. Это карма и дхарма человека. Пракрити также может определить специалист в области Аюрведы по форме, цвету и строению ногтей, а также пульсу. Викрити определяется с помощью различных тестов и осмотру на текущий момент.
Чтобы разобраться, какая из Дош находится в дисбалансе, необходимо знать и Пракрити, и Викрити. Поскольку Викрити – это искажённая форма Пракрити, на первом этапе Викрити выравнивается по Пракрити, а затем возможно достигать баланс всех элементов. Когда человек пытается балансировать Викрити, не зная Пракрити, можно сделать много ошибок в диагнозе и методах лечения. Более того, его ум испытывает много беспокойств и сопротивлений. Когда совершенствование идёт, отталкиваясь от Пракрити (естественного состояния для каждого конкретного человека), ломок и сопротивлений становится меньше. А диагноз и путь исцеления – более очевидны.
Автор статьи — Лариса Семиколенова (Сатья) Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов
«Человек всегда живет меж двух реальностей — Неба и Земли. Земля отвечает за все практичное, материальное, осязаемое и воплощенное. Это проявленный мир, постижимый путем исследований и наблюдений. Все мы — его дети и познаем его через опыт, накопленный поколениями. Мир — один для всех. Это Природа. На санскрите Природа, обозначаемая словом «Пракрити», состоит из пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства (или эфира). По аналогии, из них же соткано и тело, поэтому к нему также применяется термин «Пракрити» (Айенгар, «Свет жизни. Йога»)
Врожденный тип тела (конституция) называется Пракрити, а текущее состояние нашей конституции – Викрити. Пракрити (в переводе с санскрита) означает «Природа», «Та, что сотворена первой». В момент зачатия Вата, Питта и Капха своими сочетаниями определяют конституцию человека (телесную и умственную), которая называется Пракрити. Этим же термином Пракрити принято называть врожденный характер вашего метаболизма, с которой вы появились на свет.
Из Аштанга-Хридая-самхита, Вагбхата Муни, Глава 1. Аюшкамия адхьяя (стремление к долгой жизни):
10. Благодаря наличию трех дош в шукра (мужском семени) и артава (в женском семени) в момент начала жизни, возникают три типа пракрити (человеческой конституции), подобно тому как ядовитые черви возникают из яда. Типы человеческой конституции таковы: хина (слабая), мадха (средняя) и уттама (сильная). Они соответствуют каждой из трёх дош. Конституция, возникающая из равновесия трёх дош, – самадхату-npакрити, – является идеальной. Из coчетания двух дош возникают типы человеческой конституции, называемые ниндья (ущербные)
Комментарий.:
Каждый человек в момент зачатия получает определённый тип анатомического и эфирного тел, которые зависят от его прарабдха кармы (начальной кармической программы).
В каждом воплощении, в соответствии с предыдущими желаниями нам предоставляются возможности. для наслаждений (кома). Мы также получаем дхарму (долг, обязанности), средством чего занимаем определён положение в обществе и учимся приносить пользу, трудиться на общее 6лаго (артха).
В процессе этого мы проходим определённые уроки, накапливая опыт. Только так можно получить мокшу (переход следующую ступень духовной эволюции или освобождение).
Каждый человек получает тело в соответствии с его камой, артхой, дхармой и мокшей.
Различное соотношение дош создаёт различные типы пракрити (конституции тела). В процессе жизни человек тем или иным способом нарушает изначальное соотношение (это называется викрити). Тогда возникают многочисленные болезни. Вирусы и другие микроорганизмы аюрведа не считает причиной патологии. Они способны вызывать болезни только у людей, имеющих дисбаланс трёх дош или, говоря современным языком, расстройство нервной и эндокринной систем. Вследствие этого в организме образуются и постепенно накапливаются продукты неполного метаболизма (ама). Только тогда инфекция может вызвать ту или иную патологию.
(конец отрывка комментария к Аштанга-Хридая-самхита)
Практити также определяет ваш характер. Человек, чувствующий себя в гармонии физически, умственно и духовно – это сбалансированный человек. В соответствии с пракрити (врожденной конституцией), этот баланс у каждого разный, присущий только ему одному. Мы не можем изменить свою пракрити, но мы можем научиться жить с ней мирно.
Знание своей пракрити подскажет вам какая доша скорее всего будет у вас выходить из баланса и что из этого можно ожидать. Пракрити хорошо определяется по гороскопу рождения, лучше всего в индусской астрологии – джотиша.
Но в реальной жизни нас больше интересует викрити (нарушение баланса определенной доши, которая и дает неполадки в организме). Существует несколько тестов и методик, по которым с большой долей вероятности можно определить викрити. Ну а если поблизости нет специалиста, который это может определить, или вы нашли на интернете несколько сайтов и прошли там тесты, получив совершенно противоположные результаты и теперь совсем в замешательстве – кто же я?
Вот описание Пракрити из работы моего любимого автора Вато «Суть Бхагавад Гиты»:
«Гуны — качества, которые никогда не существуют отдельно друг от друга, а лишь составляют единое целое, с преобладанием одной из них. Саттва, раджас и тамас, — название трех гун. Все, что светлое, одухотворенное, насыщенное смыслом, имеет больше саттвы.
Все, что эгоистично, энергично, имеет больше раджаса. Тамас присутствует как масса, сила инерции. Все эти гуны не существуют отдельно, они лишь ипостаси единой пракрити, материи.
Например, смысл вещи — это саттва.
Энергия, потенциальная или кинетическая, — это раджас.
Масса, материальность — тамас.
Тамас и раджас, масса и энергия сочетаются в некой осмысленности (саттва) и дают тот или иной феномен».
Посты по теме:
Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».
29 комментариев к «Пракрити и Викрити»
Немного о Пракрите (в филосовском смысле) : Пракрити проявленная вселенная, контролируется тремя гунами. Наш ум и тело является частью этой пракрити, которая постоянно приводится в движение этими тремя гунами: саттвой, раджасом и тамасом (равновесием, неугомонностью и инерцией). Кто же вы на самом деле? Вы – это Душа, Сознающая сущность. Вас не затрагивает пракрити. Вы абсолютно отличны от неё.
Вот почему вы говорите: “мой ум” или “моё тело”. Когда вы говорите: “Мой ум расстроен”, – вы абсолютно правы. Это не вы, а ваш ум расстроен. Но, если вы к этому добавите: “Поэтому я действительно несчастлив”, – это будет неправильно. Это не истинный вы. Но вы продолжаете настаивать: “Я несчастлив, потому что мой ум расстроен”. Если бы вы были несчастливы, то не могли бы даже заметить, что ваш ум несчастлив. Несчастная или больная персона не может распознать другую несчастную или больную личность.
Только здоровый человек может различить: больной другой человек или нет. Ваша истинная сущность, которая является Душой или Атманом, ничего не делает. “Ваша пракрити” (природа, действующая через ум и тело) делает это. Здесь одновременно имеет место действие и бездействие. Хотя я (как ум – тело) совершает действие, а Я (как Душа – Атман), – нет. Понятно? Одновременно одно я действует, другое Я – нет. Мы видим здесь два “я”. Истинное “Я” (Душа) осознаёт, что моё маленькое “я” (ум – тело) совершает действие. Даже хотя вы и видите меня (тело-ум) действующим, Я (Душа) не действую. Действует просто мой ум и тело. Здесь вы видите бездействие в действии.
В литературе я прочитала о том, что у идеально здорового человека викрити совпадает с пракрити. А если мы рассматриваем конкретно пракрити, то мы должны принять ее как данность или тоже как то корректировать? Например в моей пракрити питта – сильный дефицит, а вата сильно преобладает.
Корректировать данность до каких параметров? Наверное никому это не удалось. Уж с чем родились, с тем и живем. Вы же не можете поменять время своего рождения, коли вы уже родились. А корректировать можно только Викртити.
Галина, ваши данные выдал Вам один из тестов. Если Вы пройдете разные тесты, то и значения можете получить разные. На интернете большая разноголосица. Вебсайты предназначены для общего ознакомления, а не для самодиагностики. На вебсайтах – только вершина айсберга – определение Дош. А у каждой Доши существует 5 под-Дош и много всяких парамеретров, которые могут быть несбалансированны. Определиться с этим самостоятельно только по интернету практически невоможно. В практике часто встречается, что после заполнения тестов получаются одни цифры, а при рассматривании ответов и опросе клиента получается, что на физическом уровне проявляется Доша с не самым высоким показателем. А человек уже “определил” свою повышенную Дошу по интернету и давай ее понижать, тем самым усугубив положение. Приходится обьяснять и советовать совершенно противоположный стиль жизни по Аюрведе, чем он для себя “вычислил” по интернету.
Вашу Питту и Капху надо рассматривать (если Вы, допустим, определили правильно) – что больше проявляется на физическом уровне. С этого и начинать. И Вы правильно понимаете – когда начнете понижать одну или две Доши, то соответственно будет повышаться оставшаяся, третья. Т.е. Доши будут более сбалансированные (чем ближе онио по обсолютным значениям, тем лучше).
Ваша ситуация – типичная, но разумные обьяснения найти нелегко. Задача большинства сайтов по Аюрведе – завлечь клиента на консультацию, а не дать ему знания для самостоятельной диагностики.
“я где-то читала” – невозможно комментировать все где-то кем-то прочитанное. Вы должны выбрать себе – чего придерживаться, иначе будет полная неразбериха в голове.
Аюрведа считает, что диабет по большей части возникает на фоне дисбаланса Капхи. В то же время, диабет может возникнуть и как следствие нарушений Ваты, и как следствие дисбаланса Питты.
Аюрведический тип диабета определяется исходя из той Доши, которая доминирует. Аюрведическое лечение как раз и будет зависеть от доминирующей доши.
“человек рождается допустим с В2П4К2 ” – стремиться к Пракрите, т.е поддерживать постоянно высокую Питту – ну так вся жизнь и будут проблемы Питты. Все-таки стремиться нужно к балансу.
Не могу понять, как можно определить Пракрити, если это то, что было при рождении (врожденная конституция),Как же можно узнать, что мне было дано от рождения?
Определение Пракрити – один из часто задаваемых вопросов. Сейчас я готовлю об этом следуюший пост. А коротко – по ведическому гороскопу. В карте рождения видны все Стихии и Элементы.
Вообще-то правило такое – тот, кто Вас консультировал, должен дать Вам рекомендации и ответить на вопросы, которые Вы не поняли.
Как разобраться в Вашей ситуации? У меня есть более поздняя заметка «Пракрити или Тридоша – к чему стремиться?»
Попробуйте посмотреть, может что проясниться.
Для более глубокого ответа Вашей информации недостаточно.
Здравствуйте! Помогите пожалуйста! Я хочу сама научиться вычислять пракрити, но не могу найти методику определения первоэлементов.
Точнее всего Пракрити определяется по гороскопу рождения. Также в интернете много всяких тестов. Иногда можно даже что-то и определить. Но о самостоятельном определении я даже написала заметку “Я определил свою конституцию”:
Так что самостоятельность не всегда работает, кое-что должны делать специалисты!:)
У меня по всем тестам по консультации у аюрведиста получается, что Пракрити – Питта, Влажный тип, а Викрити – тоже Питта доминирует, но повышены и Вата и Капха. Вопрос: есть ли у вас в консультациях услуга точного определения пракрити по процентному соотношению дош? А заодно и Викрити на данный момент. Чтоб я знала, к чему стремиться. А то я тут всякие программки смотрела типа Сталкер, но у меня они не работают, ибо кодировка другая, вся полезная информация знаками странными выдается. Или хотя бы посоветуйте, к кому обратиться. Спасибо
Oxana, «определения пракрити по процентному соотношению дош?» – это только написанные программистами программы определяют в % (а в чем же еще?). Специалисты же говорят о преобладающей Доше, дисбалансе под-Дош, проявлении Доши на физическом уровне. Поскольку Доша дословно- «нечистоты организма», это состояние все время меняется, не так радикально, но это не постоянная величина, не в %. Если вам уже аюрведист определял, и всякие тесты вы проходили – то что вы еще хотите узнать? А к кому обратиться (в смысле програм?) – не знаю. Личного опыта обращений нет, а без этого советовать не могу.
Лина, спасибо. Перефразирую вопрос. Я прекрасно понимаю, что соотношение дош постоянно меняется, и по Викрити у меня нет вопросов. Вопрос по пракрити. Доминантная доше мне известна, но хотелось бы знать, какое было соотношение двух других дош при рождении, чтобы понять, повышены ли они в данный момент времени. А проценты величина относительная, поэтому удобная. Окончательный вопрос сформуирую так: можете ли вы определить соотношение дош по натальной карте? В порядке консультации, конечно же.
Oxana, отправила вам ответ о консультациях лично. В комментариях это не обсуждаю.
KaiK, Как узнать – доша будет выходить из баланса? Как определить Пракрите, где найти по гороскопу рождения Джьотиша?
После того, как заинтересовался этой темой снова наткнулся в чате… (линк удален, так как на сайте нет ссылок на сторонние источники) Что вы скажите?
Kai, Из статей на моем общеобразовательном сайте вы не очень точно сможете определить – какая доша выходит из баланса. Хотя, если почитаете в интернете материалы на подобную тему, то сможете довольно хорошо в этом ориентироваться. Но это займет время на отбасывание «тиражируемой интернетовской глупости» Для этого хорошо бы пользоваться советом из поста «Я нашел информацию в интернете»
Для определения пракрити, как и написано в посте, нужен ведический гороскоп, составленный и правильно интерпретированный астрологом джотиша (ведичческой астрологии). Для этого необходимо найти знающего специалиста, знать свой день рождения с точностью до 4-х минут (так как картина нрда менается каждые четыре минуты, и люди с разницей в несколько минут рождения даже в одном роддоме имеют разные гороскопы). Мало кто знает свое рождение с такой точностью, пощэому астролог проводит ратификацию гороскопа (восстановление времени рождения по обратному отсчету больших событий в жизни).
Присланые ссылки удаляются и мною не рассматриваются за неимением времени.
понял спасибо, мне написали что за 2500 могут сделать, но это дорого для меня вот за 300 ещё одни могут, я оплатил (ссылка удалена), жду результата как считаете?
Kai, Как я уже и написала — присланные ссылки я не могу рассматривать из-зa отсутствия времени и огромного числа тиражируемой интернетовской глупости.
Могу только сказать, что составление хорошего правильного гороскопа у нормального специалиста стоит не меньше 300 американских долларов. Это огромная работа, я много лет этим занималась и знаю.
Но в принципе, знание пракрити не приблизит вас ни на шаг к улучшению здоровья. Для этого нужно знать викрити (текушую консттуцию).
Скажите,если по природе я задумана питой, а на деле вата. всю жизнь, сколько себя помню худела, в результате я искусственная вата, чувствую себя хорошо, будучи только худой, воздушной ватой. как только начинаю поправляться – стресс и паника, не принимаю свою природную питту категорически. всю жизнь качаюсь на диетических качелях, заработала расстройство пищевого поведения, а именно импульсивное переедание углеводов, все время хочу сладкое. Есть ли на вашей практике подобные случаи, которые удалось откорректировать аюрведой? И с чего стоит начать в первую очередь? Буду признательна за ответ.
Полина, А какая мысль вас натолкнула на «задуманную природой питту?». Вам делали натальную карту, при составлении которой просили точную дату рождения (с точностью до 4-х минут) или делали ректификацию гороскопа, чтобы узнать эту точную дату рождения? Платили ли вы за это не меньше 300 американских долларов (дешевле это не стоит). Если нет — откуда вы знаете свою пракрити (задуманную питту)?
Пракрити питта так и будет постоянно проявляться по жизни (называясь викрити), со всеми ее яркими проявлениями и проблемами.
При принудетельном, нездоровом худении будет истощённость всех тканей и жидкостей, но не обязательно вы станете воздушной ватой. У вас будет очередной дисбаланс очередной доши. И это принесет проблемы вата-доши – беспокойство, бессонницу, тревожность, нервозность, которые принимают за воздушность вата доши и которые потом нужно будет балансировать тяжёлым заземлением. Как только вы перестанете издеваться над организмом («всю жизнь качаюсь на диетических качелях, заработала расстройство пищевого поведения»), то вам и придет решение — что делать.
Тяга к сладкому может иметь несколько причин. Вот некоторые из них:
Сильная тяга к сладкому бывает при высоком агни (Тикшна Агни (повышенный метаболизм), Об этом можно прочитать в посте «Агни, пищеварительный огонь».
Тяга к сладкому в традиционной китайской медицине является симптомом недостатка ци селезёнки, поэтому нужно дать получить ей именно этот вкус. Не из шоколада и пирожных, а с помощью аюрведических знаний о 6-ти вкусах. Тёплый завтрак с сладкой кашей (из подходящих вам зерновых), сладкая морковь говядина (если вы не вегетарианец) и т. д (все продукты со сладким вкусом )- это пополнит ци и через 2 недели вы обнаружите, что забыли о своей привычке ежедневно есть шоколад (это относится к питанию после очищения или периодам перерыва между очищением).
Тяга к сладкому бывает при большом количестве патогенных грибов и паразитов в организме. Сладкое является основной пищей для их жизнедеятельности, они это сладкое сразу и уничтожают, вызывая потребность в новой порции.
Также тяга к сладкому бывает при недостатке хрома. Изучите этот вопрос, в интернете много информации о пользе хрома именно как средства понижающего тягу к сладкому (там будут обьяснение об инсулине, влияющем на уровень сахара и сахарозависимость). Утверждают, что если тяга к сладкому обусловлена именно инсулинозависимостью, то после приёма хрома в течение недели эти тяга понижается.
Немного понижает эту тягу к сладкому (только в некоторых случаях) прием шардуники (разрушителя сладкого).
Также сильная тяга к сладкому известна в психосоматике, это всегда проявление чувства недостаточной любви в вашем окружении.
Аюрведическим образом жизни корректируются все дисбалансы дош.
«С чего стоит начать в первую очередь?» – Сначала нужно определиться — будете ли вы заниматься этим самостоятельно или с помощью специалиста.
1 — самостоятельно. Нужно будет изучать теорию аюрведы, определять свою викрити, вычислять проблемы, и прикладывать полученные знания в практике. Некоторым это удаётся довольно хорошо, особенно мужчинам с аналитическим складом ума.
2 — если у вас нет времени, желания, возможности разобраться в своём состоянии, то разумнее найти специалиста, которому бы вы доверились. Все это будет быстро и относительно недорого, учитывая то, что вы получите руководство, можно сказать, на всю оставшуюся жизнь — что вам делать, как пользоваться в дальнейшем для поддержания хорошего состояния.
Лина, здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, проявляется ли пракрити во внешности человека? По различным алгоритмам определения пракрити в джйотиш ведущей дошей у меня выходит капха (своё точное время рождения знаю, я изучала западную астрологию). Меня смущает тот факт, что внешностью я на капху мало похожа (я понимаю, что например при усилении ваты человек худеет, но есть некие постоянные параметры, такие как строение скелета, склонность к набору веса), хотя болезни у меня капхи. Про викрити также интересует проявление по внешности – можно ли предполагать, что например невысокий коренастый человек с лишним весом будет больше склонен к проявлению капхи, чем ваты (я понимаю, что викрити определяется не только внешностью, но все же, насколько есть зависимость?)
Екатерина, «Своё точное время рождения знаю, я изучала западную астрологию…» –// Вы знаете точную дату потому что у вас есть запись на бирке из роддома, рассказы матери? Или потому что «изучали»?. Делали ректификацию? О составлении натального гороскопа я расказывала с ком. N 52 (это не сколько для вас (вы это должны знать), сколько для других читателей):
«Для того, чтобы составить натальный гороскоп и узнать пракрити, человеку нужно знать дату своего рождения с точностью до 4-х минут, т.к. каждые 4 минуты картина звездного неба меняется. Мало найдется таких людей, которые знают эту дату с такой точностью. очень часто при составлении натальной проводят ректификацию.
«По различным алгоритмам определения пракрити» –// Пракрити в фиксации текущих проблем бесполезна. Вот только что сейчас поставила в соцсети пост по мотивам комментария, N 24 к посту «Снехана», где я это обьясняла — работают с викрити.
Там же я обьясняла, что при любой викрити могут быть проблемы/болезни другой доши:
«В некоторых случаях, характер заболевания или болезненного состояния может не совпадать с типом вашей конституции. Вы можете относиться преимущественно к питта-типу, но страдать от расстройства ваты, вроде бессонницы или запора. Подобное расстройство может быть результатом действия любых возбуждающих вату факторов в вашей жизни — скажем, диеты, увеличивающей вату, холодного сухого климата или беспорядочного режима дня.
Поэтому, при выборе средств лечения будьте осмотрительны, выбирайте то, что соответствует вашему состоянию в данное время, а не обязательно вашей врождённой/текущей конституции (пракрити/викрити)».
«Меня смущает тот факт, что внешностью я на капху мало похожа» –// Правильно смущает. Капха похожа на капху, в ней ошибиться нельзя. А ошибиться в пракрити (которая бесполезна для текущiх проблем), в определении викрити можно легко. И пошло — поехало – «Я определил своюонституцию», прописал (а) себе режим, а состояние все ухудшается.
Вот здесь, в ком. 354-357 читатель Mаксим tcm пытается безуспешно разобраться в пракрити-викрити.
Вот девушка (с дистрофией) совсем себя запутала с расчетом пракрити с помощью какой-то программы, наставила себе диагнозов и сама сочинила себе питание, которое ей не подходит. в общем пример — что не нужно делать при вата-дефиците. Читать с N 72 – 77
Вот еще один комментарий об определении пракрити-викрити (N 16:) «Индийские врачи поставили мне викрити “вата-пита” (а пракрити “вата-капа”).»
–// Это вряд ли, чтобы ей врачи делали натальный гороскоп, это дело астролога, за большие деньги (около 300 дол.).
Вот здесь вообще написали, с ком. N 7:
«Попробовала посчитать по сайтам свою пракрити – и вот думаю, а смысл в ней, если изначально моя пракрити дала мне инвалидность на всю жизнь. На что я ответила: «Пракрити не может давать инвалидность». Врожденная инвалидность – факт судьбы, карма».
В общем, по этим примерам, я думаю, понятно, сколько дел можно наворотить с самостоятельным определением пракрити, которое бесполезно для фиксации текущих проблем.
«Про викрити также интересует проявление по внешности – можно ли предполагать, что например невысокий коренастый человек с лишним весом будет больше склонен к проявлению капхи, чем ваты (я понимаю, что викрити определяется не только внешностью, но все же, насколько есть зависимость?) –// Как раз таки фигура (приземистость или излишняя «стройность») является показателем пракрити (врожденной конституции). Что бы не происходило с человеком в течении жизни, как бы не менялась его викрити под «ударами судьбы», специалист всегда увидит, что кроется под изменениями – похудевшей капхи, набравшей веса вата доши (когда она превратитьсяв“> вата-закупорку).
«Я понимаю, что викрити определяется не только внешностью, но все же, насколько есть зависимость?» –// Если набрать в поисковике фразу «Типы фигур по дошам/аюрведической конституции», то всегда будут одни и те же кртинки — всех трех основных дош, их спутать нельзя. В коментариях картинки не прикрепляются по техническим причинам worldpress, но найти их легко.
Лина, спасибо за ответ. Ректификацию мне делали.
Я понимаю опасность самодиагностики, поэтому на практике применяю пока только то, в чем уверена нам данный момент (пока это только то, мне не хватает тепла), и пытаюсь разобраться, что вообще представляет из себя доша, поэтому есть интерес к пракрити.
Прокомментируйте, пожалуйста, следующий момент – в одной из ссылок в данном комментарии вы приводите пример, когда ведущая доша у человека капха, а психологически он питта, и психология “поднимает” питту, давая в организме проблемы питты. Если доша обязательно будет проявлена в строении тела человека (как вы мне ответили выше), то в отношении психологии выходит, что психология может противоречить доше? Я не говорю о случаях “понервничал на работе – поднялась вата”, я о более общем – может ли темперамент человека не соответствовать доше, которая проявлена в теле? Либо же природой всё задумано гармонично, и то что психологически человек противоречит доше тела, это является неким отклонением от баланса?
И поясните, пожалуйста, в комментариях несколько раз встречалось, что означает влажный | сухой тип? Это относится к пракрити, либо как-то используется в работе с викрити? Для меня не очень понятно, как, например, капха может быть сухой, если её природа – влажность (вы отвечали, что сухая капха может не набирать вес), однако в отношении ваты вы указываете, что вата влажной быть не может, почему же тогда капха может быть сухой?
Екатерина, пытаюсь разобраться, что вообще представляет из себя доша, поэтому есть интерес к пракрити» -//О дошах в недавно собрала все в один пост, уже указывала его в предыдушем ответе «О дошах и пракрити»: «Доша — это «отходы». Дословно, доша означает «нарушение», это та энергия, которая выводит организм из баланса, что приводит к неполадкам.
Интерес к пракрити может быть чисто познавательный — чтобы знать. Но стремиться нужно к тридоша балансу. При проблемах нужно знать викрити — то, что выводит из баланса в настоящее время.
С психологией разбираться нужно в последнюю очередь, почти все проблемы дает физика, а не психология. Но физика тела зачастую идет от психосоматики. До 80 % заболеваний имеют психосоматическую природу. Как раз сегодня у меня в соцсетях был пост об эндометриозе и получились длинные комментарии о психосоматических заболеваниях (в ФБ на личной странице, иконка соцсетей на любой странице сайта вверху на серой полоске справа).
«Может ли темперамент человека не соответствовать доше, которая проявлена в теле?Либо же природой всё задумано гармонично, и то что психологически человек противоречит доше тела, это является неким отклонением от баланса?» – // почти всегда все гармонично, и если беспокойная вата-доша перестала носиться и нервничать, а легла на диван и надолго загрустила, то нужно искать причину — не заболела ли?
И если ленивая капха «поднимется с дивана» и начнет носится, то точно что-то случилось в ее жизни и точно нужно носиться и что-то делать. Но это экстремальное поведение, капха долго не набегается и тоже или сляжет с проблемами или махнет на все рукой – «Здоровье дороже». Т.е. это не темперамент не соответствует викрити.праккрити, а обстоятельства.
С влажным/сухим типом много путанницы и хорошо бы это все с сайта удалить из давних постов, но сил нет это все выискивать в комментариях. Читателей это заводит в тупик.
Влажной вата быть не может, это сухость и холод, Более сухой, чем «нормальная » вата бывают дистрофики при вата-дефиците.
Ну а то, что можно отнести к влажной вате — это просто почти тридоша баланс с чуть более высокой вата доше. Эти люди смотрятся довольно аппетитно, у них нет изнуряющей сухости и дефицита всех тканей и жидкостей.
А вот капха может быть «немного влажной» (суховатой) или очень влажной (это когда тело смотрится, как дрожжевое тесто, вылезающее из кастрюли). Я, например, суховатая капха, меня много раз некоторые узучавшие аюрведу по внешнему виду определяли как вату. И тут как раз таки, то, что я писала в предудушем ответе — по внешнему виду не всегда может определить даже самый хороший специалист. Нужны еще другие вводные, ну хотя бы язык посмотреть. Остальное я перечисляла в предыдушем ответе — что нужно для определения викрити (там правда я не отметила внешний осмотр, что на консультациях заменяется крупными фото).
То есть, можно сказать, что при приближении к балансу дош (тридош) человек уже намного меньше похож на конкретную дошу как в физическом, так и в психологическом смысле (например, человек с типом “вата” не выглядит таким худым, движения более плавные, больше спокойствия, чем в “типичной вате”, а “капха” наоборот выглядит более подтянутой и психологически более энергична и подвижна)?
Екатерина, Именно так. Тридоша баланс так и выглядит – баланс во всем, всего поровну,это самые «правильные» и комфортные люди.