Прадедовский гром что это

Прадедовский гром что это

«Золотое слово Святослава» («Слово о полку Игореве»)

И тогда великий Святослав

Изронил свое златое слово,

Со слезами смешано, сказав:

— О сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не вовремя напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?

Где мой брат, мой грозный Ярослав,

Где его черниговские слуги,

Где татраны, жители дубрав,

Топчаки, ольберы и ревуги?

А ведь было время — без щитов,

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отмстить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

Вы ж решили бить наудалую:

„Нашу славу силой мы возьмем,

А за ней поделим и былую“.

Диво ль старцу — мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

Время, что ли, двинулось назад?

Ведь под самым Римовым кричат

Русичи под саблей половецкой!

И Владимир в ранах, чуть живой,

Прадедовский гром что это

Время проходит, но сказанное слово остаётся.

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Источник

Слово о полку Игореве — перевод Николая Заболоцкого

А Борису, сыну Вячеслава,
Зелен саван у Канина брега
При­су­дила воин­ская слава
За обиду храб­рого Олега.
На такой же горест­ной Каяле,
Укре­пив носилки между вьюков,
Свя­то­полк отца увез в печали,
На конях угор­ских убаюкав.
Про­зван Гори­сла­ви­чем в народе,
Князь Олег при­шел на Русь как ворог.
Внук Дажь­бога бед­ство­вал в походе,
Век люд­ской в кра­мо­лах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,
Редко в поле выхо­дил оратай,
Вороны над паш­нями кружились,
На уби­тых с кри­ками садились,
Да сле­та­лись галки на беседу,
Соби­ра­ясь ста­ями к обеду…
Много битв в те годы отзвучало.
Но такой, как эта, не бывало.

Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется вой­ско князя удалого,
И рас­тет кро­ва­вых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы поло­вец­кие свистят,
Сабли уда­ряют по шеломам,
Копья хара­луж­ные трещат.
Мерт­выми усе­яно костями,
Далеко от крови почернев,
Зады­ми­лось поле под ногами,
И взо­шел вели­кими скорбями
На Руси кро­ва­вый тот посев.

Что там шумит,
Что там звенит
Далеко во мгле, перед зарею?
Игорь, весь изра­нен­ный, спешит
Бег­ле­цов вер­нуть обратно к бою.
Не удер­жишь вра­же­скую рать!
Жалко брата Игорю терять.
Бились день. Руби­лись день-другой,
В тре­тий день к полу­дню стяги пали,
И рас­стался с бра­том брат родной
На реке кро­ва­вой, на Каяле.
Недо­стало руси­чам вина.
Слав­ный пир дру­жины завершили —
Напо­или сва­тов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жало­сти полна,
И дере­вья ветви приклонили.

И настала тяж­кая година,
Погло­тила руси­чей чужбина,
Под­ня­лась Обида от курганов
И всту­пила девой в край Троянов.
Кры­льями лебя­жьими всплеснула,
Дон и море огла­шая криком,
Вре­мена доволь­ства пошатнула,
Воз­ве­стив о бед­ствии великом.
А кня­зья дру­жин не собирают.
Не идут вой­ной на супостата,
Малое вели­ким называют
И куют кра­молу брат на брата.
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бед­ствие и горе.
Далеко ты, сокол наш могучий,
Птиц бия, ушел на сине море!

Не вос­крес­нуть Игоря дружине,
Не под­няться после гроз­ной сечи!
И яви­лась Карна и в кручине
Смерт­ный вопль исторгла, и далече
Заме­та­лась Желя по дорогам,
Потря­сая искро­мет­ным рогом.
И от края, бра­тья, и до края
Пали жены рус­ские, рыдая:
“Уж не видеть милых лад нам боле!
Кто раз­бу­дит их на рат­ном поле?
Их теперь нам мыс­лию не смыслить,
Их теперь нам думою не сдумать,
И не жить нам в тереме богатом,
Не зве­неть нам сереб­ром да златом!”

Сто­нет, бра­тья, Киев над горою,
Тяжела Чер­ни­гову напасть,
И печаль обиль­ною рекою
По селе­ньям рус­ским разлилась.
И нависли половцы над нами,
Дань берут по белке со двора,
И рас­тет кра­мола меж князьями,
И не видно от кня­зей добра.

Игорь-князь и Все­во­лод отважный
Свя­то­слава храб­рые сыны —
Вот ведь кто с дру­жи­ною бесстрашной
Раз­бу­дил пога­ных для войны!
А давно ли, мощ­ною рукою
За обиды наших покарав,
Это зло вели­кое грозою
Усы­пил отец их, Святослав!
Был он гро­зен в Киеве с врагами
И пога­ных ратей не щадил —
Устра­шил их силь­ными полками,
Пору­бил булат­ными мечами
И на Степь ногою наступил.
Потоп­тал холмы он и яруги,
Воз­му­тил тече­нье быст­рых рек,
Иссу­шил болот­ные округи,
Степь до луко­мо­рья пересек.
А того пога­ного Кобяка
Из желез­ных вра­же­ских рядов
Вих­рем вырвал — и упал, собака,
В Киеве, у кня­жьих теремов.

Вене­цейцы, греки и морава
Что ни день о руси­чах поют,
Вели­чают князя Святослава.
Игоря отваж­ного клянут.
И сме­ется гость земли немецкой,
Что, когда не стало больше сил.
Игорь-князь в Каяле половецкой
Рус­ские богат­ства утопил.
И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накли­кав зло.
Из седла, несчаст­ный, золотого
Пере­сел в коще­ево седло…
При­умолкли города, и снова
На Руси весе­лье полегло.

Часть вторая

В Киеве дале­ком, на горах,
Смут­ный сон при­снился Святославу,
И объял его вели­кий страх,
И собрал бояр он по уставу.
“С вечера до нынеш­него дня, —
Мол­вил князь, поник­нув головою, —
На кро­вати тисо­вой меня
Покры­вали чер­ной пеленою.
Чер­пали мне синее вино,
Горь­кое отрав­лен­ное зелье,
Сыпали жем­чуг на полотно
Из кол­ча­нов вра­жьего изделья.
Зла­то­вер­хий терем мой стоял
Без конька, и, пред­ве­щая горе,
Вра­жий ворон в Пле­сен­ске кричал
И летел, шумя, на сине море”.

И бояре князю отвечали:
“Сму­тен ум твой, княже, от печали.
Не твои ль два сокола, два чада
Под­ня­лись над полем незнакомым
Поис­кать Тмуторокани-града
Либо Дону зачерп­нуть шеломом?
Да напрасны были их усилья.
Посме­яв­шись на твои седины,
Под­ру­били половцы им крылья,
А самих опу­тали в путины”.

В тре­тий день окон­чи­лась борьба
На реке кро­ва­вой, на Каяле,
И погасли в небе два столба,
Два све­тила в сумраке пропали.
Вме­сте с ними, за море упав,
Два пре­крас­ных месяца затмились
Моло­дой Олег и Святослав
В тем­ноту ноч­ную погрузились.
И закры­лось небо, и погас
Белый свет над Рус­скою землею,
И, как барсы лютые, на нас
Кину­лись пога­ные с войною.
И воз­двиглась на Хвалу Хула,
И на волю вырва­лось Насилье,
Пря­нул Див на землю, и была
Ночь кру­гом и горя изобилье:

Девы гот­ские у края
Моря синего живут.
Рус­ским золо­том играя,
Время Бусово поют.
Месть лелеют Шаруканью,
Нет конца их ликованью…
Нас же, братия-дружина,
Только беды стерегут.

Князь вели­кий Все­во­лод! Доколе
Муки нам вели­кие терпеть?
Не тебе ль на суз­даль­ском престоле
О пре­столе отчем порадеть?
Ты и Волгу вес­лами расплещешь,
Ты шело­мом вычер­па­ешь Дон,
Из живых ты луков стрелы мечешь,
Сыно­вьями Глеба окружен.
Если б ты при­вел на помощь рати,
Чтоб врага не выпу­стить из рук, —
Про­да­вали б девок по ногате,
А рабов — по резани на круг.

Источник

Прадедовский гром что это

1.1.1. Почему монолог Святослава, слово, с которым он обращается к князьям, называется в поэме золотым?

1.2.1. Почему лирический герой данного стихотворения был бы «рад встретить снег да вьюгу»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.1.—1.1.2

И тогда великий Святослав

Изронил своё златое слово,

Со слезами смешано, сказав:

— О сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не вовремя напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?

Где мой брат, мой грозный Ярослав,

Где его черниговские слуги?

Где татраны, жители дубрав,

Топчаки, ольберы и ревуги?

А ведь было время — без щитов,

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отмстить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

Вы ж решили бить наудалую:

«Нашу славу силой мы возьмём,

А за ней поделим и былую».

Диво ль старцу — мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

Время, что ли, двинулось назад?

Ведь под самым Римовом кричат

Русичи под саблей половецкой!

И Владимир в ранах, чуть живой, —

Князь великий Всеволод! Доколе

Муки нам великие терпеть?

Не тебе ль на суздальском престоле

О престоле отчем порадеть?

Ты и Волгу вёслами расплещешь,

Ты шеломом вычерпаешь Дон,

Из живых ты луков стрелы мечешь,

Сыновьями Глеба окружён.

Если б ты привёл на помощь рати,

Чтоб врага не выпустить из рук, —

Продавали б девок по ногате,

А рабов — по резани на круг.

Вы, князья буй-Рюрик и Давид!

Смолкли ваши воинские громы.

А не ваши ль плавали в крови

Золотом покрытые шеломы?

И не ваши ль храбрые полки

Рыкают, как туры, умирая

От калёной сабли, от руки

Ратника неведомого края?

Встаньте, государи, в злат-стремень

За обиду в этот чёрный день,

Удалого сына Святославича!

Ярослав, князь галицкий! Твой град

Высоко стоит под облаками.

Оседлал вершины ты Карпат

И подпёр железными полками.

На своём престоле золотом

Восемь дел ты, князь, решаешь разом,

И народ зовёт тебя кругом

Осмомыслом — за великий разум.

Дверь Дуная заперев на ключ,

Королю дорогу заступая,

Бремена ты мечешь выше туч,

Суд вершишь до самого Дуная.

Власть твоя по землям потекла,

В Киевские входишь ты пределы,

И в салтанов с отчего стола

Ты пускаешь княжеские стрелы.

Так стреляй в Кончака, государь,

С дальних гор на ворога ударь —

Удалого сына Святославича.

«Слово о полку Игореве» пер. Н. А. Заболоцкого

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.

Да, как сеть, мелькали

С вечера всё спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Тяжело — хоть плачь!

Смотришь — через поле

1.1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играют риторические вопросы?

1.2.2. Какие художественные средства помогают поэту создать образ поздней осени?

1.1.2. Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. В речи используется для привлечения внимания в поднимаемой в содержании проблемы. Риторические вопросы в приведенном фрагменте «Слова. » призывают читателя задуматься над главной мыслью автора: сила Руси в единении.

1.2.2. Для создания образа поздней осени А.А. Фет использует различные виды изобразительных средств. Так, в создании образа ветра используется олицетворение:

Ночью ветер злится

Сравнения также помогают создать необычный художественный образ: трава перекати-поле прыгает «как мяч», грачи мелькают «как сеть».

1.1.1. Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».

1.2.1. Лирический герой стихотворения А.А. Фета «рад встретить снег да вьюгу», потому что унылая осень гнетет его: это переходное состояние природы затянулось, и потому на душе такая же неопределенность. «Тяжело, хоть плачь», — говорит автор. Именно поэтому ему радостнее перемены, пусть даже к суровой зиме, только бы выйти из этого состояния неопределенности.

Источник

Слово о полку Игореве

Содержание

«Слово» написано неизвестным автором (возможно, монахом) на древнерусском языке. Пересказ составлен по объяснительному переводу Д. С. Лихачёва, цитаты — из поэтического перевода Н. А. Заболоцкого. Деление пересказа на главы — условные.

Старый стиль и певец Боян [ ред. ]

Автор размышляет, в каком же стиле ему следует писать «Слово», и вспоминает про старинного певца Бояна, который в старом стиле сочинял вещие песни о князьях.

Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Автор описывает, в каких красивых поэтических выражениях начал бы песню о Игоре «старинный соловей» Боян, однако сам хочет вести повествование ближе к действительным событиям своего времени.

Военный поход князя Игоря [ ред. ]

В основе — неудачный военный поход русских князей на половцев (татар) в 1185 году.

Князь Игорь повёл свои полки на половцев, желая разгромить «поганых», прославиться и взять богатую добычу.

Прадедовский гром что это

Поход начался с мрачного предзнаменования — солнечного затмения. Но князь считал, что лучше погибнуть в битве, чем сидеть дома, дожидаясь половецкого набега. Князь мечтал дойти с победой до Дона Великого и вступить в бой с половцами на их территории — на краю поля Половецкого.

В поход князь Игорь отправился со своим родным братом, могучим Всеволодом Святославичем.

Прадедовский гром что это

Всеволод Святославич одобрил намерение брата дойти до Дона и побить половцев в их же степи. Его знаменитая, с детства обученная воевать дружина уже ждала под Курском начала похода.

На всём пути в половецкие степи Игоря сопровождали приметы, предвещавшие несчастье, такие как солнечное затмение. Все враждебные Руси юговосточные страны узнали о походе русских войск. Испуганные половцы, услышав о приближении русичей, начали сбегаться к Дону.

И бегут, заслышав о набеге,
Половцы сквозь степи и яруги,
И скрипят их старые телеги,
Голосят, как лебеди в испуге.

На следующий день орды половцев напали на четырёх русских князей, участвовавших в походе: Игоря, Всеволода Святославича, Олега и Святослава. Автор сравнивает их с четырьмя солнцами, которые хотят загасить половецкие тучи.

Уж трепещут синие зарницы,
Вспыхивают молнии кругом.
Вот где копьям русским преломиться.
Вот где саблям острым притупиться,
Загремев о вражеский шелом!
О Русская земля!
Ты уже за холмом.

Половцы окружили русичей у реки Каялы и выпустили «тучу стрел на русские полки». Описание битвы сливается с изображением надвигающейся грозы.

Битва началась с перестрелки из луков. Потом зазвенела земля под копытами коней, от движения многочисленной половецкой орды поле заволокло облаком пыли. Половцы окружили русичей со всех сторон. Русские витязи сомкнули строй «щит к щиту» и приготовились отразить натиск врага.

Долго бились русские полки с половцами, земля под лошадиными копытами была «мёртвыми усеяно костями, далеко от крови почернев». Битва закончилась поражением русских войск. Братья Игорь и Всеволод Святославич разлучились — попали в плен к разным ханам. Автор описывает, как природа оплакивает поражение князя Игоря.

Бились день, рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.

Об Олеге Гориславиче [ ред. ]

В лирическом отступлении автор вспоминает о прошлом Руси и князе Олеге Святославовиче, с которого начался род князя Игоря.

Описываются начатые Олегом княжеские междоусобицы, во время которых он победил многих князей.

Горькие последствия проигранной битвы [ ред. ]

После поражения Игоря на Руси кончились спокойные времена. Князья перестали собирать дружины и сообща защищаться от половцев, а начали блюсти только свои интересы. Половцы воспользовались разобщённостью русских князей и со всех сторон начали нападать на Русь.

Жёны оплакали погибших витязей из Игоревой дружины. Враги обложили обложили большой данью русские города. Между русскими князьями начались ссоры и раздоры.

Автор объясняет, почему поражение Игоря имело такие тяжёлые для всей Руси последствия. Совсем недавно киевский князь Святослав совершил победоносный поход на половцев и пленил хана Кобяка.

Прадедовский гром что это

Князья Игорь и Всеволод Святославич ослушались его, пошли в поход самостоятельно и, потерпев поражение, уничтожили добытое Святославом преимущество русских над половцами.

Иностранцы сочувствуют Святославу и обвиняют князя Игоря в том, что вместе с проигранной битвой на Каяле Русь утратила своё богатство и воинскую силу.

И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накликав зло.
Из седла, несчастный, золотого
Пересел в кощеево седло…
Приумолкли города, и снова
На Руси веселье полегло.

«Золотое слово» Святослава Киевского [ ред. ]

Святославу в Киеве приснилось, будто накрывали его на тисовой кровати чёрной тканью, поили горьким отравленным вином, и из вражеских колчанов сыпали на полотно крупный жемчуг. Снился ему терем с разобранной крышей, через которую в Древней Руси выносили покойников, а под Киевом всю ночь каркали вороны, предвещая несчастье.

Бояре объяснили князю этот сон, рассказав, что половцы пленили двух его младших родственников. Святослав «изронил слово золотое, со слезами смешанное», начал упрекать молодых князей: не вовремя они затеяли войну с половцами, пролили поганую половецкую кровь, но ничего не добились, только принесли горе на серебряные седины старшего в роду.

А ведь было время — без щитов.
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отметить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!

Игорь и Всеволод ослушались своего феодала, решив, не прибегая к помощи других князей, присвоить славу «замерителей степи», которая принадлежала Святославу Киевскому. Первое последствие их поражения — нападение половцев на город Перяславль.

Автор призывает князей на защиту Руси [ ред. ]

Автор призывает князей защитить свою родину и вспоминает о силе каждого из них. У великого владимирского князя Всеволода Юрьевича такое огромное войско, что оно может Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Сыновей Всеволода Юрьевича автор называет «живыми копьями».

Ты и Волгу веслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон…

Храбрая дружина неистовых Рюрика и Давыда Ростиславовичей смела и сильна, как огромный бык-тур. Она мечтает отомстить половцами за свои раны.

Железные полки Галицкого князя Ярослава контролируют горы Карпаты и реку Дунай, мешая венгерскому королю и византийским народам проникнуть на Русь. Князь оберегает юго-западную границу Руси, к нему прислушивается Киев, а народ за острый ум и мудрость зовёт его Осмомыслом.

Слыша поступь войска храбрых волынских князей Романа и Мстислава, «вся земля от тяжести трепещет». От него потерпели поражение многие восточные народы и литовские племена.

Всех этих князей рассказчик призывает бить Кончака «за Русскую землю, за Игоревы раны — удалого сына Святославича».

Но уж прежней славы больше с нами нет.
Уж не светит Игорю солнца ясный свет.
Не ко благу дерево листья уронило:
Поганое войско грады поделило.

Победы волынских князей вновь напоминают автору о поражении русичей на реке Каяле. Он сетует, что храброго войска Игоря не воскресить.

Полоцких князей автор обвиняет в том, что они не могут защитить от «поганых» южные границы Руси. Только Изяслав Полоцкий попытался не пропустить врагов Руси через границы своего княжества, но его никто не поддержал, и он погиб в одиночестве на поле боя.

Автор обращается к полоцким князьям, потомкам Всеслава, и всем потомкам Ярослава Мудрого прекратить междоусобную войну, поскольку обе стороны потерпели поражение и погубили славу, доставшуюся им от дедов.

Прадедовский гром что это

В самом конце «языческих времён» Всеслав Полоцкий пытался добиться Киевского престола, и делал это не по праву наследования и не в честной битве, а через междоусобную войну, опираясь на восставших киевлян. В Киеве он княжествовал недолго, и вся его дальнейшая жизнь была неприкаянной, как наказание за разжигание смуты внутри страны.

И хотя в его могучем теле
Обитала вещая душа,
Все ж страданья князя одолели,
И погиб он, местию дыша.
Так свершил он путь свой небывалый.

Автор вспоминает давние времена, многочисленные походы первых русских князей на врагов, и противопоставляет им братьев Рюрика и Давида, которые так и не смогли сообща организовать поход на половцев.

Плач Ярославны [ ред. ]

Автор возвращается к повести о князе Игоре и рассказывает, как в Путивле, на городской стене, Ярославна оплакивала своего пленённого мужа.

Ей хотелось обернувшись кукушкой, полететь, омочить рукав в реке Каяле и омыть любимому раны. Она упрекала ветер, который мечет стрелы на воинов мужа, солнце, наславшее на Игоревы полки жажду в безводном поле, и просила Днепр сохранить жизнь мужа «на дальней стороне», чтобы он вернулся к ней живым.

Бегство Игоря из половецкого плена [ ред. ]

Словно в ответ на мольбы Ярославны, бог указал Игорю путь к бегству. Ночью, когда половцы спали, князь сбежал из плена с помощью верного Овлура, крещёного половца, который достал Игорю коня.

В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь
И поплыл, как гоголь, по волне,
Полетел, как ветер, на коне.
Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.

Природа помогла князю добраться до дому — дятлы указывали ему путь к реке, Донец качал его на волнах, одевал тёплыми туманами и радовался, что Игорь возвращается «из неволи к дому». Князь благодарен Донцу, он сравнивает его с жестокой рекой Стугной, в которой много лет назад утонул юный князь Ростислав.

Догнать князя Игоря у половецких ханов не получилось, он вернулся домой. Автор описывает ликование Киева и всей Руси по поводу его возвращения.

Поэма заканчивается прославлением молодых князей и их дружины, которые боролись за христиан против поганых половецких полков.

Источник

Сочинение Анализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве)

Вариант 2

«Слово о полку Игореве» — это фундаментальное произведение древнерусской литературы, чей автор по сей день незивестен. Поэма является отражением исторических событий, происходивших в конце двенадцатого века, потому и являет собою уникальную рукопись.

Действие разворачивается в Новгороде, где князь Игорь принял решение пойти в поход против половцев со своим братом Всеволодом. Было много предостерегающих знамений. Ни мрак ночи, ни вой зверей, ни солнечное затмение, увиденное накануне Игорем, которое сулило неудачи — ничто не смогло предотвратить беду.

Войско Игоря на своем пути встретило небольшой отряд половцев. Попытка спастись бегством обернулась неудачей для половцев и солидной добычей для полка князя. Но счастье длилось недолго. Утром следующего дня, князь Игорь и его соратники проснулись в окружении вооруженных половцев, которым не сумели дать отпор. Часть войска князя, включая самого Игоря и Всеволода, была захвачена в плен, другая — убита.

На середине повествования, сам того не зная, читатель переносится в Киев, в покои Святослава, увидевшего вещий сон о том, что войска князей были разбиты. Почувствовав беду, Святослав «изронил свое златое слово».

«-О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою, На врага не вовремя напали, Не с великой честию в бою Вражью кровь на землю проливали.»

Сквозь слезы, киевский князь сетует на князя Игоря, решившего в поисках славы пойти на столь безрассудный поступок, принесший многочисленные потери. Видимо, такова цена признания человека общественностью.

Прадедовский гром что это Прадедовский гром что это Прадедовский гром что это

Кто такой Святослав

Святослав Всеволодович, действующий в произведении, по факту, является исторической личностью. Годы его правления припадают на 1140-1194. Политическая деятельность Святослава Всеволодовича обозначена урегулированием отношений и борьбой с междоусобицами. В контексте общей политической и экономической ситуации результаты его правления были положительными, а достижения, хотя они и не избавляли от большинства проблем, все же были заметны.

Прадедовский гром что это

В глазах народа он выглядел талантливым и перспективным деятелем. Естественно, что в «Слове о полку» образ Святослава подвержен литературной обработке – некоторые его качества характера умышлено опоэтизированные – это позволяет с большей силой акцентировать на проблемах и целях эпоса.

Роль Святослава Всеволодовича в «Слове о полку Игореве»

Несмотря на то, что Святослав Всеволодович не принимает участие в военном походе, его роль в тексте неизменно важна. Автор отвел ему задание анализировать причины неудачи похода и общую ситуацию в княжествах.

Прадедовский гром что это

Такой функции соответствует и возраст Святослава Всеволодовича. На момент повествования он опытный политический деятель и военный, обладающий значимыми достижениями в области ведения военных походов.

Почему слово Святослава названо Золотым

Слово Святослава в самом тексте не обозначено как Золотое. Такое символическое название фрагмент текста «Слова о полку…» получило исходя из его сути и содержания.

Такое обозначение речи киевского князя неслучайно. Во-первых, такое название объясняется призывом Святослава воссоединиться ради блага Руси, как на внешнем поприще, так и на внутреннем.

Первоочередная задача – справиться со своими внешними врагами. Это вполне выполнимая задача, однако, для этого необходимо не только приложить значительные усилия, но и быть готовым принести свою жизнь в жертву. К сожалению, такое положение вещей неизбежно. С врагами невозможно будет договориться мирным путем – свою свободу и мир необходимо отстаивать военным путем, а в этом деле невозможно избежать жертв.

Предлагаем ознакомиться с “образом Бояна” из “Слова о полку Игореве.

Вторая задача, пожалуй, еще более сложная. Князьям необходимо отказаться от своей алчности, желания властвовать и быть главнее всех. К сожалению, такая борьба с самим собой и своим внутренним естеством не всем по силам, поэтому эта задача кажется еще более трудной, но вполне осуществимой.

Во-вторых, в слове Святослава ярко прослеживается взаимосвязь мир-золото. Этот постулат фактически вытекает из необходимости объединения. Мир достается слишком дорогой ценой, это те вещи, к которым нельзя относиться пренебрежительно.

Другими словами, фразу о сравнении мира в качестве золота, невозможно воспринимать буквально, в ее значении сокрыт глубокий смысл о сложностях и драгоценностях мира.

ЧАСТЬ 1 В НАЧАЛЕ

Прадедовский гром что это

ГЛАВА 1 В ПРОКЛЯТОМ РОДУ

Старцы говорили, что вражда между Олеговичами и Мономаховичами – старшими и младшими в роду неизвестно когда началась и наверное никогда не закончится. А пока в обоих родах рождались сыновья, она будет длиться, не будет ей конца и края..

Младшие всегда будут хотеть получить больше, чем обещано, а старшие не собираются им ничего отдавать.

И сам князь Владимир показал им, как все получить можно будет.

Старшим всегда внушали, что по праву рождения им все принадлежит, ничего они не должны никому отдавать, а за свое надо сражаться.

А были это лучшие уделы и самые плодородные земли, то много было и делающих там оказаться и забрать их себе.

Справедливость, как линия горизонта, все о ней говорят, все видят, только никто и никогда ее достигнуть никак не мог.

И так уж издавна повелось, что старшие неизменно проигрывали. Молодые были сильнее и наглее, никогда они не уступали и большего добивались.

И хотя радовались те, кто рождены были старшими, да недолго их радость длилась, быстро она заканчивалась. Законы о наследовании жили сами по себе, а люди к ним никакого отношения не имели, особенно если меча или колдовства совсем не знали и не ведали.

Но ведь рано или поздно все должно было закончиться.

А может и пришло это время, – спрашивали друг у друга миролюбивые монахи, которым хотелось все ладом наконец решить.

Князь Святослав помнил многое, он помнил своего деда – князя Олега – красивого и могучего, воинственного и несчастного. Помнил о конце его жизни на земле, когда тому пришлось отказаться от борьбы за великий стол, оставался он на небольшом острове, обвиненный младшими братьями во всех смертных грехах.

А ведь он тоже хотел только одного, чтобы законы дедовы исполнялись так, как нужно было. Но кто же из младших согласился бы с ним.

Князь Олег, оклеветанный и обвиненный, удалился от всех, не давал больше о себе знать, ни во что не вмешивался.

Но потом вдруг понял, что не сможет так просто уйти к своим предкам, ничего не предприняв, тогда уже поздно будет оправдываться, а пока еще надо что-то сделать, как то помочь им всем.

Он бы л уверен, что осталось еще какое-то время, хотя бы детей своих и внуков подтолкнуть к борьбе, показать им как прекрасно все должно быть устроен в этом мире, но это только мечты, а в реальности всем владеют и правят те, кто не имеет на это права

Из всех его детей только Всеволод проникся последними страстными речами отца, и только Святослав не просто оправдывал деда, но и верил, что так и будет, как тот хотел.

– Мы – проклятое племя, проклятый род, но это проклятие надо снять огнем и мечом, – все время твердил тот, и тогда имена и дела наши будут благословенны.

– Мечты могут быть прекрасны, но сможем ли мы их осуществить?

Тогда юному Святославу казалось, что все возможно, у него хватило сил и уверенности в себя. Потом, со временем все менялось, и он уже не до конца верил в то, что сможет что-то сделать. Но он всегда помнил, что должен сделать все, что ему захочется как можно лучше. Он говорил немного, а решил делами доказать, что отец не ошибся.

Пристрастно оценив, что у него есть, что он может еще получить.

Он присматривался к его жене и матери Олегоовой – дочери одного из самых влиятельных Новгородских бояр. Но и говорить было нечего о том, что город получит племянник, а не ее первенец и любимец. Об этом заикнуться было опасно, потому что женщиной она была грозной, эта Марфа, и прибить могла, если почувствует, что грозит беда. Действовать надо было осторожно, взять хитростью.

– Это будет мой единственный грех. Когда я получу Киев, я отдам Чернигов снова Олегу, потом ему все объясню, но пока он должен понимать, почему я так поступаю с близкими людьми. Важно только то, что получится после всех моих страданий и стараний. Я все верну и никто не припомнит, что было в начале, почему он оказался среди обиженных.

Что-то подсказывало Святославу, что его дядя не протянет долго, слишком он был изнурен и измучен этой вечной борьбой. В Чернигове должен быть его помощник, но не член семьи. Князь не должен ошибиться. Святослав, несмотря на молодость и талант к подобным интригам,

безошибочно избрал игумена Антония, любимца старого князя, который первым узнает о его болезни и смерти, а с именем бога на устах он сможет многое. Трудно было к нему подступиться и договориться. Сначала он даже волхва хотел привлечь для того, чтобы на него повлиять, но потом решил, что не стоит кого-то еще посвящать в тайну.

Игумен оказался умным и догадливым. А может просто хитрым. Он был убежден, что Святослав больше, чем Олег подходит на княжеский стол – он старше и сильнее, он действует еще при живом князе и дорожит тем, что хочет получить. Старик верил, что он делает доброе дело, думает о будущем Чернигова, ему не нужны были никакие награды, но он хотел получить поддержку сильного князя, стать митрополитом без хлопот. А если тот еще и новый храм прикажет заложить в честь победы – это даже лучше, больше ему ничего не нужно. Лично для себя он ничего и не хотел.

Они тайно встречались несколько раз и оба гордились тем, что о переговорах не знала ни одна живая душа, а ведь Марфа за всем следила не смыкая глаз, ничто не могло укрыться от пытливого взора. Может она и думала, что ей уготовлена роль древней Ольги при юном князе. Но времена были другими, эти двое не собирались оставлять ей Чернигов.

Святослав не подозревал о той борьбе, которая развернулась за его спиной. Но он все время был в это странной борьбе.

Сочинение Анализ золотого слова князя Святослава — Слово о полку Игореве

Произведение «Слово о полку Игореве» относится к двенадцатому веку и является ценным памятником древнерусской литературы. Речь в нём идёт о неудачном походе князя Игоря на половцев.

Святославу приснился загадочный сон, связанный с походом Игоря. Знамение вызвало у Святослава страх, поэтому он позвал бояр, и те объяснили ему значение видения. Именно тогда князь Святослав «изронил своё златое слово». В его речи затронут не только неудачный поход Игоря на половцев, но и давно минувшие события: походы, войны, междоусобицы. «Вот где славы прадедовской гром!» — вспоминает Святослав о прежних временах. Далее он обращается к каждому из князей, восхваляя их за могущество, храбрость и славу (например, «буй-Роман», «буй-Рюрик»), но одновременно укоряет за то, что те не пришли на помощь их брату – князю Игорю. Именно «золотое слово» наиболее полно, с моей точки зрения, отражает характер героев.

Подразумевается, что Игорь попал в плен не только по своей вине. Игорь совершил легкомысленный поступок, решив сражаться с половцами, понимая, что он может их не одолеть, и это говорит о его эмоциональности, недальновидности, гордыне и вспыльчивости. Однако Святослав обвиняет и других князей в том, что они не пришли на выручку своему брату. Князь Святослав, будучи мудрым правителем, пытается образумить своих сыновей, убедить, что необходимо приходить на помощь братьям. Именно в «золотом слове Святослава» можно выявить отношение людей к военным походам того времени и правящим князьям. «И народ зовёт тебя кругом Осмомыслом за великий разум», — говорится в произведении о Ярославе. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Вероятно, в народе его уважали за ум, мудрость и интеллект. Таким образом, ведь смысл произведения, на мой взгляд, сосредоточен в словах князя Святослава.

Основной посыл «золотого слова» и всего «Слова…» – призыв к объединению и взаимопомощи князьям на Руси. Произведение написано в духе патриотизма и искреннего переживания за судьбу Отечества.

Полезный материал по теме:

Золотое Слово Святослава. Князья и воиныЛюбовь Сушко

С самого начала Святослав знал, что он рожден, был князем, и более того — он старший в роду и рожден от старшего сына. Такая удача выпадала немногим. Большинство из княжичей могли только об этом мечтать. Ему же с самого рождения объясняли, что по закону, давным давно принятому, возможно еще со времен Кия и Славена, было понятно что стол наследует старший сын старшего сына, и Святослав понимал, что нет у него соперников. И если кто-то решиться пойти против, то всегда можно будет с мечом в руках свое право отстоять. И смотрел он покровительственно на своего младшего брата Ярослава, у которого хоть и было от рождения не менее громкое имя, но таких подарков судьбы он не получил, и должен был оставаться только вторым.

— Он был только вторым и всегда вторым останется, потому что Святослав собрался жить долго и счастливо и слыть великим князем всегда, пока жив.

— Это будут благословенные времена на землях славянских и его назовут Мудрым и Вещим, ведь они не хуже предков их, и монах все время твердит о том, что дети должны быть лучше их родителей.

Но и в старые времена бывало по-разному. Но разве так трудно одним словом и мудрым решением прекратить эту вражду, и жить с младшими братьями в благоденствии.

Он почитал Бога и внимательно прислушивался к проповедям монаха, пытливо ища в Библии, мудрейшей из книг, каких-то примеров, которые и должны были управляться с бесконечным миром. Даже отец и монахи поражались серьезности мальчика. И казалось, что в какой-то своей жизни он уже побывал великим князем, а на этот раз собирался только исправить все совершенные тогда ошибки. Возможно, недаром его назвали тогда таким именем, и тот, древний Святослав вернулся в этот мир в новой жизни, и станет он еще более ярким и неповторимым из князей

А в смутные времена, где на каждом шагу всякое случиться могло, княжич готовил себя для великих дел. И только одно было странным, как не пытался он казаться важным и показать собственное превосходство, запомнилось ему из всей Библии немногое: это притча о Каине с Авелем, и тогда уже было братоубийство, видно с самого начала никак нельзя было избежать его, и притча об Иуде и его предательстве. Говорят, что каждый запоминает только то, что ему ближе всего. Но разве об этом хотелось думать ему, или чья-то невидимая рука открывала перед князем именно эти страницы и пыталась ему о чем-то таким рассказать.

Если это дурной знак, то, что он мог для него значить, то, что брат его родной убьет, или наоборот все случится, и хотят его предупредить о том, чтобы не делал он этого?

Он знал, что Иуд будет в жизни его немало, но сам он не собирался оставаться таким вероломным. Ему слишком много и без того дано, ничего не станет он добиваться при помощи коварства. Он убеждал себя в том, что страхи его и волнения были напрасными.

Когда Святослав, наконец, обосновался в Киеве, он был уверен в том, что позабудутся все лишения и муки, которые ему удалось продлить.

И первым делом он отправился в Софию и стал молиться о тех удачах, о победе, выпавшей на его долю. Ему было за что благодарить Всевышнего. Собор потряс его своим великолепием. Он знал, что это и будет главный храм в его жизни, тут будет легче разговаривать с Богом, всегда бывшим к нему благосклонным. Хотя он должен был признать, что все должно было быть не совсем так в его жизни, как мечталось ему в начале. Что-то показалось ему иным, отчего было мало радости, хотелось просто отречься. Но в такое торжественное время он старался не думать о каких-то вещах и событиях.

Но чем дольше стоял он перед святыми ликами, тем больше понимал, что может молиться. Что-то мешало ему, может быть величина собора.

В душе его было так тяжело, и он просто не хотел ни в чем сознаваться. Но великий князь в те минуты не мог молиться.

Но чтобы как-то помочь ему в этом, появились какие-то хоромы и какие-то лица. И вгляделся тогда в них Всеволодов сын и увидел себя еще юным Святослав. Но кто этот мальчик, рядом с ним стоявший и так пронзительно на него смотревший. Кто он. И священник рядом с ним.

О, как знакомо его лицо, Антоний, — еще не дойдя до этого, произнес князь.

Да, конечно, хотя в том мальчике трудно было узнать князя Игоря, но это был он, и это был Чернигов. Как ни старался, он никогда не забыть ему тех дней и тех грехов. А ведь тогда он гордился собой и был уверен, что это победа. Не хотел ничего другого слушать. Не хотел и не собирался. Как печально было все происходящее, как невыносимо все казалось.

— Иуда, — Игорь так назвал тогда в ярости Антония, — но разве он сам — его старший двоюродный брат был другим, хотя на него мальчик старался не смотреть. Но от этого ненависть его еще сильнее казалась. Олег был добрее и терпимее, а ведь это он вместе с матерью и младшим братом должен был покинуть Чернигов. Он принял это как должное. А Игорь не примирился. Он никак не примирился с ним, и бесполезно ему что-то объяснять. Да и не станет Святослав объяснять, уверенный в своей правоте, но если он так уверен, отчего тогда молиться не может и забыть этого не в силах.

О, как радовался он, когда покидал вздорный проклятый Новгород и поселился в благословенном Чернигове. Как ему хотелось там оказаться. Все казалось возможным и доступным.

Много еще чего было, но все это тяжело было вспоминать.

Он не мог их оставить в граде. Это было опасно для его спокойствия и благополучия. Он хотел, но не мог это сделать, двоюродный брат, а вот их давний враг — Андрей, сын Юрия, смог бы себе такое позволить. Как странно все это, словно насмешка какая-то, — тяжело вздохнул Святослав.

Князь Игорь и теперь считает его бессердечным, и даже руки подавать не хочется. Он и не подозревает, что этот грех всегда в его душе был. Он благодарил судьбу за то, что Каин из него не получился, а вот роль Иуды ему была уготована, как он не противился этому. Когда они уехали в морозный и жуткий день, и должны были сгинуть. Он хотел в последний миг послать за ним, да вспомнил, что княгиня была из Новгородских самых отчаянных баб, и его сородичи непременно пришли бы в Чернигов, чтобы за нее постоять. А он не хотел затевать этой ссоры, не жалел, чтобы на славянской земле кровь и его лихим словом поминали. Ведь победа все равно была на его стороне. А там все без крови обошлось.

И странно, что такой насмешливый и умный Игорь так и не понял этого до сих пор и столько лет на него волком смотрит. Потом, когда он вернулся, он позволил ему совсем рядом в Новгороде Северском жить и ни слова благодарности в ответ, конечно, они братья, и все-таки.

Святослав давно решил, что Чернигов по праву его брату Ярославу достаться должен, потому что он старше, проявить себя во всех походах успел, у него больше прав, если на то пойдет. Если обиды держит, то пусть с ними и остается навсегда.

А второе предательство Игоря, вообще он не при чем. Он ничего не знал. Он в далеком Киеве уже был тогда, и Ярослав был с ним рядом в Чернигове, но разве его самого не предавал Ярослав, когда не только в поход с ним не шел, но даже обещанные полки не отправлял, да еще уговаривал их от похода отказаться.

Но он всегда умел на своем стоять. И Игорь устоял, а то, что неудачей завершилось, разве мало у него неудач было, но никого он не винил. Он только молился богу и просил новых удач, вот и все. И не стоит роптать и сетовать.

Жизнь среди братьев и соперников оказалась сложна и непредсказуема, даже для того, кто старшим в роду был. И все-таки он оставался в Киеве, хотя за это немало бороться пришлось, не просто было разобраться, кто тебе враг, а кто союзник. Разве мало его обманывали и предавали? Но он не помнил этого, не хотел помнить, про собственные грехи забыть.

В последние годы, когда не о чем было жалеть и только смерти ждать оставалось, он знал, что должен обрести покой и примириться со всем миром. Но удельные князья, словно в муравейнике, презрев все законы, творили бесчинства. А, узнав, что он бессилен и беспомощен и совсем от рук они отбились. Он знал, что бунт не имеет никакого значения. Сколько раз он пытался объяснить им это. Но еще в самом начале сколько раз Юрий в своем Владимире столицу утвердить старался, и Киев завоевывал, только удержаться там никак не мог. А младшему из сыновей его Всеволоду, только туда и хотелось все время отправиться.

И ушел князь из Софии, так и не помолившись.

Священник, видя смятение его, не стал близко к нему подходить. Он не рассердился на него. Хорошо хоть этот в покое оставил. Покой — это то, о чем только и можно мечтать. Его нет, и наверное никогда не будет среди тех, кто в княжеских дворцах остается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *