Ппд это что в педагогике
Предмет, задачи, функции психолого-педагогической диагностики
ППД— это раздел психологии, ее прикладная отрасль, которая изучает принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью выявления индивидуальных психологических особенностей человека.
В практике специального образования можно выделить следующие направления ППД, каждое из которых решает определенные задачи:
— Первое направление – скрининг-диагностика. Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребёнка, выявление «группы риска». Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а именно: выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также выявление недостатков той или иной программы обучения и воспитания детей.
Задачами дифференциальной диагностики являются:
• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребёнка;
• выявление первичного и вторичного нарушений;
• оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
• определение и обоснование педагогического прогноза.
Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:
• выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребёнка; *
• разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
• оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
• определение условий воспитания ребёнка, специфика внутрисемейных отношений;
• помощь в ситуациях с затруднениями в учёбе;
• профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
• решение проблем социально-эмоционального плана.
Эффективность коррекционно-педагогичес-кого процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь, выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождении ребёнка.
Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:
• раннее выявление нарушений развития у детей;
• определение причин и характера нарушений;
• определение оптимального педагогического маршрута ребёнка;
• выявление индивидуальных психологических особенностей ребёнка с нарушениями развития;
• разработка индивидуальных программ развития и обучения.
Логомаг
Марианна Лынская
Лекции по ППД детей с нарушениями речи → Марианна Лынская
Цель, задачи и принципы смотрите в презентации. Презентация содержит фрагменты базы данных «Речевая карта». Конкретный материал для обследования ищите в блоге «Обследование речевой деятельности»
Основные цели этапа: какие языковые средства формирования к моменту обследования; какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; характер несформированности языковых средств. Причем необходимо отметить: в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме) и какие факторы влияют на проявления речевого дефекта. Дидактические материалы: реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков. Процедура диагностического этапа начинается с установления контакта с ребенком. Степень развернутости и официальности зависит от возраста ребенка. При элективном мутизме идеально организовать обследование в комнате с зеркалами Гизелла. Желательно диагностику проводить в присутствии родителей. Как правило, родителей просят располагаться на некотором расстоянии от ребенка, чтобы он «чувствовал» их присутствие, но постоянно не видел. Общие принципы и подходы к процедуре обследования: принцип индивидуального и дифференцированного подхода; исследование проводится от общего к частному, от простого к сложному. Исследование целесообразно проводить с точки зрения определения языковой способности и строить на основе трех основных принципов логопедии. Каждый показатель анализируется с точки зрения качественного и количественного подходов. Необходимо помнить о том, что сужение или искажение словарного запаса не всегда свидетельствует о речевой патологии.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»
Педагогический проектпо ПДД для детей с ОВЗ
на тему: « Детям знать положено» ( краткосрочный)
(для детей подготовительной группы )
Учитель – логопед :Бобкова И.А.
Педагогический проект по ПДД в подготовительной группе для детей с ОВЗ
на тему: « Детям знать положено»
Назначение. Данный проект будет несомненно интересен воспитателям детских садов, как методическая помощь в изучении детьми правил дорожного движения.
Обоснование разработки проекта. Данный проект разработан в соответствие с комплексно-тематическим планированием по теме «Моя безопасность. ПДД. Транспорт»
Актуальность темы: Скоро в школу, знание о правилах дорожного движения, способствует безопасности детей при пересечении улицы, уверенного поведения и самостоятельного в дальнейшем движения детей по городу.
Анализ: что мешает получению результата? Ничего. Что помогает его достичь? Помощь взрослых, рассматривание улиц города и перекрестков во время прогулок, по городу, с родителями.
Проблема: Дети спросили: «Как можно перейти дорогу если нет пешеходного перехода? И можно ли самому самостоятельно ходить в магазин за покупками, если нужно перейти при этом через дорогу? А почему не везде в городе есть пешеходные переходы и светофоры?» Так из разговора с детьми и с родителями выяснилось, что дети знают много о ПДД, но никогда не задумывались о том, как правильно и самостоятельно переходить дорогу, потому что всегда надеются на сопровождающего их взрослого, так же не задумывались о том почему в одних местах перехода есть знак пешеходный переход, а в других нет, и где можно об этом узнать.
1 этап – организационный.
1.Рефлексивный круг. У детей возникли вопросы: Скоро в школу, а как самостоятельно ходить по городу, как переходить улицу если нет пешеходного перехода?
2.Беседа с детьми об истории возникновения ПДД.
— Как вы думаете всегда ли были ПДД?
— А если давным-давно еще не было их, то как люди могли ездить по дорогам и переходить их?
— Что вы знаете о ПДД?
— Что бы вы хотели узнать о них?
— Где мы можем об этом узнать?
2 Консультация для родителей: « Как рассказать детям о ПДД»
3 Экскурсия по городу. В выходной день, предложить родителям вместе с детьми погулять по улицам города, рассмотреть дорожные знаки и дорожную разметку, поговорить с детьми о ПДД.
Социально- коммуникативное развитие:
беседы, настольная игра «ПДД», рассматривание плакатов на «ПДД», словесная игра с мячом «Назови дорожные знаки»
Познавательное развитие, ФЭМП: «Какой формы и цвета бывают дорожные знаки?» и многое другое, дидактические игры, рассказ об истории возникновения ПДД, игры со счетными палочками, поисковая деятельность, по изучению ПДД.
Речевое развитие : составление рассказов по истории возникновения ПДД, беседы о разнообразии дорожных знаков, чтение художественной литературы.
Художественно-эстетическое Физическое развитие: словесные игры с мячом «Назови дорожные знаки», подвижные игры «Светофор», «Цветные автомобили», и др. пальчиковые игры, дыхательная гимнастика.
3 этап – обобщающий.
— Выставка самодельных знаков из конструктора « Фребеля»,
— Макет совместно сделанной работы « Улица нашего города», «Перекрёсток»,
— Игра- викторина « Дорожные знаки»,
— Закрепление знаний о ПДД в дидактических играх на ИКТ оборудовании «Волшебный экран» («Берегись автомобиля», « В гостях у светофора», «Знаешь ли ты дорожные знаки», « Опасно- не опасно») и т.д.
В дальнейшем дети закрепляли свои знания ПДД в группе используя: аппликацию, лепку, рисование. Родителям было предложено из любого материала изготовить дорожные знаки.
Итоги проекта: В ходе проекта дети познакомились с историей возникновения ПДД. У детей расширился словарный запас, появился интерес, к дорожной разметке и знакам. Вместе с воспитателем попробовали создать макет, основываясь на фотографиях, самого опасного в городе перекрестка, сделали вывод что, это сложно, но возможно, вместе с родителями совершили экскурсии по улицам нашего города.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»
(для детей подготовительной группы )
Учитель –логопед :Бобкова И.А.
Цель: Формировать у детей основы безопасного поведения на улице.
— закреплять знание детьми сигналов и назначение светофора;
— закреплять знания детей о дорожных знаках, их классификации, видах транспорта;
— закреплять с детьми знание правил уличного движения;
— уточнять и закреплять знания о правилах поведения пешеходов.
— развивать мышление, память, речевую активность;
— развивать наблюдательность, быстроту мышления.
— продолжать формировать интерес к различным формам изучения и закрепления правил дорожного движения.
— воспитывать у детей внимание, умение оказать помощь товарищу.
— вызывать у детей радостное настроение.
Планируемые результаты: закреплять знания детей о дорожных знаках, их классификации, видах транспорта; уметь работать по подгруппам; уметь договариваться друг с другом и быстро принимать общее решение.
Оборудование: аудиозапись «Песни про ПДД», два набора дорожных знаков, звездочки-награды, две модели светофора, картинки с изображением транспортных средств, круги красного, желтого и зелёного цветов, медали для наград.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы по теме: Н. Носов «Автомобиль», Б. Житков «Светофор», В. Клименко «Зайка велосипедист», заучивание стихотворений, беседы по теме, отгадывание загадок, экскурсия к дороге, просмотр обучающих видео по теме.
До начала викторины детям предлагается самостоятельно разделиться на две команды.
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня интересный день! Мы начинаем нашу веселую игру – викторину по правилам дорожного движения. Соревноваться между собой будут 2 команды: «Красные» и «Зеленые».
Послушайте внимательно условия игры: за каждый правильный ответ участники будут получать звёздочку цвета вашей команды, побеждает та команда, которая соберет наибольшее количество звёздочек.
А оценивать нашу игру будут почетные члены жюри:
1. Учитель-дефектолог: Матюшенко С.В.
2. Воспитанники логопедической группы: Таня Х и Билал С
Командам присваиваются названия, и они сами выбирают капитана. Команды приветствуют друг друга.
Присаживаются на свои места.
Задание №1 «ВОПРОС-ОТВЕТ»
2 Как называется палка регулировщика? (жезл)
3. Какие сигналы светофора вы знаете? (красный, желтый, зеленый)
5. Какие виды пешеходных переходов вы знаете? (наземный, подземный)
6. Какой транспорт перевозит грузы? (грузовой)
7. Почему в пассажирском транспорте нужно держаться за поручни?
8. Как называется человек, который едет в транспорте, но не управляет им? (пассажир)
9. Где пассажиры ожидают автобуса? (на остановке)
1. Где должны ходить пешеходы? (тротуар)
2. Как правильно переходить дорогу? (1 – приготовиться. 2 – посмотреть по всем сторонам, и если нет машин, начинать переходить дорогу.)
3. Как правильно перейти, дорогу выйдя из автобуса или машины? (сзади)
4. Где можно играть детям?
5. Когда идешь по тротуару, ты кто? (пешеход)
6. Какого сигнала нет у пешеходного светофора? (желтого)
7. Каким машинам разрешено ехать на красный свет? (полицейским, скорой помощи, пожарной)
8. Почему в общественном транспорте нельзя громко разговаривать?
9. На какое животное похож пешеходный переход? (на зебру)
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что наши улицы разговаривают? А помогают им в этом дорожные знаки. Сейчас мы посмотрим, как вы знаете дорожные знаки.
Задание №2 «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»
На столах у игроков разложены дорожные знаки. Ведущий читает загадку о дорожных знаках, игроки поднимают нужный знак.
Ведущий: На дорогах знаков много, их все дети должны знать!
И все правила движения должны точно выполнять.
По полоскам чёрно-белым пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает – знак, что этот означает? (пешеходный переход)
Я не мыл в дороге рук, поел фрукты, овощи
Заболел и вижу пункт медицинской …. (помощи)
Не доедешь без бензина до кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко: «Рядышком бензоколонка! » (Знак «Автозаправочная станция»)
Путь не близок на беду ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья знак дорожный пункт …. (питания)
В этом месте пешеход терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать, хочет пассажиром стать. (Знак «Автобусная остановка»)
Коль в грязи капот и шины, надо срочно мыть машину.
Ну, раз надо, значит, надо. Вот вам знак, что мойка рядом! (Знак «Мойка»)
Задание №3 «Собери светофор» (конкурс капитанов)
Ведущий: Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. (Светофор)
Капитаны должны в правильном порядке, под музыку, вставить на модели светофора его сигналы. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
Ведущий: А сейчас предлагаю дружно поиграть
Проводится игра «Красный, желтый, зеленый»
(игра на внимание) (задание не оценивается).
Ведущий: Наша игра называется светофор и у неё такие правила: когда я покажу вам зелёный круг, то вы должны потопать ножками, имитируя ходьбу, жёлтый круг – вы хлопаете в ладоши, а на красный круг – стоите, соблюдаем тишину.
Задание №4 Игра «Кто быстрее починит дорожные знаки»
Детям предлагается собрать разрезанные картинки 4 знаков ПДД. (по 2 знака каждой команде)
Задание №5 «Отгадай загадку о транспорте»
Ведущий: Команды, вы готовы начать соревнование на внимательность? Тогда я объясню вам правила: я буду читать вам загадку, а вы громко и быстро говорите отгадку. Чья команда быстрее ответит, та получает желтый кружок. Кто соберёт больше кружков, тот и победил. Всем понятно?
Для этого коня еда – бензин, и масло и вода.
На лугу он не пасётся, по дороге он несётся. (Автомобиль)
Дом по улице идет, на работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус)
Вот так чудо-чудеса! Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу и качу, качу, качу! (велосипед)
Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт
Человек им управляет что такое? (самолёт)
Паровоз без колёс, вот так чудо паровоз.
Не с ума ли он сошёл, прямо по морю пошёл. (Корабль, теплоход)
Удивительный вагон посудите сами
Рельсы в воздухе, а он, держит их руками. (Троллейбус)
Эй, не стойте на дороге! Мчит машина по тревоге.
А зачем ей так спешить? Как зачем? Пожар тушить! (пожарная машина)
Несётся и стреляет, рычит скороговоркой.
Трамваю не угнаться за этой тараторкой. (Мотоцикл)
С теплым воздухом шар, а под ним корзинка,
Под ногами земля – Словно на картинке. (Воздушный шар)
Что за птица: Песен не поёт, гнезда не вьёт,
Людей и груз несёт? (Вертолет)
Задание №6. Игра «Кто быстрее и правильнее раскрасит дорожные знаки»
Ведущий: Вот и подошла к концу наша викторина.
Завершая выступленье, подведем итог ученью.
Если коротко сказать – Правила всем надо знать.
Кто б ты был, стар иль мал, знание правил ценный клад.
Мы повторили все, что знали о правилах дорожного движения. И всегда должны помнить о том, что нужно беречь себя и окружающих и быть очень внимательными на дороге и на улице!
Итог: жюри подводит итоги конкурса и выявляет победителей
Ведущий: Молодцы! А за ваше активное участие – принимайте подарки!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Как уже указывалось, психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:
2) дифференциальная диагностика;
3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.
На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.
Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.
Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.
Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.
В другом случае родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в отношении детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана.
И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто.
Используемый при скрининге набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.
Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.
При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.
Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы.
Задачи дифференциальной диагностики следующие:
— разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
— выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;
— оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
— определение и обоснование педагогического прогноза.
На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекцинно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка (организация и содержание деятельности ПМПК подробно представлены в главе 8).
В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.
Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.
Другая проблема связана с практической деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характера, в частности создание сети постоянно действующих диагностических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд методологических и терминологических проблем.
Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.
Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.
Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:
— выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
— разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
— определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;
— помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
— профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
— решение проблем социально-эмоционального плана.
При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированыв основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.
Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:
— раннее выявление нарушений развития у детей;
— определение причин и характера нарушений;
— определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
— выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;
— разработка индивидуальных программ развития и обучения
Принципы ППД.
Одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.
Принцип детерминизма. Согласно такому принципу, внешние условия не жестко и однозначно определяют сущность объекта и результат воздействия на него, а преломляясь через внутренние. Любое воздействие одного явления на другое, по С.Л.Рубинштейну, преломляется через внутренние свойства того явления, на которое это воздействие оказывается. Результат этого воздействия на явление или предмет зависит не только от явления или тела, на него воздействующего, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления, на которое это воздействие оказывается. Всматриваясь в жизнь человека, мы видим, как психические явления вплетаются в ткань ее и как обусловленные и как обусловливающие, как зависящие от условий жизни и как обусловливающие поведение людей, посредством которого эти условия изменяются.
Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
Принципы ппд: беспристрастности, комплексности, системного и динамического подходов
Принцип беспристрастности. Очевидно, что психодиагност должен хорошо знать и понимать те синдромы, которые возникают при различных речевых расстройствах. Он должен считаться с возможностями испытуемого. То, что легко может выполнить физически здоровый заикающийся, может оказаться непосильной нагрузкой для больного, страдающего афазией. Эти и некоторые другие обстоятельства склоняют к тому, чтобы использовать определенную схему обследования, в чем убеждены многие специалисты. Схема позволяет достигнуть определенной унификации обследования и сделать его наиболее адекватным возможностям испытуемого.
Обязательным является принцип комплексности изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребенка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на усиливающуюся рассеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.
Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.
Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:
— отношение к ситуации обследования и заданиям;
— способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
— соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
— продуктивное использование помощи взрослого;
— умение выполнять задание по аналогии;
— отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.
Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.