Ппа автомойка что это
ППА – это передача права пользования арендуемой коммерческой недвижимостью третьему лицу, и это бывает крайне разумным вариантом обращения с недвижимостью. Раскладываем по полочкам.
Арендатор, больше не желающий оплачивать аренду помещения, может заручиться письменным соглашением его собственника и переуступить такое право другому физлицу (организации-юрлицу). Если возможность перенайма была обозначена в документах изначально, разрешение владельца не требуется.
Процедура аналогична сделке купли-продажи, но предметом соглашения здесь выступает не сама недвижимость, а права владения и пользования. Последние становятся самостоятельным объектом, с которым можно совершать юридические сделки.
Переуступка прав аренды офисов, торговых павильонов, складских/производственных цехов – привычная практика, используемая современным бизнес-сообществом Москвы. При этом если предыдущий съёмщик арендовал площадь на льготных условиях, нынешний также может воспользоваться ими. Это выгодно для развивающихся организаций-предприятий, а также начинающих предпринимателей, желающих открыть торговую точку, офис, собственное производство в престижном месте, но пока ограниченных малым бюджетом.
Особый интерес представляет перенайм государственного (муниципального) недвижимого имущества. Ставка здесь обычно намного ниже, чем в случае с помещениями, сдаваемыми частными владельцами.
Главные особенности
ППА: что это такое? Этот вопрос часто задают бизнесмены, которые выбирают доступную по цене нежилую недвижимость, рассматривая разные варианты. Кратко перечислим нюансы процедуры.
Отличия перенайма от субаренды
Субаренда:
Оформление
Договор, заключаемый в произвольной форме, содержит следующую информацию.
Законодательные нормы и правила ППА подробно разъяснены в 615-й статье Гражданского кодекса Российской Федерации.
Узнайте также о правильной классификации офисных площадей, чтобы разбираться лучше.
Понравилась статья? Поделитесь, пожалуйста, с друзьями!
Я купил компанию с правом арендовать помещение у города
Роман Афанасьев с партнерами открывают медицинские центры со стоматологиями и процедурными кабинетами. В поиске помещения для одного из них он наткнулся на объявления на «Авито», в которых предлагают покупку компании вместе с правом аренды городского имущества. Сначала решил, что это мошенничество, но решил разобраться, как все устроено.
Зачем снимать помещение у города и как это сделать
Если арендовать помещение у города, точнее, у Департамента городского имущества, цена действительно будет ниже, чем на рынке*. Для этого нужно выиграть торги. Приятный бонус заключается в том, что по истечении нескольких лет аренды можно выкупить это помещение на условиях нулевой ставки. По сути, придется заплатить кадастровую стоимость + плюс процент от нее — примерно 10-30%. (Правда, чаще всего стоимость сначала завышают, и ее надо снижать через суд, но тут не об этом).
* Пример: Объект в аренду от города у метро Войковская в стартовой цене аукциона стоит 12 215 руб. в год за квадратный метр, а аналогичное предложение на «Циане» — 22 500 руб.
Второй вариант — тот самый, на который я наткнулся — купить компанию, которая уже выиграла подобные торги. Есть те, для кого это целый бизнес — получить недвижимость по аукциону и потом быстренько перепродать свою ООО «Ромашка» с переуступкой права аренды (ППА). Сама компания, владельцем которой ты становишься, не имеет никакой ценности. Собственно, мы купили такую «Ромашку», хотя поначалу было много сомнений насчет сделки.
Как принять участие в торгах самостоятельно
Татьяна Петренко, руководитель благотворительного проекта Pro Bono Russia, управляющий партнер Legal Lab Pro:
Участвовать в торгах могут и юридические, и физические лица. Они бывают очные, заочные и уведомительные — когда заявку на участие с предлагаемой суммой отсылают «Почтой России» или на электронный адрес.
Электронные проводятся на электронных площадках, например, на РТС-тендер. Условия участия, процент депозита (может быть от 5% до 30% от суммы годовой аренды или стоимости объекта) и шаг торгов указывают в документации к лоту. Из документов обычно нужны правоустанавливающие и уставные документы компании, свидетельство о регистрации и реквизиты, приказ о назначении руководителя или доверенность на право представлять юрлицо на аукционе для конкретного гражданина.
1. Выбираем лот на сайте investmoscow.ru или на torgi.gov.ru.
2. Проверяем объект и изучаем конкурсную документацию. Надо проверить не только юридическую чистоту объекта, но и оценить, подходит ли он под задачи бизнеса, например, под получение лицензии (для стоматологии, школы, алкогольного магазина ).
3. Изучаем техническое описание помещения — план БТИ (Бюро технической инвентаризации). Лучше еще посмотреть помещение вживую — поехать и задать интересующие вопросы собственнику или его уполномоченному представителю.
Если вы выиграли, заключаете договор и подписываете акт приемки-передачи объекта, перед этим (например, в течение трех рабочих дней) вносите полную сумму аренды за 12 месяцев. Если вы нарушаете срок или не вносите деньги в полном объеме, право заключить договор с собственником переходит участнику торгов, занявшему второе место.
Важно: Деньги, внесенные в качестве депозита, замораживаются до окончания торгов. В этом кроются определенные риски — про них в конце статьи. Вывести их вы не сможете до определения победителя.
Почему мы выбрали покупку компании, а не участие в торгах
Мы выбрали второй вариант, потому что не хотели разбираться с участием в торгах (да и можно и попросту не выиграть), собирать бумаги, вносить депозит. Мы все пересчитали и поняли, что покупка выгоднее и проще. Сейчас мы платим цену за аренду вдвое меньше рыночной. Но тут каждый решает сам.
Еще надо понимать, что к помещениям под медицинский центр есть свои требования. Например, оно не может располагаться в подвальном помещении; в кабинетах, где принимают врачи, должен быть естественный свет; нужны зоны для врачей и пациентов, мокрые точки и так далее. В одном из помещений, которое мы смотрели, уже раньше была стоматология, что сразу решило ряд проблем.
Но были и свои нюансы. По договору с ДГИ, компания, которая арендует помещение, должна заключить договор по электричеству и договор с коммунальщиками — то есть с Мосэнерго и с ГБУ «Жилищник». Бывшие владельцы компании не успели или не хотели это сделать, и нам пришлось заниматься волокитой с электриками.
Сейчас могу сказать, что это повод попросить у продавца скидку, — около 150 тыс. руб. без учета технического оснащения, которое, возможно, нужно будет дополнительно сделать. Кроме того, наш продавец не успел заплатить за пять месяцев аренды, и эта обязанность перешла на нас.
В принципе, о том, как торговаться с фирмами, которые выигрывают торги, можно написать отдельную статью. Например, ООО «Ромашка» выигрывает аукцион и сначала продается подороже. Со временем она падает в цене, потому что владельцы платят ежемесячную аренду и это становится им невыгодным. Если помещение стоит месяцев пять, значит, за него при арендной стоимости в 100 тыс. рублей заплатили уже полмиллиона. Если право аренды на такое помещение продают за 700 тыс. руб., считай, что сумма сделки была тысяч двести. Может получиться, что ты вообще ничего не потеряешь, если будешь покупать компанию у этих людей.
Что проверить перед покупкой компании
Что касается непосредственно покупки, то перед ней помимо обычных в таком случае проверок — что у компании с бухгалтерий, налогами и обязательствами, доверенности представителя (т.к. сделку вел он), мы проверяли две вещи:
Для этого достаточно посмотреть выписку из ЕГРН. Она делается через сайт Росреестра. Надо ввести кадастровый номер помещения, и тебе (любому человеку) выдается бумага, что на это помещение с такой-то по такую-то дату наложено обременение в пользу ООО «Ромашка». Если оно наложено, значит, ООО «Ромашка» действительно является арендатором.
Еще надо проверить в Арбитражном суде по месту нахождения объекта или в суде по юридическому адресу фирмы-арендатора, нет ли судебных дел о расторжении договора аренды помещения по вине фирмы, а также не взыскиваются ли долги в пользу города за нарушение сроков выплат арендной платы.
Данные о задолженности можно узнать из справки о взаиморасчетах или так называемом акте сверки по договору аренды с городом.
2) Проверить, какие виды деятельности можно осуществлять в помещении согласно договору аренды.
Это нужно, чтобы понять, подходит ли это помещение под тот вид деятельности, который ты планируешь. Если вы хотите не только получить лицензию, но и сделать перепланировку, это отдельный этап с БТИ, а оно может не согласовать перепланировку. План БТИ прикреплен к конкурсной документации и договору аренды, его надо изучить заранее и получить консультацию в БТИ о законности будущей перепланировки.
Татьяна Петренко, руководитель благотворительного проекта Pro Bono Russia, управляющий партнер Legal Lab Pro:
В целом есть два варианта, как получить право аренды без участия в торгах:
Юристы в один голос говорили, что нас обманут
Мы много советовались с юристами, и все в один голос говорили, что все будет ужасно и у нас заберут помещение, если мы не заставим владельцев выполнить все обязательства по договору. Но мы решили, что в реальном мире все не так, как в идеальном мире юристов.
Кроме того, как я понял, Департамент городского имущества не заберет помещение назад так просто — сначала будут претензионные письма. Это медленная организация.
Был один волнительный момент, когда мне позвонили по телефону:
— Вы генеральный директор такого-то ООО?
— Налоговая инспекция, старший инспектор. Можете прийти к нам завтра?
— Не хотите приезжать? Ладно, я так и запишу.
Я подумал, что влип. Позвонил юристу, который сказал мне, что это конец. Я начитался страшных статей о том, как вести себя на допросе в налоговой.
В итоге у меня спросили, каким видом деятельности я планирую заниматься, попросили показать договор аренды и отпустили. Просто хотели посмотреть, что я настоящий и что есть договор. Встреча не продлилась и минуты. От нее зависело одобрение смены юридического адреса купленной компании.
Покупка или аренда?
Но все равно аренда у ДГИ — это риск. Если наше дело не пойдет, мы не сможем быстро все свернуть и съехать, ведь на нас есть обязательства плюс мы заплатили за аренду на несколько месяцев вперед. Нам придется или быстро придумывать новый бизнес, или продавать компанию с помещением. Поэтому, на мой взгляд, вариант с арендой имущества от ДГИ (неважно, через торги или через покупку ООО) подходит тем, кто уверен в своем бизнесе.
С другой стороны, такая аренда лучше, чем покупка, потому что есть время присмотреться к помещению, понять, подходит оно или нет. И в перспективе купить его.
Плюс мы получили предсказуемость, потому что часто бывает так, что у арендодателя наклевывается более успешный предприниматель и начинаются проблемы. Мы сталкивались с этим на других объектах. Приходит хозяин и говорит: «Мы повышаем арендную ставку в два раза». Он понимает, что арендатору невыгодно уходить в другое место, что он уже сделал ремонт.
Сейчас мы находимся на стадии получения лицензии, получили санэпидемиологическое заключение — это промежуточный этап. Нужно, в том числе, подготовить помещение по санпинам.
Риски, про которые мы рассказываем ниже
Татьяна Петренко, руководитель благотворительного проекта Pro Bono Russia, управляющий партнер Legal Lab Pro:
На мой взгляд, для новичка покупка компании с ППА лучше, чем торги, по нескольким причинам:
1. Оспорить результаты торгов может каждый участник. Тогда ваши деньги будут заморожены до конца разбирательств и вы не сможете пользоваться недвижимостью. Если вы инвестор, у вас есть свободные средства, и вы можете подождать, торги — ваш вариант. Если же у вас ограниченный бюджет — я бы рекомендовала форму готового помещения, аренды или покупки конкретного объекта вне аукционов.
2. Передать третьему лицу право аренды в случае торгов, например, нельзя, а в случае покупки компании — можно посредством перепродажи.
Мой посыл — не надо бояться государства
Ты всегда находишься в состоянии между «тебя все хотят обмануть» и «все супер, все классно, тебе создают отличные условия». Мне кажется, слишком много людей переживают на этот счет. Считается, что с государством работать не очень хорошо, потому что государство не платит. Когда платишь ты — какая разница.
Мне не нравится идея, что государство все время хочет нас обмануть и что с ним нельзя сотрудничать. У них есть свои проблемы, и решая их, они могут задеть тысячу бизнесов. Но это не значит, что государство патологически хочет нас всех загубить.
Как выбрать автомойку?
Советы профессионалов
Для того чтобы выбрать автомойку, сначала нужно определить основные параметры, по которым вы будете искать желаемый объект:
Разберем каждый из этих пунктов.
Вид сделки. Бывают 3 вида сделки: продажа, аренда, ППА (переуступка прав аренды). Каждый из видов имеет свои особенности, которые могут заинтересовать либо наоборот оттолкнуть вас.
При продаже стоимость объекта будет превышать несколько миллионов либо несколько десятков миллионов рублей. При этом, покупая автомойку в собственность, вы освобождаете себя от ежемесячных арендных обязательств, не считая платы за аренду земли у города. Правда, бывают случаи, когда земля тоже переходит в собственность.
При аренде вам не придется тратить такие большие суммы денег, как при покупке в собственность. Тем не менее, будьте готовы к тому, что сначала вам скорее всего придется заплатить, не только месячную арендную ставку, а еще и депозит за последний месяц работы (так называемый обеспечительный платеж). Не смотря на меньшие затраты, чем при покупке, очень внимательно изучите автомойку, прежде чем ее арендовать. Просчитайте прибыль, попросите у нынешнего арендатора отчеты о работе автомойки за последние полгода (в том случае, если автомойка работала ранее), проверьте договор с юристами. Наконец, взвесьте все плюсы и минусы и примите правильное решение.
Покупая готовый бизнес через переуступку прав аренды, вам придется заплатить гораздо меньшую сумму, относительно покупки и большую относительно простой аренды помещения. При переуступке оцените реальную стоимость того, что вы перенимаете и не забывайте о том, что продается не только налаженный бизнес и оборудование, но и раскрученное место, наработанная клиентская база и, конечно, договор аренды. Обратите внимание на то, что если одна и та же автомойка одновременно и сдается в аренду и продается через ППА, то при покупке бизнеса арендная ставка в будущем будет меньше, чем при аренде.
Количество постов. Тут все намного проще. Чем больше постов, тем больше возможностей помыть больше машин. Кроме того, бывают «мокрые» посты и «сухие». Мокрые используются под саму мойку автомобиля, а сухие под различные дополнительные услуги: полировка, химчистка, тонирование и т.д. Не стоит забывать о том, что от количества постов зависит и стоимость автомойки.
Стоимость. К сожалению, не все могут реально оценить стоимость своего объекта. Из-за этого часто случаются «простои» и собственник несет финансовые потери. В таких случаях стоит обратиться за помощью к профессионалам в управлении недвижимостью либо узнать у тех же профессионалов рыночную стоимость объекта. Профессиональная консультация будет полезна и тем, кто выбирает себе автомойку.
Расположение. Этот критерий является одним из самых важных, ведь от него зависит поток клиентов на автомойке. Даже крупная рекламная кампания и раскрутка объекта, не даст такого результата, как 1-я линия проездной дороги рядом с жилым массивом и гаражным комплексом.
Договор. В основном встречаются следующие виды договоров: продажи, переуступки прав аренды, прямой аренды, субаренды, субсубаренды и договор совместной деятельности. Последние четыре виды, это различные договора аренды. Про любой из них вы найдете огромное количество информации в интернете. Кроме этого, договора аренды бывают разных сроков: краткосрочный на 11 месяцев (с пролонгацией), долгосрочный на 5-20 лет.
Наличие шиномонтажа. Это еще один критерий имеющий большое значение. Не смотря на то, что зимой и летом он не пользуется большим спросом, в сезон он приносит существенную прибыль, которая иногда может покрывать месячную арендную ставку. Всегда уточняйте, есть ли шиномонтаж, а если нет, то есть ли возможность его установить.
Итак, мы разобрали основные критерии, по которым нужно выбирать автомойку. Естественно, кроме вышеперечисленных критериев, есть множество других, на которые стоит обратить внимание. И никогда не забывайте, что практически любую автомойку можно сделать популярной и получать от нее хорошую прибыль, если грамотно отнестись к делу и никогда не останавливаться на достигнутом. Все зависит только от вас. А мы, в свою очередь, поможем вам достигнуть желаемого результата.
Покупка ППА – что нужно знать перед сделкой?
Сегодня мы расскажем о переуступке права аренды на городскую недвижимость. Если вам нужен бизнес и вы хотите приобрести готовый, читайте нашу статью.
У города можно приобрести права аренды недвижимости двумя способами:
⠀⠀
В обоих способах существуют нюансы. Например:
1.1 При приобретении ППА путем участия в аукционе на общих основаниях выкуп возможен только через 2 года аренды.
1.2 Аукцион для СМП дает право выкупа через 5 лет наличия помещений в Перечне 211-ПП и 3 лет аренды данного помещения.
Это довольно распространенная форма продажи ППА, но для многих бизнесменов при покупке она не является выгодной. Поэтому обратите на это внимание. Если основным критерием для покупки права аренды на государственное имущество является возможность выкупа в максимально сжатые сроки, то лучше от такого варианта отказаться.
Покупая организацию в активах которой значится права на аренду городского имущества также необходимо обращать внимание на некоторые особенности.
***Переуступка прав аренды на нежилые помещения в Москве и Подмосковье на выгодных условиях!
Иногда продавец может умолчать об обстоятельствах, которые впоследствии приведут к проблемам с выкупом помещений или изначально делают выкуп невозможным.
⠀
Затруднения при выкупе:
*По аренде существует задолженность
-Она должна быть погашена перед выкупом
*Другое юр.лицо уже ранее пыталось выкупить арендуемые помещения и утратило это право
-Нужно пройти процедуру восстановления права выкупа, и сам процесс выкупа будет иным, чем при обычных условиях
*договор аренды заключён не с ДГИ города Москвы, а с ГКУ,ГБУ,ГУП и тд
-выкуп становится невозможен
*приобретаемый бизнес не является СМП (субъектом малого и среднего предпринимательства)
-Выкуп возможен только по истечении двухлетнего срока аренды и приведения юр. лица в соответствие требованиям к СМП.
*договор заключен по результатам специализированного аукциона для СМП
— на таких аукционах торгуются помещения из 211-ПП, а, значит, а значит условия будут такими как мы описывали чуть выше в пункте 1.2.
Таким образом зная об особенностях приобретения ППА вы теперь сможете выбрать наиболее подходящий вариант в зависимости от Вашей стратегии по дальнейшему управлению объектом госнедвижимости.
Понравилась статья? Поделитесь, пожалуйста, с друзьями!
Аренда помещений с правом выкупа от города Москва: ППА от ДИГМ
Аренда коммерческого помещения, находящегося в собственности города Москва – выгодное решение проблемы размещения малого и среднего бизнеса. Арендные ставки, предлагаемые муниципалитетом, более выгодные, нежели стандартные рыночные предложения. Хотя за последние несколько лет и в этой области арендных отношений выросли расценки, она остается очень востребованной. Снимать помещение от города москва можно по обычному договору или предусматривающему право выкупа.
Аренда от города: как получить помещение?
Заполучить в длительное распоряжение помещение по выгодной ставке можно несколькими путями. Первый – участие в соответствующих торгах. Дело в том, что муниципалитет выделяет строго определенное количество помещений, которые могут быть сданы, поэтому аренда нежилых помещений от города выставляется на аукцион. Победить в нем достаточно сложно ввиду большого количества желающих. В обход торгов получить помещение могут предприятия, чья деятельность относится к списку приоритетных направлений (здравоохранение, социальное и бытовое обслуживание, образование и так далее).
Третий вариант – переуступка прав аренды. Она заключается в том, что владелец предприятия, которое все же получило право снимать помещение на льготных условиях, фактически продает его и передает новому владельцу договор аренды с муниципалитетом. Новый гендиректор в дальнейшем может распоряжаться предприятием как угодно: переименовывать, изменять род деятельности, перепродавать.
ППА в Москве: переуступка прав аренды
ППА – это переуступка или продажа права аренды (это одно и то же). Она заключается в приобретении организации, которая заключила с городом сделку долгосрочной аренды. Конечно, продавец прекрасно осведомлен о выгодах нового владельца, поэтому потребует за бизнес цену выше рыночной. Однако такой договор все равно имеет преимущества – новый владелец остается в выигрыше, несмотря на дополнительное вознаграждение продавцу. Чтобы максимально выгодной была переуступка прав аренды москва позволяет выбрать наиболее удобное помещение именно под ваш бизнес.
Единственным нюансом, который следует учитывать уже на этапе подбора желанных квадратных метров – если здание в ближайшем будущем подлежит сносу или глобальной реконструкции, вас вскоре попросят освободить помещение. Конечно, вам будет предложена другая аренда от города или компенсация, но вопрос поиска нового места дислокации снова станет актуальным.
Поскольку право аренды переуступается вместе с продажей компании, новый ее владелец получает право снимать существующее помещение на тот срок, что указан в договоре с муниципалитетом. Особенно ппа в москве для оборонных и промышленных предприятий, НИИ, поскольку им предоставляются максимально выгодные условия – разница в сравнении с рыночной стоимостью аренды может быть до пяти раз.
ППА от города Москвы: продажа права аренды и выкуп помещений
Арендуемое имущество может быть выкуплено, если это оговорено в договоре, заключенном государством/городом с представителем малого или среднего бизнеса. Обратите внимание, что аренда с правом выкупа означает приоритетное право арендатора на приобретение занимаемой площади и действует только в случае, если закреплено документально. При этом не имеет значения, каким образом было получена официальная возможность осуществлять аренду – в результате победы на торгах или путем продажи права.
Дополнительно возможность выкупа может быть оговорена и закреплена в документах даже после заключения договора, по которому организация снимает постройку или помещение в ней. В любом случае ппа от города москвы осуществляется не непосредственно муниципалитетом, а предыдущим владельцем договора. Существуют определенные требования, которым должен соответствовать арендатор, желающий получить приоритетное право выкупа:
При соблюдении всех этих правил, Департамент городского имущества Москвы может принять решение о возможности приватизации указанного помещения с площадью до 1000 квадратных метров. Также выкуп помещений у города москва возможен с большими параметрами (более 1000 квадратных метров), но в этом случае возможность осуществления такого права рассматривает правительство города. Важно, что при несоблюдении хотя бы одного пункта требований (чаще всего это задолженности), Департамент вправе отказать в выкупе.
Выкуп помещений у города Москвы – исключения
Некоторые типы имущества могут быть запрещены к выкупу, поэтому даже продажа ппа от дигм не будет основанием для получения преимущественного права выкупа. Это в первую очередь касается объектов, которые могут принадлежать исключительно публичным собственникам (РФ, ее субъектам) или входят в перечень помещений, которые предоставляются в долгосрочную аренду представителям бизнеса. Если в первом случае поделать ничего нельзя, то во втором в некоторых случаях аренда выкуп помещения все же возможна.
Это в основном касается объектов нежилого фонда, но аналогичная практика существует и продолжает развиваться и сфере жилищного строительства. В частности, крупные девелоперы уже довольно скоро могут начать предлагать покупателям квартиры, приобретаемые именно по такой схеме.
ППА от ДИГМ – что предусматривает договор аренды с правом выкупа
Если вас интересует ппа от города, стоит заранее узнать, какие условия, права и обязанности получают обе стороны в стандартном варианте. Основные обязанности арендодателя:
Главные обязанности арендатора:
Как уже указывалось, возможна продажа ппа, досрочное прекращение договора или же погашение выкупной стоимости раньше оговоренного срока. При этом после подписания сторонами соглашения, претензии относительно видимых недостатков помещения (которые невозможно не заметить во время обычного осмотра) не принимаются.
Если вы приняли решение куплю ппа, это будет хорошим началом для вашего собственного дела. Обратите внимание, что приобретая права на аренду, вы получаете вместе с ними и соответствующие обязанности, поэтому с ними стоит ознакомиться максимально подробно, проанализировать данные, указанные в текущих документах.