Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности учения обучения школьника.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению математике, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи.

Целью исследования является выяснение следующих вопросов,: какие интересы имеются у подростков, их отношение к технологии и обучению, какие факторы влияют на возникновение и развитие интереса, как интерес влияет на успеваемость подростков. Предметом исследования является познавательная деятельность.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.

Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношении к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. И это закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.

Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.

Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса.

Учение закладывает основы познавательного интереса, но не исчерпывает собой всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности, поскольку познавательная и практическая стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. Особенно благоприятна деятельность, связанная с предметом интереса ученика.

Формирование познавательных интересов и активности личности- процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Особую значимость познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности дошкольника, поиском интересующей его информации. Любознательный дошкольник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию младшего школьника. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития младшего школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.

Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. В следующем параграфе мы рассмотрим особенности развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста.

Источник

Познавательный интерес и познавательная активность младших школьников

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

Описание презентации по отдельным слайдам:

Познавательный интерес и познавательная активность младших школьников

Общая характеристика проблемы Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Интерес –это: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо) проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова) специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев)

Познавательный интерес-это: важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения

В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность; как отношение человека к объекту, имеющему для него особое жизненное значение; как эмоционально-познавательное отношение к миру; как стимул и мотив познавательной деятельности; как педагогический инструмент деятельности.

Особенность познавательного интереса способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека

Стадии развития познавательного интереса Любопытство- элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Любознательность- ценное состояние личности, стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Познавательный интерес- характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Теоретический интерес- стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки

Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечиваются рядом условий: уровнем развития интереса; характером; местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием; местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием; своеобразием интереса в познавательном процессе; связью с жизненными планами и перспективами.

Условия развития познавательной деятельности: опора на активную мыслительную деятельность учащихся (ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций) обеспечение формирования познавательной активности и личности в целом(вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся)

Уровни познавательной активности: Репродуктивно-подражательная активность Поисково-исполнительная активность Творческая активность

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство. Снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка

Дидактическая игра- Одно из самых ценных средств активного познания детей начального школьного звена.

дидактические игры Интеллектуальные творческие имитационные Игры-тренинги подвижные сюжетные ролевые познавательные

Долг учителя- Убедить учащихся в важности предмета для учения, его полноценности, в изяществе и красоте твоего вопроса, который будет рассматриваться на занятии. «Смертельный грех учителя- быть скучным,»- утверждает классическая педагогика прошлого. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того, чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу детей умению в знакомом видеть новое

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

Номер материала: ДБ-701063

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Консультация «Что такое познавательный интерес?»

Познавательный интерес и познавательная активность в чем разница нина варфоломеева
Консультация «Что такое познавательный интерес?»

Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения – т. е как средство привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения.

Назначение «занимательности обучения»состоит в следующем:

первоначальный толчок к познавательному интересу;

опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;

своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;

средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий

(занимательности).Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то,

что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.

В работе над развитием познавательного интересадетей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:

создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;

обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;

стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);

включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя,поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К. Д. Ушинский,в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она самая красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала. Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога, а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений.Он должен:

стимулировать каждого ребенка на их поиск,

создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой

организовывать поисковую деятельность,

ставить простейшие опыты,

формировать умение спрашивать, наблюдать.

Таким образом, показателем познавательного интереса будет,если дети:

думают (анализируют, обобщают, доказывают);

удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;

внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;

фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:

1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

Учитывая это, перед нами встал важный вопрос «как вызвать устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу?». Необходимо найти оптимальные пути решения данной проблемы, осуществить поиск эффективных форм и методов, которые бы способствовали наиболее эффективному развитию устойчивого познавательного интереса старших дошкольников. Интерес – познавательная потребность в знаниях

Одной из возможностей решения выдвинутой проблемы является метод проектной деятельности. Проект – это всегда интеграция. Имея опыт работы по разработке и реализации образовательных проектов различной направленности, стало очевидным, что развитие познавательных интересов дошкольников возможно только на базе разработанной методики.

Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке? Педагог-психолог Манжарова О. В. МБОУ СОШ №3 «Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке?» Исследования психологов показывают,.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект ООД в области социально-коммуникативное развитие на тему: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Цель: содействовать нравственному.

Конспект открытого мероприятия в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного Возраста. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать формированию разнообразных.

Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.

Новогодний КВН для детей старшей-подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо» Новогодний КВН для детей старшей — подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо». Татьяна Лысанская Новогодний КВН для.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *