Познание фцкм что это

Подготовка и проведение занятий на формирование целостной картины мира у дошкольников

Познание фцкм что это

Дети дошкольного возраста — это чистый лист, который необходимо заполнить важной, нужной информацией. Именно таким принципом руководствуются методисты и педагоги, составляя программы образовательных направлений для детских садов. При этом особое внимание уделяется разработке системы занятий, позволяющей обеспечить малышей базовыми знаниями, умениями и навыками для успешного взаимодействия с окружающим миром. Одним из таких образовательных курсов является создание блока занятий, направленных на формирование целостной картины мира (ФЦКМ).

Содержание понятия

Формирование целостной картины мира — это образовательная область, расширяющая кругозор и предполагающая последовательное знакомство с предметным, социальным окружением ребят, а также с явлениями природы на уровне, доступном для понимания в конкретном возрасте. В процессе работы на занятиях разных (!) направлений по ФЦКМ («Ознакомлении с окружающим миром», «Физкультуре», «Развитии речи» и пр.) малыши осознают себя активным субъектом природы, получают представления о том или ином предмете, явлении, а также о роли человека, преобразующего мир в результате своей творческой, научной, трудовой деятельности.

Познание фцкм что это

Формирование целостной картины мира начинается с изучения смены времён года

Цели и задачи ФЦКМ

Миссией курса по формированию целостной картины мира является:

Для реализации этих целей в работе над темами занятий по ФЦКМ необходимо решать такие задачи, как:

Познание фцкм что это

Трудовая деятельность — неотъемлемая часть ФЦКМ

Приёмы на занятиях по ФЦКМ

Существует четыре группы приёмов, с помощью которых педагог осуществляет реализацию целей и задач организации занятий по ФКЦМ.

Словесные приёмы

Для дошкольников речь взрослых имеет ключевое значение в процессе освоения навыка говорения. В младших группах воспитанники, слушая педагогов, родителей, обогащают пассивный словарный запас, а также начинают формирование активного. В средней группе благодаря словесным способам взаимодействия дети усваивают базу грамматического строя языка (согласование в роде и числе, строение предложений и пр.). В старшем дошкольном возрасте ребята посредством восприятия речи и активного участия в диалоге друг с другом и педагогом, учатся составлять связные высказывания, осваивают основы составления логичных и эмоционально-выразительных монологов.

Объяснение

С помощью этого вида словесных приёмов воспитатель доносит до детей суть того или иного факта, связанного с формированием у малышей представлений о мире вокруг. Объяснение сопровождает не только этап представления нового материала, но и иллюстрирует каждый уровень освоения и закрепления темы. Например, при рассмотрении вопроса «Домашние животные» в первой младшей группе педагог не только описывает обитателей фермы, то есть проводит этап знакомства с материалом, но и объясняет порядок выполнения задания на закрепление темы: как из кубиков построить дом для животных, живущих на ферме.

Познание фцкм что это

Объяснение сопровождает любой вид деятельности

Загадки

Это один из самых эффективных способов мотивировать детей на работу. Кроме того, что поиск ответов на загадки требует от малышей активизации мыслительного процесса, он ещё и пробуждает своего рода азарт: каждый старается отгадать и ответить быстрее других. Таким образом, педагогу удаётся настроить ребят на дальнейшее взаимодействие.

В своей практике при работе над темой «Космос» в подготовительной группе, перед тем, как говорить о планетах Солнечной системы, профессии космонавта, я предлагаю детям активизировать опорные знания, полученные в прошлом году, с помощью таких загадок:

Стихотворения

Этот приём также чаще всего используется для мотивации детей, так как позволяет не только дать представление о теме занятия, но и помогает ребятам вспомнить уже изученный материал. Методика отработки этого приёма заключается в том, что педагог зачитывает детям рифмовку, потом в ходе беседы идёт обсуждение темы. Однако при подготовке занятия на ФКЦМ стихотворения могут использоваться в качестве закрепления материала. К примеру, при рассмотрении темы «Мой дом» в средней группе в завершении основного этапа занятия я предлагаю детям такое стихотворение:

После прослушивания рифмовки мы с детьми беседуем по вопросам:

Это интересно. В средней группе в перечень вопросов для беседы стоит включать один-два проблемных для развития у детей навыков критического мышления.

Познание фцкм что это

Стихотворения могут иллюстрироваться картинками

Короткие сюжеты

Особую роль в группе словесных приёмов стоит отвести коротким сказкам. Обычно я такие зарисовки использую для введения в тему. Например, занятие по теме «Здоровье» в подготовительной группе я начинаю со «Сказки про мудрое Здоровье». «В одном царстве, в одном государстве жило-поживало Здоровье. Очень оно любило людей: на зарядку всех поднимало, овощи-фрукты кушать советовало, о чистоте воздуха заботилось. Но стали отмахиваться от такого добра люди: всё больше на мази, таблетки, сиропы надеялись. Тогда Здоровье обиделось и решило: «Если я кому дорого, то тот будет правильно себя вести, заботиться обо мне. А те, кто меня игнорирует, пусть сами за мной и побегают». Так и повелось с тех пор: кто бережёт здоровье, тот и здоров, а у кого дела поважнее находятся, те ищут-ищут Здоровье, да всё без толку. Правду говорят: потерять здоровье легко, а найти — ой, как трудно!»

После прослушивания сказки я задаю своим воспитанникам такие вопросы:

Чтение

Речь идёт о зачитывании небольших по объёму текстов по теме. Например, краткая информация об особенностях жизни и обитания животных определённых природных зон в старшей группе. При этом в группах, где есть умеющие читать, такие отрывки дети могут читать сами. Кроме того, что возможность продемонстрировать свои умения имеет важное значение для повышения самооценки ребёнка, работа носит ещё и мотивационную миссию, подталкивая ребят, которые читать ещё не умеют к освоению этого важного навыка.

Познание фцкм что это

Чтение особенно эффективно, если какие-то отрывки зачитывают сами дети

Группа наглядных приёмов

Малыши воспринимают мир, прежде всего, через зрительный канал, поэтому обеспечение образовательного процесса наглядностью в достаточном объёме — принципиальная задача для педагога.

Картинки, иллюстрации

Эти элементы наглядности сопровождают любой вид деятельности дошкольников. Тем более если речь идёт о таком информационном потоке, с которым сталкиваются малыши на занятиях по ФЦКМ. При этом очень важно, чтобы иллюстрации были:

Познание фцкм что это

Материалы для игр — важный элемент наглядности

Демонстрация

На вариантах этого наглядного приёма стоит остановиться отдельно.

Видео: интересные опыты с водой

Видео: делаем разминку вместе под песенку «У жирафа пятна»

Лэпбук

Наглядное пособие, объединяющее в себе материалы разного характера по конкретной теме, называется лэпбуком. В таких папках-проектах могут содержаться:

Познание фцкм что это

Лэпбук обычно оформляется в виде буклета или папки

Практические приёмы

В эту группу, кроме рисунков, аппликаций, поделок, обычно выполняющих функцию закрепления полученных знаний, стоит отнести опытную деятельность, без которой постичь суть некоторых явлений природы очень непросто.

Например, в средней группе для того, чтобы дети уяснили виды агрегатных состояний воды, я предлагаю такой опыт: с зимней прогулки мы приносим в группу комок снега, кладём его в ведёрко и через какое-то время констатируем его превращение в воду. Зачерпнув воду ложкой и подогрев, наблюдаем, как вода превращается в пар.

Это интересно. Как правило, опытная деятельность охватывает темы, связанные с изучением свойств воды, песка, воздуха, а также роста растений.

Таблица: картотека опытов для занятий по ФЦКМ

Возрастная группеИзучаемое явлениеЦели экспериментаХод опыта
Первая младшая группаСухой и влажный песокПоказать малышам, что придать форму куличика можно только влажному песку.Дети насыпают в форму для куличика сухой песок и пробуют сделать фигурку. Неудача. Наполняют формочку влажным песком — куличик удаётся.
Вторая младшаяВоздухПоказать, как воздух поддерживает предметыДети комкают один лист бумаги, а второй оставляют ровным. Затем оба пускают по воздуху: ровный плавно летит — его воздух поддерживает, а второй — опускается быстрее — его воздуху поддержать сложнее из-за неровностей на поверхности.
СредняяВода как источник роста и жизниПоказать, что для проращивания лука нужна только вода.Дети ставят луковицы в воду. Регулярно меняют воду, наблюдая за тем, как появляются зелёные отростки.
Старшая группаВоздух и водаПоказать, что воздух легче водыДети пытаются «утопить» в ёмкости с водой игрушки, наполненные воздухом.
Подготовительная группаОткуда берётся радугаПоказать, что радуга на стене или потолке является результатом отражения в воде преломлённого луча света.Ёмкость с водой ставим у окна, располагаем в неё на подставке зеркало и «ловим» солнечного зайчика. Наблюдаем на потолке или стене радугу.

Познание фцкм что это

Информация, полученная из опытов, лучше запоминается

Игровые приёмы

Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Поэтому это самый продуктивный способ организовать познавательный процесс, который к тому же создаёт положительный микроклимат в группе и настраивает ребят на рабочий лад.

Таблица: виды игр на ФЦКМ

Как составить картотеку тем по ФЦКМ

Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр.), то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков), необходимые ему для подготовки занятия.

Познание фцкм что это

Элементы работы по ФЦКМ представлены в разных занятиях

Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)

Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание
Структура занятия:

Дидактическая игра «Времена года» Цели:

Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактическая игра «Давайте поселим зверей». Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

Словарь: огород, грядка, овощи.
Творческое задание: «Осенние работы в саду и огороде» — создание рисунков овощей.
Структура занятия:

Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме». Цели:

Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Угадай на ощупь». Цель: учить описывать овощи разными способами.

Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве». Цели:

Временной план занятия

Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:

Проработка сути темы идёт в три этапа:

Познание фцкм что это

Каждый из этапов занятия должен быть вписан в определённые временные рамки

Источник

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» (ФЦКМ, ФЭМП)

Познание фцкм что это Елена Сизова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» (ФЦКМ, ФЭМП)

Интеграция образовательных областей: «Познание (формирование целостной картины мира ; формирование элементарных математических представлений.) «Музыка»; «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно –исследовательская; музыкально – художественная.

Цель: Закреплять название перелётных птиц, диких животных, насекомых.

Упражняться в счёте до5.

1. Расширять знания детей, что перелётных птицах, диких животных насекомых и о месте их обитания.

2. Развивать внимание, память,мышление.

3. Формировать интерес к природе.

4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

Материалы и оборудование: гимнастические палки разной длины; 2 корзины разной высоты; карточки с кругами от1 до5; карточки с группами птиц от1 до5( 1 скворец, 2 грача, 3 журавля, 4 ласточки,5 воробьёв) макет дерева; иллюстрации диких животных и детёнышей. Запись песни «Весна» сл. и муз Алексея Воинова, пенёк, мяч, изображение контуров диких животных, наложенных друг на друга, большой воздушный шар.

Предварительная работа: заучивание двигательных упражнения «Про медведя»; упражнений на координацию речи и движений ; чтение стихов о перелётных птицах; диких животных.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

— Ребята сегодня я хочу предложить вам отправиться на экскурсию в весенний лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

— На, автобусе, велосипеде, паровозе.

— Правильно ребята. И мы сегодня отправимся в путешествие на паровозе. Встаём друг за другом и поехали.

Вот поезд наш едет,

(Медленно двигаем ручками).

Все колесики стучат.

Паровоз идет по тише,

(Быстро двигаем ручками на каждый ударный слог.)

Остановка значит ближе.

(Поднимаем одну ручку ребенка вверх. Делаем короткие движения вверх-вниз.)

— Ой, а что это мы остановились? Ребята на нашем пути большой завал из веток. Но что ребята придётся потрудиться.

-Тогда давайте дружно разберём завал.

— Ребята обратите внимание на палки, одинаковые они или разные?

— Чем они отличаются?

– Одни паки длинные, а другие короткие. Значит, они отличаются по длине.

— А чтобы вам было веселее работать,предлагаю. Сыграть в игру «Кто быстрее».

Дети делятся на две команды. Одна команда собирает длинные палки и складывает их в высокую корзинку, другая команда собирает короткие палки и складывает их в низкую корзинку.

-Молодцы, ребята! Отлично потрудились. Посмотрите, в какой красивый лес мы с вами приехали. Давайте пройдёмся по лесным дорожкам посмотрим, что же сейчас происходит в лесу. (Звучит музыка)

2. Д/игра «Птички на дереве»

— Ребята, посмотрите, как много птиц на дереве. Назовите птиц, которые вы узнали.

— ласточки, журавли, скворцы, воробьи, грачи.

— Назовите перелетных птиц?

-ласточки, журавли, скворцы, грач.

Почему их называю перелётными?

Птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают обратно.

-Назовите не перелетную птицу?

-Почему воробья называю не перелётной птицею?

— Воробей не улетает на юг, он зимует в городе.

-Давайте их посчитаем. А, чтобы птиц не спугнуть, будем вести себя тихо, и показывать количество птиц карточками.

На «пеньке» разложены карточки с количеством кругов от 1 до 5. На деревьях развешаны с группами птицы

Воспитатель показывает группу птиц, дети их называют и показывают карточку с количеством кругов.

3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (с мячом)

• Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

• Катаемся на коньках зимой, купаемся (летом)

• Днём мы обедаем, а завтракаем… (утром)

• Солнце светит днём, а луна. (ночью)

• Весной листья распускаются, а опадают с деревьев (осенью)

— Давайте с вами присядем на «Травку» и внимательно посмотрим, кто ещё живёт в лесу?

4. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

5. Дидактическая игра «Назовите детёныша»

— Вот и солнышко взошло. Вот вышли на полянку гулять животные и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У волчицы – волчонок

У зайчихи – зайчонок

У медведицы – медвежонок

6. Упражнение на координацию речи и движения «Про медведя»

Воспитатель предлагает задержаться на полянке и рассказать сказку о медведе:

Ходит по лесу медведь, идут вперевалочку

Хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть, разводит руками в стороны, спрашивает

Чтобы мог медведь присесть?

То высок пенёк, поднимают руки на уровень груди

То торчит сучок, Сжимают пальцы в кулак и отставляют

Большой палец в сторону.

То мокрый мох,Сжимают и разжимают пальцы,

То мох пересох. Развернув ладони вниз, вверх.

Ох! Вытирают ладонью лоб.

То кричит сорока, Взмахивают руками,как крыльями.

Нет хорошего местечка

Эта сказка о медведе,

Покачиваясь, переступают с ноги на ногу.

О медведе – привереде.

Животные спрятались кто куда? Посмотрите на иллюстрацию и назовите, где спрятались животные. Дети осматривают и называют.

— Медведь за деревом.

8. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Правила игры: Послушайте-ка правила игры. Я называю птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, пчелы, снегири.

Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.

Пришло время вернуться в детский сад. Мы с вами полетим на воздушном шаре.

Беритесь, за веревочку закрыли глаза и полетели

— Понравилось вам сегодняшнее путешествие?

— Чем занимались в лесу?

-Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Источник

Формирование целостной картины мира в детском саду. ФЦКМ расшифровка

Расшифровка ФЦКМ – это формирование целостной картины мира в детском саду. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Задача взрослых в этот период – передать им важную и нужную для полноценного развития информацию. Этот принцип берется педагогами в основу составления программ образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Отдельное внимание должно уделяться педагогами занятиям, которые дают ребенку знания о связи человека с окружающим миром. К таким образовательным курсам относится ФЦКМ.

Определение понятия

ФЦКМ в детском саду, расшифровка которого обозначает формирование, познание и изучение целостной картины окружающего мира, это область образования, предназначенная для расширения детского кругозора, последовательного ознакомления дошкольников с природными явлениями, социальным окружением, предметами.

Познание фцкм что это

В процессе изучения дисциплины дети начинают осознавать, что они являются частью, субъектом природы. Дошкольники изучают роль человека в мире различных видов деятельности, начиная от трудовой, заканчивая творческой и научной.

Определение целей

Курс по ознакомлению целостной картины мира у детей дошкольного возраста направлен на:

Чтобы реализовать эти цели, нужно построить работу на решении следующих задач:

Одинаковые задачи и цели используются, как для детей младшего, так и старшего возраста. Разница будет в применяемых заданиях, их сложности.

Использование приёмов

ФЦКМ в детском саду, расшифровка которого обозначает общий курс познания окружающего мира, реализуется через использование групп приемов.

Объяснение

Это вид словесного приема, который направлен на донесение информации, определенного факта до ребенка. Объяснения используются не только при прохождении нового материала, но и для закрепления полученных знаний. Например, при изучении тематики «профессии» детям разъяснятся не только их перечень, но и доносится подробная информация о том, кто и чем занимается.

Словесные приемы

Речь в воспитании детей дошкольного возраста имеет важное значение. Благодаря регулярному общению как с родителями, так и с воспитателями, у ребенка начинается формирование активного и пассивного словарного запаса, он усваивает грамматический строй языка, учится активному общению, навыкам построения диалога.

Среди словесных приемов выделяются:

Познание фцкм что это

Наглядные приемы

Большую роль в развитии детей играют наглядные пособия, так как малыши максимально воспринимают информацию зрительно. Поэтому задача каждого педагога обеспечить образовательный процесс наглядными примерами.

Они подразделяются на:

Познание фцкм что это

Лэпбук

Хорошим наглядным эффектом обладают лэпбуки. Это пособия, которые объединяют материалы разного характера.

Лэпбук может содержать:

Познание фцкм что это

Например, можно изготовить вместе с ребятами лэпбук на тему «Овощи и фрукты». Вместо стандартной папки можно изготовить бумажную корзину. Дети будут создавать аппликации, которые собираются в корзину.

Практические занятия

Это группа приемов, которая направлена на закрепление полученных на занятиях навыков и знаний. К этой категории относят опыты, благодаря которым можно понять явления природы. Например, на прогулке можно взять сосульку, принести ее в группу, положить в ведерко. Дети будут наблюдать, как сосулька тает, превращается в воду. Таким образом можно будет продемонстрировать детям наглядно различные состояния воды.

В картотеку опытов для детей разного возраста можно внести следующие занятия:

ВозрастИзучаемое явлениеЦель занятияПроцесс
С 1,5 до 3Показать, что песок может быть во влажном и сухом состоянии.Детям нужно показать, что слепить что-то можно только из влажного песка.Малышам дают 2 вида материала: один сухой, другой увлажненный. Они пробуют сделать куличики и из одного, и из второго. В случае с первым материалом у них ничего не получается.
С 3 до 4Свойства воздухаРассказать и показать детям, что воздух способен держать предметы.Эксперимент можно проводить в несколько этапов. Сначала попробовать в группе подуть на небольшой листок бумаги. Дети увидят, что он может подниматься. На улице эксперимент можно продолжить с воздушным змеем, листиком дерева, который поднимается и летит на ветру.
С 4 до 5Рост растений и правильный уход за нимиПоказать, что для роста растений нужна вода.Дети сажают луковицы в отдельные баночки. Можно сделать каждому ребенку свою емкость или устроить общую клумбу. Ежедневно поливать луковицу, наблюдать за ее ростом.

Фцкм что это такое в детском саду?

Правила составления картотеки тем

ФЦКМ в детском саду, расшифровка которого обозначает организацию деятельности разных образовательных направлений, должно проводится по четко утвержденному плану. Педагогами составляется с учетом аспекта темы. Планы рекомендуется составлять, учитывая образовательной направленности конкретного возраста.

Познание фцкм что это

Пример планирования для детей среднего дошкольного возраста:

Как составить картотеку тем по ФЦКМ

Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр.), то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков), необходимые ему для подготовки занятия.

Познание фцкм что это

Элементы работы по ФЦКМ представлены в разных занятиях

Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)

Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание Структура занятия:

Дидактическая игра «Времена года» Цели:

Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дидактическая игра «Давайте поселим зверей». Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

Словарь: огород, грядка, овощи. Творческое задание: «Осенние работы в саду и огороде» — создание рисунков овощей. Структура занятия:

Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме». Цели:

Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Угадай на ощупь». Цель: учить описывать овощи разными способами.

Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов. Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве». Цели:

Использование календарно-тематических разработок

ФЦКМ в детском саду, расшифровка которого предполагает составление комплекса занятий по четкой структуре изложения. Схема разработки включает в себя деятельность, проводимую в определенные отрезки времени. Характер занятий всегда зависит от конкретной темы, а время проведения напрямую зависит от санитарных норм, которые устанавливают время образовательной деятельности для дошкольников.

Познание фцкм что это

В зависимости от возраста время проведения занятий длится:

Разработка любой темы занятий должна проводится в 3 этапа:

Расшифровка ФЦКМ, как формирование целостность картины окружающего мира в детском саду, дает точное представление о том, какое направление должно быть у занятий.

Примерные конспекты:

Познание фцкм что это
Формирование целостной картины мира в детском саду может быть календарно-тематическое. Детям можно задавать загадки про животных.
Расшифровка ФЦКМ окружающего человека мира — это ведущая область дошкольного воспитания в детском саду. Она реализуется через проведение деятельности на разнообразные тематики и по разнообразным направлениям. В результате регулярных занятий дошкольники получают подробное представление о мире природы, как живой, так и неживой, они учатся оценивать различные явления, закономерность между ними, осознают роль и место человека в окружающем мире.

Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста

Дорогие друзья, мы рады представить вам Добрынину Тамару Владимировну, старшего воспитателя первой квалификационной категории МКДОУ детский сад № 356 города Новосибирска. Сегодня Тамара Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование и практическую деятельность. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.

Комментарий к статье от Тамары Владимировны:

«Одним из интегративных качеств дошкольника в соответствии с Законом «Об образовании» и ФГТ является – любознательный и активный, именно эти качества развиваются при овладении ребенком опытно-экспериментальной деятельностью, которую необходимо интегрировать с другими образовательными областями. Сегодня хочется поделиться опытом работы по данному направлению».

Полезного чтения…

Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста

через экспериментирование и практическую деятельность

Дошкольники отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать. Но эти положительные качества зачастую входят в противоречие с отсутствием у них умений и навыков в познавательно-исследовательской деятельности.

Исследования педагогов и психологов А.В.Запорожца, Н.Н. Подьякова, П.Я.Гальперина показывают, что продуктивность овладения знаниями, определёнными качествами личности зависит от того как организован процесс обучения и от позиции самого ребёнка, от его активности.

В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.

И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на поиск эффективных и адекватных дошкольному возрасту форм обучения, методов и приёмов.

Исходя из этого, в своей работе мы стремимся сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.

Достижению данной цели подчинены следующие задачи:

Необходимыми условиями успешной реализации данных задач является:

1. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка.

2. Деятельностный подход.

3.Использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности.

4. Организация особой предметно-развивающей среды.

5.Ну, и, конечно же, активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Новизна опыта состоит в том, что мы стремимся действовать в логике интегративного подхода и использовать современные образовательные технологии, тем самым реализовывая ФГТ.

Акцент переносится на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение программных задач предусматривается в рамках непосредственно образовательной деятельности и при организации режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

При реализации содержания образовательной области «Познание» мы используем следующие, на наш взгляд, наиболее эффективные методы и приёмы.

Эксперимент. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как узнал, как проверял, что получилось. Исследование организуется от мотива, потребности детей. Задача педагога на этом этапе — помочь осознать эту потребность.

Кстати говоря, в рамках эксперимента мы используем демонстрацию фокусов. Фокусы вообще привлекательны для детей, а научные фокусы ещё и решают ряд задач. После фокуса настаёт некая «точка удивления» — чрезвычайно важный момент в жизни ребёнка. Это попытка объяснить увиденное явление.

Тесно связан с экспериментированием ещё один общенаучный метод познания – моделирование.

А модельный эксперимент позволяет нам изучать такие явления, объекты, над которыми прямой эксперимент затруднён, например, моделирование процессов, происходящих в космосе, моделирование некоторых природных явлений.

Кроме модельного эксперимента из моделирования выделяется графическое моделирование, предметное моделирование и действенное.

Предлагаем рассмотреть наиболее значимые, на наш взгляд, способы работы с моделями.

Графическое моделирование. Особый интерес вызывает работа по занимательным алгоритмам. Как показала практика, большую помощь оказывают алгоритмы при проведении исследовательской деятельности. Вообще этапы любой деятельности можно перевести в графические символы. Важно то, что алгоритмы могут быть использованы как в совместной деятельности ребёнка и взрослого, так и при самостоятельной деятельности дошкольника в качестве руководства ею.

Кроме того, мы широко используем действенное моделирование — это игры с макетами, отображающими особенности природно-климатических зон, объектов и явлений, происходящих в космосе.

Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательного интереса, формированию навыков сотрудничества является реализация проектов. В основе проекта лежит идея и для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Через объединение различных видов деятельности, различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В ДОУ реализуются разнообразные проекты, например: «Лесные жители»; «Наша забота нужна всем»; «Чудесное лукошко»; «Путешествие в подводное царство», «Для чего нужна вода» и др.

С целью сопровождения образовательного процесса в нашем ДОУ используются ИКТ технологии, а именно, обучающие презентации, видеоролики. Подобные компьютерные продукты вызывают большой интерес у детей.

Кроме того, образовательный процесс выстраивается в логике интегративного подхода.

Так специфические задачи образовательной области «Познание» решаются в ходе реализации содержания таких образовательных областей как:

Коммуникация — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Чтение художественной литературы — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в процессе восприятия художественной литературы.

Социализация — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье и обществе, государстве, мире.

Труд — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.

Здоровье — расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.

Безопасность — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.

Музыка и художественное творчество — формирование целостной картины мира расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.

Таким образом, решение поставленных задач осуществляется не разделением на отдельные составляющие процесса обучения, а интегративно, через взаимодействие, взаимопроникновение методов и приёмов, образовательных областей и различных видов детской деятельности. Метод проектов можно представит как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Четко определены этапы разработки проекта:

• презентация ситуации, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

• выделение гипотез; обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

• обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах;

• работа в группах над поиском фактов, аргументов подтверждающих или опровергающих гипотезу;

• защита проектов каждой из групп;

• выдвижение новой проблемы;

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• Развитие творческого воображения;

• Развитие творческого мышления;

• Развитие коммуникативных навыков.

Каждый этап инновационной деятельности требует от педагогов сформированных адекватных профессиональных компетентностей, готовности воспринимать инновации. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетенции А.К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности – процесс самообразования.

Подготовленность педагогов к освоению инноваций включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в изменении и обновлении педагогического процесса; мотивированность их на разработку и освоение новшеств; наличие системных знаний и умений для успешной реализации профессиональной и исследовательской деятельности.

Список литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *