Позиция я считаю что шаханов
Мухтар Шаханов: биография и творчество казахского поэта
Мухтар Шаханов: YouTube/Almaty TV
Писатель, политический деятель, борец за правду, справедливость, за национальное самоопределение Казахстана — это Мухтар Шаханов. Биография его наглядно демонстрирует, что он не просто народный поэт Казахстана, но совесть и честь казахстанского народа. Его творчество представляет три главные ценности современного мира — гуманизм, демократические традиции и морально-этический идеал чести и честности.
Мухтар Шаханов: биография поэта
Мұхтар Шаханов отметил 78-летие 2 июля 2020 года. Его биография тесно связана с трагическим периодом в жизни страны (тогда — СССР), он представитель поколения созидателей. Об этих людях сегодня говорим как о творцах, которые прошли войну, но не потеряли себя.
Расскажите, как вы относитесь к личности Мухтара Шаханова? Делитесь его любимыми стихами в комментариях.
Мухтар родом из древнего Отрара — из села Чилик. Возможно, именно эти земли, сохранившие память о расцвете казахов в первом веке нашей эры, стали источником его вдохновения. Так или иначе, Шаханов стал воплощением смелости и мужества, символом того, как надо отстаивать национальные права и свободы, гуманистические ценности.
Биография Мухтара Шаханова — это сочетание волевой позиции, трудолюбия и патриотизма неординарного человека. О его жизненном пути до обретения Казахстаном независимости можно сказать фразой украинского поэта Евгения Маланюка: «Когда у нации нет вождя, тогда ее вожди — поэты». Вкратце он таков:
Писатель Мухтар Шаханов: YouTube/Шаханов Ресми сайты
Мухтар Шаханов известен своей гражданской и политической позицией. Вот несколько фактов из его биографии:
Обнародовал факты репрессий против молодежи Казахстана
С самой высокой трибуны СССР в 1989 году звучала речь Мухтара Шаханова о Желтоксане 1986 года. Эти события известны как Декабрьское восстание в Алма-Аты. Они закончились драматически для активной молодежи Казахстана.
А что вы думаете по поводу этой части его биографии? Расскажите в комментариях!
Именно это выступление стало одним из первых бунтов гражданского населения, направленного против диктата Москвы. Следствием событий стали масштабные репрессии против молодых казахстанцев. Именно об этом писатель смело рассказал всей стране.
Сопредседатель в «Народном конгрессе Казахстана»
Поэты Мухтар Шаханов и Олжас Сулейменов — инициаторы создания партии с либерально-демократическими взглядами на развитие государства. С 1995 года эта политическая сила ушла с политического небосклона.
Взгляды Шаханова перестали совпадать с мнением Сулейменова. Поэтому он покинул партию и это начинание.
Посол РК в Кыргызстане
Дипломатическую карьеру Шаханов начал в 1993 году. Тогда его отправили представлять интересы РК в дружественный Кыргызстан. Этот факт сберег ему жизнь.
Депутат парламента Казахстана
С 2004 года писатель стал депутатом и главой общественного движения «Мемлекеттік тіл», в ведении которого находятся языковые вопросы. Неоднократно на заседаниях парламента он говорил о том, что надо повышать статус казахского языка, использовать его в разных сферах жизни современного казахстанского общества.
Пытался писатель регистрировать и собственную партию. Однако эта попытка не увенчалась успехом. Поскольку поэт всегда интересовался проблемами экологии, то партия зеленых «Руханият» предложила ему пост духовного лидера.
Все эти политические перипетии Шаханов сочетал с творческой деятельностью. Его политическую карьеру можно характеризовать по-разному. Однако и противники, и поклонники писателя говорят о нем как о творческой личности с собственной позицией, сильном человеке с выраженным национальным чувством.
Мухтар Шаханов на телевидении: YouTube/ Qazaqstan TV
Что касается семьи Шаханова, то об этом известно мало, потому что писатель предпочитает на эту тему не говорить. Известно, что нынешняя жена Шаханова — это его третья супруга.
Среди последних новостей о писателе отметим, что сразу после своего дня рождения в 2020-м году он заболел пневмонией. Шаханова госпитализировали, однако тесты на коронавирус оказались отрицательными. Спустя некоторое время в Сети появилась информация, что Мухтар Шаханов болеет, но идет на поправку. С недугом ему удалось справиться.
Мухтар Шаханов: творчество
Мухтар Шаханов относится к тем писателям, которые остро ощущают болевые точки в современном обществе и человеке:
Он знаменит как поэт и публицист. Баллады, стихи Мухтара Шаханова, а также его проза основаны на личном опыте и уроках национальной и мировой истории. Особенностью его творческой манеры стало умение нащупать в исторических ситуациях болевые точки, в которых заключены общечеловеческие, мировые проблемы.
Благодаря этой особенности писательской манеры генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор назвал Шаханова поэтом мирового значения. По решению клуба международной организации «Боорукер Бол» писатель получил звание «Самый милосердный человек Центральной Азии».
Среди самых известных художественных произведений отметим такие книги Мухтара Шаханова:
«Нарынкумская трагедия»
В этой поэме сформулирована суть предназначения поэта. На примере Махамбета Утемисова — поэта ХІХ века — автор рассказывает о трагической и благородной миссии повелителей слова — писателях. Их предназначение состоит в честном и самоотверженном служении народу, выражении его дум и стремлений, защите и наставничестве. Главная задача поэта — раскрыть правду, внушить людям веру в счастливую жизнь и побудить их к борьбе за идеалы.
Герои Шаханова — романтики, которые жертвуют собой, воплощают мечты в жизнь, дают свободу народу. Поэтому казахи называют поэтов лебедями, в которых не направляют стрелы. Они мудрые и добрые, истинное воплощение народной души и стремлений.
«Отрарская поэма»
В этом произведении затронута другая не менее важная проблема — проблема истории и национальной памяти. Автор использует специфический жанр: устное народно-поэтическое творчество — дастан. Эта поэма-легенда рассказывает историю Каракоша — юноши, отец которого предает свой народ и лишает сына Родины. Тот повторяет поступок отца — предает Отрар, сдает его врагам.
Духовное и национальное предательство в литературе впервые раскрыл Чингиз Айтматов в романе «Буранный полустанок», где представлен образ манкурта. Это люди, которые утрачивают связь с собственными корнями, народом, языком, традициями и обычаями предков. Этот мотив — магистральный и для творчества Мухтара Шаханова.
«Заблуждение цивилизации»
Есть в творчестве акына и произведения, посвященные общечеловеческим проблемам и вопросам. В первую очередь лиро-эпическое повествование «Заблуждение цивилизации» Мухтара Шаханова, получившее всемирную известность.
В нем поэт размышляет о глобальных проблемах духовного обнищания человечества, над тем, что случилось с людьми, почему они предают свой род и вливаются в гудящую базарную толпу, в которой нет индивидуального и морального, а есть только потребительское и материальное.
Один из образов духовной деградации общества в поэме «Заблуждение цивилизаций» — стереотипы примитивных ценностей, ретранслятор которых — реклама.
Галантность и Благородство,
Которые объединяют людей
И необходимы сегодня,
Кто может оспорить
Ведь мудрецы учили:
Чтобы понять и оценить
Некоторую долю их качеств
Мухтар Шаханов сейчас: YouTube/Aman Tasygan LIVE
Роман-эпопея в стихах стал диагнозом нравственной катастрофы человека ХХ века. Чингиз Айтматов сказал, что в этом произведении звучит голос Земли, которая призывает защитить человеческую душу. По мнению великого писателя, этой талантливой поэмой Шаханов заложил основы нового жанра художественной литературы — «жанра духовной экологии».
Не менее актуальным стал поэтический роман Мухтара Шаханова, посвященный Чингисхану, — «Космоформула карающей памяти»:
Режиссер Карим Юлдашев сделал театральную постановку по мотивам «Космоформулы…», где воплотил шекспировский размах произведения, акцентировав внимание на исторических противоречиях мира, духовной составляющей обустройства мира. Также по сюжету этого произведения украинские кинематографисты студии имени Александра Довженко сняли художественный фильм.
За «Космоформулу» в 2003 году поэт получил американскую премию — золотую медаль Эйнштейна. В 2000-м Мухтара Шаханова признали наиболее читаемым поэтом десятилетия. Премия «Тарлан» (Казахстан), звание «Лучший поэт тюркского мира» (Турция, 2001) — заслуженные награды, которыми казахстанцы и международное сообщество отметили его талант.
Главная боль Мухтара Шаханова — писателя и общественного деятеля — это духовная мимикрия общества, утрата национальной памяти, гибкость сознания и культурное приспособленчество.
Его произведения не утрачивают актуальности. В них вскрыты проблемы и болевые точки не только казахстанского общества, но и земной цивилизации в целом. В мудрости поэтического слова Шаханова легко отыскать нужные морально-этические ориентиры и маяки. Главное — вслушиваться в поэтическое слово акына.
А как вы относитесь к тому, что создал Мухтар Шаханов? Биография его теперь вам знакома. Делитесь в комментариях любимыми произведениями и цитатами!
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
«Я считаю, что мир заблудился…»
Cовместный проект Евразийская муза
Шаханов Мухтар
Беседа с Мухтаром ШАХАНОВЫМ
– Мухтар Шаханович, я до сих пор помню ваш творческий вечер в Большом зале Центрального Дома литераторов. Вы не забыли его?
– Нет, я был очень рад той встрече со своими московскими друзьями. Так удачно совпало, что Чингиз Айтматов и Евгений Евтушенко приехали в те дни в Москву и были тогда вместе со мной на сцене ЦДЛ. Мне также приятно было прочитать пришедшим в зал поклонникам моего творчества главы из своего нового романа «Запретный плод Атлантиды». Особенно меня порадовал тот факт, что мои гости просили меня читать стихи не только на русском языке, но и на казахском.
– Вас тревожит потеря интереса к родному языку?
– Безусловно! Ведь чуть ли не половина всех казахов (то есть порядка трёх с лишним миллионов человек) не могут сегодня ни писать, ни читать на своём родном языке! Я хочу поднять этот вопрос на всемирном уровне. В противовес процессу глобализации во всех странах планеты ширится движение антиглобалистов – и во Франции, и в Англии, и в Германии.
Конечно, мы в Казахстане поддерживаем все языки. Я сам был инициатором ежегодного проведения в нашей республике праздника Наурыз, на котором все проживающие в Казахстане национальности могли бы показать свои достижения. До сих пор этот праздник остаётся у нас поистине всенародным.
Что касается проблемы языка, то практически весь народ Казахстана говорит на русском – это объединяющий язык. Бывшие союзные республики, ставшие теперь самостоятельными государствами, всё равно не могут жить друг без друга – надо обмениваться товарами, сырьём, достижениями науки и искусства. Но и свой родной казахский язык мы не должны забывать!
Я считаю, что рано или поздно мы вернёмся к некоторым идеям социализма. Овцебыки собираются для защиты в стадо; рыбы плавают косяками; птицы для дальних перелётов сбиваются в стаи. Это заложено в них законами природы. А вот богатые люди при капитализме, к сожалению, всегда индивидуалисты. Они никогда не могут остановить свой аппетит, им надо ещё и ещё. Мир должен пересмотреть свои взгляды на богатство, потому что накопительство – безнравственно. Я не так давно говорил об этом в ЮНЕСКО, прочитав там отрывок из своего нового романа.
Вот Италия считается страной высокой культуры. А на сегодня 70 процентов римлян в течение года не купили ни одной книги. Люди вообще перестают читать, а если читают – то в основном разрушительные книги: триллеры или эротические романы. А книги духовного плана остаются невостребованными. В моём стихотворении «Гетера, победившая Сократа» гетера задаёт ему вопрос: «Ты воспитал столько людей, стремясь вывести их на дорогу праведной жизни, но чего стоит твоё учение, если я могу в один момент разрушить все вложенные тобой в них добродетели? Стоит мне только поманить их, и любой из твоих лучших воспитанников, на которого ты затратил столько сил и времени, тут же, забыв все твои нравоучения, побежит за мной». А Сократ на это отвечает: «Да, ты права. Но я ведь зову людей ввысь, к труднодоступной вершине, где ожидают их правда и духовное величие. Идти туда очень тяжело, а большинство людей, как ты знаешь, не любят трудиться. Ты же приглашаешь их вниз, к искушениям и соблазнам, а катиться вниз всегда легко и удобно, поэтому удача и сопутствует тебе, а не мне». Вот такой же, я бы сказал, разрушительный процесс качения вниз идёт сегодня во всём мире.
– Это стихотворение – из вашей новой книги?
– Да, оно входит в вышедший в Астане том, который состоит из романов «Заблуждение цивилизации» («Сага о нравах эпохи») и «Космоформула карающей памяти» («Тайна, унесённая Чингисханом»). Презентацию романа «Заблуждение цивилизации» ЮНЕСКО провела в Париже, на ней выступали деятели мирового масштаба, лауреаты Нобелевской премии. Позже ЮНЕСКО вынесла роман «Космоформула карающей памяти» на обсуждение круглого стола. За последние тридцать с лишним лет эта организация лишь единожды уделила столько внимания деятельности поэта.
Всего я планировал написать три романа. Два из них уже созданы, третий – «Запретный плод Атлантиды» – близок к завершению. Все эти романы поднимают острые современные духовно-нравственные проблемы. Они переведены на 40 языков мира.
– Что вас больше всего волнует как человека и гражданина?
– Я считаю, что мир заблудился. Везде на первом месте – материальные богатства, а духовность отодвинута на тридцатое–сороковое место. Это опасное явление. Люди должны объединиться в борьбе за духовность. У меня есть стихотворение «Компьютероголовые получеловеки», в нём у старика спрашивают, сколько у него детей. И он отвечает: «Полтора. На самом деле у меня три сына, все они высокообразованные, начитанные, но только один из них сумел соединить свои глубокие знания с высоконравственными истинами и наследием культуры предков. Через это он вышел на путь постижения великой культуры мира. А тех двоих, не состоявшихся духовно, я принимаю за полчеловека». Человек без духовного богатства – не человек!
Мухтар ШАХАНОВ
Фрагмент поэмы «Анатомия обезъязычивания»
.
Говорил мне поэт юкагирский Курилов Семён:
«Мой народ онемел. Обмелел в бессловесности он.
Лишь шестьсот человек ещё помнят родной свой язык.
Кто его позабыл – тот, как древо засохшее, сник.
Был бы Пушкин живой, был бы с нами сейчас Лев Толстой –
Они встали бы грудью за этот на вид столь простой,
Но на деле важнейший для жизни народов закон,
Суть которого в том, что народ – в языке воплощён.
Ни мечу, ни штыку не дано правду слов пересилить.
Это знают давно наши братья-поэты в России. »
Говоря это всё, юкагир медвежонком стонал,
Будто в лапу, гуляя, большую занозу вогнал.
Слышал Сахаров то, в горькой боли коверкая рот:
«Исчезает язык – значит, с ним исчезает народ. »
.
В мире много людей, что живут себе, думая так:
Будь, как гений, умён иль живи, как последний босяк,
Для чего напрягаться, учить чужеземный язык?
Каждый должен общаться – только так, как он с детства привык.
Многим принцип диктует ОТ ЧАСТНОГО – К ОБЩЕМУ путь.
Без любви к человеку – вберёшь ли весь мир в свою грудь?
Только тот, кто, по свету колеся, не забыл свою мать,
Матерей всей планеты в их трагедии может понять.
Для кого язык предков с детства сладок, как солнечный мёд,
Кто гордится культурой, которую создал народ,
Кто отцовским заветам не смог никогда изменить –
Только тот всей планеты культуру готов оценить!
Свой язык позабыть – всё равно что алмаз бросить в грязь:
Тут же рвётся, как нить, с сонмом предков священная связь,
И стирается честь, что добыта трудом и мечом.
Вот – предательство в чём.
Посмотри на природу – она нам пример подаёт:
В Кызыл-Кумах горячих – верблюжья колючка растёт,
Глубоко её корни за влагой волшебной ушли –
Никакому бурану не вырвать её из земли!
Ну а тот, кто оторван от крепких, глубоких корней –
Стал добычей пустыни и носится слепо по ней.
Будь же верен той почве, где ты, как травинка, возник.
Не предай свой язык.
Поэт и гражданин
Поэт, общественный деятель Мухтар Шаханов недавно отметил 75-летний юбилей. Он говорит, что его позиция «всегда говорить правду» не всегда нравится властям. Некоторые эксперты характеризуют поэта как талантливую личность с активной гражданской позицией.
В казахском обществе существует традиция широко отмечать юбилеи известных поэтов и писателей, представителей «интеллигенции». Среди них особой почести обычно удостаиваются близкие к властям представители творческой интеллигенции. Однако такое уважение проявляют одинаково не ко всем представителям интеллигенции.
В беседе с репортером Азаттыка народный писатель Казахстана, общественный деятель Мухтар Шаханов говорит, что свой 75-й день рождения 2 июля он отметил на малой родине. Остальные мероприятия оставил на осень, говорит он. На вопрос, будут ли эти мероприятия организованы на правительственном уровне, поэт ответил, что «не стремится к этому». «У меня другое направление, другая позиция, и мне нет дела до того, будет кто-кто проводить эти мероприятия или нет», – говорит он.
ЗАЯВЛЕНИЕ О ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЯХ
О Мухтаре Шаханове, который в советское время прославился как поэт, после сделанного им заявления о Декабрьских событиях 1986 года на Первом съезде депутатов Верховного совета СССР в Москве в 1989 году заговорили как об общественном деятеле. С трибуны съезда, который транслировался в прямом эфире на территорию всего СССР, он впервые публично рассказал о репрессиях со стороны властей по отношению к казахской молодежи – участникам демонстрации, выступившим против решения Москвы в декабре 1986 года в Алматы, – и заявил о необходимости создания комиссии для проведения справедливого расследования Декабрьских событий.
Шаханов говорит, что перед своим выступлением с трибуны съезда он обратился с заявлением дать разрешение выступить на тему экологии – рассказать не о Декабрьских событиях, а проблемах Аральского моря. На тот момент он возглавлял общественный комитет созданного в 1988 году первого экологического движения в Казахстане «Арал-Балхаш». Около 20 депутатов, избранных от Казахстана, подписали заявление в поддержку выступления Шаханова на тему Аральского моря и передали это заявление в президиум. Таким образом Шаханов получил возможность выступить с высокой трибуны.
На видеозаписи выступления Мухтара Шаханова на первом съезде в Москве в 1989 году, которая есть в Интернете, среди сидящих в зале можно увидеть первого секретаря Компартии Казахстана того периода Геннадия Колбина, председателя Совета министров Нурсултана Назарбаева и других депутатов, избранных от Казахстана. Однако сейчас Мухтар Шаханов воздерживается от комментариев, какой была тогда реакция этих людей на его выступление.
– Вместо того чтобы говорить о проблеме Арала, я сделал заявление о том, что казахский народ был необоснованно обвинен в национализме во время Декабрьских событий. На следующий день 16 из 19 депутатов, поставивших свои подписи под этим заявлением, написали жалобу о том, что Шаханов обманул их и его необходимо лишить депутатства, – говорит он.
О заявлении Шаханова во время съезда в Москве высказывают разные мнения. Рассказывают, что позднее первые руководители республики сделали порицание Мухтару Шаханову за то, что он с высокой трибуны заговорил о Декабрьских событиях.
До съезда в Москве СМИ формировали однобокое представление о Декабрьских событиях, однако после этого выступления отношение к ним стало меняться. Начали появляться жалобы от тех, кто подвергся гонениям, дела некоторых из них были пересмотрены. Позднее Мухтар Шаханов возглавил комиссию по расследованию Декабрьских событий, созданную Верховным советом Казахстана. Комиссия стала собирать показания с высокопоставленных чиновников, занимавшихся допросом участников сотрудников правоохранительных органов, свидетельские показания с рядовых граждан, ставших очевидцами произвола властей. Позднее сведения об этом были опубликованы в печати и многих исследованиях. Однако многие участники Декабрьских событий и исследователи считают, что комиссия так и не смогла довести до конца свою работу.
Ранее в ходе различных мероприятий, посвященных Декабрьским событиям, Мухтар Шаханов говорил, что «руководители советского периода все еще находятся у власти, и поэтому вся правда до конца еще не раскрыта».
ПОЛНОМОЧНЫЙ ПОСОЛ
После сделанного заявления в Москве Мухтара Шаханова узнали как общественного деятеля, и в октябре 1991 года он вместе с поэтом Олжасом Сулейменовым стал сопредседателем партии «Народный конгресс Казахстана». Однако они недолго находились во главе либерально-демократической партии. В 1993 году Мухтар Шаханов был назначен послом Казахстана в Кыргызстане и покинул пост сопредседателя партии. После того как Олжас Сулейменов заявил, что партия переходит в конструктивную оппозицию, и стал подвергать критике президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, он был назначен послом Казахстана в Италии в 1995 году. С его назначением на эту должность партия «Народный конгресс Казахстана» постепенно сошла с политической сцены.
По некоторым предположениям, «власти создали партию «Народный конгресс Казахстана» с целью ослабить позиции проявлявшего активность на тот момент национального движения «Азат».
Шаханов говорит, что покинул ряды партии «Народный конгресс Казахстана» из-за несовместимости взглядов с Олжасом Сулейменовым. Предложение стать послом «принял из-за опасений за свою жизнь».
– Поступило сообщение, что я должен уехать за границу, иначе нельзя. Поэтому стал послом в Кыргызстане. Там я написал поэтические романы «Өркениеттің адасуы» («Заблуждение цивилизации») и «Жазагер жады космоформуласы. Шыңғыс ханның пенделік құпиясы» («Космоформула карающей памяти. Тайна, унесенная Чингисханом»). ЮНЕСКО оценило эти произведения как вершину мировой поэзии, – сказал поэт, умолчав о том, какая опасность угрожала его жизни и от кого она исходила.
БОРЬБА ЗА ЯЗЫК
После службы в посольстве Мухтар Шаханов в 2004 году был избран депутатом мажилиса парламента Казахстана. Став обладателем депутатского мандата, он назвал несправедливыми парламентские выборы, в результате которых в парламент прошла и казахстанская оппозиция.
В это время Шаханов был избран председателем общественного движения «Мемлекеттік тіл» («Государственный язык»), целью которого стало повышение статуса казахского языка и расширение сферы его применения. Он постоянно поднимал в парламенте вопросы касательно положения казахского языка и обращался с запросами в правительство.
После того как Мухтар Шаханов ушел с поста депутата мажилиса, он предпринял попытки создать новую партию «Халык рухы». Однако его партия не смогла пройти официальную регистрацию, поэтому осенью 2011 года он изъявил желание баллотироваться в депутаты мажилиса от имени партии зеленых «Руханият». Однако прежнее руководство партии «Руханият» провело повторный съезд партии и изменило решение об объявлении Шаханова духовным лидером партии «Руханият».
Мухтар Шаханов говорит, что еще надеется на регистрацию партии «Халык рухы», однако «власти опасаются этой партии».
Осенью 2009 года группа поэтов и писателей, гражданских активистов во главе с Мухтаром Шахановым выступила против доктрины национального единства, предложенной властями к обсуждению через Ассамблею народа Казахстана. Они заявили, что не согласны с понятием «казахстанская нация», и потребовали исключить ее из доктрины. «Доктрину национального единства нельзя принимать, иначе 17 декабря, когда будет 23 года со дня декабрьских событий, мы объявим голодовку», – заявили они.
Однако по прошествии 20 дней Шаханов заявил, что пришел к соглашению с властями и передумал объявлять голодовку. Мухтар Шаханов и позднее несколько раз становился организатором различных форумов по вопросам государственного языка.
«ТАЛАНТЛИВАЯ ЛИЧНОСТЬ С АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ»
Бывший председатель Верховного совета, оппозиционный политик Серикболсын Абдильдин считает, что общественно-политическую деятельность Мухтара Шаханова необходимо оценивать, разделяя на две части.
– Его заявление о Декабрьских событиях и его деятельность, когда советская власть была еще в силе, – это смелый поступок. Однако его заявления касательно некоторых вопросов, к примеру о том, что «казахский язык стал государственным благодаря лишь ему», возможно, излишни, – говорит он.
Абдильдин не одобряет отказ сопредседателей созданной в 1993 году партии «Народный конгресс Казахстана» Мухтара Шаханова и Олжаса Сулейменова от своих должностей.
– Они оба до конца не довели дело по защите народа и справедливости. Возможно, необходимо было выжить. Потому что после развала прежней системы был лишь один человек, который мог предоставить им приличную работу. Во-вторых, похоже, на них сверху оказали давление, – говорит он.
Оппозиционный политик Серикболсын Абдильдин высоко ценит Мухтара Шаханова за то, что он по-прежнему занимается общественной деятельностью, и характеризует его как сильного человека с собственной позицией. Он говорит, что не критикует, когда зависящие от общества творческие люди бывают непостоянны в своих взглядах.
Политик Дос Кошим предпочитает называть Мухтара Шаханова не освоившим политические методы политиком, а талантливой личностью с активной гражданской позицией. По его словам, в настоящее время остались считаные представители интеллигенции, кто может высказать критику в адрес властей и донести до них свое мнение.
– В казахской культуре издавна существует традиция возлагать надежды на известных, уважаемых людей. Советская тоталитарная система подготовила поколение интеллигенции, которая предпочитает ходить с подветренной стороны и на побегушках у власти. Однако Мухтар Шаханов здесь занимает особую, обособленную позицию, – говорит он.
Дос Кошим отмечает, что у Мухтара Шаханова был период «сближения с оппозицией». По его словам, оппозиционные политические силы хотели видеть в своих рядах авторитетного среди населения Мухтара Шаханова. «По некоторым важным национальным вопросам Шаханов иногда сближался с оппозицией, но, видимо, посчитал, что не стоит переходить на их сторону», – говорит политик.
Асылхан МАМАШУЛЫ
Асылхан Мамашулы является репортёром Азаттыка в Алматинском бюро, пишет, в основном, на политические темы. Родился в апреле 1973 года. В 1994 году окончил Кызылординский педагогический институт имени Коркыта-ата. В 1997-2000 годах учился в аспирантуре Казахского национального университета имени Аль-Фараби.
Работал в издательстве «Казахская энциклопедия», в газете «Ана тілі» и в центре ABDI-Press. С 2011 года работает в Азаттыке.