Позиция я считаю что обоснование потому что
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАндрей Галенковский
Похожие презентации
Презентация на тему: » П – позиция – «Я считаю, что …» О – объяснение (или обоснование) – «Потому что…» П – пример – «Я могу доказать это на примере…» С – следствие (или суждение)» — Транскрипт:
4 П – позиция – «Я считаю, что …» О – объяснение (или обоснование) – «Потому что…» П – пример – «Я могу доказать это на примере…» С – следствие (или суждение) – «Исходя из этого я делаю вывод о том, что …» Техника обратной связи «5 строчек» (Синквэйн) существительное прилагательное глагол глагол глагол ключевая фраза существительное «Не торопись» «Остановись» «Задумайся» «Разберись»
Похожие презентации
Система обучения деятельность Разнообразие форм самостоятельной работы Привлечение краеведческого материала Инновационные технологии Рефлексивная контрольно-оценочная.
Жизнь человека в горах и на равнинах.. Карта плотности населения мира.
1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой?
Время Мастерская творческого письма. Прилагательное Фраза Существительное ВРЕМЯ Прилагательное Глагол.
1.Уважай мнение других. 2.Избегай ненужных споров. 3.Убеждай, не приказывай. 4.Будь хорошим слушателем. 5.Не злоупотребляй критикой в отношении других.
Технология редуктивного обучения. Что такое редукция? Это методологический приём, заключающийся в упрощении, сведении сложного к более простому, обозримому,
Учитель МОУ «СОШ 1 г.Ершова Саратовской области» Денискина Л.Н.
Культура мира. Человек среди людей Классный час в 4 классе. МБОУ школа – сад с. Мостовое.
Части речи Общее название группы слов Имя существительное Имя прилагательное Глагол На какие вопросы отвечает Кто? Что?Какой? Какая? Какое? Какие? Что.
Развитие критического мышления на уроках химии Технология аргументированного суждения Дудник Светлана Евгеньевна учитель химии МБОУ СОШ 158.
Схемы- ориентировки, как прием работы с текстом. МБОУ «Дороховская СОШ» Вербшина Галина Николаевна.
1.Название темы одним словом (существительное или местоимение). 2.Определение темы в двух прилагательных или причастиях. 3.Три глагола, показывающих действие.
123456 глагол 1 2 3 4 5 6 7.
Прости, Земля Синквейн 1 строка – название синквейна 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза на тему синквейна 5 строка.
А.П.Платонов «Песчаная учительница». Верные – неверные утверждения 1. Мария выросла в прикаспийской пустыне 2. Отец Марии был известным рабочим 3. Марию.
Все ли слова, обозначающие действие, являются глаголами? Работа ученицы 3-а класса Павлюченко Екатерины.
Части речи. Имя существительное.. Расскажи о частях речи. Части речи. Часть речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное Обозначает ….. Отвечает.
начать Слова, называющие признаки предметов (прилагательные) продолжим.
Формула Позиция-Обоснование-Пример- Следствие(ПОПС)
Разработка даст возможность учителю, научитьучащегося правильно строить высказывание.
Просмотр содержимого документа
«Формула Позиция-Обоснование-Пример- Следствие(ПОПС)»
Актуальность использования данного приема на уроках
Технология построения высказывания по формуле ПОПС
1. При ответе на вопрос на уроке учащиеся чаще всего начинают свой ответ со слов «» или вообще отвечают одним словом, но этого не достаточно для выпускника школы, требования ФГОС нового поколения заключаются в том, что ученик должен уметь строить умозаключения, обосновывать его и делать выводы. И поэтому актуальность данной темы возрастает в связи с не умением строить высказывание, обосновывать его и делать выводы.
2. Формула ПОПС – это интерактивный методический прием, позволяющий правильно строить высказывание, чаще всего этот прием используют при рефлексии знаний учащегося.
Этот способ дает учащемуся возможность выражать свои соображения по той или иной теме и делать это очень быстро, что в наше время наиболее актуально.
3. Технология построения высказывания по формуле ПОПС
Сами буквы подсказывают как строить высказывание:
О – обоснование (объяснение). Слова-маркеры : Потому что…
4. Ну а теперь попробуем применить данную технологию в действии:
Урок физики: «Электромагнитная индукция» 9 класс.
Майкл Фарадей. Запись из ежедневника: «Превратить магнетизм в электричество».
С – исходя из этого можно сделать вывод, что благодаря открытию связи магнитных явлений с электрическими, жизнь человека вышла на новый уровень.
Вопрос 1: А полезно ли трение?
П – Я считаю, что трение полезно,
О – потому что без него мы не смогли двигаться,
П – например движение пешехода или автомобиля,
С – и поэтому если бы трение отсутствовало, то всем было бы плохо.
Вопрос 2 : Простые механизмы упрощают жизнь?
П – Я считаю, что простые механизмы помогают человеку,
О – потому что они могут без труда придвинуть большие грузы,
П – я могу это доказать на примере действия рычага, которым пользовались римляне при строительстве пирамид,
С – поэтому простые механизмы упрощают физический труд человека.
Вопрос 3: Одинаковое ли атмосферное давление на различных высотах?
П – Я считаю, что атмосферное давление на различных высотах разное,
О – потому что на Землю давят слои воздуха, и чем меньше слоев воздуха, тем меньше давление,
П – можно это доказать на примере давление над уровням моря составляет 760 мм.рт.ст., а на Эвересте – 251 мм.рт.ст.
Вопрос 4: А правда ли, что сила тяжести на всех планетах разная?
П – Я считаю, что сила тяжести на всех планетах разная,
С – следовательно, и сила тяжести тоже разная.
Вопрос 5: Если сила тяжести больше силы Архимеда, то как ведет себя тело?
П – Я считаю, что если сила тяжести больше сила Архимеда, то тело тонет,
О – потому что сила тяжести направлена вниз и тянет на дно,
С – следовательно, если Fт больше Fа, то тело тонет.
Вопрос 1: А полезно ли трение?
Вопрос 2 : Простые механизмы упрощают жизнь?
Вопрос 3: Одинаковое ли атмосферное давление на различных высотах?
Вопрос 4: А правда ли, что сила тяжести на всех планетах разная?
Вопрос 5: Если сила тяжести больше силы Архимеда, то как ведет себя тело?
О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в
В таком выступлении, состоящем из двух-четырех предложений, вы ясно заявляете и повторяете (в выводе) свою позицию, приводите только один аргумент, но он четко сформулирован и проиллюстрирован. При этом вы не рискуете впасть в пустословие или препирательство с оппонентом. Выступление с использованием ПОПС-формулы занимает одну-две минуты. Ее удобно использовать в ситуации, когда время, отпущенное на дискуссию, ограничено. На практике не всегда достаточно сформулировать собственную позицию. Ведь юрист часто находится в ситуации противостояния и просто обязан принимать во внимание позицию противоположной стороны. Кроме того, юрист, как правило, представляет, защищает, выражает интересы других людей, позиция которых может отличаться от его собственной. Поэтому очень полезно взглянуть на проблему с разных сторон, глазами разных людей: «Если бы я был адвокатом ответчика, то. «, «Если бы я был на месте судьи, то. » и т.п.
Ролевые игры
Ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приемом на интерактивных занятиях. В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование).
Методики ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработки различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания, сочувствия к другим людям. В программах клинического юридического образования ролевые игры стали основной методикой при проведении аудиторных занятий. При помощи ролевых игр проводи гея тренинг отдельного навыка и комплекса навыков, тренинг наблюдения и комментирования, демонстрируются навыки и типичные ошибки. Важное место занимает диагностика и оценка эффективности обучения.
выступление в прениях, для четвертого-составление кассационной жалобы и т.д.).
Демонстрация типичных ошибок заключается в том, что преподаватель (или подготовленный студент, или приглашенный юрист) специально в ходе ролевой игры допускает типичные ошибки. Лучше показывать одну-две ошибки в простых коротких демонстрациях. Участники игры должны внимательно наблюдать, распознавать и комментировать «непрофессиональные» действия демонстратора, предлагая пути исправления ошибок. Принципиально важно не увлекаться, не утрировать ошибки и, самое главное, не ограничиваться только »плохими» примерами. За демонстрацией ошибки должна последовать ролевая игра, в которой демонстрируется позитивное поведение. Участникам игры можно предложить самим показать, как следовало поступить в разыгрываемой ситуации.
Диагностика как цель ролевой игры достигается следующим образом. В начале обучения или повышения квалификации студентам предлагается принять участие в простых ролевых играх (первичный прием клиента, допрос в суде и т.п.), что позволяет оценить их уровень владения базовыми прикладными знаниями, развития навыков. Отталкиваясь от этих наблюдений, можно спланировать дальнейшие занятия либо обратить внимание на пробе-
лы в знании норм материального и процессуального права, которыемогут быть восполнены самостоятельно.
При подготовке к ролевой игре в первую очередь необходимо определить ожидаемые учебные результаты. Например: «После проведения этой ролевой игры участники смогут провести интервьюирование поэтапно и с соблюдением этических принципов взаимоотношений с клиентом» или: «После проведения этой ролевой игры участники смогут выработать позицию по уголовному делу». Затем потребуется разработать или адаптировать учебные материалы, так как универсальных учебных материалов для обучения навыкам, видимо, не существует.
В зависимости от ожидаемых учебных результатов, от подготовленности участников, их специализации, приоритетов и вкусов, от имеющегося времени сценарий будет меняться. Важно избежать ошибок при выборе дела, а если дело реальное, его, возможно, потребуется упростить (при этом надо также не забыть изменить имена реальных персонажей). Для отработки простых навыков требуются простые фабулы, простые инструкции для исполнителей ролей, не перегруженные отвлекающими внимание
деталями. Некоторую опасностьпредставляют вымышленные фабулы в связи с тем, что, увлекшись сочинительством, можно упустить значимую для решения проблемы информацию, и тогда, например, участник вместо запланированной вами подготовки выступления в прениях потратит все время на размышления о квалификации при нехватке фактических данных, подозревая подвох со стороны автора фабулы.
К ролевой игре целесообразно подготовить следующие материалы:
. фабулу дела, которая представляет собой краткое описание ситуации, сообщаемой всем участникам;
• информацию по делу и инструкции для активных участни
ков игры, например для юриста и клиента, обвинителя и за
щитника и т.п. Информация может быть представлена в виде
простого повествования или в форме документов. Часть ин
формации может быть конфиденциальной, известной только
одному участнику. По поводу части информации могут быть
особые инструкции, например, для исполнителя роли кли
ента: «‘Сообщите консультирующему юристу о наличии у вас
второй группы инвалидности только в ответ на прямой воп
рос о состоянии здоровья»;
• инструкцию для наблюдателей; она может включать список
вопросов, на которые необходимо ответить в процессе игры,
чтобы подготовиться к комментированию, например: «Дей
ствовал ли консультирующий юрист в духе сотрудничества с
клиентом? Что об этом свидетельствует?»;
Каждый раз, готовясь к ролевой игре, необходимо разрабатывать собственный сценарий, подробный пошаговый план с указанием времени на выполнение каждого элемента занятия.
Технология проведения ролевой игры
Это план, описывающий условное занятие по отработке навыков, например навыка интервью. Он носит, конечно, лишь рекомендательный характер. Не все шаги должны быть обязательно реализованы, может быть изменена их последовательность. Но опыт проведения занятий в различных аудиториях доказывает необходимость выдержать как минимум следующую цепочку шагов: мо-
воначальной «мотивационной» демонстрации, но уже без явных ошибок.
10-й этап -ролевая обратнаясвязь. Участники игры, например «консультант» и «клиент», комментируют происшедшее, не выходя из своей роли, они могут раскрыть содержание конфиденциальной информации, оценить действия друг друга.
12-й этап -комментирование специалиста.Приглашенный специалист или преподаватель комментирует действия консультанта и обращает внимание на плюсы и минусы ранее прозвучавших комментариев.
Для упрощения процесса подготовки ролевой игры можно
предложить примерное соотношение времени (в процентах)на проведение отдельных элементов ролевой игры:
1. Мотивация (фокусировка) )
2. Согласование ожидаемых учебных результатов ) 15%
3. Договоренность о терминах J
4. Представление плана игры \
5. Представление правил игры I \q%
7. Распределение ролей |
8. Подготовка к ролевой игре | ‘5%
9. Ролевая игра > 25%
10. Ролевая обратная связь \
] 1. Деловая обратная связь I
12. Комментирование специалиста j °
13. Связь с другими занятиями, курсами, дисциплинами /
Техника комментирования (обратной связи)
Если комментарий действительно достиг своей цели, то критикуемый участник не просто осознает, он еще раз внутренне переживает ситуацию и формирует новый образ поведения: «Теперь я бы действовал так. «
Не следует забывать, что комментатор, наблюдатель должен обратить внимание и на удачные действия, находки критикуемого. При этом также важно проанализировать эти успешные ходы, указать на позитивные последствия, на применимость их в аналогичных ситуациях.
Обсуждая действия своих коллег, постарайтесь принимать во внимание следующие рекомендации:
• Дайте возможность критикуемому сначала оценить себя самому.
• Отнеситесь с уважением ко всему, что делает ваш коллега.
• Найдите успехи в действиях коллеги и сообщите ему о его достижениях.
• Одобряйте творческий подход, самостоятельные находки, неожидан
ные ходы.
• Не забывайте, что единственно верного решения, подхода, поведения
нет. что возможны и другие варианты.
• Высказывайтесь кратко и точно.
• Критикуя, ограничьтесь двумя-гремятемами.
Умение эффективно комментировать действия других также нуждается в постоянной тренировке. Помочь в отработке этого навыка может следующая структура позитивного/критического замечания.
1. Тема. Определи ге темузамечания (о каких навыках, о каких
элементах действий юриста вы будете говорить, например: «Да
вайте обсудим, какие вопросы следует задать в начале беседы»,
«\Я хочу сказать отом, как завершать консультирование», «Я хочу
обратить внимание на формулировку вопросов, задаваемых юри
стом» и т.п.)
3. Диагностика. Объясните, в чем достоинство или недоста
ток действий юриста, каковы возможные положительные или от
рицательные последствия таких действий («После такого вопро
са. «).
Такой детальный комментарий оказывается по-настоящему полезным. Потренировавшись в подобном комментировании, вы сможете избежать ненужного напряжения и волнения при обсуждении действий коллег. Однако чтобы провести такой комментарий, необходимо быть предельно внимательным к действиям участника интерактивного упражнения или реальной процедуры, записывать вопросы, ответы, фиксировать жесты и т.п. Иначе вы не сможете воспроизвести действия юриста.
Труднее всего и для комментатора, и для критикуемого сохранить сбалансированный, т.е. критический и одновременно благожелательный, настрой. Но только так можно учиться деловым, конструктивным, профессиональным отношениям. А это. возможно, и есть главная цель занятий с использованием интерактивных методик: их участниками моделируется система профессиональных отношений. Они могут почувствовать себя коллегами, совместно решающими проблемы, осознатьвзаимную ответственность и ценность сотрудничества.
Играя в кубики на интерактивных занятиях, студенты ипреподаватели строят здание будущей профессиональной корпорации юристов, основанное на компетентности, ответственности и сотрудничестве.
Глава 4
ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА
ы отметили, что обязательными составляющими професси-ограммы юриста являются знания, навыки и качества, необходимые для становления юриста-профессионала. На примере деятельности юридических клиник мы показали, что обучение в них позволяет восполнить недостатки традиционного юридического образования именно в области обучения профессиональным навыкам, в становлении личности юриста-профессионала.
При этом постоянно делался упор назначение в современных условиях личностных качеств юриста. В предыдущих разделах книги уже цитировались требования государственного образовательного стандарта к качествам выпускника юридического вуза, получающего специальность «юрист», а также рекомендации Международной комиссии юристов, в которых устанавливается очень высокая нравственная «планка 7 » личностным качествам юриста, приобретающим для этой сферы деятельности значение профессиональных.
Именно поэтому мы считаем необходимым остановиться на обсуждении вопроса: каким должен быть юрист или какие нравственные начала лежат в основе его профессиональной деятельности?
Это значит, что разговор должен идти об этике профессиональной юридической деятельности (профессиональной этике юриста).
1 См.. напр.: Ария С. Об адвокатской тайне II Российская юстиция. 1947. №2: Карщевский М.Ю. Адвокатская этика. Самара. 1999: Ватман ЦП. Адвокатская тгика. М.. 1977; Гофштейн М.А. О кодексе профессиональной этики адвоката / Проблемы российской адвокатуры. VI.. 1997; Дисциплинарная практика московских городской и областной коллегий адвокатов / Под ред. И.И. Склярского. М. 1$?1: КйселевЯ.С. Этика адвоката. ЛГУ.1974; Кони А. Ф Нравственное начало в уголовном процессе / Собр. соч. Г. 4. М.. 1968: Му.члерат
Но тема этаеще далеко не исчерпана. В контексте данной книгиона выводи гея в новую плоскость: где,когда и как обучать юристов нормам профессиональной этики, и не просто обучать, а превратить эти нормы в убеждения, сделать их элементами мировоззрения, профессиональными и человеческими качествами юриста.
И в этом случае мы не можем обойтись без попытки дать дефиницию (определение понятия) профессиональной этики юриста.
На основе анализа определений этики 1 и профессиональной этики 2 можно сделать вывод о том, что профессиональная этика юриста представляет собой правила (совокупность правил) поведения юристов, а также способы обоснования этих правил, социально-философское истолкование назначения юридической профессии.
Правила поведения призваны установить определенный тин нравственных взаимоотношений для оптимального выполнения юристами своих профессиональных функций.
Предметом регулирования этих правил являются следующие группы отношений:
Эти правила могут содержаться в законах и иных нормативно-правовых актах. Например, ч. 6 ст. 47 и ст. 67′ УПК РСФСР и ч. 2 ст. 16 Положения об адвокатуре РСФСР 1970 г. запрещает адвокату вступать в уголовное дело в качестве защитника или представителя, если он ранее занимал в этом деле иное процессуальное положение. Кроме того, источником этих норм являются профес-
Раймич. Независимость— основной принцип юридической этикиЧ Адвокат. 1996. №1 I; Смирнов В. Суд. государственный обвинитель и адвокат: тгика взаимоотношений // Российская юстиция.1995. №6. Болееподробно со списком литературыпо теме«профессиональная пика» можно ознакомится на сайте www.law clinic, ru.
1 См.: Краткий словарь иностранных слов. VI.. 1988. С. 625.
J См.: Словарь по л икс/Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. VI.. 1989. С. 278.
сиональные кодексы поведения (например. Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г.).
Эти правила формируются и на основе прецедентов практики привлечения юристов к дисциплинарной ответственности за нарушение этических норм.
Определив, что же такое профессиональная юридическая этика, необходимо ответить на вопрос: как научить юриста нормам этики и обучить его руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности?
Казалось бы, чего проще?! Следует только предусмотреть в Государственном образовательном стандарте еще одну общепрофессиональную дисциплину с названием «Юридическая этика'» либо «Профессиональная этика юриста», указать количество отводимых на нее часов, включить эту дисциплину в примерный учебный план, а затем в рабочие учебные планы юридических вузов. И уже через пять лет можно ожидать появления нового поколения юристов, ориентированных на социальную справедливость, правозащитные ценности, знающих и воплощающих в своей практической деятельности нормы профессиональной этикиюриста.
Кроме того,правила или нормы профессиональной этики формируются при условии наличия соответствующей профессиональной среды, организованной в юридическое сообщество. В большинстве развитых государств такие сообщества существуют и имеют давние и прочные традиции. Примером могут служить Американская ассоциация юристов в США, профессиональные адвокатские союзы (инны) в Англии. Одной из основных задач этих профессиональных ассоциаций является разработка и контроль за соблюдением этических норм профессионального поведения членами названных ассоциаций.
В современной России юридическое сообщество еще только начинает оформляться. Оно еще слишком слабо, чтобы установить общепрофессиональные этические нормы для всех юристов России. Возможно, по этой причине с таким трудом проходит обсуждение и принятие кодексов чести для различных корпораций юристов. В настоящее время такой кодекс есть только у российского судейского сообщества. Многочисленные же адвокатские организации до сих пор не смогли выработать даже приемлемого для всех них проекта Закона об адвокатуре, не говоря уже об Этическом кодексе адвокатов.
Как же в таких условиях обучать профессиональной этике студентов-юристов? Что может составить предмет такого обучения?
Чтение академических курсов по юридической этике может дать студентам только общее представление о некоторых правилах профессионального поведения. Поскольку в современной России эти нормы не формализованы ни в одном общеобязательном источнике, то их содержание и система весьма изменчивы и недостаточно определенны. В этой связи нормы этики в отличие от правовых норм заучивать бессмысленно.
Занимаясь проблемой практического обучения юристов, мы позволим себе предложить к обсуждению некоторые идеи относительно обучения студентов некоторым основам профессиональной этики.
Усвоение профессиональныхэтических норм приобретаетособое значение в условиях существенного изменение системы
социальных ценностей,смены мировоззрения, политическойи правовой идеологии. В современных российских условиях профессиональная этикаприобретает для юриста значение сущностного профессионального качества. Причем в первую очередь это касается не столько знания этических правил, которые формально приняты юридическим сообществом в целом или отдельными его корпорациями, сколько внутренних установок самого юриста, тех принципов, порывов, импульсов, которые предопределяют для него самодозволение совершить одни действия или самозапрет на совершение других.
Нормы этики реализуются в сфере юридической практики.Только действия юриста демонстрируют его этические установки. Наиболее наглядно эти установки проявляются в конфликтных или проблемных ситуациях, когда у юриста нет иной, кроме этической, основы для принятия решения.
Следовательно, в современных условиях России самым результативным способом обучения юристов профессиональной этике может быть только обучение через деятельность, впроцессе и посредством деятельности. Именно такое обучение составляет основу обучения в юридических клиниках. Но этому же можно, очевидно, научиться и в других условиях, не работая в юридической клинике, можно также попробовать освоить нормы профессиональной этикисамостоятельно.
Отсутствие кодифицированного свода этических норм, в равной мере относящихся ко всем сферам юридической практики, заставляет студентов юридических клиник задуматься как об общих этических принципах юридической профессии, так и отаких этических правилах, которые должны соблюдаться в деятельности юридических клиник при оказании юридической помощи клиентам. Поэтому многие юридические клиники разработали и приняли этический кодекс 1 в качестве одного из документов, регламентирующих их деятельность.
Следует подчеркнуть, что разработка студентами такого документа уже есть очень важная часть процесса обучения профессиональной юридической этике, ибо для создания текстов этических кодексов студентам приходится изучатьзначительный объем специальной литературы, знакомиться со сводами этических правил, принятых юридическими сообществами зарубежных стран.
1 В конце данной главы В качествеприложения приведены этические кодексыюридических клиник Ягеллонского университета (Польша) иТверского roes дарствен нога у нивереитета (Россия).
проектами таких сводов, разрабатываемых российскими юридическими корпорациями. Изучаявсе эти материалы’, Студентыюридических клиник приходят к мысли о необходимоститех или иных этических запретов, ограничений. Принятие же Этического кодекса, выработанного совместнымиусилиями, обязывает студентов уважать и соблюдать установленныеим правила, действовать в соответствие с ними, т.е. у студентов начинают формироваться профессиональныекачества.
Такая ситуация сложилась, например, когда в одну из юридических клиник обратилась гражданка Абова 1 с просьбой составить исковое заявление в суд с требованием взыскать с отдела социальной защиты недоначисленную ей пенсию. В беседе с этой клиенткой студенты выяснили, что размер ее пенсии исчисляют по более низкому коэффициенту, чем это предусмотрено действующим законодательством. Для того чтобы составить исковое заявление, студентам пришлось изучить немало нормативныхактов и проанализировать судебную практику, так как до обращенияк ним Абовой они не сталкивались с практикой исчисления размера пенсий.
При работе над данным исковым заявлением студенты обнаружили, что российское пенсионное законодательство весьма противоречиво, запутанно, иэто приводит к ущемлению прав граждан. Например, они узнали, что действующий федеральный закон, устанавливающий индивидуальный коэффициент пенсионера в
‘ Hi этическийсоображений здесь идалее фамилииклиентов юридическихклиник изменены,не называются июридические клиники, а также фамилии студентов.11о описываемые сит)ааии реальные, более того, типичныедля юридических клиник.
размере 0,7, в практике исчисления пенсии не применяется. Органы, исчисляющие пенсию, руководствуясь вовсе не федеральным законом, а рекомендациями Министерства труда РФ, при исчислении пенсии используют коэффициент 0,54. И хотя любому юристу известно, что федеральный закон имеет приоритет перед подобного рода нормативными актами, студенты столкнулись с чиновниками, для которых рекомендация министерства оказалась важнее.
В отчете по этому делу студенты записали: «Очень тяжело, когда не можешь помочь человеку, особенно когда знаешь, что на твоей стороне закон, что ты прав, но ничего не можешь сделать с произволом чиновников». Студенты начинают понимать, что в реальной жизни означает этическое правило, требующее от юриста содействия устранению нарушений закона, защите гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. Они осознают, что юрист, чтобы действовать в соответствии с принципом служения праву, должен вырабатывать у себя «бойцовские» качества и добиваться реализации предписаний закона для защиты нарушенного права.
Вместе с тем недостатки действующего законодательства, пробелы и коллизии вырабатывают у студентов «здоровый скептицизм» по отношению к закону, побуждают принимать участие в законотворческом процессе с целью совершенствования законодательства. Более того, студенты начинают задумываться над соотношением понятий «закон» и «право» и нередко приходят к выводу о том, что, к сожалению, представление о законе как всего лишь о форме выражения права сохранилось лишь в теории права. Не случайно и в речевом обороте, и в статьях на правовые темы у нас закрепилось словосочетание норма закона. Это показатель обыденного правосознания, представление о том, что любое правило, закрепленное в нормативном акте, становится правом в собственном смысле этого слова. Наверное, поэтому в русском языке использование в качестве характеристики человека слова «законник» не всегда имеет только положительную окраску.
Каждому юристу известно правило: юрист не имеет права способствовать совершению правонарушения.
Однако только практика ставит юриста перед необходимостью не только осознать этот запрет, но и применить или не применить его в конкретном случае. Например, столкнувшись с молодым человеком, обратившимся за консультацией по вопросу, как можно «откосить» от службы в армии, юрист, вероятно, откажется давать подобную консультацию. И его поведение, скорее всего, будет признано законным и этичным. Но сможет ли юрист так же уверенно и однозначно сказать подобному клиенту «нет», если накануне к нему обратилась за юридической помощью женщина, сына которой призвали в армию, несмотря на медицинские противопоказания, и которого через два месяца после призыва отправили в район боевых действий, где он и погиб. И теперь мать ходит по многочисленным чиновничьим кабинетам, но нигде не получает ни помощи, ни даже сочувствия. Наверное, история этой матери заставит юриста по-иному взглянуть на просьбу призывника, и, возможно, она уже не покажется ему столь циничной и противозаконной. Положения закона, их противоречия поставят юриста перед необходимостью нравственного выбора, чему отдать предпочтение в описанной ситуации: конституционному праву молодого человека на альтернативную службу или иным законам, попирающим это право?
Но скептическое отношение к закону не должно превращаться в полное пренебрежение к нему. А такие случаи, особенно в последнее время, имеют место. Примером может послужить уголовное дело по обвинению группы лиц, среди которых находится и молодой адвокат, в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 и ч. 3 ст. 159 УК РФ. При этом адвокату вменяется совершение следующих действий: он, участвуя в рассмотрении дела в арбитражном суде, предъявил суду письменный текст разъяснения нормативного акта, которое, по объяснению адвоката, было дано членом Комитета по законодательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На таком толковании нормативного акта адвокат строил свою позицию о взыскании в пользу своего поручителя денежных средств. Когда арбитражный суд запросил у комитета подлинник этого документа, оказалось, что такого разъяснения не существует. Представленный адвокатом текст оказался вымышленным, а бланк, на котором размещен текст, поддельным, как поддельна и подпись, учиненная на этом бланке. Обучение в юридических клиниках позволяет обсуждать подобного рода ситуации на занятиях, чтобы студенты имели возможность сделать свой нравственный выбор.
Второй принцип принцип служения людям определяетвзаимоотношения между юридическим сообществом и государствоми обществом в целом.
Студенты-юристы начинают понимать значимость этого принципа, когда в юридические клиники обращаются граждане, в помощи которым отказывают практически все. А таких клиентов в юридических клиниках немало. Нам известны случаи, когда студенты юридических клиник в течение нескольких месяцев упорно пытались хоть чем-то помочь этим в полном смысле социально незащищенным людям. Они обходили десятки чиновнических кабинетов, писали десятки запросов в различные инстанции, обжаловали в судах бездействие должностных лиц и органов, прямым назначением которых является оказание помощи людям, и помогали, хотя и в незначительной части, решать проблемы обратившихся к ним людей. Такая ситуация сложилась, например, у студентки одной из юридических клиник, когда к ней обратился участник Великой Отечественной войны 76-летний Беленко. До обращения в юридическую клинику Беленко обращался в прокуратуру, в районный отдел внутренних дел. некоторые другие органы власти, но все его обращения были безрезультатными.
Суть его проблемы состояла в том, что гражданин Щербаков, занимающий квартиру, расположенную над квартирой Беленко, систематически заливал его квартиру водой. Кроме того, по заявлению Беленко, его сосед нарочно стучал ночью по полу, лишая его возможности спать. Районная прокуратура «отписалась» от обращения Беленко, сообщив, что по его заявлению была проведена проверка, но факты затопления квартиры Беленко не нашли своего подтверждения. Между тем имелись подлинники десяти актов о затоплении квартиры Беленко, составленные комиссиями ПЖРУ и КЭЧ.
Вместе со своим клиентом студентка должна была решить, каким же образом, обращаясь в какие органы можно защитить его нарушенное право. В отчете об этом деле она написала, что с точки зрения морали обращаться в суд с требованием о выселении соседа Беленко для нее не представлялось возможным в первую очередь потому, что этот человек также находился в преклонном возрасте, был инвалидом (у него ампутированы рука и нога) и совершенно одинок. Сам Беленко не настаивал на обращении в суд, и студентка, получив доверенность от Беленко на представление его интересов, в течение нескольких месяцев письменно и лично обращалась в самые различные государственные органы.
призванные в соответствиис законом оказыватьсодействие и помощь таким гражданам, как Беленко и его сосед.
Перед отделом социальной защиты населения она поставила вопрос о возможности назначения гражданину Щербакову опекуна, так как он является инвалидом и нуждается в получении помощи, либо помещения его в дом инвалидов. Она также неоднократно обращалась к участковому инспектору с просьбой провес ги профилактическую беседу со Щербаковым, разъяснить ему недопустимость тех действий, которые он совершает в отношении Беленко, и предупредить об ответственности за эти действия. Кроме этого студентка обратилась в Совет ветеранов Великой Отечественной войны с просьбой оказать помощь Беленко в создавшейся ситуации. Именно это обращение оказалось наиболее действенным, так как Совет ветеранов, получив от студентки весь собранный по делу материал, уже от своего имени направил обращение в администрацию района. В результате отдел социальной защиты под воздействием администрации выделил социальных помощников как Беленко, так и его соседу Щербакову. Беленко был очень доволен результатами работы студентки.
Очевидно, что на примере этого дела студентка поняла этическую суть такой основы юридической профессии, как служение людям.
Мы говорим, что на сегодняшний день едва ли не единственным способом обучения профессиональной этике юриста является практическая деятельность студента-клинициста. При этом
возникаетвопрос: вкаком профессиональном качествеон может выступать? Студент не может сталкиваться с этическими проблемами, типичными для судьи, прокурора, следователя. Но при обучении в клинике он может выступать в качестве представителя гражданина клиентаклиники. Наверное, именно в связи с этими обстоятельствами в этические кодексы клиник включаются и обсуждаются на занятиях этические правила деятельности адвоката (практикующего юриста).
В первую очередь это группа этических проблем, связанных с взаимоотношениями между юристом и его клиентом. Эти взаимоотношения должны строиться на принципе доверительности. Практикующий юрист-лицо, к которому гражданин обращается за помощью в защите своих интересов. Следовательно, гражданин должен быть уверен в том, что юрист, принявший его дело, будет на «его стороне». От юриста он ожидает реальной помощи, существенных изменений в той ситуации, которая привела его к юристу.
Поэтому молодые юристы прежде всего задумываются над вопросом о том, сумеют ли они оправдать такие ожидания. В связи с этим возникает необходимость обсудить этическое правило, согласно которому, принимая поручение, юрист должен быть уверен в своей компетентности*.
Обсуждая это правило, следует задуматься над рядом обстоятельств. Если после первого общения с клиентом юрист обнаруживает, что его знаний недостаточно, что он специализируется в другой области права, обязан ли он и имеет ли в такой ситуации право консультировать клиента? Должен ли он отказаться от ведения дела такого клиента? Сможет ли он обеспечить клиента качественной юридической помощью?
Попытаемся с точки зрения этого этического правила оценить поведение юриста в следующей ситуации. Молодой юрист встретил своего коллегу в книжном магазине и на его вопрос о том, что он ищет на книжных полках, ответил: «Понимаешь, тут у меня клиент выгодный появился. У него проблемы с таможней. Вот я ищу комментарий к Таможенному кодексу. Он тебе нигде не попадался?»
1 Компетентность юриста предполагает, во-первых, знание соответствующихнорм права, во-вторых, наличие необходимою опыта их применения, в-третьих, доскональный учет всех обстоятельств, которые касаются порученийклиента и возможных правовых последствий их выполнения, наконец, в-четвертых, тщательну ю подготовку к надлежащему выполнениюпоручения клиента.
Наверное, решая вопрос о приеме дела в таких условиях, юрист должен отдавать себе отчет в том, сумеет ли он восполнить пробел в знаниях, необходимых для оказания помощи своему клиенту, сможет липриобрести необходимую компетентность.
Проблема компетенции юриста приобретает особое значение в условиях деятельности юридических клиник при оказании юридической помощи гражданамстудентами-юристами, которые еще не в полной мере являются профессионалами. Именно поэтому в юридических клиниках существует проблема отбора дел, которые «по силам студентам». Кроме того, должно устанавливаться жесткое правило: студент не предпринимает никаких действий по делу клиента клиники без обсуждения и одобрения их преподавателем или куратором клиники. В некоторых клиниках это правило прямо занесено в этический кодекс.
Очень важной является также проблема, связанная с возможностью для юриста разгласить конфиденциальную информацию в интересах клиента. Например, как должен поступить юрист в ситуации, когда он представляет интересы истца по иску о восстановлении на работе. Основанием для увольнения работодатель
посчитал вынужденный прогул. В беседе с юристом клиент сообщил, что причиной опоздания на работу на пять часов была авария на железной дороге. Юрист понимает, что представления в суд одного только документа об этом происшествии будет вполне достаточно для получения решения о восстановлении на работе. Но он знает также, что клиент не желает разглашения сведений о том, что он находился в электропоезде в указанное время, по причине, которую он не хочет обсуждать ни с кем. Имеет ли юрист право предъявить в суд документ, который свидетельствует об уважительной причине опоздания его клиента на работу?
Мы должны также обсудить вопрос о том, существуют ли временные рамки для действия правила конфиденциальности. Не ограничивается ли это правило лишь временем, в течение которого действует договор о предоставлении юридических услуг?
Во-вторых, правила работы в клинике должны быть приравнены к правилам работы юридической фирмы, согласно которым отношения при оказании юридической помощи возникают между клиентом и юридической фирмой в целом, а не с одним из ее сотрудников. Поэтому конфиденциальность обеспечивается в пределах этой фирмы; такие же правила действуют при конфликте
С принципом доверительности отношений клиента и юриста связаны и проблемы передачи дела от одного юриста другому. Студенты юридических клиник должны усвоить, что причины такой передачи должны быть только уважительными: болезнь, длительная командировка, завершение обучения в вузе. Для практикующих юристов могут быть и иные уважительные причины, например длительный процесс, исключающий возможность перерыва для ведения другого дела. Напротив, такой причиной не может быть предвидение возможной неудачи в получении нужного по делу результата и, следовательно, возможной потери своего имиджа исключительно «успешного» юриста.
Но вот может ли быть назван неэтичным отказ юриста от ведения дела после того как он узнал, что клиент болен открытой формой туберкулеза? Обсуждение такой ситуации помогает студентам еще раз понять, что правила этики требуют от юриста обязательного обоснования выбора своего поведения в тех случаях, когда для принятия решения нет иного, кроме этического основания.
Обсуждение принципа доверительности связано также с анализом правила; согласно которому юрист не имеет права принять дело, если у него отсутствует правовая позиция для защиты интересов клиента.
Разумеется, обсуждается только принятие поручения на ведение гражданских дел. У защитника по уголовному делу позиция есть всегда. В соответствии с законом защитник не вправе отказаться от участия в деле по своей воле даже в самой безнадежной ситуации. Он не имеет ни юридического, ни морального права оставить обвиняемого без помощи. Напротив, он обязан использовать все предусмотренные законом средства для защиты обвиняемого.
1 Образцы таких документов см.: Юридическаяклиника: опыт практического обучения юристов.СПб.. 1999. С. 75-76.
1 Это правило закреплено в ст. 5 Этического кодексаюридической клиники Тверскогогосударственною у ниверситета.
Но если речь идет о представительстве в гражданском процессе, следует обсудить вопрос о том, имеет ли юрист право взяться за дело, если он не видит его перспективы, не верит в успех и поэтому считает, что ничем не может помочь своему клиенту. Сделав вывод об отсутствии фактических и правовых оснований для выполнения поручения клиента, юрист обязан сообщить ему об этом и либо согласовать с ним возможное изменение содержания поручения, которое будет иметь правовую позицию, либо отказаться от принятия поручения. В противном случае он намеренно введет клиента в заблуждение относительно возможности положительного разрешения дела, т.е. по существу обманет человека, который ему доверяет.
Следующим принципом, определяющим отношения юриста и клиента, является принцип добросовестности.
В соответствии с этим принципом возникает необходимость обсудить правило полноты предоставляемых клиенту услуг.
Здесь особое внимание должно быть уделено обоснованию обязанности юриста постоянно информировать своего клиента о положении дела, сообщать ему обо всех изменениях, которые могут иметь значение для данного дела. Правило полноты предоставления услуг связано также с обязанностью юриста разъяснять клиенту право на обжалование не удовлетворяющего его решения суда и предлагать свою помощь в составлении кассационной жалобы или жалобы в порядке надзора. Студентыдолжны быть ознакомлены с практикой привлечения к дисциплинарной ответственности адвокатов за нарушение именно этого этического правила, когда адвокаты не приносят кассационной жалобы на обвинительный приговор суда, если при рассмотрении дела в суде они заявляли о невиновности своего подзащитного. Студенты должны понять, что от исполнения обязанности принести кассационную жалобу на приговор суда, который не принял позицию защиты об оправдании подсудимого, защитник может быть освобожден только в том случае, если против подачи такой жалобы возражает сам подзащитный. Они должны быть ознакомлены и с такой практикой опытных адвокатов, которые в случае возражения своего подзащитного от принесения кассационной жалобы предпочитают все-таки жалобу принести, но одновременно разъясняют своему подзащитному право эту жалобу отозвать. Преимущество такого поведения юриста состоит в том. что выбор возможных последствий принятого решения в этом случае полностью принадлежит его подзащитному.
В соответствиис правилом полноты предоставляемых услуг
юрист обязан не только оказывать своему клиенту юридическую помощь в узких пределах конкретной просьбы, но и разъяснять все последствия, которые могут наступить в результате выполнения этой просьбы. Например, известен случай, когда к юристу обратился осужденный к лишению свободы, уже отбывавший наказание в колонии-поселении. Он просил оказать ему помощь в составлении жалобы в порядке надзора в связи с суровостью назначенного наказания. Юрист такую жалобу составил, и она послужила основанием для принесения надзорного протеста и последующей отмены приговора. В результате человек, получивший такую юридическую помощь, из колонии-поселения был переведен в следственный изолятор, где в долгом ожидании повторного рассмотрения дела в суде получил тяжелое заболевание.
Принцип добросовестности в отношениях между юристом и клиентом довольно часто закрепляется в этических кодексах юридических клиник путем введения, например, таких правил: «При оказании правовой помощи участник юридической клиники должен проявлять внимание к интересам клиента. Студент обязан информировать клиента о каждом действии, предпринятом для решения проблемы клиента, и о его результате, а также отвечать на все вопросы клиента». Или: «Участник юридиче
Дата добавления: 2016-01-03 ; просмотров: 2293 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ