Позиция я считаю что обоснование потому что

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАндрей Галенковский

Похожие презентации

Презентация на тему: » П – позиция – «Я считаю, что …» О – объяснение (или обоснование) – «Потому что…» П – пример – «Я могу доказать это на примере…» С – следствие (или суждение)» — Транскрипт:

4 П – позиция – «Я считаю, что …» О – объяснение (или обоснование) – «Потому что…» П – пример – «Я могу доказать это на примере…» С – следствие (или суждение) – «Исходя из этого я делаю вывод о том, что …» Техника обратной связи «5 строчек» (Синквэйн) существительное прилагательное глагол глагол глагол ключевая фраза существительное «Не торопись» «Остановись» «Задумайся» «Разберись»

Похожие презентации

Система обучения деятельность Разнообразие форм самостоятельной работы Привлечение краеведческого материала Инновационные технологии Рефлексивная контрольно-оценочная.

Жизнь человека в горах и на равнинах.. Карта плотности населения мира.

1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой?

Время Мастерская творческого письма. Прилагательное Фраза Существительное ВРЕМЯ Прилагательное Глагол.

1.Уважай мнение других. 2.Избегай ненужных споров. 3.Убеждай, не приказывай. 4.Будь хорошим слушателем. 5.Не злоупотребляй критикой в отношении других.

Технология редуктивного обучения. Что такое редукция? Это методологический приём, заключающийся в упрощении, сведении сложного к более простому, обозримому,

Учитель МОУ «СОШ 1 г.Ершова Саратовской области» Денискина Л.Н.

Культура мира. Человек среди людей Классный час в 4 классе. МБОУ школа – сад с. Мостовое.

Части речи Общее название группы слов Имя существительное Имя прилагательное Глагол На какие вопросы отвечает Кто? Что?Какой? Какая? Какое? Какие? Что.

Развитие критического мышления на уроках химии Технология аргументированного суждения Дудник Светлана Евгеньевна учитель химии МБОУ СОШ 158.

Схемы- ориентировки, как прием работы с текстом. МБОУ «Дороховская СОШ» Вербшина Галина Николаевна.

1.Название темы одним словом (существительное или местоимение). 2.Определение темы в двух прилагательных или причастиях. 3.Три глагола, показывающих действие.

123456 глагол 1 2 3 4 5 6 7.

Прости, Земля Синквейн 1 строка – название синквейна 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза на тему синквейна 5 строка.

А.П.Платонов «Песчаная учительница». Верные – неверные утверждения 1. Мария выросла в прикаспийской пустыне 2. Отец Марии был известным рабочим 3. Марию.

Все ли слова, обозначающие действие, являются глаголами? Работа ученицы 3-а класса Павлюченко Екатерины.

Части речи. Имя существительное.. Расскажи о частях речи. Части речи. Часть речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное Обозначает ….. Отвечает.

начать Слова, называющие признаки предметов (прилагательные) продолжим.

Источник

Формула Позиция-Обоснование-Пример- Следствие(ПОПС)

Разработка даст возможность учителю, научитьучащегося правильно строить высказывание.

Просмотр содержимого документа
«Формула Позиция-Обоснование-Пример- Следствие(ПОПС)»

Актуальность использования данного приема на уроках

Технология построения высказывания по формуле ПОПС

1. При ответе на вопрос на уроке учащиеся чаще всего начинают свой ответ со слов «» или вообще отвечают одним словом, но этого не достаточно для выпускника школы, требования ФГОС нового поколения заключаются в том, что ученик должен уметь строить умозаключения, обосновывать его и делать выводы. И поэтому актуальность данной темы возрастает в связи с не умением строить высказывание, обосновывать его и делать выводы.

2. Формула ПОПС – это интерактивный методический прием, позволяющий правильно строить высказывание, чаще всего этот прием используют при рефлексии знаний учащегося.

Этот способ дает учащемуся возможность выражать свои соображения по той или иной теме и делать это очень быстро, что в наше время наиболее актуально.

3. Технология построения высказывания по формуле ПОПС

Сами буквы подсказывают как строить высказывание:

О – обоснование (объяснение). Слова-маркеры : Потому что…

4. Ну а теперь попробуем применить данную технологию в действии:

Урок физики: «Электромагнитная индукция» 9 класс.

Майкл Фарадей. Запись из ежедневника: «Превратить магнетизм в электричество».

С – исходя из этого можно сделать вывод, что благодаря открытию связи магнитных явлений с электрическими, жизнь человека вышла на новый уровень.

Вопрос 1: А полезно ли трение?

П – Я считаю, что трение полезно,

О – потому что без него мы не смогли двигаться,

П – например движение пешехода или автомобиля,

С – и поэтому если бы трение отсутствовало, то всем было бы плохо.

Вопрос 2 : Простые механизмы упрощают жизнь?

П – Я считаю, что простые механизмы помогают человеку,

О – потому что они могут без труда придвинуть большие грузы,

П – я могу это доказать на примере действия рычага, которым пользовались римляне при строительстве пирамид,

С – поэтому простые механизмы упрощают физический труд человека.

Вопрос 3: Одинаковое ли атмосферное давление на различных высотах?

П – Я считаю, что атмосферное давление на различных высотах разное,

О – потому что на Землю давят слои воздуха, и чем меньше слоев воздуха, тем меньше давление,

П – можно это доказать на примере давление над уровням моря составляет 760 мм.рт.ст., а на Эвересте – 251 мм.рт.ст.

Вопрос 4: А правда ли, что сила тяжести на всех планетах разная?

П – Я считаю, что сила тяжести на всех планетах разная,

С – следовательно, и сила тяжести тоже разная.

Вопрос 5: Если сила тяжести больше силы Архимеда, то как ведет себя тело?

П – Я считаю, что если сила тяжести больше сила Архимеда, то тело тонет,

О – потому что сила тяжести направлена вниз и тянет на дно,

С – следовательно, если Fт больше Fа, то тело тонет.

Вопрос 1: А полезно ли трение?

Вопрос 2 : Простые механизмы упрощают жизнь?

Вопрос 3: Одинаковое ли атмосферное давление на различных высотах?

Вопрос 4: А правда ли, что сила тяжести на всех планетах разная?

Вопрос 5: Если сила тяжести больше силы Архимеда, то как ведет себя тело?

Источник

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в

В таком выступлении, состоящем из двух-четырех предложе­ний, вы ясно заявляете и повторяете (в выводе) свою позицию, приводите только один аргумент, но он четко сформулирован и проиллюстрирован. При этом вы не рискуете впасть в пустосло­вие или препирательство с оппонентом. Выступление с использо­ванием ПОПС-формулы занимает одну-две минуты. Ее удобно использовать в ситуации, когда время, отпущенное на дискуссию, ограничено. На практике не всегда достаточно сформулировать собственную позицию. Ведь юрист часто находится в ситуации противостояния и просто обязан принимать во внимание пози­цию противоположной стороны. Кроме того, юрист, как правило, представляет, защищает, выражает интересы других людей, по­зиция которых может отличаться от его собственной. Поэтому очень полезно взглянуть на проблему с разных сторон, глазами разных людей: «Если бы я был адвокатом ответчика, то. «, «Если бы я был на месте судьи, то. » и т.п.

Ролевые игры

Ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в ма­лых группах являются основным приемом на интерактивных за­нятиях. В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» дру­гого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также исполь­зуются близкие названия (имитации, деловые игры, моделиро­вание).

Методики ролевых игр способствуют развитию навыков кри­тического мышления, коммуникативных навыков, навыков реше­ния проблем, отработки различных вариантов поведения в про­блемных ситуациях, воспитанию понимания, сочувствия к другим людям. В программах клинического юридического образования ролевые игры стали основной методикой при проведении ауди­торных занятий. При помощи ролевых игр проводи гея тренинг отдельного навыка и комплекса навыков, тренинг наблюдения и комментирования, демонстрируются навыки и типичные ошиб­ки. Важное место занимает диагностика и оценка эффективности обучения.

Позиция я считаю что обоснование потому чтовыступление в прениях, для четвертого-составление кассацион­ной жалобы и т.д.).

Демонстрация типичных ошибок заключается в том, что пре­подаватель (или подготовленный студент, или приглашенный юрист) специально в ходе ролевой игры допускает типичные ошибки. Лучше показывать одну-две ошибки в простых коротких демонстрациях. Участники игры должны внимательно наблюдать, распознавать и комментировать «непрофессиональные» действия демонстратора, предлагая пути исправления ошибок. Принципи­ально важно не увлекаться, не утрировать ошибки и, самое глав­ное, не ограничиваться только »плохими» примерами. За демон­страцией ошибки должна последовать ролевая игра, в которой демонстрируется позитивное поведение. Участникам игры мож­но предложить самим показать, как следовало поступить в разыг­рываемой ситуации.

Диагностика как цель ролевой игры достигается следующим образом. В начале обучения или повышения квалификации сту­дентам предлагается принять участие в простых ролевых играх (первичный прием клиента, допрос в суде и т.п.), что позволяет оценить их уровень владения базовыми прикладными знаниями, развития навыков. Отталкиваясь от этих наблюдений, можно спла­нировать дальнейшие занятия либо обратить внимание на пробе-

лы в знании норм материального и процессуального права, кото­рыемогут быть восполнены самостоятельно.

При подготовке к ролевой игре в первую очередь необходимо определить ожидаемые учебные результаты. Например: «После проведения этой ролевой игры участники смогут провести интер­вьюирование поэтапно и с соблюдением этических принципов взаимоотношений с клиентом» или: «После проведения этой ро­левой игры участники смогут выработать позицию по уголовно­му делу». Затем потребуется разработать или адаптировать учеб­ные материалы, так как универсальных учебных материалов для обучения навыкам, видимо, не существует.

В зависимости от ожидаемых учебных результатов, от подго­товленности участников, их специализации, приоритетов и вку­сов, от имеющегося времени сценарий будет меняться. Важно избежать ошибок при выборе дела, а если дело реальное, его, воз­можно, потребуется упростить (при этом надо также не забыть изменить имена реальных персонажей). Для отработки простых навыков требуются простые фабулы, простые инструкции для исполнителей ролей, не перегруженные отвлекающими внимание

Позиция я считаю что обоснование потому чтодеталями. Некоторую опасностьпредставляют вымышленные фабулы в связи с тем, что, увлекшись сочинительством, можно упустить значимую для решения проблемы информацию, и тог­да, например, участник вместо запланированной вами подготов­ки выступления в прениях потратит все время на размышления о квалификации при нехватке фактических данных, подозревая под­вох со стороны автора фабулы.

К ролевой игре целесообразно подготовить следующие мате­риалы:

. фабулу дела, которая представляет собой краткое описание ситуации, сообщаемой всем участникам;

• информацию по делу и инструкции для активных участни­
ков игры, например для юриста и клиента, обвинителя и за­
щитника и т.п. Информация может быть представлена в виде
простого повествования или в форме документов. Часть ин­
формации может быть конфиденциальной, известной только
одному участнику. По поводу части информации могут быть
особые инструкции, например, для исполнителя роли кли­
ента: «‘Сообщите консультирующему юристу о наличии у вас
второй группы инвалидности только в ответ на прямой воп­
рос о состоянии здоровья»;

• инструкцию для наблюдателей; она может включать список
вопросов, на которые необходимо ответить в процессе игры,
чтобы подготовиться к комментированию, например: «Дей­
ствовал ли консультирующий юрист в духе сотрудничества с
клиентом? Что об этом свидетельствует?»;

Каждый раз, готовясь к ролевой игре, необходимо разрабаты­вать собственный сценарий, подробный пошаговый план с указа­нием времени на выполнение каждого элемента занятия.

Технология проведения ролевой игры

Это план, описывающий условное занятие по отработке навыков, например навыка интервью. Он носит, конечно, лишь рекоменда­тельный характер. Не все шаги должны быть обязательно реали­зованы, может быть изменена их последовательность. Но опыт проведения занятий в различных аудиториях доказывает необхо­димость выдержать как минимум следующую цепочку шагов: мо-

Позиция я считаю что обоснование потому чтовоначальной «мотивационной» демонстрации, но уже без явных ошибок.

10-й этап -ролевая обратнаясвязь. Участники игры, напри­мер «консультант» и «клиент», комментируют происшедшее, не выходя из своей роли, они могут раскрыть содержание конфи­денциальной информации, оценить действия друг друга.

12-й этап -комментирование специалиста.Приглашенный специалист или преподаватель комментирует действия консуль­танта и обращает внимание на плюсы и минусы ранее прозвучав­ших комментариев.

Для упрощения процесса подготовки ролевой игры можно

предложить примерное соотношение времени (в процентах)на проведение отдельных элементов ролевой игры:

1. Мотивация (фокусировка) )

2. Согласование ожидаемых учебных результатов ) 15%

3. Договоренность о терминах J

4. Представление плана игры \

5. Представление правил игры I \q%

7. Распределение ролей |

8. Подготовка к ролевой игре | ‘5%

9. Ролевая игра > 25%

10. Ролевая обратная связь \
] 1. Деловая обратная связь I

12. Комментирование специалиста j °

13. Связь с другими занятиями, курсами, дисциплинами /

Техника комментирования (обратной связи)

Если комментарий действительно достиг своей цели, то кри­тикуемый участник не просто осознает, он еще раз внутренне пе­реживает ситуацию и формирует новый образ поведения: «Теперь я бы действовал так. «

Не следует забывать, что комментатор, наблюдатель должен обратить внимание и на удачные действия, находки критикуемо­го. При этом также важно проанализировать эти успешные ходы, указать на позитивные последствия, на применимость их в ана­логичных ситуациях.

Обсуждая действия своих коллег, постарайтесь принимать во внимание следующие рекомендации:

Позиция я считаю что обоснование потому чтоДайте возможность критикуемому сначала оценить себя самому.

• Отнеситесь с уважением ко всему, что делает ваш коллега.

• Найдите успехи в действиях коллеги и сообщите ему о его достижениях.

• Одобряйте творческий подход, самостоятельные находки, неожидан­
ные ходы.

• Не забывайте, что единственно верного решения, подхода, поведения
нет. что возможны и другие варианты.

• Высказывайтесь кратко и точно.

• Критикуя, ограничьтесь двумя-гремятемами.

Позиция я считаю что обоснование потому чтоУмение эффективно комментировать действия других также нуждается в постоянной тренировке. Помочь в отработке этого навыка может следующая структура позитивного/критического замечания.

1. Тема. Определи ге темузамечания (о каких навыках, о каких
элементах действий юриста вы будете говорить, например: «Да­
вайте обсудим, какие вопросы следует задать в начале беседы»,
«\Я хочу сказать отом, как завершать консультирование», «Я хочу
обратить внимание на формулировку вопросов, задаваемых юри­
стом» и т.п.)

3. Диагностика. Объясните, в чем достоинство или недоста­
ток действий юриста, каковы возможные положительные или от­
рицательные последствия таких действий («После такого вопро­
са. «).

Такой детальный комментарий оказывается по-настоящему полезным. Потренировавшись в подобном комментировании, вы сможете избежать ненужного напряжения и волнения при обсуж­дении действий коллег. Однако чтобы провести такой коммента­рий, необходимо быть предельно внимательным к действиям уча­стника интерактивного упражнения или реальной процедуры, записывать вопросы, ответы, фиксировать жесты и т.п. Иначе вы не сможете воспроизвести действия юриста.

Труднее всего и для комментатора, и для критикуемого сохра­нить сбалансированный, т.е. критический и одновременно благо­желательный, настрой. Но только так можно учиться деловым, конструктивным, профессиональным отношениям. А это. возмож­но, и есть главная цель занятий с использованием интерактивных методик: их участниками моделируется система профессиональ­ных отношений. Они могут почувствовать себя коллегами, совме­стно решающими проблемы, осознатьвзаимную ответственность и ценность сотрудничества.

Играя в кубики на интерактивных занятиях, студенты ипрепо­даватели строят здание будущей профессиональной корпорации юристов, основанное на компетентности, ответственности и со­трудничестве.

Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому чтоГлава 4

ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА

ы отметили, что обязательными составляющими професси-ограммы юриста являются знания, навыки и качества, не­обходимые для становления юриста-профессионала. На примере деятельности юридических клиник мы показали, что обучение в них позволяет восполнить недостатки традиционного юридичес­кого образования именно в области обучения профессиональным навыкам, в становлении личности юриста-профессионала.

При этом постоянно делался упор назначение в современных условиях личностных качеств юриста. В предыдущих разделах книги уже цитировались требования государственного образова­тельного стандарта к качествам выпускника юридического вуза, получающего специальность «юрист», а также рекомендации Международной комиссии юристов, в которых устанавливается очень высокая нравственная «планка 7 » личностным качествам юри­ста, приобретающим для этой сферы деятельности значение про­фессиональных.

Именно поэтому мы считаем необходимым остановиться на обсуждении вопроса: каким должен быть юрист или какие нрав­ственные начала лежат в основе его профессиональной деятель­ности?

Это значит, что разговор должен идти об этике профессиональ­ной юридической деятельности (профессиональной этике юриста).

Позиция я считаю что обоснование потому что1 См.. напр.: Ария С. Об адвокатской тайне II Российская юстиция. 1947. №2: Карщевский М.Ю. Адвокатская этика. Самара. 1999: Ватман ЦП. Адво­катская тгика. М.. 1977; Гофштейн М.А. О кодексе профессиональной этики адвоката / Проблемы российской адвокатуры. VI.. 1997; Дисциплинарная прак­тика московских городской и областной коллегий адвокатов / Под ред. И.И. Склярского. М. 1$?1: КйселевЯ.С. Этика адвоката. ЛГУ.1974; Кони А. Ф Нрав­ственное начало в уголовном процессе / Собр. соч. Г. 4. М.. 1968: Му.члерат

Но тема этаеще далеко не исчерпана. В контексте данной книгиона выводи гея в новую плоскость: где,когда и как обучать юрис­тов нормам профессиональной этики, и не просто обучать, а пре­вратить эти нормы в убеждения, сделать их элементами мировоз­зрения, профессиональными и человеческими качествами юриста.

И в этом случае мы не можем обойтись без попытки дать де­финицию (определение понятия) профессиональной этики юриста.

На основе анализа определений этики 1 и профессиональной этики 2 можно сделать вывод о том, что профессиональная этика юриста представляет собой правила (совокупность правил) пове­дения юристов, а также способы обоснования этих правил, соци­ально-философское истолкование назначения юридической про­фессии.

Правила поведения призваны установить определенный тин нравственных взаимоотношений для оптимального выполнения юристами своих профессиональных функций.

Предметом регулирования этих правил являются следующие группы отношений:

Эти правила могут содержаться в законах и иных нормативно-правовых актах. Например, ч. 6 ст. 47 и ст. 67′ УПК РСФСР и ч. 2 ст. 16 Положения об адвокатуре РСФСР 1970 г. запрещает адвока­ту вступать в уголовное дело в качестве защитника или предста­вителя, если он ранее занимал в этом деле иное процессуальное положение. Кроме того, источником этих норм являются профес-

Позиция я считаю что обоснование потому чтоРаймич. Независимость— основной принцип юридической этикиЧ Адвокат. 1996. №1 I; Смирнов В. Суд. государственный обвинитель и адвокат: тгика вза­имоотношений // Российская юстиция.1995. №6. Болееподробно со списком литературыпо теме«профессиональная пика» можно ознакомится на сайте www.law clinic, ru.

1 См.: Краткий словарь иностранных слов. VI.. 1988. С. 625.

J См.: Словарь по л икс/Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. VI.. 1989. С. 278.

Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому чтосиональные кодексы поведения (например. Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г.).

Эти правила формируются и на основе прецедентов практики привлечения юристов к дисциплинарной ответственности за на­рушение этических норм.

Определив, что же такое профессиональная юридическая эти­ка, необходимо ответить на вопрос: как научить юриста нормам этики и обучить его руководствоваться ими в своей профессио­нальной деятельности?

Казалось бы, чего проще?! Следует только предусмотреть в Государственном образовательном стандарте еще одну общепро­фессиональную дисциплину с названием «Юридическая этика'» либо «Профессиональная этика юриста», указать количество от­водимых на нее часов, включить эту дисциплину в примерный учебный план, а затем в рабочие учебные планы юридических вузов. И уже через пять лет можно ожидать появления нового по­коления юристов, ориентированных на социальную справедли­вость, правозащитные ценности, знающих и воплощающих в своей практической деятельности нормы профессиональной этикиюриста.

Кроме того,правила или нормы профессиональной этики фор­мируются при условии наличия соответствующей профессиональ­ной среды, организованной в юридическое сообщество. В боль­шинстве развитых государств такие сообщества существуют и имеют давние и прочные традиции. Примером могут служить Американская ассоциация юристов в США, профессиональные адвокатские союзы (инны) в Англии. Одной из основных задач этих профессиональных ассоциаций является разработка и конт­роль за соблюдением этических норм профессионального пове­дения членами названных ассоциаций.

В современной России юридическое сообщество еще только начинает оформляться. Оно еще слишком слабо, чтобы устано­вить общепрофессиональные этические нормы для всех юристов России. Возможно, по этой причине с таким трудом проходит об­суждение и принятие кодексов чести для различных корпораций юристов. В настоящее время такой кодекс есть только у российс­кого судейского сообщества. Многочисленные же адвокатские организации до сих пор не смогли выработать даже приемлемого для всех них проекта Закона об адвокатуре, не говоря уже об Эти­ческом кодексе адвокатов.

Как же в таких условиях обучать профессиональной этике сту­дентов-юристов? Что может составить предмет такого обучения?

Чтение академических курсов по юридической этике может дать студентам только общее представление о некоторых прави­лах профессионального поведения. Поскольку в современной Рос­сии эти нормы не формализованы ни в одном общеобязательном источнике, то их содержание и система весьма изменчивы и не­достаточно определенны. В этой связи нормы этики в отличие от правовых норм заучивать бессмысленно.

Занимаясь проблемой практического обучения юристов, мы позволим себе предложить к обсуждению некоторые идеи отно­сительно обучения студентов некоторым основам профессиональ­ной этики.

Усвоение профессиональныхэтических норм приобретаетосо­бое значение в условиях существенного изменение системы

Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому чтосоциальных ценностей,смены мировоззрения, политическойи правовой идеологии. В современных российских условиях про­фессиональная этикаприобретает для юриста значение сущност­ного профессионального качества. Причем в первую очередь это касается не столько знания этических правил, которые формаль­но приняты юридическим сообществом в целом или отдельными его корпорациями, сколько внутренних установок самого юрис­та, тех принципов, порывов, импульсов, которые предопределя­ют для него самодозволение совершить одни действия или само­запрет на совершение других.

Нормы этики реализуются в сфере юридической практики.Только действия юриста демонстрируют его этические установ­ки. Наиболее наглядно эти установки проявляются в конфликт­ных или проблемных ситуациях, когда у юриста нет иной, кроме этической, основы для принятия решения.

Следовательно, в современных условиях России самым резуль­тативным способом обучения юристов профессиональной этике может быть только обучение через деятельность, впроцессе и посредством деятельности. Именно такое обучение составляет основу обучения в юридических клиниках. Но этому же можно, очевидно, научиться и в других условиях, не работая в юридичес­кой клинике, можно также попробовать освоить нормы профес­сиональной этикисамостоятельно.

Отсутствие кодифицированного свода этических норм, в рав­ной мере относящихся ко всем сферам юридической практики, заставляет студентов юридических клиник задуматься как об об­щих этических принципах юридической профессии, так и ота­ких этических правилах, которые должны соблюдаться в деятель­ности юридических клиник при оказании юридической помощи клиентам. Поэтому многие юридические клиники разработали и приняли этический кодекс 1 в качестве одного из документов, рег­ламентирующих их деятельность.

Следует подчеркнуть, что разработка студентами такого доку­мента уже есть очень важная часть процесса обучения професси­ональной юридической этике, ибо для создания текстов этичес­ких кодексов студентам приходится изучатьзначительный объем специальной литературы, знакомиться со сводами этических пра­вил, принятых юридическими сообществами зарубежных стран.

Позиция я считаю что обоснование потому что1 В конце данной главы В качествеприложения приведены этические кодек­сыюридических клиник Ягеллонского университета (Польша) иТверского ro­es дарствен нога у нивереитета (Россия).

проектами таких сводов, разрабатываемых российскими юриди­ческими корпорациями. Изучаявсе эти материалы’, Студентыюри­дических клиник приходят к мысли о необходимоститех или иных этических запретов, ограничений. Принятие же Этического ко­декса, выработанного совместнымиусилиями, обязывает студен­тов уважать и соблюдать установленныеим правила, действовать в соответствие с ними, т.е. у студентов начинают формироваться профессиональныекачества.

Такая ситуация сложилась, например, когда в одну из юриди­ческих клиник обратилась гражданка Абова 1 с просьбой соста­вить исковое заявление в суд с требованием взыскать с отдела со­циальной защиты недоначисленную ей пенсию. В беседе с этой клиенткой студенты выяснили, что размер ее пенсии исчисляют по более низкому коэффициенту, чем это предусмотрено действу­ющим законодательством. Для того чтобы составить исковое за­явление, студентам пришлось изучить немало нормативныхак­тов и проанализировать судебную практику, так как до обращенияк ним Абовой они не сталкивались с практикой исчисления раз­мера пенсий.

При работе над данным исковым заявлением студенты обна­ружили, что российское пенсионное законодательство весьма про­тиворечиво, запутанно, иэто приводит к ущемлению прав граж­дан. Например, они узнали, что действующий федеральный закон, устанавливающий индивидуальный коэффициент пенсионера в

Позиция я считаю что обоснование потому что‘ Hi этическийсоображений здесь идалее фамилииклиентов юридическихклиник изменены,не называются июридические клиники, а также фамилии студентов.11о описываемые сит)ааии реальные, более того, типичныедля юри­дических клиник.

Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому чторазмере 0,7, в практике исчисления пенсии не применяется. Орга­ны, исчисляющие пенсию, руководствуясь вовсе не федеральным законом, а рекомендациями Министерства труда РФ, при исчис­лении пенсии используют коэффициент 0,54. И хотя любому юри­сту известно, что федеральный закон имеет приоритет перед по­добного рода нормативными актами, студенты столкнулись с чиновниками, для которых рекомендация министерства оказалась важнее.

В отчете по этому делу студенты записали: «Очень тяжело, когда не можешь помочь человеку, особенно когда знаешь, что на твоей стороне закон, что ты прав, но ничего не можешь сделать с произволом чиновников». Студенты начинают понимать, что в реальной жизни означает этическое правило, требующее от юри­ста содействия устранению нарушений закона, защите гаранти­рованных Конституцией РФ прав и свобод человека и граждани­на. Они осознают, что юрист, чтобы действовать в соответствии с принципом служения праву, должен вырабатывать у себя «бой­цовские» качества и добиваться реализации предписаний закона для защиты нарушенного права.

Вместе с тем недостатки действующего законодательства, про­белы и коллизии вырабатывают у студентов «здоровый скепти­цизм» по отношению к закону, побуждают принимать участие в законотворческом процессе с целью совершенствования законо­дательства. Более того, студенты начинают задумываться над со­отношением понятий «закон» и «право» и нередко приходят к вы­воду о том, что, к сожалению, представление о законе как всего лишь о форме выражения права сохранилось лишь в теории пра­ва. Не случайно и в речевом обороте, и в статьях на правовые темы у нас закрепилось словосочетание норма закона. Это пока­затель обыденного правосознания, представление о том, что лю­бое правило, закрепленное в нормативном акте, становится пра­вом в собственном смысле этого слова. Наверное, поэтому в русском языке использование в качестве характеристики челове­ка слова «законник» не всегда имеет только положительную ок­раску.

Каждому юристу известно правило: юрист не имеет права способствовать совершению правонарушения.

Однако только практика ставит юриста перед необходимостью не только осознать этот запрет, но и применить или не применить его в конкретном случае. Например, столкнувшись с молодым человеком, обратившимся за консультацией по вопросу, как мож­но «откосить» от службы в армии, юрист, вероятно, откажется да­вать подобную консультацию. И его поведение, скорее всего, бу­дет признано законным и этичным. Но сможет ли юрист так же уверенно и однозначно сказать подобному клиенту «нет», если накануне к нему обратилась за юридической помощью женщина, сына которой призвали в армию, несмотря на медицинские про­тивопоказания, и которого через два месяца после призыва от­правили в район боевых действий, где он и погиб. И теперь мать ходит по многочисленным чиновничьим кабинетам, но нигде не получает ни помощи, ни даже сочувствия. Наверное, история этой матери заставит юриста по-иному взглянуть на просьбу призыв­ника, и, возможно, она уже не покажется ему столь циничной и противозаконной. Положения закона, их противоречия поставят юриста перед необходимостью нравственного выбора, чему от­дать предпочтение в описанной ситуации: конституционному пра­ву молодого человека на альтернативную службу или иным зако­нам, попирающим это право?

Но скептическое отношение к закону не должно превращаться в полное пренебрежение к нему. А такие случаи, особенно в пос­леднее время, имеют место. Примером может послужить уголов­ное дело по обвинению группы лиц, среди которых находится и молодой адвокат, в совершении преступления, предусмотренно­го ст. 30 и ч. 3 ст. 159 УК РФ. При этом адвокату вменяется совер­шение следующих действий: он, участвуя в рассмотрении дела в арбитражном суде, предъявил суду письменный текст разъясне­ния нормативного акта, которое, по объяснению адвоката, было дано членом Комитета по законодательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На таком толковании нормативного акта адвокат строил свою позицию о взыскании в пользу своего поручителя денежных средств. Когда арбитражный суд запросил у комитета подлинник этого документа, оказалось, что такого разъяснения не существует. Представленный адвокатом текст ока­зался вымышленным, а бланк, на котором размещен текст, под­дельным, как поддельна и подпись, учиненная на этом бланке. Обучение в юридических клиниках позволяет обсуждать подоб­ного рода ситуации на занятиях, чтобы студенты имели возмож­ность сделать свой нравственный выбор.

Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому чтоВторой принцип принцип служения людям определяетвза­имоотношения между юридическим сообществом и государствоми обществом в целом.

Студенты-юристы начинают понимать значимость этого прин­ципа, когда в юридические клиники обращаются граждане, в по­мощи которым отказывают практически все. А таких клиентов в юридических клиниках немало. Нам известны случаи, когда сту­денты юридических клиник в течение нескольких месяцев упор­но пытались хоть чем-то помочь этим в полном смысле социаль­но незащищенным людям. Они обходили десятки чиновнических кабинетов, писали десятки запросов в различные инстанции, об­жаловали в судах бездействие должностных лиц и органов, пря­мым назначением которых является оказание помощи людям, и помогали, хотя и в незначительной части, решать проблемы обра­тившихся к ним людей. Такая ситуация сложилась, например, у студентки одной из юридических клиник, когда к ней обратился участник Великой Отечественной войны 76-летний Беленко. До обращения в юридическую клинику Беленко обращался в проку­ратуру, в районный отдел внутренних дел. некоторые другие орга­ны власти, но все его обращения были безрезультатными.

Суть его проблемы состояла в том, что гражданин Щербаков, занимающий квартиру, расположенную над квартирой Беленко, систематически заливал его квартиру водой. Кроме того, по заяв­лению Беленко, его сосед нарочно стучал ночью по полу, лишая его возможности спать. Районная прокуратура «отписалась» от об­ращения Беленко, сообщив, что по его заявлению была проведе­на проверка, но факты затопления квартиры Беленко не нашли своего подтверждения. Между тем имелись подлинники десяти актов о затоплении квартиры Беленко, составленные комиссиями ПЖРУ и КЭЧ.

Вместе со своим клиентом студентка должна была решить, каким же образом, обращаясь в какие органы можно защитить его нарушенное право. В отчете об этом деле она написала, что с точки зрения морали обращаться в суд с требованием о выселе­нии соседа Беленко для нее не представлялось возможным в пер­вую очередь потому, что этот человек также находился в преклон­ном возрасте, был инвалидом (у него ампутированы рука и нога) и совершенно одинок. Сам Беленко не настаивал на обращении в суд, и студентка, получив доверенность от Беленко на представ­ление его интересов, в течение нескольких месяцев письменно и лично обращалась в самые различные государственные органы.

призванные в соответствиис законом оказыватьсодействие и по­мощь таким гражданам, как Беленко и его сосед.

Перед отделом социальной защиты населения она поставила вопрос о возможности назначения гражданину Щербакову опе­куна, так как он является инвалидом и нуждается в получении помощи, либо помещения его в дом инвалидов. Она также не­однократно обращалась к участковому инспектору с просьбой про­вес ги профилактическую беседу со Щербаковым, разъяснить ему недопустимость тех действий, которые он совершает в отноше­нии Беленко, и предупредить об ответственности за эти действия. Кроме этого студентка обратилась в Совет ветеранов Великой Отечественной войны с просьбой оказать помощь Беленко в со­здавшейся ситуации. Именно это обращение оказалось наиболее действенным, так как Совет ветеранов, получив от студентки весь собранный по делу материал, уже от своего имени направил об­ращение в администрацию района. В результате отдел социаль­ной защиты под воздействием администрации выделил соци­альных помощников как Беленко, так и его соседу Щербакову. Беленко был очень доволен результатами работы студентки.

Очевидно, что на примере этого дела студентка поняла этичес­кую суть такой основы юридической профессии, как служение людям.

Мы говорим, что на сегодняшний день едва ли не единствен­ным способом обучения профессиональной этике юриста являет­ся практическая деятельность студента-клинициста. При этом

Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому чтовозникаетвопрос: вкаком профессиональном качествеон может выступать? Студент не может сталкиваться с этическими пробле­мами, типичными для судьи, прокурора, следователя. Но при обу­чении в клинике он может выступать в качестве представителя гражданина клиентаклиники. Наверное, именно в связи с эти­ми обстоятельствами в этические кодексы клиник включаются и обсуждаются на занятиях этические правила деятельности адво­ката (практикующего юриста).

В первую очередь это группа этических проблем, связанных с взаимоотношениями между юристом и его клиентом. Эти взаи­моотношения должны строиться на принципе доверительности. Практикующий юрист-лицо, к которому гражданин обращается за помощью в защите своих интересов. Следовательно, гражда­нин должен быть уверен в том, что юрист, принявший его дело, будет на «его стороне». От юриста он ожидает реальной помощи, существенных изменений в той ситуации, которая привела его к юристу.

Поэтому молодые юристы прежде всего задумываются над вопросом о том, сумеют ли они оправдать такие ожидания. В свя­зи с этим возникает необходимость обсудить этическое правило, согласно которому, принимая поручение, юрист должен быть уверен в своей компетентности*.

Обсуждая это правило, следует задуматься над рядом обстоя­тельств. Если после первого общения с клиентом юрист обнару­живает, что его знаний недостаточно, что он специализируется в другой области права, обязан ли он и имеет ли в такой ситуации право консультировать клиента? Должен ли он отказаться от ве­дения дела такого клиента? Сможет ли он обеспечить клиента ка­чественной юридической помощью?

Попытаемся с точки зрения этого этического правила оценить поведение юриста в следующей ситуации. Молодой юрист встре­тил своего коллегу в книжном магазине и на его вопрос о том, что он ищет на книжных полках, ответил: «Понимаешь, тут у меня клиент выгодный появился. У него проблемы с таможней. Вот я ищу комментарий к Таможенному кодексу. Он тебе нигде не по­падался?»

Позиция я считаю что обоснование потому что1 Компетентность юриста предполагает, во-первых, знание соответствую­щихнорм права, во-вторых, наличие необходимою опыта их применения, в-третьих, доскональный учет всех обстоятельств, которые касаются поруче­нийклиента и возможных правовых последствий их выполнения, наконец, в-четвертых, тщательну ю подготовку к надлежащему выполнениюпоручения кли­ента.

Наверное, решая вопрос о приеме дела в таких условиях, юрист должен отдавать себе отчет в том, сумеет ли он восполнить про­бел в знаниях, необходимых для оказания помощи своему клиен­ту, сможет липриобрести необходимую компетентность.

Проблема компетенции юриста приобретает особое значение в условиях деятельности юридических клиник при оказании юри­дической помощи гражданамстудентами-юристами, которые еще не в полной мере являются профессионалами. Именно поэтому в юридических клиниках существует проблема отбора дел, кото­рые «по силам студентам». Кроме того, должно устанавливаться жесткое правило: студент не предпринимает никаких действий по делу клиента клиники без обсуждения и одобрения их пре­подавателем или куратором клиники. В некоторых клиниках это правило прямо занесено в этический кодекс.

Очень важной является также проблема, связанная с возмож­ностью для юриста разгласить конфиденциальную информацию в интересах клиента. Например, как должен поступить юрист в ситуации, когда он представляет интересы истца по иску о вос­становлении на работе. Основанием для увольнения работодатель

Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому чтопосчитал вынужденный прогул. В беседе с юристом клиент сооб­щил, что причиной опоздания на работу на пять часов была ава­рия на железной дороге. Юрист понимает, что представления в суд одного только документа об этом происшествии будет вполне достаточно для получения решения о восстановлении на работе. Но он знает также, что клиент не желает разглашения сведений о том, что он находился в электропоезде в указанное время, по при­чине, которую он не хочет обсуждать ни с кем. Имеет ли юрист право предъявить в суд документ, который свидетельствует об ува­жительной причине опоздания его клиента на работу?

Мы должны также обсудить вопрос о том, существуют ли вре­менные рамки для действия правила конфиденциальности. Не ограничивается ли это правило лишь временем, в течение которо­го действует договор о предоставлении юридических услуг?

Во-вторых, правила работы в клинике должны быть приравне­ны к правилам работы юридической фирмы, согласно которым отношения при оказании юридической помощи возникают меж­ду клиентом и юридической фирмой в целом, а не с одним из ее сотрудников. Поэтому конфиденциальность обеспечивается в пре­делах этой фирмы; такие же правила действуют при конфликте

С принципом доверительности отношений клиента и юриста связаны и проблемы передачи дела от одного юриста другому. Студенты юридических клиник должны усвоить, что причины такой передачи должны быть только уважительными: болезнь, длительная командировка, завершение обучения в вузе. Для прак­тикующих юристов могут быть и иные уважительные причины, например длительный процесс, исключающий возможность пе­рерыва для ведения другого дела. Напротив, такой причиной не может быть предвидение возможной неудачи в получении нуж­ного по делу результата и, следовательно, возможной потери сво­его имиджа исключительно «успешного» юриста.

Но вот может ли быть назван неэтичным отказ юриста от веде­ния дела после того как он узнал, что клиент болен открытой фор­мой туберкулеза? Обсуждение такой ситуации помогает студен­там еще раз понять, что правила этики требуют от юриста обязательного обоснования выбора своего поведения в тех случа­ях, когда для принятия решения нет иного, кроме этического ос­нования.

Обсуждение принципа доверительности связано также с ана­лизом правила; согласно которому юрист не имеет права при­нять дело, если у него отсутствует правовая позиция для за­щиты интересов клиента.

Разумеется, обсуждается только принятие поручения на веде­ние гражданских дел. У защитника по уголовному делу позиция есть всегда. В соответствии с законом защитник не вправе отка­заться от участия в деле по своей воле даже в самой безнадежной ситуации. Он не имеет ни юридического, ни морального права оставить обвиняемого без помощи. Напротив, он обязан исполь­зовать все предусмотренные законом средства для защиты обви­няемого.

Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому что1 Образцы таких документов см.: Юридическаяклиника: опыт практическо­го обучения юристов.СПб.. 1999. С. 75-76.

1 Это правило закреплено в ст. 5 Этического кодексаюридической клиники Тверскогогосударственною у ниверситета.

Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому что Позиция я считаю что обоснование потому чтоНо если речь идет о представительстве в гражданском процес­се, следует обсудить вопрос о том, имеет ли юрист право взяться за дело, если он не видит его перспективы, не верит в успех и поэтому считает, что ничем не может помочь своему клиенту. Сделав вывод об отсутствии фактических и правовых оснований для выполнения поручения клиента, юрист обязан сообщить ему об этом и либо согласовать с ним возможное изменение содержа­ния поручения, которое будет иметь правовую позицию, либо от­казаться от принятия поручения. В противном случае он наме­ренно введет клиента в заблуждение относительно возможности положительного разрешения дела, т.е. по существу обманет чело­века, который ему доверяет.

Следующим принципом, определяющим отношения юриста и клиента, является принцип добросовестности.

В соответствии с этим принципом возникает необходимость обсудить правило полноты предоставляемых клиенту услуг.

Здесь особое внимание должно быть уделено обоснованию обя­занности юриста постоянно информировать своего клиента о по­ложении дела, сообщать ему обо всех изменениях, которые могут иметь значение для данного дела. Правило полноты предоставле­ния услуг связано также с обязанностью юриста разъяснять кли­енту право на обжалование не удовлетворяющего его решения суда и предлагать свою помощь в составлении кассационной жалобы или жалобы в порядке надзора. Студентыдолжны быть ознаком­лены с практикой привлечения к дисциплинарной ответственно­сти адвокатов за нарушение именно этого этического правила, когда адвокаты не приносят кассационной жалобы на обвинитель­ный приговор суда, если при рассмотрении дела в суде они заяв­ляли о невиновности своего подзащитного. Студенты должны понять, что от исполнения обязанности принести кассационную жалобу на приговор суда, который не принял позицию защиты об оправдании подсудимого, защитник может быть освобожден толь­ко в том случае, если против подачи такой жалобы возражает сам подзащитный. Они должны быть ознакомлены и с такой практи­кой опытных адвокатов, которые в случае возражения своего под­защитного от принесения кассационной жалобы предпочитают все-таки жалобу принести, но одновременно разъясняют своему подзащитному право эту жалобу отозвать. Преимущество такого поведения юриста состоит в том. что выбор возможных послед­ствий принятого решения в этом случае полностью принадлежит его подзащитному.

В соответствиис правилом полноты предоставляемых услуг

юрист обязан не только оказывать своему клиенту юридическую помощь в узких пределах конкретной просьбы, но и разъяснять все последствия, которые могут наступить в результате выполне­ния этой просьбы. Например, известен случай, когда к юристу обратился осужденный к лишению свободы, уже отбывавший наказание в колонии-поселении. Он просил оказать ему помощь в составлении жалобы в порядке надзора в связи с суровостью назначенного наказания. Юрист такую жалобу составил, и она послужила основанием для принесения надзорного протеста и последующей отмены приговора. В результате человек, получив­ший такую юридическую помощь, из колонии-поселения был переведен в следственный изолятор, где в долгом ожидании по­вторного рассмотрения дела в суде получил тяжелое заболевание.

Принцип добросовестности в отношениях между юристом и клиентом довольно часто закрепляется в этических кодексах юри­дических клиник путем введения, например, таких правил: «При оказании правовой помощи участник юридической клиники дол­жен проявлять внимание к интересам клиента. Студент обязан ин­формировать клиента о каждом действии, предпринятом для ре­шения проблемы клиента, и о его результате, а также отвечать на все вопросы клиента». Или: «Участник юридиче

Дата добавления: 2016-01-03 ; просмотров: 2293 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *